Протоиерей Александр Паничкин
Церковь в годы правления императрицы Елизаветы Петровны
стремление части иерархов восстановить каноническую форму правления в Русской Церкви
При вступлении на престол Елизаветы Петровны в состав Святейшего Синода входили 5 архиереев: Амвросий (Юшкевич) — первенствующий член Синода, архиепископ Новгородский; Арсений (Мацеевич), митрополит Ростовский; Стефан (Калиновский), епископ Псковский; Симеон (Тихомиров), епископ Суздальский и Митрофан (Слотвинский), епископ Тверской.
Амвросий (Юшкевич), архиепископ Новгородский, был родом из Малороссии. В 1723 году он окончил Киевскую академию и позже преподавал в ней. В 1732-1734 годах был архимандритом Свято-Духовского Виленского монастыря, в 1734м назначен архимандритом Московского Симонова монастыря и членом Святейшего Синода1. 2 февраля 1736 года архимандрит Амвросий был хиротонисан во епископа Вологодского, но, будучи членом Синода, проживал в Петербурге2. 29 мая 1736 года он был переведен на Новгородскую кафедру и стал первенствующим членом Синода. В 1740 году Анна Леопольдовна по низложении Борона объявила себя правительницей при сыне, младенце-императоре Иоанне VI. Плохо ориентировавшаяся в церковных делах, управление Церковью она всецело возложила на архиепископа Амвросия. Так как должность обер-прокурора была в то время вакантной, он сам докладывал дела правительнице, которая советовалась с ним и по светским делам, даже по таким важным, как о наследовании престола3. По своей честности и непринадлежности к какой-нибудь из дворцовых партий он не только не пострадал при происшедшем в 1741 году дворцовом перевороте, но, удержавшись на своем месте, сумел приобрести влияние на императрицу Елизавету Петровну. При ней архиепископ Амвросий так же часто бывал при дворе, принимал деятельное участие в подготовке предстоящей коронации и, как и ранее, печаловался за невинных узников. (Так, при Анне Леопольдовне он содействовал освобождению епископа Феофилакта Тверского)4. Архиепископ Амвросий подбирал себе деятельных и честных сотрудников. Одним из них был выдвинутый им на епископскую кафедру Арсений Мацеевич, ставший главным инициатором реформ церковного управления. Архиепископ Амвросий скончался 17 мая 1745 года в Петербурге и погребен в Новгородском Антониевом монастыре.
Арсений (в миру Александр Мацеевич) родился в 1696 году в городе Владимире на Волыни в семье униатского священника. Первоначальное образование он получил в униатских школах Владимира и Львова. В 1715 году он порвал с унией и поступил в Киевскую академию, а через год принял монашеский постриг. По окончании Академии в 1726 году он в сане иеромонаха состоял в должности проповедника при Черниговской кафедре, а затем по вызову Тобольского митрополита Антония (Стаховского) перешел в Тобольскую епархию, где стал проповедником и экзаменатором ставленников. В 1734—1736 годах он исполнял должность судового священника в экспедиции лейтенанта С.В. Муравьева, снаряженной с целью изучения устья Оби. По поводу объявления одним из участников экспедиции «слова и дела» против ее начальника, иеромонах Арсений в числе других свидетелей был арестован и отправлен в Петербург, где следствие установило его полную невиновность и непричастность к делу. По выходе на свободу он был в 1737 году прикомандирован к Синоду для производства экзаменов и обучения ставленников. Здесь он имел дело преимущественно со ставленниками для Петербурга и окрестностей и успел познакомиться с печальным положением дел в этой области. В 1738 году Арсений был назначен законоучителем Кадетского корпуса. Успешным прохождением этих должностей иеромонах Арсений обратил на себя внимание члена Синода, Новгородского архиепископа Амвросия, и тот стал давать ему ответственные поручения (увещание отступников от Православия, исправление службы на день Полтавской победы), а в 1740 году выдвинул его на Тобольскую кафедру. Он был рукоположен во епископа 15 марта 1740 года архиепископом Амвросием и епископом Псковским Стефаном (Калиновским).
