О. Б. Гранатырь
Багдадский халиф или московский тиран?
Новый аспект критики культа царя Ивана IV: о ком свидетельствуют «святцы Коряжемского монастыря»
В 2013 году Россия будет отмечать четырехсотлетие династии Романовых. В преддверии этого юбилея становится особенно актуальной проблема рецепции различных фактов и явлений из истории самодержавной России. Это касается и восприятия монархии как формы государственного устройства и державного строительства, и деятельности отдельных государей и династий в целом (Романовых и Рюриковичей1), и роли их в истории России и Украины. Общеизвестно, что прошлое обычно мифологизируется, а, по мнению Гегеля, мифологическая форма изложения мировоззрения показывает бессилие мысли, в том числе и богословской и церковно-просветительской.
Попытка переписывания истории несет в себе весьма опасный соблазн мифологизирования.
Вместо истории, «какую нам Бог дал», со всеми ее смутами и грехами, некоторые исследователи пишут свою — лакированную, удобную. Тем самым они отказываются от Божественного Промысла, лгут на Бога и искажают пути, какими Он вел Россию, лжесвидетельствуют против подлинных святых, таких, как митрополит Филипп, игумен Корнилий. Дело православного церковного трезвомыслия — отсекать и пресекать такие соблазны. Оказавшись в плену мифологем, многие наши современники зачастую воспринимают Иоанна IV, кровавого деспота и человека, явно страдавшего тяжкими психическими расстройствами, едва ли не угодником Божиим2. О ситуации вокруг «канонизации» Ивана Грозного см. также: Газов Е.А. http:// www.theonoesis.ru/compositions/ivan_groznyi.php].
Итак, неомифологические представления о «святости» первого русского царя сводятся к следующим концептам. Во- первых, народное почитание «святости» Грозного якобы уходит своими корнями в XVI век — его имя занесено в «Святцы Коряжемского Николаевского мужского монастыря», основанного в 1535 году святыми Лонгином и Симоном Сойчинским3.
Во-вторых, у истоков движения за канонизацию Ивана Грозного в наши дни стоял приснопамятный митрополит Санкт- Петербургский и Ладожский Иоанн (Снычев): в 1995 году им была написана книга «Самодержавие духа», в которой полностью отрицалась любая негативная информация о царе как плод «заморской клеветы» иезуита Антония Поссевино, вестфальца Генриха Штадена, англичанина Джерома Горсея и других иностранцев, авторов политических памфлетов, изображавших Московское государство в самых мрачных красках. А крупнейшие русские историки, начиная с Карамзина, по мнению Владыки Иоанна, виновны в очернительстве образа благочестивого царя и в том, что они воспроизвели всю ту мерзость и грязь, которыми обливали Россию «заграничные гости». В частности, утверждал Владыка, Иван Грозный был клеветнически обвинен в убийстве святителя Филиппа (Колычева), митрополита Московского, и преподобного Корнилия Псково-Печерского, чудотворца. Ложь об убийстве преподобного Корнилия распространялась якобы уже после Октябрьской революции с целью очернить монархию.
Таков самочинный «символ веры» поклонников Иоанна IV. Во многих публикациях (в том числе архимандрита Макария (Веретейникова). А.Л. Дворкина4 и других крупных современных ученых) данные концепты были подвергнуты фундаментальной, разоблачающей критике.
Стоит ли после этого удивляться, что, несмотря на неоднократные официальные и неофициальные заявления церковной власти, выступления отдельных публицистов, истерия по поводу «благочестивости» Грозного не утихают.
Не стоит упоминать о том, как ведутся дискуссии на различных интернетовских форумах… В лучшем случае борцы с канонизаторами ссылаются на Соловьева или Ключевского. Но и Соловьев, и Ключевский, и Костомаров — хоть и замечательное, но все же прошлое исторической науки. В основном же споры на форумах, в печати сводятся к построению всевозможных «теорий» на количественно ограниченных и умело подтасованных фактах, которые сами сторонники канонизации «выпускают в свет», не реагируя на другие, опровергающие бредни «канонизаторов» исторических фактов.
Почитатели Ивана Грозного говорят даже об отвержении литургического предания. Помимо разнообразных исторических документов (вот и поговорить бы о них!) существует литургическое предание Церкви. Оно выразило себя в службе святителю Филиппу Московскому, в частности, в июньской службе, где в каноне на утрене содержится вполне ясная характеристика человека, чье вмешательство в судьбу святителя Филиппа было столь трагическим. Этот человек не назван по имени, но понятно, о ком идет речь и кто там именуется «новым фараоном» и «новым Иродом»5.
В службе говорится, что Иван Грозный виновен в убийстве митрополита Филиппа и игумена Корнилия, казалось бы, нечего и спорить. Но «канонизаторы» предлагают службы подправить, т.к. для них это не аргумент, хотя литургическое предание основывалось на исторических данных.
Например, то, что игумен Корнилий был лично Грозным или по его приказу казнен — это-то давно установленный с помощью надежного источника — синодика опальных — факт. Факт, опубликованный много раз.
Поэтому в рамках нашей статьи мы рассмотрим именно то, что сторонники канонизации Иоанна IV рассматривают в качестве литургического предания Церкви.
А пока отметим, что выступления за его канонизацию начались в 90-х годах прошлого века и изначально воспринимались как инициатива маргиналов. Затем стали появляться книги и брошюры, в которых делались попытки доказать святость «грозного царя». Одним из обоснований того, что тиран и убийца Иоанн IV якобы угодил Всемудрому и Всеблагому Царю Небесному, явилось упоминание имени некоего «царя Иоанна» в святцах севернорусского (на Вологодщине) Николаевского Коряжемского мужского монастыря.
Ревнители канонизации сразу же идентифицировали его как Ивана Васильевича Рюриковича.
И действительно, существуют «Святцы Коряжемсемского монастыря», где сказано: «Июня 10 — обретение святого телеси великомученика царя Иоанна».
Однако, несмотря на свою древность (святцы были закончены всего через 37 лет после смерти Иоанна IV, в 1621 г.), они не отличаются большой достоверностью. Например, киевский игумен Авраамий помещен в них в V век по Р.Х. Это вообще-то за пятьсот лет до крещения Руси!
Упоминание там царя Иоанна, на наш взгляд, — явление очередного хронологического мифотворческого сбоя. Однако целью нашей статьи является установление личности того, кто был так поименован в монастырской книге.
Однозначно отметим: нет достоверных обоснований того, что данная запись относится именно к царю Ивану IV. Во всяком случае, чтобы обрести «святыя мощи», для начала нужно извлечь их из места первоначального погребения. А прах Ивана IV находился «в Архангельском соборе Кремля вплоть до 1963 года, когда оно было извлечено и обследовано известным антропологом М.М. Герасимовым. Каких-либо следов прежнего «обретения» и перезахоронения останков Ивана IV им обнаружено не было»»6.
