Иеромонах Мефодий (Зинковский)
Тропос существования и богословское понятие личности
Древнегреческое слово «тропос» — о τρόπος — многозначно. Оно может переводиться как «поворот», «направление», «образ», «способ», «образ мыслей», «нрав», «лад», «оборот речи»1, «стиль» в музыке, письме или речи, «характер», «темперамент», а также «метод» в логике2. Слово «тропос» достаточно часто употребляется древнегреческими философами в смысловых рамках приводимых словарями значений, начиная с чисто технического применения термина в словосочетаниях «любым образом», «никаким образом», «подобным образом» и заканчивая переносным смыслом, например в словосочетаниях «тихий нравом», «устроение души»3 и т.п.
В Священном Писании термин «тропос» встречается неоднократно как в тексте Септуагинты, так и в книгах Нового Завета. Кроме технического употребления его в выражениях «как», «подобно», «таким образом»4 он используется также для описания «изменения»5, «направления движения»6, нрава и образа мыслей7.
У церковных писателей и учителей словоупотребление «тропос» является частотным и помимо технической функции («как», «подобно», «таким образом») регулярно применяется для сравнительных образов: образ мелодии цикады8, нрава пчелы9 и в качестве словообразующего, например: одно-образные звуки10; шесто-образное движение11, образо-словие12, своеобразный13, подобо-образие14, едино-мысленный и многообразный15 и др.
Кроме того, слово «тропос» в сочинениях отцов и учителей церковных входит в самые различные словосочетания: образ добропорядочности16, образ благочестия и нечестия17, образ исцеления и исправления18, образ перемены и преображения19, образ воскресения тела20, образ богословия21, образ покаяния22 и спасения23, образ аскезы и кротости24, образ поклонения25, постижения, познания и сближения с Богом26, образ согрешения27, образ деятельности, использования и раздаяния28, образ творения29 и образ вочеловечения и пребывания Бога во плоти30.
Однако главный интерес в рамках нашего исследования представляет словосочетание «образ существования» — «τρόπος της ύπάρξεως», привлеченное впервые каппадокийс- кой богословской мыслью в триадологию в целях прояснения тайны Божественного триединства. Выражение «тропос существования» этимологически31 и богословски неразрывно связано с понятием «происхождение» и словосочетанием «тропос становления» — «τρόποι της ύποστάσεως»32. С одной стороны, выражение «образ становления» используется Каппадокийскими отцами для описания сверхъестественного образа рождения Христа от Девы и сотворения Адама Богом33, а «образ существования» для описания происхождения Авеля от Адама34. С другой стороны, для нас важен тот факт, что эти словосочетания, будучи применены в триадологии, практически синонимичны для Каппадокийцев с идиомами Лиц: нерожденностью Отца, рождением Сына и исхождением Духа35. По мысли Г. Престижа, τρόπος της ύπάρξεως «прилагалось с конца IV века к особенностям, которые различают Божественные Персоны с целью выразить веру, что в этих Персонах, или Ипостасях, представлена одна и та же Божественная Сущность»36. Ту же мысль выражает протоиерей А. Лаут, подчеркивая, что Каппадокийцы использовали термин «образ существования» для выражения того, что является отличительным в бытии Ипостасей Божества37. И действительно, например, в 1-ой книге «Против Евномия» выражается идея, что каждой Ипостаси соответствует свой τρόποι της ύποστάσεω?38.
В приписываемой современными исследователями Дидиму Слепцу 4-ой книге «Против Евномия» читаем, что быть «нерожденным» есть образ существования Отца39. Здесь же автор вторит почти дословно мысли святителя Амфилохия Иконийского о том, что Отец, Сын и Дух Святой суть имена, описывающие не сущность как таковую, а образ существования или отношения40. Подобный знак равенства между наименованиями Ипостасей и образом существования может, на первый взгляд, подтолкнуть к отождествлению Лиц с тропосом их существования. Однако, как в Боге-Троице Ипостась тождественна Сущности и одновременно отлична от нее, как свойства Сущности едины с Сущностью, но отличны от нее, так и ипостасные идиомы, будучи тождественны с самими ипостасями, отличны от них. Согласно протопресвитеру Иоанну Мейендорфу, лишь «в известном смыгсле божественные Ипостаси суть особые “способы существования”»41. Тропос существования как идиома отличен от ипостаси и одновременно тождественен ей в Боге42. Эту мысль должен подтвердить наш дальнейший анализ святоотеческой триадологии и христологии. Но вернемся пока к области собственно богословия Каппадокийцев.
Так, у святителя Григория Нисского находим рассуждение о том, что Сын отличен от творения, в том числе по тропосу существования (της ύπάρξεως τρόπον)43. Творение, в отличие от Сына, не есть образ Ипостаси Отчей44 и разделено с Богом по отличительным свойствам45, к которым отнесен и тропос существования. Согласно святителю Нисскому, существование Единородного отличается от пришедшего некогда в бытие творения в первую очередь своей безначальностью (во временном аспекте)46. В этом не строго терминологическом плане Отец и Сын по образу существования имеют не только отличия, с целью подчеркнуть которые и был введен термин τρόπος της ύπάρξεως в триадологию47, но и общность, состоящую, в частности, во временной безначальности, согласно единству их Сущности. Так и святитель Василий Великий в своем сочинении «О Святом Духе» говорит о «тропосе единения»48 Духа с Отцом и Сыном в контексте Их общения (κοινωνίάν) по природе, а святитель Кирилл Александрийский — о «тропосе участия»49.
В рамках спора с Евномием об отношении Сына к Отцу50 святитель Григорий говорит об отличии образа рождения от образа подобия51. Евномий должен был подобным назвать Рождаемое Рождающему, а не образ подобия — образу рождения. Образ происхождения не тождественен происходящему согласно этому образу. Для наглядности аргументации святитель приводит пример сходства образа рождения разных животных и разных наций при сохранении качественных индивидуальных различии их между собой. Здесь τροπος της γεννησεως является образом происхождения нового индивидуума и служит более доказательством сходства природы рождающего и рожденного52, чем определителем их индивидуальных особенностей. Само словосочетание «образ рождения» неоднократно используется Каппадокийцами и последующими богословами как синоним τροπος της ύπάρξεως для описания как естественного рождения по плоти53, так и непостижимого образа происхождения Сына от Отца54.
Известно, что Каппадокийцы «с великим дерзновением обратились к мысли внехристианской» и в частности «к философии Плотина»55. Как сам Плотин, так и другие неоплатоники использовали комбинацию слов «образ» и «существовать», «существование». В Эннеадах, например, находим рассуждение о разнообразии тропосов, согласно которым объект может существовать56 // http://www.tlg.uci.edu/ 01. 01.12. Рус. пер: Плотин. Эннеада третья / Пер. с древнегреч. Сидаша Т.Т. СПб., 2004. С. 303-304.], а у Александра Афродисийского проводится противопоставление между существованием и образом существования57 // http://www.tlg.uci.edu/ 01.01.12; ου περι τροπου υπάρξεως· η δε περι άπληι υπάρξεως Ζητησις, Alexander Aphrodisiensis. In Aristotelis topicorum libros octo commentaria 53. 8 // Там же.] и указывается на наличие различных тропосов существования58. Тем не менее, неоплатоническая терминология глубоко переосмысливается Каппадокийцами, для которых, в отличие от неоплатонической мысли, «исключительно важно признание в Божестве личного бытия», почему образ происхождения Лиц в Троице видится чуждым всякой бессознательности. «Отец, Сын и Святой Дух — три самосознательные личности — вот грань, отделяющая неоплатоническую Троицу от христианской»59 и, в том числе, очерчивающая различие в понимании христианского и неоплатонического образа существования Божественного Начала. Так например, если автор 5-й книги «Против Евномия» и опирается на текст Плотина о способе подаяния (τρόπος της χορηγίάΐ), при помощи которого «Мировая Душа» управляет жизнью во всем мире и в каждой отдельной душе60, но говорит уже не о плотиновской «Душе», которая в своей низшей части бессознательна, а о Духе, Который хотя и пребывает во всех и в каждом отдельно, но, однако, никогда не рассматривается сколько-нибудь умаленным в сознательности бытия при снисхождении к человеку, но «Он же Сам подает ведение о Себе» своим причастникам61. Причем именно тропос существования, а не сущность как таковая, не ее логос открывает нам путь к познанию как Бога, так и человека62, хотя и сам он (тропос) остается непознаваемым63. Именно по тропосу существования познается различие Ипостасей в Троице64. Тропос онтологически связан с бого-достойно понимаемыми движением и энергиями, которые, по учению Каппадокийцев, являются основой познания человеком как Бога, так и тварного мира65.
Дальнейшее осмысление словосочетания τροπος της ύπάρξεως связано в основном с развитием христологии. Однако и в триадологическом аспекте после Каппадокийцев были высказаны некоторые новые идеи. Так, Н. Людовикос отмечает, что преподобный Максим Исповедник, с одной стороны, воспринял уже установившееся понятие «тропос существования»66, а с другой — радикально сформулировал антиномию логос (принцип) сущности — модус существования67. При этом Людовикос указывает, что «тропос существования» относится в мысли Исповедника как к сущности, так и к ипостаси, не выделяясь в некое третье начало, но являясь логическим атрибутом целостного бытия ипостаси в сущности. Ибо сущность всегда существует в некотором модусе (тропосе)68, а личность узнается по образу (тропосу) ее действия посредством неизменных по свойственному им логосу природных энергий69.
