Протоиерей Александр Паничкин
К истории Санкт-Петербургской епархии
Цель данной статьи — историческое исследование начального периода существования Санкт-Петербургской епархии, являющейся одной из самых значительных епархий, входящих в состав Московского Патриархата.
Административный центр ее — Санкт-Петербург — занимает не последнее место и в истории Русской Православной Церкви, так как этот город на протяжении двух столетий был местопребыванием высшей церковной власти — Святейшего Синода.
Прежде чем начать исследование истории создания Санкт-Петербургской епархии, хотелось бы обратиться к событиям предшествовавшим этому, так как они наложили значительный отпечаток на изучаемый исторический период и являются весьма важными для понимания исторического развития православия в данном крае.
Крупнейший историк нашей отечественной Церкви Е. Е. Голубинский говорит о трех периодах истории Русской Церкви: Киевском, Московском и Петербургском1. Не случайно он дает наименование Петербургского всему Синодальному периоду, так как Петербург в течение всего этого времени был тем центром, из которого по всей стране тянулись нити не только политического, но и церковно-административного руководства. С Петербургом связана жизнь всех наиболее выдающихся иерархов Русской Православной Церкви, которые или получали здесь духовное образование, или проходили служение в качестве проповедников, наставников и преподавателей Невской семинарии, а впоследствии Академии, или же были викариями или правящими архиереями.
Автор этих строк предпринял попытку в своей кандидатской диссертации «История Санкт-Петербургской епархии до 1775 года» осветить период, предшествовавший ее образованию, и начальный период ее существования до объединения с Новгородской епархией.
По данной теме существуют только сборники различных документов: государственных законодательных актов, императорских указов, постановлений Святейшего Правительствующего Синода, отдельные, не описанные и не изданные документы, хранящиеся в фондах Российского Государственного исторического архива, в фондах Центрального Исторического архива Санкт-Петербурга (архив Духовной консистории), отдельные монографии, касающиеся различных разделов церковной жизни России XVIII века, а также статьи в церковных журналах, в основном второй половины XIX века, о деятелях Церкви и о жизни Санкт-Петербургской епархии.
Материалы, проливающие свет на историю христианства в петербургском крае, есть в фондах Российского государственного исторического архива (фонд № 796, Архив канцелярии Святейшего Синода, 205 описей по годам, а также по журналам и протоколам Синода; фонд № 797, Архив канцелярии оберпрокурора Святейшего Синода, опись № 97, Именные высочайшие указы; фонд № 802, Учебный комитет; фонд № 803, Училищный совет; фонд № 814, Архив Святейшего Синода; фонд № 815, Александро-Невская лавра), а также в фондах Центрального государственного исторического архива Санкт-Петербурга (фонд № 19, описи №1, 2 и 3; Архив Санкт-Петербургской духовной консистории).
1. Многотомное «Полное собрание законов Российской Империи» (СПб., 1830) также содержит законодательные акты имеющие, отношение к истории Русской Церкви вообще и Петербургской епархии в частности.
2. «Полное собрание постановлений и распоряжений по Ведомству Православного исповедания Российской Империи» (СПб.–Пг., 1869–1916) содержит императорские указы Святейшему Синоду, касающиеся жизни Церкви, и представляет собой также многотомное издание, собранное по годам царствования российских монархов.
3. Многотомное и не завершенное в связи с революцией издание «Описание документов и дел, хранящихся в архиве Святейшего Правительствующего Синода» (СПб.–Пг. 1878–1916) содержит систематизированные описания дел Синодального архива, также имеющих отношение к Петербургской епархии. Следует сказать, что из задуманных 50 томов многие не были выпущены. Профессор П.А.Зайончковский в своем «Справочнике по истории дореволюционной России» (М., 1978) указывает 22-й, 23-й и 28-й тома как неизданные, однако 22-й и 23-й тома есть в фондах Российский национальной библиотеки в Петербурге, а 28-й том — в библиотеке Санкт-Петербургской духовной академии. Кроме того, не были выпущены следующие тома: 13-й; 17-й; 24–25-й; 27-й; 29–30-й; 33-й; 35–38-й; 40–49-й, т.е. всего 21 том.
