mospat.ru
Опубликовано в журнале "Церковь и время" № 59


Е. С. Криницына

Пост и воздержание от пищи в трактате Исидора Севильского «О церковных службах»

Исидор Севильский (ок. 560 — 4 апреля 636 г.), после­дний Отец Церкви, один из самых почитаемых святых в Като­лической Церкви, особенно в Испании. Однако значение его творчества выходит далеко за пределы Пиренейского полуост­рова; епископ Севильи стал одним из творцов средневековой европейской христианской культуры. Родившийся в знатной испано-римской семье, Исидор получил прекрасное образова­ние. Он хорошо знал произведения римских авторов разных эпох, что позволило ему составить грандиозную энциклопедию «Этимологии, или Начала» в 20 книгах, включающую всю сум­му античного знания. В то же время он являлся признанным знатоком библейских текстов и сочинений христианских авторов1. Все его творчество пронизано цитатами и аллюзиями на их труды.

Одним из интереснейших произведений самого Исидора является трактат «О церковных службах» (De ecclesiasticis officiis).Создание этого произведения следует отнести к 598­619 годам2. Исидор написал его по просьбе своего брата, епис­копа города Эсихи Фульгенция (умершего в 619 г.), предполо­жительно, для учебных целей. Судя по письму Исидора (пере­вод которого представлен ниже), Фульгенций хотел иметь под рукой краткий внятный справочник церковных служб. Трактат состоит из двух частей. В первой Исидор объясняет происхож­дение и значение литургии и основных праздников. Вторая носит название «О происхождении церковных должностей» и рассказывает о возникновении того или иного сана и об обя­занностях клириков и служителей. Вторая часть также имеет предисловие, исходя из которого можно предположить, что Исидор решил написать историю возникновения церковных должностей сам, без просьбы Фульгенция3. Вероятно, произ­ведение «О церковных службах» имело хождение как в целос­тном виде (как о том пишет ученик Исидора Браулион Сара- гоский), так и в виде двух отдельных книг.

Источниками трактата «О церковных службах» стали произведения христианских писателей: Лактанция4, Киприана Карфагенского5, Иеронима Стридонского6, Августина7, а так­же постановления церковных соборов8. Однако главным авто­ритетом для Исидора был Иоанн Кассиан9. Как ни странно, в тексте почти нет ссылок на трактат Амвросия Медиоланского «Об обязанностях священнослужителей». Вообще Миланско­го епископа Исидор упоминает лишь как создателя гимнов и антифонов10. По-видимому, в период работы над своим произ­ведением Исидор не сумел или не захотел использовать трак­тат Амвросия. Зато можно увидеть следы влияния других его произведений, например, «Изложение Евангелия от Луки», «О девах», «Книга об Аврааме» и т.д.

Основная цель трактата о «О церковных службах» — не просто изложить порядок служб и регламентировать распоря­док дня клирика, но четко определить его статус. Следует на­помнить, что в это время в Западной Церкви еще не были окон­чательно разграничены обязанности епископа и пресвитера, не определена юрисдикция последнего, не существовало даже единой литургической традиции. На основе трактатов своих предшественников епископ Севильи формулировал новые пра­вила, некоторые из которых были закреплены в соборном за­конодательстве и стали новыми правовыми нормами. Таким образом, Исидора можно считать одним из творцов формиру­ющегося права Церкви.

Впервые трактат «О церковных службах» вышел в со­брании сочинений Севильского епископа, выпущенном отцом Фаустино де Аревало (1747-1824)11, а позднее был воспроиз­веден в 81-м томе «Латинской патрологии» Ж.-П. Миня12. Со­временное критическое издание трактата «О церковных служ­бах», на основе которого сделан настоящий перевод, было под­готовлено виднейшим специалистом по рукописной традиции этого произведения, английским исследователем К. Лавсоном и вышло в 1989 году13.

Исидор Севильский

О церковных службах Книга I

Господину моему, слуге Божиему епископу Фульгенцию Исидор.

Ты спрашиваешь у меня о начале служб, которым мы обучаемся в Церкви14 для того, чтобы с помощью кратких по­меток ты бы мог узнать, какими учителями они введены. Итак, как ты и пожелал, я послал тебе книжицу о начале служб, со­ставленную из сочинений старейших15 авторов, снабженную комментарием в тех местах, где требуется. В ней я многое написал моим стилом16, и некоторые [вещи], которые были у них, пересказал в другой последовательности, чтобы чтение [трудов] об отдельных [службах] вернее укрепляло авторитет веры. Если же что-то из этого [тебе] не понравится, пусть [твое] снисхождение будет готово к моим ошибкам, посколь­ку не стоит относить на мой счет то, о чем имеется свидетель­ство учителей.

Глава 37. О сорокадневном посте

  1.  Согласно Священному Писанию, существует четыре поста, во время которых следует обращаться к Господу через воздержание и слезное покаяние. И хотя подобает молиться и воздерживаться все дни, в это время следует еще сильнее пре­даваться посту и покаянию.

Первый же пост сорокадневный, который, согласно древ­ним книгам, берет начало от поста Моисея и Илии и из Еванге­лия, поскольку столько же дней постился Господь, показывая, что Евангелие не расходится с законом и пророками17.

  1.  Ведь в лице Моисея понимают закон18, в лице же Илии — пророков, меж которыми на горе явился во славе Христос, что­бы еще яснее стали слова апостола о Нем: «Имеющий свиде­тельство от закона и от пророков»19.

