М. В. Легеев
Учение о Церкви святителя Феофана Затворника
в контексте святоотеческого Предания и экклезиологической проблематики XIX-XXI веков
Внимание Церкви к вопросам экклезиологии в разные периоды ее жизни было разным. Весьма интенсивная в первое время церковной жизни (время апостолов, мужей апостольских), впоследствии экклезиологическая проблематика начинает постепенно отходить на второй план перед другими, более остро встающими перед церковной мыслью вопросами. Однако к IX-X векам и в последующие столетия тема Церкви, наряду с близкой ей пневматологической, сакраментологической проблематикой, постепенно начинает возвращаться в центр внимания богословов.
Русское богословие, в свою очередь, переняв эстафету греческой святоотеческой мысли, усваивает и основную богословскую проблематику последних веков византийской эпохи. XX век поставит перед церковным самосознанием новые вопросы, среди которых область экклезиологии займет выдающееся место, а острота поставленных экклезиологией вопросов достигнет своего апогея. Однако уже XIX век в лице своих святых во многом предвозвещает нам богословскую проблематику века XX. Экклезиология святителя Феофана Затворника, на наш взгляд, стала важной вехой в этом соборном процессе, происходящем в русле Священного Предания Церкви.
Задача данной статьи — показать узловые идеи экклезиологической проблематики, сфокусированные в творчестве святителя Феофана Затворника, с одной стороны, имеющие свою опору в святоотеческом предании, а с другой — выводящие нас на сложные, проблемные вопросы современности.
Понятие о Церкви как о Теле Христовом, как о живом организме красной нитью проходит через всю историю жизни самой Церкви, через ее богословие. И несмотря на это, в каком-то отношении и сегодня этот вопрос остается не до конца проясненным.
Что такое церковный организм? Святитель Феофан изображает его как некую чудесную целостность, цельность, неизменную и неподвижную, равно как неизменна и неподвижна любовь — сила, соделывающая и скрепляющая Церковь1. Всё новые и новые члены прилагаются к Церкви, происходит ее рост, а она остается той же самой, некоей «общей целостью верующих»2, нисколько не изменяясь в своей сущности, в своей природе. Почти бесконечное многообразие всего, что составляет Церковь, «есть одно, а не многое»3, — говорит святитель.
Но вместе с тем это чудесное единство и эта неразрывная и неизменная цельность традиционно предстает в изображении святителя множеством, экклесией, «совокупностью всех истинно верующих и по вере действующих»4, впрочем «не обыкновенным человеческим сообществом, а <…> телом, состоящим под главою — Христом Господом, Духом Святым руководимым и животворимым, и благоволением Бога Отца объемлемым»5.
Подходя к вопросам экклезиологии, мы обнаруживаем проблемность понимания их в традиционных категориальных мерках части и целого (если говорить о языке внешней логики) или даже в понятиях сущности и ипостаси (если говорить о языке церковного богословия). Проблемность такого подхода замечательно показывает святитель Феофан, пролагающий в своих трудах путь от тематики Апокалипсиса апостола Иоанна Богослова, Пастыря Ерма, экклезиологии святых Игнатия Антиохийского и Климента Римского к тем темам, которые будут подниматься уже в XX веке преподобным Иустиом Поповичем, протоиереем Г. Флоровским, В.Н. Лосским, архимандритом Софронием (Сахаровым), митрополитом Иоанном Зизиуласом и др.
Тот факт, что Церковь представляет собой и единство, и множество, находит у святителя Феофана самые разные выражения и рассматривается в разных аспектах.