Как известно, Иван Грозный умер 18 марта 1584 года. По описанию Костомарова: «Наступило 17 марта. Около третьего часа царь отправился в приготовленную ему баню, мылся с большим удовольствием, там его тешили песнями. После бани царь чувствовал себя свежее. Его усадили на постели, сверх белья на нем был широкий халат. Он велел подать шахматы, сам стал расставлять их, никак не мог поставить шахматного короля на свое место и в это время упал. Поднялся крик, кто бежал за водкой, кто за розовой водой, кто за врачами и духовенством. Явились врачи со своими снадобьями, начали растирать его, явился митрополит и наскоро совершил обряд пострижения, нарекая Иоанна Ионою. Но Иван IV уже был бездыханен. Народ заволновался, толпа бросилась в Кремль. Борис приказал затворить ворота. На третий день тело царя Ивана Васильевича было предано погребению в Архангельском соборе рядом с могилой убитого им сына»7.
Кончина Ивана Грозного также не может считаться кончиной христианина-праведника. Так, крупнейший памятник русского летописания XVII века «Летописец Новый», составленный около 1630 года, но основанный на более ранних источниках, сообщает о восприятии Иваном Грозным появления на небе кометы как предзнаменования собственной смерти, что выдает в царе человека суеверного. По свидетельству английского посланника Джерома Горсея, получавшего информацию из ближайшего окружения царя, Иван Грозный перед смертью распорядился привезти в Москву большое количество ворожей и волхвов, чтобы те предсказали ему день кончины. Умер же Иван Грозный за игрой в шахматы, так что чин пострижения в схиму совершался, вероятно, уже над бездыханным трупом, что явно не соответствует облику праведника.
Итак, смерть и погребение грозного монарха состоялись в марте, а не в июле 1584 года, а затем, вплоть до ХХ века, его гробница не открывалась, и прах никуда не переносился. Более того, признаков нетления зафиксировано не было, как известно, академик Герасимов работал с костными останками, а не мироточивыми мощами.
В статье мы рассмотрим биографии нескольких святых государей по имени Иоанн и в финале сделаем выводы, кто же из них сокрыт под этим именем в святцах.
Итак, мученик Иоанн Владимир, князь Сербский (X в), именуемый в Сербии царем и великомучеником, принадлежал к благочестивому царскому роду, владевшему княжествами Захумле и Превала. Вступил в управление Сербией во второй половине Х века и правил Зетой и другими областями в Иллирии и Далации. С детства святой Иоанн-Владимир был наделен духовными дарованиями: кротостью, смирением, благоразумной молчаливостью, отличался богобоязненностью и чистой жизнью, равнодушием к земным благам.
Унаследовав престол, он с большим усердием предался благотворительности. Горя желанием объединить всех подданных в лоне святой Церкви, он разослал по своим владениям проповедников, чтобы вернуть к истинной вере богомилов и других еретиков, сеющих раздор. Он основал много монастырей, строил церкви и благотворительные дома.
Несмотря на желание жить в мире с соседними правителями, святой Владимир до конца царствования был вынужден противостоять притязаниям византийского императора Василия II (958-1025) и болгарского царя Самуила (976-1014). Когда болгарский царь двинулся походом на его княжество, Владимир предпочел отступить и удалился с войском на высокую гору. Царь Самуил отправил к нему гонца с требованием сдаться. Благоверный князь ответил отказом, но из-за предательства одного из приближенных был схвачен и заключен в тюрьму. Там он все свое время проводил в молитве. Однажды ему явился ангел и предсказал скорое освобождение, а впоследствии — мученический венец.
У царя Самуила была дочь по имени Косара. Она часто посещала тюрьмы, помогала узникам и поддерживая их. Так она познакомилась с Владимиром и полюбила его. Она просила отца заступиться за князя и разрешить ей выйти за Владимира замуж. Самуил дал согласие, бракосочетание состоялось, а затем царь с почестями отправил пленника и его жену на родину. Вернувшись в свое княжество, святой предложил супруге хранить девство, чтобы на земле подражать ангелам. Они вместе стали вести благочестивую жизнь.
Через некоторое время царь Самуил умер, и ему наследовал его сын Радомир. Но вскоре он был убит двоюродным братом Иоанном Владиславом, жестоким и властолюбивым, который завладел болгарским троном и стал стремиться покорить княжество Владимира. Замыслив убийство, он пригласил его ко двору, а в залог доброй воли подарил через посланника золотой крест. Святой велел передать ему: «Известно, что Господь наш Иисус Христос, положивший жизнь за нас, был распят не на золотом, не на серебряном, а на деревянном кресте. Если вера твоя истинна, а слова искренни, пошли мне через своих священнослужителей деревянный крест, и я приду во имя нашей веры в Господа Иисуса Христа».
Вероломный царь отправил к князю двух священников и одного пустынника, и те вручили ему деревянный крест. С доброй верой тронулся Владимир в путь. Милостью Божией он избежал нескольких расставленных на его пути ловушек и прибыл к царскому двору. Царь был потрясен, увидев живого Владимира. Он бросился к нему, желая убить, но не смог причинить вреда. Тогда Владимир сам протянул царю свой меч со словами: «Возьми и убей меня, ибо я готов к смерти подобно Авелю!» Ослепленный и обезумевший от гнева Иоанн Владислав схватил меч и обезглавил благоверного государя.
По преданию, святой поднял свою главу с земли, сел на коня и отправился в церковь. Прибыв туда, он сошел с коня и сказал: «В руце Твои, Господи, предаю дух мой», — и испустил дух, обретя немеркнущий мученический венец. Это произошло 22 мая 1015 года. Мученик был погребен, а его могила, над которой нередко появлялся небесный свет, стала местом исцелений молящихся.
Услышав о чудесах и исцелениях, царь-убийца разрешил супруге благоверного князя перенести его святые мощи на родину, в монастырь святого Иоанна в Элбасане (нынешняя Албания). Сообщается, что во время нового похода против Сербии (1018) Иоанн Владислав увидел перед собой воина в облике Иоанна Владимира. Испуганный царь решил спастись бегством, но ангел пронзил его, и он упал замертво. Впоследствии святые мощи Иоанна Владимира были обретены нетленными и источали чудесное благоухание.
Святые мощи князя Иоанна Владимира около 1215 года были перенесены в город Драч, затем в монастырь святого Иоанна в Албании. В этой обители, посвященной царю-мученику, было явлено много чудес. Память святого мученика Иоанна Владимира чтили сербы, алюанцы и греки, называя его чудотворцем и мироточцем8. Святому государю-мученику вскоре были написаны служба и житие сначала на сербском, затем на греческом языках. Впоследствии сербский текст был утрачен и Хилендарские монахи Лука и Парфений вновь перевели службу и житие с греческого на сербский. В 1925 году святому мученику Иоанну Владимиру был воздвигнут храм в монастыре во имя Святого Наума на Охридском озере. На иконах святой часто изображается с царской короной на голове, в правой руке он держит крест, в левой — свою голову.
Его нетленные мироточивые мощи, от которых совершилось множество чудес, многократно переносились, и далеко не все даты их перенесений известны. По данным Православной энциклопедии, древнейшим свидетельством церковного почитания Иоанна Владимира является память под 22 мая, а не 10 июня. Иными словами, Коряжемские святцы повествуют не о нем.
