А. Хандога
Судьба хилиазма в латинской патристике и роль блаженного Августина Гиппонского в его переосмыслении
С первых веков христианства и по настоящее время продолжается «вражда» между милленаристами и иммилленаристами, которые находятся как в лоне Православной Церкви, так и за его пределами. Поэтому нам кажется своевременным и очень важным в контексте доникейского периода освятить точку зрения на хилиазм (или иначе — милленаризм) такого выдающегося учителя Церкви, как блаженного Августина Гиппонского, т.к. его мнение по данному вопросу Вселенская Церковь еще в первом тысячелетии приняла как самое авторитетное.
Ключевые слова: хилиазм, милленаризм, Апокалипсис святого апостола Иоанна Богослова, милленаристы, иммилленаристы, Священное Писание, Ориген, Тихоний, блаженный Иероним Стридонский, блаженнный Августин Гиппонский.
Некогда и мы думали так.
Блаженный Августин Гиппонский1
Введение
Согласно Божественному домостроительству православная эсхатология тесно связана с православной космологией. Ибо, хотя космология преимущественно рассматривает начало мира и создание времени, а эсхатология — конец мира и конец времен, тем не менее, космология совершенно не может устраниться от проблемы конца универсума2. Поэтому для христианских писателей I-III веков, как и для стоиков, живших в этот период, истиной было то, что «мир разрешится в огне» (см.: 2 Петр. 3:7)3. Но в отличие от последних они ожидали не нового космогонического цикла по принципу «конец и вновь начало», а «нового неба и новой земли», а также «нового Иерусалима в конце времен» (см.: Откр. 21:1-2). Вследствие этого в доникейский период решался следующий вопрос: произойдет ли немедленный переход от тленных стихий к новому нетленному миру или он случится через некий особый промежуток, в течение которого произойдет последний расцвет старого мира, праведники не будут умирать, но будут «царствовать со Христом на протяжении тысячи лет» (см.: Откр. 20:6)?
- Виды милленаризма
Различные взгляды на способы толкования книг Священного Писания и, в частности, 20-й главы Апокалипсиса4, которая является «ключом» к разгадке учения о тысячелетнем царствии Христовом, в доникейский и посленикейский периоды «привели к формированию двух больших групп (или видов. — Н.Х.): милленаристов и амилленаристов»5.
Милленаристы, т.е. представители первого вида, верили, что «тысячелетнее царство следует за пришествием Христа, Который явится, чтобы начать Свое царство, а праведные умершие воскреснут и будут царствовать с Ним на земле на протяжении тысячи лет. После этого случится последнее восстание, которое будет сразу же подавлено, нечестивые умершие подвергнуться суду, и потом наступит вечность»6.
В этом милленаристы руководствовались «иудейскими ожиданиями предстоящего мессианского Царства на земле, наступившими после разрушения Иерусалима (т.е. они находили подтверждения своим мыслям в иудейской апокалиптической литературе, написанной за несколько столетий до Рождества Христова, как, например, в «Книге Юбилеев», «Завете двенадцати патриархов», «Сивиллиных книгах» и др. — Н.Х.)»7, которые имели несомненно земной, национальный характер. Кроме того, они ссылались на ветхозаветные пророчества (см.: Быт. 49:10; Пс. 71:8-12; Ис. 49, 10-11 и др.), в которых говорилось о жизни избранного народа в Обетованной земле, т.к. «эти пророчества имели некий не исполнившийся остаток, относящийся к эсхатологическим временам, к будущему Царству Божию»8.
Милленаризм, или «исторический премилленаризм»9, берет свое начало с апостольского века в учении эвионитов и еретика Керинфа10; активно развивается во II и III веках и приходит в упадок в восточной части Церкви в начале IV века11, а в западной части Церкви — в конце IV века12. На Востоке этого учения придерживались Папий Иерапольский, Псевдо-Варнава, Ерм, Непот Египетский и святитель Мефодий Патарский. В свою очередь, на Западе к милленаристам можно причислить святого мученика Иустина Философа, святителя Иринея Лионского, святителя Ипполита Римского, а также монтанистов; среди латиноязычных писателей — Тертуллиана (ок. 155-160 — после 220) (с известными оговорками)13, Коммодиана (перв. пол. III в.), святителя Викторина Петавийского (ок. 230-303/304) (также с известными оговорками)14 и Лактанция (ок. 250 — ок. 325).
Как справедливо замечает Д. Степаненков, «с первых веков христианства существуют два вида хилизма: чувственный (телесный) и духовный»15. Признаки первого, т.е. чувственного хилиазма, заключались в следующем: «тысячелетнее царство Иисуса Христа на земле, восстановление Иерусалима в прежнем величии и блеске, исполнение всех предписаний и постановлений обрядового закона Моисеева со всеми ветхозаветными жертвами, блаженство праведников должно будет состоять тогда во всевозможных чувственных радостях и наслаждениях»16. Другими словами, «для первого (вида. — Н.Х.) хилиазм есть цель истории, идеал прогресса, достигаемый в историческом развитии, следовательно, он всецело относится к будущему»17. Признаки же второго, т.е. духовного хилиазма соответственно имели отрицательный оттенок: «тысячелетнее царство удовольствий чистых, духовных, нет ни восстановления Иерусалима в прежнем великолепии, ни выполнения обрядового закона Моисеева»18. Кроме того, Д. Степаненков распределяет писателей-милленаристов согласно этим признакам на две группы19. С подобным делением можно согласиться только отчасти, т.к. среди латиноязычных писателей, относящихся ко второй группе (т.е. среди представителей духовного хилиазма), находятся Коммодиан20 и Лактанций21, которые придерживались грубо материалистических воззрений и «демонстрировали» буквальный подход к тексту Священного Писания.