Лично знакомый с Елизаветой Петровной, митрополит Арсений после ее воцарения становится членом Святейшего Синода. 28 мая 1742 года он был переведен на Ростовскую кафедру. Воспитанный в духе римско-католической школы, Арсений был приверженцем идеи самостоятельности Церкви и протестовал против полного подчинения ее светской власти. Он был строгим канонистом. Синодальная система, епархии, управляемые не епископоми, а полумирскими учреждениями, он не мог примирить со своей совестью. Всю жизнь он был ярым приверженцем принципа неотчуждаемости от Церкви имений, за что впоследствии и пострадал. В апреле 1763 года Арсений был за «предерзостные представления» в Синод относительно отнятия церковных имений лишен сана и сослан в Николаевский Карельский монастырь Архангельской епархии. В 1768 году он за противоправительственные разговоры с монахами был отправлен в одиночное заключение в Ревельскую крепость, где и умер 28 февраля 1772 года.
В начале елизаветинского царствования его убеждения принимались в высших кругах благосклонно, он стал одним из ближайших советников императрицы по церковным делам и обретал все большее влияние на ход этих дел. Во всех начинаниях Арсений преследует лишь цели, идущие на благо Церкви5.
Первые шаги, сделанные архиепископом Амвросием и митрополитом Арсением в отношении церковной реформы, выразившиеся в подаче императрице 15 апреля 1742 года доклада о «благочинии церковном», имели далекую перспективу. Темой этого доклада явился разбор 9-го члена Символа веры и пространное рассуждение о Церкви, а также и епископах как о преемниках апостольских. Синодальная форма управления подвергается в этом докладе самой жестокой критике:
Тот Синод верстается с ветхозаветным церкви иерусалимской синодом, или синедрионом, а попросту растолковавши, что есть ветхозаветной церкви Синод, точно синагога жидовская, которая после Христа распяла, и в Новом Завете Церкви Христовой отнюдь не потребна, понеже Христос, или уже довольно показашеся, не по ветхозаконному, как священство, так и чиноположение священства и духовного правления в Церкви своей Апостольской сделал и утвердил? Вторая причина: образец Синода — Ареопаг в Афинах, гражданский суд, который и духовному отнюдь не приличествует, разве апробировать мнение протестантское, которые, священства не име- ючи, между священными и несвященными, между духовными и мирскими разни не делают, и по всему видеть, что тот автор, который трудился в сочинении оного Духовного Регламента, не иного был духа, только разве протестантского или чуть еще не горшего, понеже не стыдился во образец духовного правления жидовских синагог и афинейских идолослужителей судей приводить, а Христа и апостолов, или Вселенских Соборов, ниже словом коснулся, ни напамятовал6.
Особо резко выделяется положение дел в бывшей патриаршей области, в частности в Московской епархии, управляемой Коллегией экономии и указывается на полную неканоничностъ этого:
Удивительная вещь: чем тая епархия патриаршая согрешила? Последние городы и епархии имеют своего архиерея, а сия оставлена без настоящего пастыря, и отсюда чужим архиереем, который судом только ея знают, а к хиротонии или посвящению не одолжаются, понеже свои епархии имеют. А наипаче отдана Коллегии экономии в правление, которая разве керженцам и олонцам может посвящение производить и благословение преподавать7.
Авторы после критики переходят к практическим предложениям и предлагают императрице два варианта. Первый — восстановление вместо Синода Первоиерарха Русской Церкви с титулом Патриарха или Митрополита:
Кажется, ничто же таково следует, как ее первейшее, освободить Церковь Божию от нападок и грабительств, эко- номиею производимых, сделать и обновить по прежнему престол патриарший на Москве, по правилам святым, или поне митрополита, как было от начала принятия веры в России8.
