mospat.ru
Опубликовано в журнале "Церковь и время" № 66


Патриарх Московский и всея Руси Кирилл

Эксперименты с нравственностью преступны

Я хотел бы сердечно всех вас приветствовать и выразить особенную благодарность Валентине Ивановне, руководителям комитетов, аппарату Совета Федерации в связи с возможнос­тью провести здесь слушания в рамках Рождественских чте­ний. Отрадно, что сегодня здесь присутствуют не только сена­торы, но и депутаты Государственной Думы, главы митропо­лий, епархиальные архиереи, руководители и представители региональных законодательных собраний.

Надеюсь, что проведение подобных встреч станет доб­рой традицией, и я благодарю Вас, Валентина Ивановна, за предложение, которое Вы сейчас сделали. Полагаю, что пло­щадка Совета Федерации и Государственной Думы — это очень важное место реального диалога между Церковью и светской властью. В парламентах осуществляется интеллектуальный процесс, разрабатываются законы, а значит, формируется тео­рия стратегического развития страны. И как важно и для Церк­ви, и для других традиционных религий России иметь реаль­ный живой диалог с теми людьми, кто вовлечен с полной от­ветственностью в этот процесс.

Мы собрались в год 700-летия преподобного Сергия, и мы знаем, какое огромное значение этот святой имеет для нашего народа, для становления нашего государства, нашего националь­ного самосознания. Но я хотел бы сейчас сказать о чем-то дру­гом. Преподобный Сергий и его святые родители, Кирилл и Мария, являлись и являются до сих пор особым примером под­линной христианской семьи, члены которой связаны крепкими духовными узами, а родители осознают свою ответственность за детей на протяжении всей жизни. Преподобный, в котором с детства воспитывали любовь к Родине, неслучайно стал Игуме­ном Русской земли и общенациональным духовным лидером. Патриотизмом, готовностью людей жертвенно служить на бла­го Отечества всегда славилась наша страна. Благодаря таким своим сыновьям, как преподобный Сергий, она обретала неза­висимость, крепла; благодаря таким людям развивалось наше духовное, культурное и национальное самосознание.

Русская Православная Церковь, свидетельствуя о непре­ходящих евангельских идеалах и ценностях, всегда призывала и будет призывать людей руководствоваться этими ценностя­ми в своей семейной, общественной и профессиональной жиз­ни и деятельности. Учение Христово в течение веков глубоко укоренялось в русской душе. Неслучайно религиозный мыс­литель и философ Николай Онуфриевич Лосский указывал: «Русская идея — христианская идея».

В связи с этим нельзя не сказать о значимости взаимо­действия Церкви и законодательной власти — как в центре, так и в регионах. Я хотел бы высказать свою точку зрения на то, какое значение имеет сейчас Совет Федерации. Мы видим, как возрастает авторитет верхней палаты российского парла­мента. Совет Федерации становится местом реального диалога между регионами, местом, где представители регионов могут озвучивать свои проблемы и продвигать свои законодательные инициативы. Считаю, что в федеральном государстве, каковым является Россия, Совет Федерации имеет совершенно особый статус и особое значение, и в связи с этим я хотел бы еще раз подчеркнуть важность развития диалога через Совет Федера­ции, в том числе с регионами.

Не стремясь подменить органы власти, Церковь, однако, оставляет за собой право давать нравственную оценку прини­маемым законопроектам и уже действующим правовым актам. Потому что Церковь состоит, в первую очередь, из граждан РФ, у которых есть свой взгляд на происходящее, есть свое мироощущение, есть потребность и желание разделять свои взгляды, убеждения и точки зрения, в том числе с представите­лями власти. Особенно это важно в наши дни, когда размыва­ются понятия добра и зла, когда вообще исчезает такое поня­тие, как грех, т.е. нарушение некоей законодательной нормы, и на место традиционных моральных норм нашего народа при­ходят псевдоидеалы, чаще всего навязываемые извне, но очень часто при этом бездумно воспринимаемые и нашими людьми. Помня об этом, Церковь оценивает не только нормотворчество, но и все процессы, происходящие в жизни страны, от экономи­ки до культуры; и в большинстве случаев голос Церкви совпа­дает с голосом народа, с чаяниями его души, а иначе и быть не может, потому что в Церкви — не кто иной, как наш народ.

