С. П. Брюн
Зарождение коммуны во франкской Антиохии: опыт коллективной самоидентификации на латинском Востоке
Статья посвящена возникновению и становлению первой в истории Латинского Востока коммуны, муниципальному образованию — редкому и уникальному проявлению коллективной самоидентификации на Латинском Востоке.
Ключевые слова: крестовые походы, Антиохия, Сирия, Киликийская Армения, межхристианские связи, коммунальное движение, опыт коллективной самоидентификации.
Принимая во внимание непреходящую популярность эпохи крестовых походов как столкновения цивилизаций Востока и Запада, приходится удивляться тому, что многие весьма значимые эпизоды данного столкновения по сей день не удостаиваются сколь-либо серьезного и подробного рассмотрения. К примеру, часто ли в отечественной или зарубежной историографии приходится встречать словосочетание «Антиохийская коммуна»? Между тем в самом сочетании слов «Антиохия» и «коммуна» проступает связь двух миров — встреча одного из великих центров христианского Востока с одной из наиболее заразительных идей средневекового Запада. История Антиохийской коммуны связана с одним из малоизученных аспектов межхристианских связей в государствах крестоносцев, и в то же время она являет уникальный пример сословного единства, установленного вопреки весьма значительным языковым и культурным барьерам.
Легко заметить, что межхристианские связи эпохи крестовых походов слишком часто сводятся исключительно к церковной жизни и межцерковным отношениям (данное обстоятельство находит свое отражение в монографиях Рансимена, Федальто, Гамильтона, Пападакиса)1. Светские же аспекты межхристианских контактов на Латинском Востоке подчас остаются нерассмотренными. В то же время тема рецепции идеи коммунального движения в государствах крестоносцев также не получает всестороннего рассмотрения. Конечно же, историей городской жизни (в том числе — коммун и итальянских колоний) Иерусалимского королевства подробно занимался Жан Ришар2. История повседневной (в особенности — торгово-экономической) жизни королевства Кипр в последние годы была подробнейшим образом раскрыта в фундаментальном исследовании С.В. Близнюк3. Однако история первой и, пожалуй, самой необычной из коммун Заморской земли — коммуны Антиохии, по сей день остается в тени. Антиохийская коммуна достаточно часто удостаивается эпизодических упоминаний в различных, чаще всего зарубежных изданиях, но, за значимым исключением Клода Каэна, ей фактически никто не занимался4. Попытаемся же по крайней мере частично исправить этот пробел, посвятив данную статью зарождению антиохийской коммуны — как ярчайшего примера групповой самоидентификации на Латинском Востоке и, конечно же, как сугубо светскому аспекту межхристианских контактов, установленных в Заморской земле.
Истоки возникновения Антиохийской коммуны кроятся как в более чем 900-летнем периоде сосуществования греческих, латинских и сирийских купцов и ремесленников в Антиохии, так и в стремительном ослаблении основанного крестоносцами княжества Антиохийского, ослаблении, которое к концу 1180-х годов достигло предела. Начиная с 1119 года, на долю Антиохийского княжества регулярно выпадали тяжкие военные поражения; это северо-сирийское государство крестоносцев лишилось своих владений в равнинной Киликии и на восточном берегу Оронта, потеряв при этом трех павших на поле боя князей и утратив значительную часть своей былой военной мощи5. Но в 1188 году, спустя год после падения первого Иерусалимского королевства, княжество Антиохийское оказалось в буквальном смысле слова на грани уничтожения. Покорив франкские владения в Палестине, Салах-ад-Дин вторгся на земли Антиохии; княжество было рассечено на две части, после кратких кровопролитных боев сдав большую часть своих земель и городов победоносной армии султана6.