Второй вариант предполагал такую реформу Синода, при которой президентом его был бы первенствующий в Русской Церкви архиерей с титулом Московского и Петербургского:
А ежели трудно покажется, по регламенту, титлы синодальной оставлять, духовному, то Синод хотя и сделать, однако дабы был, хотя по малой форме, священнослужения Церкви соборной, апостольской сообразен, сиречь имеющий в себе президента первоначального архиерея, не иного кого, точию Московского, титулующегося Московским и Петербургским, вице-президента: первого — Новгородского архиерея, второго вице-президента какого-нибудь архиерея, близ Москвы обретающегося9.
Благоволившая Церкви Елизавета, однако, не пошла на такой шаг, как отмена столь удобного для подчинения Церкви государству учреждения, как Синод, и даже не согласилась на второе предложение касательно президента Синода — епархиального архиерея бывшей Патриаршей области, тем более что этот доклад был встречен при обсуждении его не только светскими чиновниками, но и «духовной братией» с враждой и негодованием. 9 июля 1742 года императрица дала свое согласие лишь на открытие двух самостоятельных кафедр в Москве и Петербурге, кроме того, она поручала архиепископу Амвросию и митрополиту Арсению «представить к произведению на степени архиерейские в праздные епархии достойных кандидатов», что они и выполнили. В Петербургскую епархию они рекомендовали преосвященного митрополита Никодима10, а также представили некоторые свои соображения относительно титула и способа содержания иерархов новооткрывающихся епархий. Так, они предлагают:
А Петербургскому архиерею именоваться Санкт-Петербургским и Шлиссельбургским, понеже Шлиссельбург первая крепость в примори, взятая превеликими трудами и преслав- ного победою Державного Вашего Величества Родителя, Государя Императора Петра Великого11.
Этим двум архиереям также принадлежит и мысль о соединении с должностью Петербургского архиерея и настоятельства в Александро-Невском монастыре, который управлялся епископами только иноепархиальнымиа (в момент открытия епархии он управлялся епископом Псковским Стефаном). Это совместительство объясняется преимущественно причинами экономическими, и они рекомендуют этот способ соединения в одном лице иерарха и архимандрита также и для других епархий (для Костромской и Пензенской).
Основание Санкт-Петербургской епархии
Осуществление предложений митрополита Арсения и архиепископа Амвросия касательно открытия новых епархий не заставило себя долго ждать. Вышедший 1 сентября 1742 года именной указ содержал в себе навеянные ими обоснования о необходимости открытия епархии и реализацию их предложений касательно кандидата на кафедру и его титула.
Хотя в Регламенте Духовном, в третьей части, в восьмом артикуле, положено Святейшему Синоду все дела, которые к суду патриаршему подлежали, управлять между которыми делами обретаются монастыри и церкви, в разных местах государства нашего обретающиеся, собственно патриаршей власти принадлежащие, которые ныне называются синодального ведомства, но понеже усмотрели мы, что оные синодального ведомства монастыри и церкви без собственного архиерея в церковных делах довольно надзирания не имеют, того ради для повелеваем, чтобы оные синодальной области церкви управляемы были от собственного архиерея к чему определяем ныне Иосифа, епископа Белорусского12, которому писаться Московским и Владимирским, и быть особливой Московской епархии. Тако повелеваем быть собственному же в Санкт-Петербурге архиерею и к тому определяем Никодима, епископа Черниговского, и писаться ему Санкт-Петербургским и Шлиссельбургс- ким, и притом быть архимандритом в Невском монастыре и жить во оном и быть особливой епархии Санкт-Петербургской13.
Приведение в жизнь Елизаветой Петровной той части указа, которая касалась открытия Петербургской епархии, осуществилось гораздо ранее, чем относившейся к Московской. В ноябре оба архиерея вновь подают императрице всеподданнейшее предложение о назначении в Москву архиерея и о злоупотреблениях в Коллегии экономии, в котором указывают, что архиерей Петербургский «не в противность оному Духовному Регламенту, по именному указу устроен»14. 13 сентября состоялось определение Синода — объявить преосвященному Никодиму о его назначении на кафедру15.
