mospat.ru
Опубликовано в журнале "Церковь и время" № 66


В. М. Кириллин

Образ преподобного Сергия Радонежского в Сказании Авраамия Палицына об осаде Троице-Сергиева монастыря

к 700-летию преподобного Сергия

Статья посвящена одному из интереснейших памятников древнерусской литературы конца XVI — начала XVII века, «Ска­занию об осаде Троице-Сергиева монастыря». Его автор — ке­ларь этого монастыря Авраамий Палицын — опирался на пись­менные и устные свидетельства, а отчасти и на собственные впечатления. Автор показал, что ниспослание помощи Божией проявлялось в заступничестве Пресвятой Богородицы, явлениях преподобного Сергия Радонежского защитникам и насельникам монастыря.

Ключевые слова: келарь, сказание, оборона Троице-Сергиева монастыря, преподобный Сергий, чудотворение, видение, заступ­ничество, насельник.

 

В 1620 году бывший келарь Троице-Сергиева монастыря Авраамий Палицын1, будучи на Соловках, закончил свой боль­шой литературный труд — «История в память предыдущим ро­дом»2. Труд был посвящен событиям 1584-1618 годов, пережи­тым русским обществом в период от времени восшествия на царский престол Феодора Иоанновича до заключения русско- польского мира в селе Деулино, недалеко от Троицкой обители. Представляя собой один из интереснейших обзоров Смутной эпохи, это произведение закономерно обрело популярность сре­ди русских книжников и, соответственно, сохранилось в боль­шом количестве списков (226) и нескольких вариантах3. Значи­тельное место в нем, а именно главы 7-574, занимает повество­вание об осаде Троице-Сергиева монастыря объединенной ар­мией Лжедимитрия II, или Тушинского вора, продолжавшейся 16 месяцев, с 23 сентября по ст. ст. 1608 года до 22 января 1610 года, — «Сказание, что содеяшеся в дому Пресвятыя и Живона- чальныя Троица и како заступлением Пресвятыя Богородица и за молитв великих чюдотворцев Сергиа и Никона избавлена бысть обитель сия от польских и литовских людей и русских изменников, того же келаря инока Авраамия Палицына»5.

Уместно сразу оговориться: вопреки сложившейся трак­товке означенное произведение вернее считать повествовани­ем не об осаде, а именно об обороне монастыря сравнительно небольшим числом защитников (стрельцов, монахов, кресть­ян) от атак многотысячного войска во главе с гетманом Яном Сапегой. Действительно, опираясь на письменные и устные свидетельства, а также отчасти на собственные впечатления, Авраамий Палицын сообщает о разных эпизодах борьбы за монастырь. Но свои рассказы он объединяет в целое не на ос­нове единства сюжета и действующих персонажей, а на основе единства темы и идейной задачи «известит» о заступничестве за обитель Пресвятой Богородицы, согласно обещанию, неког­да данному Ею святому Сергию Радонежскому6, а также о по­мощи Божией, ниспосылаемой монастырю во множестве чу- дотворений как по молитвам преподобных Сергия и Никона, так и через них лично.

Действительно, в период Смуты духовное значение Тро­ицкого монастыря осознавалось в народе особенно ясно. Борьбу у его стен воспринимали как земное и надмирное столкно­вение добра и зла. И возможное падение обители, вероятно, должно было быть истолковано как исход Божественной бла­годати из Русской земли, — итог того, что и молитвы великого преподобного игумена оказались бессильными, и вековечное попечение Богоматери прекратилось, и Сам Господь, соответ­ственно, явил безучастие к бедам православного народа. По­этому, несомненно, религиозный смысл стояния за эту цита­дель аскезы и молитвы в представлении многих московитов — и ее защитников, и сторонних наблюдателей — сопрягался с их конфессиональными и патриотическими интересами, с их усилиями оградить свою веру и свое отечество от бесцеремон­ного и безжалостного супостата.

Продемонстрировать данное тождество как раз и стре­мился Авраамий Палицын в своем сочинении.