После Лактанция в западной части Церкви мы не можем назвать ни одного сколько-нибудь значимого богослова-милленариста, за исключением Амброзиастра, или Псевдо-Амвросия, о котором известно, что он жил в Риме в понтификат папы Дамаса (364-384)22. Ни святитель Иларий Пиктавийский, ни Марий Викторин, ни Зинон Веронийский, ни святитель Амвросий Медиоланский милленаристами не были. Подобный отход ведущих богословов от милленаризма был связан с двумя причинами. Во-первых, Миланский эдикт 313 года прекратил гонения и уничтожил эмоциональную основу для скорого ожидания тысячелетнего Царства Христова. И во-вторых, если не господство, то широкая распространенность александрийского метода толкования Священного Писания «выбивали почву» из-под буквального толкования 20-й главы Апокалипсиса.
Иммилленаристы, т.е. представители второго вида, верили, что «миллениум начинается при воскресении Христа и закончиться с Его финальным пришествием. Этот взгляд называется амилленаризмом, хотя лучше назвать его более просто “начавшийся милленаризм”, так как “амилленаризм” является более неопределенным (понятием. — Н.Х.)»23. Таким образом, «Христос может прийти в любое время и будет судить мир, и даст вечное блаженство праведникам, новое небо и новую землю»24.
Первым иммилленаристом на Западе стал римский пресвитер Кай (втор. пол. II в.), который полемизировал с монтанистами, и, в частности, с их главой — Проклом, т.к. они не только искажали истинную веру, но также придерживались милленаристических воззрений. В результате чего он «значительно выиграл в своем споре с хилиастами тем, что подорвал один из главных источников (т.е. отвергнул подлинность и каноническое достоинство Откровения св. ап. Иоанна Богослова. — Н.Х.), из которого они почерпывали и авторитетом которого старались подтвердить основные догматы своей доктрины»25.
Первым же иммилленаристом на Востоке явился Ориген (ок. 185-254)26. Он выбрал несколько иную тактику в борьбе с милленаристами, чем римский пресвитер Кай, а также по-иному подошел к решению этой злободневной проблемы. «Став во враждебные отношения к хилиазму в вопросе относительно понимания Священного Писания, Ориген пытается далее ослабить одно из главных оснований, на котором хилиасты старались подтвердить справедливость своих надежд и ожиданий, — именно буквальное понимание Апокалипсиса. Признавая эту священную книгу подлинным произведением святого Иоанна (Богослова. — Н.Х.), Ориген постарался отнять у хилиастов всякую возможность пользоваться ею для доказательства истинности и справедливости своих представлений; он доказывает, что Священное Писание вообще и Апокалипсис в частности должно понимать не в прямом буквальном смысле, а иносказательно, аллегорически»27. Таким образом, Сын Божий, по учению Александрийского катехета, «придет во второй раз не с целью устроения земного царства, а для воскрешения людей из мертвых и суда над ними»28.
Кроме того, на Востоке в доникейский период с милленаристами боролся святитель Дионисий Александрийский. На Западе же в это время, т.е. в III веке, противников хилиазма не было, но зато в посленикейский период, так же как и на Востоке в доникейский период, появились иммилленари- сты. Среди них: Тихоний (ум. между 390-400 гг.)29, блаженный Иероним Стридонский (ок. 347-419/420)30 и блаженный Августин Гиппонский (354-430).
- Иммилленаризм блаженного Августина Гиппонского
Главным борцом с милленаризмом в западной части Церкви стал блаженный Августин Гиппонский31, давший «новое мистическое осмысление истории, уже не нуждающееся в хилиазме (ибо оно приравнивало метаисторическое торжество правды к историческому торжеству неправды)…»32
Блаженный Августин в ранний период жизни, т.е. после принятия крещения (387) и до принятия епископства (летом 395 г.), с особой любовью предавался милленаристическим надеждам и ожиданиям33. Но вместе с тем специально посвященных трактатов по эсхатологии и, в частности, по хилиазму, написанных им в это время, не сохранилось (возможно, он их и не писал), но до нас дошел ряд трактатов разной тематики, в тексте которых можно проследить эволюцию его милленаристических воззрений.
В трактате «О Книге Бытия против манихеев», написанном в 388/390 годах, блаженный Августин впервые упоминает о семи периодах мира. Он говорит, что шестой период, который типологически соответствует шестому дню творения мира, когда человек был создан Богом и произошло воплощение Христа, это время, когда человек будет воссоздан Сыном Божиим. Он заканчивается вечером шестого дня от великой скорби, как говорится в синоптических Евангелиях (см.: Мф. 24:29; Мк. 13:24), но это уже утро седьмого дня, когда произойдет славное и окончательное возвращение Христа, т.к. этот день не имеет вечера, и святые «отдыхают от работы со Христом»34. Кроме того, блаженный Августин в данном пассаже, указывая на земной характер отдыха святых и не определяя его периодом в одну тысячу лет, не использует слово «вечность» (aeternitas), что, в свою очередь, у некоторых исследователей может вызвать сомнение в его немил- ленаристическом содержании, но это только на первый взгляд. Самое главное — здесь говорится о седьмом периоде, который обычно встречается в писателей-милленаристов, или писателей, исповедующих умеренный милленаризм, как например, у Амбразиастра35.