«Исполняя Церковь — Тело Свое, — говорит святитель Феофан, — Господь исполняет и каждый член тела Церкви, то есть всякого верующего»6, всецело пребывая в каждом, подобно тому, как всецело пребывает в каждой частице Святых Даров, созидающих Церковь. Богословие присутствия всецелого Христа в верных, столь глубоко и блестяще развитое преподобным Симеоном Новым Богословом, обретает у святителя Феофана не только новое звучание, но и важное экклезиологическое дополнение: Христос Спаситель сообщает каждому члену Церкви всего Себя, а вместе с Ним и Его Церковь сообщает каждому члену всю себя — каждый из нас, таким образом, призван явить, или изобразить, в себе всего Христа и всю Церковь7. Одно неотделимо от другого. Рассматривая образ церкви-храма, церкви-здания, строения, святитель Феофан, между прочим, указывает на следующее сущностное отличие реальности от образа: «Камень только приноровляется к зданию, — говорит он, — а сам он не изображает его в себе; нам же (то есть каждому из нас, членов Церкви) надобно так образовать себя, чтобы представить в себе всю Святую Церковь»8. Сооружение «духовного храма»9 внутреннего человека есть ни что иное, как «устроение <…> малой духовной церкви по образу Великой Вселенской Церкви»10, — говорит святитель. Каждый член Церкви, каждая «малая духовная церковь» есть и призвана быть образом всецелой кафолической Церкви. В этих словах святителя Феофана звучит древний призыв священномученика Игнатия Антиохийского к христианам: быть «христоносцами и храмоносцами», нести в себе Христа и Церковь Божию11. Призыв святителя Феофана ко всем православным христианам «представить из себя Церковь Святую»12 относится одновременно и ко всем вместе, и к каждому члену в отдельности; представляясь логическим противоречием, он является богословской антиномией, укорененной в глубинах церковной веры.
Но реальность отношения Церкви и каждого ее члена, Христа и христианина, имеет и оборотную сторону: не только принадлежащее целому принадлежит части, но также и напротив, принадлежащее части принадлежит целому.
«Ни один член тела Церкви, — говорит святитель Феофан, — не может за собою одним удерживать дар (и свои труды), но действенность его предает всем братьям о Христе — всей Церкви»13. Этим растет и созидается Церковь14. Члены Церкви, — учит святитель, — есть «сотрудники» Христовы в деле всеобщего спасения, совершаемого в Церкви15. Деланием каждого члена Церковь, по выражению святителя Феофана, «возращается», растет во Христа16. Созидающая Церковь сила любви делает так, что каждый для каждого в этом чудесном единстве «есть то же, что он сам»17. Не только плоды трудов, но и скорби каждого члена, вся его жизнь есть предмет заботы, достояние и принадлежность всецелой Церкви и каждого другого члена в отдельности18.
Вообще любви как силе, созидающей Церковь, святитель Феофан уделяет особое внимание. Любовь святитель называет «самораспятой жизнью»19; «все <.. .> касающееся (членов), (она) почитает касающимся себя»20, — говорит он. Именно любовь (дарованная нам Отцом, Сыном и Святым Духом), — говорит он вслед за апостолом Павлом, — есть сила, созидающая и содержащяя Церковь.
Путь Господа Иисуса Христа — от принятия на Себя греха всего мира до сообщения всему миру благодати спасения, от нисшествия во ад до восшествия превыше небес, в каком-то отношении должен пройти и каждый человек, член Церкви Христовой: путь от боли за ближнего (а богослов уже XX века архимандрит Софроний (Сахаров) скажет — и даже за весь мир) <…> до того, чтобы нести в себе всю Церковь, всего Христа. Путь любви, как говорит святитель Феофан, есть путь «круговращения жизни тела Христова, в коем от Него все исходит и к Нему все возвращается»21, члены Церкви «все от Него (Христа) получая, все к Нему возвращать должны через любовное взаимодействие друг на друга по мере полученных от Христа Господа сил»22. Любовь, таким образом, есть сила, созидающая кафолическую полноту Церкви, где чудесным образом пребывает всё во всем. Любовь осуществляет в членах церковного тела их единое действие, гармонизируя целесообразное, согласное воле Божией, взаимодействие их сил.