Подтверждением того, что Господь по-прежнему забо­тится о монастыре и всей России, являются в «Сказании» рас­сказы о чудесах вмешательства воли Божией в ход борьбы за обитель. В них автор стремился в деталях показать своим чита­телям, как небесная помощь ниспосылалась защитникам оби­тели в самых трудных для них обстоятельствах. Явление тако­вой открывалось в видениях. Причем видений удостаивались и защитники монастыря, и осаждавшие. Первым в видениях по­давалось поддержка, вторым — устрашение.

«Видение»7 в данном случае термин условный, поскольку в соответствующих эпизодах главное внимание рассказчика об­ращено не к визионеру и его состоянию, а к личности, таинствен­но представшей перед ним, явившейся ему во сне или наяву. Так что вернее было бы пользоваться здесь термином «явление».

В качестве главного действующего лица в подобных ви­зионерских эпизодах «Сказания о Троицкой осаде» обычно выступает преподобный Сергий Радонежский, реже его уче­ник преподобный Никон, святитель Серапион Новгородский и др. В пределах текста произведения — от введения, в котором Авраамий сообщает о своих литературных задачах, до заклю­чения в виде «благодарственного» слова «о всех чудотворени- ях», — великий основатель обители как таинственный соучас­тник боевых действий предстает многократно8: трижды является пономарю Иринарху9; дважды — архимандриту Иоасафу10, а также (сначала явно, потом сновидно) войску казаков-измен- ников и казачьим атаманам одновременно; наконец по одному разу — гетману Сапеге с польско-литовскими начальниками11, братии монастыря12, двум галицким казакам из стана изменни­ков13, монастырскому оборонному гарнизону14 и некоему боль­ному насельнику обители15 (см. главы: «О явлении чюдотворца Сергиа и о приступе и о запалении пивного двора», «О явле­нии Сергиа чюдотворца архимариту Иасафу», «О Иване Рязанце», «О стрельбах по граду ноября в 8 день», «О умноже­нии во граде беззаконна и неправды», «О утешении чюдотвор­ца явлением Илинарху», «О явлении чюдотворца Сергиа», «О том же свидетельство»). При этом образ святого очерчивается в произведении несколькими способами, если не принимать здесь во внимание единственного случая скупой констатации самого факта явления, без каких-либо деталей и атрибуций: «И тоя же нощи во сне явися преподобный чюдотворец Сергий атаманом и многим казаком»16.

Самый распространенный, традиционный и тривиальный прием — это использование эпитетов, обычно устойчивых и потому лишенных яркой смысловой или эмоциональной силы: «великаго чюдотворца Сергиа»17, «преподобнаго отца нашего Сергиа»18, «святаго и блаженнаго отца нашего Сергиа»19, «пре­подобный Сергий чюдотворец»20, «святый чюдотворец Сер­гий»21, «преподобнаго и великаго аввы Сергиа»22, «Сергий чю­дотворец»23, «дивнаго же в чюдесех преподобнаго и богоноснаго отца нашего Сергиа чюдотворца»24. Собственно, это даже и не прием, поскольку употребление подобных эпитетов не мотивировано стремлением автора выявить в личности вели­кого святого какие-то отличительные, характеристические чер­ты, это просто дань литературному этикету, а также обычаю официального именования подвижников Церкви, дань, никак не связанная с идейно-художественной спецификой литератур­ного творчества. К этим простым, однозначным определениям иногда примыкают содержательно более сложные, разверну­тые определения, в которых уже кроется метафорическое ука­зание на отдельные духовные свойства личности преподобно­го, например, на его постоянную попечительную и утешительную заботу о духовных чадах: «благаго же и неизменнаго Вла­дыки благий верный раб неотступно о душах промышляя, дав­шихся ему»25 или «утешаяй в скорбех великий чюдотворец Сергий»26. Особенно важны в этом ряду эпитеты, квалифици­рующие степень святости и чудодейственности преподобного Сергия: «освященный верше» и «поновившему чюдеса Еуфимиа Великого и Феодосиа»27.

