mospat.ru
Опубликовано в журнале "Церковь и время" № 66


Митрополит Волоколамский Иларион

Пять лет служения Святейшего Патриарха Кирилла

Дорогие друзья, завтра исполнится пять лет с того зна­менательного дня, когда Русскую Православную Церковь воз­главил Святейший Патриарх Кирилл.

Когда мы оглядываемся и бросаем взгляд на новейшую историю нашей Церкви, то видим, что промысел Божий и воля народа удивительным образом призывали патриархов Москов­ских на служение в переломные моменты нашей истории. Да­вайте вспомним, что Святейший Патриарх Тихон после более чем двухсотлетнего Синодального периода был избран на Пат­риарший престол в тот самый момент, когда в России рухнула монархия, когда Кремль обстреливали, когда начиналась эпо­ха гонений на Церковь. Эта эпоха по времени совпала с его патриаршеством и затем — с долгим периодом местоблюстительства митрополита Сергия (Страгородского), который за­вершился его избранием на Патриарший престол во время Ве­ликой Отечественной войны.

Подходит к концу война, и промыслом Божиим на Патри­арший престол возводится Святейший Патриарх Алексий I, на чье патриаршество выпадают послевоенное частичное возрождение Церкви и начало новой волны гонений. После него приходит Пат­риарх Пимен, чье патриаршество по времени более или менее со­впадает с эпохой так называемого «брежневского застоя».

Затем 1988 год, политические процессы на территории Советского Союза, Церковь выходит из катакомб, начинается новая эпоха жизни Церкви, и Господь посылает ей нового ан­гела, нового святителя — приснопамятного Святейшего Пат­риарха Алексия II. С его именем связана эпоха церковного воз­рождения, называемая вторым Крещением Руси, которая про­должается до сих пор.

Уходит Святейший Патриарх Алексий, и на его место Церковью избирается Святейший Патриарх Кирилл, возглав­лявший Отдел внешних церковных связей в тот же перелом­ный момент или даже чуть раньше, чем Русскую Церковь возглавил Патриарх Алексий II. Долгие годы он был бли­жайшим помощником Его Святейшества и в течение всего времени патриаршества Алексия II оказывал огромное вли­яние и на внешнюю политику Церкви, и на очень многие аспекты внутренней церковной жизни. Промысел Божий, таким образом, подготовил митрополита Кирилла к тому служению, которое он воспринял по избранию церковного народа пять лет назад.

Таким образом, мы видим определенные закономерности в том, как меняются патриархи и когда они меняются, и совер­шенно очевидным становится действие Промысла Божия в том, что в определенные эпохи конкретные задачи, которые время ставит перед Церковью, решают реальные люди, и каждый из Патриархов вкладывает в свое служение личную харизму.

Чем ознаменовалось служение Святейшего Патриарха Кирилла в эти пять лет? Прежде всего тем, что он дал второе дыхание процессу возрождения, который начался в 1988 году. В прошлом году мы праздновали 1025-летие Крещения Руси. Эта дата дала нам возможность вспомнить как всю нашу цер­ковную историю, так и историю последних 25 лет — четверти века церковного возрождения, за которую было сделано очень многое: построено более 25 тысяч храмов (мы открывали по тысяче храмов в год и по три храма в день), появилось почти 800 новых монастырей, которые наполнились монахами и мо­нахинями, были открыты духовные школы, церковная жизнь возродилась в полном объеме.

В какой-то момент создалось впечатление (некоторые журналисты даже писали об этом), что мы, видимо, уже дошли до пика и дальше развиваться некуда — все равно больше лю­дей, чем сейчас, в Церковь приходить не будет, и скоро такое церковное возрождение пойдет на спад. Внутри же Церкви по­явилась излишняя удовлетворенность достигнутым: вроде, столько уже храмов открыто, повсюду монастыри — казалось бы, чем еще заниматься и куда развиваться? Надо просто под­держивать то, что уже достигнуто…

Когда Святейший Патриарх Кирилл взошел на Патри­арший престол, уже в своей речи при интронизации он обо­значил главные задачи своего патриаршества и основные про­блемы церковной жизни, которые необходимо решать. И сра­зу же стало понятно, что нам есть куда развиваться, что про­цесс церковного возрождения далеко не закончен, так как охватил еще не все аспекты церковной жизни; во многих слу­чаях он еще не дошел до глубинки, а затронул только круп­ные города, но даже в крупных городах, таких, например, как наш первопрестольный град Москва, обнаружилась су­щественная нехватка и храмовых зданий, и пастырской дея­тельности.

