mospat.ru
Опубликовано в журнале "Церковь и время" № 50


Архиепископ Волоколамский ИЛАРИОН

Христианство— религия сильных духом

Многие задаются вопросом: что такое быть христианином? Вот что мы читаем в памятнике III века, известном как «Послание к Диогнету» и приписываемом святому Иустину-мученику: «Христиане… представляют уникальный и поистине невероятный образ жизни. Живут они в своем отечестве, но как пришельцы; имеют участие во всем как граждане, и все терпят как чужестранцы. Для них всякая чужая страна есть отечество, и всякое отечество — чужая страна… Одним словом, что в теле душа, то в мире — христианин».

Эти слова говорят нам о самоопределении раннехристианс­кой общины. Несмотря на то, что прошло много веков с тех пор, как было написано послание, слова его, по сути дела, относятся к каждо­му из нас. Мы действительно живем в своей стране, носим такую же одежду, как другие люди, говорим на том же языке, что и окружаю­щие, но призваны быть «солью земли» и «светом мира».

Быть христианином — значит нести особую ответственность: мы должны уметь жить жизнью обычного человека и в то же время наполнять эту жизнь совершенно особым внутреннем и духовным содержанием. Мы должны жить так, чтобы помогать другим людям находить ту истину, которая открылась нам через Церковь, через христианскую веру. А для этого мы прежде всего должны быть ду­ховно крепкими и сильными.

Христианин никогда не одинок

Я не буду сейчас касаться других религий и других форм ре­лигиозного опыта, а поведу рассказ об именно христианском опыте и о том, что дает нам Церковь, если мы действительно являемся ее полноценными членами.
Христианин никогда не одинок, потому что он член церков­ной общины. В Церкви он находится среди своих братьев и сестер.

Невозможно быть христианином и при этом не ходить в цер­ковь. Ошибаются и обманывают себя и других те люди, которые го­ворят: «Бог у меня в душе, самое важное — быть хорошим челове­ком. Зачем нужны все эти ритуалы, зачем нужно молиться Богу, ког­да Он и так все знает? Зачем нужно молиться святым, когда нам не нужны посредники между нами и Богом?» Есть целая категория лю­дей, которые считают себя верующими и при этом находят всевоз­можные предлоги для того, чтобы не ходить в Церковь и не быть членом церковной общины.

Однако иметь Бога в душе недостаточно для того, чтобы быть христианином. Более того, многие из тех людей, которые считают, что Бог у них в душе, на самом деле Бога в душе не имеют. Ведь иметь Бога в душе — значит постоянно помнить о Нем и неизменно ориентировать на Него свою жизнь, находиться в состоянии непрес­танного богообщения через молитву и церковные таинства. Таким образом, невозможно носить Бога в душе, не будучи членом религи­озной общины.

Религия сильных духом

Христианство — религия для людей, сильных духом. Но это не значит, что слабый человек не может найти себя в христианской вере. Церковь открыта для каждого: в ней находится место для пра­ведного и грешного, для богатого и бедного, для здорового и больно­го, для сильного и слабого. Церковь дает возможность слабому обре­сти духовные силы, духовную энергию, а больному человеку — если не исцелиться от болезни телесной, то, во всяком случае, находить в себе силы воспринимать эту болезнь как посещение Божие, перено­сить ее с терпением и надеждой на Божественное милосердие. Церковь помогает каждому человеку переносить испытания, невзгоды и беды, которые выпадают на его долю.

Церковь, как говорили святые отцы, есть духовная врачебни-ца — место, куда человек приходит для того, чтобы получить исце­ление, и прежде всего исцеление от греховного образа жизни, от гре­ховных привычек. Но Церковь — это также и школа, которая абсо­лютно незаменима для человека, ее не могут заменить никакие кни­ги, никакие учебные дисциплины в общеобразовательном или спе­циальном учебном заведении, потому что Церковь есть школа ду­ховной жизни. Эта школа помогает человеку правильно выстраивать свои взаимоотношения не только с Богом, но и с окружающим ми­ром и с людьми. Именно поэтому Церковь является источником ду­ховной силы, именно поэтому Церковь и слабого человека способна сделать сильным духом.