Вкупе с эпитетами (структурно и семантически простыми и развернытыми) Авраамий применяет способ словесной харак­теристики внешности или действий преподобного Сергия: «И виде (пономарь Иринарх. — В. К ) святаго ходяща по граду и по службам, кропяща святою водою монастырская строениа»28; «ви­дит (архим. Иоасаф. — В.К.) <. . .> стояща против чюдотворнаго образа Святыя Живоначальныя Троица и руце свои горе воздевша и молящяся со слезами Святей Троице»29; «Видешя бо (Иван Ря­занец. — В. К ) около града по поясу ходящих дву старцов, бра­ды седы, светозарны образом, яко быти им по образу и по подо­бию великим чюдотворцом Сергию и Никону. Един же (т.е. Сер­гий. — В.К.) в руце имеяше кадильницу злату, а над кадильни­цею животворящий крест и кадяще обитель свою и огражаше честным и животворящим крестом стены града <…> от лица же его неизреченный свет сиаше, яко огнь паля»30; «видешя (стар­цы монастыря. — В.К.) Святого Сергиа чюдотворца, ходяща по монастырю и будяща братию»31; «зрят (двое галицких ка­заков. — В.К.) чюдотворца, на посох поникша лицем»32; «зрят (защитники монастыря. — В.К.) противу себе борзо шествующа, иже на вратех от церкви святаго чюдотворца Сергиа, старца святолепна и сединами совершена»33; «позна (болящий инок. — В.К ) чюдотворца по образу написанному на иконе»34.

Все эти описания создают образ таинственно и неусып­но пребывающего в монастыре его небесного покровителя, сво­им участливым сопереживанием и молитвенным деланием ог­раждающего обитель и побуждающего братию на стояние про­тив врага. В них, описаниях, ощущается духовная эмоция, со­пряженная с твердым упованием на действенное заступниче­ство со стороны святого основателя обители. Это, если угодно, иконологические знаки, адресованные своей зримостью прямо читателю «Сказания».

Однако наиболее функциональными и изобразительны­ми в плане формирования в сознании читателя представления о личности преподобного Сергия как мистического участника битвы за монастырь являются его речи, с которыми он, по воле Авраамия Палицына, обращается к визионерам в большинстве соответствующих эпизодов. Святой, например, то предупреж­дает и вселяет надежду: «Скажи, брате, воеводам и ратным людем; се к пивному двору приступ будет зело тяжек, они же бы не ослабевали, но с надежею дерзали» (первое обращение к пономарю Иринарху)35; то побуждает к молитве, поучает и опять-таки обнадеживает: «Брате, востани, се время пению и молитве час! Бдите и молитеся, да не внидете в напасть. Гос­подь всесильный многих своих ради щедрот помилова вас и прочее время подаст вам, да в покаянии поживете» (первое об­ращение к архимандриту Иоасафу)36; то клеймит, вопрошает с упреком и говорит о тщете завоевательских усилий: «О злодеи законопреступницы! Почто стекостеся разорити дом пресвя­тыя Троица, и в ней Божиа церкви осквернит, и иночествую- щых и всех православных христиан погубит? Не даст вам жезла на жребий свой Господь!» (речь к казачьим изменничес­ким войскам)37; то жестко устрашает и угрожает: «Мольбу на вас злодеев сотворю Вышнему Царю, и вовеки осуждени буде­те мучитися в геонских муках» (речь к гетману Сапеге и польско-литовским начальникам)38; то побуждает, ободряет, советует: «Востани, не скорби, но в радости молитвы приноси, предстоит бо и молится Богу о обители и о вас Святая Пречис­тая Богородица и Приснодевая Мариа со аггельскими лики и со всеми святыми» (второе обращение к архимандриту Иоаса­фу)39; то успокаивает и воодушевляет: «Что трепещете? Аще и никто же от вас не останется, не имать предати Бог святаго места сего, и не будет услышано во вразех, яко “пленихом оби­тель Пресвятыя Троица”. Мужайтеся, не ужасайтеся! Рцете же друг другу вси, яко нечисто живущеи во святем месте сем по­гибнут. Не нечистыми Господь спасет место сие, но имени сво­его ради без оружиа избавит!» (речь к обороняющим монас­тырь)40; то заверяет и ободряет: «Рцы братии и всем стражду­щим во осаде: почто унывают и ропщут на держащих скипетр? Аз неотступно молю Христа Бога моего. А о людех не скорбите, людей к вам царь Василий пришлет» (вторая речь к пономарю Иринарху)41; то утешает, помогает и наставляет: «Рцы братии и всем ратным людем: почто скорбят, что вести послати к Москве нельзя? Аз послах от себе к Москве в дом Пречистые Богородици и к Московским чюдотворцем всем молебное торжество совер­шит трех учеников своих: Михеа, да Варфоломеа, да Наума, в третьем часу нощи. И воры и Литва видешя их. И почто слуга не возвестил, еже слыша от врагов, что видеша их? К монастырю бо пришедше о том сказашя сами. Вы же шедше из града глаголите врагом: “Видесте вы старцов, почто не изымаете их? Се будет от них на вас победа, да и на Москве всему граду будет ведомо о них”» (третья речь к пономарю Иринарху)42.

