Иакоб де Ворагине
О святом Амвросии и о деве из Антиохии
Имя Амвросий происходит от слова «амбра», названиия душистого, ценного вещества. И был Амвросий сокровищем Церкви и словом и делом распространял аромат, подобно амбре. Или же берет начало имя Амвросий от ambra и sios,что означает Бог и переводится как амбра Божья, ибо Бог распространял аромат, словно амбра, через Амвросия. Поэтому Амвросий производил приятный аромат Христа во всяком месте. Происходит Амвросий и от ambor, что значит отец светов и sior— малый, поскольку в духовном родстве был он отцом многих детей, просвещен был в святом Писании и скромен в смирении. Глоссарий говорит: амброзия означает аромат и тончайшее ощущение Христа, небесный мед — пища ангелов; амброзий — соты небесного меда, ибо святой Амвросий был словно аромат с небес по благоуханию репутации и утончен во внутреннем созерцании; также, словно соты небесного меда и небесная восхитительная пища в интерпретации Писания, поэтому заслужил сияния Славы. Его жизнь описана Паулином, епископом Ноланским1.
— 1. Амвросий, сын префекта Рима Амвросия, спал в колыбели в зале претории, когда внезапно появившись, рой пчел сел на его лицо и кажется, пчелы собрались войти в рот и в нос как в свой улей, но затем взлетели и поднялись на такую высоту, что человеческий глаз едва способен был их разглядеть. Пораженный отец сказал: «Если малый выживет, он будет великим!» Достигнув позднее юношеского возраста, увидел Амвросий, как мать и сестра в святом девстве целуют руку священников, тогда в шутку предлагает он сестре правую руку, чтобы она сделала то же самое, но та отвергла его как малого, который не понимает, что просит. Обучившись в Риме искусствам, Амвросий с успехом выступал в суде; после, как был послан императором Валентинианом управлять провинцией Лигурия и Эмилия, прибыл в Милан, когда там не было епископа и народ собрался, чтобы выбрать; а так как поднялось великое возмущение между арианами и православными, то Амвросий пришел, чтобы утихомирить страсти, как вдруг послышался голос ребенка: «Амвросия в епископы», и все единодушно согласились избрать Амвросия епископом. Когда понял он это, то чтобы вызвать к себе отвращение, выйдя из церкви, вернулся в трибунал и против обычая своего приказал пытать тех, кто были обвинены. Народ, видя, что он делает, тем не менее воскликнул: «Пусть грех твой падет на нас!» Смущенный Амвросий вернулся домой и пожелал заняться философией, но его вновь избирают, чтобы этого не случилось. Тогда приказывает он женщинам дурного поведения приходить к нему, чтобы, видя это, народ отказался от его избрания, однако, поразмыслив, что не достигнет цели и народ будет кричать «Пусть грех твой падет на нас», решил бежать среди ночи, а когда посчитал, что находится у ворот Тицины, утром обнаружил, что он у ворот Милана, называемых Римскими. Его нашли и стали охранять всем миром; было сообщено всемилостивейшему императору, который с величайшей радостью принял то, что священнические обязанности исполняет тот, кто был отправлен судьей. Возрадовался и добрый префект от того, что исполнилось слово его, когда давал он совет перед отъездом: «Иди, действуй как епископ, а не как судья!» Он еще укрывается, когда письмо было в пути, но его нашли, и так как был он только оглашенным, его крестят и на восьмой день был он поставлен на епископскую кафедру. Когда через 4 года приходит он в Рим и сестра в девстве целует ему правую руку, он смеясь, говорит ей: «Вот, просил же я, чтобы ты поцеловала руку священника!»
