Игумен Вассиан (Бирагов), Л. М. Кузнецова
Александрийский цикл и православная пасхалия: временное и вечное
В статье рассматривается процесс становления православной пасхалии на основе александрийской. Опираясь на работы профессоров Д. А. Лебедева и В. В. Болотова, авторы реконструировали 19-летний александрийский лунный цикл, а также исследовали соотношение времени наступления Пасхи с днем весеннего равноденствия и с моментом астрономического полнолуния. Приведены исторические сведения о пасхальных разногласиях времен Никейского Собора и указаны причины их возникновения. В онтологическом плане рассмотрено, какое влияние оказало на пасхалию и ее окончательное становление введение византийской эры от сотворения мира.
Ключевые слова: Пасха, пасхалия, александрийский (сирийский) лунный цикл, Великий Индиктион, византийская эра.
Посвящается памяти игумении Варвары Эповой (ум. 2003), настоятельнице (1989—1993) Спасо-Вознесенского женского монастыря на Святой Елеонской горе в Иерусалиме, указавшей авторам направление в настоящем исследовании.
Мудрость и простота. Так можно охарактеризовать нашу православную пасхалию, в которой, по мнению авторов, соединяется непостижимым образом временное и вечное. Более того, именно в пасхалии временное преображается в вечное.
При поверхностном взгляде на пасхалию возникает ряд вопросов, и в частности: как предполагаемая временная зависимость православной пасхалии от астрономически переменного дня весеннего равноденствия сочетается с вечным периодическим повторением Великого Индиктиона.
Чтобы получить ответы на этот и другие подобные вопросы о согласовании временного и вечного в пасхалии, необходимо в первую очередь обозначить ее основополагающие принципы. Их еще в начале XX века указал ученый с мировым именем, профессор, протоиерей, священномученик Дмитрий Александрович Лебедев1. Он фактически сформулировал основной закон православной пасхалии: «По правшам принятой у нас александрийской пасхалии, Пасха празднуется в первое воскресенье после 14-го дня луны, следовательно, в 15-21 дни луны циклического александрийского нисана». Можно сказать, что в этом законе отражается «принцип вечности» нашей пасхалии, т.к. вычисленные однажды по александрийскому циклу пасхальные границы, они же дни 14-й луны, периодически повторяются, не изменяясь, во всех Великих Индиктионах.
В предлагаемой статье мы попытаемся еще раз уяснить основные принципы александрийской, а значит, и православной пасхалии. Рассмотрим алгоритм вычисления пасхальных границ по александрийскому циклу. Определим связь времени наступления Пасхи с полнолунием и днем весеннего равноденствия. Постараемся показать, при каких исторических обстоятельствах «временное» утратило свое значение в пасхалии, уступив место «вечному». А главное, удивимся красоте, завершенности и даже «надмирности» нашей пасхалии, в рамках которой мы живем. В рассуждениях будем опираться в основном на работу уже упоминавшегося выше Д. А. Лебедева «Из истории древних пасхальных циклов» [2], а также на труды профессора В. В. Болотова [3; 4].
Рассмотрим основные принципы александрийской пасхалии. По воззрению александрийских архиепископов, «христианская Пасха есть богоучрежденный ветхозаветный праздник Пасхи, лишь осмысленный в новозаветном духе». Поэтому, обосновывая свою пасхалию, по мнению В.В. Болотова, они прежде всего «должны были опираться на бесспорный для всех христиан авторитет — Библию», а вся задача пасхалии состояла в том, «чтобы назначать этот день так, как назначали его во дни Иисуса Христа». Рассматривая библейские принципы для правильного вычисления времени Пасхи, В. В. Болотов отмечал, что оно «определяется одним и неизменным термином: в месяце авиве» и «можно считать <…>, что авив значит месяц зреющих колосьев». Поэтому древние евреи, которые в дни Иисуса Христа отмечали Пасху по лунному календарю, признавали за пасхальный нисан (более позднее название месяца авив) тот месяц, к полнолунию которого в окрестностях Иерусалима мог созреть ячмень, чтобы, по предписанию Библии (Лев. 23, ΙΟΙ 6, Втор. 16, 9), принести Господу первый сжатый «сноп возношения». Необходимо заметить, что новый ячмень в Палестине не созревает до равноденствия, следовательно, до равноденствия нельзя праздновать Пасху2), отметим лишь главное.
Александрийский цикл фактически воспроизводит основные черты лунного древнееврейского календаря времен Иисуса Христа. В этом календаре год определялся фазами луны и временем ее обращения вокруг земли. Каждый месяц начинался новолунием, а на 14-й день приходилось полнолуние. Месяц имел то 29, то 30 дней. В первом случае он назывался неполным, во втором — полным. Год, содержащий шесть полных и шесть неполных месяцев, считался правильным. Первым месяцем церковного года был нисан, а гражданского — тишри3. Через каждые 2-3 года вставлялся дополнительный месяц. При этом обычно руководствовались степенью зрелости хлебов к половине адара — месяца, предшествующего пасхальному нисану. Если к этому сроку ячмень оказывался готовым к жатве, то следующее новолуние было первым числом нисана и началом нового года (Исх. 12:2). В противном же случае старый год дополнялся вторым адаром — веадаром, и уже следующий месяц был нисаном [6; 7].