В рассмотренных случаях, как видно, преподобный Ра­донежский чудотворец своей волей, поступками и словами пря­мо воздействует на реальные обстоятельства и события. Он ведет себя при этом как знающий, заботливый, строгий, пре­дусмотрительный, требовательный хозяин и защитник. Пото­му его речи стилистически просты, а по содержанию предель­но конкретны и деловиты, в них совсем нет словесных при­крас, отвлеченности и притчивости, нет ни намека на какой-то сокровенный духовный смысл.

Особенно показателен в этом отношении рассказ о явлении святого некоему болящему насельнику Троицкого монастыря. Явление произошло сразу после того, как преподобный Сергий чудесным образом отправил своих учеников Михея, Варфоломея и Наума доставить в голодающую Москву хлеб из монастырских запасов. И они, будучи замечены осаждающими, тем не менее, невредимо, как и подобает таинственным персонажам, миновали польско-литовскую стражу и выполнили данное им поручение. О чуде пошли разговоры, кто-то верил, кто-то нет. И вот однажды один немощный престарелый инок, «лежа на постели» в монас­тырской больнице, тоже засомневался. «Сиа же ему мыслящу, обратися к стене и се слышит больницу ту отгворшуся и топот ног идущу. Он же не обратися позрети, занеже мног вход и исход больным тогда в келии той; и мнози беднии от мирских чади ту же живуще. И слышит старец той кличюща его: “Обратися семо, да скажу ти нечто!” Старец же не обратися к нему и рече: “Скажи, брате, что есть; не могу убо превратится; веси и сам, яко болен есмь”. Той же паки рече к нему: “Обратися! Что ленишися?” Ста­рец же отрече: “Не хощу вредитися, поведай просто”. Мняше бо старец, яко тоя же келии некто се глаголет ему; тем же и не хотяше зрети нань. И премолчав предстояй начат поносити ему глаго­ля: “Что безумствуеши, старче? что непокорив еси? се ли иноче­ство ти? или несть у Бога милости, еже подати здравие немощи твоей?” Старец же о поношении размышляше и в себе мысля: “Кто напрасньствует ми, кого же аз оскорбих?” И восхоте обратится, и всею силою двигся, и се на ногу своею здрав ста. И позна чюдот­ворца по образу написанному на иконе. Глагола же ему великий чюдотворец Сергий: “Что сумнишися? Истинно послах учеников своих”. И старец, прост сый, и рече: “И на чем послал еси, госу­дарь нашь?” Преподобный же отвеща: “Их же конюшей Афона сей Ощерин скудост ради корма трех слепых меринов в надолобы изгна вне монастыря, на тех послах. Повеждь же всем о сем: не толико ми гнусно смрад блуда согрешающих мирян, елико же инок небрегущих своего обещаниа. И под стенами града обители моея всех врагов пришедших потреблю, нечисто же во обители сей и двоемыслено живущих погублю и со осквернившимися управлю”. И се рек невидим бысть. Старец же разуме себе здрав и страхом многим одержим, и плакася до утрени о пререкании ко святому»43.