— 2. Когда прибывает блаженный Амвросий в один город, чтобы назначить епископа, — а избранию противилась императрица Юстина и иные еретики, желающие, чтобы был избран кто-нибудь из их секты, — одна девственница из тех ариан, более дерзкая, чем другие, поднимается на кафедру и хватает его за одеяние с намерением затащить туда, где были женщины, чтобы, захватанный ими, был он с позором выброшен из церкви. Амвросий говорит ей: «Хотя и не достоин я священнического одеяния, но и тебе не позволительно хватать руками священника, кто бы он ни был, и следует остерегаться суда Божьего из страха, как бы чего с тобой не случилось!» Сказанное исполнилось, ибо на следующий день девица умирает, он же проводил ее тело до места погребения, воздавая благодарность за нанесенные обиды. После Амвросий возвращается в Милан и сталкивается с бесчисленными кознями императрицы Юстины, настроившей против него народ с помощью подарков и наград. Так что многие искали повода, чтобы отправить его в изгнание, а некто, охваченный столь безумным желанием, держал около церковного дома повозку, чтобы по приказу Юстины как можно быстрее отправить Амвросия в изгнание. Но по приговору Божьему в тот день, в какой он думает схватить Амвросия, был сам отправлен в изгнание от того дома вместе с повозкой. Амвросий снабжает его средствами и необходимым, воздавая тем самым добром за зло. Амвросий устанавливает служебный чин и пение в церкви Милана. И было в то время в Милане великое число людей, одержимых демонами, кричавших истошным голосом, что их мучает Амвросий. Юстина и бывшие там ариане говорили, что Амвросий подкупает людей серебром, что будто подвергаются они нападкам злых духов, а тех мучает Амвросий. Тогда внезапно один из бывших там ариан, охваченный демоном, падает посреди собрания и принимается кричать: «Пусть те, кто не верят Амвросию, мучаются, как я!» Посрамленные ариане умерщвляют того человека, утопив в бассейне. Некий человек, весьма искушенный в спорах, кичливый и не обращенный в веру, слушает проповедь и видит ангела, говорящего Амвросию на ухо слова, какие тот обращал народу. При виде того дела, принимается он защищать веру, какую преследовал.
— 3. Один прорицатель вызывал демонов и посылал убить Амвросия, но, вернувшись, демоны объявляли, что не только к нему, но не могут приблизиться и к дому его, поскольку нестерпимый огонь окружает здание и даже издали они обжигаются. Этот прорицатель, подвергнутый пыткам по суду за различные преступления, настойчиво кричал, что его мучает Амвросий. Как только тот несчастный пришел в Милан, демон его покидает, а когда вышел, демон снова напал; когда же спросили демона, он ответил, что боится Амвросия. Другой, по просьбе Юстины и прельщенный деньгами, проникает ночью в комнату Амвросия, чтобы убить того мечом, но когда поднял он меч, тотчас рука его отсохла. Граждане города Фессалоники наносят оскорбление императору и по просьбе блаженного Амвросия император им простил, но кознями царедворцев, без ведома Амвросия и по приказу императора, тайно многие были убиты. Как только Амвросий узнает об этом, он запрещает императору входить в церковь. А когда тот ему говорит, что и Давид совершил прелюбодеяние и убийство2, Амвросий ответил: «Ты подражаешь ему в заблуждениях, подражай и в раскаянии!» Так что кротчайший император, когда услышал эти слова, то охотно их принял и не отказался подвергнуться очистительному покаянию. Некто, охваченный демоном, начал кричать, что Амвросий его мучает. Амвросий говорит: «Замолчи, дьявол, не Амвросий тебя мучает, а твоя злоба, потому что ты видишь, как люди восходят туда, откуда ты был с позором низвергнут! Амвросий ведь не умеет заноситься!» Тот сразу замолчал.
— 4. По какой-то надобности блаженный Амвросий идет по городу, один человек упал и лежит, а другой, который видит это, принялся насмехаться. Амвросий говорит: «А ты что стоишь, смотри, как бы не упасть!» При этих словах тот падает и жалеет, что смеялся над другим. И еще по какой-то надобности отправляется Амвросий ходатайствовать в чью-то пользу к Македонию, главе правления [города], но, обнаружив, что двери дворца закрыты и не может он войти, говорит: «И ты придешь в церковь, и двери ее будут открыты, и не сможешь войти!» Через некоторое время, скрываясь от врагов, бежит Македоний к церкви, и при открытых дверях не может найти вход. Воздержание Амвросия было столь суровым, что постился он во все дни, за исключением субботы, воскресения и больших праздников. Щедрость его была такова, что все, что он имел, отдал он церквам и бедным и ничего не оставил себе. И был он исполнен таким состраданием, что если кто-нибудь на исповеди склонялся перед ним, плакал он с такой горечью, что и кающийся плакал. А человеколюбие его в трудах было таково, что книги, которое он составил, записывал он своей рукой, по крайней мере, когда сам сильно не болел. Мягкость и милосердие его были такими, что когда объявляли ему о смерти какого- нибудь святого священника или епископа, он так горько плакал, что выглядел совсем безутешным. Итак, когда его спросили, почему он так плачет о святых мужах, которые отправились в Славу, он сказал: «Не думайте, что я плачу оттого, что они уходят, но потому, что они ушли раньше меня и трудно подыскать такого, кто был бы достоин исполнять их обязанности». Таковы были его постоянство и сила, что он не льстил ни императору, ни князьям в их порочащих поступках, но всегда прямо обличал. Когда один человек совершил постыдное дело и был приведен к Амвросию, тот говорит: «Нужно предать его сатане во умерщвление плоти, чтобы подобное неслыханное дело не повторилось!» В момент, как было это сказано, немирный дух с ужасной силой принялся терзать того человека.