В трактате «Об истинной религии», написанном в 389/391 годах, блаженный Августин продолжает разрабатывать тему семи периодов мира. В связи с чем он говорит: «Отныне седьмой период есть вечный покой и блаженство, которое не должно быть помечено никаким возрастом»36. Следовательно, нужно различать вечное блаженство и седьмой период, которому принадлежит время, несмотря на прилагательное «вечный» (aeterna), которое в латинском языке, во-первых, указывает на временной срок, а во-вторых, иметь значение вечности.
Дополнением к сказанному являються трактат «О 83-х различных вопросах», написаный блаженным Августином в 388-395/396 годах, где, во-первых, в «57-м вопросе»37 речь идет о символике 153 рыб из рассказа о чудесном улове из 21-й главы Евангелия от Иоанна. Эти рыбы, по истолкованию блаженного Августина, обозначают праведников, отделенных от грешников до конца времен. В связи с чем он говорит: «Праведники будут царствовать во вся веки, как написано в Апокалипсисе, прежде чем наступит вечность в городе, описанном в этой книге»38. Таким образом, здесь изложена милленаристическая концепция эсхатологических событий, которая следует из буквального прочтения 20-й и 21-й глав Откровения святого апостола Иоанна Богослова. И во-вторых, в «58-м вопросе»39 описывается история человечества, состоящая из шести периодов, за которыми должна наступить последняя суббота40. Кроме того, этот момент очень близок к параллельному пассажу из трактата «О Книге Бытия против манихеев», где говорится о «вечном покое» (sempiterna requies), который, следовательно, означает последнюю субботу41.
Таким образом, следуя хронологии трактатов, можно с большей долей вероятности сказать, что еще в 394/395 годах блаженный Августин не отверг учение о тысячелетнем царствии Христа со святыми. Но впоследующем под влиянием «Толкования на Апокалипсис» Тихония42, точнее, его метода истолкования Апокалипсиса43, блаженный Августин Гиппонский «принял чисто духовное понимание миллениума, которое потом блестяще развил в своих трудах»44. Кроме того, этому способствовало приобретенное им греко-латинское образование, согласно которому «он сочувственно относился к аллегоричес- ки-мистическому направлению Александрийской школы, усвоил господствовавшие в ней мрачные взгляды на тело, на здешнюю земную жизнь как темницу, как тяжелые трудноносимые оковы»45.
Первый немилленаристский текст — «Толкование на 6-й псалом», написанный предположительно блаженным Августином в первой половине 395 года, в котором он прежде всего опирается на интерпретацию заголовка псалма в Септуагинте и Итале «О восьмом». В связи с чем блаженный Августин считает, что в восьмой день должен случиться Страшный Суд, а также, что эта идея содержится в Священном Предании Церкви: «Некоторые авторы увидели в нем день суда, т.е. время пришествие Господа нашего (Иисуса Христа. — Н.Х.), когда он придет судить живых и мертвых. Это пришествие, если вы делаете вычисление начиная с Адама, случится, как полагают, после семи тысяч лет: семь тысяч лет проходят, как семь дней (см.: Пс. 89:6; 2 Пет. 3:8), затем наступит время, которое мы можем назвать восьмым днем»46.
Кто те авторы, которые считают упоминавшийся в 6-м псалме день суда восьмым днем? Это, во-первых, святитель Ипполит Римский, творения которого, по мнению большинства исследователей, блаженный Августин никогда не читал47, и это, во-вторых, святитель Викторин Петавийский, который написал под влиянием святителя Ипполита трактат «О сотворени мира» и «Толкования на Апокалипсис»48. В трактате святителя Викторина «О сотворении мира» говорится следующее: «И потому Давид в шестом псалме просит Господа за восьмой день, чтобы Он не в ярости своей обличил его и не в гневе осудил его (Пс. 6:1-2). Это действительно восьмой день этого будущого суда, который будет вынесен за пределы порядка устроения той недели»49. Это, несомненно, источник блаженного Августина, так как толкование на 6-й псалом не встречается у писателей более раннего периода.
Здесь впервые блаженный Августин, опираясь на слова Христа о незнании Сыном Божиим дня Второго Пришествия (см.: Мф. 24:36), отвергает идею, что история мира имеет продолжительность в семь тысяч лет: «Если действительно судный день должен случиться в конце семи тысяч лет, то всякий человек может вычислить год, знать день пришествия Христа»50. В связи с чем блаженный Августин «отказался от того, чтобы высчитывать конец времен. Он указывает, что некоторые вычислили продолжительность Церкви в 400, 500 и, соответственно, 1000 лет. То есть Августин оказывается одним из тех святых отцов (в православной традиции — учителей Церкви. — Н.Х.) (за исключением Оригена), кто самым скептическим образом был настроен относительно апокалиптических ожиданий»51. Следовательно, отказ блаженного Августина Гиппонского от тысячилетия, основанный на типологии недели, не имеет ничего удивительного, т.к. он слушал и читал творения святителя Амвросия Медиоланского52, который был ревностным читателем экзегетических трудов Оригена. Поэтому для блаженного Августина восмерица в заголовке 6-го псалма была только обозначением воскресения Христа.
В последующем блаженный Августин особое внимание уделяет седьмому дню. В «36-м письме», написанном блаженном Августином предположительно в 396-397 годах, он отвечает на вопрос священника Казулана о посте в субботу, который соблюдался в некоторых церквах: «В Риме и в других церквах Запада, — говорит блаженный Августин, — мы никогда не постимся по субботам, за исключением Великой Субботы, день, когда плоть Христа как Бога положили во гроб, как будто Бог тогда, как в первый раз после творения мира отдыхал в этот день от всех дел Своих (см.: Быт. 2:2)»53. В воспоминание этой скорби Его ученики, т.е. апостолы, постились в Великую Субботу и нарушали пост других суббот, чтобы сохранить покой истинной субботы. Таким образом, упоминаемый покой в седьмой день — это отдых после смерти и «вечный покой, в котором и заключается истинная суббота»54, которая случится после воскресения Христа. Следовательно, «36-е письмо» представляет собой поиск решения без тысячелетия объяснить отдых в седьмой день.