И если франки Иерусалима и Антиохии смогли после Третьего (1191-1192) и Германского (1197) крестовых походов вернуть, по крайней мере, часть утраченных территорий и восстановить свое господство на землях Сахеля, то их собратья в Антиохии оставались зажатыми в двух прибрежных анклавах, оставшихся от прежнего княжества. Южный анклав включал в себя граничащую с графством Триполи портовую Валанию и отошедшую к госпитальерам сеньорию Маркаба. Северный анклав (отсеченный от сухопутного сообщения с другими франкскими владениями Заморской земли) составляла, собственно, Антиохия с окружавшими ее землями, гавань святого Симеона и патриаршая сеньория с замком Кусаир. В то же время к северу от Антиохии лежало еще одно христианское княжество, которое, напротив, переживало период стремительного политического и экономического расцвета; речь идет о государстве Рубенидов, о Киликийской, или «Малой», Армении. К концу XII века Киликийская Армения оставалась самым крупным христианским государством Леванта, а в 1198 году получила статус латинского королевства, признанного Апостольским престолом и государем Священной Римской империи. Не вдаваясь во все военные и дипломатические хитросплетения, связывавшие княжеские дома Антиохии и Киликии, отметим лишь одно обстоятельство: уязвимая и ослабленная Антиохия оказалась на самых границах крепнущей и процветающей Киликийской Армении. Более того, в 1191 году войска Левона Рубенида, князя Малой Армении, заняли оставленный Салах-ад-Дином замок Баграс — важнейший укрепленный плацдарм, некогда принадлежавший тамплиерам и контролировавший перевал Аль-Балан («Сирийские врата») — основной путь из Киликии в Антиохию7. Конечно же, ни антиохийский князь Боэмунд III, ни тамплиеры не признали прав Левона на Баграс, требуя возвращения утраченного замка и зависимых от него северных земель.
Спустя два года — в 1193 году — князья Антиохии и Киликийской Армении Боэмунд III и Левон наконец договорились встретиться и обсудить положение спорных территорий. Встреча была назначена в самом центре оспариваемых земель, у источников Баграса. Доверительной атмосфере переговоров способствовали родственные отношения, которые, невзирая на прошлые конфликты8, установились между Левоном и Боэмундом III9. Оба князя прибыли в сопровождении семей, многочисленной свиты и ближайших соратников10; Согласно Лионской рукописи хроники Продолжателя Гильома Тирского (источника, к которому мы неоднократно будем прибегать, т.к. он содержит наиболее подробное описание основания Антиохийской коммуны), «в Антиохии не осталось практически ни одного значимого, знатного мужа, за исключением Патриарха Амори и Раймонда — старшего сына князя»11. Как показали последующие события, Левон оказался и хитрее, и сильнее своего старого соперника. Уговорив Боэмунда III осмотреть восстановленные укрепления Баграса, Левон неожиданно пленил как самого антиохийского князя, так и всех сопровождавших его сановников и баронов. Оказавшийся беззащитным пленником, Боэмунд III принужден был согласиться на сдачу своей столицы государю Киликийской Армении. К Антиохии был отослан многочисленный контингент армянских войск под командованием доверенного лица Левона — военачальника Хетума Сасунского. Во главе отряда ехали плененные франки — маршал Антиохии Варфоломей Тирель и один из княжеских рыцарей — Ричард де Л’Эрминет. Войска Левона въехали в Антиохию, заняв главные ворота города (т.н. Мостовые врата) и княжеский дворец. Сам Хетум со свитой предпочел остаться за пределами городских стен, близ церкви Святой Иулиании, ожидая полного подчинения города.
Однако здесь армян ждало жестокое разочарование. Бескровная и победоносная оккупация города вызвала неожиданное стихийное восстание населения Антиохии. Восстание вспыхнуло в княжеском дворце и стремительно распространилось по городу. Если верить старофранцузской хронике Продолжателя Гильома, восстание началось в самом дворце, «когда княжеские слуги и домочадцы бросились на воинов Хетума, услышав, как один из армян непочтительно отозвался о святой Иларии, в честь которого была освящена дворцовая капелла антиохийских князей. Сбив на землю армянского евнуха, один из княжеских слуг воскликнул: “Сиры! Как вы можете терпеть этот позор? Как мы можем допустить, чтобы Антиохию отобрали у нашего князя и его наследников и передали ее этому презренному народу — армянам!” <.. .> Другие княжеские слуги крикнули “К оружию!”, и весь народ, все жители города, все как один, бросились к Мостовым воротам и заняли их, пленив всех армян, которых Левон направил для взятия Антиохии»12.