29 сентября Санкт-Петербургским духовным правлением был получен из Синода указ об открытии епархии и предписание о поминовении епископа за богослужением.
В Санкт-Петербургских и прочих тоя епархии в церковных в священнослужении имя епархиального архиерея преосвященного Никодима, епископа Санкт-Петербургского и Шлиссельбургского и архимандрита Александро-Невского монастыря возносить по церковному положению16.
Епископ Никодим выехал из Москвы в середине октября и в самом начале ноября прибыл в Петербург. Путевые расходы епископа были поделены между приходскими храмами (2/3) и монастырем (1/3). 7 ноября он уже вступил в управление епархией, в связи с чем был уволен чередной архиерей, вологодский епископ Пимен17.
Как самый опыт открытия, так и встреча вновь прибывшего епископа не были ознаменованы теми торжественными богослужениями и церемониями, которые имели место в ту же эпоху при встрече и настоловании архиереев в других епархиях. Так, митрополит Арсений при вступлении в Ростов был встречен пятью пушечными залпами. Он въехал в Ростов в золоченой карете, в сопровождении конных дворян. У ворот города его встретило духовенство и знать. В воротах служился молебен. Затем ему преподнесли хлеб и соль. Аналогичным образом, с торжеством, встречали в Холмогорах архиепископа Афанасия. Чересчур скромная встреча столичного архиерея говорила о незначительности его положения в столице, где его личность заслонялась наличием здесь не только императорского двора, но и постоянным проживанием стоявших выше его синодальных членов. Архиепископ Новгородский Амвросий постоянно проживал в столице в своем собственном доме на Малой Морской, купленном им у бывшего Невского архимандрита Петра (Смелича).
Статус епархии
Переименование вновь назначенного столичного архиерея из митрополита (это титул преосвященной Никодим носил по Тобольской кафедре, на которую был назначен, но не смог выехать) во епископа (в указе от 1 сентября 1742 он «политично» именуется по ранее занимаемой им кафедре епископом Черниговским, чтобы ни словом не обмолвиться о присвоенном ему Синодом титуле) не представляло собой ничего необычного для первой половины XVIII века, о чем уже говорилось выше. Но такое умаление чести столичного иерарха явно не соответствовало церковной традиции.
Причиной этого странного факта была и боязнь правительства «высоты» столичного иерарха, его высокий титул был нежелателен и пребывавшим в Петербурге членам Синода. Вопрос о степени Петербургской епархии в течение целого ряда лет был предметом долгих дебатов и обсуждений. При определении степеней новооткрытых епархий Святейший Синод предлагал дать Московской епархии первую степень, а Санкт-Петербургской вторую, но Елизавета в ноябре 1742 года назначила Московской третью, а Санкт-Петербургской — четвертую степень18.
Но в степенях епархий еще долгое время продолжала оставаться путаница. Доклады Синода в течение 20 лет изощрялись в комбинациях епархиальных соотношений, указывая на финансовые, исторические и иные значения епархий (проект 1748 года ставил Петербургскую епархию на 2-е место, а 1767 года — на 3-е), пока Екатерина II не указала быть епархиям по классам и Петербургская епархия не получила 3-е место в 1-м классе19.
На протяжении изучаемого отрезка времени изменяется положение столичного иерарха. Только первый ее иерарх носил скромный титул епископа, второй «чести ради царствующего града» делается архиепископом, а третий приобретает звание члена Святейшего Синода и ему по именному указу от 17 июля 1750 года повелевается занимать второе место по Новгородском архиерее20.
География новой епархии
При учреждении в Санкт-Петербурге епископской кафедры в ее состав вошла та территория, которая была подведомственна Духовному Правлению. По территории она была наименьшей из всех великорусских епархий. Она совпадала с двумя провинциями по гражданско-административному делению: Санкт-Петербургской и Выборгской.
