В. А. Кузнецов
Русская Православная Церковь и политическое противостояние осенью 1993 года
«Нравственная сила содержится в Церкви христианской, а если это так, — а никто в мире не может доказать, что это не так, — то и Церковь, как бы ни была гонима государством, может с полною надеждою мирно ожидать время, когда само государство в своих интересах присоединится к ней и будет пользоваться тою нравственною силою, которою в безусловном смысле обладает только Церковь»1.
Советское государство проводило широкомасштабную и жестокую политику по отношению к Русской Православной Церкви. Идеологическая природа советской власти была несовместима с существованием другого мировоззрения и другого образа жизни. Новое коммунистическое общество строилось на жестком противопоставлении: вере в Бога — вера в Его отсутствие; религиозным ценностям — ценности коммунистические; церковной организации — организация партийная.
Распад СССР (вместе с этим и прекращение господствующего положения коммунистической идеологии) в декабре 1991 года и дальнейшее изменение политического режима способствовал восстановлению позиций Русской Православной Церкви в обществе. В ситуации переходного периода «Церковь с ее долгой историей и сильными культурными традициями в России ассоциировалась со стремлениями к стабильности и уверенности в будущем»2.
Становление политической системы новой России проходило в условиях жесткого противостояния двух политических группировок: Правительства и Верховного Совета РСФСР. Первая во главе с президентом Б. Н. Ельциным выступала за продолжение и углубление реформ, вторая группировка во главе с вице-президентом А. В. Руцким требовала плавного перехода к рынку под руководством государства.
Русская Православная Церковь, всецело осознавая свою пастырскую ответственность перед гражданами страны, не могла остаться в стороне от происходящих событий. Она всеми силами и доступными средствами пыталась повлиять на события трагического противостояния. Все ее воззвания, обращения и мероприятия были направлены на умиротворение враждующих сторон.
«Церковь призвана быть вне политики в том смысле, что у нее не должно быть своих собственных политических программ, а в равной мере и претензий на политическое лидерство. Чтобы ее пророческий голос слышали все, она должна избегать соблазна отождествлять себя с той или иной политикой. Но, с другой стороны, Церковь не может быть безразличной к политическим, экономическим, социальным, научным или культурным преобразованиям, которые способны влиять на личную или общественную нравственность. В этом смысле Церковь должна быть заинтересована и политикой, и экономикой, и наукой, и всеми остальными областями общественной жизни. Она должна иметь возможность выносить о них свое cуждение, руководствуясь не какими-либо узкими человеческими интересами, а исключительно нравственными принципами, содержащимися в Библии и в Церковном Предании»3.
Такие размышления по вопросам отношения Церкви и государства, Церкви и политики содержались в докладе архиепископа Смоленского и Калининградского Кирилла (ныне Святейший Патриарх Московский и всея Руси) на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви 7-14 октября 1989 года, который состоялся по случаю празднования 400-летия установления Патриаршества на Руси.
Здесь необходимо отметить две основные идеи, которые потом будут положены в основу действий Церкви в условиях политического противостояния Правительства и Верховного Совета РСФСР осенью 1993 года, а также дальнейшего отношения Церкви по отношению к государству и политическим силам: Церковь не соотносит себя ни с какой политической силой, движением, партией, группировкой, но в тоже время она оставляет за собой право оценивать их действия с духовно-нравственных позиций.
В процессе становления новой российской государственности и будущего назревания политического противостояния в Москве с 31 марта по 5 апреля 1992 года состоялся очередной Архиерейский Собор Русской Православной Церкви. Собор принял «Обращение», в котором детально сформулировал церковное отношение к современным политическим процессам и событиям (распад СССР, создание СНГ, формирование многопартийности и др.)
«Знайте, что Церковь наша — не противница нового государственного устройства, не “имперская структура”, каковой именуют ее наши недруги. Но она останется духовно единой, и никакие границы не смогут этому единству помешать. Мистическое Тело Христово — Церковь Его — нераздельна, и именно поэтому она до скончания века будет той непреложной связью, которая скрепляет сердца людей поверх государственных рубежей и поверх всех человеческих различий. Она всегда будет служить единству отдельных народов и всей человеческой семье, помогать государствам сообща работать над укреплением мира, согласия и нравственного порядка.