Возможно также, что в упомянутой записи говорится о другом сербском короле Иоанне (XV — начало XVI в.), мощи которого очень почитались в Сербии и были сожжены турками в XVIII веке. Итак, рассмотрим житие святого Иоанна Бранковича, последнего незалежного сербского правителя в Среме (области на северо-востоке бывшей Югославии), сына святых праведных Стефана и Ангелины, правителей сербских. Иоанн воспринял сербский престол в 1493 году после старшего брата Георгия, который оставил мир и принял иночество.
У этого государя от брака с Еленой Якшич (сестрой либо теткой Анны Глинской, матери Ивана Грозного) сыновей не было, а дочери были выданы замуж за молдавского господаря Петра Рареша, литовских князей Вишневецкого, Чарторыйского, Сангушку и Збаражского. Их потомство сохранилось в этих магнатских фамилиях.
Святой Иоанн носил титул «деспота Воеводины», который дал ему король Владислав II Венгерский. Иоанн был последним независимым сербским государем из династии Бран- ковичей, которая рассматривается сербским народом в качестве законных наследников благословенного рода Немановичей. Однако бедствия народа и житейские заботы не ослабили в Иоанне любви ко Христу. Преданный своему Отечеству, с горячей молитвой шел он на неверных. Он успешно бороться с Османской империей, руководил несколькими военными операциями в Боснии, особенно в окрестностях Зворника. Государь планировал освободить сербов от османского владычества с помощью Венецианской республики, но этот план был остановлен его кончиной в 1502 году. Святой Иоанн отошел ко Господу 10 декабря (день его литургической памяти) 1502 года и провозглашен святым в 1505 году.
Нетленные его мощи, обретенные в 1505 или 1506 годах были сожжены турками в 1716 году. Сербский народ чтит святого как своего заступника и скорого помощника православных воинов.
Итак, последнего перед османским владычества сербского государя, к тому же прославившего жертвенной любовью и милосердием к народу, покровительством монастырям и святыням, как в Сербии, так и на Афоне, а не мученичеством мы не можем идентифицировать как персонажа Коря- жемских святцев.
Сторонники же святости Грозного в качестве аргумента его якобы свершившийся канонизации обычно ссылаются на наблюдения церковного историка Е.Е. Голубинского. Обычно отмечается, что Царь Иоанн помещен у Голубинского в «список усопших, на самом деле не почитаемых, но имена которых внесены в каталоги святых»9. Под «каталогом» Евгений Евсигнеевич имел в виду все те же «святцы Коряжемского монастыря», приведенную выше строчку, которую рассматривал как некий необъяснимый курьез: «под царем Иоанном, конечно, разумеется Грозный, умерший 18 марта 1584 года. Какое разумеется обретение его тела, не знаем»10.
При этом Голубинский пишет: «Итак на вопрос: какие святые суть канонизованные или настоящие святые, ответ есть тот, что они суть все, которые признаются за святых Церковью (ибо признанный Церковью и значит — канонизованный ею), не только общие или общепразднуемые, но и местные. одним словом, все без изъятия святые, которым существует общее или местное признаваемое Церковью празднование.» Он отмечает также, что «есть люди, которые признают святыми ненастоящих святых. некоторые даже из нарочитых агиографов приравнивают этих усопших к настоящим святым или и совсем принимают за настоящих святых. Но это совершенно неосновательно и совершенно неправильно или погрешитель- но!»11 Нелишне отметить, что Е.Е. Голубинский относит Грозного к ненастоящим святым.
Обычно сторонники святости Грозного ссылаются на «Полный месяцеслов Восток» архиепископа Сергия (Спасского). Там имя царя Иоанна не встречается ни в основном тесте, ни в заметках. Есть оно в описании все тех же «Святцев Коряжемского монастыря», а также в приложении №3 к «Заметкам»12. Длинный список имен, среди которых значится «Иван царь» (те же святцы, «июня 10 обретение телеси»), предваряется следующим авторским текстом: «Они не находятся у преосвященного Филарета Черниговского в его книге Русские святые. Сведения об них сообщаются для исторических соображений. Имена их внесению в месяцесловы для общего употребления и календари не подлежат <.> дней празднования им не показано». Подчеркивая полноту труда преосвященного Филарета Черниговского, в котором нет тех имен, что даны в «приложении №3», архиепископ Сергий пишет: «Несомненно, что у Филарета в число святых внесены и такие святые, каким и местно не совершается празднования».
Анализируя в первом томе своего капитального научного труда все источники, которыми он пользовался при составлении «Месяцеслова», в разделе «Рукописные святцы славянские» архиепископ Сергий так характеризует «Святцы Коряжемского монастыря»: «В сих святцах внесены в число святых и такие, которые не находятся ни в греческих, ни в славянских календарных памятниках. В основе их несомненно лежат другие, древнейшие их святцы. Общий недостаток святцев сего рода состоит в том, что в них многие памяти искажены отчасти переписчиками святцев, отчасти и потому, что сами составители пользовались искаженными славянскими источниками, так что немало стоило трудов и времени восстановлять смысл и значение многих памятей»13. Далее архиепископ Сергий приводит в качестве примера несоответствий и особенностей отрывок из данного документа, где и упоминается запись о царе Иоанне. Делается это в следующем контексте: «Они (святцы. — О.Г) имеют довольно особенностей в сравнении с календарными памятниками, доселе известными. (следует длинная цитата из святцев с авторским объяснением несоответствий и неточностей. — О.Г). Многие из означенных памятей неизвестны или в неканонизованных»14.
Отметим, что архиепископ Сергий, в отличие от Е.Е. Голубинского, не утверждает, что запись о царе Иоанне в названном документе относится именно к Ивану IV.
Однако при этом владыка Сергий не приводит других лиц, которые могли быть там обозначены данными именем. Для раскрытия этой исторической загадки мы обратимся к трудам отца Георгия (Юрия Максимова), детально изучившего тему «Мученик Иоанн-Мавия — православный “халиф”»15.
Итак, по наблюдениям отца Георгия, в «Житии святого Феодора Едесского», жившего в IX веке, есть рассказ о том, как святитель обратил в христианство арабского мусульманского правителя, который позднее принял мученическую кончину от рук бывших единоверцев. Этот правитель был прославлен Православной Церковью в лике святых как мученик Иоанн-Мавия (или в другой транслитерации — Моавия). Сопоставление с современными житию арабскими историческими источниками проливает больше света на эту историю, которую можно признать одной из наиболее смелых миссионерских попыток византийцев среди арабов.
Большинство современных исследователей согласны в том, что «Житие святого Феодора Едесского» написано на греческом языке в IX веке Василием Эмесским, который был племянником и учеником святителя Феодора. «Житие» составлено на Востоке, на территории, которая была прежде византийской, но ко времени написания входила в Арабский халифат. Греческие рукописи «Жития» восходят к началу XI века (текст, опубликованный Васильевским в 1886 г., взят из рукописи 1023 г.).
Большинство современных исследователей согласны с тем, что Феодор, подвизавшийся в лавре Святого Саввы, а позднее епископ Едесский, — историческое лицо. И ряд хронологических признаков в «Житии» позволяют достаточно надежно соотнести его жизнь с некоторыми датами и событиями IX века.