К первой относились следующие города с уездами: 1. Санкт-Петербург. 2. Кронштадт. 3. Шлиссельбург. 4. Ямбург. 5. Копорье.
Кроме того, в состав Санкт-Петербургской епархии входил еще находившийся на территории Швеции Либелицкий погост, приход, который составляли 150 «венцов» (т. е. семей) православных карел, куда по просьбе шведского посланника был определен священник.
С юга и запада Петербургская епархия граничила с Псковской (в состав последней входил Гдов), а с юго-востока и востока с Новгородской (в ее состав входили Луга, Новая Ладога, Каргополь), на севере она граничила со Швецией.
Статистика новой епархии
Население вновь открытой епархии не было сплошь православным. Среди сельского населения было много лютеран, имевших свои кирхи. Так, в Выборгском уезде был всего лишь один православный приход. Инославное духовенство не всегда дружелюбно относилось к православному, наблюдались факты открыто выражаемой неприязни. Пастор Тюрис-кирхи, что в 4-х км от Ораниенбаума, в 1741 году бил «смертельно» священника Ораниенбаумской церкви Фоку Федотова и ограбил его «пожитки»21. По численности православного населения и количеству церквей Петербургская епархия значительно уступала большинству русских епархий, о чем свидетельствует относящаяся к 17401742 годам статистическая таблица, приведенная в журнале «Странник» за 1868 год в статье священника М. Архангельского «Преосвященный Никодим, первый епископ Санкт-Петербургский» (1 том, с. 15-16; см. табл. 1).
На протяжении изучаемого отрезка времени количество приходов на территории епархии резко не увеличилось, так, в 1762 году насчитывалось (за исключением домовых) 120 церквей:
Санкт-Петербургская губерния:
- Санкт-Петербургский уезд — 70 церквей.
- Кронштадтский уезд — 6 церквей.
- Шлиссельбургский уезд — 9 церквей.
- Копорский уезд — 20 церквей.
- Ямбургский уезд — 7 церквей.
Выборгская губерния:
- Выборг — 5 церквей.
- Вильманштранд — 1 церковь.
- Нейшлот — 1 церковь.
- Фридрихсгам — 1 церковь22.
Таблица №1. Сведения о числе храмов и прихожан Санкт-Петербургской епархии
Название города и уезда | Церквейприходских | С соборами и домовыми храмами | Домов | Жителейвсего | Духовныхвсего |
Петербург | 29 | 45 | 4816 | 52319 | 332 |
Петербургский уезд | 15 | — | 1927 | 12375 | 118 |
Кронштадский заказ. | 6 | — | 439 | 15937 | 62 |
Шлиссельбург | 1 | — | 354 | 1605 | 21 |
Шлиссельбургский уезд | 5 | — | 693 | 3307 | 50 |
Ямбург | 1 | — | 222 | 1280 | 13 |
Ямбургский уезд | 5 | — | 1198 | 9146 | 49 |
Копорье | 2 | — | 581 | 4202 | 20 |
Копорский уезд | 13 | — | 3184 | 21243 | 111 |
Выборг | 1 | — | Нет свед. | 4969 | 11 |
Выборгский уезд | 1 | — | 37 | 153 | 5 |
Всего по епархии | 95 | 116 | 13451 | 127163 | 945 |
Церковь в годы правления… |
Однако за это время население столицы почти что удвоилось23. В отношении численности духовенства Санкт-Петербургская епархия также уступала другим епархиям (см. табл.).
По утвержденному Синодом штату духовенства на 1743 год по Санкт-Петербургской епархии полагалось быть 8 протопопам, 2 ключарям, 137 попам, 1 протодиакону, 31 диакону, 139 дьячкам и 139 пономарям24.
О фактическом наличии духовенства свидетельствует нижеприведенная таблица.
