mospat.ru
Опубликовано в журнале "Церковь и время" № 53


Патриарх Московский и всея Руси Кирилл

Церковь и культура

Выступление Святейшего Патриарха Московского и всея Руси на первом заседании Патриаршего совета по культуре 3 декабря 2010 года в Сергиевском зале храма Христа Спасителя.

Хотел бы сердечно приветствовать на первом заседании всех членов Патриаршего совета по культуре и выразить вам благодарность за то, что вы откликнулись на мое приглашение принять на себя ответственное служение в качестве членов этого совета.
Думаю, что наше первое заседание должно быть посвящено размышлениям, на основании которых могла бы быть сформулирована повестка дня нашей работы. У меня есть конкретные предложения, я позже их озвучу. Но вначале, мне кажется, нужно просто задать вопрос о том, что происходит сегодня с культурой, с человеческой личностью. Многие из вас вовлечены в подобные дискуссии. Устно и письменно вы выражаете озабоченность по поводу того, что происходит сегодня с человеком, с общественными отношениями, и тесно связываете это с состоянием культуры. И мне хотелось бы начать свои размышления именно с этой темы. Иногда говорят об упадке культуры, но мне кажется, что речь идет о чем-то более существенном. Меняется некая духовная парадигма культурного развития, чего, пожалуй, никогда не было ранее. Культура — это возделывание, возделывание человеческой природы, человеческой личности, причем такое возделывание, результатом которого являются положительные плоды. Если сад не возделывается, то нет и плодов. Культивирование человеческой личности имеет целью ее возвышение.
Сегодня даже самому поверхностному наблюдателю становится очевидно, что многие из проявлений человеческого творчества, которые именуются культурной деятельностью, влекут за собой не возвышение человеческой личности, а упадок, деградацию, нравственное разложение, и как результат — разрушение семейных связей, общественных устоев, общественной морали. Появляются удивительные словосочетания — культура смерти, культура деградации, культура войны. Возникает вопрос: можем ли мы называть культурным то делание, в результате которого разрушается целостная природа человека и наносится ущерб человеческой личности?
Мы иногда выражаем чувство горечи по поводу того, с чем сталкиваемся, что видим, что с прискорбием констатируем, особенно, когда взор падает на молодых людей, только начинающих жить.
Может быть, то, что сегодня называется порой молодежной культурой и вообще массовой культурой, не имеет по сути отношения к таковой, является неким механизмом, приводящим в действие опасные процессы нравственного, духовного упадка человека. Мне кажется, что самое главное предназначение культуры — это сохранение человека в системе нравственных координат, потому что если человек выпадает из этой системы, то, как очень правильно сказано у Достоевского, такому становится все позволено, и человек превращается в зверя. Это одичание человеческих отношений сегодня приобретает очень опасный масштаб. Поэтому, полагаю, главное, о чем нужно было бы подумать, чтобы в меру наших сил (не думаю, что нам под силу радикально изменить ситуацию) дать обществу, молодежи, носителям культуры ясные сигналы. Считаю, это то, что и должен делать Патриарший совет по культуре.
Надеюсь, что тема кризиса современной культуры, тема культуры и антикультуры, псевдокультуры найдет свое развитие и в ваших выступлениях сегодня. А потом, на фоне этой общей озабоченности (я уверен, что это общая озабоченность), мы могли бы выстроить некую программу действий. Но не хочу предвосхищать наших решений и очень надеюсь, что ваши выступления позволят более четко прописать возможный план действий. Я бы предложил несколько проектов.