Также, преподобный Максим в Трудности 1 к Фоме говорит, что «само бытие всяко логически предшествует тому, как оно существует»70. Поскольку, согласно видению преподобного Максима, ипостась и сущность составляют единое бытие71, следовательно, оба эти понятия логически предшествуют тропосу, открывающему то, как они существуют друг в друге. В Боге, конечно, онтологически не разделяются и не предшествуют друг другу ни сущность, ни ипостаси, ни тропосы существования ипостасей. Однако логически тропосы даже в Боге последуют сущности и ипостаси, что нельзя сказать об ипостасях и сущности, которые логически одновременны и эквивалентны. Так, например, о Боге Отце мы можем сказать, что логически одновременно постулируем Его Ипостась и Сущность, а затем уже можем рассуждать о тропосе Его нерожденности. Также и о Сыне и Духе, логически сначала нужно сказать об Их бытии, единосущном Отцу и само-ипостасном одновременно, а затем можно говорить о тропосе их происхождения от Отца.
Говоря о тропосе существования природы, мы можем говорить и о тропосе энергии, тропосе движения природы. «Тропосы энергии в разных ипостасях разные, но сама энергия — одна во всех ипостасях одной и той же природы»72. Так в Домостроительстве образы участия и действия всех Лиц различны, но действие Их едино. «Множественность единой энергии возникает за счет множественности ее тропосов»73. Допустимо говорить о тропосе энергии как об индивидуальном (личном) действии74.
Эти идеи получают свое постепенное развитие посредством богословия Домостроительства и христологии. Так уже у святителя Григория Нисского, святителя Кирилла Александрийского, как и у последующих авторов, находится ряд словосочетаний, указывающих на тропос действия Сына в мире, являющий именно Его ипостасное/личное действие: «тропос пришествия всех Владыки»75, тропос «вочеловечения»76, «тропос домостроительства Его»77, «тропос смирения» и «тропос истощания»78, «тропос священнодействия»79 Его к нам. Размышляя о соединении человечества и Божества во Христе святитель Кирилл говорит о том, что «Его тропос» (τροπον άύτος) познается по неслитности и неизменности их соединения80, подчеркивая при этом, что Логос «по ипостаси соединился с плотью»81, что также является разъяснением тропоса Его вочеловечения. Очевидно, что все подобные словосочетания относят тропос к Ипостаси Сына Божия, поскольку именно Он воплотился, истощил Себя в икономии спасения человека.
Развивая богословие способа Существования по плоти Логоса82 и неизреченного и таинственного образа единения двух природ в Воплощении83, преподобный Максим говорит о тропосе взаимообмена природных свойств в неизреченном единении84 и одновременно учит о разнообразии тропосов в составной природе. Так, святой Исповедник говорит о различии тропосов происхождения души и тела85. Как в одной, составной по природе, человеческой ипостаси наблюдается различие тропосов составляющих ее природ, так и во Христе «синтетическая ипостась объединяет два модуса существования без нарушения целостности обеих природ»86. Это ипостасное единство тропосов существования является основанием общения свойств природ и перихоресиса87: «человеческие страдания Христа происходят согласно божественному модусу и Его божественные действия согласно человеческому модусу»88. Именно Ипостась Логоса видится принципом единства двух природных образов бытия во Христе: «Ведь не допускает деления или слияния не подверженный ни в коем случае переменам и всему существующему Обеспечивающий Его бытия и как — бытия устойчивость и состав»89.
И хотя тропос существования человека во Христе в результате единства с Богом изменяется из человеческого в сверхъестественный и божественный, обновляется и ново-творится90 так, что человечество во Христе ничем не отличается от нашего, кроме того, что находится в особом «образе бытия»91, тем не менее, тропос Его человечества остается человеческим, т.е. соответствующим логосу человеческой природы, как ее задумал Творец. Этот образ существования человеческой природы во Христе дан нам «через благое свойство природных сил»92 и соответствует «образу проявления природных действий Христовых»93. Отстаивая наличие двух природ и двух природных волений во Христе, Исповедник подчеркивает самодвижность человеческой природы Логоса и увязывает это движение природы с соответствующим тропосом94.
Уже святитель Кирилл Александрийский упоминает о тропосе, когда рассуждает о том, что плоть Христа страдательна, а Божество — нет95. Для преподобного Максима «хотя и страдания Христос претерпевает не так, как мы, но “божески”, человеческая природа в этих страданиях проявляет то состояние, в котором она пребывает после падения, т.е. действуя (а точнее, страдая) “ветхим тропосом” (выражение “божески” означает, что этот тропос не был для Христа вынужденным)»96. «Тропос» бытия человеческой природы Христа не отождествляется с Его Ипостасью, хотя и принадлежит ей как «ветхий» по домостроительству. «Бог не только обожил во Христе нашу природу, обновив тропос ее бытия, но и, когда хотел, предоставлял ей проявлять тот ветхий тропос, который стал ей присущ после падения»97. Преподобный Максим говорит о не единственности «тропоса действия человеческой природы во Христе», различая «тропос всецелого обожения» и «ветхий тропос»98.
Таким образом, для преподобного Максима отождествление «образа существования» с ипостасью во многих случаях невозможно. «Тропос есть определенный образ существования, т.е. действия самой воипостазированной природы»99, образ «бытия природы в индивидууме, т.е. в ипостаси. Применительно к тварным и делимым природам, человеческой в частности, это различие имеет весьма существенный смысл»100. В свете этого ошибочно представление ряда исследователей творчества преподобного Максима о совершенном знаке равенства между тропосом существования и Ипостасью во Христе. Неверным, например, является выражение о принятии человеческой природы Сына Божия «во внутри-троичный τροποι της ύπάρξεως»101.
Подобно тому, как Бальтазар «ошибочно утверждал, что в Мистагогии прямо отождествляются “сущность” и “логос бытия”»102, также ошибочно смешивать тропос человеческой природы во Христе с тропосом Его Божественной Сущности. Сверхъестественный образ рождения от Девы по плоти, например, отнюдь не тождественен образу рождения Логоса от Отца по Божеству. Как две природы едины в одной Ипостаси, так два природных тропоса едины в Логосе. Логос есть тот, Кому принадлежат эти природы и эти тропосы. Можно и нужно говорить о перихоресисе природ и тропосов, но не о слиянии их. Как мы уже отмечали выше, тропос связан как с ипостасью, так и с сущностью. Отождествление тропоса с одной лишь ипостасью является богословской ошибкой.
Мысль святителя Максима о «продолжении» в нас воплощения Божественного Логоса должно понимать не как перемену нашего тропоса на тропос Христа103, а уподобление нашего тропоса бытия тропосу бытия Логоса, как это произошло в человеческой природе Христа. Именно это означают слова преподобного Максима о том, что Христос «сделался для нас образцом»104. Тот же смысл вкладывается, по нашему мнению, в слова апостола о имении ума Христова: «Ибо иметь ум Христов, значит по Нему (κατ ’ αύτον) мыслить»105. «По Нему» — согласно Его тропосу. При этом преподобный Максим подчеркивает выше в этом же пассаже, что ум Христа «не восполняет наш ум (собой), не перемещается сущностно по ипостасному (принципу) в наш ум» (т.е. у нас не становится два человеческих ума и Его ум не подавляет наш), но качеством своих энергий (тропос которых Он определяет) делает ясным наш ум и сообщает ему действие, направленное к Богу. И поскольку грехопадение связано с повреждением тропоса бытия, а не логоса природы106, то и обновленный тропос существования нашего должен быть не устранением или замещением его Божественным тропосом, а именно возрождением его.
Мы полагаем, что подобно тому, как преподобный Максим разработал учение об иерархии логосов, можно говорить и об иерархии тропосов. Так, например, у преподобного Максима мы находим понятие тропоса не только индивидуальной, но и общей человеческой природы. «После воплощения Христа всецелая человеческая природа узнала по тропосу своего существования бессемейное зачатие и девственное порождение»107. Этот факт еще раз подтверждает невозможность отождествления тропоса существования природы и ипостаси, но подчеркивает их взаимозависимость. Ведь именно Ипостась Логоса «сообщает» общей человеческой природе знание нового тропоса.
Святой Иоанн Дамаскин как систематизатор повторяет и обобщает прежде высказанные мысли отцов и учителей Церкви о тропосе существования. Он говорит и об отличии тропосов Лиц между собой108, о неуловимости и невозможности найти соответствие в творении образу (бытия) Троицы109, постулирует равенство в Троице Ипостаси и тропоса существования110, но в то же время приравнивает тропосы Лиц к их свойствам или различительным признакам111. Преподобный Иоанн Дамаскин даже говорит, что каждое Лицо «обладает» своим тропосом существования112.