В трактате «Против Фавста-манихея», написанном блаженным Августином в 397-398 годах, уточняется, что покой святых в седьмой день произойдет «не в этой жизни, но в другой», «где богатый увидит отдых бедного, в то время как он сам мучается в аду»55. Таким образом, седьмой день — образ промежуточного состояния, которое наследуют праведники между смертью и всеобщим воскресением, которое будет в последние времена.
В 55-м письме, написанном блаженным Августином Януарию около 400 года, эти мысли находят развитие, т.к. он старается объяснить, между прочим, что если христиане обязаны соблюдать заповеди Декалога, заповедь о субботе должна исполняться ими не буквально, но духовно, т.к. суббота предвосхищает освящение праведных Духом Святым, как говорится в Священном Писании, что «Бог освятил седьмой день» (см.: Быт 2:3)56. Кроме того, здесь блаженный Августин старается отличить символизм седьмого дня от восьмого.
Седьмой день освящен страданиями Христовыми, а также является промежуточным состоянием, которое будут иметь праведники перед всеобщим воскресением. Это уже не земное царствование Христа со святыми до восстановления мира, но покой мертвых во Христе, пока наступит всеобщее воскресение. Между седьмым и восьмым днями переход происходит постепенно, «седьмой день не имеет вечера, потому что это отдых, который не имеет конца», «восьмой день следует за уничижением (Христовым. — Н.Х.), иначе он не был бы вечным <…> Первая жизнь не заканчивается, но делается вечной»57. Другими словами, восьмой день символизирует новую жизнь после преобразования мира, царство, где «последний враг, смерть, будет уничтожен»58.
Дополнением к сказанному является 13-я книга «Исповеди», написанная блаженным Августином, вероятно, около 401 года, в которой он говорит: «Седьмой день не имеет вечера и заката, потому что Ты освятил его навеки»59. Формула не отличалась от тех, которые можно найти в его время у писателей-милленаристов. Но затем блаженный Августин упоминает о «покое вне времени»60, что является доказательством того, что он отказался от учения о тысячелетнем царствии Христа со святыми, т.к. седьмой день имел временные рамки.
В заключение нужно упомянуть также и о трактате «О Граде Божием к Марцеллину», написанном блаженным Августином в поздний период (413-427), где он особое внимание уделяет толкованию 20-й главы Апокалипсиса61. В результате блаженный Августин Гиппонский пришел к перетолкованию теории о двух воскресениях святителя Амвросия Медиоланского62, «заимственную» еще им у Оригена: «И потому, когда наступит день, в который совершится воскресение тел, они выйдут из гробов не для жизни, но для суда, т.е. для осуждения, которое называется второю смертью. Ибо кто не ожил, пока окончится тысяча лет, т.е. кто во весь тот период времени, в который совершается первое воскресение, не услышал глас Сына Божия и не перешел от смерти к жизни, тот во второе воскресение, которое будет воскресением плоти, окончательно вместе с этой плотью перейдет в смерть вторую»63. Другими словами, под первым воскресением блаженный Августин подразумевает религиозно-нравственное воскресение душ при жизни, а под вторым — воскресение тел при кончине мира, т.е. перед Страшным Судом.
Тем самым блаженный Августин Гиппонский «установил норму для кафолической экзегезы на Западе (и на Востоке. — Н.Х. ), отказавшись от милленаристского толкования 20-й главы Откровения, которого придерживался раньше, в пользу мнения, что тысяча лет, которая упоминается в этом тексте, относится к истории Церкви»64. Следовательно, блаженный Августин перешел от милленаристских позиций к иммилленаристским, утверждая, что тысячелетнее царство Христово наступило. И это — бытие Церкви.
Заключение
После смерти блаженного Августина Гиппонского диспуты с милленаристами заканчиваются, т.к. именно его толкование 20-й главы Апокалипсиса стало «примирением» новозаветной эсхатологии с ветхозаветной эсхатологией. Сначала в западной части Церкви, а потом и в восточной части Церкви благодаря блаженному Иерониму Стридонскому и блаженному Августину Гиппонскому, использовавшим аллегорический метод истолкования Священного Писания, утверждается духовное понимание миллениума, согласно которому тысячелетие, упоминаемое в Откровении святого апастола Иоанна Богослова, подобает осмысливать только в таинственном смысле, т.е. под ним подразумевать время земного развития Царства Небесного или период существования Церкви Христовой на земле (от первого пришествия Христова, (точнее, от Пятидесятницы), до второго пришествия Христова). Поэтому придерживаться хилиазма даже как частного богословского мнения для православных христианин совершенно недопустимо.
