Диакон Алексий Дикарев
Наблюдатели Русской Православной Церкви на II Ватиканском соборе: предыстория
«Давайте смотреть в будущее».
Архиепископ Никодим (Ротов) — монсеньору И. Виллебрандсу1, Les Eglises Orthodoxes de derriere le rideau-de-fer, f. 10, in Archivio Segreto Vaticano, Conc. Vat. II, busta 1467 «Secretariatus ad christianorum unitatem fovendam. Observatores 1960-61».], Нью-Дели, 1961 г.
10 октября 1962 года, за день до торжественного открытия II Ватиканского собора Римско-Католической Церкви в базилике святого Петра в Риме, Священный Синод Русской Православной Церкви принимает постановление:
«1. Принять приглашение о направлении наблюдателей Московского Патриархата на II Ватиканский собор Римско- Католической Церкви.
- Наблюдателями Московского Патриархата на II Ватиканский собор назначить исполняющего обязанности представителя Русской Православной Церкви при Всемирном Совете Церквей профессора Ленинградской Духовной Академии протоиерея Виталия Борового и заместителя начальника Русской Духовной Миссии в Иерусалиме архимандрита Владимира (Котлярова)».
Данное решение для многих в мире явилось полной неожиданностью. Казалось, оно полностью противоречило позиции, которую Русская Православная Церковь официально занимала с того момента, когда 25 января 1959 года Папа Иоанн XXIII (1958-1963) впервые публично объявил о намерении созвать собор. Первая реакция на эту новость Святейшего Патриарха Алексия I, прозвучавшая уже 22 февраля того же года на приеме по случаю 110-летия Антиохийского подворья в Москве, была довольно категоричной: «Русская Православная Церковь не может участвовать на соборе католиков и не считает такой собор Вселенским»2. А 31 июня было опубликовано официальное заявление Священного Синода, в котором подчеркивалось: «Московская Патриархия рассматривает предстоящий католический собор как чисто римско-католический акт и, со своей стороны, не имеет никаких оснований, тем более намерений, вмешиваться в это дело»3.
Необходимо, однако, заметить, что идея пригласить некатолических представителей на собор была впервые высказана Папой Иоанном XXIII только 30 августа (!) 1959 года. На пресс-конференции 30 октября того же года государственный секретарь Святого Престола кардинал Доменико Тардини пояснил, что вопрос о присутствии некатолических наблюдателей на соборе еще находится в процессе изучения. Лишь 26 июня 1960 года было принято окончательное решение о том, что «представители отделенных братьев “будут приглашены на великую встречу Церкви”»4. Таким образом, очевидно, что довольно жесткие заявления Священноначалия Русской Церкви были реакцией не на официальное приглашение направить наблюдателей на собор Римско-Католической Церкви, появившееся значительно позже, а скорее на первые и слишком общие информационные сообщения о предстоящем соборе.
Уже в первом коммюнике, опубликованном 26 января 1959 года в официальном органе Ватикана газете «Оссерваторе романо» (L’Osservatore Romano), содержалось упоминание о христианском единстве: «Что касается проведения Вселенского собора, оно, по мысли Святого Отца, не только ставит цель построения христианского общества, но и призвано пригласить отделившиеся Церкви объединиться в поисках единства, которого во всем мире жаждут столь многие»5. Подобные заявления со стороны Ватикана не могли не быть восприняты православным миром в контексте той концепции восстановления единства христиан, которая сформировалась в Римско-Католической Церкви после 1054 года и вполне проявила себя на униональных соборах в Лионе (1274) и Флоренции (1438-1439): единство возможно только через возвращение «отделенных братьев» в лоно «Матери-Церкви», пасомой преемником апостола Петра. Когда в 1869 году созывался I Ватиканский собор, Папа Пий IX (1846-1878) вновь обратился к «отделившимся» Церквам с призывом «вернуться» к Риму и принять участие в соборе. Предшественник Иоанна XXIII Папа Пий XII (1939-1958) последовательно придерживался традиционного видения «католического экуменизма» и поэтому запрещал католикам принимать участие в зарождавшемся экуменическом движении как противоречащем этому видению.
Вполне естественно, что Московский Патриархат, как и многие другие Православные Церкви (в частности, Сербский Патриархат), восприняли первые упоминания о христианском единстве в связи с грядущим собором как очередной призыв к обращению в католичество. Нельзя сказать, что эти опасения были совершенно беспочвенны. Многие в Римско-Католической Церкви представляли себе задачи II Ватиканского собора именно таким образом. Достаточно упомянуть, например, статью Л. Фурно в журнале «Темпо» (Tempo) от 19 мая 1959 года под заголовком: «Примут ли русские участие во Вселенском соборе?»6. Показательна в этом отношении и телеграмма, направленная мэром Флоренции Джорджо Ла Пирой (1904-1977)7 наблюдателям Московского Патриархата сразу после их назначения Синодом. Очевидно, даже не подозревая о подтексте, который может быть прочитан в его словах, мэр писал: «Флоренция, которая во время унионального собора 1439 года видела в своих стенах и храме Святой Марии Новой и в Palazzo Vecchio величественную фигуру Исидора, митрополита Киевского, будет счастлива принять в Palazzo Vecchio представителей Русской Церкви на соборе». Подобные исторические параллели, конечно, не могли не вызывать в Русской Церкви самых неприятных ассоциаций.
Окончательное решение направить наблюдателей, принятое Священным Синодом накануне открытия II Ватиканского собора, стало результатом довольно сложной эволюции отношения Русской Православной Церкви к Церкви Римско-Католической и ее собору — от недоверия и неприязни, унаследованных за долгую историю разделения и вражды, к пониманию необходимости начать диалог и заинтересованности в установлении контактов. В этой эволюции свою роль сыграли самые разные факторы: и развитие межхристианского диалога в целом, и отношения между Поместными Православными Церквами, и, несомненно, политическая ситуация в Советском Союзе и мире, определявшая состояние государственно-церковных отношений. Очень важным фактором стало и встречное движение с католической стороны, то есть та эволюция понимания христианского единства, которая началась в лоне самой Римско-Католической Церкви в период подготовки к собору с 1959 по 1962 год. Здесь нельзя не упомянуть об особой роли, которую сыграли в данный период Секретариат по христианскому единству, учрежденный Папой Иоанном XXIII в 1960 году, и Отдел внешних церковных сношений Московского Патриархата, который именно в 1960 году возглавил архимандрит (затем епископ, архиепископ и митрополит) Никодим (Ротов) (1929-1978).
Здесь мы не ставим себе целью всестороннее освещение всех факторов, сплетшихся в сложную конфигурацию церковно-политической реальности, в которой готовился и проходил II Ватиканский собор. Наша задача — реконструировать ход исторических событий на основе дошедших до нас архивных документов.
- Первые встречи в Нью-Дели (ноябрь — декабрь 1961 г.)
Вплоть до осени 1961 года официальная позиция как Русской Православной Церкви, так и советского правительства в отношении предстоящего собора Римско-Католической Церкви, а значит, и в вопросе о направлении наблюдателей на него, была негативной8. Однако с сентября 1961 года атмосфера стала постепенно меняться. Миротворческая политика Папы в условиях международного кризиса, его открытость по отношению к странам социализма и последовавший обмен благожелательными посланиями между Иоанном XXIII и Н.С. Хрущевым значительно разрядили ситуацию. Протопресвитер Виталий Боровой позже прямо отмечал, что переписка между Папой и первым секретарем ЦК КПСС очень помогла Русской Церкви решить вопрос с направлением своих наблюдателей на II Ватиканский собор9. Документальные свидетельства, особенно те, что хранятся в Секретном Ватиканском архиве, убедительно опровергают тезис отдельных отечественных ученых о том, что направление наблюдателей на собор было навязано Русской Церкви советским правительством10. Напротив, можно смело утверждать, что инициатива по пересмотру отношения ко II Ватиканскому собору принадлежала именно Церкви.