4. Посвященный этому важному вопросу коллективный труд (свящ. М. Архангельский, свящ. Опатович и др.): «Историко-статистические сведения о Санкт-Петербургской епархии» (издание Санкт-Петербургского историко-статистического комитета, СПб., 1869–1885) обнимает собою историю епархии, начиная со времен Петра I и заканчивания правлением митрополита Исидора. Труд этот вышел в 10 выпусках, каждый выпуск состоит из 2 частей. В первой части излагаются общие исторические данные, вторая часть состоит из отдельных историко-статистических описаний соборов, монастырей, приходских церквей. Материал большого объема представлен разрозненно, в отрыве одной части от другой, причем, первая часть страдает краткостью, а вторая — излишними мелкими подробностями.
Труд этот имеет целый ряд существенных недостатков:
— Авторы использовали исключительно архивные материалы Петербургской духовной консистории, не затронув материалы Синодального архива, результатом чего стала узость рамок этого труда, рассматривающего к тому же историю епархии обособленно от всей русской церковной истории.
— Периодизация всего труда произведена авторами по принципу «правление того или иного епископа» (к тому же отдельные главы принадлежат разным авторам), а так как правление каждого не отличалось ни продолжительностью, ни специфичностью, то периодизация носит искусственный характер. Характеристика отдельных периодов отличается недостаточной полнотой. Так, правление преосвященного Феодосия определяется лишь указами, полученными в его правление Консисторией от Синода.
— Отдельные черты жизни епархии отражены схематично. Так, при описании быта духовенства изобилует описание явлений отрицательного характера. Отсутствуют примеры служения положительно зарекомендовавшегo себя приходского духовенства, священнослужителей, проявивших себя добрыми пастырями, а такие, несомненно, были.
— Констатируются лишь отдельные факты и при этом отсутствуют общие выводы и заключения.
— Труд содержит в себе целый ряд недоделок и неточностей. Так, автор, занимавшийся историей преосвященного Никодима, не потрудился исследовать его биографию до конца и просто говорит, что сведения о последних днях и кончине епископа Никодима отсутствуют2. Он называет его ошибочно архимандритом Святогорского, а не Снетогорского монастыря. Ошибочно приводится дата его вызова в Петербург.
5. «Собрание постановлений по части раскола, состоявшихся по ведомству Святейшего Синода» (СПб., 1860). Содержит ряд документов касающихся истории раскола на территории Санкт-Петербургской епархии.
6. Михаил Архангельский, свящ. «История Православной церкви в пределах нынешней Санкт-Петербургской епархии» (СПб., 1871). Труд одного из Санкт-Петербургских пастырей, жившего во второй половине XIX века и довольно основательно изучившего период, предшествовавший исследуемому, дает материалы для изучения истории этого периода перед открытием Петербургской епархии.
Труд этот, как и «Историко-статистические сведения», имеет тот недостаток, что рассматривает историю епархии вне связи с общей историей Русской Церкви и не делает определенных выводов. В труде встречаются ошибки и неточности. Так архимандрит Никодим (Сребницкий) назван первым судьей Санкт-Петербургского духовного правления, в то время как фактически первым был архимандрит Костромского монастыря Иов3. Никодим назван также архимандритом Святогорского монастыря, тогда как на самом деле он был настоятелем Снетогорского монастыря; эту же ошибку автор монографии повторяет и в своей статье «Преосвященный Никодим —первый епископ Санкт-Петербургский и Шлиссельбургский», опубликованной в журнале «Странник» за 1868 год (Т.1, январь. С.11). Неверно приведена и дата его вызова в Петербург. К сожалению и современный автор священник Владислав Кумыш в своей статье «Открытие Санкт-Петербургской епархии и ее первый архиерей митрополит (ошибка. — А.П.) Никодим (Сребницкий)» в журнале «Церковный вестник» (ежемесячное издание Санкт-Петербургской епархии) на с. 37 повторил ту же неточность.
7. Рункевич С.Г. Александро-Невская лавра. (1713–1913), СПб., 1913.
