mospat.ru
Опубликовано в журнале "Церковь и время" № 56


Протоиерей Александр Паничкин

К истории Санкт-Петербургской епархии

Цель данной статьи — историческое исследование начального периода существования Санкт-Петербургской епархии, являющейся одной из самых значительных епархий, входящих в состав Московского Патриархата.

Административный центр ее — Санкт-Петербург — занимает не последнее место и в истории Русской Православной Церкви, так как этот город на протяжении двух столетий был местопребыванием высшей церковной власти — Святейшего Синода.

Прежде чем начать исследование истории создания Санкт-Петербургской епархии, хотелось бы обратиться к событиям предшествовавшим этому, так как они наложили значительный отпечаток на изучаемый исторический период и являются весьма важными для понимания исторического развития православия в данном крае.

Крупнейший историк нашей отечественной Церкви Е. Е. Голубинский говорит о трех периодах истории Русской Церкви: Киевском, Московском и Петербургском1. Не случайно он дает наименование Петербургского всему Синодальному периоду, так как Петербург в течение всего этого времени был тем центром, из которого по всей стране тянулись нити не только политического, но и церковно-административного руководства. С Петербургом связана жизнь всех наиболее выдающихся иерархов Русской Православной Церкви, которые или получали здесь духовное образование, или проходили служение в качестве проповедников, наставников и преподавателей Невской семинарии, а впоследствии Академии, или же были викариями или правящими архиереями.

Автор этих строк предпринял попытку в своей кандидатской диссертации «История Санкт-Петербургской епархии до 1775 года» осветить период, предшествовавший ее образованию, и начальный период ее существования до объединения с Новгородской епархией.

По данной теме существуют только сборники различных документов: государственных законодательных актов, императорских указов, постановлений Святейшего Правительствующего Синода, отдельные, не описанные и не изданные документы, хранящиеся в фондах Российского Государственного исторического архива, в фондах Центрального Исторического архива Санкт-Петербурга (архив Духовной консистории), отдельные монографии, касающиеся различных разделов церковной жизни России XVIII века, а также статьи в церковных журналах, в основном второй половины XIX века, о деятелях Церкви и о жизни Санкт-Петербургской епархии.

Материалы, проливающие свет на историю христианства в петербургском крае, есть в фондах Российского государственного исторического архива (фонд № 796, Архив канцелярии Святейшего Синода, 205 описей по годам, а также по журналам и протоколам Синода; фонд № 797, Архив канцелярии оберпрокурора Святейшего Синода, опись № 97, Именные высочайшие указы; фонд № 802, Учебный комитет; фонд № 803, Училищный совет; фонд № 814, Архив Святейшего Синода; фонд № 815, Александро-Невская лавра), а также в фондах Центрального государственного исторического архива Санкт-Петербурга (фонд № 19, описи №1, 2 и 3; Архив Санкт-Петербургской духовной консистории).

1. Многотомное «Полное собрание законов Российской Империи» (СПб., 1830) также содержит законодательные акты имеющие, отношение к истории Русской Церкви вообще и Петербургской епархии в частности.
2. «Полное собрание постановлений и распоряжений по Ведомству Православного исповедания Российской Империи» (СПб.–Пг., 1869–1916) содержит императорские указы Святейшему Синоду, касающиеся жизни Церкви, и представляет собой также многотомное издание, собранное по годам царствования российских монархов.
3. Многотомное и не завершенное в связи с революцией издание «Описание документов и дел, хранящихся в архиве Святейшего Правительствующего Синода» (СПб.–Пг. 1878–1916) содержит систематизированные описания дел Синодального архива, также имеющих отношение к Петербургской епархии. Следует сказать, что из задуманных 50 томов многие не были выпущены. Профессор П.А.Зайончковский в своем «Справочнике по истории дореволюционной России» (М., 1978) указывает 22-й, 23-й и 28-й тома как неизданные, однако 22-й и 23-й тома есть в фондах Российский национальной библиотеки в Петербурге, а 28-й том — в библиотеке Санкт-Петербургской духовной академии. Кроме того, не были выпущены следующие тома: 13-й; 17-й; 24–25-й; 27-й; 29–30-й; 33-й; 35–38-й; 40–49-й, т.е. всего 21 том.
4. Посвященный этому важному вопросу коллективный труд (свящ. М. Архангельский, свящ. Опатович и др.): «Историко-статистические сведения о Санкт-Петербургской епархии» (издание Санкт-Петербургского историко-статистического комитета, СПб., 1869–1885) обнимает собою историю епархии, начиная со времен Петра I и заканчивания правлением митрополита Исидора. Труд этот вышел в 10 выпусках, каждый выпуск состоит из 2 частей. В первой части излагаются общие исторические данные, вторая часть состоит из отдельных историко-статистических описаний соборов, монастырей, приходских церквей. Материал большого объема представлен разрозненно, в отрыве одной части от другой, причем, первая часть страдает краткостью, а вторая — излишними мелкими подробностями.