Дамаскин также развивает мысль Исповедника о различии действия и «как» действия: «хотеть, видеть, действовать каким-либо (определенным) образом есть способ употребления воли, зрения и действования (τροποι εστί της τού θέλειν, κάί οράν, κάί ενεργεΐν χρησεως), свойственный одному только пользующемуся (этими способностями) и отделяющий его от прочих <…> Например, естество Божеское, как и человеческое, способно хотеть. Хотящий же есть тот, кто пользуется своею волею, или определенное лицо, — например, Петр (ητοι η ύποστάσις, οΐον ο Πετρος). Поэтому, так как Христос — един, и ипостась Его — едина, то один и тот же Хотящий (ο άύτος εστιν ο θελων) и так, как свойственно Богу, и так, как свойственно человеку»113. На первый взгляд, данный текст может подтолкнуть к мысли о единственности тропоса пользования двумя природами во Христе (ибо один Хотящий), однако не все так просто. Развивая мысль о совместном действии Лиц Троицы, преподобный Иоанн утверждает, что поскольку Они не разделены и Каждый желает и действует не по своему образу (ούκ ΐδιοτροπως) и выбору (ούδε άδιάιρετως), но соединенно (άλλ ’ ένίάίως), то Трое не суть три Бога, но единый Бог114. Единство Сущности Лиц становится обоснованием единства образа действия, т.е. пользования нетварной энергией. Если бы тропос энергии приписывался непосредственно и исключительно ипостаси, то мы должны были бы признать три различных тропоса энергии, соответствующие трем Лицам Троицы. Но поскольку энергия есть проявление природы, то три Лица действуют общей энергией, соединенно.
Здесь мы оказываемся перед антиномией: Ипостаси действуют соединенно, но одновременно, как упоминалось выше, в Домостроительстве образы участия и действия Лиц различны. Допустимо говорить о тропосе энергии как об индивидуальном (личном) действии, но не идио-тропном, т.е. не собственно образном. Во Христе мы имеем одну Ипостась в двух природах, а значит, должны говорить о двух энергийных тропосах и их перихоресисе, выражающих действие Одного Произволяющего посредством двух природных энергий. Этому положению соответствует то, что уже преподобный Максим «отвергает правильность выражения “одна энергия” даже при толковании ее в смысле образа соединения»115. Преподобный Иоанн подтверждает наш анализ словами о способе употребления природного воления по выбору пользующейся ипостаси116.
Моральные оценки возможны благодаря именно тропосу пользования природными силами: способ употребления составляет добродетель или порок117. Также, по мнению исследователей, и у преподобного Максима «онтология и этика взаимопроникают» и «тропос понимается не только как онтологический термин, но и как этическое понятие»118. Отсюда и частотное у преподобного Максима употребление словосочетания «тропос добродетели»119.
Святитель Григорий Палама дополняет вырисовывающуюся картину, используя в триадологии словосочетания «тропосы идиом»120 (речь идет о тропосах личных идиом Троицы), «тропосы природных и ипостасных идиом»121, «тропос природного существования»122. Все эти выражения подтверждают некое «логически-промежуточное» — между ипостасями и природой — положение понятия тропос существования.
Святитель Григорий Палама говорит также о том, что Божественная энергия, будучи одно с Божественной Сущностью, отлична от последней по множеству тропосов (κατα πολλούς γε τρόπους). «Один из этих тропосов (των τρόπων εις) заключается в том, что Божественная Сущность для всех абсолютно непознаваема, а Божественные энергии — знакомы»123. При этом естественно, что энергийные тропосы неразрывны с Лицами Троицы, а значит, и в Боге требуется признавать наличие не только трех тропосов нерожденности, рождения и исхождения, но и энергийных тропосов. Так, в своих анти-филиоквистских размышлениях святитель Григорий подчеркивает различие тропоса внутритроичного существования и домостроительного послания124, которое тоже является личной особенностью Сына и Духа. Обратим здесь внимание на то, что послание Духа в мир и вечное воссияние Его через Сына отличны от тропосов происхождения/исхождения от Отца. Личные свойства Духа не исчерпываются Его исхождением. Есть еще свойственные Ему вечное воссияние и временное посланничество в мир. Поэтому, в частности, тропос существования не может быть отождествлен с самой Ипостасью Духа. То же касается посланничества Сына: тропос воплощения является личной, ипостасной принадлежностью Сына и отличается от тропоса рождения от Отца125.
В завершение нашего анализа сюжетов, связанных с использованием понятия тропоса, отметим, что современные исследователи находят возможным говорить о «личном тропосе»126. Действительно, согласно проведенному анализу, уже в богословии Каппадокийцев тропос существования соответствует личным особенностям Ипостасей в Троице, но, одновременно, и общей для них временной безначальности. Из богословского синтеза преподобного Максима Исповедника и преподобного Иоанна Дамаскина становится очевидным, что тропос существования связан неразрывно с обоими понятиями ипостаси и сущности, причем логически последует этим понятиям, занимая между ними «промежуточное» положение. Во Христе следует признавать два тропоса существования, соответствующие двум Его природам, причем находящимся в ипостасном перихоресисе. Домостроительные и энергийные тропосы должно отличать от тропосов внутритроичного существования, признавая их личными Ипостасям Троицы, но, одновременно, антиномически «соединенными» благодаря единосущности Ипостасей. Антиномия «соединенности» и различия энергий- ных тропосов Лиц Троицы коренится в троичной антиномии единства и различия Ипостасей и вышеупомянутой «промежуточности» понятия тропоса существования.
Неверно в строгом смысле отождествлять тропос бытия с личностью, хотя единство и само-тождественность бытия Бога-Троицы позволяла богословам в триадологии называть Ипостаси тропосами, ставить между этими понятиями знак равенства, как ставится знак равенства (не означающий слияния понятий) между Сущностью и Лицами, Сущностью и Энергией в Боге. Ошибочно также и придавать тропосу бытия некоторое первенство по отношению к бытию как таковому, как например, в «хайдеггеровском стремлении рассматривать способ существования как предшествующий существованию»127.
Можно говорить об узком и широком определениях тропоса существования. В узком тринитарном смысле тропос существования соответствует нерожденности Отца, рожденности Сына и исхождению Духа. В широком смысле можно говорить о целом комплексе тропосов, описывающих и другие личные особенности Лиц, например, тропос Воплощения и тропос посланничества Духа в мир и Церковь, тропос пребывания обоих Лиц в нас и т.д. У ряда авторов мы встречаемся с самым широким понятием тропоса существования: «Принцип Персоны в Божественном Бытии есть предвечная «форма» или «образ» (по-гречески «тропос») бытия Живого Бога-Абсолюта»128 // http://orthodoxia.org/lib/1/1/24/6.aspx 02.07.12.], «мы называем божественный способ бытия личностным»129. На наш взгляд, такое обобщенное применение понятия тропоса соответствует Божественному идеалу «тождества бытия и движения»130, не противоречащему различию Лиц в Боге и «не отменяющему различия природ и логосов»131 в тварных существах, стремящихся к подражанию Божеству.
Тропос существования отражает отношения единосущных Лиц в Троице (вспомним формулировку святителя Амфилохия Иконийского). Это понятие отображает и отношения тварных ипостасей и Бога подобно двоякому значению понятия «аналогии», обозначающему «одновременно отношение творений к Богу (любовь и стремление к обожению) и отношение Бога к тварным существам (божественные идеи и богоявления)»132. В силу единства ипостасно-природного бытия всякая ипостась «является средоточием каждой конкретной реальности, которое определяет, сообщает ему качество, способ существования» (τροποι της ύπάρξεως) или «движение» природы133, и именно посредством природных движения и общения происходит общение ипостасей.
Источники
Амфилохий Иконийский, свт. Sententiae et Excepta. PG 39.
Аристотель. Historia Animalium / Ed. Bekkerl. Berlin, 1837-1870.
Василий Великий, свт. Epistolarum Classis II. PG 32.
Василий Великий, свт. Eunomium libri quioque. PG 29.
Василий Великий, свт. Argumenta contra Arianos. PG 30.
Василий Великий, свт. Commentarius in Isaiam prophetam. PG 30.
Василий Великий, свт. Constitutiones monasticae. PG 31.
Василий Великий, свт. Contra Eunomium libri quioque. PG 29.
Василий Великий, свт. De baptismo liber I. PG 31.
Василий Великий, свт. Epistolarum classis. II. III. PG 32.
Василий Великий, свт. Homiliae et sermones. PG 31.
Василий Великий, свт. Homilia Dicta in Lacizis. PG 31.
Василий Великий, свт. Homiliae in Hexaemeron. PG 29.
Василий Великий, свт. Homilia in Sanctam Chiusti Generationem. PG 31.
Василий Великий, свт. Homilia in quadraginta martyres. PG 31.
Василий Великий, свт. Homiliae quaedam dubiae. PG 31.
Василий Великий, свт. Liber de Spiritu Sancto. PG 32.
Василий Великий, свт. Liber de virginitate, PG 30.
Василий Великий, свт. Moralia. PG 31.
Василий Великий, свт. Regulae brevius tractatae. PG 31.
Василий Великий, свт. Regulae fusius tractatae. PG 31.
Геродот. Histories / Ed. Hude C. Oxford (Oxford Classical Text), 1960.
Григорий Нисский, сет. Adversis Apollinarem. PG 45.
Григорий Нисский, сет. Adversus Magehonianos. PG 45.