Мы обращаемся к лидерам политических партий и общественных движений. Нас беспокоит, что в Церкви подчас хотят видеть лишь политическую попутчицу, проводницу чьих- то планов и идей. Миссия Церкви — это служение Господу, спасение душ человеческих, проповедь Евангелия среди людей. “Наипаче ищите Царствия Божия” (Лк. 12:31), — заповедал нам Спаситель. Преданность Церкви Ее Божественному Создателю должна быть непреложной. Ее спасительная миссия всегда будет для нее важнейшей, и никакие иные цели не могут главенствовать для нее. Вот почему, участвуя в общественной жизни, Церковь имеет лишь одно устремление — проповедь Христа словом и делом, заботиться, чтобы жизнь народа была устроена в мире, любви и справедливости. Церковь не связывает себя ни с каким общественным или государственным строем, ни с какой политической силой. Она — над “правым” и “левым” и потому может вести диалог с любыми общественными движениями, кроме заведомо преступных, ища их примирения и объединения в служении благу людей»4.
Руководствуясь сформулированными принципами и положениями, Русская Православная Церковь приняла активное участие в разрешении политического противостояния Правительства и Верховного Совета РСФСР осенью 1993 года.
21 сентября 1993 года президент Б. Н. Ельцин издал указ о поэтапной конституционной реформе. Согласно данному указу, он приостановил полномочия Съезда народных депутатов и Верховного Совета РСФСР и назначил на 12 декабря 1993 года выборы в новый орган законодательной власти — Государственную Думу, нижнюю палату Федерального Собрания России. Президент поручил Конституционной комиссии и Конституционному совещанию представить на всеобщее голосование (референдум) согласованный проект Основного Закона.
Руководство Верховного Совета во главе с председателем Р.И. Хасбулатовым этому указу, который не соответствовал Конституции РСФСР, не подчинилось и приняло постановление о прекращении полномочий президента. Верховный Совет приступил к формированию подконтрольных ему органов исполнительной власти. И. о. главы государства был объявлен вице-президент А.В. Руцкой.
Десятый чрезвычайный Съезд народных депутатов Российской Федерации, состоявшийся 28 сентября 1993 года, направил Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II Обращение, в котором дал оценку происходящим событиям и просил Святейшего Патриарха о содействии в мирном разрешении сложившегося конфликта.
«Президент России Б.Н. Ельцин переступил грань дозволенного, отступил от своей присяги Основному Закону нашего Отечества. Своим Указом от 21.09.93 он распустил Парламент, приостановил деятельность народных депутатов Российской Федерации, пытается с кликой своих прислужников полностью и надолго узурпировать власть, стремиться править народами России своим указующим перстом. Произошел антиконституционный государственный переворот.
Над великой Русью нависла чудовищная угроза ненависти и распрей, раздор между различными противоборствующими силами. С минуты на минуту может пролиться кровь, вспыхнуть угрожающим огнем гражданская война.
Мы, народные депутаты Российской Федерации, на это беззаконие ответили своим противостоянием.
С защитниками Дома Советов ежедневно находятся несколько священников Русской Православной Церкви. Они служат молебны и совершают крестные ходы, показывая образцы пастырского служения.
В сложившейся ситуации от имени своих избранников просим Вас, Патриарха Московского и всея Руси, опираясь на влияние многомиллионной Православной Церкви, приложить все усилия для преодоления распада России и развязывания гражданской войны и достижения национального согласия нашего великого многонационального Отечества»5.
В ответ на данное Обращение 29 сентября 1993 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II обратился к участникам противостояния с Воззванием, в котором призвал к диалогу и предложил быть посредником при переговорах, а также место переговоров — Данилов монастырь. В этом Воззвании содержится очень серьезное беспокойство Предстоятеля Русской Православной Церкви за судьбу Родины и ее граждан, призыв к мирному решению политических проблем, следование озвученной ранее позиции не связывать себя с какими-либо политическими группировками и не поддерживать какие-либо определенные политические силы.
«Россия стоит на краю пропасти: или остановится падение, или России грозит распад, за который нас проклянут будущие поколения.