Труд этот имеет целый ряд существенных недостатков:
— Авторы использовали исключительно архивные материалы Петербургской духовной консистории, не затронув материалы Синодального архива, результатом чего стала узость рамок этого труда, рассматривающего к тому же историю епархии обособленно от всей русской церковной истории.
— Периодизация всего труда произведена авторами по принципу «правление того или иного епископа» (к тому же отдельные главы принадлежат разным авторам), а так как правление каждого не отличалось ни продолжительностью, ни специфичностью, то периодизация носит искусственный характер. Характеристика отдельных периодов отличается недостаточной полнотой. Так, правление преосвященного Феодосия определяется лишь указами, полученными в его правление Консисторией от Синода.
— Отдельные черты жизни епархии отражены схематично. Так, при описании быта духовенства изобилует описание явлений отрицательного характера. Отсутствуют примеры служения положительно зарекомендовавшегo себя приходского духовенства, священнослужителей, проявивших себя добрыми пастырями, а такие, несомненно, были.
— Констатируются лишь отдельные факты и при этом отсутствуют общие выводы и заключения.
— Труд содержит в себе целый ряд недоделок и неточностей. Так, автор, занимавшийся историей преосвященного Никодима, не потрудился исследовать его биографию до конца и просто говорит, что сведения о последних днях и кончине епископа Никодима отсутствуют2. Он называет его ошибочно архимандритом Святогорского, а не Снетогорского монастыря. Ошибочно приводится дата его вызова в Петербург.
5. «Собрание постановлений по части раскола, состоявшихся по ведомству Святейшего Синода» (СПб., 1860). Содержит ряд документов касающихся истории раскола на территории Санкт-Петербургской епархии.
6. Михаил Архангельский, свящ. «История Православной церкви в пределах нынешней Санкт-Петербургской епархии» (СПб., 1871). Труд одного из Санкт-Петербургских пастырей, жившего во второй половине XIX века и довольно основательно изучившего период, предшествовавший исследуемому, дает материалы для изучения истории этого периода перед открытием Петербургской епархии.
Труд этот, как и «Историко-статистические сведения», имеет тот недостаток, что рассматривает историю епархии вне связи с общей историей Русской Церкви и не делает определенных выводов. В труде встречаются ошибки и неточности. Так архимандрит Никодим (Сребницкий) назван первым судьей Санкт-Петербургского духовного правления, в то время как фактически первым был архимандрит Костромского монастыря Иов3. Никодим назван также архимандритом Святогорского монастыря, тогда как на самом деле он был настоятелем Снетогорского монастыря; эту же ошибку автор монографии повторяет и в своей статье «Преосвященный Никодим —первый епископ Санкт-Петербургский и Шлиссельбургский», опубликованной в журнале «Странник» за 1868 год (Т.1, январь. С.11). Неверно приведена и дата его вызова в Петербург. К сожалению и современный автор священник Владислав Кумыш в своей статье «Открытие Санкт-Петербургской епархии и ее первый архиерей митрополит (ошибка. — А.П.) Никодим (Сребницкий)» в журнале «Церковный вестник» (ежемесячное издание Санкт-Петербургской епархии) на с. 37 повторил ту же неточность.