Святейший Патриарх начал планомерно воплощать в жизнь то, о чем он, как я полагаю, задумывался на протяже­нии многих лет, будучи ближайшим помощником присно­памятного Патриарха Алексия II. Прежде всего Патриарх Ки­рилл инициировал реформу церковного управления, одним из аспектов которой является создание Высшего Церковно­го Совета как органа управления, в котором принимают уча­стие главы всех Синодальных отделов Русской Православ­ной Церкви.

Синодальные отделы — это наши церковные министер­ства, и в течение всего периода патриаршества Святейшего Алексия II образовывались новые отделы, причем, как прави­ло, они создавались путем отпочкования от Отдела внешних церковных связей. Именно Отдел внешних церковных связей, который возглавлял митрополит Кирилл, был кузницей кадров, из которой потом возникали новые синодальные структуры.

Сейчас таких отделов у нас около двадцати, и если срав­нивать их с министерствами, то получается, что министерства у нас были, а совета министров не было. Святейший Патриарх Кирилл создал такой совет, и это дало нам, главам Синодаль­ных отделов, возможность работать на новом уровне и коорди­нировать свою работу таким образом, как не делали до того, потому что раньше каждый занимался лишь своим делом. Сей­час мы все знаем, что происходит по линии других отделов, у нас очень высокая степень взаимной координации, существу­ют различные межведомственные рабочие группы, которые решают текущие задачи церковной жизни.

Святейший Патриарх инициировал масштабную рефор­му управления Церковью на территории Российской Федера­ции, где самые крупные (как по количеству приходов, так и по размеру территории) епархии были разделены сначала на не­сколько епархий, а затем объединены в каждом регионе в мит­рополии.

Было сделано очень много в области духовного образо­вания: продолжилась реформа, которая началась еще при Свя­тейшем Патриархе Алексии; при Патриархе Кирилле она по­лучила новый импульс. Я не буду говорить обо всех аспектах этой реформы, скажу лишь о том, что совсем недавно на Выс­шем Церковном Совете было принято решение о необходимо­сти пересмотра всех учебных программ и всех учебных посо­бий духовных школ. То есть, по сути дела, впервые за весь пос­лереволюционный период мы подходим к тому, чтобы систе­матически взглянуть на учебный материал, по которому учат­ся сейчас наши студенты — будущие священнослужители, и предложить поновление этого материала, необходимое для того, чтобы обучение велось на современном уровне.

Можно было бы еще многое сказать о том, что сделано за эти пять лет. Думаю, что мои коллеги потом коснутся раз­личных аспектов нашей церковной жизни, но сейчас я бы хо­тел остановиться на том, что связано со сферой моей непосред­ственной ответственности, и на тех аспектах деятельности Свя­тейшего Патриарха, в которых мне приходится участвовать, помогать ему, и о которых я могу сказать, наверное, больше, чем кто-то другой. Это, конечно, деятельность Святейшего Патриарха в качестве Предстоятеля Русской Православной Церкви на ее каноническом пространстве за пределами Рос­сийской Федерации и в каноническом пространстве других Поместных Православных Церквей.