Итак, святитель Феодор, епископ Едесский, родился в сирийском городе Едессе. Вся жизнь святого угодника была ярким свидетельством великих дел Божиих, прославляющего Своих святых. В двадцать лет, лишившись родителей и раздав свое имение нищим, он отправился в Иерусалим, где в лавре Преподобного Саввы Освященного принял постриг. Через 12 лет усердного иноческого послушания и 24 лет полного затвора и великого воздержания Господь призвал мужественного подвижника к епископству, чтобы он светил миру.
После смерти епископа Едессы не нашлось преемника более достойного, чем Феодор, и по общему согласию Антиохийского и Иерусалимского патриархов, а также духовенства и мирян он был избран во епископа. Нелегко было святому Феодору отказаться от своего безмолвия, но владыка покорился воле Божией и вступил в управление Едесской Церковью. Это произошло во время царствования греческого императора Михаила и матери его святой благоверной Феодоры (842-855).
Во время совершения над преподобным Феодором епископской хиротонии произошло чудо. Народ увидел белоснежного голубя, парившего под куполом храма, который затем опустился на главу поставляемого. Вступив в управление паствой, святитель Феодор отдал своему служению все свои духовные дарования. Он был образцом для верных в слове, в жизни, в любви, примером своей святой подвижнической жизни наставлял врученную ему Богом паству на путь спасения. Много сил положил Феодор в борьбе с еретиками, твердой рукой ограждая Церковь от соблазнов и разномыслия. Утешением и поддержкой святителю Феодору служило духовное общение с прозорливым старцем и столпником преподобным Феодосием, который подвизался недалеко от города близ монастыря святого великомученика Георгия.
С благословения старца святитель Феодор предпринял путешествие в Багдад к халифу Моавию с жалобой на несправедливые притеснения православных. Придя к Моавию, святитель нашел его тяжело больным. Призвав в помощь Господа, святой епископ бросил в сосуд с водой немного земли от Гроба Господня и дал халифу испить, и больной исцелился. Благодарный Моавий, расположившись к святому, с удовольствием слушал его поучения и, наконец, решил принять святое Крещение с именем Иоанн.
Во время личных встреч святитель Феодор убедил правителя в истинности христианской веры и после катехизации крестил его с именем Иоанн в реке Тигр вместе с тремя слугами-аланами. После отъезда святителя Феодора Иоанн получил откровение о своей скорой смерти. Он попросил священников отслужить во дворце литургию, затем собрал народ и объявил, что стал христианином, за что был растерзан толпой.
Явившись во сне одновременно святителю Феодору и столпнику Феодосию, Иоанн поведал о том, что сподобился пострадать за Христа, причислен к лику мучеников и вскоре встретится с ними в Царстве Небесном. Это было указанием угоднику Божию Феодору, что кончина его приближается. Через три года, уединившись снова в лавре Святого Саввы Освященного, святитель мирно отошел ко Господу. Феодор Едесский оставил христианам свои назидательные творения16. Житие святителя Феодора Едесского было излюбленным чтением на Руси в XVI-XVII веков и сохранилось во многих рукописях. Закономерно предположить, что житие святителя Феодора и его духовного сына Иоанна-Моавия (Мавии) было известно и в Коряжемском монастыре на Вологодчине.
По современным научным данным, отмечает Юрий Максимов, «святитель Феодор был рожден приблизительно в 793 году, крестился в 795 году, начал обучение в 798 году, потерял отца в 811 году, мать — в 812 году. В 813 году он принял постриг в лавре святого Саввы, где подвизался до 836 года, когда его рукоположили во епископа Едессы. Поездки в Багдад и Константинополь он совершил между 850 и 856 годами, умер в 869 году»17; Максимов Ю.В. Святые Отцы об исламе. М., 2003; Максимов Ю.В. Религия Креста и религия полумесяца. М., 2004; Максимов Ю.В., Смоляр К.В. Православное религиоведение: ислам, буддизм, иудаизм. М., 2005.].
В Средние века широкое распространение среди христиан халифата получила арабская версия «Жития святого Феодора Едесского». В арабском переводе есть ряд отличий от греческого текста. Кроме того, перевод содержит ряд сокращений, которые, как отметил Васильев, «отражают психологию христианского переводчика»18, например, опущение полемических пассажей, сделанное из-за того, что текст может попасть в руки арабам-мусульманам.
В начале XII века русский паломник игумен Даниил, посетивший монастырь Святого Саввы, видел там мощи многих святых, среди которых упоминает святителя Феодора Едесского и родственника его Михаила, и отмечает, что они «совершенно нетленны и благоухают»19.
В написанном им «Житии» Василий Эмесский «рассказывает о том, что святитель Феодор, отправившийся в Багдад искать помощи против едесских еретиков, встречается там с царем (βασιλεύς) по имени Мавия (Μαυίαι). Исцелив больного Мавию, святитель, к которому Мавия проникся большим расположением, получает его поддержку: прошение святителя о защите полностью удовлетворено. Затем во время доверительного разговора заходит речь о вере, правитель знакомится с Евангелием и впоследствии тайно принимает крещение вместе с тремя близкими слугами. Через святителя Феодора Мавия вступает в переписку с византийским императором Михаилом III (842-867), от которого получает в дар святыню — частицу Креста Господня. В XI веке заметной политической фигурой и современником императора Михаила III и святителя Феодора
Едесского был эмир ал-Мувайад, сын халифа Мутаваккиля, наследник престола. По мнению многих исследователей (Ло- парев, Бонвеч, Васильев), именно он является тем лицом, о котором повествует Василий Эмесский»20.].
У халифа Мутаваккиля (847-861) было пять сыновей, из них два старших стали халифами: ал-Мунтасир (861-862) и ал- Мутазз (866-869), а еще трое — ал-Мутамид, ал-Мувафак и ал-Мувайад — были эмирами, т.е. правителями областей.
Об Ибрагиме ал-Мувайаде из арабских источников известно, что он был эмиром Сирии, а в правление ал-Мутазза считался наследником трона. Это было очень сложное для халифата время: под влиянием различных группировок усилившейся турецкой гвардии шла жестокая борьба за власть.
После совершенного турками убийства ал-Мутаваккиля в 861 году халифом стал его сын ал-Мунтасир, который в следующем году отстранил своих братьев ал-Мутазза и ал-Мувай- ада от прав наследования, гарантированных им завещанием отца. И если ал-Мувайад покорно принял это, то ал-Мутазз не хотел подчиняться такому решению, и был арестован. Затем ал-Мувайад уговорил брата признать отстранение, чтобы спасти себе жизнь. Оба письменно дали присягу верности ал-Мунтасиру и получили свободу21.
Вскоре ал-Мунтасир умер, и к власти пришел двоюродный брат ал-Мувайада и ал-Муттаза ал-Мустаин. Началась гражданская война, в которой сыновья ал-Мутаваккиля ал- Мутазз и ал-Мувафак одержали победу над ал-Мустаином. В соответствии с порядком наследования, определенным отцом, ал-Мутазз взошел на престол, после чего приказал казнить сверженного ал-Мустаина.
Согласно завещанию отца, ал-Мувайад получал гарантии наследования и должен был стать преемником ал-Мутаз- за22. Но вскоре в августе 866 года новый халиф неожиданно приказал заключить в тюрьму своих родных братьев ал-Мува- фака и ал-Мувайада.
