mospat.ru
Опубликовано в журнале "Церковь и время" № 62


Патриарх Московский и всея Руси Кирилл

Традиционные ценности и современный мир

Уважаемые представители государственной власти! Ува­жаемый Сергей Борисович!

Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства, всече- стные отцы, дорогие братья и сестры!

Сердечно приветствую всех вас на торжественной цере­монии открытия XXI Международных Рождественских обра­зовательных чтений.

Сегодня мы подводим итоги минувшего года и ставим задачи на год наступивший. Тема нынешних чтений — «Тра­диционные ценности и современный мир» — дает нам повод поразмышлять о важнейшей составляющей, важнейшей цели церковной миссии и миссии каждого христианина в жизни со­временного мира.

Люди всегда ощущают потребность расставить ценност­ные приоритеты в своей жизни. Такие приоритеты дают челове­ку ориентиры, определяют векторы личностного развития, по­буждают стремиться к чему-то, достигать определенных целей. Поэтому от того, какие мировоззренческие принципы ставились во главу угла того или иного общества, зависело благополучие и личное, и общественное, зависел культурный и духовный потенциал целых наций и цивилизаций.

Словосочетание «традиционные ценности» стало техни­ческим термином. Краткие Формулировки, технические терми­ны необходимы для передачи понятий, которые нуждаются в достаточно пространных определениях; отсутствие техничес­ких терминов затрудняет коммуникацию, то есть передачу смысла этих понятий другим людям. Но краткая формулиров­ка таит в себе и некую опасность — возможно выхолащивание смысла, использование одной и той же формулировки для весь­ма отличающихся друг от друга понятий. Именно это происхо­дит сегодня и с понятием «традиционные ценности»: обществен­ный дискурс нередко отталкивается от ложных представлений о самом понятии «традиционные ценности», из-за чего происте­кают дискуссии между людьми более консервативного настрое­ния и людьми иных взглядов — не потому, что они расходятся в принципах, а чаще всего потому, что под словосочетанием «тра­диционные ценности» понимаются разные вещи. Именно поэто­му я хотел бы пояснить, как Церковь понимает то, что скрывает­ся под словосочетанием «традиционные ценности».

В первую очередь, мне кажется, что ценности традици­онные — это те, что создаются традицией, и те, которые тради­цией сохраняются. И это не одно и то же. К ценностям, кото­рые создаются традицией, несомненно относятся национальная культура, фольклор, обряды, обычаи, которые возникают в не­драх народной жизни под влиянием множества факторов, на­чиная с факторов мировоззренческих, включая опыт человека, и кончая влияниями внешней среды, такими, как ландшафт, климат и т.д. Вот такие ценности обретают статус ценностей именно потому, что они включаются в традицию. Традиция придает им смысл и значение, в первую очередь для следую­щих поколений. Она их авторизует и адресует следующим по­колениям, она их сохраняет, но она же их и создает — в том смысле, о котором я только что сказал.

Но есть ценности, которые традиция создать не может, потому что они не проистекают напрямую из человеческого опыта. Более того, они нередко этому опыту противостоят, но с другой стороны, заключая в себе требования к человеку, эти ценности воспринимаются как нечто находящееся в согласии с человеческой совестью. Речь идет о нравственных ценностях, источником которых является Бог, а не человек.

Следует отличать ценности, придуманные человеком, от ценностей, которые открыл Господь. Первые являются отно­сительными, преходящими и зачастую меняются с ходом ис­тории и развитием законов человеческого общежития. Вторые вечны и неизменны, как вечен и неизменен Бог. Первые зачас­тую основаны на личных интересах человека и ставят целью достижение земного благополучия и получение сиюминутной выгоды. Вторые призывают презреть блага земной жизни ради высших целей и ценностей. Иными словами, евангельское уче­ние заключает в себе такие ценности, усваивая которые, чело­век становится способным понять, почувствовать Божие при­сутствие в истории, в своей собственной жизни и принять в свое сердце Бога. Церковь всегда свидетельствовала о важнос­ти следования традиционным, богозаповеданным нравствен­ным идеалам, ибо именно они обеспечивают духовный имму­нитет, стойкость и жизнеспособность всего общества.