Образ гармонии применительно к устроению церковного тела особенно важен для святителя Феофана. Гармония есть как бы внутренний склад Церкви, «стройное со-гласие (Церкви) самой в себе»23. Мы должны сгармонировывать себя любовью — этот образ (экклезиологический образ хора, гармонии, лада), характерный для многих святых отцов (таких, как свя- щенномученик Игнатий Антиохийский, преподобный Иоанн Дамаскин, святитель Феофилакт Болгарский и др.), неоднократно повторяет святитель Феофан. Возвращение ко Христу и возращение во Христе, это единение человека в себе, друг с другом и с Богом в эсхатологической перспективе есть единение Святой Троицы и ее подобия — Святой Церкви, где каждый член, каждая ипостась есть носитель и выражение, и обладатель всего целого. Как мы видим, богословие преподобного Максима Исповедника о многоуровневом и многомерном распаде человека и мира после грехопадения и о последующем деле Христа Спасителя по собиранию человека в Церкви единящею силою любви находит свое отражение и богословское продолжение и осмысление в трудах святителя Феофана, про- лагая, в свою очередь, путь к экклезиологической проблематике новейшего времени.
Идея гармонии, меры раскрывает (или, лучше сказать, приоткрывает) перед нами смысл антиномического единства части и целого в Церкви, выраженного в термине кбцплйкз, «кафолическая», который, по мнению святителя Кирилла Иерусалимского, есть единственное собственное имя Церкви. Святитель Феофан говорит о том, что «каждый (член Церкви) всё имеет, что и другой, но в разной степени»24, добавляя при этом: «.и сверх того всякий особую получает благодать и дар»25; таким образом, принадлежность каждого обозначает здесь не что иное, как совершенное и обоженное человечество, принесенное нам Христом Спасителем и составляющее, собственно говоря, природу Церкви. Понятие о том, что «совершенное равенство не даст составиться телу»26, проговоренное святителем Феофаном, отсылает нашу мысль к ипостасной проблематике. Разность, которую имеют между собою члены Церкви, есть «дело безразличное»27, — повторяет святитель Феофан слова святителя Иоанна Златоуста, — ведь она не отнимает ни у какого члена ни всего Христа, ни всей Церкви, не отнимает возможности достигнуть заповеданной апостолом полноты возраста Христова. Разность, имеющая место в членах церковных, не обедняет, но, напротив, обогащает Церковь. В Церкви, как говорит святитель Феофан, должно осуществиться полное и совершенное развитие деятельных сил каждого члена28, должно осуществиться в максимальном богатстве раскрытие его ипостасных черт.
Аскетическое делание отдельного человека приобретает у него черты экклезиологического измерения, черты, столь характерные уже для позднейшего богословия XX века; аскетическое делание каждого отдельного человека, таким образом, осмысляется святителем как соборный труд единого организма Церкви.
В контексте такого понимания особенное значение для нас имеет и экклезиологическая трактовка святителем Феофаном традиционных в святоотеческом богословии аскетических образов и схем. Иными словами, то, что изображалось как созидание спасения одного человека, приобретает у него намеренно более глубокое — соборное, кафолическое — измерение.
Образ храма, дома, здания, строения, башни, града с древности, еще с Апокалипсиса апостола Иоанна Богослова и книги «Пастырь» мужа апостольского Ерма, использовался как изображение Церкви. В позднейшей аскетической письменности этот образ начинает употребляться и в другом контексте, а именно для изображения созидающегося «внутреннего человека» — малой церкви, устрояемой аскетическим трудом отдельной личности. Святитель Феофан обращается к экклезиологическому образу «Пастыря», пересказывает и комментирует это древнее произведение, изображает Церковь как здание «духовное, из умов и сердец сложенное»29. Обращается он и к аскетическому варианту образа церкви-храма, церкви-здания, здания внутреннего храма человека, этой «малой духовной церкви». Используя образ, приведенный преподобным Аввой Дорофеем (основание — вера, кирпичи — добродетели и добрые дела, рассуждение — законы строительства и проч.), святитель Феофан изменяет знакомый нам образ преподобного Дорофея, придавая ему также экклезиологическое измерение. Если у преподобного Дорофея цементом, или известью, скрепляющей стены строения, выступало смирение, любовь же как венец добродетелей и окончание аскетического пути отдельного человека полагалась крышею здания, то у святителя Феофана, напротив, именно любовь — сила, созидающая Церковь, экклесию, кафолическую полноту целого, изображается как всескрепляющий цемент, или известь, — как то, что соделывает все здание храма единым и монолитным целым, «сделанным как бы из единого камня»30, по слову святого Ерма. Сделанная святителем Феофаном, казалось бы несущественная, но, очевидно, намеренно и последовательно производимая перестановка (святитель использует этот образ неоднократно и в разных словах), как бы стирает грань между Вселенской Церковью и «малой духовной церковью» отдельного человека31.