Противостояние у Дома Советов в любой миг может взорвать хрупкий мир.
Слезно умоляю: не совершайте кровопролития, не пытайтесь решить политические проблемы силой.
Не поддавайтесь на провокации. Нынешней смутной ситуацией могут воспользоваться экстремисты, преступные элементы и просто нездоровые люди. Одна пуля возле Дома Советов может привести к кровавой бойне, эхо которой прокатится по всей стране.
Призываю ослабить политическое противостояние, так как политические цели не могут препятствовать людям, находящимся в Доме Советов, пользоваться медикаментами, теплом и связью.
Русская Православная Церковь призывает к диалогу.
В связи с событиями вокруг Дома Советов созывается экстренное заседание Священного Синода.
Прошу молиться всех верующих за спасение России и даже тех, кто никогда не был в храме. Совместными усилиями спасем Россию.
Верю Господь даст силу народу своему. Господь благословит народ свой миром (Пс. 28, стих 11)»6.
Вечером этого же дня Десятый чрезвычайный внеочередной Съезд народных депутатов Российской Федерации направил Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси ответное Обращение, в котором заявил, что «принимает предложение немедленно начать такие переговоры при Вашем посредничестве в Даниловом монастыре»7.
30 сентября 1993 года состоялась встреча президента Российской Федерации Б.Н. Ельцина и Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. Как сообщила пресс-служба президента, Б.Н. Ельцин проинформировал Патриарха о положении в стране. Они выразили обоюдное стремление всемерно содействовать укреплению российской государственности, сохранению целостности России.
Святейший Патриарх Алексий II выразил озабоченность в связи с возможным кровопролитием. Б.Н. Ельцин заверил Патриарха в том, что они примет все необходимые меры для защиты гражданских прав населения и прав человека.
Большое внимание в ходе беседы было уделено ситуации вокруг здания бывшего Верховного Совета в связи с наличием в здании оружия. Была подчеркнута необходимость принятия таких мер, которые позволили бы разрядить ситуацию без применения насилия.
Президент Б.Н. Ельцин поблагодарил Святейшего Патриарха Алексия II за его готовность принять участие в миротворческих усилиях и назначил со своей стороны для участия в переговорах руководителя Администрации президента С. Филатова и первого заместителя председателя Правительства О. Сосковца.
В этот же день А. Руцкой обратился к Святейшему Патриарху Алексию II с посланием, в котором сказал: «Как верующий и гражданин России, облеченный высокими полномочиями, заверяю Вас в том, что сделаю все возможное для преодоления кризиса власти мирными средствами <.> В моем лице Вы имеете безусловного сторонника Ваших усилий организовать посредническую миссию в Свято-Даниловом монастыре»8.
1 октября в Москве в Свято-Даниловом монастыре в 10 часов начались переговоры между представителями Президента Российской Федерации и представителями бывшего Верховного Совета Российской Федерации.
Участники переговоров: Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий, митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл — председатель Отдела внешних церковных сношений Русской Православной Церкви.
Абдулатипов Рамазан Гаджимурадович — председатель Совета Национальностей Верховного Совета России; Воронин Юрий Михайлович — первый заместитель председателя Верховного Совета России; Домнина Валентина Александровна — народный депутат России; Лужков Юрий Михайлович — мэр Москвы; Огородников Вячеслав Васильевич — начальник ГУ- ООП (главное Управление охраны общественного порядка МВД России), генерал-майор милиции; Олейник Владимир Иванович — член Конституционного Суда; Панкратов Владимир Иванович — начальник ГУВД г. Москвы, генерал-майор милиции; Соколов Вениамин Сергеевич — председатель Совета Республики Верховного Совета России; Сосковец Олег Николаевич — первый заместитель председателя Правительства; Филатов Сергей Александрович — руководитель Администрации президента; Чеботаревский Равкат Загидулович — председатель Комитета Верховного Совета России по обороне и безопасности, контр-адмирал; Шкирко Анатолий Афанасьевич — заместитель командующего внутренними войсками МВД России,генерал-майор.