Книга Рункевича является капитальным трудом, касающимся истории Александро-Невской лавры. Автором были использованы не только материалы архива лавры, но Синодального и других архивов. Приводимые им даты и сведения точны. По разрабатываемому им вопросу Рункевич дает исчерпывающие сведения.
8. Чистович И.А., проф. История Санкт-Петербургской Духовной Академии. СПб, 1857. Труд профессора Чистовича страдает узостью освещения исследуемого вопроса. Читая описание им Петербургской семинарии, нельзя представить себе общей постановки дела духовного просвещения в России, нельзя уяснить себе и того, что же в Невской семинарии было типичным явлением и чем она, столичная, отличалась от других семинарий. Неудачна периодизация истории семинарии — она базируется на датах официальных указов, присваивавших учебному заведению то или иное наименование, но не на тех рубежах, на которых основана действительная перемена в постановке учебной работы. Чистович механически перечисляет ректоров, префектов и учителей, но не отличает лиц, чем-либо отличившихся. Труд страдает схематичностью. Так, Чистович ограничивается простым перечнем наименований классов, но не поясняет, какие науки изучались в каждом из них.
9. Четыркин Ф.В. Минувшие судьбы Петербургского края. Изд. Сойкина., СПб., 1903. Труд Четыркина является не научным исследованием, а популярным изданием, рассчитанным на массового читателя. Он изобилует грубыми ошибками, из которых самое неприятное — смешение двух исторических личностей: архиепископа Новгородского Феодосия (Яновского, †1726) и архиепископа Санкт-Петербургского Феодосия (Янковского, 1745-50), основанная на тождестве имен и созвучии фамилий (с. 87). Четыркин пишет о Феодосии (Янковском) достигшем при императрице Елизавете Санкт-Петербургской кафедры, затем «отсылает» его во времена царствования Петра I, а затем — в ссылку в Николо-Карельский монастырь (с. 93)4.
10 . Попов М.С., свящ. Арсений Мацеевич и его дело. СПб., 1912. В приложениях к своему основательному труду священник М.С. Попов дает перепечатку исторических документов, относящихся к открытию Санкт-Петербургской епархии.
11. Строев П., акад. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. СПб., 1877. Составленные Строевым списки русских иерархов и настоятелей монастырей отличаются точностью в отношении дат, так как составлялись на основании архивных данных. Поэтому приводимые Строевым данные могут быть использованы как коррективные при различных разногласиях в отношении дат.
12. «История российской иерархии, собранная Новгородской семинарии ректором и богословия учителем, Антониева монастыря архимандритом Амвросием (Орнатским)» Тт.1-6. М., 1810–1816. Труд содержит многочисленные сведения об архиереях и настоятелях монастырей, имевших отношение к Петербургской епархии.
13. Очерки истории Санкт-Петербургской епархии. СПб., 1994. Под ред. митр. Иоанна (Снычева). Вышедшие под редакцией митрополита Иоанна «Очерки» носят скорее не научный, а популярный характер. В книге отсутствует справочный материал. Издание содержит отдельные, мало связанные между собой, но весьма интересные сведения по истории С.-Петербургской епархии.
Из других монографий, имеющих отношение к истории Санкт-Петербургской епархии следует назвать следующие:
Барсов Т.В., проф. Святейший Синод в его прошлом. СПб., 1896.
Его же. Синодальные учреждения прошлого времени. СПб., 1897.
Есипов Т.В. Раскольничьи дела ХVIII столетия, извлеченные из дел Преображенского приказа и Тайных розыскных дел канцелярии. СПб., 1861.
Завьялов А. Вопрос о церковных имениях при императрице Екатерине II. СПб., 1900.
Знаменский П.В., проф. Духовные школы в России до реформы 1808 года. Казань, 1881.
Покровский И.М. Русские епархии в ХVI—XVIII веках.
Т.2. Казань, 1913.
Романченко Н. Исторический очерк Санкт-Петербургкого Сампсониевского собора. СПб., 1909.
Титлинов Б.В., проф. Гавриил Петров, митрополит Новгородский и Санкт-Петербургский. Его жизнь и деятельность в связи с церковными делами того времени. Пг., 1916.