Цикл телевизионных передач Патриаршего совета по культуре

Учитывая огромную роль телевидения, думаю, нам нужно позаботиться о том, чтобы посредством телепередач приблизить к пониманию современного человека, особенно молодого человека, тайну культурного творчества. Что такое писатель, поэт, музыкант, художник для среднего человека? Это тот, кто делает что-то значительное, может быть, великое, но непостижимым образом. Ясно, как собираются машины на заводе, как работает автомобильный конвейер, ясно, как вычерчиваются, особенно сейчас, при помощи компьютеров, различного рода проекты зданий, конструкций. Но что происходит в сознании художника, будь то композитор, художник, скульптор, артист, писатель? Этот захватывающий мир творчества остается непонятным для многих людей, а потому и не назидательным.
Я думаю, было бы замечательно, если бы мы могли все вместе под рубрикой «Патриарший совет по культуре представляет» создать длительный цикл телевизионных передач, в которых сами художники, творцы культуры рассказывали бы о своем внутреннем опыте, о своем мировоззрении, мировосприятии, помогали бы людям понять тайну своего творчества. Такая умная, глубокая, рассчитанная на широкий круг людей работа могла бы действительно привлечь огромное внимание телевизионной аудитории, в том числе и молодежной. Лекции всегда слушаются с определенным интеллектуальным напряжением. Причем лекции замечательных лекторов слушаются очень многими. А если их снабдить художественным рядом, проиллюстрировать то, что говорит тот или иной представитель культуры живым, красивым языком, на который способно современное телевидение, то, думаю, мы могли бы действительно достичь очень многого.
Благодарю члена нашего совета Сергея Леонидовича Шумакова, главного редактора телеканала «Культура», который дал предварительное согласие на то, чтобы на этом канале такого рода деятельность осуществлялась. Совершенно очевидно, что в этом проекте должны принимать участие деятели и духовной, и физической культуры, потому что та и другая вместе есть единое поле, которое человек вспахивает всю свою жизнь. Нельзя духовное отделить от физического. В древности были еретики манихеи, которые говорили о том, что дух — это понятие со знаком плюс, а плоть и физическая природа — со знаком минус. Церковь осудила эту ересь. Человек состоит из души и тела, духовное и физическое присутствует в нем, пока он живет на этой земле, и в течение всей жизни человек вспахивает единое поле — духовно-материальное поле своего бытия. Готов лично включиться в этот проект. Для меня было бы весьма сложно участвовать в нем постоянно на регулярной основе, но, к примеру, раз в три месяца я, вероятно, имел бы возможность подвести какие-то итоги того, что было сделано, со своей точки зрения прокомментировать, сказать что-то людям. Я благодарен Олегу Борисовичу Добродееву за то, что он готов предоставить время и на телеканале «Россия» для таких периодических выступлений Патриарха, которые касались бы того, что будет предлагаться нашей телевизионной аудитории членами Патриаршего совета и идти под рубрикой «Патриарший совет по культуре представляет».

Выставка «Православная Русь. Итоги 20-летия: 1991–2011 годы»