Изгнав отряды Хетума Сасунского, восставшие направились в собор Святого Петра. По словам Продолжателя Гильома, «они собрались в соборной церкви Антиохии. Патриарх Амори13 возглавил их собрание. Проведя совет, они решили создать коммуну, чего еще никогда не бывало на той земле. Коммуна, основанная антиохийцами в те годы, существует и по сей день»14. Стихийно сформировавшаяся коммуна во главе с латинским Патриархом приступила к организации обороны Антиохии, т.к. в окрестностях города по-прежнему находились войска Хетума Сасунского и самого Левона. Бальи Антиохии был признан старший сын князя Боэмунда III — Раймонд; в город были призваны правитель Иерусалимского королевства Генрих Шампанский и граф Боэмунд Триполийский (второй сын антиохийского князя), которые не преминули прибыть на север вместе со своими войсками. Столкнувшись с единодушным сопротивлением всех заморских франков и населения самой Антиохии, Левон вынужден был заключить мир с Боэмундом III и отпустить своего венценосного пленника (который до того был вывезен в столицу Киликийской Армении). Князья Антиохии и Киликии отказались от взаимных притязаний на земли друг друга, и мир между двумя княжескими домами был скреплен новым династическим браком: Раймонд, старший сын Боэмунда III, взял в жены дочь покойного князя Киликии — Рубена III. Но, как ни парадоксально, стихийно собравшаяся коммуна с возвращением своего князя отказалась расходится, оставшись постоянным действующим органом самоуправления, игравшим важнейшую роль в истории Антиохии вплоть до самого ее уничтожения (1268).
Завершив обозрение исторического контекста провозглашения коммуны, обратимся к самому ее устройству, к тому, что именно собой представляло это первое в своем роде муниципальное образование Латинского Востока. Первое, на что следует обратить внимание, это факт объединения горожан Антиохии вопреки разделявшим их культурным, лингвистическим и этническим барьерам. Продолжатель Гильома говорит о том, что «весь народ, все жители города, все как один» встали на защиту Антиохии. Вряд ли старофранцузский хронист имел в виду лишь франков и итальянцев, т.к. в прошлом латинские авторы открыто писали о том недоверии, которое разделяло латинян и численно преобладавшее восточнохристианское население города даже в периоды сельджукских осад Антиохии15. В этом отношении, события 1193 года представляют собой резкий контраст с прошлой историей Антиохии эпохи франкского владычества. «Весь народ, все жители» — эти слова Продолжателя ясно говорят о том, что против господства Левона Рубенида восстали не только латиняне Антиохии, никогда не составлявшие большинства среди ее населения; франки должны были встретить поддержку более многочисленных греков и сирийцев, чьи общины по-прежнему играли важнейшую роль в экономической жизни Антиохии.
Факт консолидации латинского (франко-итальянского) и греко-сирийского элементов перед лицом армянской военной и экономической экспансии не вызывает сомнений, особенно если принять во внимание ту роль, которую «греки»16 Антиохии играли в жизни антиохийской коммуны. Как впоследствии писал Клод Казн, «греки входили в состав коммуны наравне с франками. Поскольку Византия более не представляла собой угрозы княжеству, франки, очевидно, не возражали против подобного союза. Греки получили право не только поставлять собственного патриарха. Из послания Папы Иннокентия III мы знаем о том, что судьи коммуны следовали греческим обычаям и что среди них были судьи-греки»17. Послание, на которое ссылается Каэн, было составлено в январе 1199 года и направлено латинскому Патриарху Антиохии Петру I Ангулемскому. В тексте послания понтифик обвиняет Антиохийскую коммуну в том, что она «попрала и извратила права Латинской Церкви, следуя обычаям и суждениям греков»18. Наиболее ярким выражением греческого влияния в коммуне стало то, что франкские князья (Боэмунд IV Одноглазый и его сын — Боэмунд V), стремясь заручиться поддержкой коммуны и населения Антиохии, действительно, периодически позволяли грекам и сирийцам-мелькитам избирать и держать в городе православных патриархов, что шло вразрез со всей предыдущей церковной политикой крестоносцев19. Даже тот факт, что восстание началось в княжеском дворце, вполне согласуется с версией о подобной греко-латинской консолидации, т.к. из сохранившихся хартий мы знаем о том, что греки и сирийцы входили в окружение антиохийского князя, в том числе занимали посты камергера, магистра секрета, виконта и даже «дуки» (т.е. главы городской администрации) Антиохии и Латакии. Антиохийские армяне, вне всяких сомнений, не принимали участия в восстании, но их присутствие по-своему сыграло важнейшую роль в формировании коммуны, т.к. именно торгово-экономического усиления армянской общины и страшились как латинские бюргеры, так и греческие и сирийские ремесленники Антиохии. Свыкнувшись с определенным, устоявшимся после франко-нормандского завоевания (1098) соотношением торговых и экономических интересов, ни латиняне, ни греки, ни сирийцы не желали перемен, тем более — увеличения и укрепления армянских общин. Последнее, несомненно, имело бы место в случае перехода Антиохии к армянским князьям Рубенидам.
