Священник Александр Мазырин
Подвиг новомучеников и исповедников как плод духовного возрастания России
В тысячелетнюю историю Русской Православной Церкви советский период, особенно его первые два десятилетия, вошел как время самых жестоких гонений. Советская власть объясняла репрессии в отношении служителей Церкви их причастностью к контрреволюции, однако главная причина гонений была другой. Она заключалась в самой богоборческой природе большевизма. Вождь большевистской партии В. И. Ульянов-Ленин о религии отзываться спокойно просто не мог. Характерны его суждения, изложенные еще в ноябре 1913 года в письме писателю А. М. Горькому: «Всякий боженька есть труположство — будь это самый чистенький, идеальный, не искомый, а построяемый боженька, все равно». И далее там же: «Всякая религиозная идея, всякая идея о всяком боженьке, всякое кокетничанье даже с боженькой есть невыразимейшая мерзость, <.. .> это — самая опасная мерзость, самая гнусная “зараза”»1 . Придя к власти, Ленин начал всячески искоренять то, что считал «невыразимейшей мерзостью». Конечно, Церковь согласиться с этим никак не могла, но даже если бы вдруг она приветствовала в 1917 году большевистский переворот, то все равно была бы гонима как «самая гнусная зараза».
Гонение на Церковь началось сразу же после прихода большевиков к власти и осуществлялось в различных формах. В принятом 26 октября 1917 года, во второй день советской власти, «Декрете о земле» говорилось: «Помещичьи имения, равно как все земли удельные, монастырские, церковные, со всем их живым и мертвым инвентарем, усадебными постройками и всеми принадлежностями переходят в распоряжение волостных земельных комитетов и уездных Советов крестьянских депутатов, впредь до Учредительного собрания»2. То есть все церковные земли со всем, что на них находилось, одним росчерком пера были у Церкви изъяты (сначала, правда, только на бумаге). Вслед за этим последовала целая серия декретов, так или иначе направленных против Церкви. Кульминацией антицерковного законодательства большевиков стал декрет СНК РСФСР «Об отделении церкви от государства и школы от церкви» от 23 января 1918 года. Этим декретом у Церкви не только отнималось право владеть собственностью, но и вообще она лишалась прав юридического лица3. То есть как целого ее de jure больше не было. Легально могли существовать только местные религиозные общины, с которыми власть заключала договора о пользовании церковным имуществом. VIII отдел Наркомата юстиции, который должен был проводить в жизнь этот ленинский декрет, без обиняков был назван «ликвидационным». Именно ликвидация Церкви как социального института была целью правительства так называемых народных комиссаров. В программе РКП(б), принятой на съезде в марте 1919 года, было прямо сказано, что «по отношению к религии РКП не удовлетворяется декретированным уже отделением церкви от государства и школы от церкви». Свою цель РКП(б), согласно этой программе, видела в «полном отмирании религиозных предрассудков»4. Начальник VIII отдела НКЮ П. А. Красиков пояснял в «Известиях»: «Мы, коммунисты, своей программой и всей своей политикой, выражающейся в советском законодательстве, намечаем единственный, в конечном счете, путь как религии, так и всем ее агентам: это путь в архив истории»5.