Григорий Нисский, сет. Contra Eunomium, Lib. I. VIII. X. XI. XII. PG 45.
Григорий Нисский, сет. De infaxitibus qui praemature abripiuntur. PG 46.
Григорий Нисский, сет. De instituto Christiano. PG 46.
Григорий Нисский, сет. De hominis opificio. PG 44.
Григорий Нисский, сет. De mortuis. PG 46.
Григорий Нисский, сет. De Oratione Dominica. — Oratio I. PG 44.
Григорий Нисский, сет. De Virginitate. PG 46.
Григорий Нисский, сет. In Baptismum Christi. PG 46.
Григорий Нисский, сет. In Cantica canticorum. PG 44.
Григорий Нисский, сет. In Ecclesiasten. Homilia VIII. PG 44.
Григорий Нисский, сет. In Psalmos. PG 44.
Григорий палама, сет. ’ Αντιρρητικοί // Γρηγορίσυ του Παλαμα. Συγγραμματα. Θεσσαλονίκη, 2010. T. Γ’ .
Григорий палама, сет. Λογοι αποδεικτικοί B’ // Γρηγορίου του Παλαμα. Συγγραμματα. Θεσσαλονικη, 2010. T. A ’ .
ДидимАлександрийский. De Trinitate Liber Tertius. PG 39.
Иоанн Дамаскин, прп. Contra Jacobitas. PG 94.
Иоанн Дамаскин, прп. De duabus in Christo voluntatibus. PG 95.
Иоанн Дамаскин, прп. De Imaginibus Oratio II III. PG 94.
Иоанн Дамаскин, прп. De Fide Orthodoxa Lib. I. III. PG 94.
Иоанн Дамаскин, прп. De natura composita. PG 95.
Иоанн Дамаскин, прп. Dialectica. PG 94.
Иоанн Дамаскин, прп. Expositio in Epistolas Pauli. PG 95.
Иоанн Дамаскин, прп. Sacra Parallela. PG 95.
Кирилл Александрийский, сет. Ad reginas de recta fide oratio altera. PG 76.
Кирилл Александрийский, сет. Adversus Nestorium Lib. I. III. V. PG 76.
Кирилл Александрийский, сет. Apologeticus pro XII capitibus contra orientales. PG 76.
Кирилл Александрийский, сет. Contra Julianum Lib. IX. PG 76.
Кирилл Александрийский, свт. Epistola I . XXXVIII. PG 77.
Кирилл Александрийский, свт. Scholia De Incarnatione Uniceniti. PG 75.
Кирилл Александрийский, свт. Thesaurus. PG 77.
Кирилл Александрийский, свт. Quod unus sit Chiustus. PG 75.
Леонтий Византийский. Adversus Nestorianos. Lib. II. PG 86a.
Леонтий Византийский. ContraNestorianos et Eutychianos. PG 86a.
Максим Исповедник, прп. Ambiguorum liber. PG 91.
Максим Исповедник, прп. Capita Theologiae et oeconomiae. PG 90.
Максим Исповедник, прп. Disputatio cum Pyrrho. PG 91.
Максим Исповедник, прп. Epistolae. PG 91.
Максим Исповедник, прп. Loci communes. PG 91. 893 B.
Максим Исповедник, прп. Mystagogia. PG 91.
Максим Исповедник, прп. Opuscula theologica et polemica. PG 91.
Максим Исповедник, прп. Quaestiones ad Thalassium. PG 90.
Максим Исповедник, прп. Quaestiones et dubia. PG 90.
Прп. Максим Исповедник. О различных недоумениях у святых Григория и Дионисия (Амбигвы) / Пер. архим. Нектария (Яшунского). М., 2006. С. 17.
Ориген. Libellus de Oratione. PG 11.
Платон. Respublica. / Ed. Burnet J. Oxford (Oxford Classical Text), 1978.
Плотин. Эннеада третья / Перевод с древнегреч. Сидаша Т.Т. СПб.: изд. Абышко О., 2004.
Плотин. Эннеада пятая / Перевод с древнегреч. Сидаша Т.Т. СПб.: изд. Абышко О., 2005.
СимеонМетафраст, прп. Sermo I. — De Virtute et Vitio. PG 32.
Литература
- Башкиров В., прот. Сын Божий — Сын Человеческий (Логос — тропос Христа в творениях преподобного Максима Исповедника). Жировичи, 2005.
- Беневич Г.И. Моноэнергизм и монофелитство VII в.: Сергий, Кир, Пирр и другие // Антология Восточно-Христианской Богословской Мысли / Под науч. ред. Беневича Г.И. и Бирюкова Д.С.; сост. Беневич Г.И. Москва-СПб.: изд. «Никея», РГХА, 2009. ^м II. С. 130-143.
- Беневич Г.И., Шуфрин А.М. Прп. Максим Исповедник. Полемика с моноэнергизмом и монофелитством. Письмо 19 и Трудности к Фоме 5 // Антология Восточно-Христианской Богословской Мысли. ‘^м II. С. 158-172.
- Бирюков А.С. Св. Василий Кесарийский. Полемика с Евномием // Антология Восточно-Христианской Богословской Мысли / Под науч. ред. Беневича Г.И. и Бирюкова Д.С.; сост. Беневич Г.И. Москва-СПб.: изд. «Никея», РГХА, 2009. I. С. 269-290.
- Болотов В.В. К вопросу о Filioque. СПб. Типография М. Меркушева, 1914.
- Вейсман А.Д. Греческо-русский словарь. СПб., 1899.
- Киприан (Керн), архим. Золотой век святоотеческой письменности. М.: Паломник, 1995.
- Лосский В.Н. Понятие «аналогий» у Псевдо-Дионисия Ареопагита // Богословские труды. М.: изд. Московской патриархии, 2009. № 42. С. 110-136.
- Лурье В.М. История византийской философии. Формативный период. СПб.: Axwma,
- Махлак К.А. Попытка православной интерпретации философии М. Хайдеггера у Х. Яннараса // Начало. 2007. № 16. С. 73-78.
- Мейендорф И. протопр. Жизнь и труды свт. Григория Паламы. СПб. 1997.
- Мейендорф И., прот. Иисус Христос в восточном православном богословии. М.: изд. ПСТБИ, 2000.
- Михайлов П.Б. Рецензия на книгу: Larchet J.-C. La theologie des energies Des origines a saint Jean Damascene. P.: Cerf, 2010 // Вестник ПСТГУ. Богословие — Философия. I: 3(31). М., 2010. С. 135-141.
- Петров В.В. Максим Исповедник: онтология и метод в византийской философии VII в. М., 2007.
- Петров В.В. Трансформация античной онтологии у Псевдо-Дионисия Ареопагита и Максима Исповедника // XIX ежегодная богословская конференция ПСТГУ: материалы. Изд. ПСТГУ, 2009. Т. I. С. 16-25.
- Спасский А. История догматических движений в эпоху вселенских соборов (в связи с философскими учениями того времени). Тринитарный вопрос (История учения о Св. Троице). Сергиев Посад, 1906. Т.
- Яннарас X. Хайдеггер и Ареопагит, или об отсутствии и непознаваемости Бога // Его же. Избранное: Личность и Эрос. М.: РОССПЭН, 2005. С. 7-86.
На иностранных языках
- Scott R. A Greek-English Lexicon. Oxford, 1996.
- Loudovikos N. A Eucharistic Holy Cross Orthodox Press, 2010.
- Louth Maximus the Confessor. London and New York, 1996.
- Marcello La Matina. Analytic Philosophy of Language and the Revelation of Person. Some Remarks on Gregory of Nyssa and Maximus the Confessor // Studia patristica. Leuven — Paris — Walpole, MA: Peeters, 2010. V. XLVII. P. 77-83.
- Prestige G. God in Patristic Thought. London, 1964.
- Riou A. Le monde et l’eglise selon Maxime le Confesseur. Theologie historique 22. Paris, Beauchesne, 1973.
- Thunberg Microcosm and Mediator. Open Court, 1995.
- WolfsonA.The Philosophy ofthe Church Fathers. Harvard University Press, 1976.
Электронные ресурсы
- Alexander Aphrodisiensis. In Aristotelis analyticorum priorum librum i commentarium // Thesaurus Linguae Graecae. University of California, Irvine — Irvine, CA [Электронный ресурс] // http://www.tlg.uci.edu/01.12.
- Alexander Aphrodisiensis. In Aristotelis metaphysica commentaria // Thesaurus Linguae Graecae. University of California, Irvine — Irvine, CA [Электронный ресурс] // http://www.tlg.uci.edu/01.12
- Alexander Aphrodisiensis. In Aristotelis topicorum libros octo commentaria // Thesaurus Linguae Graecae. University of California, Irvine — Irvine, CA [Электронный ресурс] // http:// tlg.uci.edu/ 01.01.12.
- Enneades // Thesaurus Linguae Graecae. University of California, Irvine — Irvine, CA [Электронный ресурс] // http://www.tlg.uci.edu/ 01.01.12.
- Софроний (Сахаров), архим. Письмо о единстве Церкви [Электронный ресурс] // http://orthodoxia.org/lib/1/1/24/6.aspx 07.12.