В какое же время года было сообразнее установить со­блюдение сорокадневного поста, если не в близкое и не в при­мыкающее [ко времени] страстей Господних? Ведь в нем зак­лючается та самая трудная жизнь, состоящая в умеренности, чтобы мы воздерживались от мирских соблазнов, живя лишь манной, то есть небесными и духовными предписаниями.

  1.  Жизнь эта потому состоит из сорока дней, что наше блаженство было создано за десять дней (семь дней включает сотворение, которое примыкает к Создателю, а через Него в целом мире провозглашается единство Троицы, возвещенной заблаговременно); и потому что мир продуваем четырьмя вет­рами, строится из четырех элементов, и его разнообразит сме­на четырех времен года, а десять, помноженные на четыре, дают сорок20. Как показано, это число [дней] нужно воздерживаться от всех мирских наслаждений, поститься и жить в чистоте и в умеренности.
  2.  Можно и по-другому объяснить священное таинство, почему этот пост длится сорок дней. Ведь по закону Моисея всему народу вообще предписано воздавать Господу Богу де­сятину и начатки плодов21. Итак, когда это решение побуждает нас поручить Божьей благодати начатки наших стремлений и результаты наших трудов, все эти положенные по закону деся­тины идут в счет Великого поста (ведь весь год лишается деся­той части в 36 дней22, не считая воскресных дней, в которые пост разрешается)23, который мы называем воскресеньем, а язычники — днем Солнца»). Таким образом, из поста исключаются первое и последнее воскресенье (т.к. на него приходится праздник Пасхи), итого остается 4 воскресных дня и 36 постных.]. В эти дни, как бы в счет десятины за весь год, мы устремляемся в церковь и радостной жертвой воздаем Богу плоды наших деяний.
  3.  Как говорит наш Кассиан24, некоторые совершенно­летние не придерживаются закона о великом посте, а также малые не подчиняются этому канону25; в отношении же тех, кто в течение всего года опутан мирскими наслаждениями и делами, главы Церквей постановили26, чтобы те, связанные этой законной необходимостью, были вынуждены освободиться хотя бы в эти дни ради Господа и передали бы ему десятину дней своих, которые они сожрали, как какие-то плоды.

Глава 38. О посте Пятидесятницы

  1.  Второй пост — это тот, который, согласно канонам, начинается на другой день после Пятидесятницы; о нем гово­рит и Моисей: «В начале ячменного месяца отсчитайте семь седьмиц»27.

Ввиду авторитета Евангелия этот пост после Вознесения Господня соблюдается многими, понимающими в историчес­ком смысле то свидетельство Господне, где Он говорит: «Мо­гут ли печалиться сыны чертога брачного, пока с ними жених? Но придут дни, когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься»28.

  1.  Ведь говорят, что в течение сорока дней после вос­крешения Господня тем, кто вместе с учениками потом был обращен, не подобает ни поститься, ни печалиться, посколь­ку мы радуемся. После этого, когда прошел тот срок и когда Христос, вознесшись к небесам, оставил телесную бренность, был провозглашен пост, чтобы через смирение сердца и воз­держание от мяса мы бы удостоились Святого Духа, обещан­ного с небес29.

Глава 39. О посте седьмого месяца

  1. Третий пост — это тот, который соблюдался иудеями после праздника кущей, который Церковь отмечает на деся­тый день сентября30. Первоначально он был установлен Госпо­дом по закону, как сказано Моисею: «Скажи сынам израиле­вым: десятый день седьмого месяца31 будет называться днем молитв. Да он будет для вас священным, да смиряйте души ваши в посте. Всякая душа, которая не смирит себя постом в этот день, истребится из народа своего; и если какая душа бу­дет делать какое-нибудь дело в день сей, эта душа истребится из народа своего»32. Книга же Ездры напоминает, как соблюда­ли этот пост в древности. «После того, — говорит он, — как пришли сыны израилевы в Иерусалим и отпраздновали вели­кий праздник кущей, они обратились к посту, к вретищам и к пеплу на своих головах и встали исповедоваться в грехах сво­их и преступлениях отцов своих. И стояли на своем месте, и четверть дня читали из книги закона Господа Бога своего, и четверть ночи исповедовались и поклонялись Господу Богу своему»33.
  2. В этом же, седьмом, месяце солнце, согласно расче­там, начинает день уменьшать, а ночь становиться длиннее, а именно, с восьмого дня до октябрьских календ, в равноден­ствие34. Поэтому пост и начинается с этого месяца, ведь умень­шение солнечного дня и увеличение ночи показывает, как уга­сает наша жизнь с приближением смерти, каковая сменяется Судом Божиим и воскресением.

Глава 40. О посте в ноябрьские календы

  1. Четвертый пост — это пост ноябрьских календ, ко­торый Божественной властью провозглашен начинающимся или установленным через свидетельство пророка Иеремии, когда сказал ему Господь: «Возьми себе книжный свиток и напиши в нем все слова, которые Я говорил тебе об Израи­ле, и об Иуде, и о всех народах, чтобы они обратились от злого пути своего, от пути наихудшего, и чтобы Я простил неправду их». И призвал Иеремия пророка Варуха, сына Нирии, и написал Варух в книжный свиток все слова Госпо­да, которые Он говорил ему.
  2. И приказал Иеремия Варуху и сказал: «Иди и прочи­тай в доме Господнем вслух для народа написанные тобою в свитке с уст моих слова Господни, и прочти их в день поста; может быть, они вознесут смиренное моление пред лице Гос­пода и обратятся каждый от злого пути своего; ибо велик гнев и негодование, которое объявил Господь на народ сей». Варух, сын Нирии, сделал все, что приказал ему пророк Иеремия, что­бы слова Господни, написанные в свитке, прочитать в доме Господнем. В девятом месяце35 объявили пост пред лицеем Господа всему народу в Иерусалиме»36. Из почтения к Священ­ному Писанию Церковь сохраняет этот обычай и отмечает пост со всей тщательностью.