И здесь мы сталкиваемся с весьма примечательным явлением: представители городского сословия (будь то франки, греки или сирийские христиане) объединились, противодействуя армянской экспансии. В то же время представители франкского нобилитета (антиохийские бароны и рыцари) не только не выказали подобного единодушия, но зачастую готовы были поддержать притязания Левона Рубенида. Из хроники Смбата Спарапета мы знаем о том, что многие антиохийские бароны предпочитали покидать двор антиохийского князя и переходить на службу к Левону, который с момента своей коронации в 1198 году считался одним из католических монархов и вассалов Священной Римской империи20. Тяготение и симпатии представителей антиохийского нобилитета к сильному, номинально католическому монарху вполне естественны. Вассальная зависимость от армянского короля не затрагивала коренных аспектов их идентичности, т.к. они могли свободно оставаться в лоне латинской Церкви, сохранить свой язык, обычаи и культуру. В то же время Левон мог предоставить им богатые фьефы на землях нагорной или равнинной Киликии, дабы перешедшие к нему на службу франки действительно чувствовали себя баронами, а не связанными присягой людьми, утерявшими свои земли и сидящими на скудных денежных фьефах в Антиохии. То есть в данном случае мы видим разделение среди латинян, франков Антиохии, которое выстраивается не по языковому или религиозному, но по сословному признаку. Антиохийские бароны и рыцари, дабы оставаться полноценным нобилитетом, тяготели к союзу с армянским королем. Латинские бюргеры, дабы сохранить свои дома, цеха и коммерческие интересы, предпочли консолидироваться с греческими и сирийскими горожанами Антиохии, причем на основе перенятой итальянской идеи коммуны.
Одним из важнейших факторов этой самоидентификации горожан Антиохии была свойственная им культурная картина мира, центральным аспектом которой оставалось противостояние родного города и внешнего мира. На протяжении нескольких поколений антиохийские греки, сирийцы (будь они мелькитами или сиро-яковитами), армяне и латиняне рождались, жили и умирали в пределах великого восточного города. В городе располагались их мастерские и цеха, где они, как и их предки, производили ткани, стекло, кожи, ювелирные изделия, благовония, керамику и прочие столь востребованные товары. Там же находились их приходские церкви и святыни, главными из которых были кафедральный собор Святого Петра и принадлежавшая греко-мелькитской общине круглая церковь Пресвятой Богородицы (архитектурный шедевр времен Юстиниана I Великого). Несмотря на разноплеменный состав населения, жители города вынуждены были объединяться как во время бедствий, так и во время общегородских торжеств. Во время землетрясений они собирались на площади перед кафедральным собором Святого Петра, вознося молитвы и выслушивая указания латинских духовных и светских властей21. Во время засухи и в преддверии урожая все жители города собирались близ греческой церкви Пресвятой Богородицы и совершали крестный ход вокруг городских садов и полей, неся пред собой чудотворную, хранимую греками и мелькитами икону Пречистой Девы22. Все население обязано было встречать христианских государей, когда те после военных походов совершали триумфальный въезд в город (будь эти государи франкскими князьями Антиохии, королями иерусалимскими или василевсами Ромейской державы)23. Наконец, лишь за стенами города жители Антиохии могли чувствовать себя огражденными от опасности, т.к. во всем средневековом мире и особенно на Латинском Востоке набеги и разорения сельской местности были частым, почти регулярным явлением.