Совет Федерации часто именуют палатой регионов. К сожалению, сегодня мы нередко становимся свидетелями того, как носители разрушительных идеологий — от потребитель­ства до псевдорелигиозного экстремизма — пытаются оказы­вать давление на власти республик, краев и областей. Чтобы предотвратить распространение ложных идей, противореча­щих традиционным понятиям о морали и нравственности, считаю полезным разработать формы системного взаимодей­ствия между представителями Православной Церкви, других религиозных объединений, государства и общественности на региональном уровне.

Особо важным предметом такого сотрудничества должно стать сохранение института семьи и традиционных ценностей, без которых она не может существовать. Неслучайно тема семьи ста­новится одной из главных на этих Парламентских встречах.

Стремительные изменения, происходящие в современном мире, бросают серьезные вызовы духовному благополучию лич­ности и семьи. Последние десятилетия Церкви и государству приходится бороться с рядом социальных проблем: это сирот­ство, алкоголизм, наркомания, бытовая преступность, демогра­фический кризис. Думаю, что корни многих этих проблем нуж­но искать именно в семейном неблагополучии или в отсутствии семьи. Беспокоит и укоренившееся в общественном сознании снисходительное отношение к нарушению супружеской верно­сти, разрушению целостности семьи, следующим из этого раз­водам, абортам, оставлению детей родителями.

Сегодня само понятие семьи испытывается на прочность. Дискредитация института христианского брака, связанная с отказом от традиционной морали, является весьма болезнен­ной для российского общества, ибо расшатывание семейных устоев приводит к нарушению преемственности поколений и утрате исторического опыта. Даже в некоторых с виду благо­получных семьях воспитанию детей уделяется недостаточно внимания. Многие родители в погоне за карьерным ростом и материальной выгодой забывают о своей ответственности за ребенка, о необходимости проявлять любовь и заботу о нем. Все это негативно сказывается на воспитании детей, которые в подобных условиях остаются оторванными от духовных и куль­турных традиций своего народа, складывавшихся на протяже­нии веков. Очень важно, чтобы ребенок с самого юного возра­ста усвоил твердые представления об истинных ценностях, на­учился различать добро и зло и противостоять искушениям.

Когда мы используем такое слово, как «искушение», мы прибегаем к терминологии Церкви. Для некоторых людей это как ветер по крыше, который не задевает человека внутренне. Поэтому я бы иначе сказал об этой проблеме. Речь идет о фор­мировании сильной личности. А что такое сильный человек? Это человек, способный отстаивать свою внутреннюю автоно­мию, свою свободу. Это человек, способный не уступать тем влияниям, которые могут разрушить его внутреннюю автоно­мию, внутреннюю силу. Именно так искушение воздействует на инстинктивное начало человека, разрушая нравственную целостность личности. Вопрос целостности, интегральности личности, связанный, в том числе, со способностью отражать искушения, — это вопрос формирования сильной и свободной личности, формирования, если хотите, героической личности. А без героев не может существовать общество.

Что мы имеем в виду, когда говорим о традиционных ценностях? Традиционные, а лучше сказать, вечные ценнос­ти — это ценности веры, любви, долга, ответственности, со­лидарности. Это ценности, восходящие еще к дохристианс­кому представлению о естественных нравственных нормах, которые установлены не людьми и потому не зависят от кон­кретных условий общественного бытия. Это нормы, вложен­ные Богом в природу человека. И ведь никто не может опро­вергнуть идею объективной нравственности, не зависящей от внешних обстоятельств. Утверждение, что нравственность сформировалась в результате эволюционного процесса, в том числе политического, культурного, не соответствует истине. «Не убий» звучит одинаково и для папуаса, и для американ­ца, и для русского. И если бы культурная эволюция опреде­ляла нравственную природу человека, то не было бы общече­ловеческих ценностей, о которых так любят говорить, в том числе, люди либеральных взглядов. Само понятие общечело­веческих ценностей обращает наше внимание на Божествен­ную природу нравственности. А если человек создан в соот­ветствии с этим Божиим замыслом, то разрушение нравствен­ного начала есть разрушение человеческой личности. Вот почему я говорю, что нравственный закон восходит не к хри­стианству или к исламу. Он восходит к самым первым шагам человеческой цивилизации, потому что нравственный закон вписан Богом в человеческое сердце. Этот закон действитель­но вписан в саму структуру мироздания, и потому отвергнуть его — значит встать на путь, ведущий к разрушению и лично­сти и общества.