Примечания
“MODE OF EXISTENCE” AND THEOLOGICAL NOTION OF PERSON
Synopsis: The article examines how the terms «mode» and «mode of existence» (τρσιτος της ίττάρξεως) are used in the teachings of the Church Fathers and Doctors of the 4th — 8th centuries and in the teaching of St Gregory Palamas.
Keywords: mode of existence, hypostasis, essence, person, irreducibility of hypostasis to mode, indissolubility of hypostasis and essence, communion of hypostases.
Hieromonk Methody (Zinkovskiy), Candidate of Technical Sciences, Candidate of Theology, third-year doctoral student of the Ss Cyril and Methodius Theological Institute for Post-Graduate and Doctoral Studies, cleric of the St. Petersburg metropolia.
- См.: ВейсманА.Д. Греческо-русский словарь. СПб., 1899. С. 1259. ↩
- Liddel H., ScottR. A Greek-English Lexicon. Oxford, 1996. P. 1827. ↩
- τροπου ισιχιου, Геродот — Herodotus. Histories. I. 107 / Ed. Hude C. Oxford (Oxford Classical Text), 1960); ψυχής τρόποι, οί περί ψυχήν τρόποι, Платон, Аристотель — Plato. Respublica. 445 c / Ed. Burnet J. Oxford (OCT), 1978; Aristoteles. Historia Animalium. 588 a, 20 / Ed. Bekker I. Berlin, 1837-1870. См. словарь Liddel H., Scott R.A. Greek- English Lexicon. P. 1827. ↩
- ον τροπον, τον τροπον, τω τροπω: Быт. 26:29; Исх. 2:14; 13:11; 40:15; Иов 46:19; Пс. 41:2; Дан. 2:40; 2:45; Ис. 5:24; 10:10; 52:14; Притч. 9:11; 23:7; 4:29; Мих. 3:3; 5:8; Иов 4:8; Мф. 23:27; Лк. 13:34, Иуд. 1:7; Деян. 7:28, 27:25; κατά πάντα τροπον — «во всех отношениях», Рим. 3:2; πάντι τροπω — «как бы ни», Флп. 1:18, 2 Фес. 3:16. ↩
- τροπής άποσκιάσμα — «тень перемены», Иак. 1:17. ↩
- ευλογητοί ο τροπος σου — «благословен приход твой», 1 Цар. 25:33. ↩
- μονοτροπον — «единомысленный», Пс. 67:6; άφιλάργυρος ο τροπος— «нрав несребролюбивый», Евр. 13:5. ↩
- ο τροπος της μελωδίάς του τέττιγος, Иоанн Дамаскин, прп. Sacra Parallela. PG 95. 1580 D. ↩
- Μιμησάι της μελισσης το ιδιοτροπον («подражайте пчелы образу» или особому свойству), Василий Великий, сет. Homiliae in Hexaemeron. PG 29. 173 B. ↩
- μονοτροπον φωνην, Василий Великий, сет. Homiliae in Hexaemeron. PG 29. 172 С. ↩
- Εξάτροπος κίνησις, Иоанн Дамаскин, прп. De duabus in Christo voluntatibus. PG 95. 145 D. ↩
- τροπολογίά — Василий Великий, свт. (Homiliae in Hexaemeron. PG 29. 189 A, Contra Eunomium libri quioque. PG 29. 393 B, 713 C; Commcntarius in Isaiam prophetam. PG 30. 616 B); свт. Григорий Нисский (In Cantica canticorum. PG 44. 757 A, In Baptismum Christi. PG 46. 593 C); Максим Исповедник, прп. (Quaestiones et dubia. PG 90. 792 A, Ambiguorum liber. PG 91. 1365 B). Термин τροπολογίά использовался и ранее церковными писателями (Ориген, блж. Иероним) для обозначения одного из методов толкования Писания — тропологического (См: Wolfson H.A. The Philosophy of the Church Fathers. Harvard University Press, 1976. P. 65). ↩
- ιδιότροπος η Ζωη — своеобразная жизнь, Василий Великий, свт. Homiliae in Hexaemeron. PG 29. C. 149. ↩
- όμοιοτροπίά, Григорий Нисский, свт. Contra Eunomium, Lib. I . PG 45. 373 D. ↩
- «Единомысленных называет, вслед за Писанием, единообразно мыслящих (μονοτροπους) в противоположность «многообразных по образу» лукавства (πολλάπλουν του τροπου), Василий Великий, свт. Homiliae in Hexaemeron. PG 29. 153 D — 156 A; «Πολυειδεΐς de είσι κάι; πολύτροποί άί του διάβολου έπίνοίάί», Homilia Dicta in Lacizis. PG 31. 1437 D; Симеон Метафраст, прп. Sermo I. — De Virtute et Vitio. PG 32. 1129 A. Свт. Григорий Нисский говорит о «многобраз- ных грехах» (De Oratione Dominica. — Oratio I . PG 44. 1121 С) и «бедствиях» брака (De Virginitate. PG 46. 336 B) и многообразных немощах тела (πολίτροποι του σομάτος άρρωστίάί, De mortuis. PG 46. 505 С) и о едино-образной жизни по Богу (μονοτροπος η κάτ ’ άρετην πολιτείά, In Cantica Cantic. Homilia IX. PG 44. 961 A). Подобно употребление и у прп. Максима Исповедника: φοβειτάί τάς πολυτροπους των δάίμονον έπιδρομάς (единообразное любомудрие), Epistolae. PG 91. 413 C и Ambiguorum liber. 1368 B, и y прп. Иоанна Дамаскина (άμάρτωλοί πολυτροποι), De duabus in Christo voluntatibus. PG 95. 1168 C, 1400 C, οι δέ δίκάίοι μονοτροποί είσιν, PG 95. 1168 D. Подобный смысл μονοτροπον имеет также PG 29. 344 B, 492 С; PG 31. 400 C; Μονοτροπος έστιν ο του Χριστίάνοϋ βίος, Василий Великий, свт. Regulae fusius tractatae. PG 31. 973 A. Bпрочем, «многообразность» не становится синонимом зла. Так говорится, например, о «многоразличных поворотах языка» (πολυτρόπους της γλωσσης άναστροφάς, Григорий Нисский, сет. Contra Eunomium, Lib. XII. PG 45. 977 В) и многообразности иносказаний о скинии (Максим Исповедник, прп. Ambiguorum liber. PG 91. 1385 С) и что слово γνώμη имеет много употреблений и значений (Максим Исповедник, прп. Disputatio cum Pyrrho. PG 91. 312 А). У прп. Иоанна Дамаскина «многочастне и многообразие» (Евр. 1:1), De Imaginibus Oratio II. PG 94. 1289 А. ↩
- τρόπος της καλοκαγαθίας, Василий Великий, сет. Epistolarum classis. II. PG 32. 1064 B, также y преп. Максима, Loci communes. PG 91. 893 B. ↩
- κατα τον ευσεβη τροπον, Василий Великий, сет. Contra Eunomium libri quioque. PG 29. 528 В; «τροπος της ασεβείας», PG 29. 649 В. ↩
- τροπος της θεραπείας, Василий Великий, сет. Regulae fusius tractatae. PG 31. 1029 Б, 1036 Б; Ориген. Libellus de Oratione. PG 11. 452 А, 528 А; Григорий Нисский, сет. De infaxitibus qui praemature abripiuntur. PG 46. 176 C; τροπος της ίασεως, Василий Великий, сет. Regulae fusius tractatae. PG 31. 1044 τροπος της ίατρείας, Максим Исповедник, прп. Quaestiones ad Thalassium. PG 90. 629 С; τροπος της κατορθώσεως, Василий Великий, сет. Regulae brevius tractatae. PG 31. 1213 С, Constitutiones monasticae. PG 31. 1365 С (выпрямления, поднятия). ↩
- τροπος της μεταθεσεως, Василий Великий, сет. Homilia in quadraginta martyres. PG 31. 509 C; τροπος μετασχηματίθεντες, De baptismo liber I. PG 31. 1561 C. ↩
- τροπος της αναστασεως, Иоанн Дамаскин, прп. Expositio in Epistolas Pauli. PG 95. 696 D. ↩
- θεολογίας τροπος, Максим Испоеедник, прп. Ambiguorum liber. PG 91. 1165 B. ↩
- τροπος της μετανοίας, Василий Великий, сет. Commentarius in Isaiam prophetam. PG 30. 640 B; PG 31. 1092 Б, 1157 A; Григорий Нисский, сет. In Psalmos. PG 44. 560 D; Максим Испоеедник, прп. Quaestiones et dubia. PG 90. 805 B. ↩
- τροπος της σωτηρίας, Василий Великий, сет. Commentarius in Isaiam prophetam. PG 30. 552 B; Григорий Нисский, сет. De instituto Christiano. PG 46. 296 D; In Psalmos. PG 44. 473 АВ. ↩
- της ασκησεως τροπον, Василий Великий, сет. Liber de virginitate, PG 30. 808 A πραοτητί τροπος, Epistolarum Classis II. PG 32. 389 C, Homiliae quaedam dubiae. PG 31. 1508 C . ↩