Филиппов А.Н. Каталог членов и обер-прокуроров Святейшего Синода в XVIII веке. М., 1916.
Чистович И.А., проф. Феофан Прокопович и его время. СПб., 1868.
В качестве дополнительных материалов имеются отдельные монографии, труды и журнальные статьи по темам, в той или иной мере соприкасающимися с изучаемым вопросом (журналы: «Странник» за 1861–1875 годы, «Труды Киевской духовной академии» за 1883–1884 годы, «Христианское чтение» за 1900–1901 годы, «Православный собеседник» за 1859 и 1907 годы, «Черниговские епархиальные известия» за 1876–1877 годы, «Иркутские епархиальные ведомости» за 1872 год, «Журнал Московской Патриархии» за 1951 год).
В этой работе затрагивается лишь небольшой отрезок времени, поскольку он представляет собой вполне законченный период истории епархии. Это тот период, в течение которого епархия, ограниченная пределами нынешней Ленинградской области (без Лужского района), представляла собой рядовую епархию, все время претендовавшую на первенство среди других епархий. Этот период обособлен от следовавших за ним, а именно второго (Синодального, 1775–1917), в течение которого епархия, расширившаяся за счет объединения с Новгородской епархией (объединена была до 1892 г.), достигла этого первенства, а ее иерарх — титула митрополита и положения первенствующего члена Святейшего Синода, а также и третьего периода (с 1918 г. и доныне), в течение которого епархия выступает как одна из наиболее значительных русских епархий, находящихся под омофором Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, а иерарх ее является постоянным членом Священного Синода Русской Православной Церкви.
Территорию нынешней Санкт-Петербургской епархии первоначально населяли финские племена — чудь и воть, кроме них жили карелы и эсты. Основным их занятием была охота и рыбная ловля5. Затем с юга и востока началось проникновение в эти земли славян, преимущественно это были племена ильменских славян и кривичей. Этот процесс был мирным.
В Х веке число поселившихся славян было уже значительным, что объясняется тем, что через эту землю проходил важный торговый путь «из варяг в греки».
Первые славянские города, такие как Старая Ладога, существовавшая еще во времена Рюрика, возникали на этом пути.
Христианство на территории нынешней Санкт-Петербургской епархии как в окраинной местности распространялось медленнее, нежели в центральных областях Руси6.
Еще в XII–XIII веках существовал целый ряд священных для язычников мест и объектов: капища Перуна и Велеса на острове Валаам, камень, имевший форму лошадиного черепа на острове Коневец и священный дуб около села Рождествено.
Христианство проникало в эти места из Новгорода. Соприкасаясь с русскими, местное окраинное население не только заимствовало их обычаи, но и принимало христианство. Из Новгорода сюда присылали священников- миссионеров. Так, князь Ярослав Всеволодович Новгородский, по словам Лаврентьевой летописи, «того же лета (1227) послав крести множество корел, мало не все люди»7. Можно указать и на монашествующих как на добровольных миссионеров, просветителей этих мест.
Преподобные Сергий (ум. 1353) и Герман Валаамские8, а также пришедший сюда из новгородских пределов преподобный Арсений Коневский (ум. 1447)9, и их ученики завершали обращение ко Христу язычников-карелов.
Вся эта окраинная территория, а именно вся нынешняя Ленинградская область, часть Финляндии и Карелии, входила в состав обширнейшей Новгородской епархии.
К началу XV века вся местность была усеяна монастырями и храмами, что свидетельствует о широком распространении здесь христианства. Здесь уже построено 15 мужских монастырей:
1. Спасо-Преображенский, основанный преподобными Сергием и Германом в первой половине XIV века. Первый игумен этого монастыря Иоаким упоминается в 1478 году;
2. Рождественский Коневский, основанный преподобным Арсением около 1393 года;
3. Успенский в Старой Ладоге, упоминаемый в 1569 году;
4. Староладожский Гостинопольский Николаевский монастырь близ Ладожских погостов;
5. Застенный Георгиевский в Старой Ладоге, существовавший еще в XII веке;
6. Ивановский на Малышевой горе под Старой Ладогой;
7. Васильевский близ Старой Ладоги, известен с 1555 года;
8. Медведский Николаевский в устье Волхова, упоминаемый в 1582 году;
9. Николаевский в Гдове, существовал с 1456 года;
10. Череменецкий Иоанно-Богословский, около Луги, с 1585 года;
11. Лаликин Николаевский на острове в городе Орешек.