В тюрьме ал-Мувайад провел две недели и был убит: либо заморожен в ванне со льдом, либо задушен в мягких тканях, чтобы потом можно было выставить на всеобщее обозрение его тело без следов насилия, дабы убедить всех, что он умер естественной смертью, и этим предотвратить беспорядки. Второй брат, ал-Мувафак, вскоре вышел на свободу.
«Относительно же описания смерти Мавии нужно учесть, что Василий Эмесский честно сообщает о том, что не был ее свидетелем, а рассказ приводит со слов некоего диакона, прибывшего из Багдада в Едессу. Впрочем, у описания Василия и свидетельства арабских хронистов есть одна общая черта: публичность, которой была обставлена смерть ал-Мувайада. Но если в первом случае говорится о том, что он был убит городской толпой, то во втором случае сказано, что труп убитого ал- Мувайада был выставлен на обозрение городской толпы. Если представить, какое впечатление эта картина могла произвести на стороннего прохожего-христианина, то неудивительно, что при пересказе из уст в уста она получила такую интерпретацию, которую отобразил в тексте Жития епископ Василий»23.
Религиозная мотивация в данном случае гораздо более достоверна. Во-первых, по шариату за отступничество от ислама и переход в другую религию полагалась смерть. «Исполнение этой нормы в истории многократно засвидетельствовано как христианскими, так и мусульманскими источниками. Во- вторых, если бы стало известно, что наследник престола и брат халифа стал христианином, это могло бы серьезно пошатнуть авторитет и самого халифа.
Вероятно, ал-Мутаззу донесли о том, что его брат стал христианином24, при допросе ал-Мувайад признал это, после чего был арестован. В соответствии с шариатом ему дали время на размышление, а когда он отказался вернуться в ислам, то был убит»25.
Ал-Мувайад мог тайно принять христианство и при этом не оставить намерения стать халифом после смерти брата. В осуществлении своего замысла он, вероятно, готов был опереться на Византию. «Подверженность ал-Мувайада христианским влияниям кажется возможной. Из-за его антагонизма брату-халифу отношения с Византией, вероятно, были желательны для него»26. И Василий Эмесский сообщает, что в такие отношения эмир действительно вступил, завязав переписку с императором через посредство святителя Феодора. Подлинное содержание писем неизвестно, но можно предположить, что он искал поддержки императора в случае, если станет халифом. Ответный дар императора — частица честного Креста Христова — показывает, что даритель желает укрепить адресата в принятом решении и призывает на него помощь свыше.
Гораздо более интересен эпизод, связанный с миссионерской деятельностью святителя Феодора Едесского. Даже после того как Моавия получает чудесное исцеление, святитель не сразу решается проповедовать. Прежде он улаживает дело, ради которого отправился из Едессы. И уже потом, видя расположение правителя, святой отец, стараясь быть ненавязчивым, приступает к проповеди.
Однако правитель не спешит принимать новую веру. Несколько дней он изучает Евангелие, затем с помощью епископа знакомится с Символом веры и христианскими молитвами, проходит катехизацию. Наконец Моавия уверовал во Христа и анафематствовал ислам, а затем тайно крестится вместе с тремя ближайшими слугами-аланами.
«Вероятно, отправной точкой их обращения стала личная преданность господину. Таким образом, благодаря тайной проповеди святителя Феодора Едесского принимают крещение четыре человека. Весь эпизод отражает характерное для византийцев представление о приоритетах миссии, а именно стремление обращать прежде всего правителей и знать, полагая, что вслед за ними уже последуют и простые люди. Правда, и в самой истории, рассказанной Василием, есть некоторые детали, которые показывают, что описываемый им Мавия не был халифом. Так, характерный момент: когда Мавия увидел в руках святителя Феодора Евангелие, он первым делом увел его в потайную комнату и только там попросил почитать эту книгу. В этом виден поступок, свойственный не правителю государства27, а скорее сановнику, ежеминутно помнящему, что даже в своем дворце он не свободен от соглядатаев, которые могут, заметив что-либо компрометирующее, донести на него. Относительно же описания смерти Мавии нужно учесть, что Василий Эмесский честно сообщает о том, что не был ее свидетелем, а рассказ приводит со слов некоего диакона, прибывшего из Багдада в Едессу»28.
Впрочем, у описания Василия и свидетельства арабских хронистов, как отмечает Юрий Максимов, есть одна общая черта: публичность, которой была обставлена смерть ал-Мувайа- да. Но если в первом случае говорится о том, что он был убит городской толпой, то во втором случае сказано, что труп убитого ал-Мувайада был выставлен на обозрение городской толпы. Неудивительно, что при пересказе из уст в уста эта история получила такую интерпретацию, которую отобразил в тексте «Жития» епископ Василий.
Вполне возможно, что «ал-Мувайад был убит из-за своего обращения в христианство»29. Действительно, политическая интерпретация этого события вызывает вопросы. Если учесть, что ал-Мувайад спас жизнь ал-Мутаззу, отказался от права наследования при ал-Мунтасире и не принимал участия в борьбе за трон, то его убийство выглядит странным, особенно на фоне освобождения ал-Мувафака, опытного в политике и военном деле: как раз он-то мог представлять реальную угрозу для брата-халифа.
«Религиозная мотивация в данном случае гораздо более достоверна. Во-первых, по шариату за отступничество от ислама в другую религию полагалась смерть. Исполнение этой нормы в истории многократно засвидетельствовано как христианскими, так и мусульманскими источниками. Во-вторых, если бы стало известно, что наследник престола и брат халифа стал христианином, это могло бы серьезно пошатнуть авторитет и самого халифа», — пишет Ю. Иаксимов30.
Вероятно, ал-Мутаззу донесли о том, что его брат стал христианином, при допросе ал-Мувайад признал это, после чего был арестован. В соответствии с шариатом ему дали время на размышление, а когда он отказался вернуться в ислам, то был убит.
Православная Церковь почитает Мавию-Иоанна и трех его слуг как святых мучеников, их память празднуется 3(18) мая и 9(22) июля. В некоторых месяцесловах встречается дата памяти 10 июля31.
Таким образом, рассмотрев жития и исторические обстоятельства святых монархов по имени Иоанн, мы приходим к выводу, что в Коряжемских святцах под 10 июля отражено имя багдадского халифа Моавия, в крещении Иоанна, тайно принявшего христианство и пострадавшего за Господа Иисуса Христа от рук своих верноподданных.
Мы исключаем возможность того, что под этим числом в упоминаемой богослужебной книге присутствуют имена других государей по имени Иоанн, чьи биографии мы рассмотрели. Так как их литургическая память празднует в иные дни года. А касательно Иоанна-Моавия в пользу нашей версии свидетельствуют следующие обстоятельства: во-первых, его царское достоинство (хотя он был не верховным правителем, а представителем мусульманской династии и наместником в одной из областей халифата) и мученическая смерть. Упоминание в святцах Коряжемского монастыря о перенесении нетленного тела, возможно, является либо неточностью, допущенной русскими иноками-переписчиками, либо отображением сведений, касающихся калифа Моавия, но не отразившихся ни в византийских, ни в арабских источниках. Специально отметим, что память святителя Феодора Едеского празднуется 22 июля (9 июля по старому стилю). А о перенесении его нетленных и чудотворных мощей есть свидетельство игумена Даниила, которое мы выше процитировали. Вполне возможно, что в Коряжемских святцах ввиду близости литургической памяти и святителя, и мученика произошла контаминация в записи, вследствие чего упоминание о нетлении мощей было отнесено к халифу Моавию, хотя изначально относилось к Феодору Едесскому.
