Протоиерей Димитрий Конюхов, О. Л. Янушкявичене
Исихастская и постмодернистская модели образования
В последние десятилетия идеология постмодернизма глубоко проникла во все сферы человеческой жизни, в том числе и в образование, нарушив развитие педагогической мысли, возникшей на основе традиции, преемственности, авторитета. Несколько поколений стали участниками образовательного процесса в русле парадигмы «нового мышления», «реформ», основанных на идеях постмодернизма.
Но постмодернизму есть духовная альтернатива. Участие человека в церковной жизни, в богослужении, таинствах делает его свидетелем и участником священных событий, позволяет в причащении Святых Тайн соединиться с Богом для вечной жизни, смыв греховную скверну с собственного «Я», и достичь соединения с другими.
Безблагодатность, неполнота и ущербность постмодернизма может быть восполнена в Православии, в том числе в традиции исихазма — там, где философия обретает Путь, Истину и Жизнь.
Исихазм представляет собой течение в православном монашестве, практикующее отшельничество, безмолвие, «умную» молитву, «внутреннее делание». Достигшие совершенства в подвиге сподобляются действия божественныой энергии, видения нетварного света, подобного свету, озарившему Господа Иисуса Христа на горе Фавор во время Преображения.
Начало исихастской традиции восходит к египетским и палестинским отшельникам IV-V веков, в числе которых — преподобный Антоний Великий, преподобный Макарий Великий, диакон Евагрий Понтийский, преподобные Нил Анкирский, Иоанн Кассиан, Ефрем Сирин и др. В этот период формируется монашество киновийное (общежительное) и анахоретское (отшельническое), а также пустынножительство. Позднее появилось скитское (идиоритмическое) монашество с раздельным жительством, но общим богослужением, единым духовном ритмом. Уединение для единения с Богом, непрестанная молитва, старческое руководство, наставничество, духовничество, напряженное внутреннее делание — основа исихастской практики.
Исихазм — не философия, но лицезрение Истины, это не теория, но свидетельство о духовном опыте, опыте Любви.
Один из ведущих исследователей исихазма протоиерей Иоанн Мейендорф выделял четыре смысла в современном употреблении слова «исихазм». Прежде всего, это «покой», «молчание», «безмолвие» в соответствии с буквальным переводом с греческого и связанная с таким образом жизни созерцательная, отшельническая форма монашества в Египте, Палестине, Малой Азии, возникшая в III-IV веках. Жизнь монахов-исихастов определялась внутренней непрестанной молитвой, «умным деланием», стремлением к обожению как началу преображения мира.
Кроме того, термин «исихазм» определяет психосоматический метод «Иисусовой молитвы», распространившийся на Афоне в Византии в XIII-XIV веках. Слово «исихазм» употребляется также как синоним термина «паламизм» — системы богословских понятий, выработанных святителем Григорием Паламой в полемике с Варлаамом Калабрийцем и другими оппонентами. Наконец, встречается термин «политический исихазм» — политическая, социальная, культурная программа эпохи Комнинов и Палеологов и на территории Московской Руси1.
Исихастская практика имела огромное воспитательное значение, так как послушник (ученик), имея перед собой живой пример человека, стремящегося к единению с Богом и путем молитвенного общения, вопрошания, диалога, углубления в священные тексты достигающего духовно-нравственного совершенства, и сам становился способным к учительству.
Целостность, являясь основополагающим свойством жизни христианина, простирается и на христианский педагогический процесс. Мироздание и отношения между людьми рассматриваются в целостности. Грехопадение нарушило эту целостность, христианин же стремится воссоздать ее. Любой аспект жизни рассматривается не как частный отдельный элемент, но в связи с целым. Педагогика, основанная на исихазме, в высшей степени антропологична, так как учитель не просто транслирует знания, но заботится о целостности личности вос- питуемого, учитывает его индивидуальность, окружение, семейную обстановку. Воспитательный процесс становится неотделим от образовательной деятельности.
Сегодня происходит «новое открытие» исихазма, глубокое изучение этого явления. В связи с этим возникают вопросы: для кого предназначен путь обожения, декларируемый исихазмом, является ли он всеобщим? И уже в наше время нужно ставить вопрос о роли исихазма в педагогике.