Святейший Патриарх Алексий II обратился к участникам переговоров с краткой речью, в которой поблагодарил всех, кто откликнулся на призыв и прибыл на переговоры. Предстоятель Русской Православной Церкви подчеркнул, что «на всех нас лежит огромная ответственность за будущее нашей Отчизны. Необходимо сделать все для того, чтобы предотвратить возможность гражданской войны и распад страны <.. .> И предложив свое посредническое участие, мы будем всячески содействовать примиренческому процессу и сближению точек зрения по тем вопросам, которые сегодня спорны и которые являются противоположными позициями.
Вчера мною дано указание во всех монастырях провести в воскресный день, 3 октября, молебное пение, с чтением молитвы, которую составил в 1917 году Святейший Патриарх Тихон, тоже в годину тяжелых испытаний <.> И мы призываем всю нашу паству, даже тех, которые никогда не молились Богу, в эти судьбоносные для России дни вознести свои молитвы, чтобы Господь даровал мир нашему Отечеству и согласие»9.
В ходе переговоров, когда обмен мнения переходил во взаимные обвинения двух сторон, Святейший Патриарх Алексий II неизменно призывал к поиску мирного способа назревших вопросов: «Нужно сделать все для того, чтобы снять напряжение и предотвратить гражданскую войну и возможное кровопролитие <.> Ведь сегодня, может быть вчера достаточно было одной пули, одного выстрела со стороны человека, который или доведен до предела, или больного человека, или просто провокатора, для того чтобы возник конфликт и гражданская война, которую остановить будет трудно. Поэтому наша задача не обвинять друг друга, а найти пути выхода»10.
Во второй половине дня состоялась пресс-конференция, на которой митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл сообщил, «что достигнута предварительная договоренность по проблеме Белого Дома. По его мнению, наличие оружия как в Белом Доме, так и вокруг него может быть использовано сознательно или несознательно в эпицентре конфликта и тем самым спровоцировать гражданское столкновение по всей стране»11.
Переговоры в течение 1 октября привели к следующему результату: было решено провести поэтапную демилитаризацию в здании Верховного Совета и прилегающих к нему территорий, но соглашения о получении Верховным Советом прямого эфира для изложения своих позиций и решений достигнуто не было.
2 октября продолжились переговоры в Свято-Даниловом монастыре между представителями президента России и Верховного Совета с участием представителей Русской Православной Церкви.
Перед началом встречи Святейший Патриарх Алексий II сказал: «Нас огорчило то, что вчерашняя пресс-конференция, которая была в 2 часа, ни единым словом не была упомянута. Поэтому хотелось бы, чтобы как-то объективно освещалось. И каждый из нас должен осознавать ту ответственность за Россию, за народ, за державу, сынами и дочерьми которой мы являемся»12.
Слова Предстоятеля Русской Православной Церкви свидетельствуют о критической оценке происходящих событий, о стремлении примирить противоборствующие стороны и призвать к ответственности государственных и политических деятелей.
Свою оценку сложившейся трагической обстановке и положению около Белого дома, а также работе телеканалов в эти дни представил митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл, который перед заседанием общался с милиционерами, стоящими в оцеплении у Белого Дома. Митрополит Кирилл сказал о глубочайшей надежде простых людей с обеих сторон на то, что данные переговоры принесут определенные результаты, и снова напомнил присутствующим об ответственности перед страной и ее гражданами.