Во-вторых, в пользу нашей версии свидетельствует также и совпадение одной из дат литургической памяти мученика Моавия с датой памяти «царя Иоанна» в Коряжемских святцах. В-третьих, как мы отмечали выше, житие святителя Феодора было очень распространено на Руси и поэтому вполне могло быть известно и в далеком монастыре на Вологодчине.
Итак, сведения об упомянутых святых могли стать причиной того, что в богослужебной книге появилась та самая запись, которая при намеренной быстрой канонизации (без исторического анализа и привлечения значительного количества исторических и агиологических материалов) привела в соблазн наших современников и стала как бы источниковедческим обоснованием для двух мифов: 1) о якобы состоявшейся канонизации Ивана Грозного в конце XIV столетии, в период после великой смуты; 2) о «святости» и культе (хотя бы локальном) московского кровавого тирана.
Второе обстоятельства наиболее печально, ибо оно, во- первых, порождает как в России, так и за ее переделами серии русофобских мифов, а во-вторых, препятствует адекватному восприятию российской истории и постижению ее уроков, что актуально не только в год царских юбилеев.
Одним из важных уроков истории является установление мирных и добрососедских отношений между народами, населяющими наш субконтинент. Поэтому мысленным взором перенесемся из старинной обители на Вологодчине в Казанские пределы.
Второго октября 1552 года произошло событие, которое надолго определило судьбу евразийских пространств, простирающихся от Волги до Тихого океана. В этот день войска Ивана Грозного, осаждавшие Казань, взяли город штурмом. Прошло уже 460 лет, однако споры вокруг исторических оценок взятия Казани не утихают. Финальный эпизод в драматическом противостоянии Московского царства и Казанского ханства, разыгрывавшийся в средневековье, с недавних пор стал поводом для далеко идущих политических выводов, имеющих прямое отношение к реалиям сегодняшнего дня.
В октябре 1992 года многие думали, что скорый распад российского федеративного государства неминуем. «Парад суверенитетов», начавшийся годом ранее, грозил окончательно взорвать Россию изнутри, превратив страну в мозаичный конгломерат «удельных княжеств», образованных по национальному и территориальному признаку. На этот момент и пришлась 440-я годовщина взятия Казани, что оказалось очень кстати для тех, кто готовил «чеченский сценарий» для Республики Татарстан, только что провозгласившей свою самостоятельность.
Казалось бы, и дата была не круглой, и времени с тех пор прошло довольно много. Однако силы, которые во что бы то ни стало хотели превратить Казань во второй Грозный, устроили по случаю 440-летия штурма Казани грандиозное политическое шоу. Всю осень 1992 года Татарстан сотрясали демонстрации и митинги, участники которых сжигали чучела Ивана Грозного, проклинали «российских колонизаторов», требовали независимости и немедленного выхода из состава России. Человеку, не знавшему подробностей нашей истории, могло бы показаться, что войска Ивана Грозного вошли в Казань чуть ли не вчера, а участники захлестнувших Татарстан демонстраций и маршей — прямые жертвы этого военного похода.
С тех пор минуло уже двадцать лет, но идеологические мифы, порожденные событиями того времени, продолжают жить своей жизнью. В книгах и брошюрах националистически настроенных авторов, в учебниках по истории татарского народа постоянно проводится мысль о том, что Казанское ханство «пало жертвой агрессивной политики московских царей», которые «жестоко преследовали мусульман» и «отличались религиозным фанатизмом». К слову, подобные теории служат неплохим фоном для многолетнего торга по вопросам распределения полномочий между федеральным центром и Республикой Татарстан. В тех случаях, когда переговоры подходят к кульминационной точке, в Казани в очередной раз вспоминают о событиях 460-летней давности.
Помимо влияния на текущую политику такая пропаганда тяжело сказывается на национальном мироощущении татарского народа, создавая предпосылки для будущих межнациональных конфликтов. Более двадцати лет существует обычай сожжения чучела Ивана Грозного у стен Казанского Кремля. Причем в этой церемонии принимают участие не только татары, но и русские, которые придерживаются либеральных (гуманистических) воззрений.
Нынче тема утраченной татарской государственности получила особую остроту. Многие татарстанцы из Казани, Набережных Челнов и Елабуги (иногородних организованно привозят на это мероприятие автобусами) участвуют в митинге на площади Свободы («Ирек Майданы») в Казани, где в заключение сожигается изображение (или чучело) Ивана Грозного. После этого манифестанты шумно проходятся по улицам города32, в том числе и по центральной улице Баумана, которая прежде именовалась Проломной (так ее назвали из-за пролома в стене кремля, сделанного воинами Грозного во время штурма Казани).
В последние годы выступления такого рода пошли на убыль, но важно отметить, что подспудно сепаратистские тенденции все равно сохраняются. В таком контексте сама мысль о канонизации Грозного может стать поводом для раздувания межнациональной розни. А использование для обоснования «святости» этого монарха «Коряжемских святцев», где речь идет о мусульманине, принявшем православие, — более чем досадной ошибкой интерпретаторов.
Как отмечают авторы работы «Был ли Царь Иван Грозный месточтимым святым?», (свящ. Михаил Немнонов и Сергей Марнов) «незадолго до революции 1917 года якобы шла подготовка и к общецерковному прославлению Ивана Васильевича. Будто бы в отделе рукописей ГБЛ среди документов фондов Святейшего Синода начала XX века хранится список подвижников благочестия, к канонизации которых готовился Синод. Там, наряду с именами блаженной Ксении Петербургской и святого праведного Иоанна Кронштадтского, святителей Игнатия Брянчанинова, Феофана Затворника и Филарета Московского, писателем А. Стрижевым было обнаружено и имя царя Иоанна Васильевича Грозного»33].
Мы сожалеем о том, что этот документ так и не был опубликован почитателями царя Иоанна. Однако не следует путать рассмотрение возможности канонизации с самой канонизацией. Особенно с учетом того, что праведность жизни и широкое почитание Ивана IV церковным народом, мягко говоря, вызывают сомнения.
В конце концов, каждый из нас имеет право на свое отношение к личности Ивана Грозного. Каждый из нас может относиться к нему с симпатией или антипатией, сочувственно или критически. Однако вопрос о том, был ли Иван IV причислен к лику святых, относится к области не личного отношения, а точного знания и церковного вероучительства. Итак, наш анализ показывает, что царь Иван Грозный никогда не был местночтимым святым. А его канонизация согласно решениям священноначалия Русской Православной Церкви признана невозможной 34.
Очевидно, что современный культ Ивана Грозного не имеет никакого отношения к Московской Руси, зато представляет собой явление, принципиально родственное «православному» сталинизму. Недаром один из современных поклонников Ивана IV петербургский историк И.Я. Фроянов заявляет: «Иван Грозный — это национально ориентированный государь. Иван Грозный напоминает Сталина, деятеля, отвергающего Запад». И тот факт, что Сталин считал веру в Бога помехой для Грозного, не препятствует апологетам опричнины почитать и того и другого.
