mospat.ru
Опубликовано в журнале "Церковь и время" № 63


Митрополит Волоколамский Иларион

Богословское и религиозное образование в Русской Церкви

Уважаемые коллеги, дорогие студенты, братья и сестры!

Прежде всего хотел бы сердечно поблагодарить руковод­ство университета и всех организаторов сегодняшней встречи за возможность выступить в стенах крупнейшего академичес­кого центра Греции и всех Балкан. Представляя Русскую Пра­вославную Церковь, я хотел бы рассказать вам о ее системе высшего богословского образования, о том, с какими вызова­ми мы сегодня сталкиваемся, как на них отвечаем, какие воз­можности и перспективы открываются нам сегодня.

Богословское образование в России имеет одну особен­ность: в отличие от европейских стран, духовное образование у нас с самого начала существовало вне светского академическо­го пространства. Духовные учебные заведения в России и на Украине возникли раньше, чем появились университеты. В пер­вой половине XVIII века была создана Славяно-греко-латинская академия в Москве. Она имела философский и богословский факультеты и находилась в непосредственном ведении Святей­шего Синода — высшего органа управления Русской Православ­ной Церкви в то время. Академия наук и художеств, учрежден­ная в 1724 году, не имела богословского отделения, а Московс­кий университет, основанный уже в 1755 году, не включал в свою структуру богословский факультет. Фактическая автономия си­стемы богословского образования была узаконена при императ­рице Екатерине II. Система высшего богословского образова­ния оставалась в ведении Русской Православной Церкви, тогда как систему государственных университетов курировало Мини­стерство народного просвещения. Такая система существовала вплоть до 1917 года, когда система духовного образования Русской Православной Церкви включала 4 духовных акаде­мии, 57 семинарий и 185 духовных училищ. Общая числен­ность студентов составляла примерно 50 тысяч человек, а ко­личество преподавателей — около 4 тысяч человек.

После революции богословское образование в Советском Союзе было запрещено, все духовные семинарии и академии закрыты. В послевоенный период было разрешено открыть несколько духовных школ, в 60-е годы часть из них снова была закрыта. К концу советского периода на всю многомиллион­ную Русскую Церковь действовало три духовных школы: в Москве, Ленинграде и Одессе. Они были полностью изолиро­ваны от светского академического пространства и ставили пе­ред собой узкую цель — подготовку будущих священнослу­жителей и церковных работников.

После 1988 года, когда Русская Церковь широко отмети­ла 1000-летие Крещения Руси, началось стремительное возрож­дение церковной жизни на всем пространстве Советского Со­юза, вскоре распавшегося на 15 самостоятельных государств. Новые учебные заведения открывались одно за другим. В на­стоящее время на канонической территории Русской Православ­ной Церкви функционируют: в России — одна Общецерков­ная аспирантура и докторантура, 2 духовных академии, 4 пра­вославных университета и института, 34 духовных семинарии, 24 духовных училища; на Украине — 2 духовных академии, 2 института, 6 духовных семинарий, 8 духовных училищ; в Бе­лоруссии — 1 духовная академия, 1 духовная семинария, 2 ду­ховных училища; в Молдове — 1 богословский факультет в статусе духовной академии, 1 духовное училище. Кроме того, семинарии Русской Церкви действуют в Латвии, Казахстане, Узбекистане, Франции, США.

Вопрос об интеграции богословской науки и образова­ния в общее научное пространство России всегда остро стоял на повестке дня. Несмотря на то, что две образовательных сис­темы — церковная и светская — на протяжении нескольких веков существовали обособленно, между ними была тесная вза­имосвязь. Это связано с тем, что богословие как гуманитарная дисциплина занимает свое положение в общем универсуме наук, и многие научные проблемы (как гуманитарные, так и естественнонаучные) требуют компетентного богословского анализа и экспертизы. Кроме того, для правильной постановки и решения богословских задач часто необходима не просто общая гуманитарная эрудиция, но глубокие профессиональные знания в специальных и междисциплинарных областях.

Разделение богословской и светской науки стало причи­ной интересного исторического казуса. В середине XIX века в силу некоторых политических процессов во всех российских университетах были закрыты кафедры философии. Как тогда говорили, «польза от философии сомнительна, а вред очеви­ден». Философия как наука сохранилась только в духовных академиях. И когда ситуация вновь изменилась и понадоби­лось восстановить философию в университетах, это оказалось возможным только благодаря отдельно существовавшей сис­теме богословского образования.