Первые переговоры с представителями Московского Патриархата по вопросу о наблюдателях прошли в рамках Генеральной ассамблеи ВСЦ в Нью-Дели с 18 ноября по 6 декабря 1961 года. Именно на этой ассамблее Русская Церковь стала членом Всемирного Совета Церквей и была представлена там многочисленной делегацией во главе с председателем Отдела внешних церковных сношений архиепископом Ярославским и Ростовским Никодимом. Наблюдателем от Римско-Католической Церкви на ассамблее являлся секретарь Папского секретариата по единству христиан монсеньор Йоханнес Виллебрандс (1909-2006)11, который постарался установить контакты с членами русской делегации. В своем отчете председателю Секретариата по христианскому единству кардиналу Августину Беа (1881-1968) он впоследствии напишет: «У нас состоялись продолжительные беседы с несколькими русскими епископами, и особенно с монсеньором Никодимом, которые произвели на нас самое лучшее впечатление»12. Общение с православными делегатами показало, что с их стороны «отношение к Католической Церкви в целом открытое, даже среди русских»13.
Первая беседа у Й. Виллебрандса состоялась с епископом Сергиевским Антонием (Блумом; 1914-2003)14. Принадлежа к юрисдикции Московского Патриархата, епископ Антоний, вместе с тем, был иностранным гражданином и поэтому мог выражать свое мнение достаточно открыто. На вопрос Виллебрандса о причинах вступления Русской Церкви в ВСЦ владыка ответил, что, по его мнению, Русская Церковь нуждается в выходе во внешний мир в ситуации преследований, развязанных против нее в СССР с целью ее полной ликвидации к 1965 году. Русская Церковь, таким образом, «хочет укрепить свои внутренние позиции с помощью внешних контактов. Русские православные все больше ощущают необходимость в общении с христианами всего мира»15. Данная причина, несомненно, сыграла свою роль и в последующем решении Священного Синода о направлении наблюдателей на II Ватиканский собор.
Большую историческую ценность имеют для нас сведения, оставленные монсеньором Й. Виллебрандсом о двух встречах с архиепископом Никодимом в Нью-Дели. Воспринявший вначале довольно сдержанно желание представителя Римско- Католической Церкви завязать личное знакомство, архиепископ, возможно, после бесед других членов русской делегации с Виллебрандсом, в конце концов, пошел с ним на довольно откровенный разговор. На предложение Виллебрандса установить контакты между двумя Церквами архиепископ Никодим указал, что этому препятствуют причины политического характера: «Я, к сожалению, в данный момент не могу установить официальных отношений с Католической Церковью <.. .> мы не можем принять определенного рода заявлений, настоящих нападок на коммунистические страны, которые исходят от авторитетных представителей Католической Церкви»16.
По ходу разговора его тон становился все менее официальным и все более доверительным. Говоря о ситуации в Советском Союзе, архиепископ признал, что по отношению к Церкви она чрезвычайно тяжелая: в стране усиливается атеистическая пропаганда, государство оказывает на Церковь административное давление, многие покинули Церковь, другие не могут регулярно посещать храмы. «Мы вовсе не являемся коммунистами, — подчеркнул архиепископ, имея в виду иерархов Русской Церкви, — но католики должны понять нашу сложную ситуацию»17. На вопрос Виллебрандса, является ли позиция Русской Церкви, выраженная в статье «Журнала Московской Патриархии» под заголовком «Non possumus», окончательной, архиепископ Никодим дал понять, что она может вполне измениться, если изменится политика Ватикана: «Вопрос об официальном приглашении (наблюдателей Русской Церкви на собор. — Прим. авт.) является пока слишком деликатным, но если Рим проявит дружеский жест по отношению к Православной Церкви, все, без сомнения, станет возможным»18. Виллебрандс со своей стороны не преминул выразить озабоченность католического руководства в связи с ликвидацией Украинской Греко-Католической Церкви в СССР, что препятствует улучшению отношений между Римом и Москвой. В ответ архиепископ сдержанно признал, что «с этой стороны были допущены ошибки», призвав, однако, не останавливаться на этом препятствии, а надеяться, что в будущем можно будет преодолеть и его19. По результатам беседы у Виллебрандса сложилось впечатление об архиепископе Никодиме как о лояльном советском гражданине, который, однако, в первую очередь заботился о благе Церкви20.
Итак, по словам архиепископа Никодима в беседе с представителем Святого Престола, Русская Церковь была «расположена к улучшению отношений с Римско-Католической Церковью»21, что могло найти конкретное выражение в направлении наблюдателей на предстоящий собор. Однако прежде необходимо было преодолеть основное препятствие — политическое. В беседе архиепископ назвал главным спорным моментом «политику Ватикана». Со своей стороны председатель Отдела внешних церковных связей должен был убедить советское руководство в политической целесообразности направления наблюдателей. Обмен поздравительными телеграммами между Н.С. Хрущевым и Папой Иоанном XXIII в связи с Новым 1962 годом позволял архиепископу надеяться на положительный результат предпринимаемых усилий.
Он составляет специальную записку «Мысли в отношении Католической Церкви», датированную 21 марта 1962 года. В них впервые излагаются аргументированные доводы в пользу направления наблюдателей от Русской Церкви22. Главным мотивом записки была озабоченность по поводу изоляции, в которой может оказаться Русская Церковь, если Константинополь и другие восточные Патриархаты примут приглашение направить на собор своих наблюдателей, в то время как русских наблюдателей там не будет: «Весь католический мир станет смотреть на Константинополь как на главный центр Православия»23. Данный аргумент мог действительно подействовать на советское руководство, видевшее в Патриархе Константинопольском Афина- горе (1886-1972), личном друге президента США Г. Трумэна (1884-1972), агента американского влияния. Присутствие на соборе делегации Русской Церкви могло, с точки зрения советской политики, стать противовесом этому влиянию. Архиепископ Никодим уже знал, что с 14 по 20 февраля 1962 года с целью выяснения православной позиции по вопросу о направлении наблюдателей на собор монсеньор И. Виллебрандс посещал Стамбул и Афины и встречался с Патриархом Афинагором24. Лично Патриарх весьма позитивно воспринял идею о направлении православных наблюдателей, однако прежде чем дать окончательный ответ Риму хотел узнать мнение других Православных Церквей. В феврале Афинагор направил соответствующее письмо в Москву, но получил неопределенный ответ.
Не исключено, что именно записка председателя ОВЦС, адресованная, в первую очередь, Совету по делам Русской Православной Церкви, смогла повлиять на решение советских функционеров в данном вопросе. Во всяком случае, в начале лета 1962 года главный инспектор Совета Н. Филиппов направляет в вышестоящие инстанции рапорт о II Ватиканском соборе, высказывая как чисто политические аргументы, так и аргументы самого архиепископа Никодима в пользу участия наблюдателей Русской Церкви на соборе25. Государство, исходя в данном случае из собственных прагматических соображений, позволило дать ход церковной инициативе для того, чтобы использовать Церковь в своих внешнеполитических целях. Поэтому естественно, что в последовавших встречах официальных представителей Московского Патриархата и Римско-Католической Церкви озвучивались как чисто церковные вопросы, так и вопросы политического характера, в первую очередь, отношение предстоящего собора к коммунистическому режиму и проблеме защиты мира.