На нас, христианах, лежит особая ответственность за со­хранение и передачу духовных, нравственных ценностей бу­дущим поколениям, чтобы не разрушилось человеческое об­щество, чтобы не исчезла гармоническая красота человеческо­го бытия и всего космоса.

Огромную роль в этом процессе играет образование, тес­ным образом связанное с воспитанием. Школа не может быть отделена от духовной культуры народа. Это общеизвестная педагогическая аксиома. Именно так говорил об этом классик отечественной педагогики Константин Дмитриевич Ушинский. Подразделяя школьные знания на приятные, полезные и необ­ходимые, он писал: «Такими необходимыми знаниями для каж­дого человека признаются: умение читать, писать и считать, знание оснований своей религии и знание своей родины» («О необходимости сделать русские школы русскими»).

За прошедший год в развитии православного образова­ния в Российской Федерации сделан важный шаг: во всех шко­лах, пока, правда, только в четвертых классах, родители полу­чили возможность избирать для изучения их детьми предмет «Основы православной культуры». И хотя значение этого со­бытия переоценить сложно, все еще остается ряд проблем, ко­торые нам предстоит решать в наступившем году совместно с органами власти, педагогами, представителями других рели­гиозных общин России.

Так, например, серьезное беспокойство вызывает ситуа­ция с введением курса «Основы религиозных культур и светс­кой этики» в столице. В Московской городской епархии лишь 23,4% родителей учащихся выбрали «Основы православной культуры». Это самый низкий показатель по Центральному федеральному округу. Поступают обоснованные жалобы на то, что многие родители не имеют возможности в полной мере распорядиться правом выбора того или иного модуля для сво­их детей, включая православную культуру. Это зачастую про­исходит вследствие неверной трактовки некоторыми руково­дителями образовательных учреждений и органов управления образованием понятий «светскости» государства, а также ока­зания ими давления на родителей, с тем чтобы они выбрали для своих детей «Основы светской этики» или «Основы миро­вых религиозных культур».

Хотел бы заметить, что преподавать «Основы светской этики» предложила Церковь, чтобы обеспечить нравственное воспитание детей из нерелигиозных семей. Конечно, делая шаг навстречу людям нерелигиозным, мы и представить не могли, что этот предмет станет использоваться для того, чтобы ли­шить православных людей возможности изучать свою собствен­ную культуру. Полагаю, что эти перекосы будут исправлены.

Есть, конечно, и другая причина, почему мы имеем не­высокий процент выбора этого модуля, особенно в таких горо­дах, как Москва, Петербург и некоторые другие. Многие роди­тели не уверены, что преподаватели, которым поручается обу­чать детей по этому модулю, обладают достаточной квалифи­кацией. И для того чтобы снять эти обеспокоенности, мы дол­жны уделить очень большое внимание подготовке преподава­телей «Основ православной культуры».

Перед началом нового учебного года Отдел религиозно­го образования и катехизации провел ряд мероприятий, направ­ленных на обеспечение качественного преподавания предмета «Основы православной культуры». 24 августа 2012 года на со­стоявшемся в Отделе совещании помощников благочинных города Москвы, осуществляющих взаимодействие с ОРОиК по вопросам преподавания ОПК, была определена система взаи­модействия Отдела и ответственных за преподавание ОПК в благочиниях.

Хотел бы остановиться еще на некоторых важных воп­росах, касающихся преподавания ОПК. Сегодня государствен­ными и церковными учреждениями ведется активная совмест­ная работа в данном направлении. Созданы специальные орга­ны: Межведомственный совет при Министерстве образования и науки, центральное Методическое объединение по ОРКСЭ, а также соответствующие советы в регионах.