Чудо духовного преображения

Мы знаем из истории Церкви великое множество людей, ко­торые приходили в нее совершенно беспомощными, но в ее ограде они настолько обогащались духовно, что становились способными просвещать других людей светом Христовой истины. Именно таки­ми людьми были апостолы, которые, когда их призвал Господь, были малограмотными или вовсе безграмотными рыбаками и не знали ничего, кроме своих рыбацких сетей. Но придя ко Христу, став чле­нами общины учеников Господа, они были просвещены Святым Духом и в день Пятидесятницы получили такую духовную силу, кото­рая превратила их из простых рыбаков в учителей нравственности и духовной жизни.

Такое духовное преображение и нравственное перерождение происходило и происходит в Церкви очень со многими людьми. По собственному опыту пастырского служения, которое продолжается более 20 лет, могу сказать, что видел многих людей, которые прихо­дили в Церковь совершенно растерзанными, падшими, убитыми го­рем, раздавленными тяжестью собственных грехов или дурных при­вычек. Приходили в Церковь и наркоманы, в облике которых, каза­лось, не оставалось ничего человеческого. Однако постепенно через участие в таинствах Церкви, через изменение своего образа жизни, они отказывались от наркотиков, прививались к плодородной лозе Христовой Церкви, начинали питаться ее живительными соками, и эти соки постепенно заменяли в их организме ту отраву, которой эти люди питались прежде. Я своими глазами видел духовное преобра­жение, которое происходило с этими людьми иногда через весьма короткий промежуток времени — два или три года.

Это, я думаю, самое великое чудо, которое можно созерцать в христианской Церкви. Это чудо особенно зримо для пастырей, кото­рые способны наблюдать за духовным развитием своих пасомых. Иног­да нас спрашивают: почему в древности бывали чудесные явления, а сейчас их нет. На это очень просто ответить: чудеса были в древности, они есть и сейчас, и одно из таких чудес — то духовное преображение, которое происходит с человеком в Церкви. Именно потому и нужна Церковь: она преображает жизнь человека, а следовательно, общества, поскольку жизнь человеческого общества изменяется к лучшему бла­годаря духовному преображению каждого из нас.

Молодой христианин призван быть миссионером

Какова ответственность молодого христианина в современном мире? Всякий христианин призван быть миссионером и апостолом — молодой и старый, здоровый и больной, образованный и необразо­ ванный. Но молодой человек в силу того, что у него еще много сил и энергии, которые не растрачены на ненужные и вредные вещи, мо­ жет принести особую пользу себе и другим, если будет со всей серь­ езностью воспринимать свое христианское призвание.

Молодой человек сегодня окружен множеством соблазнов, и та идеология, которая господствует в современном мире, оставляет мало места для духовного развития личности, для того, чтобы чело­век мог воплощать в жизнь христианские идеалы. В тексте, который я цитировал в начале своего выступления, говорится о том, что хри­стиане ничем внешне не отличаются от других людей. Внутреннее же их отличие от людей неверующих или верующих, но, как гово­рят, «не практикующих», должно быть очень большим. Для того что­бы быть «душой в теле», быть «солью земли» и «светом миру», нуж­но иметь очень твердый нравственный и духовный внутренний стер­жень, однако этого невозможно добиться путем механического отка­за от чего-либо.

Найти смысл жизни

Сегодня многие молодые люди страдают не от того, что у них не хватает денег, развлечений или каких-то материальных благ, а от того, что им не хватает смысла жизни: у них есть все, но они не зна­ют, зачем живут. Этот внутренний конфликт немало молодых людей приводит к наркотикам, алкоголю, безнравственности и иной раз яв­ляется причиной преждевременной смерти, а то и самоубийства.