7. Рункевич С.Г. Александро-Невская лавра. (1713–1913), СПб., 1913.
Книга Рункевича является капитальным трудом, касающимся истории Александро-Невской лавры. Автором были использованы не только материалы архива лавры, но Синодального и других архивов. Приводимые им даты и сведения точны. По разрабатываемому им вопросу Рункевич дает исчерпывающие сведения.
8. Чистович И.А., проф. История Санкт-Петербургской Духовной Академии. СПб, 1857. Труд профессора Чистовича страдает узостью освещения исследуемого вопроса. Читая описание им Петербургской семинарии, нельзя представить себе общей постановки дела духовного просвещения в России, нельзя уяснить себе и того, что же в Невской семинарии было типичным явлением и чем она, столичная, отличалась от других семинарий. Неудачна периодизация истории семинарии — она базируется на датах официальных указов, присваивавших учебному заведению то или иное наименование, но не на тех рубежах, на которых основана действительная перемена в постановке учебной работы. Чистович механически перечисляет ректоров, префектов и учителей, но не отличает лиц, чем-либо отличившихся. Труд страдает схематичностью. Так, Чистович ограничивается простым перечнем наименований классов, но не поясняет, какие науки изучались в каждом из них.
9. Четыркин Ф.В. Минувшие судьбы Петербургского края. Изд. Сойкина., СПб., 1903. Труд Четыркина является не научным исследованием, а популярным изданием, рассчитанным на массового читателя. Он изобилует грубыми ошибками, из которых самое неприятное — смешение двух исторических личностей: архиепископа Новгородского Феодосия (Яновского, †1726) и архиепископа Санкт-Петербургского Феодосия (Янковского, 1745-50), основанная на тождестве имен и созвучии фамилий (с. 87). Четыркин пишет о Феодосии (Янковском) достигшем при императрице Елизавете Санкт-Петербургской кафедры, затем «отсылает» его во времена царствования Петра I, а затем — в ссылку в Николо-Карельский монастырь (с. 93)4.
10 . Попов М.С., свящ. Арсений Мацеевич и его дело. СПб., 1912. В приложениях к своему основательному труду священник М.С. Попов дает перепечатку исторических документов, относящихся к открытию Санкт-Петербургской епархии.
11. Строев П., акад. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. СПб., 1877. Составленные Строевым списки русских иерархов и настоятелей монастырей отличаются точностью в отношении дат, так как составлялись на основании архивных данных. Поэтому приводимые Строевым данные могут быть использованы как коррективные при различных разногласиях в отношении дат.
12. «История российской иерархии, собранная Новгородской семинарии ректором и богословия учителем, Антониева монастыря архимандритом Амвросием (Орнатским)» Тт.1-6. М., 1810–1816. Труд содержит многочисленные сведения об архиереях и настоятелях монастырей, имевших отношение к Петербургской епархии.
13. Очерки истории Санкт-Петербургской епархии. СПб., 1994. Под ред. митр. Иоанна (Снычева). Вышедшие под редакцией митрополита Иоанна «Очерки» носят скорее не научный, а популярный характер. В книге отсутствует справочный материал. Издание содержит отдельные, мало связанные между собой, но весьма интересные сведения по истории С.-Петербургской епархии.