На будущий год мы будем отмечать очень важную дату, о которой пока мало кто говорит и размышляет — 20 лет жизни в новой стране. Наверное, многие будут подводить итоги того, что произошло в нашей промышленности, в науке, образовании. Но, думаю, нужно подвести итог и тому, что за эти 20 лет произошло и в духовной жизни нашего народа, в том числе — в жизни Церкви. Размышляя о том, как это можно сделать, я подумал о том, что у нас проводится ежегодная выставка «Православная Русь». На будущий год мы могли бы сделать ее более масштабной и значительной. Можно провести эту выставку под названием «Русь православная. Итоги 20-летия: 1991–2011 годы». Это должна быть выставка-форум, но не сосредоточенная в одном месте, а проходящая на различных площадках города Москвы. Затем в какой-то своей винтэссенции эта выставка могла бы посетить Санкт-Петербург, Киев, Минск, другие крупные города России, ближнего и, может быть, также дальнего зарубежья.
Если говорить о том, что следовало бы представить на этой выставке, то это, конечно, тема восстановления разрушенных храмов и монастырей. Мы уже привыкли к сообщениям о том, что где-то восстановили, отстроили, отреставрировали храмы. Но давайте только вдумаемся: за эти 20 лет восстановлено 23 тысячи храмов. Ничего подобного не происходило ни в одной стране никогда в истории. И это произошло не во время экономического благополучия, политической стабильности,  социальной гармонии. Это происходило на фоне экономических, политических и социальных сложностей и конфронтации. Это действительно некое чудо.
Думаю, об этом нужно ясно сказать, и мир должен увидеть, на что оказалась способна Русь православная — на великий подвиг воссоздания из небытия всего того, что было разрушено, изничтожено, осквернено. Ведь достаточно вспомнить, что к 91-му году прошлого столетия во всем Советском Союзе было около семи тысяч действующих храмов и 22 монастыря. А сегодня у нас более 30 тысяч храмов и около тысячи монастырей. Это ведь не просто арифметическая картина, ведь за этим колоссальный подвиг людей, и не только священнослужителей, монахов, а нашего общества, потому что все это создавалось руками мирян и на деньги, которые собирались благотворителями. Это не могло произойти без  деятельной помощи интеллигенции, представителей власти. Думаю, что эта картина реального, эпохального возрождения православной Руси заслуживает того, чтобы отмечая 20-летие исторических преобразований в жизни нашего народа, мы могли бы об этом поговорить на наших форумах.
Вторая тема, которая могла бы быть представлена как самостоятельная в рамках того же проекта, — это развитие православного искусства. За 20 лет появились прекрасные образцы современной иконописи, церковной архитектуры, прикладного искусства, православной живописи, кинематографии, музыки. В связи с этим можно было бы провести, допустим, в Манеже выставки живописных работ православных художников. Есть огромное количество прекрасных полотен.
Немалый интерес, думаю, вызвала бы и выставка «Русская церковная архитектура XXI века». Вы знаете, что стараниями нашего государства в Париже был приобретен участок земли на берегу Сены, недалеко от Эйфелевой башни, для строительства православного собора и центра. Открылся конкурс проектов и поступило несколько сотен предложений. Колоссальный интерес. Сейчас начинает заседать международное жюри, которое должно будет выбрать из этих сотен проектов десять, среди которых потом мы выберем один. Когда я просматривал некоторые из этих предложений, я был поражен фантазией, невероятным талантом людей, тем, как они захотели выразить русскую православную архитектурную традицию в контексте жизни современного западного неправославного города. Думаю, можно найти очень много интересных проектов в нашей стране и в странах ближнего зарубежья. Можно было бы привлечь Дом архитектора для проведения такой выставки.
Если говорить о музыке, то в Консерватории, в Колонном зале могли бы прозвучать произведения современных композиторов — как хоровые, так и инструментальные. У нас пишутся оратории, симфонии, замечательные произведения симфонического искусства и прекрасные хоровые произведения.
В рамках проекта можно было бы провести форум кинематографистов, журналистскую конференцию, посвященную, в том числе, нравственной ответственности журналистов и средств массовой информации перед обществом.
Наверное, было бы очень важно также прикоснуться к интеллектуальной сфере и поразмышлять на тему «Русская религиозно-философская мысль конца XX — начала XXI века». Было сделано очень много философских открытий за это время. Но наше общество, да и вся человеческая цивилизация сегодня так стремительно мчится, что часто люди не видят того, что происходит рядом. Именно в эти трудные годы, думаю, на свет появились замечательные философские идеи, которые могут реально оплодотворять жизнь людей, в том числе общественную жизнь. Можно было бы также провести большой форум, касающийся церковно-государственных и церковнообщественных отношений, собрать съезд православных книгоиздателей.
На форуме следует обсудить не только достижения, но и поговорить о проблемах церковной жизни. Что-то из этих проблем становится известным через средства массовой информации. К сожалению, не всегда эти средства имеют возможность адекватно представить существующие проблемы, что, как мне кажется, приводит иногда к очень неверным выводам. Но сами по себе проблемы существуют, и о них нужно говорить, думать, открыто их обсуждать.