Глава 41. О посте в январские календы

  1.  Пост в январские календы Церковь установила из-за заб­луждений язычников. Ведь Янус был кем-то главным у язычни­ков, и его именем называется месяц январь37 элементам или к временам года. Но когда они такое изображают, делают чудовище, а не бога»).]. Невежественные люди, почитающие его как Бога, благоговейно завещали его по­томкам, а день этого посвящали театру и разнузданности.
  2.  В это время эти несчастные и, что еще хуже, даже верующие люди (т. е. христиане) надевая отвратительные маски, переодеваются в животных; другие же делают мужс­кое лицо женским, подражая женским ужимкам. Некоторые же в своей неистовой привычке оскверняют себя в этот день гаданием и наблюдением за приметами; все грохочет под но­гами скачущих, под рукоплесканиями пляшущих, но еще мерзостнее беззаконие, когда из сочетания мужского и жен­ского хороводов смешивается бездушная, неистовая от вина толпа38.
  3. И вот поэтому святые отцы, подумав, что большая часть рода человеческого в этот день служит такого рода святотат­ствам и разнузданности, провозгласили во всем мире и во всех церквах всеобщий пост, через который люди бы осознали, что они поступают настолько скверно, что за их грехи всем церк­вам приходится поститься.

Глава 42. Об обычае трехдневного поста

1. Пост в течение трех дней заимствован из примера ниневитян, которые, осудив прошлые заблуждения, все предались трехдневному посту и покаянию и, покрывшись вретищами, стали молить Бога о милосердии39.

Глава 43. О постах в различное время и дни

  1.  Кроме этих сроков, установленных законом, некото­рые соблюдают пост каждый шестой день40 в память о страс­тях Господних, а многие также и субботу считают постной, потому что в этот день Христос лежал в могиле, т.е. чтобы не показывать перед иудеями с радостью то, что претерпел уми­рающий Христос. В воскресенье всегда следует отдыхать, что­бы объявить язычникам о воскрешении Христовом и о нашей радости, в особенности же, поскольку это правило соблюдает апостольский престол.
  2.  Хотя после Пасхи и до Пятидесятницы предание Цер­кви ослабляет строгость воздержания от яств, однако если кто- то из монахов, или клириков, или даже набожных, или благо­честивых вдов захочет поститься, им это запрещать не следу­ет, поскольку написано, что Антоний и Павел41, а также и дру­гие древние отцы даже в эти дни в пустыне воздерживались и ослабляли пост только в воскресенье.
  3.  Кто же не восхваляет воздержание, не проповедует пост? Ведь пост есть дело святое, небесный труд, дверь в Цар­ствие, образ будущего, в котором тот, кто поступает праведно, приближается к Богу, удаляется от мира, становится вдохно­венным42; через него уничтожаются пороки, смиряется плоть, одолеваются дьявольские козни.

 

Глава 44. О различиях в церквах

  1.  Это и многое другое подобного рода совершается в церквах Христовых; одно предписано канонами, другое же не записано, но сохраняется преданием. А то, что соблюдается по всему кругу земель, как считается, установлено либо самими апостолами, либо властью первых соборов, как страсти Гос­подни, воскрешение, вознесение на небеса и схождение Свято­го Духа, и это празднуют по памяти, без привязки к определен­ному дню; и другое, соблюдаемое всеми, что провозглашается каждой церковью.
  2.  Остальное же в разных местах соблюдается по-разно­му, т.е. что одни постятся в субботу, другие нет; одни прича­щаются каждый день, другие в определенные дни; у одних не проходит и дня без приношения43, в другом месте — только в субботу и в воскресенье, в третьем — только в воскресенье, и прочее достойное внимания. Все вещи подобного рода были установлены по воле епископов церкви или епархии, которую они возглавляли, но их учение не лучше, чем у серьезного и мудрого христианина, если только он будет вести себя так, как он увидит в другой церкви, в которую он однажды придет. Во имя веры и добрых нравов [обрядам] нужно одинаково следо­вать и одинаково соблюдать ради общности тех, меж которы­ми они живут, чтобы из-за различия в обрядах не возник бы раскол44.

Глава 45. Об употреблении мяса и рыбы

  1. Мясо и вино стало употребляться людьми после пото­па. Ведь изначально они не были разрешены, а позволялось лишь то, о чем написано: «Дерево, у которого плод, и всякую траву, сеющую семя, Я дал вам в пищу»45. Потом же через Ноя были даны в пищу все животные, и к этому же временно отно­сится разрешение вина46. Но потом явился Христос, Который есть начало.и конец, и то, что позволил в начале, отнял в конце времен, провозгласив через Своего апостола: «Лучше не есть мяса, не пить вина»47, и другое: «Немощный пусть ест овощи»48.
  2. Итак, мясо запрещается не от того, что оно дурное, но от того, что наслаждение им порождает тучность плоти, источ­ник и питание для всех пороков, как написано: «Пища для чре­ва, и чрево для пищи; но Бог уничтожит и то, и другое»49. Рыбу же мы можем есть, поскольку ее после воскрешения вкушал Господь50, и это не запрещает ни Спаситель, ни апостолы.