Красиков умолчал здесь, что помимо советского законодательства, в своей антицерковной политике коммунисты не менее активно использовали еще и массовый террор. 25 октября (по старому стилю) 1917 года большевики захватили власть в Петрограде, а уже 31 октября в Царском Селе красногвардейцами был расстрелян протоиерей Иоанн Кочуров — первый по времени новомученик Русской Церкви. Вслед за этим число жертв среди духовенства, монашествующих и активных мирян быстро пошло сначала на десятки, затем на сотни, а к концу Гражданской войны — уже на тысячи. Одних только православных архиереев с 1918 по 1922 год было казнено более двадцати — примерно каждый шестой-седьмой6. Даже, когда основные бои Гражданской войны закончились, Ленин, уже тяжело больной, никак не мог обуздать свою патологическую кровожадность в отношении Церкви. В марте 1922 года он писал в секретном письме членам Политбюро по поводу развернутой тогда кампании по изъятию церковных ценностей (якобы для спасения голодающих):
Именно теперь и только теперь, когда в голодных местностях едят людей, и на дорогах валяются сотни, если не тысячи трупов, мы можем (и потому должны) провести изъятие церковных ценностей с самой бешеной и беспощадной энергией, не останавливаясь [перед] подавлением какого угодно сопротивления. <…> Мы должны именно теперь дать самое решительное и беспощадное сражение черносотенному духовенству и подавить его сопротивление с такой жестокостью, чтобы они не забыли этого в течение нескольких десятилетий. […] Изъятие ценностей, в особенности самых богатых лавр, монастырей и церквей, должно быть произведено с беспощадной решительностью, безусловно ни перед чем не оста[на]вливаясь и в самый кратчайший срок. Чем большее число представителей реакционной буржуазии и реакционного духовенства удастся нам по этому поводу расстрелять, тем лучше. Надо именно теперь проучить эту публику так, чтобы на несколько десятков лет ни о каком сопротивлении они не смели и думать7.
Венцом кампании по изъятию церковных ценностей должен был стать показательный судебный процесс над Патриархом Тихоном и его последующий расстрел, однако этого не произошло. Борьба за международное признание и начатая новая экономическая политика (нэп), предусматривавшая определенную внутреннюю либерализацию, побудили большевистское руководство, в котором все более значимой становилась роль И. В. Сталина, отложить проведение в жизнь людоедских ленинских установок («чем больше удастся расстрелять, тем лучше») на потом. С конца 1920-х годов, однако, расстрелы служителей Церкви начались снова.
Своего пика гонения на Церковь достигли в конце 1930х годов. 5 декабря 1936 года в СССР была принята новая («Сталинская») конституция, которая впервые уравняла советских граждан независимо от их сословной принадлежности (до той поры представители «эксплуататорских классов», в том числе и духовенство, были лишены избирательных прав). На 12 декабря 1937 года были назначены первые всеобщие выборы в Советы, в том числе и в Верховный, в которых должны были принять участие и «церковники», и «кулаки», и вообще все «бывшие люди». Уверенности, что все они будут голосовать за выдвинутых ВКП(б) кандидатов, у власти не было. Проблему решили по-большевистски: потенциальные оппозиционеры, хотя и получили право голоса, до выборов просто не должны были дожить. Началась подготовка масштабной кампании репрессий — «Большого террора». Кампания не должна была обойти стороной и уже репрессированных «контрреволюционеров», находившихся в многоразличных местах лишения свободы. 30 июля 1937 года наркомом внутренних дел Н. И. Ежовым был подписан оперативный приказ № 00447 «Об операции по репрессированию бывших кулаков, уголовников и др. антисоветских элементов». В число «др. антисоветских элементов» в приказе были называны и «церковники». «Перед органами государственной безопасности, — писал сталинский нарком, — стоит задача самым беспощадным образом разгромить всю эту банду антисоветских элементов, защитить трудящийся советский народ от их контрреволюционных происков и, наконец, раз и навсегда покончить с их подлой подрывной работой против основ советского государства»8.
В соответствии с этим Ежов приказывал начать с 5 августа 1937 года репрессивную операцию и закончить ее в четырехмесячный срок (т. е. аккуратно к предстоящим выборам в Советы). В перечне «контингентов, подлежащих репрессии», 6-м пунктом были указаны «наиболее активные антисоветские элементы из бывших кулаков, карателей, бандитов, белых, сектантских активистов, церковников и прочих, которые содержатся сейчас в тюрьмах, лагерях, трудовых поселках и колониях и продолжают вести там активную антисоветскую подрывную работу». «Все наиболее враждебные из перечисленных выше элементов» подлежали «немедленному аресту и, по рассмотрении их дел на тройках, — расстрелу»9.