- Переговоры в Париже (август 1962 г.)
Первой встречей такого рода стала беседа архиепископа Никодима с монсеньором Йоханнесом Виллебрандсом во время сессии Центрального комитета Всемирного Совета Церквей в Париже 11 августа 1962 года. Протоиереем В. Боровым, принимавшим участие в беседе, был составлен об этой встрече очень краткий меморандум на неполных двух машинописных страницах26. Более полным является рапорт монсеньора Й. Виллебрандса по результатам его парижских встреч с генеральным секретарем ВСЦ Виссер’т Хуфтом и архиепископом Никодимом, находящийся сейчас в Ватиканском архиве. Состоявшийся разговор носил, по сравнению со встречами в Нью-Дели, гораздо более предметный характер и касался непосредственно вопроса о направлении наблюдателей на собор. Очевидно, что к этому времени Священноначалие Русской Церкви уже получило от правительства пусть и предварительное, но скорее положительное мнение по данному вопросу. Вместе с тем, несколько моментов еще оставались неурегулированными.
Из послания Патриарха Афинагора Патриарху Алексию I от февраля 1962 года стало известно, что Ватикан предполагал обратиться с приглашениями только к «сообществам и федерациям Церквей», направив в Константинополь приглашение всей полноте Православной Церкви27. Такой подход не устраивал Московский Патриархат. В беседе с монсеньором И. Виллебрандсом председатель ОВЦС подчеркивал право Русской Церкви самостоятельно решать вопрос с направлением наблюдателей. «Архиепископ Никодим, — читаем мы в кратком меморандуме, — заметил Виллебрандсу, что если Римско-католическое руководство заинтересовано в контактах с руководством Русской Православной Церкви, в том числе и по вопросу о приглашении наблюдателей на свой собор, то оно должно учитывать при этом интересы престижа Русской Церкви». Употребляя слово «престиж» в данном контексте архиепископ думал, конечно, не только об авторитете Русской Церкви в отношениях с другими Православными Церквами, но и о том тяжелом положении, в котором она пребывала внутри страны. Вступление Русской Церкви в двусторонние отношения с такой международно признанной силой, как Римско-Католическая Церковь, должно было, по мысли владыки, значительно повысить статус Церкви в глазах советского руководства, которое вынуждено было бы считаться с нею. «Если Римско-католические руководители заинтересованы видеть наблюдателей на своем соборе, они должны обратиться с этим предложением непосредственно в Московский Патриархат», — подчеркнул архиепископ Никодим.
Ватикан, в свою очередь, надеялся добиться от руководителей социалистического блока разрешения католическим епископам своих стран принять участие в соборе. Вопрос все еще оставался до конца непроясненным. Соответствующая озабоченность сквозит в словах Виллебрандса: «Затяжка направления Русской Православной Церкви приглашения происходит от того, что соответствующие круги Чехословакии, Венгрии и Советского Союза еще не высказались относительно возможности римско-католическим епископам из этих стран прибыть на Собор. Такое положение затрудняет Ватиканским кругам определить свою позицию относительно приглашения Русской Православной Церкви».
В ответ архиепископ Никодим приглашает монсеньора, к тому времени уже побывавшего в Константинополе, Афинах и других православных центрах с информацией о соборе, посетить Москву и «в беседах с деятелями Церкви изложить все то, что Секретариат28 имеет на этот счет сказать». И при этом архиепископ вновь ссылается на «престиж Русской Церкви». Приглашая Виллебрандса в Москву, архиепископ Никодим дает понять, что этот визит может стать решающим не только по вопросу о наблюдателях Русской Церкви, но и поможет разрешить проблему с участием в соборе католических епископов из Советского Союза: «Я могу устроить Вам встречу с представителем Совета по делам религий», — заметил архиепископ29.
И. Виллебрандс указал на деликатный характер вопроса о посещении им Москвы. Кардинал А. Беа может его серьезно рассмотреть только в том случае, если этот визит будет предполагать хотя бы возможность положительного ответа Русской Церкви на приглашение направить наблюдателей. В противном случае, такая поездка только скомпрометирует работу Секретариата по христианскому единству и саму идею о приглашении наблюдателей от некатолических Церквей. Имевший уже принципиальное согласие советского руководства архиепископ Никодим смог убедить представителя Святого Престола: «Уверяю Вас, поездка принесет свои плоды»30.
На встрече в Париже был затронут и вопрос об участии в соборе наблюдателей от Русской Церкви Заграницей. Виллебрандс спросил, не будет ли возражений со стороны Русской Православной Церкви, если на Ватиканский собор будут приглашены представители карловчан, «которые сами просят уже о приглашении»31? Ответ архиепископа довольно смел, если учесть последовательно антисоветскую позицию РПЦЗ: «Если Русская Православная Церковь общается во Всемирном Совете Церквей с протестантами, то почему бы ее представителям не встретиться на Соборе с карловчанами», при условии, что они будут придерживаться статута о наблюдателях и воздержатся от критики в адрес Московского Патриархата. Именно благодаря этому положительному ответу епископ Женевский Антоний (Бартошевич; 1910-1993) и протоиерей Игорь Троянов (1900-1976) прибудут на первую сессию собора в качестве наблюдателей от РПЦЗ. Как покажет время, II Ватиканский собор станет местом не только первой за много столетий встречи между Русской и Римско-Католической Церквами, но впервые после революции поможет встретиться разделенным ветвям Русского Православия.
В заключение своего отчета кардиналу А. Беа о встречах в Париже Й. Виллебрандс выражает свое убеждение в необходимости принять приглашение архиепископа Никодима и посетить Москву: «Если мы не примем приглашения <.. .> ответ Русской Православной Церкви (по вопросу о направлении наблюдателей. — Прим. авт. ) будет отрицательным и он, возможно, повлияет на другие Православные Церкви. Скажут, что мы не захотели предпринять шагов для того, чтобы сделать возможным принятие приглашения (направить наблюдателей. — Прим. авт.)»32. Усилия архиепископа Никодима, таким образом, достигли своей цели — ключ к положительному решению вопроса о присутствии православных наблюдателей на II Ватиканском соборе находился уже в Москве, а не в Константинополе. Если Ватикан хотел, чтобы православные делегаты действительно присутствовали на соборе, он должен был согласиться на условия, поставленные Русской Церковью.
Было бы, однако, наивным полагать, что в самом Ватикане вопрос о приглашении представителей Русской Церкви и других Церквей «за железным занавесом» на собор не вызывал определенных сложностей и серьезных опасений. Как раз именно в период 1961-1962 годов обострение в отношениях между двумя политическими блоками выразилось в возведении «Берлинской стены», ставшей символом международного противостояния. Ватикан опасался того, что собор может быть скомпрометирован, превратившись из события церковного в явление политическое, если на нем или вокруг него проявится это противостояние. В то же время Рим боялся скомпрометировать наблюдателей от Церквей «восточного блока» в глазах правительств их стран в том случае, если события на соборе примут нежелательный для них ход. Сомнения подобного рода нашли свое выражение в любопытном документе, подготовленном в Секретариате по христианскому единству под грифом «секретно» (sub secreto). Документ не датирован, но почти без сомнения можно отнести его составление к 1962 году, и скорее всего к периоду между встречей в Париже в августе и приездом Виллебрандса в Москву в конце сентября. Три страницы машинописного текста на итальянском языке заполнены практически одними вопросами. Впрочем, сам документ так и озаглавлен: «Несколько вопросов касательно наблюдателей на II Ватиканском соборе из стран коммунистического режима».