Из других монографий, имеющих отношение к истории Санкт-Петербургской епархии следует назвать следующие:
Барсов Т.В., проф. Святейший Синод в его прошлом. СПб., 1896.
Его же. Синодальные учреждения прошлого времени. СПб., 1897.
Есипов Т.В. Раскольничьи дела ХVIII столетия, извлеченные из дел Преображенского приказа и Тайных розыскных дел канцелярии. СПб., 1861.
Завьялов А. Вопрос о церковных имениях при императрице Екатерине II. СПб., 1900.
Знаменский П.В., проф. Духовные школы в России до реформы 1808 года. Казань, 1881.
Покровский И.М. Русские епархии в ХVI—XVIII веках.
Т.2. Казань, 1913.
Романченко Н. Исторический очерк Санкт-Петербургкого Сампсониевского собора. СПб., 1909.
Титлинов Б.В., проф. Гавриил Петров, митрополит Новгородский и Санкт-Петербургский. Его жизнь и деятельность в связи с церковными делами того времени. Пг., 1916.
Филиппов А.Н. Каталог членов и обер-прокуроров Святейшего Синода в XVIII веке. М., 1916.
Чистович И.А., проф. Феофан Прокопович и его время. СПб., 1868.

В качестве дополнительных материалов имеются отдельные монографии, труды и журнальные статьи по темам, в той или иной мере соприкасающимися с изучаемым вопросом (журналы: «Странник» за 1861–1875 годы, «Труды Киевской духовной академии» за 1883–1884 годы, «Христианское чтение» за 1900–1901 годы, «Православный собеседник» за 1859 и 1907 годы, «Черниговские епархиальные известия» за 1876–1877 годы, «Иркутские епархиальные ведомости» за 1872 год, «Журнал Московской Патриархии» за 1951 год).

В этой работе затрагивается лишь небольшой отрезок времени, поскольку он представляет собой вполне законченный период истории епархии. Это тот период, в течение которого епархия, ограниченная пределами нынешней Ленинградской области (без Лужского района), представляла собой рядовую епархию, все время претендовавшую на первенство среди других епархий. Этот период обособлен от следовавших за ним, а именно второго (Синодального, 1775–1917), в течение которого епархия, расширившаяся за счет объединения с Новгородской епархией (объединена была до 1892 г.), достигла этого первенства, а ее иерарх — титула митрополита и положения первенствующего члена Святейшего Синода, а также и третьего периода (с 1918 г. и доныне), в течение которого епархия выступает как одна из наиболее значительных русских епархий, находящихся под омофором Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, а иерарх ее является постоянным членом Священного Синода Русской Православной Церкви.

Территорию нынешней Санкт-Петербургской епархии первоначально населяли финские племена — чудь и воть, кроме них жили карелы и эсты. Основным их занятием была охота и рыбная ловля5. Затем с юга и востока началось проникновение в эти земли славян, преимущественно это были племена ильменских славян и кривичей. Этот процесс был мирным.

В Х веке число поселившихся славян было уже значительным, что объясняется тем, что через эту землю проходил важный торговый путь «из варяг в греки».

Первые славянские города, такие как Старая Ладога, существовавшая еще во времена Рюрика, возникали на этом пути.

Христианство на территории нынешней Санкт-Петербургской епархии как в окраинной местности распространялось медленнее, нежели в центральных областях Руси6.

Еще в XII–XIII веках существовал целый ряд священных для язычников мест и объектов: капища Перуна и Велеса на острове Валаам, камень, имевший форму лошадиного черепа на острове Коневец и священный дуб около села Рождествено.

Христианство проникало в эти места из Новгорода. Соприкасаясь с русскими, местное окраинное население не только заимствовало их обычаи, но и принимало христианство. Из Новгорода сюда присылали священников- миссионеров. Так, князь Ярослав Всеволодович Новгородский, по словам Лаврентьевой летописи, «того же лета (1227) послав крести множество корел, мало не все люди»7. Можно указать и на монашествующих как на добровольных миссионеров, просветителей этих мест.

Преподобные Сергий (ум. 1353) и Герман Валаамские8, а также пришедший сюда из новгородских пределов преподобный Арсений Коневский (ум. 1447)9, и их ученики завершали обращение ко Христу язычников-карелов.

Вся эта окраинная территория, а именно вся нынешняя Ленинградская область, часть Финляндии и Карелии, входила в состав обширнейшей Новгородской епархии.

К началу XV века вся местность была усеяна монастырями и храмами, что свидетельствует о широком распространении здесь христианства. Здесь уже построено 15 мужских монастырей:

1. Спасо-Преображенский, основанный преподобными Сергием и Германом в первой половине XIV века. Первый игумен этого монастыря Иоаким упоминается в 1478 году;
2. Рождественский Коневский, основанный преподобным Арсением около 1393 года;
3. Успенский в Старой Ладоге, упоминаемый в 1569 году;
4. Староладожский Гостинопольский Николаевский монастырь близ Ладожских погостов;
5. Застенный Георгиевский в Старой Ладоге, существовавший еще в XII веке;
6. Ивановский на Малышевой горе под Старой Ладогой;
7. Васильевский близ Старой Ладоги, известен с 1555 года;
8. Медведский Николаевский в устье Волхова, упоминаемый в 1582 году;
9. Николаевский в Гдове, существовал с 1456 года;
10. Череменецкий Иоанно-Богословский, около Луги, с 1585 года;
11. Лаликин Николаевский на острове в городе Орешек.
Известны его настоятель игумен Трифон, получивший от Новгородского архиепископа в 1573 году грамоту на владение монастырской землей, и строитель Иоаким (†1577);
12. Троицкий Зеленецкий, основанный преподобным Мартирием в 1582 году;
13. Островский Введенский (на реке Оять) упомянут в 1597 году;
14. Святотроицкий в Никольском Будновском присуде10;
15. Спасский Сяберский монастырь в Бельском присуде11;

и 5 женских:

1. Сиворицкий монастырь в Николо-Суйдовском погосте;
2. Покровский в Никольском Передольском погосте;
3. Богородичный девичий монастырь в городе Ладога;
4. Ивановский в городе Гдов;
5. Покровский в Дмитровском Городенском погосте.

Храмы существовали как в городах, так и в сельской местности. К числу наиболее древних относятся староладожские храмы во имя Святых великомученика Георгия и Священномученика Климента12. В городе Орешек (позднее Шлиссельбург, ныне Петрокрепость) основанном новгородцами в 1323 году были церкви Иоанна Предтечи и Преображения Господня.
В Копорье, построенном в 1237 году, были 2 церкви: Спасская Соборная и Рождественская на посаде.
В Яме (нынешнем Кингисеппе) были церкви Пресвятой Богородицы на Новгородской стороне и Спасская на Копорской.

В сельской местности церкви были преимущественно в погостах, становившимися не только духовными, но и культурно-экономическими центрами, к которым тяготело все окрестное население.

Храмы в сельской местности были исключительно деревянными и очень простыми по архитектуре, так называемыми «келетскими», т.е. представляли собой четырехгранный сруб-клеть, перекрытый двускатной крышей, к которому примыкала прирубная часть — алтарь13.
Из-за непрочности материала эти храмы быстро ветшали и заменялись новыми. Поэтому до нашего времени древние деревянные храмы не сохранились не только, подвергшейся шведскому разорению, нынешней Ленинградской области, но и Новгородской области. Наиболее древний деревянный храм, сохранившийся доныне, находившийся в селе Курицко Новгородского района, сейчас перемещен на территорию музея деревянного зодчества «Витославицы» в Новгороде, он относится к XVI веку. О форме древних деревянных храмов можно судить по храмам позднейших времен, сохранивших эту форму. Число сельских храмов на погостах было значительным.

Согласно переписных и окладных книг XV-XVI веков, на территории четырех — присудов Ладожского, Ореховского, Копорского и Ямского — было 35 церквей.

В Ладожском присуде находились погосты:

1. Городенский Предтеченский;
2. Ильинский на Волхове;
3. Федоровский Песоцкий;
4. Егорьевский Теребужский;
5. Малая Лопица;
6. Михайловский на Пороге;
7. Никольский;
8. Васильевский на Волхове;
9. Рождественский на Сяси.
В Ореховском присуде находились погосты:
1. Спасский Городенский (на месте Санкт-Петербурга);
2. Ивановский близ Орешка;
3. Воздвиженский Красносельский;
4. Никольский Толдежский;
5. Егорьевский Лопский;
6. Введенский Дудоровский (в районе Петергофа, впоследствии местность получила название «Дудергоф»);
7. Никольский Ижорский (церковь, по преданию, была построена на месте битвы святого благоверного князя Александра Невского со шведами);
8. Никольский Яровосельский.

В Копорском присуде находились погосты:

1. Михайловский Каргальский;
2. Ильинский Замошский;
3. Покровский Дятлинский;
4. Дмитриевский Кипеньский;
5. Богородицкий;
6. Спасский Орминский;
7. Никольский Гризневский;
8. Никольский Суйдовский;
9. Покровский Озережский;
10. Спасский Заретский;
11. Никольский Ястребинский;
12. Григорьевский Льежский (нынешние Ильеши), с церковью Николая Чудотворца;
13. Богородицкий Врудский.