Данный рассказ об исцелении и вразумлении воспроиз­водит внешне совершенно обыденную бытовую сцену, ход ко­торой развивается на основе абсурдности, нелепости положе­ния: немощный инок отказывается смотреть на своего собе­седника, принимая его за подобного себе и не желая причи­нить себе неудобство; тот настойчиво требует от него обер­нуться и укоряет его в непослушании; больной все-таки обора­чивается, но не по благоговению перед своим визави, а по гор­дости, обидевшись на якобы несправедливые слова; и тогда получает исцеление, но не по молитве и глубокой вере, а про­сто так, будто сюрприз, будто вдруг нашел то, чего не искал; и поняв, кто перед ним стоит, старец совсем не удивляется, бо­лее того, даже говорит со своим гостем как-то по-свойски, чуть ли не запанибрата; да и цель явившего себя в такой обстановке преподобного, оказывается простейшей, — разъяснить, как именно отправил он в Москву своих учеников, насколько ему противна монашеская неверность иноческим обетам и что с нечестивыми и льстивыми насельниками он поступит таю же, как с врагами монастыря. Осуществив свое намерение, святой исчезает; исцеленный же монах вместо религиозного вооду­шевления и славословий всю ночь с плачем раскаивается в соб­ственной строптивости.

Как можно видеть, и все другие рассказы о явлениях преподобного Сергия, помещенные Авраамием в «Сказании о Троицкой осаде» в общем построены так же, т.е. как сооб­щения об обычных и привычных фактах бытия, которые к тому же мало связаны с религиозными переживаниями, хотя и имеют в виду божественное вмешательство в дела людс­кие. Для героев и свидетелей этих эпизодов характерны про­стой облик, простая поступь, простые речи. Правильность такого вывода демонстрирует, например, глава «О явлении чудотворца Сергиа Польским и Литовским людем», читаю­щаяся в «Истории» уже за пределами «Сказания», но сюжетно связанная с событиями обороны монастыря. Здесь вос­производится свидетельство некоего дворянина Семена Язы­кова о суеверном восхищении поляков, стоявших в осаде под монастырскими стенами, силой обороняющихся людей. Под­тверждая свое мнение, поляки будто бы сообщили ему, что однажды видели, как «един мних ухватил нашу полуторную пищаль (замечу, что такая пушка — обычно медная, в пол­торы сажени длиной, т.е. около двух метров — могла быть очень тяжелой44. — В.К.) и на раму свое возложил, в мур (стену. — В.К.) у нас унесе. И се видевше мы и с нами Пано­ве вельми дивишяся и страхом одержими бышя. Многа же и ина видения видехом и разумехом, яко мнихом поспешествует сила Божиа»45. По убеждению Авраамия, в данном свиде­тельстве речь шла именно о Сергии Радонежском. Но в та­ком случае теперь преподобный оказывается представлен­ным читателям «Истории» чуть ли не как былинный герой, который только одной своей силой и удалостью наводит ужас на врагов. Уместно заметить, что при этом он остается и ра­чительным хозяином, ибо прибирает же к рукам нужное монастырю польское оружие.