- τω Θεω προσκυνησεως τροπον, Григорий Нисский, сет. Adversus Magehonianos. PG 45. 1332 D; τροπος προσκυνησεως, Иоанн Дамас- кин, прп. De Imaginibus Oratio III. PG 94. 1348 D, 1353 A -1356 B. ↩
- τροπος της κάτάληψεως, Василий Великий, сет. Contra Eunomium libri quioque. PG 29. 540 С; τροπος της γνωσεως, PG 29. 541 В; τροπος της προς άυτον οικειωσεως, Григорий Нисский, сет. In Ecclesiasten. Homilia VIII. PG 44. 749 Б. ↩
- τροπος του άμάρτημάτος, Василий Великий, сет. Regulae brevius tractatae. PG 31. 1140 A, 1141 B. ↩
- της ενεργειάς τροπον, Василий Великий, сет. Argumenta contra Arianos. PG 30. 857 B, PG 31. 913 D; τον τροπον άυτω τως ενεργειων, Liber de Spiritu Sancto. PG 32. 104 D; τροπον της εργάσιάς, Moralia. PG 31. 729 A; τροπον της χρησεως, Homiliae et sermones. PG 31. 365 D; ο τροπος της χορηγιάς, Contra Eunomium libri quioque. PG 29. 769 A. ↩
- τροπος της κτισεως των ουράνιων δυνάμεων, Василий Великий, сет. Liber de Spiritu Sancto. PG 32. 136 A. ↩
- τροπος της ενάνθρωπησεως, Василий Великий, сет. Regulae brevius tractatae. PG 31. 1196 B; τροπος εν σάρκι η θεοτης, Homilia in Sanctam Chiusti Generationem. PG 31. 1460 C. ↩
- Первое приводимое словарем значение глагола υπάρχω, от которого происходит существительное υπάρξις — «начинать». ↩
- Башкирое В., прот. Сын Божий — Сын Человеческий (Логос — тропос Христа в творениях преподобного Максима Исповедника). Жировичи, 2005. С. 13. Ссылаясь на данную работу, отметим, тем не менее, что τροπος της υποστάσεως вряд ли может переводиться в контексте каппадокийской мысли как образ ипостасного бытия. ↩
- τροπος της υποστάσεως, Василий Великий, сет. Contra Eunomium libri quioque. PG 29. 548 A; Григорий Нисский, сет. Adversis Apollinarem. PG 45. 1256 В. Св. Григорий Нисский использует τροπος της υπάρξεως, для описания рождения Сына Божия от Пречистой Девы Марии в своем «Опровержении на Аполлинария» (см.: Башкирое В., прот. Сын Божий — Сын Человеческий. С. 23-24). ↩
- της υπάρξεως τροπον, Григорий Нисский, сет. Contra Eunomium, Lib. I. PG 45. 404 С. ↩
- В контексте происхождения Лиц в Троице: της υπάρξεως τροπον, Григорий Нисский, сет. Contra Eunomium, Lib. I . PG 45. 316 С; τροπος της υπάρξεως του άγιου Πνευμάτος, Василий Великий, сет. Homiliae et sermones. PG 31. 613 A; о труднопостигаемое™ образа существования Духа: τροπου της ΰπάρξεως άρρητου, Василий Великий, свт. Liber de Spiritu Sancto. PG 32. 152 B. ↩
- Prestige G. God in Patristic Thought. London, 1964. P. 249. ↩
- Louth A. Maximus the Confessor. London and New York, 1996. P. 49. ↩
- PG 29. 548 A. См: БирюковА.С. Св. Bасилий Кесарийский. Полемика с Евномием // Aнтология восточно-христианской богословской мысли / Под науч. ред. БеневичаГ.И. и Бирюкова Д.С.; сост. Беневич Г.И. М.-СП6.: изд. «Никея», PrXA, 2009. T. I. С. 269-290, здесь: с. 272. ↩
- Υπάρξεως ουν τροπος το άγεννητος, Василий Великий, свт. Contra Eunomium libri quioque. PG 29. 681A, С. ↩
- Πάρηρ,Υίος κάί Πνευμά το άγιον, τροπου υπάρξεως ητουν σχεσεως ονομάτά, Амфилохий Иконийский, свт. Sententiae et Excerpta. PG 39. 112 D; См. также: Prestige G. God in Patristic Thougth. P. 246. ↩
- Мейендорф И., протопресв. Иисус Христос в восточном православном богословии. М.: изд. ПСТБИ, 2000. С. 162-163. ↩
- Отметим, что в тварных существах при различении ипостаси и тропоса существования имеет место еще и их отличие в аспекте ограниченности тварного бытия. Тропосы бытия должны быть «усвоены» человеком, его личностью так, чтобы они определялись и задавались хозяином бытия, и не подавляли его, как в случае одержимости неким страстным образом осуществления бытия. Bедь существуют как тропосы аскезы и созерцания, так и демонические тропосы. ↩
- Эта мысль повторяется и у свт. Кирилла Ллександрийского: «Если Бог и Отец — выше всякой сотворенной (γενητης) сущности, то Он будет выше нее и по тропосу /созерцаемому/ в рождении (κάτά τον εν τω> γεννω» ν τροπον)», Кирилл Александрийский, свт. Thesaurus. PG 75. 77 C. ↩
- ου χάράκτηυρ υποστάσεως, Григорий Нисский, свт. Contra Eunomium, Lib. VIII. PG 45. 793 B. ↩
- κάτά τάς γνοριστικάς ιδιοτητάς, Григорий Нисский, свт. Contra Eunomium, Lib. VIII. PG 45. 793 С. ↩
- B своей 8-й книге «Против Евномия» свт. Григорий акцентирует внимание на абсурдность предположения о том, что «существование Единородного по подобию твари имело какое-либо известное начало». PG 45. 796 A. ↩
- Так, проф. Болотов отмечает взаимоисключительность тропосов бытия Сына и Духа следующим образом: «Сын определяет чрез свою рожденность и τροπος της ΰπαρξεως Св. Духа, Его нерожденность» (Болотое В.В. К вопросу о Filioque. СПб. Типография М. Меркушева, 1914. С. 49, ссылка 1). ↩
- συναφείας τροπος, Василий Великий, сет. Liber de Spiritu Sancto. PG 32. 112 A. ↩
- της μετουσίας τροπος, Кирилл Александрийский, сет. Thesaurus. PG 75. 45 B (в контексте слов о исхождении Духа от Отца и почивания в Сыне). ↩
- Григорий Нисский, сет. Contra Eunomium, Lib. I. PG 389A-D — 393 С. ↩
- γεννησεως τροπος, ομοίοτητος τροπος, Григорий Нисский, сет. Contra Eunomium, Lib. I. PG 45. 389 A. ↩
- «Ни порядок, ни образ осуществления не производят никакого различия в естестве», Григорий Нисский, сет. Contra Eunomium, Lib. I. PG 45. 404 С, 632 D. ↩
- «Образ рождения ребенка» (ο τροπος της γεννησεως του παίδίου), Василий Великий, сет. Commentarius in Isaiam prophetam. PG 30. 464 В; «образ рождения по плоти» (τροπον της γεννησεως της κατα σαρκα), Григорий Нисский, сет. In Baptismum Christi. PG 46. 584 С; προς τους σοματίκους της γεννησεως τροπους, Василий Великий, сет. Homiliae quaedam dubiae. PG 31. 1457 C; «способ человеческого рождения», Григорий Нисский, сет. De hominis opificio. PG 44. 189 А; «способ рождения» муравьев «одного от другого», Григорий Нисский, сет. Contra Eunomium, Lib. X. PG 45. 828 С; рождение «от семени Давидова», Иоанн Дамаскин, прп. Expositio in Epistolas Pauli. PG 95. 444 А. ↩
- Василий Великий, сет. Homiliae et sermones. PG 31. 597 B, τροπος της θείας γεννησεως, Homiliae quaedam dubiae. PG 31. 1460 А; о непостижимости образа рождения Сына, Epistolarum Classls II. PG 32. 396 A; также у свт. Григория Нисского: PG 45. 393 А, В; 509 В, 660 С, 784 В, С; «естество Божие неведомо и образ рождения неведом», Григорий Нисский, сет. Contra Eunomium, Lib. XI. PG 45. 877 D; «τον μεν τροπον, καθ ’ ον εγεννησεν ο Θεοί», Василий Великий, сет. Contra Eunomium libri quioque. PG 29. 621 А, 628 А; «образ как родил Бог (Сына) неизреченен и недомыслим и отличен от образа Его отцовства по отношению к нам», PG 29. 624 А. ↩
- Киприан (Керн), архим. Золотой век святоотеческой письменности. М., 1995. С. 79. ↩