Одним из наиболее ярких примеров плодотворного со­трудничества духовной и светской науки в Российской импе­рии стало создание Русского археологического института в Константинополе. Это был совместный проект Российской ака­демии наук, нескольких духовных академий и университетов. Несмотря на свою незавершенность из-за начала Первой миро­вой войны, этот проект внес огромный вклад в развитие таких научных направлений, как медиевистика и византинистика.

Развитие дореволюционной богословской науки приве­ло к возникновению сильных научных школ, прежде всего в области богословия, истории и библеистики. Профессора ака­демий нередко вели научную полемику со своими зарубежны­ми коллегами из европейских университетов, и их компетент­ность получила уважение и мировое признание. Достаточно упомянуть не имевший аналогов в иностранной литературе десятитомный цикл работ по истории Восточной Церкви про­фессора МДА и МГУ А.П. Лебедева, труды по литургике А.А. Дмитриевского и И.А. Карабинова.

В середине XIX века духовными академиями был осу­ществлен крупный проект по переводу всего корпуса Библии на русский язык. Кроме того, профессора академий составили большое количество обширных справочных комментариев к книгам Ветхого и Нового Завета. Трудно переоценить значе­ние этого проекта для русской культуры — вся Священная ис­тория в полном объеме стала доступна самым широким кру­гам населения.

Некоторые профессора академий были действительны­ми членами Императорской Академии наук и преподавали в университетах, а профессора университетов часто читали кур­сы в духовных академиях. Именно сотрудничество Московс­кого университета и Московской духовной академии позволи­ло создать целую историческую научную школу, которая не потеряла своего значения даже в советское время, а в наши дни продолжает благотворно влиять на развитие современной ис­торической науки.

Объективным фактором динамичного развития дорево­люционной богословской науки стал рост числа диссертаций, защищенных в академиях. Если во второй половине XIX века было защищено 40 докторских и более 70 магистерских дис­сертаций, то на рубеже XIX и XX веков в течение всего 15 лет их количество выросло в полтора и два раза соответственно.

Хотя богословие как научная дисциплина и светская на­ука в России никогда не были единым целым, они в различные исторические периоды испытывали взаимное тяготение. Един­ственным исключением является советская эпоха, когда бого­словское образование было насильно загнано в гетто, а бого­словская наука была практически уничтожена.

К счастью, традиции дореволюционной богословской на­уки, сформировавшей несколько мощных научных школ и вос­питавшей не один десяток ученых мирового уровня, не были полностью утеряны. От Московской и Санкт-Петербургской академий потребовались титанические усилия, чтобы сохранить это наследие хотя бы частично, и еще большие усилия, чтобы передать его следующему поколению богословов и церковных ученых. Первым шагом стало предоставление возможности за­щищать диссертации в соответствии с принятыми в современ­ной науке требованиями. Требования к самим богословским дис­сертациям были приведены в соответствие с уровнем российс­ких светских диссертаций. Это вызвало значительное уменьше­ние числа защищаемых работ, однако одновременно привело к резкому повышению их качества. На следующем этапе нами был учтен международный опыт, и в настоящее время требования к кандидатским диссертациям соответствуют требованиям, предъявляемым к международным диссертациям PhD.

Свидетельством постепенного восстановления научного по­тенциала Московской, Санкт-Петербургской и Киевской акаде­мий стало участие их профессоров и научных сотрудников во вза­имодействии со светскими университетами, Российской академией наук, а также с учеными из Греции, Италии и США в уникальном научном проекте, получившем название «Православная энцикло­педия». Это всеобъемлющее собрание сведений о двухтысячелет­ней истории и современном состоянии Церкви также знакомит читателя с другими христианскими конфессиями, нехристианс­кими религиями, а также с явлениями науки, культуры, филосо­фии, искусства, политики, так или иначе связанными с религией. Следует отметить, что этот проект не имеет аналогов в мире.

Для поддержки, развития и координации научной бого­словской деятельности в Русской Православной Церкви дей­ствует специальное учреждение — Синодальная библейско- богословская комиссия, председателем которой я являюсь.

Под ее эгидой действует регулярная международная кон­ференция, на которой русские богословы выступают с док­ладами о своих исследованиях наряду с ведущими учены­ми со всего мира.

Традиционно в Московской и Санкт-Петербургской ака­демиях присутствуют отделения для иностранных студентов. Там преимущественно обучаются представители братских По­местных Православных Церквей, многие выпускники этих от­делений благодаря полученному образованию становятся в дальнейшем иерархами в своих родных Церквах. Иностранные студенты обучаются и в Общецерковной аспирантуре.