В наше время мы все чаще сталкиваемся с системой воз­зрений, которая ставит в центр мироздания изолированного индивидуума и рассматривает любые его действия и предпоч­тения как равно приемлемые — до тех пор, пока они не причиняют вреда другим, т.е. пока закон исполняется. А затем вос­клицаем: что делать с преступностью, что делать с коррупци­ей? Да ничего не делать, если нутро гнилое. Никаким законом не остановить эту преступность. Эксперименты с нравствен­ностью оборачиваются социальной нестабильностью, конфлик­тами, ростом преступности, всем тем кошмаром, от которого страдает современное общество. Нельзя на вагон возлагать от­ветственность, если паровоз испорчен. Никакого движения впе­ред не будет. Это не значит, что не надо совершенствовать за­конодательную систему, — это абсолютно правильный путь. Но эта работа должна идти вместе, рука об руку с нравствен­ным воспитанием личности и общества.

Можно с уверенностью сказать, что тот, кто разделяет подобные релятивистские убеждения относительно нравствен­ности, буквально не видит дальше своего носа. Вред, причиня­емый действиями и поступками, не обязательно видим и осяза­ем: он может наноситься не отдельным людям, а обществу в целом, и уже потом возвращаться в виде бед и несчастий в жизнь отдельных людей. Последствия неправильных решений, при­нятых в соответствии с ложным целеполаганием, могут ока­заться просто катастрофическими, но при этом проявляться не сразу же, а спустя какое-то время, спустя десятилетия.

Вот почему наши с вами ошибки — ошибки депутатов, ошибки священников, ошибки учителей — это не ошибки хи­рурга. Ошибка хирурга видна сразу — летальный исход. Ошиб­ки, которые мы делаем, сразу не видны. Но они наносят колос­сальный ущерб жизни личности и общества. Вот почему вели­ка ответственность тех, кто обращается со словом к народу и призывает его к достижению тех или иных целей.

Приверженность традиционным ценностям предполага­ет гораздо более широкий взгляд на мир. Мы видим в челове­честве не кучу песка, где отдельные песчинки могут пересы­паться произвольным образом, а органическое единство, в ко­тором люди включены в различные общности: семьи, профес­сиональные группы, народы, страны, цивилизации. И благопо­лучие отдельных людей тесно связано с благополучием тех общностей, которые они составляют. Благополучие общества, в свою очередь, невозможно без сохранения у людей четких и ясных представлений об обязательствах по отношению друг к другу и по отношению к стране, в которой они живут.

Патриотизм — это средство и способ выживания, способ формирования общности, которая называется народом. Если мы разрушаем любовь к своей стране, мы пилим сук, на котором сидим. Только люди, которые действительно дальше своего носа не видят, могут пропагандировать идеи релятивистского отно­шения к национальной традиции, к национальной культуре, к национальной самобытности и к любви к Отечеству.

Традиционные ценности, таким образом, согласны с уче­нием Христовым, но они не являются исключительно христи­анскими: мы разделяем их с приверженцами других традици­онных религий, которых я хотел бы поприветствовать в этом зале, — наших старых друзей, с которыми мы вместе работаем на протяжении десятилетий. Мы разделяем эти ценности и со многими нравственно здоровыми людьми, которые вообще не причисляют себя к какой-либо религии, а живут по закону со­вести, — это наши единомышленники.

Церковь и государство — разные установления, перед ко­торыми стоят разные задачи. Церковь заботится о вечном спасе­нии людей, государство — о благоустроении их земной жизни. Но есть области, в которых наша деятельность пересекается. Ведь Церковь ищет не только вечного, но и временного блага людей; для той же цели — прочного, долговременного блага — суще­ствует и государство. Сообразуясь с естественными нравствен­ными нормами, государство не делается религиозным. Оно де­лается благоразумным попечителем об общем благе.