Принятые сокращения

  1.  Aug. Ep. — S. AureliAugustinihipponiensisepiscopiepistulae. NY., London, 1961;
  2.  Conc. — Concilio/ Concilium. Текст соборных постановлений приво­дится по изданию La colecciyn canynica hispana / Ed. G. Martinez Diez, F. Rodriguez // Monumenta Hispaniae sacra: Serie canonica. Vol. 1-6. Madrid, 1966 — 2006;
  3.  Hier. DVI — Hieronymus Stridonensis. Liber de uiris illustribus // PL. T. 23;
  4.  Hildefonsi DVI — Ildefonsi Toletani episcopi De viris illustribus / ed. C. Codoœr Merino // Ildefonsi Toletani episcopi De virginitate Sanctae Mariae, De cognitione baptismi, De itineri deserti, De viris illustribus. CC, series latina, CXIV A. Turnhout: Brepols, 2007. P. 475- 642;
  5.  Isidori Reg. mon. — Regla de San Isidoro // San Leandro. San Isidoro. San Fructuoso. Reglas monasticas de la Espaça visigoda. /Ed. por J. Campos Ruiz // Santos Padres Espaœles. T. 2. Madrid: Biblioteca de autores cristianos, 1971;
  6.  PG — Patrologia graeca.

Примечания

 

