Е. В. Никольский
Аксиология красоты в наследии святителя Феофана Затворника
Сегодня многих интересует вопрос о том, играет ли видимая красота вещей принципиальную роль в деле спасения человека или она нужна лишь на первой, «чувственной» ступени богопознания, а затем необходимость в ней естественным образом отпадает.
Для христианского сознания красота не есть самоцель. Она лишь образ, знак, повод, один из путей, ведущих к Богу. Христианской эстетики в собственном смысле не существует, как не существует христианской математики или христианской биологии. «Однако для христианина ясно, что отвлеченная категория “прекрасного” (красоты) теряет свой смысл вне понятий “добро”, “истина”, “спасение”. Все соединяется Богом, в Боге и во имя Бога, остальное — без-образно. Остальное и есть ад кромешный (кстати, русское слово «кромешный» и означает все то, что остается «кроме», то есть вовне, в данном случае вне Бога). Поэтому так важно различать красоту внешнюю, ложную, и красоту истинную, внутреннюю. Истинная красота — категория духовная, непреходящая, независимая от внешних меняющихся критериев, она нетленна и принадлежит иному миру, хотя и может проявляться в мире этом»1.
Нужна ли красота мира тому, кто хочет отрешиться от мира? Что есть утрата красоты — достижение бесстрастия или потеря связи с Красотой Истинной, с Богом? Задумывались ли мы когда-нибудь о том, что творить красоту вокруг себя есть сущностная потребность души, приближающейся к Божеству?
В определенной мере ответы на эти вопросы мы находим в наследии святого Феофана Затворника.
Но «красота, — скажем словами святителя Феофана, — есть, конечно, не незначительный естественный дар. Она занимает место всякой рекомендации перед людьми. Рекомендуемая особа должна уже сама позаботиться о том, чтобы рекомендация не оказалась ложною. Это сделает она стяжанием, проявлением и сохранением нравственной красоты. Сама же по себе внешняя красота — ничто. Она похожа на политуру, придающую блеск вещи, которая может быть, однако, сделана из очень непрочного и грубого материала»2.
По мысли святителя, движение к красоте Божественной происходит путем идеализации земной красоты, возведения ее в ранг совершенства, при этом упускается из виду, что она несет на себе следы грехопадения. И если художник не видит этой греховности, то это не значит, что ее нет: «Изящные произведения искусства услаждают не одною красотою внешней формы, но особенно красотою внутреннего содержания, красотою умно-созерцаемою, идеальною»3, — разъяснял Феофан Затворник.
Святитель отмечал, что чувство изящного «.есть или воспоминание о потерянном рае, или предощущение будущего Небесного Царствия»4.
В трактате «Любовью назидая» святитель отмечал, что если «изящные предметы строятся под руководством этого чувства, то вот и источник содержания для них! <…> Как теперь должен быть извращен вкус у грешника, видно из настроения его души, которая в нем исполнена страстей и предана похотям. Он не найдет красоты в духовном. Не без удовольствия иногда смотрит он и на картины духовные, но только если они оттенены по его духу, равно и пение церковное готов слушать, но если оно имеет мотивы страстные. Ему везде скучно, где не встречает он предметов одного с ним духа. И напротив, как цел вкус у живущего по духу Христову»5.
Таким образом, грех извращает и предметы изящные, и сам вкус; напротив, христианство и изящное, и вкус восстанавливает. Аналогично и неверное направление рассудка искажает разум, дурное направление воли извращает совесть, так же и здесь неверное направление вкуса искажает духовные чувства.
Однако не все гибнет в человеке при его падении. Как писал святитель, следы прежней красоты «остаются на всех силах его, только они разрознились и распались. Это то же, что разбитое зеркало. Когда же возобновляется внутренний строй жизни духовной, тогда это то же, что зеркало цельное, которое ясно отражает все черты и части лица смотрящегося»6.