Как и для любого человека средневековья, внешний мир для антиохийца (франка, сирийца, армянина или грека) представлял собой то пространство, где покинувшему дом путнику нечего ожидать, кроме опасностей, исходивших от кочевников, разбойников, голода, нищеты и диких зверей. Конечно же, горожане знали множество вполне «благих» и даже кровно необходимых контактов с внешним миром, лежавшем за пределами Антиохии и ее земель. С Востока в город доставлялись благовония, специи, металлы и прочее сырье, которое, в отличие от шелка, керамики и стекла, не производилось в Антиохии и было необходимо как купцам, так и ремесленникам города. При этом Антиохия служила одним из крупнейших рынков сбыта, которые знала средневековая Сирия. Следовательно, важнейшим источником достатка городских мастеров (будь это ткачи, ювелиры или стеклодувы), были приезжие (в особенности — западные, итальянские) купцы, готовые купить их товар и доставить его на далекие рынки Востока и Запада, порождая спрос на антиохийские изделия. Так, антиохийцы охотно принимали как арабских купцов, доставлявших и продававших нужное горожанам сырье и товары, так и итальянских колонистов, выкупавших городские товары и вывозивших их на рынки Западной Европы. Церкви и монастыри, гостиницы и таверны, бани и бордели города также черпали заметную часть своих доходов от паломников и странников, прибывавших в Антиохию.
Однако антиохийцы видели и иную сторону внешнего мира — когда у стен Антиохии лагерем становились тюркские, ромейские или армянские армии, разорявшие городские земли, сады и деревни, а также (с большей или меньшей ожесточенностью) шли на штурм самой столицы христианской Сирии24. При этом, жителям Антиохии не так уж важно было, кто именно разорял их хлебные поля, мельницы, фруктовые сады, оливковые рощи и виноградники; вне зависимости от того, было ли это делом рук сельджукских, ромейских и армянских воинов, это в равной степени било по достатку и дальнейшему существованию горожан. Все эти испытания, в сочетании с активной коммерческой и ремесленной деятельностью и почти вековым сосуществованием под франкским правлением, в итоге привели к консолидации и самоидентификации антиохийских франков, греков и сирийцев как горожан, как «коммуны» или «конфедерации» Антиохии. Консолидируясь перед лицом нового внешнего врага (Левона I Великолепного), горожане Антиохии исходили прежде всего из своей принадлежности к городу, его укладу, хозяйственной и коммерческой жизни; это чувство принадлежности к городу перевешивало все прочие связи и, в конечном итоге, определило исход самоидентификации жителей Антиохии.
На протяжении последующих лет франко-греко-сирийская коммуна Антиохии последовательно бросала вызов не только могущественному государю Киликийской Армении, но собственному, франкскому нобилитету, Латинской Церкви в Сирии и даже Апостольскому престолу и его легатам. В 1199 году, спустя шесть лет после пленения Боэмунда III и провозглашения коммуны, горожане Антиохии свергли своего старого князя и возвели на престол его второго сына — графа Боэмунда IV Триполийского, убедившего членов коммуны оказать ему поддержку25. И несмотря на то, что молодой Боэмунд IV вынужден был вскоре уступить престол своему отцу, коммуна после смерти Боэмунда III вновь признала своим князем графа Триполи, поправ завещание старого князя и совместные требования Апостольского престола и короля Киликийской Армении (согласно которым престол должен был перейти к внуку Боэмунда III, сыну его старшего сына — Раймонду-Рубену). Это положило начало войне за Антиохийское наследство, которая бушевала в Сирии на протяжении почти двадцати лет (1201-1219). Четырежды Антиохия была осаждена франко-армянскими войсками короля Левона I Великолепного и его внучатого племянника — Раймонда-Рубена. И каждый раз, за исключением победоносной для армян и сторонников Раймонда-Рубена осады 1216 года, усилия Левона разбивались об ожесточенное сопротивление коммуны и ордена тамплиеров, которым выгодно было правление князя Боэмунда IV. Сам Левон с раздражением отмечал, что главными его противниками являются «граф Триполи, тамплиеры и конфедерация Антиохии»26. В 1208 году, после очередной армянской осады, «Боэмунд IV, его рыцари и коммуна» пошли так далеко, что взяли под стражу и заморили голодом латинского Патриарха Антиохии — Петра I Ангулемского, обвинив его в предательстве и поддержке Левона27.