  1. Подробнее об Исидоре см. Уколова В. И. Исидор Севильский как деятель культуры раннего средневековья // Проблемы испанской ис­тории. М., 1984. C. 176-190; Bourret J.-C. E. L’ecole chrétienne de Seville sous la monarchie des wisigoths. Paris, 1855; BrehautE. An encyclopedist ofthe Dark Age. N.Y. 1912; SejourneP. Le dernier pere de l’eglise. Saint Isidore de Seville. Son role dans l’ histoire du droit canonique. Paris, 1929; Fontairn J. Isidore de Seville et la culture classique dans l’Espagne wisigothique. Paris, 1959. 2 vol.; DiesnerH.-J. Isidor von Sevilla und das Westgotishe Spanien. Berlin, 1977; Henderson J. The Medieval World of Isidore of Seville. Truthfromwords. Cambridge, 2007.и т.д.
  2. SejourneP.Le dernierperede legliseP. 55 — 56; Madoz J. San Isidoro de Sevilla… P. 46.
  3. Isidori.De eccl. off. praef II: Quoniam origines et causas officiorum quae in communi ab Ecclesia celebrantur ex parte aliqua explicuimus, deinceps exordia eorum qui divino cultui ministeria religionis impendunt ordine prosequamur.
  4. Isidori.De eccl. о^ II.20.12: Cumquehabetquisuxorem (utaitLactantius)…
  5. Isidori.De eccl. оИ I.18.4: Proindeautem, ut sanctissimusCyprianusait.
  6. Isidori.De eccl. о^ De eccl. о^ II.16.9: .et sicut ait de ipsis Hieronymus.; Idem. De eccl. оff. II.19.11: «Solum (ut ait Hieronymus) adulterium est, quod uxoris vincat affectum… etc.
  7. Isidori. De eccl. оff. I.5.2: Sic namque et beatissimus Augustinus, in libro Confessionum suarum, consuetudinem canendi approbat in Ecclesia…; Idem. De eccl. off. I.12.7: Nam Latinorum interpretum, qui de Graeco in nostrum eloquium transtulerunt (ut meminit sanctus Augustinus infinitus numerous.
  8. Isidori. De eccl. off. I.38.1: Secundumjejunium est quod, juxta canones, post Pentecosten alia die inchoatur.; Idem. De eccl. off. II.6.1: Chorepiscopi, id est, vicarii episcoporum, juxta quod canones ipsi testantur, instituti sunt ad exemplum septuaginta seniorum. Cfr. Sejourné P. Op. cit. P. 56 — 59.
  9. Isidori. De eccl. off. I.23.1: Cassianus autem dicit matutinae solemnitatis officium novo adhuc tempore institutum primitus in Bethlehem monasterio; Idem. De eccl. off. I.26.3: Refert autem Cassianus apud Aegyptios Nativitatis diem, et epiphaniorum solemnitatem non bifarie, ut in occiduis provinciis, sed sub diei unius festivitate celebrari; Idem. De eccl. off. I.27.5: …sicut ait noster Cassianus. etc.
  10. Isidori. De eccl. off. I.6.2: Post quem Ambrosius episcopus vir magnae gloriae in Christo, et in Ecclesia clarissimus doctor, copiosus in hujusmodi carmine claruisse cognoscitur, atque iidem hymni ex ejus nomine Ambrosiani vocantur.; Idem. De eccl. off. I.7.1: Apud Latinos autem primus idem beatissimus Ambrosius antiphonas constituit, Graecorum exemplum imitatus.
  11. S. Isidori Hispalensis episcopi opera omnia / ed. F. Arevalo. Roma, 1797-1803. 7 vols.
  12. Patrologia Latina. Patrologiae cursus completus / Ed. J.P. Migne. T. 82. Paris, 1850.
  13. Sancti Isidori Episcopi Hispalensis De ecclesisticis officiis / edidit Christopher M. Lawson Turnholti: Brepols, 1989. О рукописной тради­ции см. подробнее: Lawson C.M. Notes on De ecclesiasticis officiis // Isidoriana. P. 299-304.
  14. Здесь ресь может идти как об учительной функции самих служб, так и о церковно-приходской или монастырской школе. О существо­вании последних нам известно в основном из канонов II и IV Соборов в Толедо. Впервые термин domusecclesiae(букв. «дом церкви»), под которым подразумевается учебное заведение, появляется в первом ка­ноне II Толедского собора 527 г. (La colecciyncanynicahispana/ Ed. G. MartinezDiez, F. Rodriguez// Monumenta Hispaniae sacra: Serie canynica. Vol. 4. Madrid, 1984. P. 347-349). В тексте постановления речь идет об организации школы будущих клириков: ребенок, отданный родителя­ми в подобную школу, обязан был учиться там до 18 лет под надзором епископа (subepiscopalipraesentia). После этого епископ должен был спросить ученика перед клиром и народом, хочет ли тот принять сан священнослужителя или, напротив, желает вернуться в мир. Однако ничего более конкретного из этого канона узнать нельзя. Затем к этой теме вернулись отцы IV Толедского собора 633 г., проходившего под председательством Исидора Севильского. Отныне, согласно 25-му канону этого собора, каждый епископ обязан был знать Священное писание и постановления других соборов. Наравне в церковными школами в Толедском королевстве существовали еще и монастырс­кие, причем значение последних в интеллектуальной жизни возрас­тало по мере того, как возрастала хозяйственная и культурная роль монастырей. О них упоминает Исидор, который в своем «Монашес­ком уставе» писал, что обязанность обучать детей должна быть воз­ложена на того, кого выберет аббат монастыря (Isidori.Reg. mon. 20). Ильдефонс Толедский (607-667), описывая школьные годы двух ге­роев своей «Книги о знаменитых мужах», сообщает, что они с дет­ства находились при монастыре и там же обучились наукам у аббата Элладия (Hildefonsi. DVI. 7; 13). Тем не менее, было бы преувеличе­нием утверждать существование в Толедском королевстве целой сети церковно-приходских и монастырских школ с унифицированной си­стемой преподавания и учебной программой. По-видимому, уровень обучения в каждом случае зависел от знаний и таланта конкретного учителя. В самом деле, все известные нам «школы» связаны с имена­ми выдающихся просветителей — Исидора Севильского, Браулиона Сарагосского, Конанция из Паленсии, Евгения Толедского и др. При­мечательно, что мы не знаем о том, как действовали епископальные школы (и действовали ли вообще) после их смерти. Это свидетель­ствует о том, что обучение в вестготскую эпоху велось не в школе, а при учителе (Ауров О.В.