Примечания
- Augustinus. De civitate Dei 20, 7 / Ed. E. Hoffmann // Corpus Scriptorum Ecclesiasticorum Latinorum (далее: CSEL). 1900. Vol. 40/2. P. 440. ↩
- Подобного мнения придерживается западный исследователь Р. Рассел: «Учение о творении ex nihilo подразумевает, что Вселенная сотворена как способная преобразиться. Бог сотворил ее так, чтобы затем ее преобразить. Творение ex nihilo подразумевает и творение ex vetera. В этом утверждении отражено радикальное расширение традиционной концепции творения, которая старалась разделить творение и искупление. Воскресение Иисуса дает нам усовершенствованную концепцию творения!» (Рассел Р. Воскресение, эсхатология и космология: принципы их творческого взаимодействия / Под ред. А. Гриба // Научное и богословское осмысление предельных вопросов: космология, творение, эсхатология. М., Библейско-богословский институт св. апостола Андрея, 2008. С. 37.) ↩
- См., например, высказывание по данному вопросу Коммодиана:
«Тогда семь месяцев земля будет очищаться огнем,
И Того, Кто был уничижен (т.е. Сына Божия. — Н.Х.),Узрят грядущим с неба». (Commodianus. Carmen apologeticum 1041-1042 / Ed. B. Dombard // CSEL. 1887. Vol. 15. P. 184-185.) ↩
- Точнее, первых ее шести стихов: «И увидел я Ангела, сходящего с неба, который имел ключ от бездны и большую цепь в руке своей. Он взял дракона, змия древнего, который есть диавол и сатана, и сковал его на тысячу лет, и низверг его в бездну, и заключил его, и положил над ним печать, дабы не прельщал уже народы, доколе не окончится тысяча лет; после же сего ему должно быть освобожденным на малое время. И увидел я престолы и сидящих на них, которым дано было судить, и души обезглавленных за свидетельство Иисуса и за слово Божие, которые не поклонились зверю, ни образу его, и не приняли начертание на чело свое и на руку свою. Они ожили и царствовали со Христом тысячу лет. Прочие же из умерших не ожили, доколе не окончится тысяча лет. Это — первое воскресение. Блажен и свят имеющий участь в воскресении первом: над ними смерть вторая не имеет власти, но они будут священниками Бога и Христа и будут царствовать с Ним тысячу лет» (Откр. 20:1-6). ↩
- Кюэн А. Эсхатология евангельских христиан // Учение о спасении в различных христианских конфессиях. М., Библейско-богословский институт св. апостола Андрея, 2005. С. 152. ↩
- ТенниМ.С. Обзор Нового Завета. М., Ассоциация «Духовное возрождение», 2000. С. 448. ↩
- Kremer J. Tausendjahriges Reich und Weltende. Die Aussagen uber 1000 Jahre in der Apokalypse // Stimmen der Zeit. 1999. Bd. 217. S. 795. ↩
- Акимов B.B. История христианской Церкви в доникейский период. Минск, Ковчег, 2012. С. 173. ↩
- Уинтерс Г. Комментарии по Книге Откровение Иоанна Богослова. Победа христиан — вечная жизнь на небесах: Учеб.-метод. пособие / Пер. с англ. Л. Голубева. Киров, Триада-С, 1998. С. 307. ↩
- Подобного мнения придерживался один русский исследователь: «Грубое развитие хилиастических иудейских идей в христианской Церкви представляют еретики первенствующих времен (т.е. эвиониты. — Н.Х.). Отцом и первым распространителем грубого чувственного хилиазма, проникнутого характером иудейских традиций, считают известного еретика апостольского века Керинфа». (Никольский П.Ф. Краткий очерк истории хилиазма в древней Церкви // Вера и разум. 1911. T. 3. № 15. С. 335.) ↩
- См.: ЕвменовД. Обетования Царства // Альфа и Омега. № 2 (20). 1999. С. 263. ↩
- См.: Ким Н., свящ. Тысячелетнее Царство: Экзегеза и история толкования ХХ главы Апокалипсиса. СПб., Алетейя, 2003. С. 292. ↩
- Так как его воззрения «находятся на стыке милленаризма и постмилленаризма (т.е., по мнению представителей этого вида, пришествие Христа состоится после окончания тысячелетнего царства. — Н.Х.). В учении Тертуллиана о тысячелетнем Царстве нет ярко выраженного материализма, напротив, он делает акцент на духовном аспекте радостей в тысячелетнем царствии. Самобытной чертой Тертуллиана является представление о воскресении святых сообразно заслугам». (Хандога Н.А. Латинский хилиазм III-IV вв. // Христианские чтение. № 2 (33). 2010. С. 174.) ↩
- Так как свт. Викторин в своих творениях «органично сочетает буквальное толкование с духовно-аллегорическим. Хотя он упоминает о пиршестве святых и умащении их мазями, но эта деталь носит скорее символический, чем реальный характер. Нигде свт. Викторин не говорит о возможности вступать в брак и рождать детей в тысячелетнем Царстве Христовом, т.к. понимает его преимущественно духовно». (Хандога НА. К вопросу об эсхатологических представлениях Коммодиана и свт. Викторина Петавийского // Труды Перервинской православной духовной семинарии. № 6 (3). 2012. С. 42-43.) ↩
- Степанков Д. Хилиазм и древняя Церковь // URL: // http:// www.bogoslov.ru/text/3273647.html (дата обращения: 01.09.2013). См. также: Булгаков С.Н. Апокалиптика и социализм // Соч. в 2-х тт. Т. 2: Избр. статьи. М., Наука, 1993. С. 418. ↩
- Степанков Д. Хилиазм и древняя Церковь… (дата обращения: 01.09.2013). ↩
- Булгаков С.Н. Апокалиптика и социализм. С. 418. ↩
- Степанков Д. Хилиазм и древняя Церковь… (дата обращения: 01.09.2013). Что же касается определения прот. Сергия Булгакова второго вида хилиазма, то с ним мы никак не можем согласиться, т.к. он в нем излагает позицию противников милленаризма: «…хилиазм принадлежит столько же будущему, сколько прошлому и настоящему, ибо тысячелетнее царство Христа и святых Его есть Церковь, и сатана связан еще при первом пришествии Христа». (Булгаков С.Н. Апокалиптика и социализм. С. 418.) ↩
- Степанков Д. Хилиазм и древняя Церковь. (дата обращения: 01.09.2013) ↩
- В трактате Коммодиана «Наставления» мы читаем:
«С неба ведь город сойдет в воскресении первом.