— 5. Передают, что однажды по какой-то причине блаженный Амвросий отправляется в Рим и в Тоскане был принят в доме очень богатого человека, у которого со всей доброжелательностью поинтересовался о его положении. Тот ответил: «Господин, мое положение и славно, и благополучно. Ведь богатств у меня сверх всякой меры, в большом количестве рабы и слуги, семейство многочисленно, все есть, и нет ни в чем недостатка! Что печалит, то минует!» Услышав такое, Амвросий был совершенно поражен и говорит тем, кто его сопровождал: «Поднимайтесь, и побыстрее! Уходим отсюда, ибо нет Господа в этом доме! Поспешите, дети мои, поспешите! Не оглядывайтесь и не задерживайтесь, чтобы Божья кара не застала нас и не пала на нас за их грехи!» Они бежали и были не так далеко, как вдруг земля разверзлась и поглотила того человека со всем, что ему принадлежало, и не осталось никакого следа от него. Узрев такое, Амвросий сказал: «Вот, братья мои, как милостиво поступал Бог, когда испытывал несчастного, и как суров Он в гневе, когда умножил тот богатства сверх всякой меры!» Говорят, что на том месте образовалась очень глубокая впадина даже и до сегодняшнего дня во свидетельство того факта.
— 6. Когда замечает Амвросий, что корень всех бед — алчность — все больше берет верх в людях, особенно в тех, которые наделены властью и не только в тех, у которых все покупается [и продается], но и в тех, которым даны бразды священнического правления, то горько плачет и молит с великой настойчивостью, чтобы Он освободил его от этого злосчастного века. Некто понял тогда, возрадовался и открыл братьям, что было с Амвросием даже и до воскресения Господня. Несколькими днями ранее, задерживается Амвросий у рабочего стола, поскольку диктует псалом XLIIII, внезапно видит писец сияние вокруг его головы в виде большого блюда и мало-помалу то сияние уходит в уста Амвросия, как хозяин в дом. Тотчас лик Амвросия сделался светлым, как снег, а потом принял прежний вид3. И в тот же день Амвросий перестает писать и диктовать, так что не может завершить псалом, через несколько дней телесная слабость [у него] начинает возрастать. Тогда правитель Италии, поскольку был в Милане, созвал благородных людей и говорит, что после ухода такого мужа имеет место опасение, что Италия придет в упадок и просил обратиться к человеку Божьему с просьбой, чтобы он умолил Господа и жил еще год. Когда Амвросий услышал это от тех людей, то ответил: «Я жил вовсе не среди вас и не так, чтобы мне было стыдно за мою жизнь, и не боюсь я умереть, потому что у нас добрый Господин!» В то время четверо дьяконов собрались вместе недалеко и спрашивают друг друга, кто будет после. Они были достаточно далеко от того места, где был муж Божий Амвросий, и тихо назвали имя Симплиций, чтобы слышать самим. Амвросию, так как он находился далеко, пришлось кричать три раза, что хоть он и стар, но еще здоров. Испуганные дьяконы ударились в бегство, призывают Симплиция, тот видит идущего к Амвросию радостно улыбающегося Иисуса. Гонорат, епископ Версаля, который ожидал успения блаженного Амвросия, услышал во сне глас, который прокричал три раза: «Вставай, ибо он отходит!» Гонорат немедленно встал, пришел в Милан и дал Амвросию Святое Причастие. Амвросий сложил руки в виде креста и испустил последний вздох со словами молитвы. Амвросий почил в год Господень CCCLXXIX4. Когда в пасхальную ночь тело его переносят в церковь, то многие крещеные отроки говорили, что видят его на кафедре амвона, другие показывали пальцем родителям, что Амвросий поднимается на кафедру, наконец, некоторые рассказывали, что видели звезду над телом Амвросия. Один священник присутствовал на большом пиру и плохо сказал о святом и был тотчас поражен болезнью, он завершает свою жизнь, унесенный от стола в постель. В городе Карфагене три епископа точно так же были за столом и один из них плохо отозвался о блаженном Амвросии, ему передали, что священник, который похулил Амвросия, умер. Епископ посмеялся над этим и тотчас был поражен насмерть болезнью и так завершил течение дней своих.