Динамично развиваются семинарии в различных регио­нах России, Украины и других стран «постсоветского простран­ства». Так, высокий профессиональный уровень организации учебного процесса позволил Смоленской семинарии первой из всех других семинарий получить государственную аккредита­цию. Во многих семинариях присутствует специализация. В Хабаровской семинарии углубленно изучают языки, историю и культуру Китая. В Казанской семинарии традиционно уделя­ют особое внимание диалогу с исламом. Белгородская семина­рия специализируется на подготовке миссионеров. Киевская духовная академия активно развивает международные контак­ты, прежде всего с учебными заведениями Поместных Право­славных Церквей, находящихся в Восточной Европе. В Бело­руссии помимо традиционных академии и семинарий был от­крыт Институт теологии имени святых Мефодия и Кирилла как образовательное подразделение Белорусского государственного университета. Организация учебного процесса по европейским образцам позволила сочетать фундаментальную гуманитарную подготовку и профессиональную богословскую специализацию различных профилей. Кстати, проректором этого Института является выпускник вашего университета.

Новым направлением в развитии системы богословско­го образования стало открытие на постсоветском пространстве православных университетов, а также кафедр и факультетов теологии в светских высших учебных заведениях. В 1992 году открылся Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет. Он стал первым в истории России учебным заве­дением, где мирянин может получить высшее богословское образование на базе мощной гуманитарной подготовки. В на­стоящее время университет имеет государственную аккреди­тацию, выпускникам выдают дипломы государственного об­разца. На базе Свято-Тихоновского университета был разрабо­тан, а затем модифицирован с учетом требований Болонского процесса специальный стандарт, который лег в основу госу­дарственной аккредитации духовных учебных заведений. В 2007 году был принят и вступил в силу соответствующий за­кон. В настоящее время благодаря этому закону все ведущие духовные учебные заведения проходят процесс государствен­ной аккредитации, что позволит им в скором времени выда­вать дипломы государственного образца.

Этот же стандарт используют кафедры и факультеты те­ологии, которые в новейшее время стали открываться в свет­ских вузах. Сегодня они существуют почти в 70 государствен­ных и негосударственных университетах и других высших учебных заведениях. Полгода назад мы открыли кафедру те­ологии в одном из ведущих технических вузов России — в Национальном исследовательском ядерном университете «МИФИ». Этот университет готовит элитных специалистов в области теоретической физики, а также в прикладной облас­ти — для ядерной отрасли нашей страны. Сегодня естествен­ные науки вплотную подошли к таким вопросам, которые тра­диционно были в компетенции философии и богословия. И оказалось, что необходима площадка, где бы мог осуществ­ляться диалог между наукой и религией не в духе атеистичес­кой пропаганды, а на профессиональном академическом уров­не, как происходит во всем мире.

Несколько лет назад Священноначалие нашей Церкви приняло решение об использовании в системе богословского образования методологии Болонского процесса и, таким обра­зом, об интеграции духовных учебных заведений в европейс­кое образовательное пространство. Это открыло перед ними большие возможности, особенно в области сопоставимости учебных программ, а также студенческого обмена и мобильно­сти. Участие в европейских программах, таких как Tempus и Erasmus Mundus, позволяет богословским учебным заведени­ям решить проблему их признания и организовывать полно­ценный научный обмен.

Несколько слов необходимо сказать об Общецерковной аспирантуре и докторантуре имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, ректором которой я являюсь. Это сравни­тельно молодое учебное заведение было создано по инициативе Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла сразу после восшествия его на патриарший престол. Главная цель со­здания Общецерковной аспирантуры и докторантуры — подго­товка научных, педагогических, административных и диплома­тических кадров высшей квалификации для исследовательских, образовательных и управляющих структур Русской Православ­ной Церкви общецерковного и епархиального уровня.

Для достижения этой цели было необходимо выстроить принципиально новую структуру образовательного процесса. Кроме традиционных для духовного учебного заведения кафедр по богословию, церковной истории, библеистике и практичес­ким дисциплинам, мы открыли кафедры внешних церковных связей, философии и церковных искусств. Подготовка специа­листов ведется по магистерской, кандидатской и докторской программам. Уникальной отличительной чертой является про­грамма подготовки и защиты диссертаций PhD в соответствии с европейскими требованиями. Учитывая потребность Церкви в специалистах различных профилей, мы регулярно проводим специальные краткосрочные курсы повышения квалификации. Применение инновационных методик позволяет нам сочетать междисциплинарность, индивидуальный подход, высокий уро­вень преподавания и мощный научный фундамент.

