mospat.ru
Опубликовано в журнале "Церковь и время" № 48


Архиепископ Волоколамский ИЛАРИОН

Почему нельзя прожить без веры?

Дорогие отцы! Дорогие братья и сестры!

Я очень рад сегодня быть здесь, в Политехническом музее, где существует очень давняя традиция чтения лекций на религиозные темы для широкого круга людей, в том числе и для тех, кто не относит себя к православию, или тех, кто находится на пути к Церкви. Традиция эта существовала еще в дореволюционное время. Она была прервана в годы гонений, но сейчас возобновлена, и радостно, что появилась подобная платформа для общения между представителями Церкви и теми людьми, которым небезразлична религиозная тематика.

О религиозном образовании

Я хотел бы начать с воспоминаний о том времени, когда религиозные знания не были доступны широкому кругу людей, когда религия была гонима и находилась в гетто, когда многие люди узнавали о ней из курсов научного атеизма, из источников, искажавших представление о вероучении, например таких изданий, как «Библия для верующих и неверующих». В те времена знания о религии приходилось собирать по крупицам. Только те, кто очень настойчиво интересовался этими вопросами и не жалел сил для того, чтобы добывать информацию о религии и Церкви, могли приобщаться к религиозному просвещению через «самиздат», через общение с верующими людьми, через соприкосновение с религиозной тематикой в русской литературе и искусстве.

Собственно религиозное образование было доступно лишь тем немногим, кто поступал в духовные семинарии и академии, а поступали они с конкретной целью: стать священнослужителями. Таким образом, религиозно образованными в нашей стране были только священнослужители. Запрещалось давать детям религиозное воспитание, не было и преподавания религиозных предметов в школе — наоборот, детям внушалось, что Бога нет, в учебных заведениях им прививали атеистическое мировоззрение.

С того времени многое изменилось. Кажется, что сегодня картина в значительной степени иная: религия очень широко представлена на общественном поле, повсюду слышен голос Патриарха, церковная тематика освещается в газетах, журналах и других СМИ, по телевидению мы регулярно видим выступления священнослужителей, в Интернете существует множество религиозных сайтов. Означает ли это, что мы избавились от той безграмотности в религиозной области, которая была свойственна нам 20 или 30 лет назад? Думаю, что нет. И дело здесь не только в том, что не все интересуются религией, но и в том, что людям, которые сами не имеют религиозных корней, которые не воспитывались в духе той или иной религии, бывает очень трудно разобраться во всем многообразии информации, доступной нам сегодня.
Таким образом, если раньше религиозная безграмотность проистекала от того, что знания о религии были труднодоступны и их приходилось собирать по крупицам, то сегодня зачастую причина этого явления в том, что на интеллектуальном рынке религии соревнуются одна с другой. Читателю предлагается такое множество религиозной литературы, что человеку неподготовленному очень трудно разобраться, что читать, а что нет, с чего начинать, где подлинные религиозные знания, а где фальшивка.

Надо сказать, что таких фальшивок сегодня очень много, в том числе и среди тех изданий, которые авторы относят к православной литературе. Иной раз, зайдя в храм, человек может найти на полке в книжной лавке совсем не ту литературу, с которой следовало бы начинать, чтобы стать православным христианином. Я не говорю уже о том, что в публикациях СМИ, а часто и в общественном сознании религия очень тесно переплетается с различными суевериями: на одной полосе того или иного издания вы можете увидеть православный месяцеслов и гороскоп, рассказ о каких-то религиозных общинах или просьбы о пожертвовании на восстановление храма и одновременно — предложения о снятии порчи, приглашения к знахарям, причем эти знахари — так называемые народные целители и экстрасенсы — нередко прикрываются религиозной атрибутикой, используют для привлечения людей иконы и православную терминологию. Весь этот поток разнообразной информации, конечно, смущает людей и дезориентирует их, и большое число тех, кто вполне искренне пытается найти истину и обрести смысл жизни, захлебываются в потоке информации, становятся жертвами мошенников, аферистов или сектантов.

Вера и обрядоверие

Одна из особенностей нашего времени — очень широкое распространение такого явления, как обрядоверие, когда религия воспринимается прежде всего как совокупность некоторых обрядов или предписаний, которые человек должен соблюдать для того, чтобы быть представителем этой религии. Мне очень часто приходится отвечать на вопросы людей, причем это бывает и в храме, и в рамках телевизионной передачи, которую я сейчас веду1, а также в самых различных аудиториях, и меня всегда удручает количество вопросов, которые посвящены обрядам: ношение или неношение платка, ношение брюк, как креститься, что можно и чего нельзя делать в храме. Как будто Православная Церковь — это только совокупность каких-то предписаний и обрядов! Гораздо реже встречаются вопросы по существу жизни и веры.