Известны его настоятель игумен Трифон, получивший от Новгородского архиепископа в 1573 году грамоту на владение монастырской землей, и строитель Иоаким (†1577);
12. Троицкий Зеленецкий, основанный преподобным Мартирием в 1582 году;
13. Островский Введенский (на реке Оять) упомянут в 1597 году;
14. Святотроицкий в Никольском Будновском присуде10;
15. Спасский Сяберский монастырь в Бельском присуде11;
и 5 женских:
1. Сиворицкий монастырь в Николо-Суйдовском погосте;
2. Покровский в Никольском Передольском погосте;
3. Богородичный девичий монастырь в городе Ладога;
4. Ивановский в городе Гдов;
5. Покровский в Дмитровском Городенском погосте.
Храмы существовали как в городах, так и в сельской местности. К числу наиболее древних относятся староладожские храмы во имя Святых великомученика Георгия и Священномученика Климента12. В городе Орешек (позднее Шлиссельбург, ныне Петрокрепость) основанном новгородцами в 1323 году были церкви Иоанна Предтечи и Преображения Господня.
В Копорье, построенном в 1237 году, были 2 церкви: Спасская Соборная и Рождественская на посаде.
В Яме (нынешнем Кингисеппе) были церкви Пресвятой Богородицы на Новгородской стороне и Спасская на Копорской.
В сельской местности церкви были преимущественно в погостах, становившимися не только духовными, но и культурно-экономическими центрами, к которым тяготело все окрестное население.
Храмы в сельской местности были исключительно деревянными и очень простыми по архитектуре, так называемыми «келетскими», т.е. представляли собой четырехгранный сруб-клеть, перекрытый двускатной крышей, к которому примыкала прирубная часть — алтарь13.
Из-за непрочности материала эти храмы быстро ветшали и заменялись новыми. Поэтому до нашего времени древние деревянные храмы не сохранились не только, подвергшейся шведскому разорению, нынешней Ленинградской области, но и Новгородской области. Наиболее древний деревянный храм, сохранившийся доныне, находившийся в селе Курицко Новгородского района, сейчас перемещен на территорию музея деревянного зодчества «Витославицы» в Новгороде, он относится к XVI веку. О форме древних деревянных храмов можно судить по храмам позднейших времен, сохранивших эту форму. Число сельских храмов на погостах было значительным.
Согласно переписных и окладных книг XV-XVI веков, на территории четырех — присудов Ладожского, Ореховского, Копорского и Ямского — было 35 церквей.
В Ладожском присуде находились погосты:
1. Городенский Предтеченский;
2. Ильинский на Волхове;
3. Федоровский Песоцкий;
4. Егорьевский Теребужский;
5. Малая Лопица;
6. Михайловский на Пороге;
7. Никольский;
8. Васильевский на Волхове;
9. Рождественский на Сяси.
В Ореховском присуде находились погосты:
1. Спасский Городенский (на месте Санкт-Петербурга);
2. Ивановский близ Орешка;
3. Воздвиженский Красносельский;
4. Никольский Толдежский;
5. Егорьевский Лопский;
6. Введенский Дудоровский (в районе Петергофа, впоследствии местность получила название «Дудергоф»);
7. Никольский Ижорский (церковь, по преданию, была построена на месте битвы святого благоверного князя Александра Невского со шведами);
8. Никольский Яровосельский.
В Копорском присуде находились погосты:
1. Михайловский Каргальский;
2. Ильинский Замошский;
3. Покровский Дятлинский;
4. Дмитриевский Кипеньский;
5. Богородицкий;
6. Спасский Орминский;
7. Никольский Гризневский;
8. Никольский Суйдовский;
9. Покровский Озережский;
10. Спасский Заретский;
11. Никольский Ястребинский;
12. Григорьевский Льежский (нынешние Ильеши), с церковью Николая Чудотворца;
13. Богородицкий Врудский.