В документе выражается озабоченность возможной реакцией наблюдателей из соответствующих стран и, в первую очередь, из Советского Союза, если на соборе пойдет речь о коммунизме. Упоминается в этой связи интервью архиепископа Никодима итальянской газете «Джорно» (Giorno) от 21 февраля 1962 года, в котором председатель ОВЦС заявил, что Русская Православная Церковь не направит на собор своих представителей, если там будут выступать против Православной Церкви и России. «В какой степени, — спрашивает автор документа, — они (наблюдатели. — Прим. авт.) различают коммунизм и Россию? Может быть, для них лично будет небезопасно присутствовать на дискуссиях о коммунизме? Что если коммунистическое правительство включит в число наблюдателей шпиона?»33
Вместе с тем, в документе выражено понимание и даже сочувствие по отношению к Православным Церквам Восточной Европы, которые, с одной стороны, не могут пойти на открытый конфликт с властью, а с другой, нуждаются во внешних контактах для укрепления собственного положения: «В конце концов, нельзя забывать, что Православные Церкви за железным занавесом подвергаются преследованиям и стараются спасти то, что возможно»34.
К сожалению, у нас нет документальных свидетельств о том, как проходило обсуждение вопросов, поставленных в записке Секретариата по христианскому единству. Однако, исходя из последующих событий, а именно, поездки монсеньора И. Виллебрандса в Москву и сделанных им там заявлений, мы можем заключить, что Секретариатом были предприняты все возможные усилия с целью облегчить русским принятие решения о направлении наблюдателей. В частности, Секретариат смог свести на нет проекты какого-либо обсуждения и осуждения на предстоящем соборе коммунизма, что стало бы непреодолимым препятствием к участию наблюдателей из стран «за железным занавесом». Добиться их присутствия на соборе стало приоритетной задачей для руководства Секретариата, а, может быть, и самого предстоятеля Римско-Католической Церкви. Святой Престол вполне оправданно опасался того, что отказ от направления наблюдателей со стороны Москвы привел бы к отсутствию на соборе представителей Православной Церкви вообще, а это сильно понизило бы «экуменический» статус самого собора, перед которым Папа Иоанн XXIII поставил задачу сближения с другими Церквами.
Кроме того, вопрос участия в соборе самих католических епископов из СССР все еще оставался открытым. Совершенно очевидно, что с помощью налаживания отношений с Русской Церковью, а через нее, косвенно, и с советским государством Ватикан стремился улучшить положение католиков в Советском Союзе, в первую очередь, лишенных там легального положения униатов. Любопытно, что в упомянутом документе приводится мнение украинского греко-католического архиепископа Ивана (Бучко; 1891-1974)35, просившего не связывать вопрос православных наблюдателей с проблемой положения католической иерархии в странах коммунистического режима: «Он выразил надежду, что несмотря ни на что, православные наблюдатели все же будут приглашены»36. Архиепископ, как и другие наиболее дальновидные представители Ватикана, понимал, что единственный путь к возможному решению церковных проблем в будущем лежит через постепенное сближение и достижение взаимного доверия теперь.
- Визит И. Виллебрандса в Москву (сентябрь—октябрь 1962 г.)
Монсеньор И. Виллебрандс с официальной миссией, но по туристической визе, прибыл в Москву 27 сентября и находился здесь до 2 октября 1962 года37. 28 сентября38 он посетил Отдел внешних церковных сношений, где встретился с некоторыми иерархами Русской Православной Церкви и сотрудниками Отдела39.
Согласно сохранившейся стенограмме встречи, первое слово было предоставлено самому Виллебрандсу, чтобы он мог рассказать о целях и задачах предстоящего собора Римско-Католической Церкви. Представитель Святого Престола подчеркнул, что работа собора будет сосредоточена в основном вокруг двух проблем, тесно связанных друг с другом: пастырско- миссионерской и экуменической. Именно в связи с этим с самого начала подготовки к собору, по словам Виллебрандса, возникла идея пригласить на собор представителей некатолических Церквей. «Мы надеемся, что если Католическая Церковь углубится и станет более верной и последовательной обетам Спасителя, то через этот факт она приблизится к другим». Согласно идее Папы Иоанна XXIII, основной целью собора должно стать внутреннее обновление Церкви как необходимое условие, в том числе и для сближения с другими христианами. Ввиду этой главной цели к вопросам, которые будут обсуждаться на соборе, относятся проблема отношения между папством и епископатом в структуре Церкви, литургическая реформа, в частности, вопросы использования национальных языков в богослужении, восстановления диаконата, сослужения и причастия под двумя видами, а также место мирян в Церкви и миссия в современном мире.
Виллебрандс рассказал о подготовительных комиссиях к собору, среди которых и представляемый им в первую очередь Секретариат по единству христиан. В словах секретаря мы находим важное историческое свидетельство о том, что уже к этому моменту Иоанн XXIII предполагал сделать Секретариат постоянным органом Римской курии, ответственным за диалог с другими христианами. При этом в своей работе, как особо подчеркнул Виллебрандс, Секретариат намерен руководствоваться совершенно новым, по сравнению с официальным до тех пор в Католической Церкви, видением христианского единства: «Секретариат будет входить в контакт с другими церквами и общинами, но не будет преследовать цель прозелитизма <.> При этом мы постараемся не только изучить другие христианские вероучения, чтобы искать пути к сотрудничеству, но чтобы понять самих себя. Очень часто бывает, что отделенные от нас братья указывают наши ошибки и недостатки». На место призыва к возвращению в лоно «Матери-Церкви» и стремления обратить как можно большее число «еретиков и схизматиков» в католичество должен прийти диалог с позиции равноправия, уважающий иные церковные традиции и видящий в других христианах, прежде всего, «братьев», оказавшихся в некоторых аспектах более верными учению и духовной жизни Древней Церкви. Еще до каких-либо соборных решений в этой области слова Виллебрандса звучали как программа не только для самого собора, но и для будущей политики Римско- Католической Церкви в целом и не могли не произвести самого благоприятного впечатления на представителей Русской Церкви. Это впечатление было усилено последовавшими ответами на вопросы участников встречи в Отделе внешних церковных связей.
Вопросы, адресованные И. Виллебрандсу, затрагивали различные темы, как упомянутые в его речи, так и продиктованные политической ситуацией. Представители Московского Патриархата, оказавшиеся в то время вовлеченными в международную деятельность, которая определялась и строго контролировалась советскими властями, не могли не спросить, намеревается ли собор обсуждать тему защиты мира и разоружения. Ставя этот вопрос первым, представители Церкви тем самым формально удовлетворяли интересам государства, желавшего использовать Церковь, прежде всего, в качестве проводника своей «миротворческой политики» на международной арене, и получали возможность перейти к непосредственно богословской и церковной проблематике, которая, естественно, интересовала их гораздо больше.
Отвечая на вопрос А.С. Буевского: «Каковы будут проблемы отношения Римско-Католической Церкви к другим Церквам и к Православной Церкви?», монсеньор Виллебрандс сразу постарался дать понять, что II Ватиканский собор займет принципиально новую, по сравнению с прежними соборами, позицию по вопросу о христианском единстве: «Папа не хотел бы, чтобы Собор был похож на Флорентийский с отдельными дискуссиями. Он хочет, чтобы вероучение было освещено в таком направлении, чтобы христианская жизнь была обновлена, чтобы подготовилась база для будущего сближения». Представитель Святого Престола хотел развеять вполне понятные опасения православных о том, что предстоящий собор станет еще одной попыткой навязывания унии.