В настоящее время в Министерстве образования и науки на рассмотрении находится «Концепция комплексного учебного кур­са “Основы религиозных культур и светской этики” на ступенях начального, основного, среднего (полного) общего образования», разработанная в Академии повышения квалификации и профес­сиональной переподготовки работников образования при участии представителей Синодального отдела религиозного образования и катехизации. Данная концепция предполагает поэтапное рас­ширение преподавания курса религиозных культур и этики: ввод­ный курс в младших классах, систематический курс в средних классах и обобщающий курс — в заключительном классе. Более детально об этом, я думаю, расскажет в своем докладе Преосвя­щенный митрополит Ростовский Меркурий.

На заседании Священного Синода 27 июля 2011 года был утвержден «Стандарт православного компонента для учебных заведений Российской Федерации», который обязателен для реа­лизации в православных школах и гимназиях. При этом нужно отметить, что утвержденные документы разработаны с учетом современных федеральных государственных образовательных стандартов и соотнесены со светской системой образования. Это отмечают и представители светского педагогического сообщества.

Отдельная тема — преподавание ОПК в школах при по­сольствах и в русских школах за рубежом. К сожалению, по данным Синодального отдела ОПК преподается только в 6-ти посольских школах из 80-ти. Этого явно недостаточно для того, чтобы дети наших соотечественников, работающих и живущих за границей, могли приобщаться к сокровищнице родной куль­туры и к основам православной веры. В связи с этим нам необ­ходимо развивать взаимодействие с профильными государ­ственными структурами.

Особо хотелось бы обратить внимание на ситуацию с православными дошкольными учреждениями.

К сожалению, в нашей стране количество православных детских садов растет не слишком динамично. В ряде епархий до сих пор нет ни одного подобного учреждения, хотя соответ­ствующее решение было принято еще на Архиерейском Собо­ре в далеком 1994 году. Вместе с тем православные детские сады за последние годы открыты во многих епархиях — осо­бенно хотел бы отметить Московскую, Кемеровскую, Белго­родскую, Смоленскую, Ставропольскую, Йошкар-Олинскую епархии, а также Нижегородскую и Тверскую митрополии.

Важное место в системе православного образования за­нимают воскресные школы. И если на занятиях по ОПК в госу­дарственной общеобразовательной школе ребенок может по­лучить лишь базовые культурологические сведения о Право­славии, то в воскресных школах и дети, и взрослые имеют воз­можность в полной мере узнать о вере и церковной жизни. Однако для того чтобы эта форма образования была эффектив­ной, необходимы системный подход к организации деятельно­сти воскресных школ и наличие образовательного минимума. Для решения этой задачи 25 декабря прошлого года Священ­ный Синод утвердил документы, призванные стандартизиро­вать работу воскресных школ.

В принятых документах наиболее успешные, имеющие богатый опыт и зарегистрированные в качестве самостоятель­ного юридического лица школы именуются «центрами духов­но-нравственного воспитания». Для таковых школ весьма важ­ным является придание им статуса учреждений дополнительного образования. Это позволит получать государственное финан­сирование, вести трудовой стаж педагогов, а также иметь дру­гие, не менее важные преференции. Важно понимать, что ли­цензирование воскресных школ по государственному образцу не является обязательной процедурой, но это открывает допол­нительные возможности на пути систематического развития православного образования, является очередным этапом его стандартизации, необходимой для повышения его качества и престижа.

Широкое обсуждение документов, регламентирующих деятельность воскресных школ, позволило выявить и ряд про­блем, существующих в данной сфере. К их числу относится нехватка квалифицированных кадров, единого учебно-методи­ческого комплекта для преподавания вероучительных курсов, а также порядок прохождения церковной аттестации.

В качестве положительного примера и образца успешной работы в решении первой проблемы, касающейся нехватки пе­дагогических кадров, можно указать на Екатеринбургскую мит­рополию, где есть учительская семинария, готовящая педагогов и директоров воскресных школ, а также функционирует епар­хиальная система контроля качества их деятельности.