В Ямском присуде были погосты:
1. Ямской Окологородний;
2. Воздвиженский Опольский;
3. Егорьевский Радчинский;
4. Егорьевский Здылецкий;
5. Петровский14.
На месте Петербурга в районе Смольного находилось русское село Спасское, в котором была церковь во имя Нерукотворенного Спаса.
Серьезный урон православию в данном крае наносили иноземные завоеватели, пытавшиеся захватить речной путь из Финского залива в Новгородскую землю. Эти стремления поощрялись римским папой, пытавшемся во что бы то ни стало подчинить себе русский народ. Буллою от 9 декабря 1237 года был объявлен крестовый поход с карательными целями, направленный на борьбу противившимися латинской пропаганде финнами, косвенно же имевший целью завоевание русских земель. Во главе шведских войск стал шведский полководец Биргер намеревавшийся сначала идти на Ладогу, а затем на Новгород. Ему противостал князь Александр Невский, 15 июля 1240 года нанесший врагу решительное поражение у устья Ижоры. Небесную помощь в этой битве святому Александру Невскому оказали святые князья Борис и Глеб, явившиеся ему накануне в сонном видении. «И виде посад един, и посреде посада стояща святыя мученика Бориса и Глеба во одеждах червленых. И рече Борис: “Брате Глебе, пойдем вскоре и поможема сроднику нашему Александру на неистовые немцы”»15.
Через 2 года, 5 апреля 1242 года Святой князь вновь разбил на Чудском озере вторгшегося с западной границы неприятеля — специально созданный для укрепления латинского господства в Прибалтике Орден меченосцев.
Эти попытки шведы продолжили в начале XVII века, пользуясь ослаблением России в Смутное время из-за польской интервенции. Они захватили южное побережье Финского залива и угрожали Новгороду. Государство было ослаблено и нуждалось в мире. Правительство царя Михаила Федоровича Романова вынуждено было заключить мир со шведами. По Столбовскому договору в начале 1617 года Швеция получила все побережье Финского залива с Орешком, Иван-городом, Ямом и Копорьем.
Положение православия в захваченных шведами местностях было чрезвычайно тяжелым. Завоеватели допускали дикие акты грабежа, осквернения святынь и истребление населения. «Честные обители и святые церкви Божии разорены и разграблены, и мощи многих святых из гробов выметены и поруганы, и колокола многих церквей вывезены в Свейское государство, и около Новгорода в Новгородском государстве литовские люди, которые служат здесь Его Королевскому Величеству, уездных людей крестьян жгут и мучат»16.
Результатом насилия со стороны шведов было исчезновение с лица земли большинства православных храмов и всех монастырей. По свидетельству современника Петра I архиепископа Холмогорского Афанасия, в этой местности уцелела «по нижнюю сторону Ивана града церковь древянная, в ней служат 2 священника с клирики, присылаютца от Новгородского архиерея, прихожане тое церкви кореляне нашего благочестия христианской веры, присуду Ивана города, прежде были за великим Государем Московским»17. Церковные здания завоеватели использовали для своих целей. Храм в Орешке был обращен в кирху, а церковь в Нарве — в богадельню18.
По свидетельству того же Афанасия, «на том же Ладожском озере был монастырь словенский с монахи, области Новгородския; ныне же ниже знамения его обретается, от шведов весь разорися, и вместо его поселены шведы пахотные дворами: понеже остров сей хлебороден и скотопажитен и житию человеческому потребен и рыбою изобилиен зело»19.
Русские массово бежали со шведской территории, в том числе и оставившие места своих подвигов монашествующие. Так, монахи Коневской обители при нашествии шведов переселились в новгородский Деревяницкий монастырь.
Почти целое столетие находились Карелия и Ингрия под властью шведов20. (При царе Алексее Михайловиче была сделана попытка вернуть обратно захваченные шведами земли. В 1665 г. Русскими были взяты Орешек, Ниеманц, Динабург и Кокенгузен, но, по мирному договору в Кордисе, эти завоевания русских снова отошли к шведам).
Лишь в 1700 году война со Швецией увенчалась успехом, и устье Невы с прилегающей территорией навсегда стало русским.