В Ямском присуде были погосты:

1. Ямской Окологородний;
2. Воздвиженский Опольский;
3. Егорьевский Радчинский;
4. Егорьевский Здылецкий;
5. Петровский14.

На месте Петербурга в районе Смольного находилось русское село Спасское, в котором была церковь во имя Нерукотворенного Спаса.

Серьезный урон православию в данном крае наносили иноземные завоеватели, пытавшиеся захватить речной путь из Финского залива в Новгородскую землю. Эти стремления поощрялись римским папой, пытавшемся во что бы то ни стало подчинить себе русский народ. Буллою от 9 декабря 1237 года был объявлен крестовый поход с карательными целями, направленный на борьбу противившимися латинской пропаганде финнами, косвенно же имевший целью завоевание русских земель. Во главе шведских войск стал шведский полководец Биргер намеревавшийся сначала идти на Ладогу, а затем на Новгород. Ему противостал князь Александр Невский, 15 июля 1240 года нанесший врагу решительное поражение у устья Ижоры. Небесную помощь в этой битве святому Александру Невскому оказали святые князья Борис и Глеб, явившиеся ему накануне в сонном видении. «И виде посад един, и посреде посада стояща святыя мученика Бориса и Глеба во одеждах червленых. И рече Борис: “Брате Глебе, пойдем вскоре и поможема сроднику нашему Александру на неистовые немцы”»15.

Через 2 года, 5 апреля 1242 года Святой князь вновь разбил на Чудском озере вторгшегося с западной границы неприятеля — специально созданный для укрепления латинского господства в Прибалтике Орден меченосцев.

Эти попытки шведы продолжили в начале XVII века, пользуясь ослаблением России в Смутное время из-за польской интервенции. Они захватили южное побережье Финского залива и угрожали Новгороду. Государство было ослаблено и нуждалось в мире. Правительство царя Михаила Федоровича Романова вынуждено было заключить мир со шведами. По Столбовскому договору в начале 1617 года Швеция получила все побережье Финского залива с Орешком, Иван-городом, Ямом и Копорьем.

Положение православия в захваченных шведами местностях было чрезвычайно тяжелым. Завоеватели допускали дикие акты грабежа, осквернения святынь и истребление населения. «Честные обители и святые церкви Божии разорены и разграблены, и мощи многих святых из гробов выметены и поруганы, и колокола многих церквей вывезены в Свейское государство, и около Новгорода в Новгородском государстве литовские люди, которые служат здесь Его Королевскому Величеству, уездных людей крестьян жгут и мучат»16.

Результатом насилия со стороны шведов было исчезновение с лица земли большинства православных храмов и всех монастырей. По свидетельству современника Петра I архиепископа Холмогорского Афанасия, в этой местности уцелела «по нижнюю сторону Ивана града церковь древянная, в ней служат 2 священника с клирики, присылаютца от Новгородского архиерея, прихожане тое церкви кореляне нашего благочестия христианской веры, присуду Ивана города, прежде были за великим Государем Московским»17. Церковные здания завоеватели использовали для своих целей. Храм в Орешке был обращен в кирху, а церковь в Нарве — в богадельню18.

По свидетельству того же Афанасия, «на том же Ладожском озере был монастырь словенский с монахи, области Новгородския; ныне же ниже знамения его обретается, от шведов весь разорися, и вместо его поселены шведы пахотные дворами: понеже остров сей хлебороден и скотопажитен и житию человеческому потребен и рыбою изобилиен зело»19.

Русские массово бежали со шведской территории, в том числе и оставившие места своих подвигов монашествующие. Так, монахи Коневской обители при нашествии шведов переселились в новгородский Деревяницкий монастырь.

Почти целое столетие находились Карелия и Ингрия под властью шведов20. (При царе Алексее Михайловиче была сделана попытка вернуть обратно захваченные шведами земли. В 1665 г. Русскими были взяты Орешек, Ниеманц, Динабург и Кокенгузен, но, по мирному договору в Кордисе, эти завоевания русских снова отошли к шведам).