Вполне обоснованным представляется внедрение в педагогическую науку термина «педагогический исихазм», наподобие упомянутого выше «политического исихазма».
Педагогический исихазм—это направление в православной педагогике, целью которого является максимально возможное соединение обучаемого с Господом нашим Иисусом Христом.
Основная цель образования в исихастской педагогике— обожение человека, что достигается путем воцерковления, то есть максимального проникновения в сакральную жизнь Церкви. Воцерковление является средством стяжания Святого Духа, методом познания Божественной Истины. Педагогика воцер- ковления — это педагогика преображения, направленная на выявление в человеке образа Божия через духовно-нравственное совершенствование, добродетель, святость. Предмет православной педагогики, стержнем которой является педагогический исихазм, есть процесс обретения личностью спасительного, нравственно востребованного духовного опыта. Однако такая педагогика — это лишь средство, некая совокупность знаний, которая служит, как пишет В.Н. Лосский, цели, превосходящей всякое знание, соединению с Богом, обожению2. Педагогический исихазм проходит путь от мышления к созерцанию, от познания к опыту3. Он рассматривает бытие человека в категориях вечности и бессмертия, направляя образование и воспитание на «конкретную личность, связанную ответственностью перед Богом за свою жизнь, сохранение и развитие исторических и культурных традиций народа, частью которого он является и судьба которой уходит в эсхатологическую перспективу, к которой все мы приобщаемся через смерть»4. «Нельзя так жить, как если бы не было смерти, но нельзя так и воспитывать, как если бы не было смерти»5.
Педагогический исихазм развивает духовную основу человека, четко памятуя о различении духов, утверждая невозможность организации духовной жизни только через развитие его психофизических функций. Духовный рост невозможен через развитие интеллекта, воли и чувств, хотя духовная жизнь и опосредуется развитием душевной периферии. Педагогический исихазм подчеркивает абсолютность понятий добра и зла. Зло не может быть оправдано и эстетизировано, что мы наблюдаем в постмодернизме.
Воспитание понимается в исихазме как путь ко спасению: в таких условиях оно обретает подлинный смысл подготовки человека к вечности. Но спасение невозможно без Церкви, основанной Христом для таинственного общения верных с Богом, между собой, с Церковью Небесной, для питания верных благодатными дарами Святого Духа. Поэтому воцерковление есть освящение всей жизни человека светом веры, его непреложное предстояние Богу. Воцерковить — значить научить жить и мыслить в соответствии с учением Церкви, Священным Писанием и Священным Преданием, и в них нужно искать ответы на главные жизненные вопросы. Воцерковить — значит преодолеть разлад между мыслью и чувством, плотью и духом, знанием и верой; обрести полноту бытия в духовном и материальном мире, освящать и преображать личность в Духе Истины и Любви6.
Человек сотворен по образу и подобию Бога (Быт. 1:2627; 5:1-2). Под образом Божиим усматривается преимущественно духовная природа человека, возможность преодолевать чувственную природу, законы материального мира, в достижении бессмертия, разумности человека в свободе, совести, ответственности, творческих способностях. Поэтому образование рассматривается как восстановление целостности человека, предполагающее развитие всех его сил, сторон с соблюдением иерархического принципа в его устроении. Бог открывает человеку знания по мере его подготовленности. Господь открывает Себя чистому и смиренному сердцу, поэтому чистота сердца есть условие образования человека Духом Святым. Педагогический исихазм — путь стяжания Святого Духа, путь покаяния, смирения, нравственного очищения в постоянном молитвенном диалоге души с живым Богом. Суть обучения, таким образом, предстает как «педагогическая поддержка врожденной потребности человека к познанию Истины и к Богообщению»7.
Целью постмодернистской педагогики является указание направления или пути, по которому ученик должен двигаться, в отсутствии Абсолюта, авторитетов, иерархической соподчи- ненности.
В качестве единственной цели и ценности образования выдвигается формирование человека, поглощенного потреблением аудиовизуального продукта, с ослабленной волей и самоконтролем, не способного найти точку опоры в трудных обстоятельствах. Этому способствуют нападки на классический разум, на критерии общеобязательности и объективности ценностей и норм, на принцип рациональности.