Возбуждению и укреплению в нас любви ко Господу, по мнению святителя Феофана, способствуют:
1) познание и чувствование «бесконечной Божией красоты. «Бог есть красота красот» (Тихон Задонский), — которою ангелы, святые и все Божий угодники насытиться не могут. Он сотворил красное солнце, луну и звезды, но Сам имеет несравненно превосходную красоту. «Во исповедание и в велелепоту облеклся еси, одеяйся светом яко ризою» (Пс. 103:1-2), — поет к Нему царь Давид; и еще: «Возжада душа моя к Богу крепкому, живому: когда прииду и явлюся лицу Божию?» (Пс. 41:3);
2) познание бесконечной любви Божией к нам, которою Он нас согревает непрестанно. Он нас из небытия в бытие привел, образом Своим почтил, вознес над всею тварью, падшего не оставил, но Сам пришел к нему и восставил, Духа Святого Утешителя ниспослал, банею пакибытия возродил, благоволил быть и именоваться Отцом нашим, Царство Небесное уготовал и объявил нас за веру Его наследниками,— и теперь свет, воздух, жилище, пища и одеяние — все идет к нам от щедрот Его. За все сии блага Он не желает ничего, кроме любви нашей;
3) неизреченная сладость самой любви. Она сама по себе есть духовная, сердечная радость, утешение и восклицание сердечное, Бога имеет своим сокровищем и о Нем утешается и веселится, и Бог в любящем сердце благодатно вселяется и обитает (см.: Ин. 14:23), — а где Бог, там всякое веселие и блаженство. Сподобившиеся сего блаженства взывали: «Что ми есть на небеси и от Тебе что восхотех на земли?» (Пс. 72:25).
И наконец:
4) рассмотрение примеров великой любви к Богу, оказанной святыми. Любовь, переполняя сердце, реализуется в прекрасных словах и поступках. «Самое высокое внутреннее требует внешнего как выражения и как облачения своего. На деле оно и не бывает никогда одно, а всегда в союзе с внешним; только в ложных теориях отделяют их»7, — говорит святитель Феофан Затворник. Красота и величие православных богослужений, священная поэзия молитв, дела и подвиги благочестия — выражение нашей любви к Богу.
В древности считали, что красота — убедительная сила истины; по словам митрополита Антония Сурожского, «когда мы читаем Евангелие или когда мы слышим проповедь, если мы можем всем нутром воскликнуть: какая красота, как это прекрасно! — это значит, что до нас это дошло и что мы приобщились к этой истине. Если эта истина остается только логической, умственной, головной — она еще не наша, мы еще к ней не проснулись, не ожили»8.
Само понятие «эстетика», предполагающее известную независимость, если не обособленность «прекрасного» от «истинного» и «доброго», появляется в «западной философской традиции лишь в XVIII веке и связано с именем Александра Баумгартена — мыслителя предкантианской эпохи. Любопытно, что обособление эстетики в самостоятельную философскую дисциплину должно было в данном случае несколько потеснить тотальные притязяния рассудка (с его «понятиями») на познание. Тем самым эстетическое осознавалось как низший, чувственный, способ познания, очень скоро приобретший свою автономность»9.
Автономизация прекрасного и минимализация его гносеологической продуктивности как бы возмещались идеализацией того субъективизма, с которым эстетическое сопрягалось тем больше, чем глубже происходило его размежевание с областью истины и добра. Субъективизм пытались обосновать учением о гении, не ведающем правил и соревнующем самому Творцу. Однако не только библейское Откровение о Боге-Творце, о чем надо будет сказать особо, но и «эстетическое» сознание греческой античности были принципиально свободны от какой бы то ни было формы субъективизма, а значит, и от той автономизации истины, добра и красоты, которая сопровождает опыт и сказывается в сознании человека Нового времени.
Напротив, умозрение о высшем совершенстве — божественном Благе — исходило в античности из интуиции некоей этической, онтологической и эстетической целостности. «Сила Блага, — говорит Платон в “Филебе”, — перенеслась у нас в природу прекрасного, ибо умеренность и соразмерность всюду становятся красотой и добродетелью <.> Но <.> к соединению их примешена также истина <…> Итак, если мы не в состоянии уловить Благо одной идеей, то поймаем его тремя: красотой, соразмерностью и истиной; сложив их как бы воедино, мы скажем, что это и есть действительная причина того, что содержится в смеси, и благодаря ее благости самая смесь становится благом»10.