«Inomnitemporeparatusestoadinstructionem»: Становление церковной школы в Королевстве вестготов (VIVIIвв.) // Одиссей: человек в истории (в печати)). Неясно, сохранились ли в Толедском королевстве светские школы, устроенные по образцу школ Римской империи (подробнее о них см.: СергеенкоМ.Е. Жизнь в Древ­нем Риме. СПб., 2000; BonnerS.F.EducationinAncientRome: FromtheElderCatototheYoungerPliny. Berkeley, 1977; Education in Greek and Roman Antiquity /Ed. by Y.L. Too. Leiden, Boston, Cologne, 2001 и указанную в этих работах библиографию). Вероятнее всего, отдель­ные дисциплины классического римского цикла (главным образом грамматика, изучавшаяся на материале языческих авторов) сохраня­ли свое значение и продолжали изучаться в церковных школах. Под­робнее об образовании в Толедском королевстве см. Riche P. Education et culture dans l’Occident barbare (VI — VIII ss.) Paris, 1962; Idem. Les ecoles et l’ enseignement dans l’ Occident crétien de la fin du Ve siecle au milieu du XIe siecle. Paris, 1979; Martin Hernandez F. Escuelas de formation del clero en la Espana visigoda // La patrologia Toledano- visigoda. XXVII semana espanola de teologia. Madrid, 1970. P. 65-98; Fontaine J. Fins et moyens de l’enseignement ecclesiastique dans l’Espagne Wisigothique // Culture et spiritualite en Espagne du IVe au VII siecle. London, 1986. P. VI 145-202; GibertR. Ensenanza del derecho en Hispania durante los siglos VI a XI // Ius romanum Medii aevi (IRMAE). 1967. P. 1­54; Idem. Antiguedad clasica en la Espana visigotica // Settimane di studio del Centro italiano di studi sull’alto medioevo. XXII (II): La cultura antica nell’Occidente latino dal VII al XI secolo. Spoleto, 1975. P. 603-652 etc.
  15. В тексте vetustissimis(букв. «старейших») auctorum.В предисло­вии к другим своим произведениям (например, к «Этимологиям») Исидор говорит об использовании сочинений древнейших авторов (antiquissimi), подразумевая под ними, конечно, труды язычников. Употребляя слово vetustissimiвместо antiquissimi, Исидор подчерки­вает, что опирался на произведения наиболее авторитетных христи­анских писателей.
  16. Стило, или стиль (stilus), — приспособление для письма. Пред­ставлял собой металлическую палочку, один конец которой был зао­стрен для письма, а другой — закруглен для затирания помарок (см. Добиаш-Рождественская О.А. История письма в Средние века. Ру­ководство к изучению латинской палеографии. Л.-М., 1936. С. 54).
  17. Имеется в виду Мф. 4:1-2, в котором сказано об искушении Хри­ста дьяволом.
  18. Под законом (lex) в Ветхом Завете подразумевается как закон, данный Богом Моисею, так и религиозные заповеди, по которым живут иудеи. В Новом Завете lexсохраняет это значение и приобре­тает дополнительные. Так, Апостол Павел в Послании к Римлянам говорит о новом законе, установленным Иисусом (Рим. 2:17-29). В шестой, седьмой и восьмой книгах «Этимологий» Исидора Севильс­кого, посвященных христианскому вероучению и организации церк­ви это слово носит два основных значения: закона, данного Богом иудеям и записанного в Ветхом Завете, и закона, данного Иисусом всем христианам, зафиксированного, соответственно, в Новом Заве­те. И в том, и в другом случае интресующее нас слово обозначает волю и предписание Бога, которым регламентируются поведение и взаимоотношение верующих. Подробнее см.: Криницына Е.С. Lexautem iuris et species: понятие закона (lex) в сочинениях Исидора Се­вильского // Вестник РГГУ. Серия «Исторические науки». № 10. 2010. С. 258-259; Филиппов И. С. Римское право и Вульгата: право, закон и справедливость // Iusantiquum. Древнее право. 1 (4). 1999. С. 157.
  19. Искаженная цитата из Рим. 3:21. В оригинале Rom. 3:21: nuncautemsinelegeiustitiaDeimanifestataest testificataalegeet prophetis(Синодальный перевод: «Но ныне, независимо от закона, явилась правда Божия, о которой свидетельствуют закон и пророки»). Иска­жение текста послания может иметь несколько объяснений. Возмож­но, Исидор модифицировал его сознательно, стремясь адаптировать под свой собственный стиль. В то же время он мог цитировать этот отрывок по памяти, вследствие чего цитата оказалась неточной (об этом см.: Мецгер Б. Текстология Нового Завета. М., 1996. С. 86-88). Наконец, нельзя исключать и того, что под рукой епископа Севильи был не привычный нам перевод Иеронима, а старолатинская Библия (т.н. VetusLatina— латинские переводы библейских текстов, выпол­ненные до перевода Иеронима между 390 и 405 гг.). Как считают исследователи, текст старолатинской Библии был широко распрост­ранен вплоть до XIII в. (см.: Мецгер Б. Указ. соч. С. 70 — 74; Marazuela T.A. La Vetus Latina Hispana. Prolegomenos. Madrid, 1953. P. 224-227)
  20. Эту мысль Исидор позаимствовал у Аврелия Августина (Aug. Ep. 55.5.28. Прим. К. Лавсона).
  21. Имеется в виду Втор. 14:22 — 23; Неем. 10:37
  22. Календарный год насчитывал 365 дней (см.: Isidori.Etym. V.36.1: Annusest solisanfractus, cumperactistrecentissexagintaquinquediebusad eadem loca siderum redit («Год — это поворот солнца, когда по про­шествии 365 дней оно вновь становится на то же положением среди небесных тел»).
  23. Великий пост (Quadragesima) состоит из 6 седьмиц (42 дня), одна­ко стоит помнить, что церковная неделя начинается с воскресенья (diesdominicus). Об этом см.: Isidori.Etym. V.30.9: ApudHebraeosautemdiesprimaunasabbatidicitur, quiapudnosdiesdominicusest, quemgentilesSolidicaverunt(«У евреев первым днем шабата называ­ется первый день [недели