— 7. Известно, что блаженный Амвросий был отмечен многими достоинствами: во-первых, щедростью, поскольку все, чем обладал, передал он бедным, поэтому и рассказывает сам о себе, что когда император просил базилику, он так ответил — и это зафиксировано в Постановлении XXIII, пункт VIII: «Я удостоверяю и т.д., чем я владею, то мне и принадлежит, то есть моя земля, мои деньги и тому подобное и не подлежит отчуждению, однако то, что является моим, принадлежит бедным»; во-вторых, невинностью жизни, ибо был он девственником; и об этом сказал Иероним: «Мы не только восхваляем девственность, но и сохраняем; в третьих, стойкостью в вере, о чем он передает, что, когда император просил базилику, то он сказал — и это есть в том же Постановлении: «Скорее я лишусь души, чем кафедры!»; в четвертых, в желании мученичества, что ясно из письма о неотчуждаемости базилики, когда управитель Валентиниана предъявляет Амвросию ультиматум словами: «Если проявишь неуважение Валентиниану, я отрублю тебе голову!» Амвросий отвечает: «Пусть Бог позволит тебе свершить то, что ты говоришь! Чтобы только отвернул Он от Церкви оружие Свое, и враги утолили свою жажду в моей крови!»; в пятых, настойчивой молитвой, о чем известно и есть в книге XI «Церковной истории»: «Против безумных выходок императрицы Амвросий защищался не руками и оружием, а постом и постоянной молитвой, в бдении у алтаря искал защиту для себя и Церкви Божией»; в шестых, слезным даром; слезы были у него по трем причинам: слезы сострадания другим по их грехам, что и сказал об этом Паулин в легенде, что когда некто ему исповедовался в каком-то грехе, он так горько заплакал, что заплакал и кающийся; слезы благоговения пред вечными благами, о чем сказано выше у Паулина, что когда спрашивали у него, почему он оплакивает умерших святых, он ответил: «Не потому я плачу, что они умерли, а потому, что ушли вперед меня во Славу!»5; слезы страдания за причиненную несправедливость, о чем сам он говорит, и есть в Постановлении в вышеприведенной главе: «Слезы — мое оружие против солдат Готов, защита достаточная для священника, и я не могу и не должен искать другой!»
— 8. В седьмых, постоянством в случайностях [жизни]; постоянство это по большей части проявлялось трояким образом: во-первых, в защите вселенской истины, о чем говорится в книге XI «Церковной истории», что Юстина, мать императора Валентиниана, воспитанница ариан, вознамерилась посеять раздор в Церкви, угрожая священникам удалением и изгнанием, если они не согласятся с положениями собора в Римини, тем самым устраняла она Амвросия, бывшего защитником и крепостью Церкви6. Об этом поется во вступлении к [мессе] святого: «Ты, Господи, столь укрепил Амвросия добродетелью, Ты украсил его, столь одарив небесным постоянством, что через него смущены и побиты демоны ариан и выя мирских князей склоняется под Твое ярмо!»; во-вторых, во внимательном отношении к церковной свободе; отчего, когда император захотел завладеть базиликой, Амвросий воспротивился, как он свидетельствует и есть в Постановлении XXIII, пункт VI: «Я свидетельствую перед собранием, что передача базилики для меня была бы поспешным шагом!» Тем, кто считают, что это сделано по приказу императора и следует исполнить повеление, ибо у него есть право, Амвросий отвечает: «Если император просит мою собственность, то берите! Мое тело — я отдаю! Вы хотите заковать меня?! Давайте! Вы хотите моей смерти?! Пожалуйста! Я никогда не прятался за спинами людей! И не побегу укрываться в алтарь и не буду молить о пощаде! Приказывают отдать базилику, итак, мы противимся императорским предписаниям, но мы исполняем заветы Писания!» Амвросий отвечает: «Ты вместе с безумцами! О, император, какое право имеешь ты на божественные предметы! Император пребывает во дворце, а священники служат в церкви! Святой Набот защитил свой виноградник кровью, так неужели мы уступим Христову Церковь?! Пусть подать принадлежит цезарю, это — не оспаривается! А Церковь — Богу, и во всех случаях, не отдается цезарю! Если меня принуждают или требуют у меня землю, дом, золото, серебро или что-нибудь, что принадлежит мне по закону, я охотно отдам, но я не могу ничего отнять у храма Божьего или передать его, потому что получил его для того, чтобы сохранить, а не для того, чтобы растащить!»; в третьих, в порицании пороков и несправедливости; отчего читаем в «Трехчастной истории» в одной хронике, что, когда в Фессалонике вспыхнул мятеж и некоторые судьи были забросаны камнями народом, возмущенный император Феодосий приказал всех