Содержание образования в исихастской педагогике—это познание Истины, обретение знания, передаваемого по цепочке сверху, готовность человека осознать, понять и вместить преподаваемое учение, когда знания, умения и навыки дополнены живым духовным опытом Богообщения.
Содержание образования в постмодернизме — это не предмет, а процесс, отказ от универсальной теории в пользу многовекторной дискурсности.
У. Пайнер, М. Грумет, У. Рейнолдс отмечают, что «содержание образования должно фокусироваться на внутреннем опыте ученика, а не на внешних учебных целях. Цели могут проявляться или появляться в ходе учебного процесса»8. Ученику, а не учителю должно быть предоставлено право предлагать свои цели обучения в ходе диалога. Источником содержания образования выступает опыт, который учит приспосабливаться к жизни и помогает самореализации личности.
Основной чертой «постформального мышления», по Дж. Кинчелоу, является производство собственных знаний, а не воспроизводство данных (навязанных) знаний от учителя9.
Поскольку текст является одной из главных категорий постмодернистского дискурса, то содержание образования может быть представлено в виде текста. Тогда в нем можно вскрыть много противоречий, односторонности, пропаганды, искажений, предубеждений, свойственных прошлым эпохам.
Учитель предоставляет ученику условия для изучения информации без предубеждения, самостоятельного сравнения, анализа, обобщения. Результатом такого обучения является придание учащимися собственного значения изучаемому материалу, выработка собственного взгляда и мировоззрения в целом.
Сравнивая исихастскую и постмодернистскую педагогику, можно увидеть принципиальные различия, которые прежде всего сказываются на отношении к личности учащегося. В исихастской педагогике личность всемерно раскрывается, развивается, преображается и, наконец, обоживается.
Личность в постмодернизме исчезает, нравственный аспект в воспитании нивелируется, из учащегося стремятся сделать машину по производству и удовлетворению желаний.
Исихастский метод Богопознания является сегодня альтернативой постмодернистскому. Человек стремится искать внутренний мир, без логики. Для разума философия становится сущностью, психология предстает как психоанализ, искусство как сюрреализм.
Сегодня борьба с метафизикой со стороны просвещения и модернизма сошла на нет, постмодернизм не борется с метафизикой, но предпочитает метафизику отсутствия. Богословие Церкви также не связано с метафизикой, являясь наукой врачевания человеческой души. Исихазм — не философия, но метод лечения, основанный на сосредоточении человеческой личности, связанной с созерцанием Бога. При этом исихаст обучает истине о Боге, полагаясь на собственный опыт Богообщения.
Все предлагаемые постмодернистские концепции образования подразумевают кардинальную реформу школ: во-первых, превращение их в локальные и полуавтономные организации; во- вторых, отказ от существующего консенсуса о целях и содержании образования и воспитания; в-третьих, индивидуализирующие методы обучения и, наконец, применение психотехнических методов для изменения сознания как школьников, так и учителей.
Постмодернистами развивается концепция знания как субъективной конструкции, они активно переоценивают отношения «учитель — ученик», применяя социально-психологические методы релятивизации ценностей. Предполагается отказ от учителя — авторитета и учителя — воспитателя.
Проводится мысль о том, что современная школа как подсистема современного общества себя изжила. Классное преподавание не может более являться методом взаимоотношения учителя и учеников. Чем больше многообразия, тем лучше. Каждая образовательная организация должна иметь свой профиль и не претендовать на всеобъемлющее образование и воспитание. Как это созвучно с внедряемыми ныне в России новыми стандартами образования! Свобода выбора предметов у учеников должна быть максимальной. Многообразные стили преподавания порождают многообразные условия преподавания, что делает обучение индивидуализированным. Пусть школьник обучается так, как ему заблагорассудится!
Необходимо изменение форм дидактической коммуникации, поскольку антагонистические роли учителя и ученика перестают удовлетворять общим интересам образования. К.Г. Флехзиг подчеркивает, что не существует уже учителя и ученика, а есть лишь обучаемый и помогающий в обучении, при этом между ними присутствуют общие образовательные интересы. Изменились как статус учителя, так и его существо. Теперь он не посредник, опосредующий знания и транслирующий их, но слуга ученика, отнюдь не выступающий центром опосредствования знания. Должна измениться сама культура образования10.