  24. Иоанн Кассиан (ок. 360-435) — один из основателей монашества в Галлии. Родился в Марселе в богатой и набожной семье, получил прекрасное образование. В молодом возрасте отправился в Вифле­ем, где принял монашество; затем отправился в Египет, чтобы изу­чить уставы монастырей и жизнь в них. Ок. 401 г. Кассиан прибыл в Константинополь и стал учеником Иоанна Златоуста. В 405 г. он от­правился в Рим просить папу Иннокентия I о защите своего учителя, осужденного собором 404 г. на изгнание. Не добившись помилова­ния, Кассиан отправился в Марсель, где основал мужской и женский монастыри. Кассиан известен двумя своими произведениями: «О постановлениях киновий и о способах искоренения восьми главных пороков» (Deinstitutiscoenobiorumetdeoctoprincipaliumvitiorumremediis) и «Собеседованиями» (Collationes) в 24 книгах. Книга «О постановлениях.» содержит предписания для будущих послушни­ков, а также перечень восьми грехов, которых нужно избегать; «Со­беседования», в свою очередь, написаны в жанре диалога с египетс­кими старцами, в которых подробно разбирается тот или иной ас­пект монастырской жизни. «Собеседования» пользовались в Толедс­ком королевстве необычайной популярностью и авторитетом. (См. о нем: Genadii Mass. De scriptoribus ecclesiasticis, 61. Подробнее см.: Godet P. v. Cassien Jean // Dictionnaire de theologie catholique. T.2. Col. 1823-1829; Crisitiani L. Jean Cassien, la spiritualite du desert. Vol. 1-2. Paris, 1946; ChadwickO.John Cassian. A study in primitive monasticism. Cambridge, 1950; Vogue A. de. Histoire litteraire du mouvement monastique dans l’ antiquite. Pt. 1: Le monachisme latin. T. 6. Les derniers ecrits de Jerome et l’oeuvre de Jean Cassien (414-428). Paris, 2002 etc.).
  25. Cassiani. Coll. 21.29.1 (примечание У. Линдсея).
  26. Вероятно, Исидор ссылается на постановления соборов в Сараго­се (380 г.) и в Агде (506 г.). Так, отцы Сарагосского собора разреши­ли прихожанам вкушать скоромное в воскресные дни, и вместе с тем обязали их присутствовать на церковной службе в каждый день по­ста (Conc. Caesar. I. can. 2). Отцы собора в Агде провозгласили, что свободными от поста являются только воскресенья, тогда как по суб­ботам следует воздерживаться от мяса (Conc. Agat. can. 12). Кроме того, надо отметить, что на IV Соборе в Толедо, проходившем под председательством самого Исидора, было запрещено вкушать ско­ромное вечером Страстной пятницы (Conc. IV Toledo. can. 8).
  27. Отсылка к Втор. 16:9, однако цитата неточная. В оригинале Deut.16:9: septemebdomadasnumerabistibiabeadiequafalceminsegetemmiseris(Втор. 16:9: «Семь седмиц отсчитай себе; начинай считать семь седмиц с того времени, как появится серп на жатве.»). В иудаизме это праздник Шавуот, который отмечается через 49 дней после Песаха (подробнее см. Лев. 23:10-17).
  28. Цитата из Мф. 9:15, приведенная с незначительными отклонениями.
  29. Согласно постановлению II Собора в Жероне (517 г.), пост Пяти­десятницы длился три дня, с четверга по субботу (Conc. Ger. II (a. 517): De letaniis, ut expleta sollemnitate Pentecosten sequens septimana a quinta feria usque in sabbatum per hoc triduum abstinentia celebretur).
  30. По всей видимости, Исидор отождествляет праздник кущей и день очищения. День очищения приходится на десятый день седьмого ме­сяца; в этот день следовало поститься и воздерживаться от работы, дабы посвятить все свои помыслы Господу (Лев. 23:27-30). Напро­тив, праздник кущей (Суккот) начинается в пятнадцатый день того же седьмого месяца (Лев. 23:34: «.скажи сынам Израилевым: с пят­надцатого дня того же седьмого месяца праздник кущей.») и про­должается восемь дней, в течение которых верующие должны жить в хижинах-кущах, в память о тех кущах, в которых жили иудеи после исхода из Египта (Лев. 23:42-43). Согласно Книге Левита, в первый день праздника нужно было взять в руки ветки деревьев (Лев. 23:40). Кроме того, в первый и восьмой день праздника запрещен всякий труд (Лев. 23:39: «.празднуйте праздник Господень семь дней: в первый день покой и в восьмой день покой.»).
  31. Под «седьмым месяцем» подразумевается сентябрь, т.к. кален­дарный год начинался с марта (Isidori. Etym. V.23.6-11: . anni initium mensis est Martius. <…> 11. September nomen habet a numero et imbre, quia septimus est a Martio et imbres habet («. март— начало года<.> Сентябрь же называется так от своего номера и дождей, по­скольку он седьмой от марта и несет дождь»)).
  32. Левит. 23:27-30. Цитата неточная, приведена с незначительными отклонениями.
  33. 2 Esd. 9:1-3; Неем. 9:1-3.
  34. Т.е. 23 сентября.
  35. Поскольку год начинается с марта, то ноябрь — его девятый месяц.
  36. Иер. 36:2-9. Цитата приведена с некоторыми сокращениями.
  37. В «Этимологиях» Исидор пишет о Янусе гораздо подробнее. Isidori Etym. V.23.3: IanuariusmensisaIanodictus, cuiusfuit agentilibusconsecratus; velquialimeset ianuasitanni. Vndeet bifronsidemIanuspingitur, ut introitusanniet exitusdemonstraretur(«Месяц январь назы­вается так от Януса, которому он был посвящен у язычников; или же от того, что является пределом и дверью (ianua). Поэтому-то Янус и изображается двуликом, чтобы показать начало и конец года»). Isidori. Etym. VnI.11. 37: Ianum dicunt quasi mundi vel caeli vel mensuum ianuam: duas Iani facies faciunt, propter orientem et occidentem. Cum vero faciunt eum quadrifrontem et Ianum geminum appellant, ad quattuor mundi partes hoc referunt, vel ad quattuor elementa sive tempora. Seddumhocfingunt, monstrum, nondeumfaciunt(«Янусом называют как будто бы дверь мира, неба или месяцев; и делают два лика Януса, на запад и на восток. А когда делают его четырехликим и называют близ- нецом-Янусом, это они относят к четырем сторонам света, к четы­рем [основным
  38. Это описание Исидор, вероятно, позаимствовал у Цезария Аре- латского (Caesarius. Sermo. 192. 2-4; примечание К. Лавсона).
  39. Ион. 3:5-10. Возможно, Исидор также опирался на комментарий Иеронима к этому месту. Интересно, что ни в Книге Ионы, ни у Иеро­нима не сказано, что пост длился три дня.