убить, виновных и невинных, без различия, так что было убито почти пять тысяч мужчин. Итак, император прибыл в Милан и пожелал войти в церковь, Амвросий вышел ему навстречу к входу и отказал, говоря: «Что же, о император! После подобного акта террора ты не испытываешь угрызений совести! Или, может быть, императорская власть мешает тебе понять грех?! Ты — принцепс, а не раб! О император! И тебе подобает, чтобы твой разум брал верх над волей! Какими вообще глазами смотришь ты на храм Господа! Какими стопами попираешь ты святое место! Как поднимешь ты руку, пролившую столько невинной крови и какими устами, приговорившими в порыве гнева столько невинных на пролитие крови, ты примешь чашу Его крови! Уходи же! Уходи! Не прибавляй другого греха к тому, что ты уже совершил! Получи наказание, какое Господь теперь налагает, и это лучшее лечение!» Император повинуется его слову и, вздыхая и плача, возвращается во дворец. Поскольку же пребывает он в слезах, военачальник Руфин спрашивает о причине столь глубокой печали. Император говорит: «Ты не чувствуешь моей боли, ведь для рабов и нищих храмы открыты, для меня же туда нет хода!» Он говорил, и его слова прерывались рыданиями. Руфин говорит: «Если ты хочешь, я обращусь к Амвросию, чтобы он освободил тебя от наказания, какое наложил!» Император отвечает: «Ты не сможешь убедить Амвросия, ибо не убоялся он императорского могущества!» Но Руфин обещает смягчить епископа, император приказывает идти и тот пошел исполнять. Как только Амвросий замечает Руфина, он говорит: «Ты похож на непристойную собаку, о Руфин! Ты — исполнитель подобной резни, и нет стыда, и не краснеешь ты, что лаешь на божественное величие!» Так как Руфин молит за императора и что тот собирается прийти, то Амвросий с великим одушевлением говорит: «Я заявляю тебе, что я запрещаю ему входить в пределы святых! И если он употребит силу и будет действовать как тиран, я охотно приму смерть!» Руфин извещает императора, а тот говорит: «Я пойду к нему, чтобы он сказал мне в лицо то, что я заслуживаю!» Придя к Амвросию, Феодосий просит освободить его от наказания. Амвросий выходит навстречу и запрещает входить в церковь, говоря: «Какое покаяние совершил ты после такой несправедливости?!» Тот отвечает: «Какое тобой наложено!» Император сослался на то, что Давид совершил прелюбодеяние и убийство7, а Амвросий говорит: «Ты следуешь за ним в заблуждениях, следуй и в исправлении!» Император исполнился такой признательности, что не отказался совершить публичное покаяние. Когда он согласился на это, то вошел в церковь и встал на хорах. Амвросий спросил, чего он ждет? Чтобы принять участие в святых таинствах, отвечает тот. «О император — говорит Амвросий — жди со всеми, святая святых алтаря только для священников, выйди и жди с остальными, пурпур делает тебя императором, но не священником!» Тотчас Феодосий подчинился. Когда он вернулся в Константинополь и оставался вне алтаря, епископ попросил его войти [в святая святых алтаря], а Феодосий ответил: «Я узнал разницу между императором и священником. И едва ли буду искать иного учителя Истины, ибо могу призвать епископа Амвросия!»
— 9. В восьмых, в истинном учении, ибо учение его великой глубины; в книге «О двенадцати ученых мужах» Иероним говорит: «Амвросий вознесен над глубинами [учения] на крыльях и парит в высотах, всматриваясь в бездны и извлекая плод». И добавляет: «Все его суждения являются опорой веры, Церкви и всех истин»8. Августин в книге «О свадьбах и соглашениях» весьма элегантно выражается: «Ересиарх Пелагий восхваляет Амвросия в таких словах: «Блаженный епископ Амвросий, в книгах которого содержится в высшей степени римское учение, воссиял, как прекрасный цветок среди латинских писателей». Августин добавляет: «Его веру и исключительную точность понимания смысла Писания даже недруги не оспаривали»9; PL XLIV, I, XXXV, 435-436.]. Амвросий обладал великим авторитетом, потому что древние писатели, такие как Августин, считали его учение исключительно достойным. По этому поводу Августин пишет Януарию, что его мать удивилась, почему в Милане в субботу Амвросий не постится. Об этом Августин спросил Амвросия и тот ответил: «Когда я был в Риме, я постился в субботу. Так что когда ты находишься в какой-то Церкви, следуй ее обычаям, если не хочешь быть причиной раздора или оскандалиться сам». Августин добавляет: «Чем больше я размышляю над этими словами, тем больше нахожу, что для меня это как оракул с небес!»10
Жизнь и мученичество Тибурция и Валериана, находятся в мученичестве святой Цецилии11.