- Enneades. Ennead 3, ch. 6 section 9. line 2 // Thesaurus Linguae Graecae. University of California, Irvine — Irvine, CA [Электронный ресурс ↩
- τον γάρ τροπον της υπάρξεως ου την υπάρξιν, Alexander Aphrodisiensis. In Aristotelis analyticorum priorum librum i commentarium 197. 2 // Thesaurus Linguae Graecae. University of California, Irvine — Irvine, CA [Электронный ресурс ↩
- πολλοι γάρ τροποι υπάρξεως, Alexander Aphrodisiensis. In Aristotelis metaphysica commentaria 734. 17 // Там же. ↩
- Спасский А. История догматических движений в эпоху вселенских соборов (в связи с философскими учениями того времени). Тринитарный вопрос (История учения о Св. Троице). Сергиев Пос., 1906. Т. 1. С. 523. ↩
- Плотин. Эннеады V, I-III. Рус. пер.: Плотин. Эннеада пятая / Пер. с древнегреч. Сидаша Т.Т. СПб., 2005. С. 5-123. ↩
- άυτο το πάρεχον την περι εάυτου γνωσιν, Василий Великий, сет. Contra Eunomium libri quioque. PG 29. 769A. ↩
- Лурье В.М. История византийской философии. Формативный период. СПб., 2006. С. 93. ↩
- Тропос рождения Сына превосходит наше знание (Кирилл Александрийский, сет. Thesaurus. PG 75. 57 C, 61A, C; 76 D), как и образ исхождения Духа. ↩
- Тропос рождения, например, отличает Сына от Отца, Он неподобен в этом Отцу: κάτά τινά τροπον ο Υ’ιος άνομοιος εστάι τω Πάτρι, γεννητως υπάρχων εξ άυτου, Кирилл Александрийский, сет. Thesaurus. PG 75. 28 D. ↩
- άπο μεν των ενεργειπων η γνωσις, Василий Великий, сет. Epistolarum Classis II. PG 32. 869 D. Отметим, что свт. Григорий Палама допускает даже именование Сына и Духа «ипостасными энергиями Отца» (Мейендорф И., протопресе. Жизнь и труды свт. Григория Паламы. СПб., 1997. С. 297). ↩
- В триадологии у св. Максима κάτά τον της υπάρξεως τροπον τρισσοφάει, Максим Испоеедник, прп. Quaestiones ad Thalassium. PG 90. 285 A; υπάρξεως τροπος, PG 90. 361 D, PG 91. 1136 C, τω της υπάρξεως τροπω (по способу существования), Ambiguorum liber. PG 91. 1401 A. У Леонтия Bизантийского встречается τροπος της υπάρξεως, (Леонтий Византийский. Contra Nestorianos et Eutychianos. PG 86a. 1269 C, Adversus Nestorianos. Lib. II. PG 86a. 1537 C, 1549 C) в качестве модуса существования (вне контекста происхождения). ↩
- Loudovikos N. A Eucharistic Ontology. Holy Cross Orthodox Press, 2010. P. 94. ↩
- Loudovikos N. A Eucharistic Ontology. P. 94, 119. ↩
- εν μεν τιω τροπω το πάρηλλάγμενον τιως προσιωπον κάτά την πράξιν γνωρίΖεδτάί εν δε τιω λογω, το της φυσικηι άπάράλλάκτον ενεργείάς («в тропосе узнается отличие Лиц по действию, в логосе же неизменность природных энергий»), Максим Исповедник, прп. Opuscula theologica et polemica. PG 91. 137 A. ↩
- Максим Исповедник, прп. О различных недоумениях у святых Григория и Дионисия ^мби^ы) / Пер. Нектария (Яшунского), архим. М., 2006. С. 17. ↩
- τωι οντων συστάσιι εν ουσίά κάί υποστάσει θεωπεΐτάί, Максим Исповедник, прп. Opuscula theologica et polemica. PG 91. 272 B. ↩
- Лурье В.М. История византийской философии. Формативный период. СПб., 2006. С. 378. ↩
- Там же. С. 378-379. ↩
- Михайлов П.Б. Рецензия на книгу: Larchet J.-C. La theologie des energies divinеs. Des origines a saint Jean Damascene. P.: Cerf, 2010 // Bестник ПСТГУ. Богословие — философия. I: 3(31). М., 2010. С. 135141, здесь: с. 140-141. ↩
- H τίνά πάρηλθε τροπον δί άυτης ο των ολον Δεσποτης, Кирилл Александрийский, свт. Adversus Nestorium Lib. I. PG 76. 28 C. ↩
- Тропос вочеловечения της ενάνθρωπησεως τροπος, Кирилл Александрийский, свт. Adversus Nestorium Lib. V. PG 76. 212 D; Apologeticus pro XII capitibus contra orientales. 324 B, 953 A; Thesaurus. PG 75. 153 D; του τε τροπου της ενάνθρωπησεως του μονογενους Υίου του Θεου, Epistola XXXVIII. PG 77. 172 B (у свт. Григория Нисского о тайне вочеловечения της ενάνθρωπησεως τροπος, De Virginitate. PG 46. 324 A). ↩
- Λογος, γεγονεν άνθρωπος, διά γεννησεως δε δηλονοτι της εκ γυνάίκος, τίνά τροπον οί τον της οίκονομίάς, Кирилл Александрийский, свт. Adversus Nestorium Lib. I. PG 76. 48 B. Также: τροπος της οικονομίας, Quod unus sit Christus. PG 75. 1321 B C; PG 76. 40 А, 132 A, 225 B, 237 D, 364 C, 965 B (в контексте вочеловечения); της μετα σαρκος οικονομίας τροπος, Ad reginas de recta fide oratio altera. PG 76. 1353 C; Ранее у свт. Амфилохия Иконийского, Sententiae et Excerpta. PG 39. 108 B, и yДидима Александрийского: τροπος δία την εν σαρκί οίκονομίαν, De Trinitate Liber Tertius. PG 39. 817 B. У преп. Максима Испоеедника: Quaestiones ad Thalassium. PG 90. 384 B; Opuscula theologica et polemica. PG 91. 48 C, 88 B, 108 B, Epistolae. PG 91. 517 C. ↩
- της ταπείνωσεως τροπος, Кирилл Александрийский, сет. Thesaurus. PG 75. 153 D, Epistola I .PG 77. 24 С; της κενωσεως τροπος, Quod unus sit Chiustus. PG 75. 1328 D, в контексте слов о собственности плоти человеческой (ίδίαν αυτου την σαρκα γενεσθαί φαμεν ) Логосу с ее немощами (της σαρκος ασθενείας). Также: Кирилл Александрийский, сет. Adversus Nestorium Lib. V. PG 76. 221В, 440 D; κεκενωταί τροπον, Apologeticus pro XII capitibus contra orientales. PG 76. 365 C, 417 В, Ad reginas de recta f1de oratio altera. PG 76. 1360 А; Epistola I. PG 77. 24 А В. ↩
- τροπος δε της Ιερουργίας αυτιω, τα καθ ’ ημας, Кирилл Александрийский, сет. Adversus Nestorium Lib. III. PG 76. 113 D-116 А; Apologetibus pro XII capitibus confra orientales. 368 C, Ad reginas de recta fide oratio altera.1388 С, 1397 В (под священнодействием понимается его воплощение и истощание). ↩
- Кирилл Александрийский, сет. Quod unus sit Chiustus. PG 75. 1361А; также ο της ενιωσεως τροπος, Scholia De Incarnatione Uniceniti. PG 75. 1376 C, 1377 D; Adversus Nestorium Lib. II. PG 76. 65 C, 104 D, 332 A; συναφείας τροπον, Adversus Nestorium Lib. II. PG 76. 60 C, 65 C, 92 B, 93 D; ενοτητα τροπος, PG 76. 65 D. У Леонтия Византийского: Contra Nestorianos et Eutychianos. PG 86а. 1297 С. ↩
- καθ ’ υποστασίν ενωθηναί σαρκί, Кирилл Александрийский, сет. Adversus Nestorium Lib. I. PG 76. 20 D. ↩
- του τροπου της κατα σαρκα αυτου υπαρξεως, Максим Исповедник, прп. Disputatio cum Pyrrho. PG 91. 320 В. ↩
- της ενιωσεως τροπον, Максим Исповедник, прп. Epistolae. PG 91. 477 B; Ambiguorum liber. 1056 D; τροπος της συμφυ’ίας, PG 91. 1057 A; τροπος τας φυσείΐ συνιωθησεν, Quaestiones ad Thalassium. PG 90. 649 А. ↩
- τον τροπον της κατα την απορρητον ενωσίν αντίδοσεως, Максим Исповедник, прп. Disputatio cum Pyrrho. PG 91. 348 A. У преп. И. Дамаскина: De Fide Orthodoxa Lib. III. PG 94. 1000 A. ↩
- διάφορους τροπους της κάτ’ ουσιάν γενεσεως της ψυχης κάι του σωμάτος, Максим Исповедник, прп. Ambiguorum liber. PG 91. 1349 A. ↩
- ThunbergL. Microcosm and Mediator. Open Court, 1995. P. 417. ↩