«Ваше Святейшество, я хотел бы внести положительную ноту в начало этого заседания, учитывая категорическую необходимость достижения соглашения сегодня. Конечно, я должен сказать, что вчерашняя передача, особенно первый канал “Останкино”, произвела тяжелое впечатление. Может быть, очень важно видеть финского фермера, который вместе с женой и дочерью убирает урожай, благополучно выращенный на своей ферме. Это, видимо, нужно знать нашему народу, как хорошо работают сельские труженики Финляндии. Но если бы в этой передаче было хоть какое-то упоминание о пресс-конференции, данной от Вашего имени, то есть от имени этой комиссии, официально, по ее поручению, тогда это можно было бы понять. Но на фоне полного молчания об этой пресс-конференции, конечно, такая композиция “Новостей” вызывает глубочайшее неудовлетворение. Совершенно очевидно, что в таком большом государстве, как наше, не все зависит от одного человека, двух или даже трех, и это никоим образом не должно сейчас бросать тень на тех лиц, которые сидят здесь, потому что мы должны нормально начинать работать. Атмосфера должна быть благоприятной настолько, насколько это возможно, потому что, действительно, страна, затаив дыхание, ждет результатов этих переговоров. Я сейчас вернулся от Белого дома, имел возможность общаться с милиционерами, которые там стоят, с ОМОНом, я видел их лица, слышал их просьбы и даже мольбы. Это были люди, которые стоят в оцеплении, — это наши люди, это наш народ, как и тот народ, который находится в Белом доме. Там стояли точно такие же солдаты. Я видел в форме людей, значит, это были военные, простите, были милиционеры, точно такие, как стояли по другую сторону баррикады. И вы знаете, в этом весь трагизм нашего сегодняшнего положения. И тут и там наш народ, и тут и там надежды на то, что мы сделаем что-то. И дай Бог, Ваше Святейшество, чтобы под Вашим руководством сегодня мы продвинулись, и я бы хотел призвать обе стороны — отказаться, действительно, от словаря и лексикона, который может оскорблять, обижать, оставить это для каких-то других аудиторий, а здесь говорить только исключительно о деле, какие бы чувства у нас на были внутри. Потому что мы собраны для того, чтобы действительно спасти Россию. Сегодня я убедился воочию, как опасно противостояние вокруг Белого дома, Ваше Святейшество. Я благодарю, что Вы благословили меня посетить Белый дом, увидеть это — это важный опыт. Я бы очень хотел, чтобы все то, что было сказано, было принято во внимание»13.
В 10 часов участники переговоров подписали программу мер, разработанных группой экспертов, по нормализации обстановки вокруг Белого дома. Программа предусматривает: взаимное предоставление информации о планируемых действиях и составе вооруженных сил и их вооружений у каждой из сторон; одновременная ликвидация сторонами заграждений вокруг Белого дома; организация совместных мест хранения оружия.
Невероятную сложность психологической атмосферы переговоров, их очень тяжелый и трудный характер, а также последовательное стремление церковных деятелей всеми силами предотвратить военный способ разрешения создавшейся ситуации показывают слова Святейшего Патриарха Алексия II. Он сказал: «Очень печально, что наши двухдневные переговоры не дали результатов. Давайте подумаем еще о том, какие можно было бы найти пути преодоления этого кризиса. И когда мы предложили посредничество Церкви, надеялись, что, когда сядем за стол переговоров друг против друга, найдем в себе и мужество, и силы, думая о судьбе России, думая о нашем народе, многострадальном народе, дать ему надежду, а не ввести в отчаяние. Если мы прекратим переговоры, потому что они зашли в тупик, — это значит отказаться от всякой надежды. О предложении в отношении того, чтобы начать политические переговоры, которые приведут впоследствии к сокращению вооружений или разъединению военного противостояния, я думаю, что мой опыт уже показал, политические вопросы мы не решим. И полагаю, что все мы думали, что, начав с конкретных взрывоопасных вопросов, мы сможем продвинуться и к более серьезным вопросам, вопросам политического характера, вопросам выборов и так далее»14.
В 15 часов предполагалось подписать график совместного сокращения вооружения сторон и документ, гарантирующий безопасность лиц, находящихся в Белом доме. Документ был подписан к концу дня после переговоров, проходивших, по словам митрополита Кирилла, в тяжелой психологической обстановке. Святейший Патриарх Алексий II подвел итоги второго дня переговоров следующими словами: «Были у нас сегодня и драматические минуты, были и минуты согласия и доброты. Я думаю, что надо двигаться вперед»15.
Днем 2 октября начались столкновения между сторонниками оппозиции и ОМОНом на Смоленской площади в Москве. «Митингующие бросают в ОМНОвцев камни, бутылки с зажигательной смесью. Рукопашная схватка, стрельба. Столкновения длятся несколько часов. Раздаются призывы организовать партизанскую войну против ОМОНа».16
3 октября (третий день переговоров) Святейший Патриарх Алексий II обратился перед началом заседания к участникам переговоров с речью: «Сегодня было большим событием принесение в Богоявленский кафедральный собор чудотворного образа Владимирской Божьей Матери. Люди на коленях, со свечами встречали с огромным подъемом, и мы во время литургии прочитали молитву Святителя Патриарха Тихона, которая была составлена в годину испытаний в 1917 году и читалась в храмах Русской Православной Церкви.