Американский «новый левый» П. Гумен в 1975 году называл школу тюрьмой и концентрационным лагерем и требовал ее ликвидации. Он писал, что молодежь должна учиться «на улицах, в кафетериях, магазинах, по радио, в парках и на фабриках», в так называемых «уличных школах». Его последователи строили модель обучения во всех сферах общества, прежде всего в «повседневной жизни как месте квазиестественного обучения», говоря, что «школа должна перестать быть экстерриториальным местом внутри существующего общества»11.
Постмодернистами проводится мысль о коренной переоценке всех ценностей, прежде всего в образовании. Школа повинности кардинально устарела. Гештальт-педагогика (призывающая процесс образования проводить в различных средах) разрабатывает методы анализа межличностных отношений в малых группах, использует методы психологической терапии в педагогике с помощью игр, психодрам, социодрам. Решающим моментом в перестройке индивида представители гештальт-педагогики считают перестройку индивидуального опыта. В радикальных направлениях постмодернистской философии образования опыт — центральное понятие. «Обучение через опыт», «восстановление свободного потока опыта» — формулы гештальт-педагогики. Бюлов пишет, что «обучение не должно осуществляться в изолированных школах, а должно проходить в тесном контакте со всем общественным целым»12.
Исихастская практика основана на опыте Богопознания и Богообщения, опыте, который цементирует богословие человека, делая из него цельную личность.
Постмодернистский опыт, напротив, подразумевает множественность дискурсов, он обращен к суете мира сего, так сказать, вниз, а не вверх, он приземленный и банальный и нарушает цельность человеческой личности.
Ганс Цбинден в докладе «Образование в Швейцарии завтра»13 утверждает, что формальные институты образования должны быть заменены неформальными: супермаркетами, средствами массовой информации, модой и т.п. Гештальт-педагогика ведет к разрушению существующих ценностей, к релятивизации добра и зла, поскольку в них усматриваются лишь формы нормативного регулирования, а выдвижение норм — это результат и свидетельство репрессии.
Примечательно, что в недавнюю эпоху модерна и гуманизма наука противопоставлялась Церкви. Теперь же, по мнению постмодернистов, их роднит репрессивность.
Исихастская педагогическая модель в ее традиционном виде, базирующаяся на духовно-нравственных началах и имеющая место в педагогике, основана на необходимости обретения человеком полноты собственной реальности, которая предполагает вовсе не только суверенитет и гегемонию индивидуального «Я». Человек предстает в различных обликах, раскрывающих сущностные стороны и уровни субъективной реальности: бытие в качестве субъекта (функциональное и обыденное), индивидуальности (единичное и уникальное) и личности (целостное и над-обыденное). Человек в течение жизни постоянно стоит перед проблемой выбора добра и зла, достойного и недостойного бытия в мире. Восхождение на уровень личностного бытия может приносить страдание, но может дать и наслаждение полнотой жизни.
Эта образовательная модель ориентирует педагогическую деятельность на исконные духовные традиции, составляющие культурно-историческую идентичность народов, и сообщают людям их истинно человеческое измерение. Эвристическая ценность модели — в фиксации антиномии человеческой субъективности: она — средство («орган») саморазвития человека, и она же должна быть преодолена (преображена) в духовном возрастании. Реализация антропологического подхода означает введение образовательной практики в духовный контекст.
Секулярное мировоззрение весьма настороженно относится к теме духовного как к архаичной религиозности, едва ли не мракобесию. Однако реальность духовного настойчиво и последовательно проявляет себя во всех культурах во все времена. Термин «духовность» имеет важное для педагогики прикладное содержание: духовность есть предельное определение человеческого способа жизни, проявляющегося в родовой укорененности, культурной преемственности и личностной устремленности человека, его сопряженности в мотивах, делах и поступках с добром или злом (так как духовность бывает разная).