Задумав использовать эту столь важную в стратегическом и экономическом отношении местность для осуществления своей заветной мечты «в Европу прорубить окно», т.е. укрепить торговые и культурные связи с Европой, Петр решает основать в устье Невы город-крепость и перенести в него столицу государства.
Основание новому городу было положено 16 мая 1703 года, а 1 октября того же года совершено торжественное освящение21. Население нового города составилось из пришлых людей, переселенных Петром I со всех концов России преимущественно в принудительном порядке.
Сделав новый город столицей, Петр переселяет сюда придворных, чиновников, военных, купцов, ремесленников и большое количество рабочих, занятых на земляных и строительных работах. Все это были православные русские люди, которые имели религиозные запросы и требовали духовного окормления.
Примечания
- Голубинский Е.Е., проф. История Русской Церкви. Репр. изд. Т. 1. М., 1997. С. XXI. ↩
- См. Рункевич С.Г. Александро-Невская лавра. СПб., 1997. С. 421. ↩
- Описание документов и дел, хранящихся в архиве Святейшего Правительствующего Синода. Т.12. СПб., 1902. С. 656. ↩
- См. Рункевич С.Г. Александро-Невская лавра. С. 423. ↩
- Голубинский Е.Е., проф. История Русской Церкви. Т.1. С.210. ↩
- «Владимиром крещены были в области Новгородской только весьма немногие города: Новгород, Псков и Ладога, но вся остальная сельско-деревенская земля представлена была будущему времени» (Голубинский Е.Е., проф. История Русской Церкви. Т.1. С.209-210). ↩
- Голубинский Е.Е., проф. История Русской Церкви. Т.1. С.210. ↩
- Встречающаяся в житии преп. Авраамия Ростовского версия о начале иноческой жизни на Валааме в XI в., согласно которой время жизни прпп. Валаамских Сергия и Германа относится к Х в., исторически недостоверна, так как базируется на сказании о посещении ап. Андреем Первозванным Новгородских пределов. ↩
- Полный Православный богословский энциклопедический словарь. Репр. изд. СПб.; М., 1992. Т.2. С. 2045. Т.1. С. 229. ↩
- Новгородская область, кроме деления на пятины и погосты, делилась еще на присуды, или уезды, которые отчасти соответствовали уездам в других частях России, отчасти представляли обширную область, подчиненную главному начальству новгородского наместника (Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. В 82 осн. и 4 доп.тт., Т.49, СПб., 1898. С. 259). ↩
- Строев П., акад. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. СПб., 1877. С. 269-286. ↩
- Епископ Новгородский Нифонт (1129-1156) «церковь созда камяну (т.е. построил каменную. — А.П.), другую в Ладозе святого Климента». Голубинский Е.Е., проф. История Русской Церкви. Т. 1. С. 674. ↩
- Все древние храмы имели преимущественно эту форму. Петухов Н., свящ. Троицкая Чижовская церковь. ЖМП. №11. 1952. С. 65-66. ↩
- Архангельский М., свящ. История Православной Церкви в пределах нынешней Санкт-Петербургской епархии. СПб., 1871. С. 10-11. ↩
- Памятники древнерусской церковной учительной литературы. Вып. II. СПб., 1896. C. 55-58. ↩
- Лыжин Н.П. Столбовский договор и переговоры? ему предшествовавшие. СПб, 1857. C. 84. ↩
- Верюжский В. Афанасий, архиепископ Холмогорский, его жизнь и труды в связи с историей Холмогорской епархии за 20 лет ее существования и вообще Русской Церкви в конце XVIIв. СПб., 1908. С. 659. ↩
- Архангельский М., свящ. История Православной Церкви… С. 26. ↩
- Верюжский В. Афанасий, архиепископ Холмогорский… С. 657. ↩
- При царе Алексее Михайловиче была сделана попытка вернуть захваченные шведами земли. В 1665 году русскими были взяты Орешек, Ниеманц, Динабург и Кокенгузен, но, по мирному договору в Кордисе, эти завоевания русских снова отошли к шведам. ↩
- Архангельский М., свящ. История Православной Церкви… С. 41-42. ↩