В александрийском цикле лунные ветхозаветные месяцы определены в датах солнечного (в нашем случае юлианского) календаря с помощью разработанного в 432 году до Р.Х. древнегреческим астрономом Метоном цикла, в котором для пасхали- стических расчетов приняты следующие допущения [1-5]:
1. 235 лунных месяцев4 равны 19 юлианским солнечным годам; это значит, что через каждые 19 лет юлианского календаря фазы луны приходятся на одни и те же числа.
2. 235 лунных месяцев составляют 19 лунных лет, из которых 12 считаются простыми и состоят из 12 месяцев (6 полных и 6 неполных), а в 7 эмболимических годах добавляется еще один полный месяц. Благодаря этому простой лунный год, содержащий 354 дня, короче простого юлианского года на 11 дней, а эмболимический год—длиннее на 19, т.к. включает 384 дня. Вставка дополнительного 13-го месяца осуществляется по системе огдоада + эндекада: в первых восьми годах (огдоаде) эмболимическими являются 3,6, 8-й годы, а в последующих одиннадцати (эндекаде) — 11,14,17,19-й. Эта система, говоря современным языком, минимизирует набег фазы луны, так называемую эпакту5.
3. Все юлианские годы считаются простыми, т.е. всегда состоящими из 365 дней. При таком предположении сохраняется разность в минус 11 (или в +19) дней между длительностями лунного и юлианского годов. Но на самом деле формально не учтенный лишний день високосного года изменяет реальную длительность лунного месяца, содержащего этот день, следовательно, и среднюю длительность лунного месяца в цикле.
4. В конце каждого цикла, при переходе к первому году следующего цикла, осуществляется так называемый «скачок луны». Это связано с тем, что 19 лунных лет содержат 6936 дней (12 простых по 354 + 7 эмболимических по 384), а 19 юлианских лет только 6935 (19 х 365), т.е. на единицу меньше. Поэтому, чтобы уравнять годы по числу дней, последний лунный год цикла сокращается на один день.
Эпоха александрийского цикла — эпоха эры6 Диоклитиана — 29 августа 284 года. Как известно, выбор начального момента отсчета — немаловажная задача в построении циклов, и создателями александрийской пасхалии он был определен далеко не случайно. Эта дата, во-первых, являлась днем нового неподвижного солнечного александрийского года. Во-вторых, была днем новолуния, т.е. нулевой эпакты как непременного условия начала отсчета циклов. И, наконец, в-третьих, обеспечивала вместе с системой огдоада + эндекада выполнение условия: нижняя пасхальная граница в цикле совпадает с днем весеннего равноденствия в тот период, а именно с 21-м марта.
Александрийский цикл, в реконструкции авторов (по работам Д. А. Лебедева [2; 8]), представлен в таблице 1 (см. Приложение). В ней указаны дни, на которые приходятся первые числа месяцев лунного ветхозаветного еврейского календаря. Счет дней в каждом солнечном году ведется с 29 августа, а лунных месяцев — с 1 тишри. Однако при этом необходимо помнить, что первым библейским месяцем лунного года считается нисан. В первый год начало нисана приходится на 207-й день от эпохи цикла, т.е. на 23 марта 285 года. Этой дате соответствует первая пасхальная граница — 5 апреля [3]. В каждом последующем году границы сдвигаются на 11 суток назад для простых годов или на 19 дней вперед для эмболимических, а при переходе к следующему циклу, из-за «скачка луны», на 12 суток назад. В результате все они лежат в пределах от 21 марта до 18 апреля включительно (эти числа называются нижней и верхней пасхальными границами). Следовательно, самая ранняя Пасха приходится на 22 марта, а самая поздняя — на 25 апреля.
Итак, мы перечислили основополагающие принципы александрийской пасхалии и проследили за методом построения александрийского цикла. В завершении этой части статьи необходимо рассмотреть еще два вопроса.