Прекрасное не только неотделимо от этико-онтологической содержательности космического и политического сущего, но и не является элементарной частью такого сущего: оно есть форма, или энтелехия, его существования. Иначе говоря, действительность сущего проявляется в красоте.
Крупнейший знаток античной культуры А.Ф. Лосев отмечал: «Приходится еще и еще раз констатировать удивительно упорную особенность античной эстетики, это — понимание выразительных форм как форм бытийственных, вещественных»11, то есть, заключим от себя, понимание эстетики как онтологии. В полном соответствии с таким пониманием Лосев свое многотомное исследование античного умозрения о бытии и называет «Историей античной эстетики». В то время как немецкая эстетика, — пишет он здесь, — имеет вполне определенную тенденцию трактовать возвышенное, а равно и все эстетические модификации, вне всякого содержания и независимо от содержания, античная эстетика обязательно требует, чтобы для прекрасного изображения выбирался и предмет прекрасный, чтобы возвышенный стиль был связан с возвышенным содержанием»12. Дерзнем предположить, что святитель Феофан в своих эстетических воззрениях был близок к античному пониманию красоты, не отделял ее от аскетики и этики. В пользу нашего предположения свидетельствует и его фрагмент из сборника «Девять слов по случаю пожаров в Тамбове» (Слово второе — «В день попразднества Успения Пресвятой Богородицы. (Следует ждать и терпеть, пока выполнит над нами Господь все преднамеренное о нас)»).
В этом цикле проповедей святитель, утешая тамбовчан по случаю засухи и стихийного бедствия, призывает свою паству к покаянию и исправлению жизни. Казалось бы, вполне традиционная тема, и ввиду тех обстоятельств, при которых она возвещена, в определенном смысле стандартная. Но тут мудрый архипастырь использует категории эстетики и описывает опыт художественного творчества. Поэтому мы приведем довольно большой фрагмент, чтобы лучше понять мысль угодника Божия: «Художники, начертав в уме образ того, что преднамерены выделать, приступают потом к делу разными, к разным приемам приспособленными, орудиями, обсекая, вырезывая и окончательно отделывая часть за частию, пока взятое вещество не примет вида, сходного с тем невещественным образом, какой носят они в уме своем. Мне пришли на мысль эти работы по случаю нынешнего праздника Нерукотворенного образа Господа и Спасителя нашего и вместе по случаю стеснительного положения, в которое поставили нас пожары. Сличив одно с другим, нахожу, что последние в руках Промысла Божия суть то же, что действия резца и других орудий в руках художника, что чрез посредство их Господь хочет отпечатлеть в нас помышление, какое предначертал Он о нас в уме Своем. Отсюда, к немалому нашему утешению, заключаю: настоящее наше горестное положение означает, что Господь как художник, промыслительно взял нас в руки Свои как необделанное, годное, однако ж, к обделке вещество, — и вот бедами, как ударами молота, одно за другим отсекает в нас все излишнее и противное тому образу, в который Он хочет возвесть нас»13.
После окончания служения на кафедре, в период затвора, не общаясь с людьми лично, святитель Феофан общался со всеми, искавшими его духовного наставления и советов, письменно. Он охотно отвечал на послания каждому, кто обращался к нему, имея нужду в духовном окормлении. Когда в России стало известно, что в Вышенской пустыни появился дивный затворник, исполненный отеческой любви к людям, со всех концов России полетели туда письма с выражением духовных и телесных скорбей, с горькими сетованиями на неправды свои и людские, на мирскую суету и душевное томление.
Ежедневно святитель получал от двадцати до сорока писем и на каждое письмо спешил с нежной, истинно отеческой любовью ответить. Письма преосвященного Феофана — это истинное сокровище: они отличаются необыкновенной живостью слова, теплотой чувства, четкостью мыслей, образностью сравнений и, при всей простоте изложения, необыкновенной глубиной, тонким пониманием человеческой души.