О деве из Антиохии12
Была в Антиохии дева, историю которой во II книге «О девственницах»13Амвросий передает в таких словах: «Еще недавно была в Антиохии девственница, избегавшая показываться в общественных местах. Но чем больше пряталась она от чужих глаз, тем больше воспламеняла страсть развратников. Красота [девушки], о которой говорят, но не видят, вызывает страстные желания по двум причинам: вожделению и любопытству, ибо меньше страсти распаляются, если ничего не происходит, но чем более воображают красоту девушки, тем более распаляются страсти. Не глаз ведь судит, а душа развратника испытывает вожделение. Итак, святая девственница, чтобы не поощрять вожделенной надежды, стремится к полной чистоте и так кладет предел страсти безумцев, где желаемое выдается за действительное. И вот, начинаются преследования [христиан]. Девушка, робкая в силу возраста, не способна бежать и, чтобы не попасть в руки тех, кто тянется к ее чистоте, укрепляет сердце христианской доблестью, которая не боится смерти и столь целомудренна, что превозмогает смерть! Грядет день надежды, главный для всех! Выводят девушку, целомудрию и вере грозит двойное испытание! Когда же видят ее постоянство в вере, исключительную чистоту, готовность к страданиям, румянец на щеках, когда устремляют на нее взгляды, то, догадываясь, что она хранит целомудрие, и понимают, что следует отнять веру, ибо если отнять веру, которая важнее, то ее заставят потерять и целомудрие! Девственнице приказывают принести жертвы богам или отправляться в место разврата! Но как же заботятся о своем Боге те, кто так Его защищают?! Или как живут те, кто такое приказывают?! И не то чтобы девушка колеблется в вере, но от того, что трепещет за свою чистоту, говорит себе: Что нам делать? У нас похищают один из венцов — венец мученицы или венец девственницы! А, ведь тот, кто отвергает Творца девственности, не узнает даже имени девственницы! Но какая ты девственница, если ты — блудница! Какая ты девственница, если живешь развратом! Какая девственница, если домогаешься любви! Лучше уж стоит хранить девственность души, чем плоти! Хорошо сохранять то и другое, когда возможно, а если, нет, то я сохранила бы целомудрие скорее в глазах Бога, чем людей! Роав была блудницей, но потом обрела веру в Господа и пришла к спасению14. И Юдифь нарядилась, чтобы понравиться прелюбодею15, а так как сделала она это по вере, а не из-за любвеобилия, никто не осудил ее за прелюбодеяние! По счастью, примеры есть, ибо та, которая доверилась вере, спасает и честь и родину! Может быть и мы, сохранив веру, сохраним и целомудрие! И если бы Юдифь пожелала сохранить честь, а не веру, то, потеряв веру, потеряла бы и честь, и родину! Укрепившись этими примерами и глубоко в сердце храня слова Господа, который сказал: «Кто потеряет душу свою ради Меня, тот обретет ее»16, она поплакала и замолчала, чтобы какой-нибудь прелюбодей не услышал ее причитаний; и не то, чтобы предпочла она порок чести, но она защитила Христа! Ну, подумайте, могла ли прелюбодействовать та, которая даже не слыхала о блуде! Давно уж уклончива речь моя; боюсь входить в течение следующих событий. Закройте уши, девственницы Божьи! Препровождена дева Божья в притон! Откройте уши, девственницы Божьи! Может быть девственница проституткой, но не может она прелюбодействовать! И где бы ни была девственница Божья, она всегда в храме Божьем! Не оскорбит ведь целомудрия дом терпимости, а целомудрие обелит вертеп! Огромная разнузданность царит в притоне. Святые девственницы, знайте чудеса мучеников! Знайте, что закрыта голубка в непотребном месте и что хищные птицы оглушительно трещат снаружи и спорят, кто первый получит добычу! Девушка воздела руки к небу, как будто она в доме молитвы, а не в узилище разврата: Христе Боже, — шепчет она, — во имя девственницы, Ты усмиряешь львов, Ты ведь можешь усмирить и людей с жестоковыйным сердцем! Огонь пал от халдеев; под воздействием Твоего милосердия, а не по естественным причинам, воды разверзлись, чтобы дать путь иудеям17; Сусанна, идя на казнь, одержала победу над прелюбодеями18! И да отсохнет рука, которая посягнет на дары храма Твоего! Ныне же посягают