Первый — о соотношении пасхальных границ и времени астрономических полнолуний. В литературе часто встречается утверждение, что наша Пасха празднуется после полнолуния. Однако уже в IV веке 14-я луна циклического нисана, после которой и празднуется православная Пасха (см. правило, сформулированное Д. А. Лебедевым и приведенное в начале статьи), почти никогда не совпадала с астрономическим полнолунием. Последнее немного запаздывало и обыкновенно приходилось на 15-й или даже на 16-й день. А Пасха часто справлялась либо в день полнолуния, либо даже раньше [1]. Д. А. Лебедев объясняет это тем, что создатели александрийской пасхалии с большой долей вероятности считали дни луны от истинного новолуния, а не от появления нового серпа на небе. В таком случае астрономическое полнолуние, которое в среднем наступает через 14 дней 18 часов, приходилось на 15, 16 нисана [2]. Со временем, наоборот, астрономическое полнолуние стало опережать пасхальную границу, т.к. средний астрономический (синодический) лунный месяц короче лунного месяца александрийского цикла примерно на 0,00026 суток. Длительность последнего равна частному от деления числа солнечных суток в 19 юлианских годах (365,25 х 19) на число лунных месяцев в этих же годах, т.е. на 235. В настоящее время истинное полнолуние опережает пасхальную границу примерно на пять дней и каждые 317 лет разность между ними увеличивается на одни сутки. Однако несмотря на то, что пасхальные границы не совпадают с астрономическими фазами луны, необходимо заметить, что повторяемость александрийского цикла подчиняется некоторому ритму, которому следуют и луна, и солнце, и все небесные светила.
Второй вопрос — о связи времени наступления Пасхи с моментом весеннего равноденствия, который, как известно, определяет астрономическое начало весны. Вопрос возникает потому что пасхальные границы александрийского цикла удаляются от этого момента, т.к. каждые 128 лет весеннее равноденствие смещается относительно дат юлианского календаря на одни сутки от марта к февралю и в настоящее время приходится на 8 марта. В конце XIX века В. В. Болотов показал, что весеннее равноденствие как фактор астрономический не является основным, вседовлеющим признаком александрийской пасхалии и не имеет для нее того важного значения, которое ему придавали сторонники григорианской реформы. По этому поводу он писал, что «в Священном Писании нет и самого слова “равноденствие” <… > Мало того, в Ветхом Завете нет даже слова “весна” <…> Палестина лежит в полосе, где только два времени года: лето и зима». За зимою лето наступает почти без промежутка, и в еврейском языке отсутствует слово, соответствующее нашему понятию «весна». Время Пасхи, как уже не раз подчеркивалось, определено в месяце авиве (нисане) — первом месяце лунного ветхозаветного еврейского календаря. Поэтому и в александрийскую пасхалию весеннее равноденствие вносится «как величина производная», как необходимое условие нисана — месяца новых плодов [3]. Однако из этого условия отнюдь не следует, что Пасха должна праздноваться сразу же после равноденствия. Пояснение, что «месяц новых» есть и «первый весеннего времени»,— прибавка только в латинском тексте Библии (Втор. 16:1 по Vulgata), — оно отсутствует и в оригинальном древнееврейском тексте, и в Септуагинте — переводе 70 толковников.
Для определения сроков циклического нисана александрийцы руководствовались принципом: 14-й день нисана, пасхальная граница, — не ранее весеннего равноденствия[2]. Условие «не ранее» означает лишь нижний предел для возможных отклонений 14-й луны от весеннего равноденствия. А само отклонение, по утверждению В. В. Болотова, определяется разностью между временем созревания ячменя около Иерусалима и наступлением весеннего равноденствия[3]. Природа Палестины наглядно подтверждает сохранение такой зависимости с течением времени. Действительно, в III-V веках средняя разность между сроком созревания ячменя около Иерусалима и днем весеннего равноденствия была практически равна нулю. Это послужило поводом для создателей александрийской пасхалии считать день равноденствия нижней пасхальной границей. Однако к началу XX века означенная разность составляла уже почти 20 дней, и время созревания ячменя около Иерусалима приходилось на апрель — начало мая нового стиля, когда обычно празднуется православная Пасха [3].
Таким образом, изложенное позволяет прийти к выводу о сомнительной правоте тех, кто утверждает, что александрийская пасхалия «основанана принципе, согласно которому Пасха должна совершаться в первый воскресный день после первого полнолуния, следующего за весенним равноденствием»7.
Далее попытаемся показать, при каких исторических обстоятельствах временной, а именно астрономический, фактор утратил свое первоначальное значение для пасхалии. Дело в том, что ко времени создания александрийского цикла существовал более древний 19-летний лунный цикл, называемый сирийским, в котором не учитывался день весеннего равноденствия. Его придерживались в календарной практике иудеи и часть христиан, т.наз. протопасхиты, проживавшие в восточных областях Римской империи: в Сирии, Киликии и Месопотамии. Причем, самые важные месяцы, в том числе нисан, у сирийцев и иудеев назывались одинаково. Поэтому они справляли Пасху в одном и том же месяце — нисане сирийского цикла. Но протопасхиты, в отличие от иудеев, праздновали всегда только в воскресенье. Обычно в этот день справляли Пасху и сторонники александрийской пасхалии. Однако два раза за каждые 19 лет праздник протопасхитов наступал на 28-35 дней раньше. В связи с этим приверженцы александрийского цикла упрекали протопасхитов в том, что они справляют Пасху вместе с иудеями прежде весеннего равноденствия.
В. В. Болотов в своих работах [3; 4] подробно рассмотрел историю вопроса и показал, что главная причина пасхальных разногласий того времени кроется в смещении александрийского цикла относительно сирийского. А оно, в свою очередь, обусловлено несогласованностью начальных моментов отсчета. Поясним этот тезис.