В настоящее время для многих, кто идентифицирует себя с Православной Церковью, православие является не более чем культурной традицией. Например, люди знают, что если родился ребенок, то его надо принести в церковь покрестить, но они не представляют, зачем это надо делать и что должно происходить дальше. Вот покрестили ребенка, а дальше он остается совершенно чуждым Церкви, потому что чуждыми Церкви являются его родители.

Абсолютное большинство нашего населения сегодня идентифицирует себя с православной верой — это, по разным подсчетам, от 70 до 80 процентов людей. Но далеко не все, и даже не большинство из них являются подлинно православными людьми, которые сознают смысл своей веры и, что еще более важно, чья жизнь мотивирована православным мировоззрением.
Религиозная потребность и смысл жизни

Зачем нужны религия и Церковь, почему нельзя прожить без веры? В чем опасность безрелигиозной жизни? В советское время существовало стереотипное мнение, якобы религия нужна для того, чтобы удовлетворять некую религиозную потребность: вот у некоторых людей есть религиозная потребность, и для ее удовлетворения нужны религия, Церковь, культ, священники. Нельзя сказать, что в этом утверждении нет определенной доли истины. Религиозная потребность действительно существует, причем у гораздо большего числа людей, чем это могло казаться атеистам, которые выступали против религии в советское время. Религиозная потребность обусловлена самой природой человека. Она обусловлена тем, что человек создан по образу и подобию Божию и Создатель вложил в душу человека стремление найти Бога, стремление обрести смысл своего бытия.

Действительно, Церковь способна удовлетворить эту потребность. Она способна дать человеку возможность найти смысл существования и встретиться с Богом. Но более важным мне кажется то, что Церковь помогает человеку стать лучше, преображает его жизнь; а преображая жизнь отдельного человека, Церковь преображает окружающий его мир: его семью, тех людей, с которыми он работает, общается. И именно поэтому, начиная с одного человека, Церковь может оказывать преображающее влияние на все общество. Она оказывает такое влияние благодаря тому, что помогает человеку найти смысл жизни.

Сегодня именно отсутствие смысла жизни является, как мне кажется, основной болезнью молодежи. В наше время каждый молодой человек получает какоето образование: сначала в школе, потом некоторые поступают в высшие учебные заведения, но это образование, как правило, бывает фрагментарным либо узко специализированным. В школе ребенок получает множество сведений о самых различных предметах. В лучшем случае школа помогает человеку интеллектуально развиваться и узнавать те или иные полезные сведения. В худшем же случае она становится тяжкой обузой для молодого человека, который, заканчивая среднее учебное заведение, забывает то, чему его учили, и не потому, что его учили бесполезным вещам, а потому, что все предметы преподавались фрагментарно, и человек, получая определенную сумму знаний, не получил конкретных мировоззренческих прививок. Он не получил такого целостного восприятия жизни, которое необходимо для того, чтобы вся совокупность знаний сложилась в некую общую систему. И мы видим, что выпускники не только школ, но и вузов нашей страны очень часто не способны систематизировать те знания, которые они приобретают. Высшее же образование, как правило, является узко специализированным, то есть если в школе человек получает сумму знаний по различным предметам, то в высшем учебном заведении он обретает углубленные знания в какой-то конкретной и очень узкой области. И опять же, в большинстве случаев это не воспитание в мировоззренческом плане, но лишь приобщение к тем или иным профессиональным навыкам.

Получается, что система образования не может дать молодому человеку смысл жизни. Не может его дать и окружающая действительность, с которой человек соприкасается. Мы живем в потребительском обществе, в обществе, где шкала ценностей очень далека от шкалы ценностей в традиционных религиях. Современное общество, в том числе посредством средств массовой информации, внушает потребительское отношение к жизни, то есть человеку предлагается жить от одной вехи до другой: он должен окончить школу, потом институт, далее следует найти хорошую работу, создать семью. Надо добиться, чтобы была квартира, купить машину, потом завести ребенка. И вот эти цели достигаются, а счастья в жизни при этом может и не быть, и смысла своего существования человек может не ощущать.

Очень часто от отсутствия смысла жизни страдают люди, которые всем обеспечены, у которых все есть, которым, казалось бы, всего хватает, чтобы быть счастливыми; только вот счастья нет. Его нет потому, что человек не видит, зачем он существует. И тогда он начинает искать какие-то суррогаты, некую подмену того, к чему он, быть может, сам того не осознавая, внутренне стремится. В этом причина различных зависимостей: алкогольной, наркотической, сексуальной, игромании, в том числе компьютерной, и других форм зависимости, которых с каждым годом, с каждым поколением становится все больше. Это происходит потому, что человек, не имеющий внутреннего стержня и не осознающий, для чего он живет, человек, у которого, может быть, все есть, но нет самого главного — счастья или чувства удовлетворенности, пытается свою внутреннюю пустоту чем-то заполнить и впадает в зависимость от тех или иных факторов.