В итоге этой кампании Православная Церковь и другие религиозные организации в СССР были практически полностью разгромлены. Масштаб гонений на Русскую Церковь можно проиллюстрировать следующим фактом. В начале 1937 года для митрополита Ленинградского Алексия (Симанского) был составлен список подведомственного ему духовенства. К тому времени Ленинградская епархия значительно расширилась и вобрала в себя епархии Новгородскую, Старорусскую, Псковскую, Череповецкую, Олонецкую — почти весь Северо-Запад РСФСР. В список митрополита Алексия было включено 1262 человека (в том числе 137 псаломщиков). Из них А. А. Бовкало смог установить судьбу 885 священнослужителей. Из 885 в 1937-1938 годах было расстреляно 758 человек10, т.е. 86%. Есть все основания полагать, что из числа тех, чью судьбу пока еще выяснить не удалось, значительный процент духовенства также был расстрелян. При этом следует учесть, что в список митрополита
Алексия попало только служившее в начале 1937 г. духовенство. Те, кто находился в тюрьмах и лагерях, в список включены не были, а они в годы «Большого террора» также составили значительную часть контингента расстрелянных. Кроме того, следует заметить, что в ведении митрополита Алексия тогда оставалась наиболее лояльная к советской власти часть духовенства Патриаршей Церкви. По подсчетам М. В. Шкаровского, до 25% духовенства Ленинградской епархии ушло в конце 1920-х — 1930-е годы в «иосифлянскую» оппозицию, не принявшую просоветский курс Московской Патриархии11. Репрессии в отношении «иосифлян» начались еще в конце 1920-х годов и были, во всяком случае, не менее жестокими, чем в отношении «сергиан». Можно думать, что вычисленный на основании данных А. А. Бовкало процент расстрелянных священнослужителей Ленинградской епархии (86%) примерно соответствовал среднему по всем епархиям Русской Церкви в СССР.
Ежов отчитывался перед Сталиным:
В связи с ростом контрреволюционной активности церковников и сектантов, — отчитывался перед Сталиным Ежов, — нами, в последнее время, по этим элементам нанесен значительный оперативный удар. Всего в августе-ноябре 1937 года арестовано 31359 церковников и сектантов; из них:
|
ющему и руководящему антисоветскому активу церковников и сектантов. В результате наших оперативных мероприятий, почти полностью ликвидирован епископат православной церкви, что в значительной степени ослабило и дезорганизовало церковь12. |
Здесь следует заметить, что, с одной стороны, в указанные Ежовым числа репрессированных «церковников» вошли и обновленцы, и григориане, и представители других расколов, но, с другой, что это данные только за четыре месяца. За весь 1937 год, по данным НКВД, было арестовано 33382 «служителя религиозного культа» (очевидно, сюда вошли не только православные священнослужители, но в основном — именно они), вместе с «сектантами» эта цифра возрастала до 37331. В 1938 году за «церковно-сектантскую контрреволюцию» было арестовано 13438 человек13. При этом, если в 1937 году от общего числа приговоров 44% были к высшей мере наказания, то в 1938 г. процент приговоров к расстрелу возрос до 5914.
Приведенные цифры (отнюдь не исчерпывающие: гонения не в 1937 году начались и не в 1938-м закончились, да и нет уверенности, что статистика НКВД охватила всех, подвергшихся репрессиям) стоит сравнить с другими: на пике своего внешнего благополучия в 1914 году Православная Российская Церковь имела в своем составе 3603 протоиереев, 49631 священника, 15694 диакона15. В базе данных «За Христа пострадавшие» Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета на конец 2011 года собраны сведения примерно о 34 тыс. человек, подвергшихся гонениям за православную веру в ленинско-сталинский период; из них более 15 тыс. священнослужителей, около 4300 монахов и монахинь, более 500 послушников и послушниц, более 1 тыс. псаломщиков16. Конечно, сведения о пострадавших, собранные ПСТГУ, еще весьма далеки от полноты. Простое сопоставление этих сведений с данными НКВД о количестве «служителей культа», арестованных лишь за 1937-1938 годы, дает основание предполагать, что число персоналий в базе данных «За Христа пострадавшие» может, как минимум, утроиться, т. е. превысить 100 тыс. человек. Создатель этой базы данных профессор Н. Е. Емельянов (f2010) полагал, что за веру подверглись репрессиям от советской власти от 500 тыс. до 100 млн. человек17. В научной литературе со ссылкой на правительственную Комиссию по реабилитации жертв политических репрессий (председатель в 1990е годы — А. Н. Яковлев) приводятся цифры, согласно которым только за время «Большого террора» 1937-1938 годов было арестовано более 160 тыс. священно- и церковнослужителей, из которых более 100 тыс. были расстреляны18. Вопрос, как соотнести эти цифры с данными статистики НКВД, еще требует проработки.