Кстати, рассмотренные выше рассказы о явлениях Радо­нежского чудотворца в плане стилистики и поэтики более близ­ки к народной повествовательной традиции, характерной, в частности, для бытовых сказок, и в этом отношении плохо со­гласуются с церковно-агиографическим нарративом, обычно свойственным литературе видений. Достаточно сравнить их, например, с визионерскими текстами, появившимися тогда же, в Смутное время, — с «Видением некоему мужу духовному»46, с «Повестью о видении иноку Варлааму в Великом Новгоро­де»47, с «Повестью о чудесном видении в Нижнем Новгороде»48, с «Повестью о видении во Владимире в 1611 году»49, с «Виде­ниями Евфимия Чакольского 1611-1614 годах»50. Все назван­ные произведения отличаются сугубо церковной повествова­тельной природой и описывают события, происшедшие в кон­тексте сугубо религиозных переживаний с молитвой и благо­говением перед лицом Божественного откровения. Любопыт­но, что и в самой «Истории в память предыдущим родом», вне границ «Сказания об осаде Троицкого монастыря», содержат­ся подобные построения. Таковы главы: «О явлении чудотвор­ца на Москве с хлебы»51, «О явлении Сергиа чудотворца на Москве во осаде Галасунскому архиепископу Арсению»52 и «Чудо преподобнаго и богоноснаго отца нашего Сергия чудот­ворца о исцелевшем немом»53. Вот, например, как повествует­ся о явлении великого русского святого архиепископу Арсе­нию Элассонскому, греку, который остался на Руси после уч­реждения патриаршества и какое-то время исполнял обязанно­сти хранителя царских гробниц в Архангельском соборе Крем­ля54: «Тогда убо Галасунскому архиепископу Арсению бывшу во осаде в Кремле со окаанными Поляки и с Немцы и всеми потребами обнищавшу, — весь бо дом его Поляки и Немцы разграбиша и вся имениа его и запасы поимашя, — архиепис­копу же, гладом помирающу и уже живота отчаавшуся и от­ходную ему проговорившу, лежащу же ему в келии со единем старцом, келейником своим, является ему великий в чюдесех Сергие; пришед к келии тихо, молитву сотворь. Архиепископ же от зельныя немощи едва отвеща: “Аминь”. И абие входит в келию его преподобный Сергий, и свет велий в келии возсиа, и глагола ему святый: “Арсение! Се убо Господь Бог, молитв ради Всенепорочныя Владычица Богородица и великих ради святи­телей Петра и Алексея и Ионы и всех святых, — да и аз грешный с ними же ходатай бых, — заутра град Китай предает в руце христианом и врагов ваших вскоре всех низложит и из града извергнет”. Архиепископ же Арсений, очи свои возвед, и ясно видит близ одра его стояща великого чюдотворца Сергиа; и познав его и едва въстав на ногу свою, поклонися ему. Он же невидим бысть от очию его. И свет он великий, явлышшся в келии его, разыдеся. Архиепископ же, в себе быв, ощути, себе от болезни здрава и благодарив Бога до утриа»55.

Самое поверхностное сравнение данного рассказа с рас­сказом о явлении Сергия Радонежского в больнице, рассмот­ренным выше, обнаруживает их полярное различие. Теперь уже реализуется модус традиционного агиографического повество­вания: преподобный предстает перед визионером с молитвой, в ореоле света и предрекая; визионер же благоговейно покло­няется ему и, получив исцеление, молитвенно благодарит его. Иное качество имеет также и сама словесная ткань рассказа.

Действительно, во всех подобных эпизодах в «Истории в память предыдущим родом» последовательно используется церковнославянская, а не разговорная, лексика и патетически напряженная, а не обыденная, интонация. Соответственно, и поведение героев меняется: визионеры пребывают в состоянии молитвы, религиозного воодушевления и благоговения, святой же Сергий излучает сияние, насыщает, предсказывает, исцеля­ет; одни припадают к чаше Божественной милости и спасения, другой ее подает. Да и сам автор — Авраамий Палицын — по этому поводу воспаряется в молитвенном восторге, восхваля­ет и проповедует «овеличии Божии, како прослави и ныне про­славляет угодника своего великого в чюдесех»56. Но при этом цель писателя остается неизменной: как в сакраментальных эпизодах — средствами панегирической риторики, так и в буд­ничных — с использованием средств сказовой стилистики, Авраамий всегда стремится показать, что преподобный Сер­гий Радонежский — истинный народный святой, неотступный защитник своей обители и всей Русской земли и что «на вся­ком бо месте в бедах или в скорбех или в юзах в плене же, и в изгнаниих, и в кровопролитиих, и во всяких нужных теснотах и печалех и иже призовет с верою в помощь великого сего отца, той убо посрамлен никако же исходит и чаяния своего не погрешит. Овогда же и преже прошениа святый в печалех пред­варяет и неищущим его скор помощник обретается. Той убо друг присный Матери Слова Божиа, не считая тогда и ныне всех нас питает»57.