Творения святителя Феофана раскрывают перед нами всю глубину и ни с чем не сравнимую возвышенную красоту духовной жизни, а потому всякий стремящийся жить подлинной духовной жизнью, не может не знать и не ценить их, а кто еще с ними не знаком, должен познакомиться. Это как бы «пробный камень» правильного подхода к духовной жизни, православной ее оценки и понимания в наше лукавое время, когда столь многие увлекаются ветрами всевозможных лжеучений.
Нередко можно слышать, что православие индифферентно к красоте. Действительно, казалось бы, область эстетического, в отличие от этики, не подразумевает каких-то общезначимых ценностей, непосредственно относящихся к спасению (но именно в учении о спасении — сотериологии — сосредоточена вся суть православного вероучения). С одной стороны, это действительно так. Красота может быть благом, но может быть и злом для христианина (да и всякого человека), если с ней связаны неподобающие, страстные состояния души. В этом отношении красота нейтральна в плане спасения. Однако если наше устроение по вектору своего движения соответствует замыслу Божию, если красота используется нами исходя из ее естественных функций, то в этом случае роль и значение красоты для православного мировоззрения очень велики. Ведь красиво в истинном смысле именно то, что следует своему естественному предназначению, то есть замыслу Божию, — это одна из основных предпосылок мысли святого Феофана, настолько сама собой разумеющаяся для него, что не часто проговаривается им эксплицитно, но зато очень часто использующаяся явно в богословских сочинениях, посвященных самым разным вопросам.
Итак, земная красота сама по себе преходяща; она зависима от своего Источника. Принцип красоты в тварном мире может быть использован как естественным образом, согласным с замыслом Божиим, так и искусственным. Однако, в свою очередь, оба могут быть использованы человеком естественным или неестественным образом, то есть во благо или во грех, в зависимости от его душевного расположения.
А основное предназначение, по мысли святителя, естественной красоты заключается в созидании правильного устроения души воспринимающего ее человека: она может и разжигать страсти, также и наоборот; и о неестественной, внешней красоте, при том, что это есть извращение замысла Божия о смысле красоты, может говориться в положительном ключе, поскольку она позволяет проиллюстрировать определенные важные духовные принципы.
Примечания
- Языкова И.К. Богословие иконы. М., 1995. С. 49. ↩
- Что есть духовная жизнь и как на неё настроиться? Письма епископа Феофана. М., 1878 (репринт: Л., 1991). С. 48. ↩
- Там же. С. 40. ↩
- Феофан Затворник, свт. Любовью назидая. М., 2008. С. 250. ↩
- Феофан Затворник, свт. Начертание христианского нравоучения. (Электронный ресурс: http://ni-ka.com.ua/index.php?Lev=potrebnosti, дата обращения 06.01.12.). ↩
- Феофан Затворник, свт. Два слова о святом таинстве крещения. (Электронный ресурс: http://ni-ka.com.ua/index.php?Lev=twowords, Дата обращения 06.01.12.) ↩
- Феофан Затворник, свт. Краткое учение о Богопочитании. Глава «Ревность о Боге». (Электронный ресурс: http://www.mozilla.org/ru/ firefox/central/, дата обращения 06.01.12.) ↩
- Сурожский Антоний, митр. О путях веры. (Электронный ресурс: http://www.metropolit-anthony.orc.ru/pouty/very.htm, дата обращения 06.01.12.) ↩
- Маркидонов А.В. Красота в христианской традиции. (Электронный ресурс: http://eoro.ru/, дата обращения. 06.01.12.) ↩
- Платон. Собр. соч. М., 1994. Т. 3. С. 75. ↩
- ЛосевА.Ф. История античной эстетики. Ранний эллинизм. М., 1979. С. 457. ↩
- Там же. С. 457. ↩
- Феофан Затворник, свт. Девять слов по случаю пожаров в Тамбове // Феофан Затворник, свт. Слово веры: слова и проповеди. М., 2002. С. 399. ↩