Экклезиологическую трактовку у святителя Феофана приобретает и традиционная аскетическая схема трехчастного (трехступенного) восхождения человека к Богу:
1) делание,
2) познание (созерцание),
3) единение с Богом.
Говоря о священническом служении, святитель Феофан учит о трех долгах, трех пределах, трех мерах и трех целях по отношению к созиданию Церкви. Аскетическую схему, изображающую в святоотеческой письменности, как правило, духовный путь отдельного человека, святитель возводит до экклезиологического уровня:
- Приложение верующих к Церкви;
- Созидание из них мужей совершенных (через уподобление Христу);
- Возведение всех в духовное богообщение через таинства, — так предстает в изображении святителя Феофана духовный путь и становление во Христа и во Христе уже не отдельного человека, но всей Церкви.
Этот экклезиологический образ трехчастного пути-долга направлен в эсхатологическую перспективу, в перспективу цели, телоса, замысла Божия о человеке (не случайно святитель Феофан говорит и о трех целях созидания Церкви). Еще в самые первые века жизни Церкви Христовой мы обнаруживаем в церковном наследии идею удивительной связи на уровне экклезиологии между замыслом Божиим о человеке и эсхатологической перспективой Царства Божия, идею того, что Церковь замыслена Богом еще прежде бытия мира, а сам мир создан для Церкви и ради Церкви.
Фундаментальное богословское понятие о том, что Бог творит сущность и природу человека по образу собственной сущности и природы32, ожидая восхождения человека к богоподобию, получает важнейшее дополнение и восполнение в этих и других экклезиологических образах (проходящих сплошной нитью от первых веков жизни христианства до нашего времени). Осмысление космического акта взаимодействия, синергии Бога и человека не может быть сведено лишь к природным рамкам, но должно быть необходимо дополнено ипостасным аспектом, который, в свою очередь, не может быть сведен к индивидуальным отношениям, оторванным от соборного целого. Именно экклезиология призвана дать последний ответ на богословский вопрос о синергии Бога и человека, замысленной Богом как взаимодействие Святой Троицы и Святой Церкви, таинственнейшей реальности полноты жизни друг в друге Божественных Лиц и осуществленного в конце мира (но и осуществляемого уже сейчас) подобия этой реальности, синергии собрания Ипостасей и собрания ипостасей, синергии неизреченной экклесии Троицы и экклесии святых членов церковной полноты.
Последовательно проводимое святителем Феофаном сравнение всецелой Церкви с человеком позволяет перейти нашей мысли и в плоскость другой экклезиологической темы, чрезвычайно важной для святителя Феофана. А именно, темы отношения внутреннего и внешнего в Церкви, темы ее природного устроения и природной полноты.
Природа Церкви есть, несомненно, природа человека со всеми присущими ей особенностями, свойствами и качествами. Как говорит святитель Феофан, жизнь Церкви «обнимает своею церковностью всего человека и во всю жизнь»33, «обнимает всю жизнь человека, с рождения и до смерти, и притом во всех ее проявлениях и порядках»34 и, таким образом, обнимает весь внутренний строй человеческой природы — духовное, душевное и телесное. Это порождает громадное многообразие всего «содержимого Церковью»35, многообразный строй церковности, которым «Святая Церковь всесторонне окружает нас»36. Аскетическая идея о том, что вся природа человека принимает участие в его спасении, вся же и воспринимает последующее затем освящение (проходящая красной нитью через все аскетическое святоотеческое богословие) в полной мере прилагается святителем Феофаном к области экклезиологии, выражаясь в кратких и емких словах: «Все, что есть в Церкви, нужно»37 для спасения. Все нужно, все необходимо, все назидательно, все свято!