Что же мы скажем об этом небесном творенье?
Все мы воскреснем, кто преданы были Ему.
Будем нетленны, и жизнь пребудет без смерти,
Там не будет болезни или воздыхания.
В град сей войдут лишь те, кто при антихристе победили
В подвигах мученических, и жизнь на все время стяжая,
Будут вступать они в брак, рождая потомство
Тысячу лет, и даны им будут земные дары.
Ибо земля будет их изливать, без конца обновляясь.
Ливень не хлынет, ни хлад не войдет в эту крепость златую,
И не пребудет, как ныне, осад, грабежа же не будет.
Город этот не будет желать светильников света,
ибо Сам Творец его светом пребудет, там ночи не будет.
Тысяч двенадцать он стадиев будет длиной, шириной, высотой,
Корень пребудет в земле, а глава сравняется с небом.
Пред воротами града солнце с луной воссияют,
Злобный в скорбях заключен ради питания праведных будет,
Бог же в течение тысячи лет сохранит все таковым».(Commodianus. Instructiones 2, 1-20 / Ed. B. Dombard // CSEL. 1887. Vol. 15. P. 63-64.) ↩
- В трактате Лактанция «Божественные установления» мы читаем: «Итак, придет Сын Всевышнего и Великого Бога, чтобы судить живых и мертвых <.> Он, когда уничтожит несправедливость и совершит великий суд, и праведников, которые были от начала, вернет к жизни, будет прибывать среди людей тысячу лет и со всей справедливостью будет царствовать над ними. <.> Те, кто будут живы в телах своих, не умрут тогда, но в течение той же тысячи лет родят бесконечное множество людей, и будет потомство их святым и любезным Богу. Те же, кто восстанут из ада, возглавят живущих как судьи. Язычники же не исчезнут совершенно, но некоторые останутся до победы Божией, чтобы участвовать в триумфе праведников и пребывать под ярмом вечного рабства. <.> После прихода /Сына Божьего/ соберутся со всей земли праведники, и по совершении суда в центре земли будет основан град святой, в котором сам Создатель Бог будет пребывать с праведниками. <.> Тогда удалиться из мира тьма, которая застилала и покрывала небо. И луна обретет сияние солнца и не будет больше убывать. Солнце же будет в семь раз ярче, нежели теперь. Земля явит плодородие свое, и сама будет рождать множество своих плодов. <.> Ни звери тогда не будут питаться кровью, ни птицы добычей, но все будут миролюбивы и кротки. <.> Когда же будут уничтожены нечестивые религии и будет искоренено преступление, земля будет подченена Богу <.> Итак, люди будут вести спокойнейшую и изобильную жизнь и будут равно править с Богом». Lactantius. Divinae Institutiones 7, 24 / Ed. O. Ribbeckioet et G. Hartelio // CSEL. 1890. Vol. 19. P. 658-663. ↩
- В трактате Амброзиастра «Ветхозаветные вопросы и Новый Завет» мы читаем: «Действительно, седьмой день покоя от трудов (см.: Быт. 2:2) — это знак, потому что заканчивается шестое тысячелетие, а в седьмом тысячелетии мы уже будем отдыхать, избавившись от всех вековых работ». Ambosiaster. Quaestiones veteris et novi testamenti 106, 19 / Ed. A. Souter // CSEL. 1908. Vol. 50. P. 245. Кроме того, влияние умеренного милленаризма чувствуется в некоторых пассажах «Толкования на Евангелие от Матфея». См.: Фокин А.Р. Амброзиастер // Православная энциклопедия. 2001. Т. 2. С. 105. ↩
- Beale G.K. The Book of Revelation. A Commentary on the Greek Text. Cambridge, 1999. P. 973. ↩
- Тенни М.С. Обзор Нового Завета. С. 448. ↩
- АльфионовЯ. Хилиазм первых трех веков христианства… С. 244. ↩
- В трактате Оригена «Против Цельса» мы читаем: «Мы можем и на самом деле усмотреть, что иудеи теперь чувствуют склонность исключительно только к басням и вымыслам, потому что они не обладают светом, ведущим к постижению Писаний; между тем как христиане владеют истиной, которая могла возвысить и приподнять душу и ум человека, владеют сознанием, что они суть члены Царства — Царства не земного, какое было у иудеев, но небесного (см.: Флп. 3:20). (Origиne. Contre Celse 2, 5 / Ed. M. Borret // Sources Chmtiennes (далее — SC). 1967. Vol. 132. P. 292.) При этом некоторые западные исследователи, как например, Ж. Кремер, считают первым в восточной части Церкви борцом с хилиазмом Климента Александрийского: «Точке зрения, названной хилиазмом, противостояли восточные отцы Церкви, прежде всего Климент Александрийский (215) и Ориген (254), отрицая его, не в последнюю очередь под влиянием греческой философии». (Kremer J. Tausendjahriges Reich und Weltende… S. 795.) С данным высказыванием Ж. Кремера мы никак не можем согласиться, т.к. пассажи, подтверждающие это в творениях Климента, отсутствуют. ↩
- Альфионов Я. Хилиазм первых трех веков христианства… С. 247. ↩