Александрийский и сирийский циклы построены по одному и тому же принципу, с использованием системы огдоада + эндекада и со «скачком луны» в конце цикла [2]. Однако эпоха сирийского цикла — 24 сентября, т.е. 1 тишри, — начало сиро-македонского лунного года и день осеннего равноденствия8 [3]. Соответственно в первый год 1 нисана приходится на 20 марта, а первая пасхальная граница — на 2 апреля. Таким образом, из-за разных моментов отсчета пасхальные циклы оказались смещены относительно друг друга (см. табл. 2 в Приложении, в ней пасхальные границы сирийского цикла представлены в реконструкции Д. А. Лебедева 9).
Из таблицы 2 видно, что первый год сирийского цикла является четвертым в александрийском. Поэтому, если у александрийцев 8-й и 19-й годы считались эмболимическими, то соответствующие им 5-й и 16-й годы у протопасхитов — простыми. Следовательно, в эти годы пасхальные границы сирийского цикла, 19 марта и 18 марта, приходились раньше весеннего равноденствия. И праздник Пасхи справлялся почти на месяц раньше других Церквей.
С точки зрения В. В. Болотова, для неподготовленных лиц всякие пасхалистические рассуждения в то время были достаточно трудными. Истинные причины, по которым протопасхиты праздновали свою Пасху «вместе с иудеями» и дважды за каждые 19 лет почти на месяц раньше других Церквей, были неясными. Но такая практика отрицательно отражалась на репутации христиан. Получалось, что когда одни уже праздновали, другие еще постились. В этой ситуации желание убедить протопасхитов подождать остальных выглядит вполне
естественным. Константин Великий призывал все Церкви прийти к согласию о дне празднования Пасхи. По его инициативе Никейский Собор (325 г.) рассмотрел вопрос о времени празднования Пасхи. Однако текст Постановления Собора не сохранился, но, по мнению В. В. Болотова, Никейский Собор воздержался от каких-либо канонических прещений относительно протопасхитов. А вот отцы Антиохийского Собора (ок. 333 г. [3]), которые почти все были из диоцеза Востока и каждый из них на практике был знаком с протопасхитством, не могли мириться со сложившейся ситуацией. Они подвергли протопасхитов каноническим наказаниям как дерзнувших на утверждения, ведущие «к развращению людей и к возмущению церквей обособитися»10, т.е. нарушать общее согласие и единство.
Но, как известно, правило, запрещающее справлять Пасху «прежде весеннего равноденствия с иудеями»11, вызвало различные его толкования и явилось причиной новых споров, в частности, уже о самой дате весеннего равноденствия [3; 4]. В связи с этим возникла опасность, что в погоне за астрономической точностью и из-за преувеличения роли временного фактора скроется смысл праздника Пасхи. Проблема разрешилась иначе: временной фактор утратил в пасхалии свое первоначальное значение. Это произошло благодаря введению в пасхалию т.наз. византийской (или константинопольской) эры от сотворения мира.
Одной из побудительных причин к ее созданию можно считать стремление соединить воедино события священной истории в общей системе счета времени. Византийское летосчисление начинается с воскресенья 1 сентября 5509 года до Р.Х. и охватывает весь период достоверной исторической хронологии, что дает возможность датировать события в последовательном порядке [9]. Уже к середине VII века эра получила широкое распространение в Византии. Ей отдается решительное предпочтение и в церковной, и в хозяйственной жизни. Она просуществовала в Византии по меньшей мере восемь веков, затем перешла в Россию и сохранилась до наших дней в календаре Православной Церкви12.
По мнению Д. А. Лебедева, византийская эра была создана в Сирии, а точнее в Антиохии, и не позднее начала VI века13, но корнями она уходит к временам, когда мир приуготовлялся к воплощению Спасителя нашего Иисуса Христа [10].
«Августу единоначальсгвующу на земли», — поет Церковь накануне Рождества Христова, вспоминая исторические события, предшествующие приходу в мир Спасителя. К этому времени император Октавиан Август (63 г. до Р.Х. — 14 г. по Р.Х.) завершил гражданские войны в древнеримском государстве, начавшиеся после смерти Юлия Цезаря (102 (100) г. до Р.Х. — 44 г. до Р.Х.), и сосредоточил в своих руках власть. При Юлии Цезаре были созданы юлианский календарь (он стал государственным календарем с 45 года до Р.Х.) и ряд местных, т.наз. цезаревских эр, введенных на востоке в честь Юлия Цезаря по поводу посещения им важнейших городов Востока. К их числу относится и антиохийская эра, эпоха которой — осень 49 года до Р.Х. Именно эта языческая эра, освященная евангельскими событиями, в дальнейшем была положена в основу христианской византийской эры. И такая преемственность далеко не случайна. Когда родился Иисус Христос, Иудея входила в сирийскую провинцию Римской империи. «Центром Сирии и всего Востока была великая Антиохия на Оронте — город, имевший великое значение и в истории христианства: там впервые началась проповедь христианства язычникам; там был исходный пункт миссионерских путешествий апостола Павла; там появилось впервые и самое имя “христиане”». Антиохийское летосчисление, возникнув во времена исполнения Ветхого Завета, охватило не только весь период евангельских событий — от Воплощения Господа нашего Иисуса Христа до Его Крестной смерти и Воскресения, — но и время проповеди христианства, его распространения среди язычников. Поэтому антиохийская эра явилась как бы «предтечей» византийской эры — той общей системы счета времени, в которой стало возможным соединить воедино события Ветхого и Нового Заветов; выбрать год и сами дни творения мира; определить даты подвижных и неподвижных праздников годового круга.