Основной диалог развернулся между монсеньором и протоиереем Виталием Боровым, преподававшим тогда историю западных исповеданий в Ленинградской духовной академии. Его, тем самым, и с профессиональной точки зрения интересовал вопрос отношения между папством и епископатом в структуре Римско-Католической Церкви, оставшийся непроясненным на I Ватиканском соборе: «Можно ли предполагать, что когда собор будет выяснять роль епископов, то это будет как бы некоторым объяснением и дополнением к I Ватиканскому собору, который подчеркнул значение Папы? Если II Ватиканский собор будет заниматься только каноническим значением епископов и не скажет об их догматическом положении как целого, то не будет баланса между двумя соборами и не будет нового объяснения о епископском достоинстве». «Будет и богословское углубление этого вопроса», — заверил Виллебрандс.
Кроме того, протоиерей В. Боровой ставил вопросы о статусе Поместных Церквей внутри Католической Церкви и о будущем Восточных Церквей, находящихся в единстве с Римом, что на протяжении столетий составляло основную проблему в православно-католических отношениях. Отвечая на столь непростые вопросы, Виллебрандс откровенно признал, что проблема Восточных Католических Церквей слишком сложна, чтобы собор смог ее разрешить.
В ходе беседы обсуждались темы восстановления женатого диаконата, перевода богослужения на национальные языки и роли мирян в Церкви. На отдельные вопросы собеседников Виллебрандсу было сложно отвечать, поскольку они касались решений, еще не принятых и даже еще не обсуждавшихся на соборе. Представитель Ватикана чувствовал себя в деликатном положении и даже был вынужден оправдываться: «Я хочу попросить понять мои трудности. Трудно ответить преподавателю на вопросы учеников, как мне трудно ответить на вопросы профессоров. Что решит Собор, я не знаю». Впрочем, Виллебрандс взял на себя смелость предположить возможный исход будущих соборных дебатов, благоразумно опустив все детали обсуждения и, главное, свои ответы в последующем отчете о поездке в Москву.
В тот же день в Отделе состоялась личная беседа между архиепископом Никодимом и монсеньором Й. Виллебрандсом, на которой присутствовали протоиерей В. Боровой и переводчик Алексеев. Разговор касался процедуры работы собора, а также более подробно политических вопросов, стоявших на повестке дня в связи с возможным направлением наблюдателей Русской Церкви на собор. Перечисляя темы, которые должны будут обсуждаться в течение первой сессии, Й. Виллебрандс упомянул и «вопрос взаимоотношения между церковью и государством». Председатель ОВЦС попросил более конкретно пояснить, в каком ключе собор будет рассматривать этот вопрос, весьма проблематичный не только для внутренней политики в СССР, но и с точки зрения советско-ватиканских отношений после официального осуждения коммунизма Папой Пием XII в 1949 году. Виллебрандс ответил, что, благодаря вмешательству Секретариата по христианскому единству на ранней стадии подготовки, собор будет рассматривать этот вопрос в самой общей форме без упоминания политических систем или конкретных государств. То же самое касается и проблемы атеизма и материализма. «Мы здесь, также как и в вопросе о мире, постараемся избежать нарушения равновесия в своих заявлениях, чтобы никто не мог упрекнуть собор в политической тенденциозности». Подобные гарантии со стороны официального представителя Святого Престола были необходимы для того, чтобы вопрос направления наблюдателей не встретил препятствий со стороны советского руководства. Это подтверждают и весьма показательные оговорки архиепископа, естественно, приводимые лишь в отчете Виллебрандса: «Не подумайте, что мы, русские православные архиереи, защищаем атеизм! Это совсем не так, но мы просим понять нашу ситуацию»40.
1 октября состоялась еще одна встреча архиепископа Никодима с монсеньором Й. Виллебрандсом, о которой не сохранилось свидетельств в российских архивах. Единственным, и тем более ценным, источником для нас является отчет Виллебрандса, благодаря которому мы знаем о вовлеченности Патриарха Алексия I в процесс переговоров о направлении наблюдателей. Можно сказать, что он сам был косвенным участником встречи 1 октября, так как в присутствии Виллебрандса состоялся длинный телефонный разговор архиепископа Никодима с Патриархом, находившимся в своей летней резиденции в Одессе. Его Святейшество выразил свою радость в связи с приездом в Москву представителя Святого Престола и просил передать ему слова приветствия. В свою очередь архиепископ Никодим, настолько подробно, насколько это позволял сделать телефонный разговор, передал Патриарху содержание своих переговоров с монсеньором и всю ту важную информацию, в первую очередь, политического характера, которую тот смог ему сообщить. «Как Патриарх, так и архиепископ Никодим положительно относятся к вопросу о направлении наблюдателей, — напишет затем Виллебрандс в своем отчете, — однако решение еще не принято и не может быть принято, поскольку 1) нет официального приглашения и 2) только Синод может принять столь важное решение». Впрочем, архиепископ Никодим заверил гостя в том, что «сам представит вопрос на заседании Священного Синода в самом положительном свете»41.
За время своего пребывания в Москве И. Виллебрандс так и не встретился с чиновниками Совета по делам религий, чтобы как- то решить проблему участия в соборе католических епископов из СССР. Мы можем только предполагать, почему такой встречи не случилось. По-видимому, еще при подготовке визита руководство Секретариата по христианскому единству решило не идти на прямой контакт с советскими функционерами и придать визиту исключительно церковный характер, избегая тем самым каких-либо отношений с государством, которое преследует Церковь. Для отказа от такого рода контактов у Виллибрандса всегда был благовидный предлог, использованный им в одном из разговоров с архиепископом Никодимом: «Секретариат не компетентен заниматься ситуацией с католическими епископами»42, поскольку в сферу его ответственности входят отношения с христианами-некатоликами.
Судя по представленному кардиналу А. Беа отчету, первый визит в Москву оставил у монсеньора И. Виллебрандса двойственное впечатление. С одной стороны он увидел советскую действительность, которая подействовала на него отталкивающе, а с другой смог убедиться в том, что, несмотря на все преследования, христианская вера в народе оставалась живой. Это стало для него настоящим откровением: «В то время как улицы Москвы оставляют у иностранца впечатление тоски и уныния, в церквях все исполнено молитвой, верой и любовью. Они заполнены народом и полны пением и молитвой. Если ты ощущаешь себя неуютно в городе, тебя утешает атмосфера, которая царит внутри храмов <…> 90 процентов присутствующих — женщины всех возрастов. По этому поводу священники мне говорили: не думайте, что все мужское население утратило веру. Просто для них гораздо сложнее попасть в церковь. Женщина представляет всю семью»43.
Виллебрандса должны были до глубины души взволновать слова, сказанные ему со всей откровенностью протоиереем Виталием Боровым, который провожал монсеньора в аэропорт. Слова эти врезались Виллебрандсу в память, и он приводит их в качестве итога всего своего посещения Москвы: «У русского народа еще большое будущее. Если бы христианство погибло в России, это была бы катастрофа не только для нас, но для всего христианского мира. Если христианство сохранилось в России, то это благо не только для нас, но и для всего христианского мира. Тут постоянно говорят о мире: pax, pax et non eratpax (Мир, мир и нет мира). Вот если бы Римская Церковь сказала слово в защиту мира, это на всех произвело бы впечатление. Его (прот. В. Борового. — Прим. авт.) последними словами в аэропорту были: молитесь за нашу Церковь!»44.