Бесцельное, бессмысленное существование, лишенное Бога, лишенное высшего смысла, а значит, и высших нравственных цен­ностей — вот что, в конечном итоге, предлагает сегодня человеку безбожный секулярный мир. Сегодня потребительское общество предлагает молодому человеку все возможности для удовлетворе­ния своих материальных потребностей. Даже система образования, воспитания, а в особенности то мировоззрение, которое пропаганди­руется через СМИ, создают особый вид человека, вся деятельность которого направлена на потребление. Взять от жизни все — такова идеология, которая проповедуется потребительским обществом. Как можно больше приобрести, стяжать деньги, успех, преуспеть в карь­ере — вот те идеалы, которые проповедуются в том числе и совре­менной молодежной культурой. Ни в чем себе не отказывать, ни в чем себя не ограничивать, развлекаться, наслаждаться жизнью, по­тому что она коротка, не заметишь, как и молодость пройдет — вот идеология, которой живут очень многие молодые люди. Мы, право­славные христиане, должны помогать им понять, что невозможно человеку обрести смысл жизни, если он будет всю свою шкалу ду­ховно-нравственных ценностей ориентировать исключительно на потребительство, успех, карьеру, на достижение земного счастья и на развлечения.

Мы должны, твердо сознавая, в чем смысл нашей собствен­ной жизни, помогать и другим людям понять, что жить нужно с оп­ределенной целью, которой должно быть духовно-нравственное со­вершенствование, для того чтобы каждый из нас становился лучше, чтобы вокруг нас, как говорил преподобный Серафим Саровский, спасались тысячи людей.

Церковь — не система запретов

Иногда Церковь и ее учение воспринимают как систему нрав­ственных запретов: верующему человеку нельзя чего-то, что мож­но другим людям. Это совершенно неправильное представление. Действительно, существуют определенные запреты или, скорее, ре­комендации, которые дает Церковь человеку, — например, воздер­живаться от того, от чего обычно не воздерживаются люди, живущие в миру. Но эта система запретов или рекомендаций направлена исключительно на то, чтобы человек, в конечном итоге, жил счастливее, лучше, чтобы жизнь его была полноценной, чтобы он пони­мал, зачем живет.

Те запреты и рекомендации, которые Православная Церковь очень твердо хранит, несмотря ни на какие веяния времени, направ­лены не на то, чтобы ограничить человека и сделать его несчастным, а на то, чтобы дать ему полноценную жизнь.

Приведу несколько примеров. Сегодня среди молодежи очень распространено безразличное отношение к ранним или бес­порядочным половым связям. Многие думают, что нет ничего осо­бенного в том, чтобы «погулять» в молодости. Потом, считают эти молодые люди, мы остепенимся, вступим в брак и заведем детей. Однако беспорядочная половая жизнь, которая у многих сейчас начинается в очень раннем возрасте, часто приводит к тра­гическим последствиям.

Человеку, привыкшему с легкостью отдаваться сексуально­му наслаждению без последующих нравственных обязательств, трудно будет создать полноценную крепкую семью. Он будет вос­принимать своего сексуального партнера как объект потребления и супружеские отношения попытается построить исключительно на телесном влечении: сегодня оно есть — хорошо, а если завтра не будет — значит, пора разводиться. Супружеская любовь становит­ся похожа на здание, построенное на песке: сегодня есть влюблен­ность, восторг, а завтра — ничего. У такой любви нет стержня, ос­нования: подули ветры, разлилась вода — и здание упало. Многим молодым людям из-за того, что в раннем возрасте они нарушают нравственный запрет на половое общение со своими сверстниками, потом бывает очень трудно создать полноценную семью. Из-за этого бывает много разводов, неполноценных семей, когда ребенок растет без отца, матери или даже без обоих родителей. Из-за этого в нашей стране, как и во многих других, совершается огромное, про­сто немыслимое число абортов.