- Макарий (Оксиюк), митр. Эсхатология св. Григория Нисского. К., Изд-во имени свт. Льва, папы Римского, 2006. С. 162. ↩
- Как справедливо замечает митр. Антоний (Храповицкий), «несмотря на его принадлежность к расколу (т.к. Тихоний был донатиским епископом — Н.Х. ), Церковь долгое время пользовалась его герменевтическими правилами как одним из лучних руководств к толкованию Слова Божьего. Причиной тому было отчасти достоинство самих правил и малочисленность отечественных трудов по методике толкования, но, конечно, главным виновником их распространения был уважаемый во всей западной половине христианского мира учитель Церкви, блаженный Августин». (Антоний (Храповицкий), митр. О правилах Тихония и их значении для современной экзегетики // Альфа и Омега. № 2 (20). 1999. С. 93.) Как, например, в пятом правиле Тихония «О временах» мы читаем: «Шесть дней составляют возраст мира, т.е. 6000 лет. В остатке шестого дня, т.е. тысячи лет, родился, пострадал и воскрес Господь. Остаток тысячи лет назван также тысячею лет первого воскресения. Ибо как остаток шестого недельного дня, т.е. три часа, составляет целый день, один из трех дней погребения (т.е. нахождения Господа во гробе), так и остаток шестого великого дня, в который воскресла Церковь, составляет целый день — тысячу лет». (Tichonius. Liber de septer regulis 5 / Ed. J.-P. Migne // Patrologia Latina (далее — PL). 1848. T. 18. Col. 47 C.) ↩
- При этом нужно иметь в виду, что блж. Иероним в рассказе из Апокалипсиса видел «указание либо на те события, которые частично уже совершились «духовным образом» (spiritaliter) в первое пришествие Христа в жизни Церкви (это — nostrorum temporum sacramenta, «таинства нашего времени»), либо на те, которые полностью совершаться при Его втором и славном пришествии в будущем Небесном Иерусалиме и Небесном Царстве». (Фокин А.Р. Блаженный Иероним Стридонский: библеист, экзегет, теолог. М., Центр библейско-патрол. исслед., 2010. С. 156.) Как например, в дополнении блж. Иеронима Стридонского к «Толкованию на Апокалипсис» свт. Викторина Петавийского мы читаем: «Кто сохранил желанную чистоту девства, кто верно исполнил заповеди декалога и умертвил в сердце своем нечистые нравы и помыслы, чтобы они им не обладали, тот поистине есть священник Христов, и, как мы полагаем, полностью завершив тысячу лет, он царствует со Христом (См.: Откр. 20:6), и поистине у него диавол связан (См.: Откр 20:2)». (Jerome. Finale sur L’Apocalypse / Ed. M. Dulaey // SC. 1997. Vol. 424. P. 126.) ↩
- У читателей и исследователей данной проблематики может возникнуть законный вопрос: а почему не блж. Иероним Стридонский стал главным противником хилиазма на Западе? Все дело в том, что блж. Иероним хотя и решительно отвергал учение о тысячелетнем царствии Христа со святыми (например, он говорил: «.те, кто принимают басню о тысячи лет и, следуя заблуждению иудеев, признают земное царство Спасителя, не понимают, что Апокалипсис Иоанна заключает под поверхностью буквы сокровенные тайны Церкви». (Hieronymus. Commentariorum in Isaiam 8, 26 / Ed. J.-P. Migne // PL. 1845. T. 24. Col. 350 C.), но при этом его «эсхатологическое учение <.> не является ни совершенно ясным и прозрачным, ни до конца последовательным; ответственность за это отчасти лежит на Оригене, следы учения которого, несмотря на его открытую критику, все же остались в эсхатологии нашего автора (например, он учил об очистительном характере огненных наказаний для христиан, совершивших грехи и настигнутых смертью. — Н.Х.)». (Фокин А. Р. Блаженный Иероним Стридонский… С. 155.) ↩
- Аверинцев С. Хилиазм / Под ред. Н.П. Аверинцевой и К.Б. Сигова // София-Логос. Словарь. К., Дух i лггера, 2006. С. 472. ↩
- См.: DulaeyM. А quelle date Augustin a-t-il pris ses distances vis-а- vis du millenarisme? // Revue des Etudes Augustiniennes. 2000. Vol. 46. P. 57. ↩
- Augustinus. De Genesi contra manichaeos 1, 23 / Ed. D. Weber // CSEL. 1998. Vol. 91. P. 110. ↩
- См.: Ambosiaster. Quaestiones veteris et novi testamenti 106, 19 / Ed. A. Souter // CSEL. 1908. Vol. 50. P. 245. ↩
- Augustinus. De vera religione 27, 49 / Ed. J. Pegon // Bibliotheque Augustinienne (далее — BA). 1951. Vol. 8. P. 92. ↩
- Предположительное время написания — 394/395 гг. ↩
- Augustinus. De diversis quaestionibus 57 / Ed. G. Bardy, J. A. Beckaert et J. Boutet // BA. 1952. Vol. 10. P. 166. ↩
- Предположительное время написания — 394/395 гг. ↩
- См.: Augustinus. De diversis quaestionibus 58 / Ed. G. Bardy, J.A. Beckaert et J. Boutet // BA. 1952. Vol. 10. P. 172-175. ↩
- См.: Augustinus. De Genesi contra manichaeos 1, 23 / Ed. D. Weber / / CSEL. 1998. Vol. 91. P. 110. ↩