Как свидетельствуют дошедшие до нас документы, визит в Москву монсеньора И. Виллебрандса и его встречи и беседы в Отделе внешних церковных сношений сыграли решающую роль в последовавшем затем положительном решении о направлении наблюдателей на собор. Виллебрандс покинул Москву 2 октября, а 3 октября протоиерей В. Боровой подает на имя председателя ОВЦС архиепископа Никодима докладную записку на 17 страницах, озаглавленную «Пребывание монсиньора И. Виллебрандса в Москве». В написанной по поручению самого архиепископа записке будущий наблюдатель на II Ватиканском соборе анализирует все, что говорилось и обсуждалось в ходе визита представителя Ватикана. Протоиерей В. Боровой перечисляет все актуальные проблемы, которые стоят перед Католической Церковью, в том числе и необходимость «нахождения какого-то “модус вивенди” во взаимоотношениях Ватикана со странами социалистического лагеря с тем, чтобы сохранить там католичество или найти способы к его проникновению туда».
Протоиерей В. Боровой различает в Католической Церкви два основных течения — «консервативно-реакционное», которое отрицает «всякую вообще необходимость в реформах», и прогрессивное, последователи которого «понимают всю необходимость идти в ногу со временем». Автор записки без сомнения причисляет к числу прогрессистов и самого Папу Иоанна XXIII, желающего созвать собор c целью «провести такие обновления и улучшения, которые бы сделали католичество более приемлемым и симпатичным в глазах христиан-некатоликов». К таким улучшениям относятся: широкая децентрализация, организация автономных церквей-округов (митрополий) в пределах отдельных государств с обновлением соборного начала в жизни каждой такой «поместной» Церкви, увеличение роли и прав епископата в их епархиях и по отношению к Папе, введение народных языков в богослужение, причащение под двумя видами, обновление роли диаконата и разрешение на его брачное состояние, увеличение роли, функций и служения мирян в управлении, миссии и богослужебной жизни Церкви, новые, более приемлемые для некатоликов объяснения главенства Папы и его непогрешимости, более мягкое определение места Предания в жизни и учении Церкви и т.п. «Все это, по мысли Папы и прогрессивно-либеральных кругов в католичестве, облегчит некатоликам сближение с Католической церковью», — отмечает протоиерей В. Боровой.
В ситуации, когда прогрессивное направление встречает жесткое противостояние со стороны консерваторов, присутствие на соборе наблюдателей-некатоликов, подчеркивает протоиерей В. Боровой, могло бы помочь Папе и сторонникам реформ и, напротив, оказало бы противодействие консервативным кругам. Видимо, со слов самого Виллебрандса, протоиерей В. Боровой сообщает, что поездка в Москву секретаря Секретариата по христианскому единству состоялась вопреки ожесточенному сопротивлению реакционных кругов Римской курии, особенно префекта Конгрегации Sant’Uffizio45 кардинала Альфредо Оттавиани (1890-1979), впоследствии одного из лидеров партии «консерваторов» на соборе. Поэтому, продолжает Боровой, если миссия Виллебрандса в Москву окажется неуспешной, то есть Священноначалие Русской Церкви не направит наблюдателей на собор, это будет означать успех консервативного направления в Католической Церкви.
В качестве представителя Русской Православной Церкви при Всемирном Совете Церквей с 1961 года, протоиерей В. Боровой подчеркивает в своей докладной записке ту положительную роль, которую в контексте напряженного противостояния двух политических систем Русская Церковь играет внутри ВСЦ, не позволяя этой организации занять одностороннюю позицию в конфликте. Если присутствие наблюдателей Русской Церкви, заключает Боровой, сможет сыграть такую же роль на соборе крупнейшей христианской Церкви, не являющейся членом ВСЦ, то это могло бы способствовать улучшению политической ситуации в мире. Совершенно очевидно, что последний аргумент предназначался, главным образом, руководству Совета по делам Русской Православной Церкви и советского правительства в целом, от которых зависело окончательное решение о направлении наблюдателей.
- Переписка (октябрь 1962 г.)
Далее события разворачивались стремительно. 4 октября 1962 года в Московскую Патриархию на имя Святейшего Патриарха Алексия I пришло официальное приглашение от имени Папы Иоанна XXIII и за подписью председателя Секретариата оп христианскому единству кардинала Августина Беа направить в качестве наблюдателей-делегатов на II Ватиканский собор двух или трех представителей духовенства или богословов. Письмо, написанное по-французски, заканчивалось словами: «Мы уповаем и молим Господа о том, чтобы присутствие наблюдателей было эффективном вкладом во все растущее познавание и уважение между всеми, носящими имя христиан и духовно объединенными в Евхаристии»46. К приглашению прилагалось положение о наблюдателях от некатолических Церквей, состоявшее всего из 4 пунктов. Пункты 2-4 непосредственно касались прав наблюдателей на соборе:
«2. Наблюдатели уполномачиваются присутствовать на общих торжественных заседаниях и закрытых общих собраниях, на которых доклады Собора предлагаются на общее обсуждение. Они не могут <…> присутствовать на рабочих заседаниях комиссий кроме специально оговоренных случаев и при условии разрешения, полученного от компетентных властей.
- Наблюдатели не могут выступать или голосовать во время прений и заседаний собора.
- На Секретариат по вопросам христианского единства возложено посредничество между соборными учреждениями и наблюдателями для предоставления им всей необходимой информации, имея которую, они легче смогут следить за работой собора. Для осуществления этого Секретариат сможет организовывать для наблюдателей специальные заседания, где будут обсуждаться соборные прения. На такие заседания могут приглашаться компетентные лица, включая самих отцов собора, что обеспечит наблюдателям точную информацию об обсуждающихся на соборе темах».
6 октября председатель ОВЦС архиепископ Никодим направляет докладную записку протоиерея В. Борового Святейшему Патриарху Алексию, который, ознакомившись с документом, оставил на нем красноречивый автограф: «Этот основательный доклад прочел с особым интересом». Как мы знаем, к этому времени у Священноначалия Русской Церкви уже вполне выработалось решение о направлении наблюдателей, естественно, согласованное с властями. Об этом свидетельствует и, например, тот факт, что уже за день до отъезда Й. Виллебрандса, то есть 1 октября, заместитель председателя Совета по делам Русской Православной Церкви подготовил проект постановления ЦК КПСС о разрешении Московскому Патриархату принять приглашение Папы и направить наблюдателей на II Ватиканский собор (№ 58/30 от 10 октября)47. Уже 9 октября, то есть за день до принятия этого постановления и исторического заседания Священного Синода Русской Православной Церкви, был подготовлен проект послания Святейшего Патриарха Алексия главам Поместных Православных Церквей с извещением о принятом Синодом решении.
Сохранились ответы Предстоятелей трех Поместных Православных Церквей на данное послание, которые показывают весь спектр реакций на решение Русской Церкви: от негативной точки зрения Патриарха Иерусалимского Венедикта, считавшего, что оно противоречит общеправославной позиции, и нейтральной реакции Патриарха Сербского Германа до скорее положительного мнения митрополита Пражского Иоанна, полагавшего, что благодаря решению Синода, вся «Православная Церковь может следить за работой Ватиканского собора и высказать свое отношение к его постановлениям». Все эти ответы датированы 16 и 17 октября.