Нет необходимости пояснять, что одновременно с преследованием духовенства, монашествующих и активных мирян в СССР в массовом порядке закрывались, переоборудовались или разрушались храмы, изымались и осквернялись святыни. Громкая кампания по вскрытию святых мощей была проведена большевиками еще в годы Гражданской войны. В первые же годы советской власти были ликвидированы духовные школы (академии, семинарии, училища), в 1920-е годы в Советском Союзе были закрыты все монастыри. В 1935 году прекратился выпуск «Журнала Московской Патриархии» — последнего церковного печатного органа в СССР, про выпуск другой церковной литературы (даже Библии) уже давно не было и речи. К концу 1930-х годов внешние проявления церковной жизни стремительно сходили на нет. Немногочисленные остававшиеся на свободе священнослужители во главе с митрополитами Сергием и Алексием в любой момент могли быть арестованы. 21 июля 1937 года мало кому известным старшим лейтенантом госбезопасности было подписано постановление: «Материалы в отношении СТРАГОРОДСКОГО, ДЬЯКОВА, СИМАНСКОГО <…> выделить в самостоятельное дело»19. Страгородский и Симанский — это, соответственно, митрополиты Московский Сергий и Ленинградский Алексий, Дьяков — митрополит Киевский Константин. Обвинительных материалов против них у НКВД было, по меркам 1937 года, более чем достаточно. Двум будущим Патриархам — Сергию и Алексию I — удалось-таки избежать расправы, Киевский же митрополит был арестован и в ноябре 1937 году забит насмерть во время допроса20. Аресты и расстрелы епископов в годы «Большого террора» приобрели такой размах, что к началу Великой Отечественной войны на всей территории СССР на кафедрах осталось всего четыре архиерея Русской Православной Церкви: митрополиты Московский и Ленинградский и по одному викарию у того и другого. Четыре из примерно двухсот, бывших десятилетием ранее, то есть около двух процентов! Процент оставшихся на открытом служении священников и диаконов едва ли был тогда намного выше. В мае 1941 года митрополит Сергий откровенно говорил знакомому священнику, что «Церковь доживает свои последние дни»21.
Казалось бы, после всего изложенного следует оценить рассматриваемый период истории Русской Православной Церкви как время страшной катастрофы, почти полного уничтожения всего, что было накоплено ею за долгие века созидания в предшествующие эпохи. В плане материальном, физическом, действительно, так оно и было. Однако материальное преуспевание и земное благополучие ее членов не является целью бытия Церкви. «И Он поставил одних Апостолами, других пророками, иных Евангелистами, иных пастырями и учителями, к совершению святых, на дело служения, для созидания Тела Христова» (Еф. 4:11-12). Из этих слов Апостола Павла можно понять, что главное призвание служителей Церкви и вообще смысл ее существования как единого богочеловеческого организма — это совершение святых, созидание Тела Христова, т. е. содействие вечному спасению людей. Страдания за Христа не препятствуют, а в наибольшей мере способствуют достижению вечного спасения. Гонения на Церковь не катастрофа для нее, а проявление милости Божией. Одним из первых это смог осознать и выразить святой Патриарх Тихон. 21 июля 1919 года, в самый разгар Гражданской войны в России, когда большевики залили страну кровью красного террора, когда Русская Церковь подвергалась небывалым в своей истории насилиям и глумлениям, Святейший Тихон обратился с посланием к чадам Православной Российской Церкви, которое начиналось с удивительных слов:
Господь не перестает являть милости Свои Православной Русской Церкви. Он дал Ей испытать Себя и проверить Свою преданность Христу и Его заветам не во дни только внешнего Ее благополучия, а и во дни гонений. День от дня прилагаются Ей новые испытания. День от дня все ярче сияет Ее венец. Многажды беспощадно опускается на Ее, озаренный смирением лик, бич от враждебной Христу руки и клеветнические уста поносят Ее безумными хулами, а Она, по-апостольски — в тщету вменяет горечь Своих страданий, вводит в сонм небожителей новых мучеников и находит утеху для Себя в благословении Своего небесного Жениха: Блаженны вы, когда вас будут поносить и гнать и всячески злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь. (Мф. 5:11)22.