Лишь в 1700 году война со Швецией увенчалась успехом, и устье Невы с прилегающей территорией навсегда стало русским.

Задумав использовать эту столь важную в стратегическом и экономическом отношении местность для осуществления своей заветной мечты «в Европу прорубить окно», т.е. укрепить торговые и культурные связи с Европой, Петр решает основать в устье Невы город-крепость и перенести в него столицу государства.

Основание новому городу было положено 16 мая 1703 года, а 1 октября того же года совершено торжественное освящение21. Население нового города составилось из пришлых людей, переселенных Петром I со всех концов России преимущественно в принудительном порядке.

Сделав новый город столицей, Петр переселяет сюда придворных, чиновников, военных, купцов, ремесленников и большое количество рабочих, занятых на земляных и строительных работах. Все это были православные русские люди, которые имели религиозные запросы и требовали духовного окормления.

Примечания

  1. Голубинский Е.Е., проф. История Русской Церкви. Репр. изд. Т. 1. М., 1997. С. XXI.
  2. См. Рункевич С.Г. Александро-Невская лавра. СПб., 1997. С. 421.
  3. Описание документов и дел, хранящихся в архиве Святейшего Правительствующего Синода. Т.12. СПб., 1902. С. 656.
  4. См. Рункевич С.Г. Александро-Невская лавра. С. 423.
  5. Голубинский Е.Е., проф. История Русской Церкви. Т.1. С.210.
  6. «Владимиром крещены были в области Новгородской только весьма немногие города: Новгород, Псков и Ладога, но вся остальная сельско-деревенская земля представлена была будущему времени» (Голубинский Е.Е., проф. История Русской Церкви. Т.1. С.209-210).
  7. Голубинский Е.Е., проф. История Русской Церкви. Т.1. С.210.
  8. Встречающаяся в житии преп. Авраамия Ростовского версия о начале иноческой жизни на Валааме в XI в., согласно которой время жизни прпп. Валаамских Сергия и Германа относится к Х в., исторически недостоверна, так как базируется на сказании о посещении ап. Андреем Первозванным Новгородских пределов.
  9. Полный Православный богословский энциклопедический словарь. Репр. изд. СПб.; М., 1992. Т.2. С. 2045. Т.1. С. 229.
  10. Новгородская область, кроме деления на пятины и погосты, делилась еще на присуды, или уезды, которые отчасти соответствовали уездам в других частях России, отчасти представляли обширную область, подчиненную главному начальству новгородского наместника (Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. В 82 осн. и 4 доп.тт., Т.49, СПб., 1898. С. 259).
  11. Строев П., акад. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. СПб., 1877. С. 269-286.
  12. Епископ Новгородский Нифонт (1129-1156) «церковь созда камяну (т.е. построил каменную. — А.П.), другую в Ладозе святого Климента». Голубинский Е.Е., проф. История Русской Церкви. Т. 1. С. 674.
  13. Все древние храмы имели преимущественно эту форму. Петухов Н., свящ. Троицкая Чижовская церковь. ЖМП. №11. 1952. С. 65-66.
  14. Архангельский М., свящ. История Православной Церкви в пределах нынешней Санкт-Петербургской епархии. СПб., 1871. С. 10-11.
  15. Памятники древнерусской церковной учительной литературы. Вып. II. СПб., 1896. C. 55-58.
  16. Лыжин Н.П. Столбовский договор и переговоры? ему предшествовавшие. СПб, 1857. C. 84.
  17. Верюжский В. Афанасий, архиепископ Холмогорский, его жизнь и труды в связи с историей Холмогорской епархии за 20 лет ее существования и вообще Русской Церкви в конце XVIIв. СПб., 1908. С. 659.
  18. Архангельский М., свящ. История Православной Церкви… С. 26.
  19. Верюжский В. Афанасий, архиепископ Холмогорский… С. 657.
  20. При царе Алексее Михайловиче была сделана попытка вернуть захваченные шведами земли. В 1665 году русскими были взяты Орешек, Ниеманц, Динабург и Кокенгузен, но, по мирному договору в Кордисе, эти завоевания русских снова отошли к шведам.
  21. Архангельский М., свящ. История Православной Церкви… С. 41-42.