Я бы выделил три аспекта этой деятельности. С одной стороны — то, о чем говорил Его Святейшество в своей речи при интронизации: задачей Патриарха является сохранение и укрепление внутреннего единства Церкви, собирание того, что мы называем Святой Русью, а кто-то именует Русским миром, и укрепление Православия во всех государствах, ко­торые входят в каноническую территорию Русской Право­славной Церкви. Эта каноническая территория создавалась на протяжении 1025 лет, она имеет свои истоки в Днепровс­кой крещальной купели святого равноапостольного князя Владимира. Ее ядром являются три братских народа, неког­да составлявшие один народ, — русский, украинский и бе­лорусский.

Но каноническое пространство Русской Церкви прости­рается также и на другие соседние государства, которые пере­числены в Уставе Русской Православной Церкви, — это все бывшие республики Советского Союза, кроме Грузии и Арме­нии, а также Китай и Япония, итого 15 государств. В каждом из этих государств живет наша паства, в каждом из них Цер­ковь выстраивает отношения с государственной властью. В каждом из этих государств есть свои проблемы: политические и социальные, проблемы, с которыми сталкивается наша па­ства. И Патриарх должен уделять личное внимание тому, что происходит в каждом из этих государств.

С этим, конечно, связано то, что Патриарх, помимо поез­док по Российской Федерации, о которых скажут другие мои коллеги, очень часто выезжает за ее пределы, посещая сопре­дельные страны. Он неоднократно за последние пять лет бы­вал в Украине, причем каждый визит Патриарха на Украину был значимым событием для всего украинского народа, для всего украинского общества и, конечно, для канонической Цер­кви, для паствы Украинской Православной Церкви Московс­кого Патриархата.

Я хорошо помню первый визит Святейшего Патриарха Кирилла на Украину, который запомнился многотысячными толпами людей, огромным энтузиазмом, с которым они встре­чали Патриарха, в том числе и в западных областях, например, в Почаевской лавре, где на богослужение собралось около 50 тысяч человек. Он запомнился очень многими трогательными моментами, так же, как и другие визиты Патриарха на Украи­ну, где он посещал епархии, храмы, монастыри, детские дома, и каждый раз эти визиты были очень значимым событием для всех, кто принимал в них участие.

Святейший Патриарх посещал Белоруссию, Молдавию, Казахстан, Азербайджан, Эстонию; намечены поездки в дру­гие государства. То есть можно сказать, что все каноничес­кое пространство Русской Церкви охвачено взором Патри­арха, который понимает, какие проблемы существуют у ве­рующих в каждом государстве, решает эти проблемы. Имен­но для того, чтобы имеющиеся проблемы успешно решались, был создан Среднеазиатский митрополичий округ, были со­зданы епархии в каждом из четырех субъектов этого округа. Также было значительно укреплено церковное присутствие в Казахстане, где сейчас совершают служение девять архи­ереев во главе с руководителем Казахстанского митрополи­чьего округа. Святейший Патриарх уделяет внимание раз­витию православия в балтийских землях и, как я сказал, он уже посетил Эстонию, в ближайшее время посетит Латвию, а затем настанет черед Литвы.

Хотел бы особо остановиться на двух визитах Святей­шего Патриарха — в Японию и Китай. Визит в Японию был связан с юбилейными датами святителя Николая Японского, которого мы по справедливости считаем основателем Японс­кой Православной Церкви. Когда он приехал в Японию, там был лишь домовый храм в российском консульстве в Хакода­те, а когда 50 лет спустя он покидал этот мир, на территории Японии было более 200 храмов со своим духовенством, с мно­готысячной паствой. Церковь, созданная усилиями одного че­ловека и тех помощников, которых он привлек к созиданию Церкви, до сих пор развивается и считает себя наследницей святого равноапостольного Николая.

В 2011 году Японию постигло бедствие: мы все видели ужасающие кадры цунами, которое накрыло Сендай и ряд дру­гих областей. Конечно, пострадала также и Японская Право­славная Церковь, несколько храмов пострадало. Был осуществ­лен сбор пожертвований — более миллиона долларов переда­ли Японской Православной Церкви на восстановление того, что было разрушено.