«Планирование семьи»

А ведь многие люди даже не воспринимают аборт как пре­ступление. Воспринимают его как вполне обычное явление, как ря­довую медицинскую операцию, которая происходит просто потому, что мужчина или женщина, или оба супруга пока не готовы иметь детей. Сама идея «планирования семьи», по сути, является кощун­ственной и противоречащей не только христианскому вероучению, но и самому здравому смыслу, на котором строилась на протяжении веков жизнь человечества.

Почему человечество на протяжении веков размножалось? Да потому, что для людей семья, супружеская верность и рождение де­тей были важными духовно-нравственными идеалами. Если у чело­века было много детей, то это воспринималось как особое благосло­вение Божие. Почитайте Ветхий Завет: если у человека не было де­тей, это воспринималось как наказание или проклятие. Люди видели именно в детях, в их рождении и воспитании одну из высших целей своего существования и благодарили Бога за каждого ребенка, кото­рый был им послан Промыслом Божиим. И не было представления о том, что можно «спланировать» количество детей, что можно от од­них отказаться, абортировав их, а других родить и вырастить.

Когда традиционный идеал семьи оказался забытым, когда семья перестала быть приоритетом, когда приоритетом для многих людей стал материальный успех, карьера, деньги, а дети оказались как бы на обочине человеческого существования, именно тогда на­чался кризис рождаемости, который продолжается в наше время. Ребенок сегодня нужен многим супружеским парам лишь для того, чтобы не чувствовать себя неполноценными и несостоявшимися. Сегодня для человека, который хочет считать себя успешным, очень важно иметь ребенка, как правило, одного ребенка. Потому что на­личие ребенка входит в перечень обязательных для счастья матери­альных благ наряду с квартирой, машиной, собакой, с женой, если это мужчина, с мужем, если это женщина. Сюда же входит и один ребенок. Два ребенка, реже три — редкость, а многодетные семьи — таких сегодня и вовсе почти не найдешь.

А между тем христианская Церковь говорит о том, что счас­тье человека не в том, чтобы самому прожить жизнь, но в том, чтобы передать жизнь другому. Человеку необходимо не только самому обрести счастье, но и передать это счастье другим, прежде всего, сво­им детям. Не только самому чему-то научиться, но и научить других. Особое счастье, которое испытывают супруги, когда у них рождает­ся ребенок, несравнимо с тем счастьем, которое можно получить в результате осуществления идеалов потребительского общества.

Поэтому система запретов, которая существует в сфере рож­дения и воспитания детей и которую многие молодые люди сегодня воспринимают как что-то совершенно устаревшее и не соответству­ющее современным идеалам, создана именно для того, чтобы жизнь на земле воспроизводилась и чтобы жизнь эта по Божиему благосло­вению передавалась нашим детям и нашим внукам. Не только в ма­териальном смысле, но, прежде всего, и в духовном.

Зависимость

Сегодня очень большой опасностью для молодых людей яв­ляются различного рода зависимости. «Зависимость» — это меди­цинский термин. Но в основе его лежит совершенно правильное и чисто медицинское представление о том, что человек не является полноценной личностью, даже его физическое существование не может быть полноценным, если он не имеет в самом себе той духов­но-нравственной основы, которая делает его независимым от вне­шних факторов.

Сегодня врачи говорят об алкогольной, наркотической, сексу­альной зависимости, о зависимости от табака. Все это разные сторо­ны одного и того же феномена, который заключается в том, что чело­век не хочет или не может найти в себе силы существовать без «допинга», ему обязательно нужны какие-то возбуждающие средства в той или иной форме.

И вот юноша или девушка еще в школьные годы начинают с пива, потом переходят к более крепким алкогольным напиткам. А далее это превращается в проблему, в зависимость, которую они по­рой не могут побороть в течение всей своей жизни, потому что они не просто привыкают к алкоголю, а приобретают биологическое вле­чение к нему. Таким людям кажется, что если не выпьешь, то «на­строения не будет», не выпьешь — поговорить по душам не удастся, не выпьешь — счастья не будет в жизни. И вот каждый день они ждут того момента, когда можно будет выпить первую рюмку, за ней следует вторая, потом третья. Если появилась биологическая зависи­мость, то у человека уже нет сил остановиться — его могут остано­вить только близкие люди или длительное и, к сожалению, не всегда успешное лечение зависимости.