- «Это можно доказать с помощью точного, однако очень утомительного исследования. Через сравнения Беатуса и блж. Августина можно сначала восстановить в соответствующих отрывках почти точно текст Тихония и на основании его доказать зависимость блж. Августина. Это исследование сделано до мельчайших подробностей (см.: Tyconius. The Turin Fragments: Commentary on the Revelation / Ed. F. Lo Bue, G.G. Wills. Cambridge: Cambridge University Press, 1963). Также в остальных своих высказываниях блж. Августин соприкасается неоднократно, отчасти соглашаясь, отчасти полемизируя, с Комментарием (т.е. «Толкованием на Апокалипсис». — Н.Х.) Тихония, не называя его. Он зависит именно от метода Тихония». (Bousset W. Die Offenbarung Johannis… S. 61.) ↩
- При этом нужно иметь в виду, что «метод изложения Апокалипсиса, очень последовательно удерживаемый Тихонием, является строго спиритуалистическим, и единое цельное его использование вполне осуществилось; этот метод придал Комментарию (т.е. «Толкованию на Апокалипсис». — Н.Х.) его огромное влияние для последующих времен. С последним остатком историко-реалистического истолкования здесь покончено». (Ibidem. S. 58-59.) ↩
- Ким Н., свящ. Тысячелетнее Царство… С. 221. ↩
- Никольский П.Ф. Краткий очерк истории хилиазма в древней Церкви. Т. 3. № 17. С. 606. ↩
- Augustinus. Enarrationes in Psalmos 6, 1 / Ed. E. Dekkers // Corpus Christianorum Series Latina (далее — ŒSL). 1956. Vol. 38. P. 27. ↩
- См.: DulaeyM. А quelle date Augustin a-t-il pris ses distances vis-а- vis du millenarisme?.. P. 49. ↩
- Доказательством чему являются сохранившиеся фрагменты «Толкования на Апокалипсис» свт. Ипполита Римского. См.: Hippolytus. De Apocalypsi (fragments) / Ed. and trans. P. Prigent and R. Stehly // Theologische Zeitschrift. 1973. Bd. 29. S. 313-333. ↩
- Victorin de Pоetovio. De la Construction du Monde 6 / Ed. M. Dulaey // SC. 1997. Vol. 423. P. 142. ↩
- Augustinus. Enarrationes in Psalmos 6, 1 / Ed. E. Dekkers // CCSL. 1956. Vol. 38. P. 27. ↩
- Bousset W. Die Offenbarung Johannis… S. 61. ↩
- В одном из них мы читаем: «/Человеческая история. — Н.Х./ насчитывает более шести тысяч лет, а мы предпочитаем услышать о шести днях как символе». Ambrosius. Expositio Evangelii secundum Lucam 7, 6-7 / Ed. G. Tissot // SC. 1958. Vol. 52. P. 10-11. ↩
- Augustinus. Epistula 36, 5 / Ed. A. Goldbacher // CSEL. 1898. Vol. 34/2. P. 34. ↩
- Augustinus. Epistula 36, 25. P. 55. ↩
- Augustinus. ^ntra Faustum manichaeum 12, 8 / Ed. J. Zycha // CSEL. 1891. Vol. 25/1. P. 336. ↩
- Augustinus. Epistu^ 55, 17. Vol. 34/2. P. 188. ↩
- Ibidem. ↩
- Augustinus. Epistulae 55, 23. Vol. 34/2. P. 194. ↩
- Augustinus. Сonfessiones 13, 36 / Ed. A. Solignac, E. Tréhorel et G. Bouissou // BA. 1992. Vol. 14. P. 530. ↩
- Augustinus. Сonfessiones 13, 37. Vol. 14. P. 530. ↩
- Например, он пишет: «…тысячью лет апостол назвал последнюю, оставшуюся до конца века часть тысячелетия, как бы часть дня, употребив тот способ выражения, по которому часть называется именем целого; или же тысячью лет он назвал все остальные годы этого века, так что совершенным числом обозначается полнота времени». (Augustinus. De civitate Dei 20, 7 / Ed. E. Hoffmann // CSEL. 1900. Vol. 40/2. P. 441. Cр.: Tichonius. Liber de septer regulis 5 / Ed. J.-P. Migne // P.L. 1848. T. 18. Col. 47 C.) ↩
- См.: Аmbrosius. Enarrationes in psalmos duodecim. In psalmum 1, 51-54 / Ed. J.-P. Migne // PL. 1845. T. 14. Col. 948-951. При этом нужно иметь в виду, что «теория двух воскресений и разделение имеющихся воскреснуть на три категории принадлежит к числу наиболее трудных мест в эсхатологии св. Амвросия и в научной литературе находит неодинаковую оценку и объяснение. Здесь возможно видеть или прямой хилиазм, или же только следы родственного учения Оригена о двух судах, хотя сам Ориген при своем крайнем спиритуализме и не принадлежал к числу защитников хилиазма со всеми его существенными подробностями. Многие исследователи (как, например, Т. Форстер, Ж. Кельнер. — Н.Х.) обнаруживают больше склонности к первому из этих предположений. <.. .> Бесспорно, теория двух воскресений несколько напоминает нам хилиазм; но кажется также, что сходство ее с хилиазмом не полное и дальше видимой внешности не простирается». (Адамов И.И. Святитель Амвросий Медиоланский / Под общ. ред. проф. МДА А.И. Сидорова. Сергиев Посад, 2006. С. 484.) ↩
- Augustinus. De civitate Dei 20, 9 / Ed. E. Hoffmann // CSEL. 1900. Vol. 40/2. P. 453. ↩
- Пеликан Я. Христианская традиция. История развития вероучения. Т. 1: Возникновение кафолической традициии (100-600). М., Духовная библиотека, 2007. С. 124. ↩