С большим сегодня подъемом прошло богослужение. Богоявленский собор не мог вместить всех желающих, но это было большим символом, знаком, и мы, подобно нашим предкам, которые в годину испытаний прибегали именно к помощи и молитве перед этой святыней земли русской и черпали силы, мудрость и мужество в своих испытаниях.
Я готов быть активным участником того процесса, который мы начали, процесса переговоров и выхода из тупика, военного противостояния и решения политических вопросов, которые нам предстоит решить, и подумать вместе сообща о том, что мы можем предложить, как мы можем найти вместе путь к выходу из того тупикового положения, в котором сегодня оказалась страна»17.
Ю.М. Воронин от лица депутатов Десятого чрезвычайного Съезда обратился к Святейшему Патриарху Алексию II с заявлением. Этот документ показывает, какое большое значение политические деятели придавали миротворческой миссии Русской Православной Церкви. «Съезд выражает признательность за шаги Церкви и лично Патриарху по урегулированию политического кризиса в стране, вызванного государственным переворотом. Съезд также одобрительно оценивает предварительные договоренности по нормализации положения вокруг Дома Советов. Необходимость снятия блокады здания, усиления контроля как внутри здания, так и вне его является очевидным.
Вместе с тем Съезд отмечает, что сосредоточения усилий миротворческой миссии только на проблеме оружия, которая во многом создана искусственно, сегодня крайне недостаточно.
Съезд обращается к вам — Патриарху Русской Православной Церкви. Помогите решить основную проблему — ликвидировать первопричину сложившейся ситуации вокруг Дома Советов. Поэтому только отмена антиконституционного указа, восстановление конституционного строя могут оздоровить обстановку, создать предпосылки для мирного разрешения кризиса. Промедление с решением этого вопроса чревато новыми человеческими жертвами»18.
Также в ходе переговоров Святейший Патриарх Алексий II сказал, что «призывы Церкви не достигают тех, которые применяют насилие и готовы расширить противостояние и кровопролитие за последнее время <…> Озлобленность настолько велика, что они не воспринимают слова, обращенного к ним с призывом решать мирным путем. Но я думаю, что мы должны думать о той модели, какую мы можем предложить для выхода из создавшегося положения и для решения политических вопросов, которые стоят перед нами»19.
3 октября около 16-17 часов дня сторонники Верховного Совета захватили здание московской мэрии, попытались штурмом взять телецентр в Останкино20.
В связи с вышеуказанными событиями было принято прервать переговоры до 20 часов. К означенному часу представители противоборствующих сторон в Свято-Данилов монастырь не прибыли. В 20 часов 45 минут представители Русской Православной Церкви и Конституционного Суда констатировали факт неявки на переговоры противоборствующих сторон21.
4 октября продолжились вооруженные столкновения сторонников и защитников Верховного Совета с военнослужащими и милицией. Во второй половине дня спецподразделения взяли Дом Советов штурмом, к 17 часам арестовали А. Руцкого и Р. Хасбулатова. В событиях 3-4 октября пострадало 878 человек, из них 145 человек погибло22.
7 октября Москва прощалась с погибшими в ходе событий 3-4 октября. Вместе со всем народом Русская Православная Церковь, следуя христианским заповедям и не различая правых и виноватых, скорбела по многочисленным жертвам трагического противостояния. По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II были совершены заупокойные панихиды в Богоявленском кафедральном соборе и других храмах.
По какую бы сторону баррикад человек ни находился, Церковь никому не откажет в последнем христианском обряде, сообщил о решении Московской Патриархии корреспонденту ИТАР-ТАСС секретарь Епархиального совета Москвы протоиерей Владимир Диваков.
10 октября, в воскресенье, по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II заупокойные поминовения прошли во всех епархиях Русской Православной Церкви23.
Необходимо отметить активную позицию и внимание к трагическим событиям сентября-октября 1993 года Святейшего Патриарха Московского и все Руси Алексия II и его ближайших помощников. Инициатива Святейшего Патриарха в проведении переговоров в Свято-Даниловом монастыре свидетельствует о стремлении оказать благотворное влияние на сложившуюся конфликтную ситуацию.