Д. А. Лебедев объяснил пасхалистическое происхождение византийской эры от антиохийской. Он пришел к выводу, что эпоха византийской эры была подобрана таким образом, что с нее начинаются первые годы всех трех пасхальных циклов: лунного сирийского, солнечного антиохийского и 15-летнего хозяйственного цикла, так называемого индиктиона14.
При этом Д. А. Лебедев поясняет, что солнечный цикл назван антиохийским из-за того, что его первый год приходится на эпоху антиохийской эры, т.е. на осень 49/8 года до Р.Х. Промыслительно оказалось, что и 15-летний индиктион может быть назван антиохийским. Его первый год также приходится на первый год антиохийской эры, поскольку в промежуток (360 лет) между эпохой антиохийской эры и началом первого года индикгиона (312/ 3 год) укладывается ровно 24 пятнадцатилетних цикла.
Выбор трех пасхальных циклов для нахождения эпохи византийской эры является закономерным: он связан с местом происхождения эры. Кроме того, именно эти циклы, будучи периодически продолжены назад во времени, определяют 5509 год до Р.Х. как общее начало отсчета циклов. При этом эпоха эры согласуется с приблизительным временем сотворения Адама (подсчитано по указанным в Священном Писании годам жизни праотцов и иудейских царей), равного примерно 5700-5300 лет до Р.Х.15.
Почему же создатели византийской эры полагали, что год творения мира приходится на первый год всех трех циклов? Видимо, потому, что Пасха как главное событие хотя и установлена позже, но при сотворении мира была, безусловно, предопределена. Кроме того, и назначение светилам служить «в знамения и во времена, и во дни и в лета» (Быт. 1:14) дано Творцом при их создании. Значит, это служение, понимаемое как участие в счете времени по совокупности пасхальных циклов, началось с первого дня существования светил, т.е. с четвертого дня творения. Иначе циклы, оторванные от дней творения мира, оказались бы несовершенными, и их необходимо было бы изменить.
Рассмотрим, каким же образом по совокупности пасхальных циклов были определены условные дни творения мира.
Как известно, с помощью 28-летнего солнечного цикла определяется день недели любой даты юлианского календаря (28 = 7×4,где 7 — количество дней в неделе — умножается на четырехлетний период високоса), и через каждые 28 лет одни и те же дни недели приходятся на прежние числа календаря. Так как счет дней в неделях везде был одинаков, то в пасхалистической практике 28-летние циклы, например, антиохийский и александрийский16, оказались просто смещенными относительно друг друга. Причем, это смещение зависело лишь от выбора первого года цикла. В антиохийском цикле, как уже отмечалось, первый год приходился на первый год антиохийской эры.
К середине VI века в Византии стали обязательными 15- летние индиктионы, в которых годы отсчитывались от 1 сентября (эта дата сохранилась в нашем церковном календаре, как традиционная смена индикта) [5]. В первый год антиохийского солнечного цикла на 1 сентября выпадало воскресенье, следовательно, воскресеньем было и 1 сентября первого года византийской эры, поскольку между ними укладывается целое число 28-летних циклов. Поэтому воскресенье 1 сентября 5509 года до Р.Х. можно было принять за эпоху эры от сотворения мира. Действительно, это как раз то, что было нужно ее создателям: эпоха новой эры, во-первых, совпадала с уже установившимся традиционным началом нового года; во-вторых, не нарушая при этом привычного порядка дней в неделе, приходилась на воскресенье, т.е. на первый день недели у христиан.
Теперь выясним, как в год творения мира согласуются антиохийский солнечный и сирийский лунный циклы и как определяются условные дни творения мира.
Эпоха лунного сирийского цикла (см. выше) соответствует новолунию 24 сентября (т.е. 1 тишри), следовательно, новолуние 1 нисана первого года цикла приходится на 20 марта. По мнению создателей византийской эры, этот день, т.е. 20 марта 5508 года до Р.Х., можно было принять за день творения светил, т.к. по представлениям того времени луна в день своего создания должна быть либо в фазе новолуния, либо полной. Поскольку этот день является четвертым днем творения, то он непременно должен быть средой. Как раз это условие и выполняется в первый год солнечного антиохийского цикла, если счет дней вести от воскресенья 1 сентября 5509 года до Р.Х. Следовательно, 17 марта, воскресенье, можно было принять за условную дату начала мира, чтобы седьмой день, 23 марта, оказался субботой.