Таблица №2. Количество духовенства в 1743 году при донесении 15 июля распределялось по городам и уездам следующим образом
|
Несмотря на то, что епархия в отношении укомплектования находилась в сравнительно благополучных условиях по сравнению с другими (так она была освобождена от разбора «изменных» церковников в солдаты), на протяжении изучаемого периода систематически наблюдался некомплект духовенства. Так в епархии в 1743 году не хватало 22 священников, 64 дьячков и 87 пономарей. В 1744 году не хватало 20 священников, 41 дьячка и 78 пономарей25.
В 1769 году (при наличии 186 церквей) не хватало 8 священников, 53 диаконов и 154 причетников26.
Кроме находившегося на территории епархии духовенства, Санкт-Петербургскому епископу были подведомственны еще и причты заграничных церквей. Ко времени управления епархией преосвященным Сильвестром заграничные церкви были при посольствах в Лондоне, Париже, Стокгольме, Копенгагене, Гамбурге. Духовенство и причетники в заграничные церкви посылались преимущественно из образованных, из Санкт-Петербургской епархии. Так, в Стокгольм в 1746 году был послан священник Исаакиевского собора А. Львов. А псаломщиками и церковнослужителями в заграничные церкви назначалась студенты семинарий по особой рекомендации ректора.
Расширение Петербургской епархии
До учреждения штатов 1764 года территория Санкт-Петербургской епархии незначительно увеличивалась за счет новых русских завоеваний. Так, после поражения Швеции по Абовскому договору (16 июня 1743 г.) к России отошли города Фридрихсгам, Вильманштрандт и Нейшлодт с прилегающими территориями. В 1744 году была учреждена Выборгская губерния, в состав которой входили провинции Кюменогорская и Кексгольмская. В церковном отношении эта губерния вошла в состав Санкт-Петербургской епархии. Но во вновь присоединенных местностях население было почти сплошь лютеранским. Православными были лишь прибывшие сюда из России военные, отчего в Вильманштрандте, Фридрихсгаме и Нейш- лодте было лишь по одной церкви, и те — полковые27. Только 2 сельских прихода: Либелицкий и Иломайский были православными и имели церкви.
К Петербургской епархии за это время была приписана лишь одна мыза Раутуе с 92 православными душами (принадлежала к приходу Тиуралу Новгородской епархии, что в 150 верстах, между тем как Александровская церковь Шлиссельбургс- кого уезда находилась в 23 верстах. Синодальным указом № 1429 от 16 июня 1755 года, по ходатайству владельца мызы генерал- адъютанта М. Яковлева была приписана к Санкт-Петербургской епархии)28. Более значительное расширение границ епархии произошло при установлении штатов в 1764 году, когда происходил пересмотр границ всех русских епархий.
Увеличение населения Петербурга, все возрастающее его экономическое и политическое значение, вызвавшее тяготение к нему близлежащего населения, а также постепенное возвышение его иерарха — все это повлекло за собой и расширение пределов епархии. На основании утвержденного Екатериной II доклада Духовной комиссии от 29 мая 1764 года в Петербургскую епархию переведены были из Псковской епархии Ревель и Нарва, а из Новгородской — Старая и Новая Ладога, что повлекло за собой довольно значительное увеличение числа приходов столичной епархии.
Статистика приходов выглядит следующим образом:
- Санкт-Петербург — 70 церквей (город с уездом).
- Ревель — 6 церквей.
- Выборг — 5 церквей.
- Кекгсгольм — 6 церквей.
- Нарва — 3 церкви.
- Шлиссельбург — 9 церквей.
- Кронштадт — 6 церквей.
- Ямбург — 7 церквей.
- Копорье — 20 церквей.
- Старая Ладога — 20 церквей11. Новая Ладога — 20 церквей
- Вильманштрандт — 1 церковь.
- Нейшлодт — 1 церковь.
- Фридрихсгам — 1 церковь.
Итого: 155 церквей29.
24 сентября 1764 года указом № 205 к Петербургской епархии присоединен Иван-город (прежде Псковская епархия), в котором была одна церковь30.
Теперь Петербургская епархия соответствовала по гражданскому административному делению трем губерниям: Петербургской, Выборгской и Ревельской.