Если говорить о Китае, нужно отметить, что он является неотъемлемой частью канонической территории Русской Пра­вославной Церкви, поскольку так же, как и в Японии, в Китае православие развивалось исключительно благодаря Русской Церкви и русской церковной миссии. Уже в конце XVII века в Китае появились русские люди, появился русский священник, затем указом Петра I была создана Русская духовная миссия, которая занималась пастырским окормлением потомков этих первых на земле Китая русских людей. С каждым новым поко­лением русской крови в них оставалось все меньше, но право­славную веру они сохраняли и сохранили до сих пор.

Уже в послереволюционный период Китайская Церковь значительно пополнилась: благодаря русской эмиграции было построено множество храмов: в общей сложности более ста на территории Китая, в том числе более двадцати в одном только Харбине. Затем, уже в начале «культурной революции», Ки­тайская Церковь получила автономию. В ходе «культурной революции» очень многое было разрушено, но кое-что сохра­нилось. И Святейший Патриарх Кирилл, еще будучи митропо­литом и председателем Отдела внешних церковных связей, начал работу по восстановлению Китайской Автономной Пра­вославной Церкви. Ее продолжил Отдел внешних церковных связей и после восшествия митрополита Кирилла на Патриар­ший престол. Эта работа, осуществлявшаяся на протяжении 20 лет, сделала возможным первый в истории визит Патриарха Московского и всея Руси на китайскую землю.

Визит был историческим во всех смыслах. Во-первых, это действительно был первый подобного рода визит в исто­рии. Впервые за всю историю коммунистического Китая глава страны — Председатель КНР — встретился с иностранным религиозным лидером такого ранга. Впервые после долгих де­сятилетий те клирики Китайской Церкви, которые были руко­положены до «культурной революции» и остались в живых до настоящего времени, смогли совершить богослужение вместе со своим Патриархом. Впервые за долгие десятилетия Патри­аршее богослужение было совершено в кафедральном соборе в Шанхае. Словом «впервые» можно предварить очень многое из того, что происходило в ходе этого визита, как и вообще из того, что делает Святейший Патриарх. Зачастую в тех местах, в том числе отдаленных уголках, в которые он приезжает, ни­когда до этого не бывал Московский Патриарх.

Хотел бы также сказать несколько слов о визитах Свя­тейшего Патриарха Кирилла на канонические территории дру­гих Поместных Православных Церквей. Это очень важный ас­пект деятельности Патриарха Московского и всея Руси, пото­му что он по должности обязан уделять внимание укреплению всеправославного единства. При этом визиты его никогда не носят протокольный характер. С одной стороны, известно, что новоизбранный Патриарх в соответствии со сложившейся тра­дицией должен посетить Поместные Православные Церкви, следуя диптиху, то есть официальному порядку расположения этих Церквей. С другой стороны, мы видим, что каждый такой визит Патриарх наполняет реальным, а не протокольным со­держанием. Это и беседы с Предстоятелями Церквей, и помощь, которую Московский Патриархат оказывает другим Помест­ным Православным Церквам, а также вопросы, которые совме­стно решаются Русской Православной Церковью и той или иной Поместной Церковью.

Первый визит Святейшего Патриарха Кирилла в Констан­тинопольскую Церковь открыл новую страницу в наших взаи­моотношениях с этой первой по диптиху Поместной Право­славной Церковью. Конечно, проблемы, которые существова­ли, остаются. Некоторые проблемы всплыли уже после этого визита, но мы надеемся, что они будут решаться в братском диалоге двух Церквей, свидетельством чему была недавняя встреча между Патриархом Варфоломеем и Патриархом Ки­риллом в Черногории, когда многие из этих вопросов были обсуждены.

Святейший Патриарх посетил Александрийскую Право­славную Церковь, которая переживает сейчас непростое время, поскольку политические события в Египте затронули христиан­ское население страны. Христиане там до недавнего времени подвергались притеснениям, в отношении их совершались на­сильственные действия и террористические акты. Да и сейчас еще спокойствие не восстановлено, хотя мы видим положитель­ные тенденции. Мы видим стремление нового временного руко­водства Египта закрепить за местными христианами соответству­ющее место. Но когда Святейший Патриарх посещал Египет, этого еще не было, и ситуация была весьма сложной.