Итак, формируя у читателя представление о преподоб­ном Сергии Радонежском, Авраамий Палицын использует ком­плекс как семантически простых, так и метафорических эпите­тов, влагает в его уста различные в идейно-стилистическом отношении речи, описывает его внешность и поступки и, нако­нец, характеризует разное восприятие его личности разными участниками борьбы за монастырь. Все это позволило писате­лю создать объемный образ святого, показать его, если позво­лительно так выразиться, в динамике стереоиллюзии и стерео­фонии. А последнее особенно важно, ибо наглядно свидетель­ствует о начавшемся в русской литературе отходе от средневе­ковой традиции плоскостной, одномерной и аперспективной изобразительности.

Примечания

  1. /Евгений (Болховитинов)/ Авраамий Палицын // Словарь историч. о бывших в России писателях духовного чина Греко-Российской Церкви. Т. 1. Изд. 2. СПб., 1827. С. 4-10; Авраамий (Палицьш Аверкий Иванович) // Русский биографич. словарь: В 25 тт. / сост. А. А. Половцов. Т. 1. М., 1896. С. 40-43; Солодкин Е. Г. Авраамий (в миру Аверкий Иванов Палицын) // СККДР. Вып. 3 (ХУЛ в.). Ч. 1: А-3. СПб., 1993. С. 36-44; Б. H. М. Авраамий (Палицын Аверкий Ивано­вич) // Правосл. энциклопедия. T. I. М., 2000. С. 170-171; Перевезенцев С. Авраамий (в миру Аверкий Иванович, сын Палицын) // Святая Русь. Большая энциклопедия русского народа. В 3 тг. / Гл. ред., со­став. О. А. Платонов. Т. 1. М., 2009. С. 28-30.
  2. Сказание об осаде Троицкого Сергиева монастыря от поляков и литвы и о бывших потом в России мятежах, сочиненное онаго же Троицкого монастыря келарем Авраамием Палицыным. Изд. 2. М., 1822; Сказание Авраамия Палицына / Подгот. текста и коммент. О. А. Державиной и Е. В. Колосовой. Под. ред. Л. В. Черепнина. М.; Л., 1955 («История в память предыдущим родом, да незбвенна будут благодеяния Божия, иже показа нам Мати Слова Божия, от всей твари благословенная приснодевая Мария, и како соверши обещание свое к преподобному Сергию, еже рече, яко неотступна буду от обители твоея»).
  3. Кедров С. И. Авраамий Палицын как писатель // Рус. архив. Год двадцать четвертый. № 8. М., 1886. С. 441-524; Платонов С. Ф. Древ­нерус. сказания и повести о смутном времени XVII в. как историч. источник. СПб., 1888. С. 169-180; Адрианова-Перетц В. П., Боровс­кий Б. М., Комарович В. Л., Лихачев Д. С., Скрипилъ М. О. «Смутное время» в изображении лит. памятников 1612-1630 гг. // История рус. литературы: В 10 тг. T. II. Ч. 2: Литература 1590-х — 1690-х гг. М.; Л., Изд-во АН СССР, 1948. С. 51-56; Коротченко М. А. Повести о Смутном времени // История древнерус. литературы: Аналитич. по­собие. М., Языки славянских культур, 2008. С. 164-178.
  4. По изд. : Сказание об осаде Троицкого Сергиева монастыря от по­ляков и литвы. М., 1822. С. 58-212.
  5. Сказание Авраамия Палицына об осаде Троице-Сергиева монас­тыря // БЛДР (Библиотека литературы Древней Руси). Т. 14: Конец XVI — начало XVII века. СПб., 2006. С. 238-355. Далее текст памят­ника цитируется по этому изд. В некоторых же случаях — по изд. 1822 г.