Тематика духовного тела, столь характерная для многих и многих святых, ведущая свое начало от богословия апостола Павла («Сеется тело душевное, восстает тело духовное» (1 Кор. 15:44), у святителя Феофана вновь обретает свое звучание и экклезиологическое наполнение. Как говорит святитель, все в Церкви, не только невидимое, но и видимое, внешнее, не плотяно, а духовно38. По смыслу и духу учения святителя Феофана, саму Церковь можно было бы назвать, используя терминологию преподобного Симеона Нового Богослова, «вседухов- ным телом» Христа. Этот эпитет никоим образом не отрицает внешние атрибуты Церкви, но совершенно напротив, указывает на внутренний, духовный смысл и качество всего, внешне видимого в Церкви: ее уставов, порядков и устроений, — всего многообразного строя церковности, ведущего человека ко спасению. Расстройство внутренней Церкви по необходимости влечет за собой, как учит святитель Феофан, и разрушение внешнее — разрушение и поругание храмов, пленение и неустройства39.
Вообще дух Церкви, ее внутренняя составляющая, или, по выражению святителя, «духовное тело Церкви», связан со свободою — конечно, свободою ее членов, человеческих ипостасей. Все внешнее Церкви: храмы, обряды и т. д., — напротив, подчинено необходимости и есть лишь необходимое следствие внутреннего устроения40. «Облекшись (во внешнее), — учит святитель Феофан, — Церковь не связала себя тем; власть ее над своею внешностью тем не пресеклась; (но) она осталась властною в отношении к ней на все времена»41.
Наконец, как утверждает святитель, не только отдельный человек, его конкретная жизнь, равно как и его природа в целом, призваны быть сферою церковной жизни. Государственное устроение и даже общественные служения, входя в сферу осуществления человеческой природы, также призваны быть сферою и областью церковной жизни. Иными словами, для членов Церкви это — также сфера церковной, духовной жизни. Святитель Феофан говорит об этом так: «Когда Господь говорит: “воздадите кесарева кесареви, и Божия Богови” (Мф. 22:21; Мк.12:17; Лк. 20:25), то внушает, что совмещать сие обоюдное служение не только можно, но и должно. Свойство же самого дела показывает, что, как тело есть орудие, посредством которого душа обнаруживает свои внутренние действия, так и общество, и служение в нем есть лучшее поприще для раскрытия и обнаружения невидимого духа (церковного) благочестия, и не для обнаружения только, но вместе для образования и укрепления»42. Вовлечение общественных институтов, отношений и вообще всего общественного устройства в орбиту церковной жизни святитель Феофан почитает не только полезным делом, но и прямо необходимым и даже заповеданным Самим Господом. «Малая духовная церковь» отдельного человека, семьи, общественного института — все это призвано нести на себе образ единой кафолической Церкви.
Заключить статью хочется мыслью святителя Феофана, равно как и сонма других святых отцов, мыслью о том, что организм Церкви есть живая и таинственная реальность нашего бытия, «живой союз»43 человеческих ипостасей во Христе, пребывалище жизни, в противовес всему мертвому и безжизненному, есть богоподобная реальность соборного бытия, в котором осуществляется и призвано осуществляться «живое и деятельное <.> общение»44 ее членов, живое «общение в добре»45.