Духовность в человеке — это живое начало, к которому можно обращаться. В рамках духовно-ориентированной педагогики оно именуется «духовным “Я”». К проявлениям «духовного “Я”» относят позитивную свободу и чувство правды, творческую интуицию и восприятие прекрасного, веру и верность, надежду и терпение, любовь и милосердие. Основным свидетельством существования «духовного “Я”» является голос совести, знакомый каждому душевно здоровому человеку. В голосе совести приоткрывается сокровенная тайна человеческой души, делающая человека потенциально бесконечно богатым, но также актуально незавершенным. Здесь же заключена сила личности, устремляющая человека к доброму и верному даже пред лицом угроз и испытаний. (В. Франкл называл это качество «упрямством духа»).
Педагогический исихазм является высшей степенью православного образования и воспитания вообще. Если православное образование подразумевает сообщение учащемуся сведений из различных разделов православного богословия (Священного Писания, истории Церкви, литургики, догматического, нравственного, сравнительного богословия и т. д.), то исихастское образование ставит целью осмысление этих сведений на базе молитвенного опыта, вдумчивое отношение к любой получаемой информации (политической, экономической, культурной) и интерпретация ее с православной точки зрения.
Педагогический исихазм подразумевает концентрацию всего процесса обучения и воспитания вокруг Типикона (церковного Устава). Благообразие, строгость, красота, гармония богослужений являются средством для правильного внутреннего устроения человека. Архимандрит Иоанн (Маслов) писал: «Богослужение Православной Церкви, исполняемое по церковному Уставу во все времена, с глубокой древности являлось и является руководством, средством внутреннего духовного обучения и воспитания, источником не только христианской веры, но и деятельности. Христианские храмы являются живыми училищами благочестия для всех христиан»14.
Педагогический исихазм исходит из того, что «жизнь ума и сердца в человеке не прекращается ни на мгновение, но они заражены грехом. И если не дать душе богоугодных упражнений, то она будет развивать в себе зло, ложь, которыми заражена»15.
Педагогический исихазм занят формированием в человеке добрых навыков, стремясь к непрерывности образовательного и воспитательного процесса, к отслеживанию развития и закрепления этих навыков. При этом огромное значение имеет дисциплина, упорядоченный уклад повседневной жизни, традиции, согласующие внутренне и внешнее в жизни детей. «Устроишь внутренне — и внешнее устроится», — писал архимандрит Иоанн (Маслов)16.
Обратившись к исихазму, мы рассмотрели предельные цели и возможности становления человека. Конечно, исихастская педагогика не может быть принята в качестве модели реформирования массовой школы. Однако русская классическая школа по своему духу несла в себе ряд сущностных элементов иси- хастских школ. Это прежде всего нравственное достоинство, чувство долга, акцентация значимости Другого, установка на целомудрие, стремление к обретению глубинных смыслов, доверие к христианским воспитательным традициям. И это дает нам весомое основание утверждать, что отречение от исконной традиции в пользу постмодернистских нововведений культурно и исторически необоснованно и потенциально разрушительно.
Примечания
- МейендорфМ., прот. О византийском исихазме. Доклад на заседании Византийской группы Ленинградского Отделения Института истории АН СССР. Л., 1973. ↩
- Лосский В.Н. Очерк мистического богословия Восточной Церкви. Догматическое богословие. М., 1991. С. 10. ↩
- Там же. С. 33-34. ↩
- Шестун Е., свящ. Православная педагогика. Самара. 1998. С. 2930. ↩
- Зеньковский В.В. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии. М., 1993. С. 132. ↩
- Шестун Е., свящ. Православная педагогика. Самара. 1998. С. 3132. ↩
- Там же. С. 37. ↩
- Дмитриев Г.Д. Модернизм, постмодернизм и теория содержания образования. www.portalus.ru. ↩
- Kincheloe J. Toward a critical politics of teacher thinking: Mapping the postmodern. Westport, 1993. Р. 26. ↩
- Флехзиг К. Г. Доклад на XIII конгрессе Немецкого общества педагогов 16-18. 03. 1992. ↩
- Огурцов А.П. Постмодернистский образ человека и педагогика. «Человек», 2001, № 3-4. ↩
- Там же. ↩
- Там же. ↩
- Маслов Н.В. Обращение к читателям журнала «Русский инок». «Русский инок», № 8, 2006. ↩
- Там же. ↩
- Там же. ↩