  6. См.: «Пречистая же своима рукама прикоснуся святого, глаголя: “Не ужасайся, избранниче мой! Приидох бо посетит тебе. Се услы­шана бысть молитва твоя о ученицех своих, о нихже молишися, и о обители твоей, да не скорбиши прочее: ибо отныне всем изообительствует, и не токмо донде же в житие си, но и по твоем еже къ Господу отхождении неотступна буду от обители твоеа, потребнаа подавающи нескудно, и снабдящи, и покрывающи”». — Житие Сергия Радо­нежского // БЛДР. Т. 6: XIV — сер. XV в. СПб., 2000. С. 380 (гл. «О посещении Богоматере к святому»).
  7. Об этом лит. жанре, весьма продуктивном в древнерус. книжно­сти, особенно периода Смутного времени, см.: Прокофьев, Н. И. Видение как жанр в древнерус. литературе // Учен. зап. М111И им. В.            И. Ленина. Т. 231: Вопросы стиля художеств, литературы. М., 1964. С. 35-56; Рыжова Е. А. Жанр видений в севернорус. агиогра­фии // Русская агиография. Исследования. Публикации. Полемика. СПб., 2005. С. 160-194; Пигин А. В. Видения потустороннего мира в рус. рукопис. книжности. СПб., 2006; Кузнецов Б. В. Видения Смут­ного времени. Ч. 1. Функции и особенности видений как явлений общественного сознания // Образовательный портал «Слово». URL: http://www.portal-slovo.ru/history/4398l.php?PRINT=Y. 21.02.2011 (Проверено 09.12.2012 г.).
  8. Их историч. анализ см.: Кузнецов Б. В. Видения Смутного време­ни. Ч. 2: Видения «общегосударственного» характера // Образоват. портал «Слово». URL: http://www.portal-slovo.ru/history/ 44044.php?PRINT=Y. 04.03.2011 (Проверено 09.12.2012 г.).
  9. Сказание Авраамия Палицына. С. 264, 310, 334.
  10. Там же. С. 272,278.
  11. Там же. С. 274.
  12. Там же. С. 278, 280.
  13. Там же. С. 302.
  14. Там же. С. 304.
  15. Там же. С. 336.
  16. Там же. С. 274.
  17. Там же. С. 238.
  18. Там же. С. 268.
  19. Там же. С. 272.
  20. Там же. С. 274.
  21. Там же. С. 280.
  22. Там же. С. 290.
  23. Там же. С. 302.
  24. Там же. С. 350.
  25. Там же. С. 304.
  26. Там же. С. 310.
  27. Там же. С. 350.
  28. Там же. С. 264.
  29. Там же. С. 272.
  30. Там же. С. 274.
  31. Там же. С. 278.
  32. Там же. С. 302.
  33. Там же. С. 304.
  34. Там же. С. 336.
  35. Там же. С. 264.
  36. Там же. С. 272.
  37. Там же. С. 274.
  38. Там же.
  39. Там же. С. 278.
  40. Там же. С. 304.
  41. Там же. С.310.
  42. Там же. С. 334.
  43. Там же. С. 336, 338.
  44. Волков В. А. Русская артиллерия (кон. XV—первая пол. XVII вв.) // Образовательный портал «Слово». URL: http://www.portal-slovo.ru/ history/35292.php?PRINT=Y (проверено 07.12.2012 г.); Носов К С., Зарощинская Н. О. Артиллер. вооружение рус. крепостей XVI-XVII вв. // Альманах центра обществ, экспертиз. Вып. 2: Декабрь. Б. м., 2008. С. 174-196.
  45. Сказание об осаде Троицкого Сергиева монастыря от поляков и литвы. М., 1822. С. 213 («Глава пятьдесят осмая»).
  46. БЛДР. Т. 14: Кон. XVI — нач. XVII в. СПб., 2006. С. 196-201.
  47. Там же. С. 204-209.
  48. Там же. С. 210-215.
  49. Там же. с. 216-219.
  50. Там же. С. 220-237.
  51. Сказание об осаде Троицкого Сергиева монастыря от поляков и литвы. С. 219-223 («Глава шестидесятая»).
  52. Там же. С. 281-283 («Глава семьдесят девятая»).
  53. Там же. С. 314-318 («Глава осмьдесяг четвертая»).
  54. Маштафаров А. В., Флоря Б. Н. Арсений Элассонский//Правосл. энциклопедия. Т. 3. М., 2001. С. 442-446.
  55. Сказание об осаде Троицкого-Сергиева монастыря от поляков и литвы. С. 281-282 («Глава седмьдесят осмая»).
  56. Там же. С. 317 («Глава осмьдесяг четвертая»).
  57. Там же. С. 207 («Глава пятьдесят седьмая»).