Конечно, оборотной стороной гонений были отпадения от Церкви. Были отпадшие и из числа духовенства. Так например, петроградский священник Михаил Галкин уже в ноябре 1917 года предложил «народным комиссарам» свои услуги, а в 1918 году окончательно снял с себя сан, превратившись в активного безбожника «товарища Горева». В 1922 году в профессиональные антирелигиозники переквалифицировался один из основателей раскольнической обновленческой группы «Живая Церковь» священник Сергей Калиновский. Самый, вероятно, громкий случай отступничества имел место в 1938 году Арестованный обновленческий «митрополит Ленинградский» Николай Платонов объявил, что более не имеет к Церкви никакого отношения, и устроился на работу хранителем ленинградского музея атеизма23. Однако даже в условиях жесточайшего антирелигиозного террора подобного рода предательства среди священнослужителей не стали массовыми. В народе же от Церкви отпадали по большей части те, кто и раньше состоял в ней лишь формально, поскольку законы Российской империи не предусматривали вневероисповедного состояния. И таких «засохших ветвей», действительно, было немало: духовно-нравственное благополучие населения дореволюционной России не стоит преувеличивать.
Тем не менее, как показала Всесоюзная перепись населения, проведенная в январе 1937 года, двадцать лет государственного насаждения безбожия не сделали Россию атеистической страной. По инициативе Сталина в вопросы переписи был внесен вопрос об отношении к религии. Несмотря на слухи о том, что «всех, кто записался верующим, должны забрать», неверующими себя поименовали 4,63 млн. неграмотных из 29,94 млн. и 37,61 млн. грамотных из 68,47 млн. человек (соответственно, 15% и 55%); православными — 17,17 млн. неграмотных (57%) и 24,45 млн. грамотных (36%); всего же получалось примерно по 42% православных и неверующих от общего числа опрошенных (остальные проценты пришлись на другие конфессии и сумевших уклониться от ответа)24. Таким образом, большинство населения открыто засвидетельствовало неприятие богоборческой идеологии большевиков. Надо полагать, это стало одной из причин того, что начавшийся через несколько месяцев «Большой террор» с особой жестокостью был обрушен на Церковь. Однако, хотя физически к концу 1930-х годов Русская Церковь была практически полностью уничтожена, сломить ее духовно не удалось.
10 октября 1937 года в Верхнеуральской тюрьме особого назначения был расстрелян глава Русской Православной Церкви Патриарший Местоблюститель митрополит Крутицкий Петр (Полянский). Почти двенадцать лет перед этим он беспрерывно находился в тюрьмах и далеких ссылках. Он мог облегчить свое положение. Представители власти неоднократно призывали его отречься от местоблюстительства, затем ему предложили свободу в обмен на секретное сотрудничество с ОГПУ. Митрополит Петр отказался, написав председателю ОГПУ В. Р. Менжинскому: «Нечего и говорить, что подобного рода занятия несовместимы с моим званием и к тому же несходны моей натуре»25. В своих тюремных записях, которые затем попали в руки его мучителей, Патриарший Местоблюститель писал:
Одно только и поддерживает — это сознание, что у меня есть обязанности по отношению к Церкви, которой я должен не оставлять, хотя бы и не пришлось их осуществить. В этом случае чувство ответственности побуждает показать пример в силу, чтобы постигшие страдания не могли сломить меня. Было также преступным под влиянием какого-либо острого чувства или чувства, основанного на надежде личного благополучия, предпринимать те или другие решения, опрометчивость и неудача которых может стать пагубной для Церкви. <.. .> Всеми находящимися в моем распоряжении мерами власти призван защищать порядок Церкви, стражем которой обязан быть. Жизнь есть подвиг, а главное то, что нам кажется, огорчает нас и это будто бы мешает нам исполнять наше дело жизни. Тебя мучают — бедность, болезнь, клевета, унижение, и стоит только пожалеть себя, и ты несчастнейший из несчастных. Но стоит только понять, что это — то самое дело жизни, которое ты призван делать, — и вместо уныния и боли — энергия и радость. <.. .> Держусь непоколебимого христианского настроения и идеалов и потому не могу в свое служение Церкви вложить какое-либо раздвоение или пожертвовать им в пользу личного благополучия. Я считал бы себя бесчестным не только перед верующими, но и перед самим собою, если бы личные интересы предпочел своему долгу и любви к Церкви. — Веруй и умей нести свой крест. Отдаюсь на волю провидения, памятуя, что всякое незаслуженное страдание является залогом спасения. <.> Единственное, что для меня, вероятно, осталось — это страдать до конца с полной верой в то, что жизнь не может быть уничтожена тем превращением, которое мы называем смертью26.