Санкт-Петербургская епархия и штаты 1764 года
Введение новых штатов, принесшее значительное ущемление интересов большинства русских епархий, не только терявших вотчины, но и лишившихся очень многих приходивших в результате этого в запустение древних обителей, оказало на не имевшую вотчин Петербургскую епархию (вотчины имел лишь Александро-Невский монастырь) благотворное влияние. Во-первых, епархия, как мы видели, значительно расширила свои границы за счет соседних, в соответствии с чем столичный иерарх получил 23 июня 1764 года титул архиепископа Санкт-Петербургского и Ревельского31.
Во-вторых, штаты 1764 года окончательно закрепляли высокое положение Петербургского архиерея, действительно соответствующее посту столичного иерарха. По этим штатам полагалось:
«1. Все великороссийские епархии расположить по 3 классам, и из них, по благопристойности и достоинству санов, быть Новгородской, Московской и Санкт-Петербургской, итого 3 в первом»32.
По «синодальному рассуждению» о первенстве архиереев от 17 апреля 1767 года определялось: «.в первом классе 3 архиепископии, и поэтому в первом классе все равны»33.
Штаты 1764 года не только упрочивали положение епархии в смысле чести, но и материально. Ранее жалованием обеспечивался только архиерей (Санкт-Петербургский епископ в 1745 году получал 1500 рублей в год, вдвое больше Московского архиепископа, что объяснялось сравнительной дороговизной жизни в столице34), служители же архиерейского дома получали содержание от Александро-Невского монастыря. По новым штатам Петербургский архиепископский дом был обеспечен в размере преимущественном (как и все дома членов Синода) перед другими епархиями. Из поступивших в распоряжение государства за счет полного обнищания многих древних монастырей колоссальных сумм, некоторая часть была истрачена Екатериной на внешнее благоустройство столицы. До сотни тысяч было выделено на постройку Александро-Не- вского монастыря. Значительная часть пошла на Петербургский женский Смольный монастырь. Из этих же денег была построена богадельня на Смоленском кладбище.
Монахи некоторых, не только заштатных, но и штатных монастырей после 1764 года вынуждены были нищенствовать. Большая часть церковных средств была выдана придворной знати. На военные нужды пошло до 9 млн. рублей. Из этих средств 30 тыс. рублей было обещано за голову Пугачева. На монастырские же средства было построено здание Академии художеств и поставлен памятник Петру I на Сенатской площади. Главной целью возведенных Екатериной II сооружений было ее желание «показать себя»35.
Объединение Санкт-Петербургской епархии с Новгородской
В дальнейшем положение Санкт-Петербургского иерарха еще больше улучшается. 11 декабря 1767 года скончался первенствующий член Святейшего Синода митрополит Димитрий (Сеченов). Новгородская епархия после этого в течение 7 лет оставалась вдовствующей. За отсутствием новгородского архиерея первое место в заседаниях Синода занял архиепископ Санкт-Петербургский, а с 1 января 1775 года произошло объединение Петербургской и Новгородской епархий под управлением одного архиепископа Гавриила (Петрова), которой с этого времени получает титул Санкт-Петербургского и Новгородского.
Неверно предполагать, что главной причиной объединения была скудость средств Петербургской епархии. После введения штатов этот вопрос отпал вовсе. Соединение епархий имело целью перенести преимущества Новгородской епархии, исторически древнейшей из Великорусских епархий (первый епископ Новгородский Иоаким Корсунянин прибыл в Новгород в 992 г.), на Петербургскую. По титулу «Новгородский» столичный иерарх становился преемником целого ряда новгородских святителей, ведших свое начало от времен Владимира Святого и имевших ряд отличительных преимуществ (право ношения крещатых риз — «полиставриона»). Это соединение в своем титуле новой столицы и одного из древнейших русских городов обеспечивало архиепископу Гавриилу вполне заслуженное и по его личным качествам первое место среди членов Синода и русских иерархов.