Следует заметить, что в основе 28-летних солнечных циклов, как александрийского, так и антиохийского, лежит языческий 28-летний солнечный цикл. Язычники использовали его в своих астрологических расчетах, придавая дням недели ложный смысл как символам семи планет [10]. Введение византийской эры позволило вернуть дням недели утраченный первоначальный смысл, напоминающий о первых днях творения мира.
К IX-X веку византийское летосчисление прочно утвердилось в Восточно-Римской империи17. Приняв его, константинопольцы, естественно, стали и годы луны считать не по александрийскому циклу, а по сирийскому, которого, как отмечалось ранее, придерживались сирийские протопасхиты около 325 года и в котором не учитывался день весеннего равноденствия. Но и отступить от правил александрийской пасхалии к этому времени уже было невозможно [9]. Поэтому проблему разрешили следующим образом. Взяли эпоху сирийского цикла — 24 сентября, и отнесли ее к году творения мира. А пасхальные границы оставили александрийские. Причем, за первую выбрали, как и в сирийском цикле, 2 апреля, границу 4-го года александрийского цикла. Полученный таким образом лунный цикл, известный под названием круг луны (см. Приложение, табл. 3), приняли за основу в пасхальных таблицах начиная с XI века [2].
В православной пасхалии круг луны сохранился без изменения и вместе с 28-летним солнечным антиохийским циклом (Круг Солнца), по которому определяются воскресные дни Пасхи, образует Великий Индиктион — цикл в 532 года (19 х 28). Таким образом, через каждые 532 года пасхальные границы и воскресные дни Пасхи приходятся на одни и те же числа месяцев юлианского календаря.
Рассмотрим, к чему привело введение византийской эры в пасхалию.
- Если вначале сосуществовали два 19-летних цикла, александрийский и сирийский, и два 19-компонентных упорядоченных набора пасхальных границ (разумеется, и два начала отсчета времени), то с введением византийской эры утвердился один 19-летний цикл, именуемый кругом луны. Он фактически явился результатом взаимопроникновения александрийской и сирийской сфер влияния. В нем пасхальные границы вычислены по александрийскому циклу, а летосчисление от сотворения мира согласуется с сирийским.
- Если в александрийском цикле за начальный момент отсчета выбрана конкретная историческая дата — эпоха эры Диоклитиана, то с введением византийской эры эпохи всех пасхальных циклов отнесены к осени 5509 года до Р.Х., когда мир еще не был создан и его история еще не началась. Это обстоятельство выводит пасхалию за рамки исторической хронологии и, можно сказать, определяет ее «надмирность».
- Если в александрийском цикле начало первого лунного года, 1 нисана, выпадает на очередное астрономическое новолуние — 23 марта 285 года, то в круге луны оно совпадает с днем творения светил. По утверждению Д. А. Лебедева, все создатели эр от сотворения мира, как среди христиан, так и среди иудеев, стремились определить не только год, но и дни творения [10]. В рамках византийской эры они соответствуют 17-23 марта юлианского календаря 5508 года до Р.Х. [10]. Именно с событиями этих дней оказались согласованы круг солнца и круг луны: первый день творения, 17 марта, является и первым днем недели, т.е. воскресеньем; а четвертый, 20 марта, день создания светил, — средой, новолунием и первым числом нисана.
- Если основу александрийского цикла составлял временной фактор — астрономические сведения времен Никейского Собора, то с введением византийской эры он утратил свое первоначальное значение: циклы были продолжены к году творения мира без введения каких-либо поправок на астрономическую точность. И основные даты александрийской пасхалии также утратили связь с астрономией, но при этом они приобрели сакральный смысл событий первых дней творения. Так, к примеру, шестой день, 22 марта — день сотворения первого человека, Адама. В нашей пасхалии на эту дату, в 13-й год круга луны, приходится самая ранняя православная Пасха—день Воскресения Господа нашего Иисуса Христа, т.е. Адама Нового, Который спасает Адама Ветхого и в его лице весь человеческий род. Таким образом, дни творения получают в пасхалии смысловое продолжение. А в пасхальный александрийский циклический нисан спроецировалась вся священная история: от сотворения мира до будущего всеобщего воскресения.
Из изложенного следует, что неизменность циклов и неподвижность пасхальных границ также приобретают сакральный смысл: в православной пасхалии через каждые 532 года не только начинается новый Великий Индиктион, но и вспоминаются события первых дней сотворения мира.