Обращаю внимание всех присутствующих на то, что Си­нодальным отделом религиозного образования создан специа­лизированный интернет-портал «Православное образование», на котором публикуются нормативные документы, методические наработки, а также соответствующий опыт епархий. Издан сбор­ник таких документов, которые весьма полезны каждому при­ходу. Благодаря данному сайту в общей работе теперь могут принимать участие образовательные структуры всех епархий. Каждая епархия, благочиние, приход или школа могут зарегист­рироваться на портале, опубликовать новости, проконсультиро­ваться со специалистами в режиме реального времени. К сожа­лению, необходимость этого осознают не все. О своих наработ­ках пишут в основном отдаленные от центра епархии, которые наиболее остро нуждаются в том, чтобы их коллеги из Москвы, Саратова, Новосибирска и других крупных образовательных центров поделились с ними своим опытом.

Неотъемлемой частью жизни каждой церковной общи­ны должна быть катехизация. Чтобы реализовать данное поло­жение на практике, необходимо руководствоваться такими до­кументами, как «Церковный образовательный стандарт по под­готовке катехизаторов», «Положение о выдаче конфессиональ­ного представления», «Положение об аттестации катехизато­ров». Призываю всех епархиальных Преосвященных, особен­но новообразованных епархий, в сотрудничестве с Синодаль­ным отделом продолжать труды в сфере катехизации.

Немаловажную роль в приобщении подрастающего по­коления к православной культуре оказывают разнообразные конкурсы и олимпиады. В минувшем году Православным Свя­то-Тихоновским гуманитарным университетом в соработниче- стве с Синодальным отделом религиозного образования и Фон­дом просвещения «МЕТА» проводилась Общероссийская олим­пиада школьников по Основам православной культуры, были организованы Международный конкурс детского творчества «Красота Божьего мира», Всероссийский конкурс в области педагогики, воспитания и работы с детьми и молодежью до 20 лет «За нравственный подвиг учителя». Полагаю необходимым и в дальнейшем проводить подобные мероприятия, которые мобилизуют большое количество детей, молодежи и педагоги­ческого корпуса.

Хотелось бы с удовлетворением отметить, что Рожде­ственские чтения в последние годы приобретают всё более прак­тический характер. Во многих епархиях уже прошли региональ­ные Рождественские чтения, являющиеся подготовительным этапом международного форума. В частности, в Алма-Атинс­кой, Биробиджанской, Владимирской, Вологодской, Красно­ярской, Московской (областной), Ростовской, Липецкой, Санкт- Петербургской, Тульской, Якутской и в ряде других епархий и митрополий уже состоялись ежегодные образовательные кон­ференции. Их участники получили возможность поделиться практическим опытом, наработками и материалами по профи­лю своей деятельности, внести вклад в работу Международ­ных Рождественских чтений.

Если мы выстроим такую систему повсеместно и епар­хиальные Рождественские чтения будут предшествовать меж­дународным чтениям, проводимым в Москве, то мы, с одной стороны, обогатим работу наших чтений в Москве, с другой стороны, будем содействовать тому, что сама идея Рождествен­ских чтений, направленная на мобилизацию интеллектуально­го потенциала Церкви и общества в такой важной сфере, как сохранение традиционных ценностей, принесет наибольший эффект.

Отрадно видеть, что тезис о необходимости совместных действий, направленных на сохранение традиционных ценно­стей в современном мире, находит отклик у руководства наше­го государства. Слова Президента России в послании Федераль­ному Собранию о том, что государство должно всецело под­держивать институты, которые являются носителями традици­онных ценностей и исторически доказали свою способность передавать их из поколения в поколение, в полной мере отно­сятся к Церкви.

Церковь готова и дальше участвовать в обновлении вос­питательного компонента общего образования и в создании соответствующей программы. Думаю, такая программа будет эффективна, если станет результатом общественного обсуж­дения с участием представителей традиционных религий на­шей страны.

Завершая свой обзор, хотел бы сказать следующее. Ду­ховное просвещение и воспитание — это важнейшая составля­ющая церковной миссии, которая является делом каждого из нас. Каждый из нас на месте своего служения в соответствии со словом Священного Писания призван «проповедовать Цар­ствие Божие и учить о Господе Иисусе Христе со всяким дерз­новением» (Деян. 28:31).

От души желаю всем вам крепости душевных и телесных сил и помощи Божией в предстоящих трудах.