Русская Православная Церковь в лице своего Предстоятеля, других видных иерархов сделала все возможное для предотвращения кровопролития и решения назревшей проблемы мирным путем.
В заключение можно привести слова двух Святейших Патриархов Русской Православной Церкви — почившего Алексия II и нынешнего Кирилла о тех трагических события осени 1993 года.
Рождественское послание Патриарха Московского и всея Руси Алексия II архипастырям, пастырям и всем верным чадам Русской Православной Церкви 1994 года: «Политический кризис в России, приобретший особую остроту в последней трети сентября, побудил меня возвратиться из США в Москву до завершения программы празднования 200-летия Православия в Америке. Мною и Священным Синодом Русской Православной Церкви было сделано все возможное, включая сложнейшую посредническую миссию, чтобы не допустить братоубийственного кровопролития. Однако, не прислушавшись к призыву Церкви, люди подняли руку на ближних своих, и в начале октября пролилась невинная кровь множества людей. Мы не перестаем возносить усердные молитвы о всех погибших и страждущих, молитвы об устроении России и призывать к покаянию. Мы повторяем проникновенные слова молитвы святителя Тихона, Патриарха Всероссийского: «Боже Великий и Дивный!.. Утоли шатания и раздоры в земле нашей, огради нас от гнева, убийства, вражды и злобы. да вновь возлюбим друг друга и едино пребудем в Тебе, Господе и Владыке нашем, как повелел и заповедал нам»24.
29 декабря 2009 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил Российскую академию государственной службы при Президенте Российской Федерации. В актовом зале РАГС Предстоятель выступил перед студентами, преподавателями и приглашенными гостями с докладом на тему взаимоотношений Церкви и государства. Часть выступления была посвящена оценки действий Русской Православной Церкви в том политическом противостоянии между законодательной и исполнительной ветвями власти, в котором оказалась наша страна осенью 1993 года.
«Вспоминаю кризисы 1991 и 1993 годов, когда Церкви нужно было реагировать на происходящее в стране. Никакой теоретической базы, никаких Основ социальной концепции Русской Православной Церкви не существовало; не было никаких направляющих линий. Опираться на опыт жизни в царское время было невозможно — среди церковных деятелей уже не было никого, кто был связан с тем временем. А советский период сформировал очень специфическую модель церковногосударственных отношений, которая никак не могла быть перенесена в новую Россию.
Реакция Церкви была сдержанной и, может быть, не такой динамичной, как того хотело бы наше общество, взбудораженное реформами и переменами. Нас нередко упрекали: “А почему вы не такие динамичные, как польские католики? Они поддержали “Солидарность”. А почему вы не хотите выступить против коммунистов? Почему вы не хотите обрушить свой праведный гнев на старую систему? Почему вы такие робкие? Вы должны занять ясную политическую и гражданскую позицию”.
Трудно сказать, что было бы, если бы Русская Церковь политизировала свой подход к обществу, к народу, если бы она определила, какие политические группы являются ее единомышленниками и союзниками, а какие являются ее противниками. Во-первых, это совершенно невозможно с богословской точки зрения, поскольку не за политические взгляды Бог будет судить человека на Страшном суде. Поэтому Церковь, применяя сотериологический подход к современной политической ситуации, заняла совершенно другую позицию, о которой вы хорошо знаете: мы не вмешиваемся в политическую борьбу.
Но в то же время Церковь сочла необходимым, не поддерживая ни одну политическую силу — ни власть, ни оппозицию, — оставить за собой право обращаться к своему народу с ясным нравственным и духовным комментарием на все то, что
происходит в стране»25.
На основе данных слов двух Предстоятелей Русской Православной Церкви можно сделать четкий и определенный вывод о позиции и действиях Русской Православной Церкви в условиях политического противостояния осенью 1993 года в нашем государстве. Церковь, следуя своим каноническим нормам и правилам, избрала пастырскую позицию (т.е. позицию неучастия в политической борьбе и отказа от поддержки тех или иных политических взглядов) по отношению и к противоборствующим политическим силам, и ко всем гражданам России. Именно эта позиция способствовала тому, что Русская Церковь не слилась ни с одной из политических сил, не провозгласила ни одну из сторон своими единомышленниками или противниками, а способствовала всеми имеющимися у нее средствами (воззваниями, обращениями, посреднической миссией) уладить возникший конфликт.