Секта — духовный тупик

Внутренняя пустота есть причина того, что многие молодые люди оказываются жертвами сект. Секты создаются под слабых людей, чтобы те, кто склонен к той или иной форме зависимости, попали в зависимость от руководителей этих сект. Причина успеха сектантских сообществ в современном обществе заключается именно в том, что люди ищут смысл жизни, но его не находят, ищут содержание жизни, но его не обретают. И тогда они обращаются к сектам в надежде, что им все подскажут, их возьмут за руку, куда-то приведут, что-то внушат, и жизнь станет счастливой. И надо сказать, что некоторые люди, попавшие в секты, действительно обретают некую иллюзию смысла жизни, у них появляется цель, появляется шкала ценностей, которой они раньше не имели.

Опасность сект заключается именно в том, что они используют религиозную потребность, которая является врожденной для каждого, но так же, как и потребительское общество, они дают человеку не истинный смысл жизни, а обманчивый. Они обманывают людей и заставляют жить фантомами и миражами, вместо того чтобы помочь им обрести подлинное содержание и смысл жизни. Секты выталкивают человека из социума, направляют его в гетто, изолируют от других людей. Секты нередко разрушают семейную жизнь и психику человека.

Церковь же, напротив, помогает человеку интегрироваться в общество, обрести подлинный смысл жизни. Она консолидирует людей. Особенность пути, предлагаемого Церковью, заключается в том, что люди, которые движутся по пути к Богу, одновременно движутся и друг ко другу. Церковь не выталкивает человека из социума, а наоборот, помогает ему обрести свое место в обществе; она не разрушает семейные отношения, а помогает созидать крепкую семью и становится основой для семейной жизни; она не изолирует человека от его коллег по работе, но помогает ему полноценно сосуществовать с ними. В отличие от секты, Церковь не лишает человека свободы, но наоборот, помогает обрести ту внутреннюю свободу, которая необходима для того, чтобы он мог сам принимать ответственные решения.

Церковь учит человека отличать добро от зла, помогает обрести ту шкалу духовных и нравственных ценностей, по которой может строиться его жизнь, но все ответственные решения человек должен принимать сам. Именно поэтому Церковь — для сильных людей, она для тех, кто готов взять на себя ответственность за свою жизнь, за свои решения, более того — за будущие поколения и прежде всего за собственных детей. Церковь помогает человеку обрести смысл жизни, но она не насилует ни психику человека, ни его душевные или интеллектуальные способности. «Се, стою у двери и стучу», — говорит Христос (Откр. 3:20). Так и Церковь стучится в сердца людей, но никогда не вламывается в их частную жизнь, не рвется в квартиры со своей пропагандой. Она всегда готова прийти на помощь, но никогда не совершает насилие над человеческой личностью. Церковь помогает человеку понять, что подлинная свобода — это свобода от греха. Она спасает от любой формы зависимости.

Церковь освобождает человека от зависимостей для того, чтобы он был духовно свободным, чувствовал ответственность за собственную жизнь, за свои решения, слова и поступки, чтобы он обрел смысл жизни.

Церковь — сокровищница духовного опыта

В чем секрет способности Церкви на протяжении веков оказывать столь сильное духовное воздействие на человека? Я думаю, одна из главных причин заключается в том, что Церковь является сокровищницей духовного опыта, который передается из поколения в поколение — от родителей к детям, от учителей к ученикам. Эта совокупность духовного опыта и есть то, что мы называем словом «Предание». Предание есть все, что накопила Церковь за века своего существования, оно включает в себя и Священное Писание, и творения Отцов Церкви, книги богословов и духовных наставников, написанные в разные века, и опыт молитвы и богослужения. Сила Церкви заключается именно в передаче этого опыта. Приникая к живительным сокам, которыми питается церковное древо, человек становится подлинным членом Церкви, участником того духовного опыта, который передается из поколения в поколение и к которому он сам приобщается.

Что является центром этого опыта и что является центром Предания? Это вера. Вера есть внутреннее состояние, которое дает человеку возможность стоять прямо; это вертикальное измерение жизни, которое помогает осознавать, что помимо реальности земной и материальной есть еще реальность внеземная и духовная, которая помогает человеку обращаться к Богу и бороться с грехами, со своими слабостями, дурными привычками, которая в конечном итоге преображает жизнь.