Примечания
- Напомним читателю, что фигура Ивана Грозного крепко связала обе великие династии. Первый брак царь заключил с Анастасией Романовой. ↩
- Например, так утверждает Вячеслав Манягин в работе «Сятцы коряжемского монастыря и царь Иоанн Грозный». Электронный ресурс [http://www.kongord.ru/Index/Screst/sk176-1.htm ↩
- Написанные в 1620-х гг. «Святцы Коряжемсемского монастыря» якобы свидетельствуют о почитании Ивана Грозного и ныне являются одним из аргументов сторонников канонизации царя. Расцвет культурной жизни монастыря следует отнести к середине XVII века, когда игуменом монастыря становится Александр (1643-1651), будущий епископ Коломенский, а затем Вятский. Предполагают, что «Сказание о Логгине Коряжемсемском» принадлежит Александру Вятскому. Будучи епископом Вятским, Александр 9 мая 1665 г. приказал заложить в монастыре каменную церковь в честь Благовещения Пресвятой Богородицы с приделом Святителя Николая, он выщелил средства на построение, а 9 февраля 1671 г. освятил эту церковь. Место погребения преподобного Лонгина оказалось теперь внутри церкви, при северной стене, над ним устроена была гробница, украшенная позолоченной резьбой и покрытая пеленой с вышитым изображением преподобного и сказанием о перенесении его мощей. В 1764 г. монастрь получил статус III класса, но через сто лет, в 1863 г., был упразднен. В 1887 г. перестроен Благовещенский собор. В 1896 г. монастрь снова стал действующим, приписным к Сольвыгчегодско- му монасгарю. В 1907 г. была построена церковь Св. Лонгина Коря- жемсемского, первый камень которой был заложен 8 августа 1904 г. После событий 1917 г. монастрь перестал существовать. В сентябре 1918 г. здесь были расстреляны находившийся здесь архимандрит Сольвыгчегодского Введенского монастря Феодосий (Соболев), архимандрит Николаевского Коряжемсемского монастыря Павел (Моисеев), иеромонахи этого же монастря Никодим (Щапков), Серафим (Кулаков). В 2005 г. Священным Синодом Русской Православной Церкви два архимандрита и два иеромонаха, расстрелянные в монастыре в 1918 г., были включены в Собор новомучеников и исповедников Российских. С приходом советской власти в 1927 г. Коря- жемсемский монастрь был закрыт. На бывших монастрских землях возникли колхозы. На его территории устроили детдом-коммуну, потом управление треста «Котласбумстрой». В годы Великой Отечественной войны в монастыре располагался штаб Котласского аэросанного училища. До 1957 г. каменные здания в Коряжемсме были только на территории монастря. В 1988 г. решением горисполкома церковный комплекс бывшего монастря был передан Коряжемской православной общине. Его отреставрировали и обнесли новой оградой. Ныне на месте бывшего монастря создан приход храма Лонгина Коряжемсемского. В храме Лонгина Коряжемского хранятся православные реликвии: вериги и власяница основателя монастря прп. Лонгина. ↩
- См.: Дворкин А.Л. Иван Грозный как религиозный тип. М., 2009. Эта книга — фундаментальный труд известного историка и религиоведа Александра Дворкина. Автор исследует религиозные воззрения Ивана IV и показывает, как духовные заблуждения царя влияли на его политику и его жизнь. Дворкин пытается разобраться во внутреннем мире печально знаменитого государя. ↩
- Андрей Кураев, диак. ЦВ № 3 (256). ↩
- Михаил Немнонов, свящ., Марнов С. Был ли царь Иван Грозный местночтимым святым http://www.pravmir.ru/byl-li-car-ivan-groznyj-mestnochtimym-svyatym/ ↩
- Костомаров Н.И. Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей. М. 1991. С. 330. ↩
- По данным Православной энциклопедии, в XIX в. на характер почитания Иоанна Владимира оказывают влияние балканские национальные движения: в болгарских исторических сочинениях он назван болгарским царем, в сербских церковно-исторических трудах — «первым из сербских святых» и «королем Сербским». Включение службы «великомученику Иоанну Владимиру чудотворцу» в «Сербляк» (1861) было равнозначно официальной канонизации. В Черногории Иоанн Владимир почитался как покровитель правящей династии Негошей. После вхождения Черногорской Православной Церкви в состав Константинопольской Патриархии его имя было внесено в синаксари последней. В 1998 г. в Белграде патриарх Сербский Павел (Стойчевич) освятил церковь во имя Иоанна Владимира и «в память о всех сербах, погибших на пути правды Божией». В наст. время в г. Бар (Черногория) во имя его покровителя Иоанна-Владимира сооружается собор. Ежегодная церемония, во время которой раздавались кусочки ваты, освященные в раке с мощами святого, проходила до 1944 г., когда монастырь в Шийони пострадал от пожара (по другим сведениям, до 1967 г., когда обитель была закрыта властями, или до 1978, когда обрушилась кровля храма). Во время религиозных гонений в коммунистической Албании монастырь запустел, а мощи Иоанна Владимира, как считалось, были утрачены. Однако в 1991 г. часть мощей была обретена была положена в церкви Пресвятой Девы Марии в Эльбасане, в 1995 г. перенесены в православный кафедральный собор Тираны. ↩
- Голубинский Е.Е. История канонизации святых русской церкви. М., 1903. С. 345. ↩
- Там же. С. 358. ↩
- Там же. С. 263-264. ↩
- Сергий (Спасский), архиеп. Полный месяцеслов Востока. Т. III. М., 1997. С. 561. ↩
- Там же. Т. 1. М., 1997. С. 353-354. ↩
- Там же. С. 356-357. ↩
- Для раскрытия этой исторической загадки мы обратимся к трудам отца Георгия (Юрия) Максимова, По теме «Мученик Иоанн-Мавия — православный “халиф”». Для раскрытия этой исторической загадки мы обратимся к трудам отца Георгия (Юрия) Максимова, По теме «Мученик Иоанн-Мавия — православный “халиф”». ↩
- На русском языке издано: 1. Сто весьма душеполезных глав // Христианское чтение, 1825, XVII. С. 123 сл.; 2. Умозрительное слово // Там же. С. 178 сл.; 3. Добротолюбие, III. С. 318-358. Здесь же: Главы деятельные. ↩
- При изложении истории халифа Моавия мы опираемся на материалы отца Георгия (Юрия Максимова) и производим их реферативное изложение: Максимов Ю.В. Святые Православной Церкви, обратившиеся из ислама. М., 2002; Максимов Юрий. Мученик Иоанн- Мавия — православный «халиф». Электронный ресурс [http:// www.pravoslavie.ru/put/4361.htm ↩
- Vasiliev A. The Life of St. Theodore of Edessa // Byzantion. 19421943. № 16. P. 192. ↩
- Цит. по: Vasiliev A. The Life of St. Theodore of Edessa. P. 189. ↩
- Максимов Юрий. Мученик Иоанн-Мавия — православный «халиф». Электронный ресурс [http://www.pravoslavie.ru/put/4361.htm ↩
- The History of al-Tabari / Transl. by J.L. Kraemer. Vol. 34. New York, 1989. P. 210. ↩
- Morgan D., Tayeb al-Hibri. Reinterpreting Islamic Historiography. Cambridge, 1999. P. 185. ↩
- Максимов Ю. Мученик Иоанн-Мавия — православный «халиф» http://www.pravoslavie.ru/put/4361.htm ↩