Отношение Русской Православной Церкви к государственной власти и политической деятельности, прошедшее испытание в сложной политической обстановке (каким было осеннее противостояние 1993 года), было зафиксировано в фундаментальном концептуальном документе «Основах социальной концепции Русской Православной Церкви», принятом на Юбилейном Архиерейском Соборе в августе 2000 года. В нем, частности, говорится, что «Церковь, по заповеди Божией, имеет своей задачей проявлять заботу о единстве своих чад, о мире и согласии в обществе, о вовлечении всех его членов в общий созидательный труд. Церковь призвана проповедовать и созидать мир со всем внешним для нее миром: “Если возможно с вашей стороны, будьте в мире со всеми людьми» (Рим. 12:18); «Старайтесь иметь мир со всеми” (Евр. 12:14)»26. «Перед лицом политических разногласий, противоречий и борьбы Церковь проповедует мир и соработничество людей, придерживающихся различных политических взглядов»27. «Неучастие церковной Полноты в политической борьбе, в деятельности политических партий и в предвыборных процессах не означает ее отказа от публичного выражения позиции по общественно значимым вопросам, от представления этой позиции перед лицом органов власти любой страны на любом уровне»28.
Анализируя и оценивая прошедшие события, можно с уверенностью утверждать: позиция Русской Православной Церкви и действия на основе этой позиции явились одним из факторов, которые предотвратили в России новую гражданскую войну. Это был огромный миротворческий вклад почти только что обретшей свободу и независимость Русской Православной Церкви в созидание общего мира и согласия в российском обществе.
Примечания
- Никодим, епископ Далматинский. Православное церковное право. СПб., 1897. С. 677. ↩
- Казьмина О. Е. Русская Православная Церковь и новая религиозная ситуация в России. М., 2009. С. 70. ↩
- Кирилл, архиеп. Смоленский и Калининградский. Церковь в отношении к обществу в условиях перестройки // Журнал Московской Патриархии (далее — ЖМП). 1990, № 2. С. 32. ↩
- Обращение Архиерейского Собора Русской Православной Церкви // ЖМП, 1992. № 6. С. XIII-XIV. ↩
- Москва. Осень-93. Хроника противостояния. М., 1995. С. 231-232. ↩
- Цит. по: Москва. Осень-93. С. 253. ↩
- Там же. С. 252. ↩
- Цит. по: Зевелев А., Павлов Ю. Расколотая власть. М., 1995. С. 53. ↩
- Цит. по: Москва. Осень-93. С. 322. ↩
- Там же. С. 329. ↩
- Зевелев А., Павлов Ю. Расколотая власть. С. 60. ↩
- Цит. по: Москва. Осень-93. С. 335. ↩
- Цит. по: там же. С. 335-336. ↩
- Москва. Осень-93. С. 350. ↩
- Цит. по: там же. С. 354. ↩
- Зевелев А., Павлов Ю. Расколотая власть. С. 63. ↩
- Цит. по: Москва. Осень-93. С. 355. ↩
- Цит. по: там же. С.355. ↩
- Там же. С. 357. ↩
- Зевелев А., Павлов Ю. Расколотая власть. С. 66, 68. ↩
- Москва. Осень-93. С. 358. ↩
- Гаврилов Б. И. История России. М., 2003. С. 476. ↩
- Москва. Осень-93. С. 536. ↩
- Рождественское послание Патриарха Московского и всея Руси Алексия II архипастырям, пастырям и всем верным чадам Русской Православной Церкви. // ЖМП, 1994. № 1. С. 4. ↩
- Кирилл, Патриарх Московский и всея Руси. Выступление в Российской академии государственной службы 29 декабря 2009 года // Patriarhia.ru. ↩
- Основы социальной концепции Русской Православной Церкви. М., 2008. С. 78. ↩
- Там же. С. 79. ↩
- Там же. С. 80. ↩