Возрождение православного патриархата в Антиохии, убийство латинского Патриарха, обложение податями церковные (греческие, латинские и сиро-яковитские) земли — все это приводило в бешенство Папу Иннокентия III, однако и этот понтифик, снарядивший три великих крестовых похода, был не в силах справиться с Антиохией, ее населением и коммуной, которая пережила все наложенные на нее отлучения и саму войну за Антиохийское наследство. Даже в финальные годы существования города, в 1260 году, жители Антиохии и их коммуна вновь проявили себя, активно принуждая своего князя Боэмунда VI Красивого принести оммаж перекочевавшим на Ближний Восток монголам. В очередной раз папский легат на Востоке (на этот раз это был Фома Агни, архиепископ Вифлеемский) вынужден был сетовать на антиохийскую коммуну и весьма своеобразное поведение крестоносного князя Антиохии; по словам архиепископа Фомы, «охваченный страхом князь Антиохийский последовал примеру граждан Антиохии» и принес оммаж хану Хулагу28. Примечательно, что архиепископ Вифлеема пишет именно о том, что Боэмунд VI Красивый последовал примеру граждан Антиохии, что вновь говорит о сильном, фактически полунезависимом положении города и его коммуны. Спустя восемь лет, в мае 1268 года, Антиохия — с ее церквями, дворцами, рынками, мастерскими, многонациональным населением и коммуной — была уничтожена мамлюкским султаном Бейбарсом.
История антиохийской коммуны представляет ярчайшее свидетельство сближения латинских и восточных христиан на основе общих светских, сословных ценностей, т.е. самоидентификации разноязычных купцов и ремесленников Антиохии как единой общности, единого города. И, конечно же, поражает то, насколько сильной оказалась эта общность восточных горожан, перенявших идею коммунального движения и нанесших весьма весомый удар по притязаниям светских и церковных властителей Востока и Запада.
Литература
Баха ад-Дин. Саладин. Победитель крестоносцев. СПб., 2009. Близнюк С.В. Мир торговли и политики в королевстве крестоносцев на Кипре (1192-1373). М., 1994.
Иоанн Киннам. Краткое обозрение царствования Иоанна и Мануила Комнинов // Византийские историки, переведенные с греческого при С.-Петербургской духовной академии. СПб., 1859.
Никита Хониат. История со времени царствования Иоанна Комнина. Рязань: Александрия, 2003.
Пападакис А. Христианский Восток и возвышение Папства. М., 2010.
Рансимен С. Восточная схизма. Византийская теократия. М., 1998.
Ришар Ж. Латино-Иерусалимское королевство. СПб., 2002.
Aimerici, patriarchae Antiochae. Ad Ludovicum // RHGF. Vol. 16. Poitiers, 1878.
Cahen C. La Syrie du Nord a l’epoque des Croisades et la principaute franque d’Antioche. Paris, 1940.
Fedalto G. La Chiesa Latina in Oriente. Vol. 1-3. Verona, 1973-1976.
Galterii Cancellarii. Bella Antiochena // RHC Occ. V. Paris, 1895.
Guillaume de Tyr. Historia rerum in partibus transmarinis gestarum // RHC Occ. I. Paris, 1844.
Hamilton B. The Latin Church in the Crusader States. The Secular Church. London, 1980.
Les gestes des Chiprois. Geneva, 1887.
L’Estoire de Eracles Empereur et la conqueste de la terre d’Outremer, RHC Occ. II. Paris, 1859.
Menkonis Chronicon // MGH SS Vol. 23. Hannover, 1874.
Sempad, le connetable. Chronique de royaume de la Petite Armenie. RHC Arm. I. Paris, 1869.
Wilbrandus de Oldenborg. Peregrinatio // Peregrinatores Medii Aevi Quatuor. Leipzig, 1864.