- По наблюдению Юрия Максимова, истории известны многие случаи принятия христианства мусульманскими правителями или их сыновьями. Так, в том же IX в. перешел из ислама в православие курдский князь Ибн ад-Даххак, владевший крепостью ал-Джа’фари (он даже совершил ради этого путешествие в Константинополь, где встречался с императором). В 1087 г. в арабской Испании принял христианство эмир Хамуд. В 1223 г. Давуд ал-Малик ан-Насир, старший сын арзарумского султана Тогрул-шаха, принял православие и женился на грузинской царице Русудане. Во второй пол. XIII в. перешел в православие Константин Мелик, сын сельджукского султана Изз ал-Дина Кай Кавуса II. В начале XV в. в Константинополе крестился сын султана Баязида Юсуф. В 1552 г. обратился в католицизм мальдивский султан Хилали Хасан IX. В 1573 г. перешел в православие касимовский хан Саин-булат. Таким образом, в самом по себе обращении в христианство ал-Мувайада нет ничего невозможного. ↩
- Максимов Ю. Мученик Иоанн-Мавия — православный «халиф» http://www.pravoslavie.ru/put/4361.htm ↩
- Bonwetsch N. Die Vita des Theodor, Erzbischofs von Edessa // Byzantinisch-Neugriechische Jahrbücher. 2 (1921). S. 288. ↩
- Когда халифы, благоволившие христианам, хотели продемонстрировать это, они позволяли себе гораздо большее. Например, в 1024 г. фатимидский халиф аз-Захир лично принимал участие в христианских торжествах по случаю праздника Крещения Господня (Мец А. Мусульманский ренессанс. М., 1996. С. 67). ↩
- Максимов Ю. Мученик Иоанн-Мавия — православный «халиф» http://www.pravoslavie.ru/put/4361.htm ↩
- ЛопаревХ.М. Греческие жития святых VIII-IXвв. Петроград, 1914. С. 430. ↩
- Максимов Ю. Мученик Иоанн-Мавия — православный «халиф». Там же. ↩
- Специально отметим, что существуют и молитвы, посвященные святому Иоанну-Моавию. Приведем тропарь, глас 6: «Иже ко Христу верою болезнь телесную исцели, с неюже и душевную, наставляемь от честнаго твоего учителя Феодора, славныш царю Моавие Иоанне, и, страдание по Христе купно с верными твоими треми отроки скончав, явися в царех мученик, в мученицех же царь, по Христе течение скончав, от своих раб волею пострада, и, сугубу честь от Бога приим, Егоже моли купно с треми верными твоими отроки спастися душам нашим»; и кондак (глас тойже): «Прежде бывших вавилонских царей неверие поправ и одолев Навуходоносорову суровству, честный царю Моавие Иоанне, он бо древле три отроки от Бога не одоле, но посрамися, ты же, с собою три отроки имея, врага одоле и сих к Богу привел еси. Сего ради ти зовем: радуйся, пременивый тленное царство на нетленное». ↩
- К завоеваниям большевистского Октября относили, в частности, образование Татарской АССР — это считалось обретением татарским народом государственности, и 70 лет все вроде бы были довольны. Однако о потере этой социалистической государственности в Казани скорбят гораздо меньше, чем о падении Казанского ханства.
Даже крах суверенного Татарстана (субъекта международного права по его Конституции 1992 г.) не вызывает у здешнего населения таких эмоций, какие выплескиваются ежегодно 15 октября на главной площади Казани на митингах, посвященных событиям XVI в. Немало жителей республики считают, что именно Ханство, а не последующие образования на Волге и Каме, являло собой процветающее цивилизованное татарское государство. Во всяком случае, такая характеристика дана разрушенному феодальному государству в воззвании наиболее радикального крыла Всетатарского общественного центра — его Набережно-челнинского отделения. О чем это говорит? В первую очередь о том, что Российская Федерация в глазах многих представителей ее якобы «некоренных» народов процветающим цивилизованным государством не выглядит. Будь Россия таковой, традиционный День памяти в Казани не был бы предельно политизированным. В 2010-11 гг. на казанской площади Свободы Москве досталось не меньше, чем в предыдущие годы. Но и не больше. Больше уже и некуда. «Имперская Москва! Перестань грабить колонию Татарстан!», «Вечное проклятие русификаторам-инквизиторам!»… Что еще более резкое можно написать на плакатах? Резолюция митинга тоже вскипает уже с первых абзацев: «Татарский народ, лишенный государственности, 460 лет пытается выжить, теряя миллионы своих сыновей в борьбе с имперской системой.» Как ни удивительно, о лишении татар государственности говорят прямо перед окнами зданий, где располагаются органы государственной власти Татарстана и где в высоких кабинетах сидят главным образом руководители-татары, а вовсе не потомки Ивана Васильевича. Так все же есть татарская государственность или нет ее? Убедиться в наличии государственности хотелось бы не только по загнанным в переулки автобусам с милицией (силовиков на Дне памяти обычно не меньше, чем участников митингов и шествий. Правда, разгонять и бить дубиной по голове здешние сотрудники полиции не рискуют). Но хотелось бы хоть раз увидеть у микрофона на площади двух-трех видных представителей республиканской власти. Никто не попросит их кричать: «Азатлык!» (Свобода) — но принародно выразить отношение местной власти к событию и дать ответы на наиболее острые вопросы, наверное, никакая злая империя не помешала бы. Или несколько сотен людей с флагами — не народ? Или у здешних больших начальников были другие предки и исторические коллизии их не касаются? На митинге собравшиеся потребовали официально признать День памяти и внести его в календари, появилось сообщение агентства «Татар-информ» о том, что президент Татарстана Рустам Минниханов отбыл в отпуск. Никто и не ждал, что сам президент почтит мероприятие (если не митинг, то хотя бы мусульманский заупокойный молебен) своим присутствием. Но кто-то рангом пониже мог бы прибыть и ответить хотя бы на вопрос о проблемах образования на родном языке. Ведь в резолюции митинга сказано: «По всей России закрыты более 2000 татарских школ, а в Татарстане и в Башкортостане преподавание переведено на русский язык». Может, эти данные и неточные, но, надо думать, проблема заслуживает того, чтобы кто- нибудь из чиновников чуть-чуть померз с людьми на площади. Отстраненность руководства и застенчивость государственных СМИ из года в год только подогревают уличную инициативу. ↩
- Михаил Немнонов, свящ. Марнов С. Был ли царь Иван Грозный местночтимым святым? Электронный ресурс [http://www.pravmir.ru/byl-li-car-ivan-groznyj-mestnochtimym-svyatym/ ↩
- См.: «К вопросу о канонизации царя Ивана Грозного и Г.Е. Распутина». Приложение № 4 к докладу митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия, Председателя Синодальной комиссии по канонизации святых, на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви. 3-8 октября 2004 г. http://orthodox.etel.ru/2004/38/rasputin.htm ↩