на самый Храм Твой! Да не потерпишь Ты святотатства! Ты, Кто не оставил ненаказанным воровства! Да будет благословенно имя Твое, когда, оскверненная, я выйду девственницей! Едва прошептала она молитву, как влетел поспешно солдат, страшный на вид. И как же трепетала девственница при виде того, перед кем в страхе отступал народ! Однако она не забыла слов учения. И Даниил ведь, — шепчет она — пришел, чтобы стать свидетелем казни Сусанны, и ее, кого осудил народ, признал он невиновной19! Может быть и здесь под внешностью волка скрывается агнец!? И у Христа, Кто повелевает легионами, есть Свои солдаты! Не страшись, душа моя, может быть тот, кто вошел, — гонитель, но обычно такие и творят мучеников! О девственница, твоя вера спасала тебя! Солдат говорит: Прошу, не бойся, сестра! Я пришел для того, чтобы спасти, а не погубить душу! Послужи мне, чтобы помочь себе самой! Я вошел прелюбодеем по виду, а выйду мучеником, если ты захочешь! Поменяемся одеждой, моя, может быть, подойдет тебе, а твоя — мне, но та и другая одежда подойдет Христу! Твоя одежда сделала бы меня настоящим воином, а моя помогла бы тебе остаться девственницей! Ты совершила бы благое дело, я же еще больше скину, чтобы не узнали во мне гонителя. Возьми одежду, которая скроет женщину, и передай мне ту, которая посвятит [меня] в мученики! Надень одежду, которая скроет тело и сбережет честь, возьми головной убор, спрячь волосы, лик и скрой обличие, — обычно стыдятся, когда входят в место разврата. Потом, когда будешь выходить, не оглядывайся назад! Я вспоминаю жену Лота, которая изменилась, когда оглянулась и посмотрела на распутников даже целомудренными глазами20! Не сомневайся, здесь нет жертвоприношения! Я предлагаю себя как хлеб причастия Моему Богу вместо тебя! Ты будешь на моем месте воином Христа, сослужив добрую службу целомудрию, и обретешь непреходящую награду, броню праведности, дающую духовную защиту крепкому телу, щит веры, которым ты прикроешь тело, и шлем спасения! Но наше спасение там, где Христос, потому что муж — глава жены, а Христос — глава девственниц! Говоря эти слова, он снимает одеяние, в котором был прелюбодеем и гонителем. Дева набрасывает на плечи одежду солдата. Какое это зрелище! Какая благодать, когда в доме разврата состязаются за мученичество! Сошлись воин и девственница! Они — разные по своей природе, но Божье милосердие делает их равными во исполнение пророчества: «Тогда волк и ягненок будут пастись вместе»21. Вот ягненок и волк не только пасутся вместе, но даже вместе приносятся в жертву! Что более?! После, как переоделась, девушка вылетела из клетки, и не на плотских, а на духовных крыльях! Дело доселе невиданное! Из публичного дома выходит девственница Христова! А те, кто смотрят только глазами, но не сердцем, те — словно хищные волки перед ягненком дрожат от нетерпения! Один, более разнузданный, входит, быстро озирается: «Что это — восклицает он — вошла девственница, а видим мужчину!? Вот, слышал я и не верил, что Христос воду обращает в вино22, а Он уже изменяет пол! Выйдем отсюда, пока мы те, кто мы есть! Неужели и сам я изменюсь от того, что вижу иное, чем думаю! Я пришел в публичный дом. Вижу вызов в суд. Однако, когда изменяются, то выходят, и я выйду очищенным, а вошел прелюбодеем, и понятно, что корону наследует победитель: осужден за девственность тот, кого принимают за девственницу! Так, из публичного дома выходят не только девственницы, но и мученики! Передают, что девушка пришла на место казни, и что оба, солдат и девственница, поспорили, кому из них претерпеть смерть. Он говорит: «Я приговорен к смерти, тебя приговор освобождает, потому что относится ко мне!» А она воскликнула: «Не затем я избрала тебя, чтобы избежать смерти, но я стремилась сохранить честь! Если нужна была честь, то девственность сохраняется, если проливается кровь, то я не хочу быть поручительницей [за тебя]! Поэтому я отказываюсь от нашего уговора, мне был вынесен приговор! Против меня! Однако, если я дала бы тебе деньги за посредничество и в мое отсутствие судья твою плату присудил бы заимодавцу, то ты мог бы настаивать на приостановке [моей казни], чтобы я могла возместить из