Говоря о сохранении института семьи, хотел бы предло­жить на государственном уровне пресечь попытки изменить российское законодательство, признающее браком именно союз между мужчиной и женщиной. В ответ на широкую междуна­родную дискуссию по этому вопросу мы решительно заявля­ем: брак — это союз мужчины и женщины, основанный на любви и взаимопонимании, для рождения детей.

Церковь готова поддерживать все государственные и общественные институты в их стремлении укрепить нравствен­ные ценности и сохранить духовные традиции нашего народа. Данная позиция обусловлена побуждениями, которые исходят из самой природы христианства, а не стремлением так или иначе повлиять на политическую ситуацию. При этом я глубоко убеж­ден в том, что созидательный потенциал Русской Православ­ной Церкви и других традиционных религий в России далеко не исчерпан, да и не может быть исчерпан.

Сегодня у Православной Церкви есть все возможности реализовывать совместные образовательные, культурные, ин­формационные проекты вместе с региональными органами вла­сти. И одна из главных сфер такого партнерства — образова­ние, воспитание, работа с молодежью.

На сегодняшний день наша совместная деятельность уже выражается во взаимодействии епархиальных структур с реги­ональными органами управления образованием. Однако соработничество Церкви и государства на местах необходимо рас­ширять. Полагаю важным, чтобы представители епархий нала­дили тесную связь с профильными комитетами и комиссиями региональных законодательных собраний для осуществления совместных проектов.

Хотелось бы обратить внимание на то, что материальное обеспечение многих негосударственных православных детских садов, школ и образовательных центров оставляет желать луч­шего. В итоге бремя содержания данных учреждений возлага­ется на плечи родителей, многие из которых являются много­детными и не всегда могут обеспечить образование и досуг своих детей. При этом стоит отметить, что большинство пра­вославных школ дает очень высокий уровень знаний и создает наиболее благоприятный нравственный климат для воспита­ния ребенка. Думаю, что региональные власти могли бы про­работать возможности регулярного и справедливого финанси­рования таких образовательных учреждений, которые реали­зуют государственный образовательный стандарт.

Несколько слов хотелось бы сказать и о тех людях, кото­рые совсем недавно вступили или собираются вступить в брач­ный союз. Мы видим немалые усилия со стороны государства, направленные на поддержку молодых семей. Уверен, что дан­ная помощь должна осуществляться во всех регионах страны. Она может выражаться и в обеспечении молодых специалистов рабочими местами, и в предоставлении возможности получить дополнительное образование, и в поощрении рождения детей, и в социальных гарантиях молодым семьям, в льготах на приобре­тение жилья. Я хотел бы еще раз сказать, что многое в стране делается, и мы являемся свидетелями добрых и правильных пе­ремен в этой области. Но еще многое предстоит сделать, чтобы обеспечить поступательный рост народонаселения.

Русская Православная Церковь со своей стороны также осуществляет благотворительную деятельность в отношении семей, имеющих низкий уровень доходов или попавших в труд­ную жизненную ситуацию. Надеюсь на поддержку этой цер­ковной социальной работы.

В заключение хотел бы отметить, что ни Церковь вместе с другими религиозными общинами, ни государственная власть, ни общественные институты не могут диктовать людям то, как им необходимо строить семейную жизнь и воспитывать детей. Однако и Церковь, и государственная власть, и общественные институты могут и должны совместными трудами утверждать в обществе неприятие таких явлений, как разводы, аборты, бе­зответственность в отношениях мужчины и женщины, и созда­вать условия, при которых возможно формирование духовно здоровых, нравственных и сильных личностей.

Еще раз благодарю Вас, уважаемая Валентина Иванов­на, и всех присутствующих за возможность поделиться неко­торыми мыслями. Надеюсь, что сегодняшняя встреча будет свидетельствовать о том, что не только Церковь, но и государ­ство, и общество осознают необходимость координировать уси­лия во всех сферах деятельности: законодательной, образова­тельной, просветительской. Уверен, что пути преодоления мно­гих нынешних трудностей необходимо искать в опыте и тра­дициях нашего народа, который во все времена не мыслил сво­ей жизни без Бога, без Его вечной правды.

Желаю всем собравшимся плодотворных дискуссий, ус­пехов в ваших высоких, ответственных и столь нужных для страны делах и помощи Божией во всем.