Так не лучше ли с самого начала не привыкать ни к алкоголю, ни к наркотикам, ни к другим видам допинга?

Сегодня распространяются и новые формы зависимости, как, например, зависимость от компьютерных игр, когда человек погру­жается в мир иллюзий вместо того, чтобы жить полноценной чело­веческой жизнью. Он на многие часы уходит в иллюзорный мир, побеждая в нем каких-то выдуманных противников, одерживая виртуальные победы, потому что не способен состояться в реальной жизни.

Церковь призывает людей к настоящей, полноценной жизни. Это предполагает определенные запреты не потому, что Церковь проповедует некие устаревшие нормы, а потому, что если не отка­заться он некоторых вещей, то попадешь от них в зависимость; если не отказаться от иллюзорных ценностей, невозможно будет вопло­тить в своей жизни ценности реальные; если не отказаться от «до­пинга», то потеряешь вкус к реальной жизни, к реальным удоволь­ствиям, к настоящей радости.

Церковь может дать человеку истинную радость — это та ра­дость, которой сияли подвижники Церкви, — такие, как преподоб­ный Серафим Саровский, который был отшельником, жил в очень скудных материальных условиях, в лесу. Он был лишен тех радос­тей, которые сегодня доступны человеку, но при этом всегда жил в радости. Он каждого человека, приходившего к нему, встречал сло­вами: «Христос воскресе, радость моя!» Казалось бы, люди пришли из мира, им доступны материальные блага и удовольствия — ведь среди приходивших к старцу были и состоятельные, и успешные люди, — но обращались они к преподобному, жившему в скудости, со своими скорбями и унынием. И этот человек, который был лишен всех земных богатств, умел дарить им радость. Он умел вдохновлять их на духовный подвиг, он дарил им силы. Многие, соприкасаясь с ним, обретали тот внутренний стержень, без которого они не могли жить и существовать. Значит, природа непреходящей радости — не в материальных наслаждениях и удовольствиях, а в том, что являет­ся духовным приобретением, то есть в полноценной внутренней жиз­ни. Именно такую полноценную внутреннюю жизнь дает Церковь.

Церковь и таинства

Церковь — это община людей, которые между собой связаны опытом молитвы и общением в таинствах. Церковь невозможна без таинств, они есть события в жизни человека, в которых ему совершен­но особым образом открывается Бог. Через них человек преображает­ся, ибо таинства — это момент, когда что-то превращается во нечто.

Приведу в пример Евхаристию: в этом таинстве хлеб и вино становятся Телом и Кровью Христа. Это происходит незримо для материальных очей человека, но мы верим в то, что после молитвы священника, молитвы общины, призывания Святого Духа и сошествия Его на хлеб и вино эти материальные предметы становятся Телом и Кровью Христа, они становятся носителями Божественной энергии и Божественного присутствия. И когда мы причащаемся Святых Христовых Тайн, то ощущаем духовное внутреннее измене­ние, которое происходит с нами.

Я часто обращаю внимание на то, что в словах евхаристичес­кой молитвы, когда священник или архиерей призывает Святого Духа, он просит, чтобы Святой Дух сошел «на ны и на предлежащия дары сия», то есть на нас, присутствующих здесь, и на хлеб и вино. В рав­ной степени Святой Дух должен сойти на дары, чтобы их преобра­зить в Тело и Кровь Христа, и на верующих, которые предстоят в храме и молятся, дабы преобразить их из ветхих людей в новых, дать им новую жизнь, новые силы.
Духовное преображение происходит в церковных таинствах, из которых самым сильным и главным после таинства Крещения, открывающего доступ ко всем другим таинствам, является Святая Евхаристия. Нигде и никогда человек не может более тесно соеди­ниться с Богом, чем в этом таинстве, когда наше тело становится Телом Христа, наша кровь становится Кровью Христа.