Практически никто в Русской Церкви в 1930-е годы доподлинно не знал, где находился ее Предстоятель (митрополита Петра содержали в полной изоляции в одиночных камерах), но его исповеднический подвиг вдохновлял на стояние в правде множество православных людей. Духовно не порабощенными гонителям оставались и десятки других замечательных иерархов, такие, как митрополит Казанский Кирилл (Смирнов) — первый кандидат на должность Патриаршего Местоблюстителя согласно завещательному распоряжению Патриарха Тихона 1925 года, архиепископ Угличский Серафим (Самойлович) — заместитель Патриаршего Местоблюстителя в 1926-1927 годах, епископ Дмитровский Серафим (Звездинский) — в прошлом ближайший помощник митрополита Петра по управлению Московской епархией, и многие другие. Моральное неприятие ими творимого большевиками зла стало ответом Церкви на богоборческий вызов. В этом ответе церковный народ был един со своими архипастырями. Большевики, в свою очередь, смогли ответить на это только новым насилием, доходящим уже до крайней степени, однако тем самым они лишь расписались в собственном бессилии победить Церковь. Как сказал митрополит Петроградский Иосиф (Петровых), расстрелянный в 1937 году вместе с митрополитом Кириллом (Смирновым), «смерть мучеников за Церковь есть победа над насилием, а не поражение»27. Мысль эта в истории Церкви была не новой. «Мы побеждаем, когда нас убивают, — обращался еще в III веке к римских языческим правителям Тертуллиан. — Чем более вы истребляете нас, тем более мы умножаемся; кровь христиан есть семя».
Можно сказать, что в духовном плане годы страшных ленинско-сталинских гонений стали для Русской Церкви временем наивысшего расцвета. Предшествовавшее тысячелетие оказалось для нее периодом приготовления к главному плодоношению. Такого количества святых, как в годы большевистского террора, Русская Церковь не имела никогда. Число беспорочно пострадавших за Христа в России в XX веке многократно превзошло число подвижников эпохи Святой Руси. Славная эпоха мученичества, которую пережили некоторые другие Поместные Церкви на заре своей истории, не миновала и Церковь Русскую, но уже на этапе ее зрелости. Согласно исследованию Е. Е. Голубинского, до Соборов эпохи митрополита Макария (середина XVI в.) в Русской Церкви было прославлено всего 22 святых, макариевские Соборы добавили к ним еще 3928. В последующие полтора века (до времени учреждения Святейшего Синода), по подсчетам Голубинского, было канонизировано 146 святых29. В основном это были местные канонизации, к общецерковному почитанию в 1550-1721 годах было прославлено 23 святых30. В синодальный период за 175 лет до императора Николая II к общецерковному почитанию было прославлено всего 5 святых и в последнее царствование — еще 7 святых31. Таким образом, всего со времени Крещения Руси до падения Российской империи к общецерковному почитанию было прославлено менее 100 русских святых. Поместный Собор 19171918 годов прославил еще двух святых, после чего на несколько десятилетий процесс канонизации в Русской Церкви по причине развернувшихся гонений приостановился. Только в 1970е годы ситуация стала понемногу улучшаться: было прославлено еще трое русских святых, причем с помощью Американской и Японской Православных Церквей. Полноценно возобновить дело прославления святых удалось только в 1988 году в связи с празднованием 1000-летия Крещения Руси, тогда Поместным Собором было прославлено 9 подвижников XIV-XIX веков. Вскоре оказалось возможным приступить к канонизации и новомучеников Российских (в Русской Зарубежной Церкви их соборное прославление было осуществлено в 1981 году, но между ней и Московским Патриархатом тогда еще не было канонического единства, да и простое общение было предельно затруднено).