- άπορρητω τροπω της εις Ολληλάς των Χριστου φυσεων περιχορησεως (неизреченным образом взаимопроникновения друг в друга Христовых природ), Максим Испоеедник, прп. Disputatio cum Pyrrho. PG 91. 345 D (почти дословно повторяется у прп. И. Дамаскина, De Fide Orthodoxa Lib. III. PG 94. 1077 В -1080 A). ↩
- Thunberg L. Microcosm and Mediator. P. 417. ↩
- Ου γάρ υπομενει τομην η συγχυσιν, ο μηδεποτε τροπάις υποκειμενος, κάι πάσι τοΐς ουσι την τε του εΐνάι, κάι πως εΐνάι διάμονην τε κάι συστάσιν πάρεχομενος, Opuscula theologica et polemica. PG 91. 36 D. ↩
- άνάκάινιΖοντος τροπου, Максим Исповедник, прп. Mystagogia. PG 91. 660 A. ↩
- Максим Исповедник, прп. Ambiguorum liber. PG 91. 1276 D-1280 A. ↩
- δοντς ημΐν τροπον διά της των φυσικων δυνάμεων ευχρηστιάς, Максим Исповедник, прп. Ambiguorum liber. PG 91. 1097 С. ↩
- άπορρητον τροπον της των φυσικων των Χριστου ενεργειων εκφάνσεως, Максим Исповедник, прп. Disputatio cum Pyrrho. PG 91. 345 D. ↩
- την κινησιν τη φυσει συνομολογησομεν, ηι χωρ’ις ουδε φυσις εστι, γινωσκοντες ως ετερος μεν ο του εΐνάι λογος εστιν, ετερος δε ο του πως εΐνάι τροπος, Максим Исповедник, прп. Ambiguorum liber. PG 91. 1052 B; γεγονεν άνθρωπος, τον υπερ φυσιν του πως εΐνάι τροπον εχον συνημμενον τω του εΐνάι λογω της φυσεως (стало человеком (Слово), имея выше-естественный тропос бытия приложенный к естественному логосу бытия), PG 91. 1053 В. ↩
- σάρκι τη ιδιά πάθεΐν, κάιτοι θεοτητι μη πάθων, κάθ’ οΐον δη τινά τροπον, Кирилл Александрийский, сет. Quod unus sit Chiustus. PG 75. 1357 C . ↩
- Беневич Г.И. Моноэнергизм и монофелитство VII в.: Сергий, Кир, Пирр и другие // Aнтология восточно-христианской богословской мысли / Под науч. ред. Беневича Г.И. и Бирюкова Д.С.; сост. Беневич Г.И. М.-СПб., 2009. T. II. С. 130-143, здесь: с. 137. Прим. 33. ↩
- Беневич Г.И., Шуфрин А.М. Прп. Максим Исповедник. Полемика с моноэнергизмом и монофелитством. Письмо 19 и Трудности к Фоме 5 // Aнтология восточно-христианской богословской мысли. T. II. С. 158-172, здесь: с. 161; ««ветхость» тропоса энергийных проявлений человеческой природы» Христос в Себе вольно допускал». Там же. С. 165-166. ↩
- Там же. С. 163. ↩
- Петров В.В. Максим Исповедник: онтология и метод в византийской философии VII в. М., 2007. С. 25. ↩
- Лурье В.М. История византийской философии. Формативный период. СПб., 2006. С. 352-353. ↩
- Башкиров В., прот. Сын Божий — Сын Человеческий. С. 125. ↩
- Петров В.В. Трансформация античной онтологии у Псевдо-Дионисия Aреопагита и Максима Исповедника // XIX ежегодная богословская конференция ПСТГУ: материалы. 2009. Т. I. С. 16-25 здесь: с. 21. ↩
- Башкиров В., прот. Сын Божий — Сын Человеческий. С. 113. ↩
- βίου τον σάρκωθεντά Λογον εχοντάΐ υποτυπωσιν, Максим Исповедник, прп. Epistolae. PG 91. 596 С; 644 B. ↩
- Νουν γάρ εχειν Χρίστου εγωγε φημι, τον κάτ άυτον νοουντά, κάί διά πάντων άυτον νοουντά, Максим Исповедник, прп. Capita Theologiae et oeconomiae. PG 90. 1164 B. ↩
- Louth A. Maximus the Confessor. P. 56. ↩
- Петров В.В. Максим Исповедник: онтология и метод в византийской философии VII в. С. 26. ↩
- Иоанн Дамаскин, прп. De Fide Orthodoxa Lib. I. PG 94. 816 С. ↩
- Иоанн Дамаскин, прп. De Fide Orthodoxa Lib. I. 820 A, 94 821 Б. ↩
- ίστεον δε Wi επί της άγίάς Τριάδος υποστάσις εστιν ο άνάρχος τροπος της εκάστου άιδίου υπάρξεως, Иоанн Дамаскин, прп. Dialectica. PG 94. 669 A; De Fide Orthodoxa Lib. I. PG 94. 837 С. ↩
- ίδιοτης, Иоанн Дамаскин, прп. De Fide Orthodoxa Lib. I. PG 94. 828 D, πάντά κοινά του Πάτρος, κάί του Υίου, κάί του άγιου Πνευμάτος, πλην του τροπου της υπάρξεως, Contra Jacobitas. PG 94. 1461 B; άσυγχυτως δε, διά την υποστάτικην δίάφοράν, ητοι τον της υπάρξεως τροπον το άγεννητον φημι, κάί το γεννητον, κάί το εκπορευτον (ипостасное различие = способу существования), De natura composita. PG 95. 117 D; Также: De Fide Orthodoxa Lib. I. PG 94. 824 Б. ↩
- τελείά εστίν υποστάσις, κάί την οίκείάν ιδιοτητά, ητοι τον της υπάρξεως τροπον διάφορον κεκτητάί (κεκτητάί от κτάομάί — владеть). Каждая «ипостась Сама в Себе самостоятельна, или есть совершенная ипостась и имеет Свое собственное свойство, или Свой отличный образ бытия», Иоанн Дамаскин, прп. De Fide Orthodoxa Lib. III. PG 94. 1000 B-C. ↩
- Иоанн Дамаскин, прп. De Fide Orthodoxa Lib. III. PG 94. 1036 A-C. ↩
- Он же. De duabus in Christo voluntatibus. PG 95. 136 D. ↩
- Максим Исповедник, прп. Disputatio cum Pyrrho. PG 91. 340 D— 341 A; 341 B—D; Беневич Г.И., Шуфрин А.М. Прп. Максим Исповедник. Полемика с моноэнергизмом и монофелитством. Письмо 19 и Трудности к Фоме 5. С. 167. ↩
- τροπος χρησεωι της φυσίκηι θελησεωι κατα γνωμην της κεχρημενηι υποστασεως, Иоанн Дамаскин, прп. De duabus in Christo voluntatibus. PG 95. 157 Б; Также: PG 95. 164 D-165 A, 172 С. ↩
- τροπος της χρησεως αυτιων, αρετην καί κακίαν συνίστησίν, Иоанн Дамаскин, прп. De duabus in Christo voluntatibus. PG 95. 149 A. ↩
- Петров В.В. Максим Исповедник: онтология и метод в византийской философии VII в. С. 27. ↩
- των αρετων τροπος, Максим Исповедник, прп. Quaestiones ad Thalassium. PG 90. 248 С, 321 B, 440 C,1268 D, PG 91. 380 A, 1152 А; 1581 D. ↩
- οί τροποί των ίδίωματων, Григорий Палама, сет. Αντίρρητίκος. 3, 16, 62 // Григорий Палама, сет. Συγγραμματα. Θεσσαλονίκη, 2010. T. Г ’ . Σ. 207. ↩
- οίτροποί των ίδίωματων των τε φυσίκιων καί υποστατίκιων, Ibid. 3, 19, 85. S. 222. ↩
- τροπος εμφυτου υπαρξεως, Λογοί αποδείκτίκοί B’ . 40 // Γρηγοριου του Πσλσμσ. Συγγραμματα. Θεσσαλονίκη, 2010. T. A ’ . Σ. 115. ↩
- Григорий Палама, сет. Αντίρρητίκος. 4, 15, 41. Σ. 270. ↩
- επίσης. Λογοί αποδείκτίκοί B ’ . 25. Σ. 101. ↩
- Ibid. 82. Σ. 152. ↩
- Marcello La Matina. Analytic Philosophy of Language and the Revelation of Person. Some Remarks on Gregory of Nyssa and Maximus the Confessor // Studia patristica. Leuven; Paris; Walpole, MA: Peeters, 2010. V. XLVII. P. 77-83, here: p. 83. См. также: Riou A. Le monde et l’eglise selon Maxime le Confesseur. Theologie historique 22. Paris, Beauchesne, 1973. P. 74. ↩
- Махлак К.А. Попытка православной интерпретации философии М. Хайдеггера у X. Яннараса // Начало. 2007, № 16. С. 73-78, здесь: с. 77. ↩
- Софроний (Сахаров), архим. Письмо о единстве Церкви [Электронный ресурс ↩
- Ятарас X. Хайдеггер и Aреопагит, или об отсутствии и непознаваемости Бога // Его же. Избранное: Личность и Эрос. М., 2005. С. 7-86, здесь: с. 64. ↩
- τάυτοτητά κινησεως τε κάι υπάρξεως, Максим Исповедник, прп. Mystagogia. PG 91. 665 A. ↩
- Петрое В.В. Максим Исповедник: онтология и метод в византийской философии VII в. С. 44. ↩
- Лосский В.Н. Понятие «аналогий» у Псевдо-Дионисия Aреопагита // Богословские труды. М., 2009. № 42. С. 110-136, здесь: с. 136. ↩
- Мейендорф И., прот. Иисус Христос в восточном православном богословии. М., 2000. С. 163-164. ↩