Есть и другие таинства, в которых происходит преображение человека, — например, таинство Исповеди. Исповедь — это не просто момент, когда человек пришел к священнику для того, чтобы назвать свои грехи или, как некоторые думают, для того, чтобы поделиться проблемами и получить совет. Исповедь — это прежде всего момент, когда человек анализирует собственную жизнь, когда он ставит себя перед судом правды Божией, смотрит на себя и говорит: вот в этом я не преуспел, вот это — мой недостаток, вот это — мой грех.

Ведь очень часто люди вообще не замечают своих грехов и своих недостатков. Им кажется, что у них в жизни все в порядке, а недостатки есть только в других людях, и вместо того чтобы рабо­тать над собой, они начинают исправлять недостатки других людей. Но ведь люди гораздо хуже поддаются влиянию и изменению извне, чем в процессе внутренней работы над собой. В итоге человек нахо­дится в ситуации постоянного конфликта между собой и окружаю­щими людьми, потому что в глазу другого человека он видит сучок, а в глазу своем не видит бревно, как говорит Спаситель.

Таинство Исповеди помогает человеку очень спокойно и внят­но, прежде всего для самого себя, осознать то, что отделяет его от Бога, и через молитву священника, через разрешение от грехов полу­чить новые силы для того, чтобы с этими греховными страстями бороться. И даже если в результате исповеди не произошло какого-то радикального изменения образа жизни человека, все равно исповедь нужна как момент, когда человек напоминает себе о своем христиан­ском долге и своем христианском призвании. А самое главное — это момент, когда рука Господа касается человека через руку священни­ка и помогает ему обрести новые духовные силы.

Все церковные таинства дают возможность человеку обрести новое качество жизни. Именно поэтому так важно быть не просто христианином по убеждениям, но христианином по образу жизни. Именно поэтому важно не только исповедовать христианство своей религией, но и быть церковным человеком. Необходимо помнить, что членство в Церкви, исповедание христианской веры оказывает радикальное положительно преображающее влияние на нравствен­ный облик человека.

«Ходить перед Богом»

Христианином является не только тот человек, который испо­ведует, что Христос есть Бог воплотившийся, и не только тот, кто регулярно исповедуется, причащается и по воскресеньям и праздни­кам ходит в храм. Христианин есть человек, вся жизнь которого ориентирована на евангельские идеалы и на христианские духовно-нрав­ственные ценности, который всю свою жизнь, каждый свой посту­пок, каждое свое слово сверяет с очень высокой планкой Христова учения.

Эта ответственность лежит на всех нас и, может быть, в осо­бенной степени — на молодом поколении христиан. Мы должны очень серьезно и ответственно относиться к нашему христианскому призванию, тщательно следить за своей жизнью, читать Евангелие и творения святых отцов — не только для того, чтобы почерпать оттуда информацию об основах нашей веры, но и научаться из этих книг тому, чем мы должны жить и как себя вести. Настоящий христианин — толь­ко тот человек, который способен жить по Евангелию, для которого христианство — не просто интеллектуальное убеждение, мировоз­зрение, но образ жизни. Это человек, чья жизнь пронизана чувством присутствия Божия и предстояния перед Господом.

Из Ветхого Завета нам известно выражение «ходить перед Богом». Мы читаем в Библии о царях, которые «ходили перед Бо­гом» и делали «угодное в очах Божиих», и о тех, кто не «ходил перед Богом», а поклонялся идолам. Сегодня же у молодежи есть множество ложных идеалов, которым она поклоняется как куми­рам. Важно не поддаваться на соблазны окружающего мира, не по­читать этих ложных идолов. Необходимо, чтобы нашим единствен­ным духовно-нравственным ориентиром был Христос, чтобы об­раз нашей жизни и нашего поведения определялся теми абсолют­ными ценностями, которые составляют основу духовно-нравствен­ного учения Церкви.