моего наследства твои издержки. И если я отказываюсь, это дает повод осудить меня на недостойную, более суровую смерть! Я бы хотела умереть невинной, но не за то, чтобы причинить вред! Сегодня нет середины: или посчитают, что я виновна в твоей крови, или мне быть мученицей! Если я вернулась, кто осмелится меня изгнать!? Если я остаюсь, кто осмелится меня освободить!? По закону, следовало бы задержать меня не только за мое бегство, но и за убийство другого! Тело, которое вынесет смерть, не вынесет бесчестия! Есть в девственнице место для чести! Я избегаю позора, а не мученичества, я уступила одежду, но не изменяю исповеданию [веры]! И если ты отнимешь у меня смерть, ты не искупишь меня, ты причинишь мне вред! Воздержись, прошу тебя, если согласен! Воздержись, если согласен, с тем, что слышишь! Не отнимай у меня расположение, какое ты внушил мне, ибо как только ты отнимешь у меня приговор, ты этом восстанавливаешь высший (приговор). Приговор высшим приговором заменяется, и если первый меня не обвиняет, то высший приговор обвиняет. Мы можем исполнить оба приговора, если ты разрешишь, чтобы я приняла смерть раньше! У тебя другое ведет к казни, в девственнице возбуждает ненависть целомудрие. Что же, тебя привлекает больше стать мучеником за прелюбодейку, чем вернуть прелюбодейке ее крестную муку! Что ждете вы?» Оба соглашаются и побеждают! Венец не разделен, а един. Итак, святые мученики по очереди исполняют мученичество; сначала мученичество одного, другой же заступает его место. И точно так же в пифагорейской школе Дамон и Синфий — одного из них приговаривают к смерти, и он попросит отсрочки, чтобы привести в порядок дела. Тиран, исполненный лукавства, думая, что не сможет вернуть его обратно, просит заложника, если он задержится. Не знаю, кто более славен из двух философов: тот ли, кто был приговорен к смерти и вернулся, или другой, который предложил себя (на смерть) вместо друга. Итак, когда приговоренный на смерть задерживается, заложник со спокойным видом не отказывается умереть. Когда заложника вели на казнь, друг возвращается и подставляет свою голову. Изумленный тиран заметил, что для благородных философов дружба ценнее, чем жизнь и попросил, чтоб его самого приняли в друзья те, кого он отправлял на смерть! Столько здесь доблести в добродетели, что тиран склонился! Доблесть достойна похвалы, но менее, чем благодать мучеников, ибо те являются мужами, а между мучеников — девственница, сначала усмирившая плоть! Философы — друзья, а мученики даже не были знакомы! Те предстали перед одним тираном, а мученики — перед многими тиранами и более жестокими! Тиран простил, а те — убили! Среди философов, в одном преобладала рабская необходимость, а в мучениках воля была свободна. Философы скорее благоразумны, ибо целью их является согласие в дружбе, у мучеников же целью был мученический венец! Философы сражались во имя человечности, а мученики — во имя Божье! (Так говорит Амвросий).
Примечания
- PL XIV, pp. 27A-46C; VitasanctiAmbrosii, Mediolanensisepiscopi, aPaulino, ejusnotarioadbeatumAugustiniconscripta. ↩
- См.: 2 Цар. 11. ↩
- Cf. PL XIV. pp. 41B-42A; Vita sancti Ambrosii… ↩
- В тексте опечатка, год смерти Амвросия, CCCXCIX — 399 г. по Р.Х. ↩
- PL XIV … p. 41B; VitasanctiAmbrosii… ↩
- Возможно, отголосок тринитарных споров в церкви, бывших в те времена и в чем Амвросий принимал самое деятельное участие, отстаивая православную точку зрения. На эту тему см.: Самуилов В. Н. «История арианства на латинском Западе, 353-430», СПб, 1890. ↩
- Cм.: Прим. 2. ↩
- PL XXIII, Appedix. Epistola.De duodecim doctoribus addesiderium… p. 725B ↩
- ТрактатАвгустина: «О свадьбах и соблазне» [De nuptiis et concupiscentia ↩
- PL XXXIII, Epistolarium classis Ep. LIV, II, 3; pp. 200-201. ↩
- Вставка текста y Грассе. ↩
- Jacobide Voragine. LegendaAurea, vulgo historia lombardica dicta… De virgine quadam Antiochena. LXII (60), pp. 273-277. ↩
- PL XVI De viginibus,II, IV-V, pp. 212-217. ↩
- Нав. 2:1;6, 16-24. Иак. 2:25; Евр. 11:31. ↩
- Иудифь, 10:3 и далее. ↩
- Лк. 9:24. ↩
- Ср.: Исх. 14:21-22. ↩
- Ср.: Дан. 13:42-46 ↩
- Ср.: Там же, 45 ↩
- Ср.: Быт. 19:26 ↩
- Ср.: Ис. 65:25 ↩
- Ин. 2:9 ↩