Примечания
- Рансимен С. Восточная схизма. Византийская теократия. М., 1998; Fedalto G. La Chiesa Latina in Oriente. Vol. 1-3. Verona, 1973-1976; Hamilton B. The Latin Church in the Crusader States. The Secular Church. London, 1980; Пападакис А. Христианский Восток и возвышение Папства. М., 2010. ↩
- Ришар Ж. Латино-Иерусалимское королевство. СПб., 2002. ↩
- Близнюк С.В. Мир торговли и политики в королевстве крестоносцев на Кипре (1192-1373). М., 1994. ↩
- Cahen C. La Syrie du Nord a l’epoque des Croisades et la principauté franque d’Antioche. Paris, 1940. ↩
- Речь идет о князе Рожере Антиохийском, павшем в 1119 г. в битве на Кровавом поле, о князе Боэмунде II, убитом в сражении близ Ана- зарва (1130), а также о князе Раймонде де Пуатье, погибшем в битве при Инабе (1149). ↩
- В течение августа и сентября 1188 г. Салах-ад-Дин отвоевал у антиохийского князя портовые города Латакию и Джабалы, а также крупные сеньориальные замки — Саон, Бурзей, Сармениа и Баграс (последний с 1154 г. принадлежал ордену тамплиеров). В этот же период была осаждена и сама Антиохия. Подробнее о кампании султана против княжества Антиохийского см.: Баха ад-Дин. Саладин. Победитель крестоносцев. СПб., 2009. ↩
- Sempad, le connetable. Chronique de royaume de la Petite Armenie. RHC Arm. I. Paris, 1869. P. 629. ↩
- Наиболее серьезный из конфликтов между двумя княжескими домами был связан с вероломным пленением Рубена III (старшего брата Левона), устроенного Боэмундом III в надежде получить (в качестве выкупа) восточную часть равнинной Киликии и распространить свой сюзеренитет над всей Киликийской Арменией. События эти относились к 1185 г. История пленения Рубена III князем Боэмундом III изложена в хрониках Михаила Сирийца и Смбата Спарапета в рифмованной хронике Вахрама Эдесского и в Лионской рукописи Продолжателя Гильома (где она фигурирует как весьма эмоциональная обвинительная речь Левона, обращенная к Боэмунду III). Michel le Syrien. Chronique de Michel le Syrien. Patriarche Jacobite D’Antioche. Vol. III. Paris, 1905. Lib. XXI. С. 4. Pp. 396-397; Sempad, le connetable. Op. cit. P. 628; Vahram d’Edesse. La chronique rimйe des rois de la Petite Armmie / / RHC Arm. I. Paris, 1869. Pp. 509-510; L’Estoire de Eracles Empereur et la conqueste de la terre d’Outremer, RHC Occ. II. Pp. 207-208. ↩
- В 1188 г. Левон Рубенид взял в жены франкскую принцессу Изабеллу, племянницу супруги Боэмунда III княгини Сибиллы. Sempad, le connetable. Op. cit. Paris, 1869. P. 629. ↩
- Боэмунда III помимо его супруги Сибиллы сопровождали коннетабль Антиохии Рауль де Монс, маршал Варфоломей Тирель, камергер князя Оливье, многие бароны и рыцари княжества. ↩
- L’Estoire de Eracles Empereur… P. 208. ↩
- L’Estoire de Eracles Empereur … P. 208-209. ↩
- Возможно, что здесь старофранцузский хронист допускает ошибку. Вероятней всего, латинским Патриархом Антиохии, возглавившим первое собрание коммуны, был не Амори де Лимож, а его преемник — Рауль II (1193-1196). Согласно хронике Михаила Сирийца, Патриарх Амори умер именно в 1193 г., в год провозглашения Антиохийской коммуны. Тогда же на антиохийскую кафедру Св. Петра заступил его преемник — Патриарх Рауль II. Если же принять во внимание, что Амори умер в весьма преклонном возрасте (ему было более 80 лет), то многие исследователи (Б. Гамильтон, П. Эдбюрри, К. Каэн), склонны считать, что Патриархом, председательствовавшим провозглашение коммуны, все-таки был Рауль II. См.: Edbury P., ed. The Conquest of Jerusalem and the Third Crusade. P. 130; Hamilton B. Op. cit. Pp. 213-214. ↩
- L’Estoire de Eracles Empereur … Pp. 208-209. ↩
- Канцлер Готье писал о том, что латинский Патриарх Бернард Валенский во время тюркской осады 1119 г. приказал отобрать оружие у греков, сирийцев и армян Антиохии и ввести комендантский час, опасаясь предательства со стороны восточнохристианского населения (Galterii Cancellarii. Bella Antiochena // RHC Occ. V. Paris, 1895. II Bell. Art. 8. P. 115). Спустя почти полвека, во время осады 1164 г., Патриарх Амори де Лимож вынужден был доверить оборону некоторых стен и башен грекам, сирийцам и армянам Антиохии, но при этом он горестно отмечал, что «из-за нехватки людей мы вынуждены были доверить оборону и нашу безопасность тем, кому не можем полностью довериться» (Aimerici, patriarchae Antiochae. P. 62). Стоит также вспомнить греческие погромы, устроенные франками Антиохии в 1138 г., когда армия византийского императора стояла у стен города, а сам василевс находился в княжеском дворце, принимая оммаж франкских государей. Guillaume de Tyr. Op. cit. Lib. XV. C. 4-5. P. 662. ↩