Социальная реклама

Есть еще один проект, который я хотел бы предложить вашему вниманию. Наши города, особенно пригороды, лесные участки, пляжи превратились в свалку. Этот проект связан с темой огромной важности — темой бытовой культуры людей, экологической ответственности. Трудно требовать от людей культурного поведения, если они не научены, если у них нет чувства ответственности.
Эта же тема может быть развита и в иной плоскости — межличностных отношений, этикета. Уже в какое-то далекое прошлое ушли элементарные вещи — когда младшие уступают место старшим, когда мужчины встают, если в комнату входит женщина, когда человек не позволяет себе быть невежливым, невнимательным или грубым.
Как бы мы могли, размышляя на все эти темы, передать наше послание обществу, молодежи? Возможны разные пути. Это могут быть книги, фильмы, выступления. И очень перспективным мне представляется создание социальных роликов. Это короткие произведения, которые показывают весь ужас, ненормальность жизни не по человеческим правилам, которые наглядно будут учить людей, как нужно вести себя: какие отношения должны быть между мужчиной и женщиной, между старшими и младшими, каково должно быть отношение к природе, к собственному здоровью.
У нас есть опыт создания таких роликов по теме преодоления алкогольной угрозы. Должен вам сказать, что это сильные кинематографические произведения, очень сжатые, лаконичные, но производящие очень большое впечатление на людей. Я только сожалею, что они недостаточно представлены сегодня на телевизионных каналах. По ответным сигналам мы понимаем, что эта информация достигает сознания людей. Поэтому можно было бы создать целую программу подготовки таких социальных роликов, помимо тех, которыми мы могли бы сопроводить нашу борьбу за повышение бытовой культуры людей.

Сеть кабельного телевидения для исправительных учреждений

Еще одна тема, требующая осмысления — это состояние людей, которые находятся в заключении. У нас почти миллион людей за решеткой. Среди них очень большой процент молодежи, людей, оступившихся впервые. Уже стали общим местом рассуждения о том, что человек, попадающий в тюрьму, выходит оттуда преступником.
Мы попытались разобраться: а что же происходит там, по ту сторону двери с замком? Происходит много опасного для человеческой личности. Это очень серьезный разговор, и он не для Совета по культуре. Но есть нечто, что могло бы стать и предметом нашей озабоченности. Мы обратили внимание на то, какие телевизионные передачи смотрят заключенные. В основном это криминальные фильмы, которые романтизируют сам криминал.
Почему бы не подумать о создании кабельной системы телевидения для мест заключения, не наполнить ее замечательными произведениями кинематографа, телевизионными передачами? Ведь тогда люди будут помещаться в совершенно иную систему ценностей и жизненных приоритетов. Когда еще человек, попавший в заключение, подумает о том, что есть романтика честного труда, доблестного служения Родине? Кто с ним будет говорить на эти темы? Если же через подачу соответствующего видео, кинематографического материала можно было бы повлиять на сознание заключенных, особенно молодых людей, это могло бы привести к положительным последствиям.

Такого рода телевизионный контакт с этой категорией людей способствовал бы также их подготовке к выходу на свободу, к выбору профессии, к продолжению жизни после заключения. Не думаю, что на таком телевидении большой процент должны занимать церковные передачи. Я бы сделал этот процент незначительным. Духовные идеи, которые Церковь артикулирует, в которых Церковь воспитывает людей, могут и должны, конечно, передаваться путем прямой проповеди — это происходит уже две тысячи лет и будет происходить до скончания века. Но ведь то же самое можно передавать обществу имплицитно, через культуру, что и происходило, кстати, на протяжении всей истории.
В связи с этим хотел бы вспомнить замечательные слова Георгия Федотова. Когда он узнал где-то в конце 1920-х — начале 1930-х годов, что в Советском Союзе снят запрет на публикацию классиков, он сказал: Россия спасена, потому что Пушкин и Толстой сделают гораздо больше, чем тонны газетных страниц «Правды». И он был прав, потому что в нашей классической литературе имплицитно присутствует христианская система ценностей, в которой и был воспитан наш народ. Поэтому очень важно, чтобы для людей, особенно находящихся в заключении, это воспитание высокой морали, разрушение криминального образа жизни и мыслей осуществлялось не путем только прямой проповеди, но и через воздействие культуры.
Предлагая вам эти проекты, а также общее направление нашей работы, связанное с преодолением негативных явлений в жизни современного общества, в том числе и в культурной сфере, я хотел бы выразить смиренное упование на то, что общими усилиями Церкви, представителей культуры, институтов гражданского общества мы могли бы переломить те весьма опасные явления и тенденции, которые существуют в общественной жизни как России, так и других стран Русского мира.