Особое внимание уделяется современным иностранным и древним языкам, причем в объемах, приближающихся к объемам языковой подготовки на соответствующих филоло­гических факультетах. Кроме английского языка, студентам преподают по их желанию немецкий, французский, новогре­ческий, итальянский и другие языки. Традиционно особое место в подготовке занимают латинский и древнегреческий языки, а будущие библеисты изучают также древнееврейский. Иностранным студентам предлагается интенсивная подготов­ка по русскому языку в течение года.

Если говорить о более широких принципах, составляю­щих суть работы Общецерковной аспирантуры и докторанту­ры сегодня, то их несколько.

  1. Приверженность традиции. Сохранение строгой цер­ковности и следование лучшим традициям русской богословс­кой школы — неизменный курс нашего учебного заведения. Всеми силами постараемся сохранить и приумножить то бого­словское наследие, которое нам досталось от великих предше­ственников, начиная со Славяно-греко-латинской академии.
  2. Кузница кадров. Общецерковная аспирантура и док­торантура призвана обеспечить подготовку высококвалифици­рованных церковных исследователей, администраторов, дип­ломатов и специалистов в других областях. Особая задача—взра­щивание нового поколения профессорско-преподавательского состава для духовных учебных заведений.
  3. Единство науки и образования. Несмотря на сравни­тельно молодой возраст, наше учебное заведение постепенно становится одним из ведущих академических центров Русской Православной Церкви в области богословской науки. Студен­ты и аспиранты с первых дней обучения становятся активны­ми участниками исследовательского процесса. Для молодого специалиста нет ничего важнее, чем погрузиться в живую на­уку, соприкоснуться с передним краем последних достижений и увидеть в действии современные научные методы.
  4. Инновации. Сегодня для достижения результата мы должны использовать передовой мировой опыт в области об­разования. Общецерковная аспирантура и докторантура явля­ется лабораторией по разработке и внедрению новейших обра­зовательных технологий.
  5. Открытость и интеграция. Традиционно духовные учебные заведения были полузакрытыми учреждениями в силу своей специфики — они призваны готовить преимущественно будущее духовенство. Наше учебное заведение, оставаясь цер­ковным учреждением, призвано стать мостом, соединяющим ду­ховные учебные заведения со светской системой образования. Именно поэтому мы уделяем огромное внимание международ­ному сотрудничеству, мобильности студентов и преподавате­лей. Эта открытость делает нас главным инициатором и лиде­ром интеграционных процессов, происходящих сегодня в ду­ховном образовании.

Таким образом, на Общецерковную аспирантуру и док­торантуру, которая фактически венчает всю современную сис­тему богословского образования Русской Православной Церк­ви, ложится огромная ответственность, но мы уповаем, что с Божией помощью сможем нести это служение на благо обще­ства и Святой Церкви. Мы не забываем, что высшее образова­ние является необходимым условием выживания нации в со­временном мире, а сохранение и развитие сильного духовного образования — это гарантия передачи традиций и всего насле­дия Православной Церкви, сформировавших сердцевину нашей культуры, последующим поколениям.

Святые Кирилл и Мефодий, урожденные фессалоникийцы, сделали для славян доступным все античное наследие, включая Аристотеля, богатейшую византийскую традицию и Святое пра­вославие. Они стали родителями славянской письменности и куль­туры, научили славян мыслить по-христиански, определили их будущее. Сегодня мы можем с уверенностью сказать, что русская культура принесла достойные плоды, и эти плоды сопоставимы по своему значению с тем наследием, которое было положено в их основу. Глубоко убежден, что наша дружба и единство не дол­жны ограничиваться лишь символами прошлого. Призываю всех вас к деятельному сотрудничеству в настоящем, ведь взаимное изучение национального наследия друг друга может необычайно всех нас обогатить. Приглашаю студентов учиться в Россию у наших профессоров, а преподавателей — учить наших студентов. В течение последних двух столетий образование в России всегда было одним из лучших, а сегодня мы имеем реальные механизмы взаимного признания дипломов с Европой. Бюрократические ба­рьеры падают, и перед нами открываются новые горизонты. При­зываю всех вас, дорогие братья и сестры, к еще более тесному диалогу и сотрудничеству.