Буквально накануне широкомасштабных военных дей­ствий на территории Сирии Святейший Патриарх совершил визит в Антиохийскую Церковь и посетил Сирию и Ливан. Этот визит был очень значимым с точки зрения выражения соли­дарности Русской Православной Церкви с христианами Ближ­него Востока, которые сейчас подвергаются не просто дискри­минации, но гонениям и геноциду. Защита христиан на Ближ­нем Востоке, не только в Сирии, но и в других странах, в част­ности, Ираке, в Ливии, в Египте, стала одним из лейтмотивов внешней деятельности Святейшего Патриарха, внешних свя­зей Русской Православной Церкви и также важным аспектом взаимодействия между нашей Церковью и Российским госу­дарством, которое уделяет этой теме особое внимание.

Святейший Патриарх Кирилл посетил Сербию, Болгарию, Элладскую Православную Церковь и святую гору Афон, где за три дня он побывал практически во всех обителях, так или иначе связанных с Русской Православной Церковью. Это и Пантеле­ймонов монастырь, и Старый Русик, и скит Новая Фиваида, и Андреевский скит, и целый ряд других обителей Афона, осно­ванных русскими иноками.

Особо хотел бы отметить визит Святейшего Патриарха в Польшу, который был осуществлен по приглашению Польской Православной Церкви. При этом в ходе пребывания в Польше был подписан знаменательный документ — Совместное обра­щение к народам России и Польши от лица Русской Право­славной Церкви и Польской Католической Церкви. Этот доку­мент позволил двум Церквам взглянуть на историю наших на­родов из перспективы христианского примирения и открыть новую страницу во взаимоотношениях не только между рус­скими и поляками, но и между православными и католиками.

Историческое значение этого документа еще предстоит оценить. В нем заложены подходы, которые, на мой взгляд, позволяют решить накопившиеся в отношениях между наши­ми народами проблемы, потому что вплоть до самого после­днего времени совместная история двух соседних народов, рус­ского и польского, омрачалась враждой, конфликтами, война­ми, недоразумениями, недопониманием. Мне думается, что путь, который был предложен Святейшим Патриархом Кирил­лом и иерархией Польской Католической Церкви, — это един­ственный путь, идя по которому, можно достичь примирения и согласия. Наверное, мы никогда не сможем найти единый взгляд на историю — у каждого из двух наших народов своя история, у каждого есть право на свой взгляд на нее. Но мы должны двигаться вперед, а для этого нужно рассматривать историю из перспективы христианского примирения. Визит Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла стал очень важным заделом на будущее во взаимоотношениях на­ших Церквей.

Хотел бы сказать, что за пять лет сделано многое, но исто­рия продолжается, и в сфере внешних церковных связей уже намечается целый ряд новых событий. В частности, это Синаксис Предстоятелей Поместных Православных Церквей, который по приглашению Святейшего Патриарха Варфоломея должен состояться, к сожалению, на первой неделе Великого поста, что доставляет значительные неудобства Предстоятелям, которые будут вынуждены покинуть свои Церкви в этот период, когда Патриарх всегда молится со своим народом. Таково присланное от Святейшего Патриарха Варфоломея приглашение.

Намечен целый ряд других событий. Это и продолжение серии визитов Святейшего Патриарха Кирилла в Поместные Православные Церкви, а также визиты глав Поместных Церк­вей в Московский Патриархат.

За эти пять лет почти все Предстоятели Поместных Цер­квей побывали в Русской Православной Церкви, а некоторые и не один раз. Это и Патриарх Константинопольский, и Патри­арх Александрийский, и Патриархи Антиохийский, Иерусалим­ский, Сербский, Болгарский. Только одно празднование 1025-летия Крещения Руси, состоявшееся в июле прошлого года в Москве, Киеве и Минске, собрало девять Предстоятелей, а так­же представителей всех Поместных Православных Церквей.