  40. Неделя начинается с воскресенья (diesdominicus), соответственно, под шестым днем Исидор подразумевает пятницу. См. выше прим. 23.
  41. Антоний и Павел — подвижники и пустынники IIIIVвв., основа­тели отшельнического монашества. Антоний Великий (251-356) ро­дился в благочестивой христианской семье в Египте. После смерти родителей Антоний удалился в Фиваидскую пустыню, а затем в Пис- пирские горы и прожил 20 лет монахом-отшельником. Согласно пре­данию, дьявол не раз являлся Антонию и искушал его прервать пост­ничество, однако святой с честью выдержал испытания, благодаря чему его слава распространилась далеко за пределы пустыни и нача­ла привлекать многочисленных учеников и последователей. Во вре­мя гонений Максимина 311 г. Антоний был в Александрии, утешал и вдохновлял христиан. По окончании гонения в 313 г. святой удалил­ся на берег Красного моря и продолжил жить отшельником, время от времени посещая своих учеников и беседуя с ними. В этот период он встретился с Павлом Фивейским (ум. ок. 341 г.). Павел ушел в пус­тыню во время гонений императора Деция (249-251) и, согласно пре­данию, прожил там отшельником 91 год. Павел сообщил Антонию о появлении новой ереси — арианства. Ок. 350 г. Антоний посетил Александрию, где публично осудил арианство. После богословских диспутов, оказавших глубокое воздействие на христианскую общи­ну Александрии, старец вернулся в пустыню, где и скончался на 105­м году жизни. Из произведений Антония Великого сохранились речи, послания к монастырям и монашеский устав. Неясен источник, на который ссылается Исидор, говоря о посте Антония и Павла. Неболь­шая главка из «Книги о знаменитых мужах» Иеронима (Hier. DVI. 88) не дает никакой информации на этот счет. Возможно, Исидор имел в виду другое сочинение Иеронима, «Житие Павла Пустынни­ка» (HieronimiVitaPauli), в котором рассказывается о встрече Анто­ния и Павла в пустыне. Подробнее об Антонии и Павле см. также: Athan. Alexandr.VitaSanctiAntonii// PG. T. 26. col. 867-908 (пер. Афанасий свт. Творения. Т.3. М., 1851-1854); Лобачевский Стефан, свящ. Св. Антоний Великий: его жизнь, писания и нравственно-под­вижническое учение. Од., 1906; Флоренский П.А. Антоний романа и Антоний предания. Богословский вестник, 1907; Войтенко А.А. Ан­тоний Великий // Православная энциклопедия. Т. II. М., 2000. С. 659­664;Amelineau E. Saint Antoine et les commencements du monachisme chrétien en Egypte // Rev. de l’histoire des religions. 1912. T.65. P. 16 — 78; Meinardus O.F.A.Monks and monasteries of the Egyptian deserts. Cairo, 1961; Rubenson S. The Letters of St. Antony: Monasticism and the Making of a Saint. Minneapolis, 1995 etc.
  42. В тексте spiritalis. Возможно, игра слов: Spiritussanctus — дух свя­той, т.е. постящиеся преисполняются Святого Духа.
  43. В тексте sacrificium. По мнению Исидора Севильского, sacrificiumесть всякого рода приношения, которые возлагаются на алтарь или сжигаются на нем, в отличие от donum— денежного дара. (Isidori. Etym. VI.19.29-30: Donum dicitur quidquid auro argentoque aut qualibet alia specie efficitur. Sacrificium autem est victima et quaecumque in ara cremantur seu ponuntur). Sacrificiumтакже обозначает таинство Евхаристии, со­вершаемое с помощью хлеба и вина в память о страстях Господних (Isidori.Etym. VI.19.38: Sacrificiumdictumquasisacrumfactum, quiaprecemysticaconsecraturinmemoriampronobisDominicaepassionis; undehoceoiubentecorpusChristiet sanguinemdicimus — «Приношение называ­ется как бы от свершения таинства, потому что тайной молитвой по­свящается памяти страданий Господа за нас; поэтому, как Он и запо­ведал, мы называем это Телом и Кровью Христовой»).
  44. Эта идея Исидора чрезвычайно важна. Даже после принятия орто­доксального христианства в 589 г. церкви Толедского королевства не имели единой литургии, единого канона читаемых книг и т.д. Практи­чески в каждой провинции богослужение совершалось по-своему, что подрывало единство испанской церкви (OrlandisJ., Ramos-LissynD. Historia de losconciliosde la Espaсaromanay visigoda. Pamplona, 1986. Р. 268-269; StockingR. Bishops, Councils, and Consensus in the Visigothic Kingdom, 589-633. Michigan, 2000. P. 156-158). Единый порядок бого­служения стал складываться лишь с IV Толедского собора 633 г., про­ходившего под председательством Исидора Севильского (Conc. de ToledoIV (633). can. 2: UnusigiturordoorandiatquepsallendianobisperomnemSpaniamatqueGalliamconseruetur, unusmodusinmissarumsolemnitatibus, unusinuespertinismatutinisqueoificiis, necdiuersasitultrainnobisecclesiasticaconsuetudo, utunafidecontinemuret regno — «Итак, мы оставляем один порядок молитв и пения псалмов по всей Испании и в Галлии, одно правило для торжеств мессы, одно — для вечерних и утренних служб, и пусть более не будет у нас различных церковных обычаев, дабы мы соединялись единой верой и королевством»). На этом Соборе было принято 14 постановлений, в которых было регла­ментировано церковное песнопение, пасхальная литургия, ритуал кре­щения, а также был прописан единый канон священных книг, читае­мых при богослужении. Следует, однако, заметить, что процесс уни­фикации богослужения продолжался и после IV Толедского собора
  45. Ген. 1. 29 (прим. К. Лавсона) с незначительными расхождениями
  46. Gen. 9.3: et omne quod movetur et vivit erit vobis in cibum quasi holera virentia tradidi vobis omnia. (Быт. 9.3: «все движущееся, что жи­вет, будет вам в пищу; как зелень травную даю вам все»). Gen. 9.20: coepitqueNoeviragricolaexercereterramet plantavitvineam(Быт. 9.20: «Ной начал возделывать землю и насадил виноградник»).
  47. Рим. 14:21 (прим. К. Лавсона).
  48. Рим. 14:2 (прим. К. Лавсона).
  49. 1 Кор. 6:13 (прим. К. Лавсона).
  50. Ин. 21.3; Лк. 24.42.