Канонизация новомучеников и исповедников впечатляющим образом изменила вид Месяцеслова Русской Православной Церкви. В октябре 1989 года в России состоялось первое прославление святого новейшего времени — главы сонма новомучеников и исповедников Российских Святейшего Патриарха Тихона. Архиерейские Соборы 1990-х годов прославили еще 12 новомучеников. 2000-летие Рождества Христова Русская Православная Церковь благодаря подвигу новомучеников и исповедников смогла отметить так, как ни одна другая Поместная Церковь. Юбилейный Архиерейский Собор определил: «Прославить для общецерковного почитания в лике святых Собор новомучеников и исповедников Российских ХХ века, известных и доныне миру не явленных, но ведомых Богу»32. Поименно Собором 2000 года было прославлено 1097 человек. За период между Архиерейскими Соборами 2000 года и 2004 года в состав поименно прославленного Собора новомучеников были включены имена еще 478 подвижников33, а между Соборами 2004 года и 2008 года — еще 177 имен34. Всего, по данным официального сайта Московской Патриархии, «за период председательства [в Синодальной комиссии по канонизации] митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия (1989-2011) к лику святых Русской Православной Церкви были причислены 1866 подвижников благочестия, в том числе 1776 новомучеников и исповедников Российских»35. Как видно, активный процесс канонизации за последнее двадцатилетие шел не только в отношении новомучеников и исповедников, но все равно примерно 9/10 русских святых ныне составляют именно они.
Небывалое в истории явление святости стало для России главным результатом кровавого ХХ века. Сила святости была единственным, что могла противопоставить Русская Церковь безумной злобе гонителей, но в итоге именно эта сила победила.
Примечания
- Два письма А. М. Горькому // Ленин В. И. Сочинения / Под ред. Н. И. Бухарина, В. М. Молотова, М. А. Савельева. Изд-е 3-е. Т. 17: 1913 — 1914. М.-Л., 1929. С.81-82. ↩
- Известия ЦИК. 1917. 28 окт. ↩
- См.: Гидулянов П. В. Отделение церкви от государства в СССР: Полный сборник декретов, ведомственных распоряжений и определений Верховного Суда РСФСР и других социалистических республик. 3-е изд., перераб. и доп. М., 1926. С. 617. ↩
- См.: Гидулянов П. В. Отделение церкви от государства в СССР: Полный сборник декретов, ведомственных распоряжений и определений Верховного Суда РСФСР и других социалистических республик. 3-е изд., перераб. и доп. М., 1926. С. 617. ↩
- Красиков П. А. Кому это выгодно // Известия ВЦИК. 1919. 14 дек. ↩
- Список см.: Андроник (Трубачев), игум., Дамаскин (Орловский), иером. Святая Русь: Хронологический список канонизированных святых, почитаемых подвижников благочестия и мучеников Русской Православной Церкви (1917-1997) // Цыпин В., прот. История Русской Церкви. Книга девятая: 1917-1997. М., 1997. С. 674-687. ↩
- Цит. по: Архивы Кремля. Политбюро и Церковь: 1922-1925 гг. В 2 кн. / Подгот. изд. H. Н. Покровского и С. Г. Петрова. Новосибирск — М., 1997. Кн. 1. С. 141-143. ↩
- Цит. по: Бутовский полигон. 1937-1938 гг. Книга памяти жертв политических репрессий. М., 1997. С. 349. ↩
- Там же. С. 349-350. ↩
- Бовкало А. А. Список духовенства митрополита Ленинградского Алексия (Симанского) 1937 г. // XXI Ежегодная богословская конференция Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Т. 1. М., 2011. С. 405. ↩