Вера — это внутреннее содержание религии, без которого невозможно приблизиться к Богу. Но каждая религия воспринимает веру по-разному, каждая религия наполняет веру определенным содержанием. Центр христианской веры — Христос. Иисус Христос — не просто некто, живший две тысячи лет назад и оставивший какие-то нравственные установления, хотя 95 процентов записанных в Евангелии слов Спасителя являются именно нравственными заповедями. Сердцевина христианской жизни — не в нравственности, не в совокупности заповедей и предписаний. Сердцевина религиозной жизни в христианской Церкви — это Сам Христос и возможность человека не просто абстрактно узнавать о Спасителе, не просто читать или узнавать о Нем через устное Предание, но возможность в своем внутреннем религиозном опыте приобщаться ко Христу и встречаться с Ним. Эта встреча с Господом и является сутью и сердцевиной христианской веры. Она происходит в Церкви через молитву, через богообщение; в особенной и уникальной степени она происходит через церковные таинства.

Таинственная жизнь Церкви

Я думаю, что именно таинственная жизнь Церкви является тем, что радикально отличает христианство от других религий. Если мы сравним христианство с исламом или иудаизмом, мы увидим, что по многим нравственным установкам наблюдается единство или сходство. Мы также видим, что и та, и другая, и третья религия учат тому, что Бог един, что Бог является Творцом мира. Таким образом, между тремя религиями есть немало общего в богословии и в нравственных установках. Но ни в исламе, ни в иудаизме нет того, что мы называем таинством, а значит, нет и церковной иерархии и всей той церковной структуры, которая создана Самим Христом и Его апостолами для того чтобы давать человеку непосредственную возможность соприкасаться с Богом.

Как происходит это соприкосновение? Прежде всего через Крещение, которое является первым таинством — таинством вхождения человека в христианскую жизнь. Принимая Крещение, человек становится членом Тела Христова, членом Церкви. Он это делает сознательно, если он крестится, будучи взрослым, или же бессознательно, если принимает Крещение в младенческом возрасте, и тогда ответственность за его духовное воспитание лежит на родителях.

Самой же сердцевиной христианской таинственной жизни является таинство Святой Евхаристии. Именно через Евхаристию происходит соединение человека с Христом, которое составляет совершенно уникальную особенность и важнейшую черту христианского духовного опыта на протяжении всех столетий. Те общины именующих себя христианами людей, в которых нет Евхаристии или где Евхаристия превратилась лишь в ритуал, не наполненный внутренним богословским содержанием, по сути дела не являются христианскими общинами, потому что они не дают человеку возможности соединиться с Богом. В Евхаристии человек соединяется с Господом не только духовно, но и телесно, когда под видом хлеба и вина он принимает внутрь себя Тело и Кровь Христовы, и таким образом все естество человека — не только его дух или душа, но и его тело — участвует в процессе спасения или, как говорили отцы Церкви, обожения.

Обожение есть столь тесное соединение человека с Богом, при котором весь человек во всех его действиях и во всем его духовно-телесном составе соединяется с Господом. Конечное обожение наступит для людей в будущем веке, когда они перейдут черту, отделяющую их временную жизнь от жизни вечной. Но уже здесь, в земной жизни, люди через таинства, и прежде всего через таинство Евхаристии, имеют возможность настолько тесно соединяться с Богом, что Он начинает присутствовать в их душе, в их мыслях и даже в их теле.

Синергия — сотрудничество человека с Богом

В христианстве спасение воспринимается именно как интегральное движение человека к Богу. Спасаются не только ум и душа, но весь человек. Именно поэтому мы почитаем мощи святых как останки людей, достигших соединения с Богом и обожения.
Слово «спасение» очень часто употребляется в церковном лексиконе. Этот термин, к которому мы, церковные люди, привыкли, остается непривычным для светского человека. Что такое спасение? Почему и от чего нам нужно спасаться? Спасение в христианском понимании — это не что иное, как соединение с Богом. Это путь, идя по которому, человек постепенно становится все более и более богоподобным. Следование этому пути помогает человеку освободиться от греха, научиться исполнять заповеди Божии. Но важно помнить о том, что христианская система нравственных ценностей имеет смысл только тогда, когда за ней стоит реальный опыт приобщения человека ко Христу.

Недостаточно просто исполнять христианские заповеди, недостаточно прочитать то, что говорил Христос, и пытаться воплотить это в жизнь. На самом деле это и невозможно сделать, если сам Бог не будет помогать человеку. И поэтому мы, христиане, часто говорим о синергии — сотрудничестве человека с Богом, ибо ни один человек не может спастись только собственными усилиями, только благодаря тому, что он поставит перед собой задачу уклоняться от каких-то дурных поступков или совершать какието добрые дела. Всего этого недостаточно: необходимо, чтобы Сам Бог действовал вместе с человеком и духовно его преображал.

Это духовное преображение происходит прежде всего через церковные таинства, и в первую очередь через главное из них, Таинство Таинств — Святую Евхаристию.

  1. Еженедельная программа «Церковь и мир» выходит на российском информационном канале «Вести».