Только 20 октября пришел ответ из секретариата Константинопольского Патриархата. Задержка была вполне понятной, поскольку решение Синода Русской Церкви явилось полной и неприятной неожиданностью для Константинополя, уверенного в отрицательной позиции Московского Патриархата по данному вопросу. Ответ представлял собой лишь копию официального послания Патриарха Афинагора кардиналу А. Беа, переданного в самый день заседания Синода в Москве 10 октября, о том, что «Вселенская Патриархия <…> вместе с другими Православными Церквами пришла к заключению» о невозможности направления православных наблюдателей на собор. Таким образом, на первой сессии II Ватиканского собора наблюдатели от Русского Православия фактически представляли весь православный мир, его богословскую и духовную традицию48.
12 октября 1962 года, то есть на следующий день после торжественной церемонии открытия II Ватиканского собора, наблюдатели Русской Православной Церкви протоиерей Виталий Боровой и архимандрит Владимир (Котляров) прибыли в Рим49.
Примечания
OBSERVERS OF THE RUSSIAN ORTHODOX CHURCH AT THE VATICAN II: HISTORICAL BACKGROUND
Synopsis: On the 10th of October 1962, the Holy Synod of the Russian Orthodox Church made a decision to send two observers to the Second Vatican Council of the Roman Catholic Church. This decision was preceded by a series of meetings and talks between Msgr. Johannes Willebrands, secretary of the Pontifical Secretariat for Promoting Christian Unity, and representatives of the Moscow Patriarchate, mainly His Eminence Nikodim (Rotov), chairman of the Department for External Church Relations. Having studied the documents from the Vatican Secret Archives and the DECR’s Archive, the author reconstructs the course of events and shows the history of the beginning of relations between Rome and Moscow.
Keywords: Russian Orthodox Church, Roman Catholic Church, Vatican II, Orthodox-Catholic dialogue, church-state relations.
Deacon Alexey Dikarev, Doctor of Missiology, staff-member of the DECR’s Secretariat for inter-Christian relations.
- «Regardons vers l’avenir…» (фр.). См. [J. Willebrands ↩
- «Журнал Московской Патриархии», 1962, № 11. С. 9. ↩
- Цит. по: О.Ю. Васильева, Русская Православная Церковь и II Ватиканский собор, М. 2004. С. 124. ↩
- Там же. С. 132. ↩
- История II Ватиканского собора, под ред. Дж. Альбериго. Т. I. М., 2003. С. 379. Первый набросок статута о наблюдателях был составлен монс. Й. Виллебрандсом еще позже и датирован 15 ноября 1960 года. В нем предлагается взять за образец участие наблюдателей на заседаниях ЦК Всемирного Совета Церквей на Родосе в 1959 г. и в Сент-Эндрюс в 1960 г. См. /Johannes Willebrands/, Quelques reflexions а propos de la question des observateurs non-catholiques au Concile Vatican II, in ASV, Conc. Vat. II, busta 1467. ↩
- История II Ватиканского собора. Т. I. С. 38. ↩
- Подробнее о статье и связанной с ней истории см. О.Ю. Васильева, Цит. соч. С. 128-131. ↩
- Терциарий Ордена доминиканцев, был близок к Папе Иоанну XXIII и премьер-министру Италии Аминторе Фанфани (1908-1999), сыграл свою роль в положительном решении о направлении наблюдателей от Русской Церкви. ↩
- Весной 1961 года Русская Православная Церковь еще раз подтвердила свое нежелание каким-либо образом участвовать всоборе. См. статью «Non possumus» в «Журнале Московской Патриархии», 1961, №5. С. 73-75. ↩
- См. V. Borovoij, Il significato del Concilio Vaticano IIper la Chiesa ortodossa russa, in Vatican II in Moscow (1959-1965). Acts of the Colloquium on the History of Vatican II. Moscow, March 30-April 2, 1995, A. Melloni (ed.), Leuven 1997. P. 78. (Существует русскояз. издание этой книги: Второй Ватиканский собор: взгляд из России, М., 1997). ↩
- См., например, О.Ю. Васильева, Цит. соч. C. 123: «в свою тайную дипломатию советское государство ввергло и Русскую Православную Церковь, навязав ей присутствие на Католическом соборе, не считаясь ни с догматическими расхождениями между православием и католицизмом, ни с прозелитическими притязаниями Ватикана и ответными действиями православного мира». ↩
- Впоследствии кардинал, архиеп. Утрехтский и председатель сначала Секретариата, а затем Папского совета по содействию христианскому единству (с 1969 по 1989 гг.). ↩
- /J. Willebrands/ , La 3 Assemble du Conseil Oecuménique des Eglises. New Delhi (18 nov. — 6 de’c. 1961). Rapport General, f. 4, in ASV, Conc. Vat. II, busta 1467. ↩
- Id., Dossier orthodoxe. New Delhi (18 nov. — 6 dec. 1961), f. 5, in ASV, Conc. Vat. II, busta 1467. ↩
- Впоследствии митр. Сурожский и глава приходов Московского Патриархата в Великобритании. ↩
- Id., Les Eglises Orthodoxes de derriere le rideau-de-fer, f. 3, in ASV, Conc. Vat. II, busta 1467. ↩
- Ibidem, f. 5. ↩
- Ibidem, f. 6. ↩
- Ibidem, f. 9. ↩
- Ibidem, f. 10. Болезненная проблема унии, на протяжении веков осложнявшая православно-католические отношения, прямо или косвенно затрагивалась в беседах монс. Й. Виллебрандса с представителями других Православных Церквей в Нью-Дели. Они подчеркивали, что если Римско-Католическая Церковь хочет развивать отношения с Православной Церковью, то этим должен заниматься Секретариат по единству христиан, а не Конгрегация по делам Восточных Церквей, которая в Римской курии традиционно отвечала за униональную политику. См. Id., Dossier orthodoxe. New Delhi (18 nov. — 6 dec. 1961), f. 5, in ASV, Conc. Vat. II, busta 1467. ↩
- Id., Les Eglises Orthodoxes de derriere le rideau-de-fer, f. 9, in ASV, Conc. Vat. II, busta 1467. ↩
- Ibidem, f. 7. ↩
- Подробнее об этом документе см. О.Ю. Васильева, Цит. соч. С. 187; A. Roccucci, Russian Observers at Vatican II. The “Council for Russian Orthodox Church Affairs” and the Moscow Patriarchate between Anti-religious Policy and International Strategies, in Vatican II in Moscow. P. 58-59. ↩
- Цит. по: О.Ю. Васильева, Цит. соч. С. 187. ↩
- В Ватиканском архиве хранится подробный отчет Й. Виллебрандса об этой поездке на итал. яз.: Segretariato per l’unione dei cristiani, Rapporto sulle conversazioni di Mons. J.G.M. Willebrands con il Patriarca Athenagoras ed i metropoliti a Costantinopoli (14-20 febbraio 1962), 23 febbraio 1962, if. 18, in ASV, Conc. Vat. II, busta 1468 «Observatores 1962». ↩
- Подробнее см. A. Roccucci, Op. cit. P. 60-61. ↩