Как видим согласование пасхальных циклов с византийской эрой явилось решающим событием в истории становления православной пасхалии. В ней «временное» уступило место «вечному»: неизменность циклов и неподвижность александрийских пасхальных границ были утверждены от сотворения мира и до скончания века, что мы называем «принципом вечности» нашей пасхалии. В пасхалии лунный и солнечный циклы называются кругами. Круг — это не только период, оборот известного числа лет в счете времени, но и символ, выражающий идею единства, полноты, завершенности. На Руси Великий Индиктион изображался в виде миротворного круга—круга, на котором начальную точку поставил Сам Творец.
Литература
- Степанов Н. В. Календарно-хронологический справочник. М., Синодальная типография, 1915.
- Лебедев Д. А. Из истории древних пасхальных циклов. 19-летний цикл Анатолия Лаодикийского // Византийский временник В 23 тг. СПб., Императ. академия наук, 1913. Вып. 1-4 (1911). Т. 18. С. 148-389.
- Болотов В. В. Александрийская пасхалия // Календарный вопрос. М., Изд-во Сретенского монастыря, 2000. С. 105-144.
- Болотов В. В. Лекции по истории древней Церкви (споры о времени празднования Пасхи). В 4 тг. М., Изд-во Спасо-Преображенского Валаамского ставропигиального монастыря, 1994. Т. 2. С. 428-451.
- Климишин И. А. Календарь и хронология. М., Наука, 1981.
- Год — библейский и церковный // Православная богословская энциклопедия, или богословский энциклопедический словарь / Под ред. А. П. Лопухина. Приложение к духовному журналу «Странник». Пг., 1903. IV. С. 455-467.
- Календарь библейско-еврейский и иудейский // Православная богословская энциклопедия / Сост. Н. Глубоковский. Пг., Изд-во А. П. Лопухина, 1907. T. VIII. С. 1-6.
- Лебедев Д. А. Цикл Анатолия Лаодикийского по В. В. Болотову / / Византийский временник. В 23 тт. СПб., Изд-во при Императ. академии наук, 1912. Т. 19. С. 188-223.
- Лебедев Д. А. Средники // Журнал Министерства народного просвещения. В 381 тг. СПб., Сенатская типография, 1911. Ч. XXXIII. С. 106-156.
- Лебедев Д. А. Так называемая «византийская» эра от сотворения мира. Место и время ее происхождения // Византийское обозрение. В 3 тт. Юрьев., Изд-во при историко-филологич. факультете Юрьевского университета, 1917. Т. 3. С. 1-52.
Примечания
Приложение
Пояснения к табл. 1. В таблице указаны дни, на которые приходятся первые числа месяцев лунного ветхозаветного еврейского календаря. Отсчет дней начинается с 29 августа. Эта дата считается первым днем каждого солнечного года цикла. В первый год на 29 августа приходится новолуние, этот день принимается за 1 элула. Первый лунный месяц титпри начинается на 30-й день от 29 августа, т.е. 27 сентября. Через 30 дней, т.е. на 60 день от начала отсчета, начинается следующий месяц и т.д. Соответственно, 1 нисана приходится на 207-й день, а 14-я луна — на 220-й день, т.е. на 5 апреля. Последний месяц элул первого года цикла начинается 18 августа (355-й день) и 1 титпри второго года наступает через 29 дней, т.е. 16 сентября, на 19-й день после следующего 29 августа (355+29-365). В эмболимические годы (отмечены жирным шрифтом) осуществляется вставка дополнительного месяца в 30 дней. Причем он принимается за адар, а неполным месяцем становится следующий месяц, т.н. веадар. Число дней в лунных месяцах ветхозаветного еврейского календаря чередуются таким образом, чтобы нисан, тишри, шебат, сиван, аб всегда были полными, а элул и адар (в простые годы) — неполные. В конце 19-го года, обычно в месяце сиван или аб, при переходе к следующему циклу, осуществляется «скачок луны» (отмечен в таблице * в месяце аб). При этом полный месяц аб сокращается на один день и 1 элула опять приходится на 29 августа (337+29-365=1) — начало первого солнечного года, но уже следующего цикла. В таблице для каждого года указаны эпакты — возраст луны 28 августа. Например, к началу второго года в этот день луна будет иметь одиннадцатидневный возраст.
Пояснения к табл. 2. В таблице жирным шрифтом выделены эмболимические годы; курсивом отмечены пасхальные границы, которые у александрийцев и протопасхитов не совпадали; подчеркнуты пасхальные границы, при которых протопасхиты справляли Пасху почти на месяц раньше александрийцев. В таблице используются сокращения: «а» — апрель, «м» — март.
Пояснения к табл. 3. Жирным шрифтом выделены эмболимические годы, «скачок луны» отмечен (*) и осуществляется при переходе от 16-го года цикла к 17-му. Сокращения: см. пояснения к табл. 2.
