mospat.ru
Опубликовано в журнале "Церковь и время" № 60


Патриарх Московский и всея Руси Кирилл

Сохранить свободу от греха

Ваше Превосходительство, глубокоуважаемый Нурсултан Абишевич! Уважаемые лидеры и представители мировых ре­лигиозных традиций, государственные и общественные деятели!

Мы живем в эпоху надежд, перемен и потрясений, когда многие прежние модели развития общества перестают работать. В прошлом столетии начала активно продвигаться и продвигает­ся сегодня идея верховенства автономного разума, максимальной свободы и раскрепощенности, постоянно расширяющихся преде­лов светскости, обособления личности от Бога и традиций. Рели­гии при этом отводилось в лучшем случае место на полях куль­турного или этнографического кластера. Для всего этого исполь­зовались и используются новейшие достижения политических, информационных технологий. Происходило превращение чело­веческих «масс» не только в субъект, но и в объект рынка товаров и идей. Миллионы наших современников, в основном молодые люди, стали участниками глобального эксперимента по навязы­ванию потребительской, утилитарной системы ценностей.

Никогда в своей истории человечество не переживало та­кого системного навязывания глобального стандарта — социаль­ного, культурного и мировоззренческого. Мечты о карьере, отно­шение к вещам, стиль поведения и даже образ мышления — все это подверглось тотальной унификации. Сегодня грех становится нормой, поскольку в обществе потребления нет почвы для поня­тия «нравственность». Есть только понятие «комфорт». Если в прошлом человек мыслил категориями добра и зла, ставил вопрос о моральной допустимости каких-то явлений, то сегодня всем го­раздо проще мыслить в категориях «комфортно — некомфорт­но», «выгодно — невыгодно», «прибыльно — неприбыльно».

Для достижения комфорта молодые пары добровольно отка­зываются от рождения детей и убивают зачатых младенцев. Для достижения комфорта престарелых родителей отправляют в спе­циальные лечебницы и дома престарелых, лишь бы не мешали жить. Для достижения комфорта разрушаются семьи и отнимается право женщины на материнство, а современные технологии одновремен­но превращают женщину в платный инкубатор. В конце концов, для достижения комфорта применяют эвтаназию, поскольку жизнь в страданиях и болезнях якобы уже не является жизнью и не нужна.

И в этих условиях вера может помочь человеку распознать правильные и неправильные цели. Она дает личности потенциал самореализации, но в то же время показывает человеку тот предел, за которым утрачивается смысл жизни человека, его достоинство, да и само понятие «человек». Сохранение настоящей свободы лич­ности, свободы от порабощения порокам и реализация вечного пред­назначения человека — вот каков долг религии в нынешнем мире.

Атеистическая модель развития народов потерпела крах вместе с идеологиями XX века. История этого столетия показала, что удалить религию из общества — значит, удалить и мораль, и удалить сердце. Если общество, в котором обычно большинство составляют верующие люди, почему-то объявляется тотально «светским», если религию пытаются загнать в гетто, отделив от социальных процессов, то повторяют провалившуюся попытку государств с господствовавшей атеистической идеологией. Вот почему опрометчивыми, даже нереалистичными в сегодняшнем мире выглядят аналогичные попытки. Они провалятся так же, как провалился грандиозный проект государственного атеизма.

Сегодня очевидно: вытеснение из общественной жизни традиционных религий не приводит к падению самой религиознос­ти. Потому что тяга к Богу, к вере — это естественная для челове­ка тяга. И там, где прерывается или игнорируется органичная для народа религиозная традиция, возникают или привносятся извне религиозные новообразования. Нередко — злокачественные. В геометрической прогрессии вырастает число конфликтов на на­циональной и религиозной почве. Люди, лишенные традицион­ных механизмов воспитания, становятся источниками агрессии, в том числе и в межрелигиозной сфере.

В связи с этим стоит упомянуть о проблеме псевдорелиги- озного экстремизма. Бесчеловечные поступки, жертвами которых становятся мирные граждане, — это не только результат злых намерений бандитов, которых мы осуждаем. Это и последствие религиозного вакуума, отсутствия верных представлений о рели­гиозной традиции. Государства борются с терроризмом, уничто­жают агрессивных фанатиков, и поступают правильно, ибо обще­ство имеет право на самозащиту. Но одновременно необходимо решить проблему в корне: дать народам возможность мирно ис­поведовать свою исконную веру, развивать свою национальную культуру, воплощая их в устроении семьи и участвуя в построе­нии общественных отношений.

Отдельная роль в предотвращении межнациональных и меж- религиозных конфликтов принадлежит системе образования. За счет приобщения к культурному и религиозному наследию формирует­ся личность человека и развивается цивилизация. Религиозное об­разование приводит человека к постижению Божественного замысла о нем, учит его нравственному поведению. Поэтому крайне важ­ным видится поощрение со стороны государственной власти рели­гиозных образовательных программ, изучения людьми культурных основ и традиционного уклада жизни своего народа.

Есть еще одна глобальная проблема, волнующая многих на­ших современников. Соблюдение прав человека поставлено во главу угла мировой и национальной политики. В целях обеспечения че­ловеческих свобод проходят конференции и встречи, принимают­ся различные документы. Однако весь этот труд приобретает не­редко одностороннюю политическую и мировоззренческую направ­ленность, которая все чаще звучит с тоталитарными интонациями. Некоторые хорошо организованные меньшинства с успехом навя­зывают свою волю большинству под предлогом соблюдения прав человека. Но на этом фоне в мире не сокращаются попрание прав верующих, в том числе христиан, торговля людьми, нищета, голод, сексуальная эксплуатация женщин и детей. Это лишь некоторые, наиболее вопиющие нарушения прав человека.

Если индустрия прав человека будет лишена духовного и нравственного измерения, если она станет инструментом полити­ческой пропаганды и продвижения одних мировоззрений в ущерб другим, — ее плоды принесут человечеству много несправедли­вости, рабство порокам и грехам, чрезмерному потреблению, гор­дыне, которые могут обернуться и уже оборачиваются реальны­ми страданиями людей.

Сегодня мы, религиозные лидеры, призваны ясно говорить о пагубности попыток строить мир без Бога — мир господства страстей и эгоизма. В этом нашем свидетельстве мы будем иметь множество союзников, в том числе среди неверующих людей. По своему опыту знаю, какую большую поддержку многим програм­мам Русской Православной Церкви сегодня оказывают люди, ко­торые не являются верующими. И я искренне рад тому, что мно­гие государства и их лидеры помогают сделать голос религиоз­ных деятелей слышным во всем мире.

Казахстан и его гостеприимная столица уже в четвертый раз становятся глобальной площадкой обсуждения проблем об­щемирового характера на основе диалога религиозных традиций. Нельзя не порадоваться тому, что при участии государственных структур лидеры мировых и традиционных религий имеют здесь прекрасную возможность собраться вместе и поразмыслить о том, как ответить на вызовы, единые не только для наших религиоз­ных общин, но и для большинства народов мира.

Нурсултан Абишевич как-то верно сравнил религию с пти­цей. Птица, парящая над полями, лесами и городами, — это заме­чательный символ, близкий духовному миропониманию. Вера дает человеку возможность оторваться от плоского земного бытия и как бы с высоты птичьего полета увидеть мировые события в их перспективе, уразуметь их подлинный смысл. Уверен, что мы, верующие, призваны сохранять способность к такому видению, чтобы разделять его со всеми людьми. Благодарю за внимание.