- На документе сохранилась надпись архиеп. Никодима: «Очень кратко изложено, но в общем верно». Здесь и далее, если нет ссылки на источник, цитируются документы из Архива Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата. Данный архив является ведомственным и закрыт для исследователей. Однако копии документов, касающихся участия наблюдателей Русской Церкви в работе II Ватиканского собора, находятся в настоящее время в Государственном архиве Российской Федерации (ГАРФ) и в 1990-е годы были изучены отечественными и зарубежными историками. См. О.Ю. Васильева, Русская Православная Церковь и II Ватиканский собор, М. 2004; A. Roccucci, Russian Observers at Vatican II. The «Council for Russian Orthodox Church Affairs» and the Moscow Patriarchate between Anti-religious Policy and International Strategies, in Vatican II in Moscow (1959-1965). Acts of the Colloquium on the History of Vatican II. Moscow, March 30-April 2, 1995, A. Melloni (ed.), Leuven 1997. P. 45-69; Id., L’evento conciliare nell’analisi degli osservatori ortodossi russi e del Consiglio per gli affari della Chiesa ortodossa russa. L’esperienza della prima sessione, in L’evento e le decisioni. Studi sulle dinamiche del Concilio Vaticano II, a cura di M. T. Fattori e A. Melloni, Il Mulino, Bologna 1997. P. 295-320. Краткое изложение переговоров в Париже представил сам кардинал Й. Виллебрандс на конференции в Москве в 1995 году: J. Willebrands, La rencontre entre Rome et Moscou: Souvenirs, in Vatican II in Moscow. P. 333-335. ↩
- Впервые эта идея была озвучена кардиналом А. Беа на заседании Секретариата по христианскому единству 15 декабря 1960 года, посвященном вопросу о наблюдателях. См. Seance du 15 décembre 1960, f. 4, in ASV, Conc. Vat. II, busta 1467. Однако, вплоть до поездки монс. Й. Виллебрандса в Стамбул в феврале 1962 года, данный вопрос не был еще решен окончательно. Именно Вселенская Патриархия настаивала на том, чтобы приглашение полноте Православной Церкви на собор было направлено через Константинополь. См. Rapporto sulle conversazioni di Mons. J.G.M. Willebrands con il Patriarca Athenagoras ed i metropoliti a Costantinopoli (14-20 febbraio 1962), 23 febbraio 1962, f. 2, in ASV, Conc. Vat. II, busta 1468. ↩
- Имеется в виду Секретариат по христианскому единству, который занимался приглашением наблюдателей от некатолических Церквей. ↩
- (Й. Виллебрандс, Рапорт о встречах сВиссер’тХуфтом и архиепископом Никодимом в Париже) (без заголовка), Paris, le 12 aout 1962, f. 4, in ASV, Conc. Vat. II, busta 1468. До 1965 года Совет по делам Русской Православной Церкви и Совет по делам религий, занимавшийся всеми остальными исповеданиями, являлись независимыми друг от друга структурами. В 1965 году их объединили в один Совет по делам религий. ↩
- Ibidem, f. 3. ↩
- Тот факт, что Русская Православная Церковь Заграницей, обладавшая полной свободой, сама выразила желание направить наблюдателей на II Ватиканский собор, является серьезным аргументом против утверждения проф. О.Ю. Васильевой, что только под давлением Советского государства Русская Церковь могла принять решение направить наблюдателей на собор католиков. См. О.Ю. Васильева, Цит. соч. C. 123, 184. В своем ответе на приглашение направить на собор наблюдателей от РПЦЗ ее глава митрополит Восточноамериканский и Нью-Йоркский Анастасий (Грибановский; 1873-1965) подчеркивал: «Мы с интересом следим за событиями в религиозной жизни Запада, мы особенно рады получать информацию о ходе II Ватиканского собора из первых рук и ожидаем, что труды собора будут иметь огромное значение». См. Secretariates ad christianorum unitatem fovendam, Osservatori delegati al Concilio Vaticano II. Chiese orientali, f. 21, in ASV, Conc. Vat. II, busta 1468. ↩
- /Й. Виллебрандс, Рапорт о встречах с Виссер’т Хуфтом и архиепископом Никодимом в Париже/ (без заголовка), Paris, le 12 aout 1962, f. 4, in ASV, Conc. Vat. II, busta 1468. ↩
- Segretariato per l’unione dei cristiani, Qualche domanda a proposito degli Osservatori al Concilio Vaticano II, provenienti dai paesi sotto il regime comunista (sub secreto), if. 1, 3, in ASV, Conc. Vat. II, busta 1468. Данное опасение было вполне оправданным. В качестве заместителя наблюдателей Русской Церкви на собор был направлен секретарь представительства Московского Патриархата при ВСЦ Н. Анфиногенов, к которому в Ватикане с самого начала относились с подозрением и называли «наблюдателем за наблюдателями». ↩
- Ibidem, f. 3. ↩
- Титулярный архиеп. Лаодикийский, апостольский визитатор для украинских греко-католиков в Западной Европе, официальный представитель Украинской Греко-Католической Церкви при Ватикане. ↩
- Ibidem, f. 2. ↩
- Проживая в гостинице «Варшава», монс. Й. Виллебрандс ежедневно служил мессу в единственном тогда в Москве католическом храме св. Людовика Французского. В ходе своего визита он посетил Троице-Сергиеву Лавру и Московскую Духовную Академию, а также присутствовал на богослужениях в кафедральном Богоявленском соборе, храме свв. Петра и Павла в Лефортово, Новодевичьем монастыре и храме в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Большой Ордынке. ↩
- В сохранившейся стенограмме этого посещения ошибочно указана дата 27 сентября. ↩
- Помимо самого председателя ОВЦС архиепископа Никодима, во встрече участвовали известные церковные деятели того времени: архиеп. Алеутский и Североамериканский Иоанн (Вендланд) (19091989); архиеп. Берлинский и Среднеевропейский (с 10 октября 1962 г.) Сергий (Ларин) (1908-1967); еп. Дмитровский Киприан (Зернов) (1911-1987), управляющий делами Московской Патриархии и бывший заместитель председателя ОВЦС; еп. Таллинский и Эстонский Алексий (Ридигер) (1929-2008), заместитель председателя ОВЦС и будущий Патриарх Московский и всея Руси; архим. Питирим (Нечаев) (1926-2003), будущий митр. Волоколамский и Юрьевский, многолетний председатель Издательского отдела Московского Патриархата; прот. Константин Ружицкий (1888-1964), ректор МДАиС; прот. Виталий Боровой (1916-2008), представитель Русской Православной Церкви при Всемирном Совете Церквей; проф. и инспектор ЛДАиС Л.Н. Парийский (1892-1972); секретарь ОВЦС А.С. Буевс- кий (1920-2009) и др. ↩
- Visite de Mgr. J.G.M. Willebrands, secretaire du Secretariat pour l’unite des chretiens, au Patriarcat de Moscou de l’Eglise orthodoxe russe, du 27 septembre au 2 octobre 1962, Rome, 7-X-1962, f. 2, in ASV, Conc. Vat. II, busta 1468. ↩
- Ibidem, f. 6. ↩
- Ibidem, f. 4. В работе II Ватиканского собора все-таки приняли участие католические епископы из советской Литвы. ↩
- Ibidem, f. 10. ↩
- Ibidem, f. 13. ↩
- Учреждена Папой Павлом III в 1542 году под именем «Конгрегации Священной Римской и вселенской инквизиции». В 1908 году Папой Пием X переименована в Sant’Uffizio (дословно «Святое учреждение»). С 1965 года носит название Конгрегации по вероучению. ↩
- Цитируется по переводу, выполненному сразу по прибытии письма и хранящемуся в Архиве ОВЦС. ↩
- См. О. Васильева, Цит. соч. C. 204-205. ↩
- Поскольку принадлежавший к константинопольской юрисдикции еп. Катанский Кассиан (Безобразов) (1892-1965), ректор Свято-Сергиевского института в Париже, являлся гостем на первой сессии собора, то можно сказать, что, пусть и косвенно, но Константинопольский Патриархат все же был представлен на соборе. Вместе с тем надо признать, что «гости» собора имели более низкий статус и меньше прав по сравнению с официальными «наблюдателями». ↩