Примечания
- Феофан Затворник, свт. Толкование посланий св. ап. Павла. Первое послание к коринфянам. М., 1998. (Репринт: М., 1893.) С. 487. ↩
- Феофан Затворник, свт. Толкование посланий св. ап. Павла. Послание к ефесеям. М., 1998. (Репринт М., 1893.) С. 295. ↩
- Феофан Затворник, свт. 7-е письмо в Санкт-Петербург по поводу ереси тамошней // Феофан Затворник, свт. О разных предметах веры и жизни. Собр. писем. М., 2007. С. 346. ↩
- Феофан Затворник, свт. О плаче. У сектантов нет Христа // Феофан Затворник, свт. О разных предметах веры и жизни. Собр. писем. М., 2007. С. 499. ↩
- Феофан Затворник, свт. 7-е письмо… С. 344. ↩
- Феофан Затворник, свт. О плаче. С. 499. ↩
- См.: Феофан Затворник, свт. Толкование посланий св. ап. Павла. Послание к ефесеям. С. 307. ↩
- Феофан Затворник, свт. На освящение придела святой великомученицы Екатерины // Феофан Затворник, свт. Слово веры. Слова и проповеди. М., 2002. С. 285-286. ↩
- Там же. С. 286. ↩
- Там же. С. 286. ↩
- Игнатий Антиохийский, сщмч. Послание к Ефесянам // Писания мужей апостольских. М., 2003. С. 335 (273). ↩
- Феофан Затворник, свт. На освящение придела. С. 285. ↩
- Феофан Затворник, свт. Толкование посланий св. ап. Павла. Послание к Ефес… С. 309. ↩
- Там же. С. 309. ↩
- Там же. С. 312. ↩
- См.: Там же. С. 299-312. ↩
- Феофан Затворник, свт. Толкование посланий св. ап. Павла. Первое послание к коринфянам. С. 483. ↩
- См.: там же. С. 478. ↩
- Там же. С. 469. ↩
- Там же. ↩
- Феофан Затворник, свт. Толкование посланий св. ап. Павла. Послание к ефес.. С. 307. ↩
- Там же. С. 307. ↩
- Там же. С. 282. ↩
- Там же. С. 277. ↩
- Там же. ↩
- Там же. ↩
- Там же. С. 278. ↩
- См.: Там же. С. 298. ↩
- Феофан Затворник, свт. На освящение придела. С. 285. ↩
- Пастырь Ерма // Писания мужей апостольских. М., 2003. С. 230 (168), 292 (230). ↩
- См.: Феофан Затворник, свт. На освящение придела. С. 286 и др. ↩
- Св. Николай Кавасила на основании этого даже называет человека подобосущным Богу. См.: Николай Кавасила, св. Семь слов о жизни во Христе // Христос. Церковь. Богородица. Богословские труды св. Николая Кавасилы. М., 2007. С. 23. ↩
- Феофан Затворник, свт. 7-е письмо. С. 335. ↩
- Там же. С. 345. ↩
- См.: Там же. С. 339 и др. ↩
- Там же. С. 335. ↩
- Феофан Затворник, свт. Письмо 30 // Феофан Затворник, свт. О разных предметах веры и жизни. Собр. писем. М., 2007. 3/351. ↩
- См.: Феофан Затворник, свт. 6-е письмо в Санкт-Петербург по поводу ереси тамошней // Феофан Затворник, свт. О разных предметах веры и жизни. Собр. писем. М., 2007. 3/310. ↩
- См.: Феофан Затворник, свт. На освящение придела. С. 289. ↩
- См.: Феофан Затворник, свт. 7-е письмо. С. 342. ↩
- Феофан Затворник, свт. 7-е письмо. С. 342. ↩
- Феофан Затворник, свт. В день рождения благоверного государя, великого князя Константина Николаевича // Феофан Затворник, свт. Двери покаяния. Слова и проповеди. М., 2007. С. 446. ↩
- Феофан Затворник, свт. 5-е письмо в Санкт-Петербург по поводу ереси тамошней // Феофан Затворник, свт. О разных предметах веры и жизни. Собр. писем. М., 2007. С. 309. ↩
- Феофан Затворник, свт. Толкование посланий св. ап. Павла. Послание к ефесеям. С. 277. ↩
- Феофан Затворник, свт. На освящение придела. С. 290. ↩