- Лебедев Дмитрий Александрович, прот., священномученик (1871— 1937). Память 14 ноября (ст. стиль), 27 ноября (нов. стиль), а также в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших. ↩
- В подтверждение этого положения В. В. Болотов ссылается на рассуждения «о соблюдении дня Пасхи» архиеп. Александрийского Феофила (385-412), который, в частности, писал: «Св. Пасху следует соблюдать в месяце новых. А месяц новых, он же и первый, есть тот, в котором зеленеют плоды <…> Пасху нельзя праздновать до равноденствия, ибо двенадцатый месяц есть месяц зимний, а его нельзя считать месяцем новых, когда новые плоды еще не созрели и еще нельзя посылать серп на жатву. А это именно существенным признаком первого месяца поставил Божественный закон». Кроме того, день полнолуния, или 14-й день лунного месяца нисана, был лишь кануном иудейской ветхозаветной Пасхи, а сам праздник приходился на 15-е число. Поэтому в Александрии пасхальным считали воскресенье в промежутке с 15 по 21 нисана. Исходя из этих основных библейских положений, александрийцы и построили свою пасхалию.
Как видим, перед ее создателями стояла задача определить, во-первых, сроки наступления месяца нисана, во-вторых, его 14-ю луну и, в-третьих, пасхальное воскресенье. Для решения этой задачи в солнечный александрийский календарь были введены 19-летний лунный и 28-летний солнечный циклы. С помощью солнечного цикла высчитывались пасхальные воскресные дни, а лунный цикл, называемый александрийским, служил для определения начала нисана и пасхальной границы.
Следует заметить, что александрийский календарь содержал столько же дней в году, сколько и юлианский. Впоследствии юлианский календарь, как географически более распространенный, вытеснил из пасхалии александрийский год. Поэтому авторы считают целесообразным основывать свои рассуждения, ориентируясь на юлианский календарь.
Рассмотрим структуру александрийского лунного цикла. Не останавливаясь на подробном изложении метода его построения (он изложен в работах Д. А. Лебедева, В. В. Болотова, И. А. Климишина [2-5 ↩
- Первоначально у древних евреев существовал только один год, начинавшийся 1 нисана. И только в эпоху Селевкидов (после 312 г. до Р.Х.) начало гражданского года было перенесено на 1 тишри (6). ↩
- Лунный синодический месяц — промежуток времени, после которого фазы луны (новолуние, первая четверть, полнолуние, последняя четверть) снова повторяются в том же порядке. ↩
- Эпакта—возраст луны (т.е. время, прошедшее с последнего новолуния) на определенный момент, обычно на начало года. ↩
- Эра — система счета (летосчисления). Эпоха — начальный момент отсчета. ↩
- Это утверждение, по словам Д. А. Лебедева, «есть лишь позднейшая формулировка принципа александрийской пасхалии: Пасха в 1-е воскресенье после той 14-й луны, которая приходится не ранее весеннего равноденствия (21 марта) (следовательно, в 15-21 дни луны). Но 14-я луна по александрийскому циклу в IV в. почти никогда не совпадала с полнолунием. Полнолуние обычно приходилось на 15-16, редко на вечер 14 нисана по александрийскому счету». ↩
- На 24 сентября момент осеннего равноденствия приходился во времена Юлия Цезаря. ↩
- С. 267 ↩
- Правило 1. Из Правил Поместного Антиохийского Собора. ↩
- Из 7-го Апостольского Правила. ↩
- До календарной реформы Петра I в 1700 г. византийское летосчисление было государственным в России. ↩
- По мнению академика И. А. Климишина, византийская эра была создана в 353 г. при императоре Констанции (5). ↩
- Индиктион был введен Константином Великим в 312 г. и затем включен в пасхалию. Первый год цикла — осень 312/3 г. (5; 9). ↩
- Примерно такой интервал получается на основании подсчета времени по Священному Писанию Ветхого Завета (Септуагинта). Из-за громоздкости вычисления не приводятся, но авторы надеются опубликовать их в дальнейшем. ↩
- Первый год антиохийского солнечного цикла является 13-м в александрийском солнечном цикле. Следует отметить, что александрийцы заимствовали солнечный цикл из пасхалии Анатолия Лаодикийского (III в.). Этот цикл начинается с осени 276/7 г., на восемь лет раньше лунного александрийского (9; 10). ↩
- Как известно, были и другие, «альтернативные» эры от сотворения мира, и византийская эра вытеснила их не без борьбы (10). Так, наряду с византийской эрой наиболее распространенной была эра Анниана (ее эпоха—воскресенье 25 марта 5492 г. до Р.Х.). Она была создана на основе эры Диоклитиана и приурочена к циклам александрийской пасхалии. На первый год эры Анниана приходились первые годы александрийских циклов, лунного и солнечного. По мнению Д. А. Лебедева, она «не устояла», т.к. не согласовывалась с индиктионами, довольно популярными в Византии (10). Кроме того, первый день творения мира, 25 марта, по александрийскому лунному циклу должен быть третьим днем луны. Соответственно, в четвертый день, в день создания светил, возраст луны будет равен 7 дням. Однако, по представлениям того времени, в день создания светил, должно было быть либо новолуние, либо полнолуние. Неопределенность начального возраста луны расценивалась как явное несовершенство системы счета времени. ↩