Это соединение двух епархий под оморфом одного иерарха сохранялось более 100 лет, до 1892 года.
Примечания
- Попов М. С., свящ. Арсений Мацеевич и его дело. СПб., 1912. Прим. 2. С. 9. ↩
- Амвросий, архим. История Российской иерархии. М., 1810. Ч. 1. С. 186. ↩
- Попов М. С., свящ. Арсений Мацеевич и его дело. СПб., 1912. С. 53-54. ↩
- Там же. ↩
- ПоповМ.С., свящ. Арсений Мацеевич и его дело. С. 52-96. ↩
- Там же. С. 20. ↩
- Там же. С. 22. ↩
- Там же. С. 23. ↩
- Там же. С. 23-24. ↩
- Там же. С. 26. ↩
- Там же. С. 28. ↩
- П. Строев в своей книге «Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской церкви» ( СПб., 1877) указывает епископа Иосифа (Вол- чанского) с титулом епископ Могилевский (с. 494). Амвросий (Орнатский) еп. указывает его в своей «Истории Российской иерархии» (Киев, 1827, изд. 2-е. С. 203) с титулом Белорусский и Могилевский. ↩
- Полное собрание постановлений и распоряжений по ведомству Православного Исповедания. Елизавета Петровна. 1741-1743. СПб., 1899. Т. 1. С. 196. ↩
- ПоповМ.С., свящ. Арсений Мацеевич и его дело. СПб., 1912. Прил. С. 30. ↩
- Полное собрание постановлений. СПб., 1899. Т. 1. С. 197. ↩
- Описание документов и дел, хранящихся в архиве Святейшего Синода. М., 1915. Т. 22. С. 701. ↩
- Там же. ↩
- Полное собрание постановлений. СПб., 1899. Т. 1 С. 252. ↩
- Полное собрание постановлений. СПб., 1899. Т. 1 С. 252. ↩
- Описание документов и дел. СПб., 1912. Т. 34. С 718,725. ↩
- Архангельский М., свящ. Преосвященный Никодим, первый епископ Санкт-Петербургский и Шлиссельбургский. Странник, 1876. Т. 2. С. 195-196 ↩
- Таблица эта относится к 1762 г. и цитируется по труду проф. Покровского И. М. «Русские епархии в XVI-XIX вв. Т. 2. Казань, 1913. С. 426. ↩
- Таблица эта относится к 1762 г. и цитируется по труду проф. Покровского И. М. «Русские епархии в XVI-XIX вв. Т. 2. Казань, 1913. С. 426. ↩
- Описание документов и дел. Пг., 1915. Т. 18. С. 1487. ↩
- Описание документов и дел. Пг., 1915. Т. 18. С. 1487. ↩
- Титлинов Б.В. Гавриил Петров, митрополит Новгородский и Санкт-Петербургский. Его жизнь и деятельность в связи с церковными делами того времени. Пг., 1916. С. 533. ↩
- «Попутный новозавоеванный город Фридрихсгам по близости приписать к Санкт-Петербургской епархии, и для кого те доноше- ния, оставя с них копии, к достодолжному рассмотрению отослать к епархиальному архиерею, преосвященному Феодосию, Архиепископу Санкт-Петербургскому при указе, а для ведома о том в военную коллегию и Выборгскую гарнизонную канцелярию послать указы». Полное собрание постановлений. Т. 3. С. 127. ↩
- Описание документов и дел. СПб., 1912. Т. 34. С. 356-357. ↩
- Полное собрание постановлений. СПб.,1910. Т. 1. С. 230, 247. ↩
- Там же. Т. 1. С. 247. ↩
- Там же. Т. 1. С. 233. ↩
- Там же. Т. 1. С. 174. ↩
- Там же. Т. 1. С. 395. ↩
- Там же. СПб., 1912. Т. 3. С. 159-206. ↩
- Попов М.С., свящ. Арсений Мацеевич и его дело. С. 488-491. ↩