- См.: ШкаровскийМ. В. Иосифлянство: течение в Русской Православной Церкви. СПб., 1999. С. 19. ↩
- Цит. по: Хаустов В., Самуэльсон Л. Сталин, НКВД и репрессии 1936-1938 гг. М., 2010. С. 407-408. ↩
- См.: Мозохин О. Б. Право на репрессии. Внесудебные полномочия органов государственной безопасности. Статистические сведения о деятельности ВЧК-ОГПУ-НКВД-МГБ (1918-1953). М., 2011. С. 461, 465. ↩
- Данные см.: Там же. С. 458, 462. ↩
- Цыпин В., прот. Русская Православная Церковь в синодальную эпоху. 1700-1917 // Православная энциклопедия. Русская Православная Церковь. М., 2000. С. 132. ↩
- Адрес базы данных в интернете: http://pstbi.ru/bin/code.exe/frames/ m/ind_oem.html/charset/ans ↩
- Емельянов H. Е. Оценка статистики гонений на Русскую Православную Церковь с 1917 по 1952 гг. (по данным на январь 1999 г.) // Богословский сборник. 1999. Вып. 3. С. 264. ↩
- См.: Дамаскин (Орловский), игум. Гонения на Русскую Православную Церковь в советский период // Православная Энциклопедия. Русская Православная Церковь. С. 186. ↩
- ЦА ФСБ РФ. Д. Р-49429. Л. 308. ↩
- См.: Доненко Н., прот. Наследники Царства. Ч. 2. Симферополь, 2004. С. 308-324. ↩
- Цит. по: Поспеловский Д. В. Митрополит Сергий и расколы справа // Вестник РХД. 1990. № 158. С. 75. ↩
- Акты Святейшего Тихона, Патриарха Московского и всея России, позднейшие документы и переписка о каноническом преемстве высшей церковной власти, 1917-1943 / Сост. М. Е. Губонин. М., 1994. С. 160. ↩
- См.: Левитин А., Шавров В. Очерки по истории русской церковной смуты. М., 1996. С. 630-631. ↩
- Всесоюзная перепись населения 1937 года: Общие итоги. Сборник документов и материалов / Сост. В. Б. Жиромская, Ю. А. Поляков. М., 2007. С. 16, 118-119. ↩
- Акты. С. 883. ↩
- Архив УФСБ РФ по Тюменской обл. Д. 1740. Л. 69 а — 71. ↩
- Архив УФСБ РФ по Тюменской обл. Д. 1740. Л. 69 а — 71. ↩
- Голубинский Е. История канонизации святых в Русской Церкви. М., 1998. (Репр. изд.: М., 1903). С. 109. ↩
- Там же. С. 109-159. В указанное число не вошла святая княгиня Анна Кашинская, которая в 1650 г. была прославлена, но затем спустя 27 лет исключена из числа святых. Повторное прославление святой Анны Кашинской состоялось в 1909 г. ↩
- Андроник (Трубачев), игум. Канонизация святых в Русской Православной Церкви // Православная Энциклопедия. Русская Православная Церковь. С. 351. ↩
- Там же. С. 353, 355. ↩
- Деяние Освященного Юбилейного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви о соборном прославлении новомучени- ков и исповедников Российских ХХ века // Юбилейный Архиерейский Собор Русской Православной Церкви. Храм Христа Спасителя, 13-16 августа 2000 года: Материалы. М., 2001. С. 286. ↩
- Доклад митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия, председателя Синодальной комиссии по канонизации святых // Освященный Архиерейский Собор Русской Православной Церкви. Храм Христа Спасителя, Троице-Сергиева Лавра 3-8 октября 2004 года: Материалы. М., 2005. С. 76. ↩
- Доклад митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия, председателя Синодальной комиссии по канонизации святых, на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви 2008 г. // http:// www.patriarchia.ru/db/text/427101.html ↩
- http://www.patriarchia.ru/db/text/65980.html ↩