- Естественно, под «греками» латинские и старофранцузские авторы подразумевали не только грекоязычных, но и сиро- и арабоязычнык православных Антиохии, т.е. мелькитов. Разделение христиан византийских традиции по лингвистическому признаку, т.е. на греков и сириан, можно проследить в текстах палестинских латинян (Гильома Тирского, Жака де Витри), но эта грань никогда не быша четко проведена в Антиохии. ↩
- Cahen C. Op. cit. C. 5, P. 656. ↩
- Innocentius III Pontifex Romanus. Epistolae, PL. Vol. 214. № LXIX. C. 434. «Possesiones etiam ecclesiasticas per judicium et consuetudines Graecorum tractare conantes, jura Ecclesiae Latinorum consuetudinibus abusive pervertunt». ↩
- В 1206 г. в Антиохии быш избран православный Патриарх Симеон II Абу Шаиб, остававшийся в городе до 1211 г. Преемник Симеона II Патриарх Давид, находился в Антиохии большую часть своего патриаршества (в 40-50-х гг. XIII в.). Именно в Антиохию ему писал Папа Иннокентий IV, и у нас нет сведений о том, чтобы православный Патриарх когда-либо изгонялся из пределов своего кафедрального града (Innocent IV. Les Registres d’Innocent IV / ed. E. Berger. Paris, 1884. № 3046. P. 83. ↩
- О масштабах оттока антиохийских франков на службу к армянскому королю свидетельствует два списка, приведенные в хронике Смбата Спарапета. Первый содержит перечень баронов Киликийской Армении, присягнувших Левону Рубениду при его коронации; из тридцати трех баронов, семеро были франками. (Sempad, le connetable. Op. cit. Pp. 636-637.) Второй перечень содержит имена тех антиохийских баронов которые перешли на службу к Левону I после смерти князя Боэмунда III. После смерти князя, по словам Смбата, «многие рыцари перешли на службу к королю Левону, и с ними пришли их князья: Оливье камергер, Рожер де Монс, Луард, Фома Малебрюн, Боэмунд Лаир и Гильом де Иль. С этими доблестными воинами и рассудительными князьями Левон часто выступал против врагов» (Ibid. P. 639). ↩
- Galterii Cancellarii. Op. cit. P. 83. ↩
- Wilbrandus de Oldenborg. Peregrinatio // Peregrinatores Medii Aevi Quatuor. Leipzig, 1864. P. 171. ↩
- О триумфальных въездах франкских и византийских государей в Антиохию, см.: Galterii Cancellarii. Op. cit. Pp. 95-96; Guillaume de Tyr. Op. cit. Lib. XV. C. 3. Pp. 658-659; Lib. XVIII. C. 25. P. 863; Иоанн Киннам. Краткое обозрение царствования Иоанна и Мануила Комнинов // Византийские историки, переведенные с греческого при С.-Петербургской духовной академии. СПб., 1859. Кн. IV. Гл. 20. С. 206-207; Никита Хониат. История со времени царствования Иоанна Комнина. Рязань, 2003. Кн. I. Гл. 8. С. 44. ↩
- Так было во время тюркских осад 1098, 1119, 1149 и 1164 гг., во время византийских осад 1137, 1142 и 1144 г., во время осады города Салах-ад-Дином в 1188 г., во время армянских походов 1193, 1201, 1205, 1208 и 1216 гг. и, конечно же, в период финальных мамлюкских осад Антиохии — в 1262, 1266 и 1268 гг. ↩
- О перевороте, который Боэмунд IV и коммуна устроили в Антиохии, король Левон I оповещает Папу Иннокентия III в своем послании, датированным маем 1199 г. (Rjhricht R., ed. Regesta Regni Hierosolymitani. Innsbruck, 1893. № 756. P. 201. ↩
- Innocentius IIIPontifex Romanus. Epistolae, PL. Vol. 215. № CXIX. P. 688. «… comiti Tripolitano, Templariis, et Antiochenis confoederationem, privatam faciens, parti nostrae fraudulenter detrahebat, et parti adversae in nostri perniciem». ↩
- Les gestes des Chiprois. Geneva, 1887. Livre I. P. 17. ↩
- Menkonis Chronicon // MGH SS. Vol. 23. Hannover, 1874. P. 548. «Princeps autem Antiochenus cum terra Tripolitana terribli tremore confractus Antiochenorum vestigial est secutus». ↩