Д. А. Торопов
Роль Санкт-Петербургского отдела Общества любителей духовного просвещения на первом этапе переговоров представителей Русской Церкви со старокатоликами (1871-1875)
Принятие Первым Ватиканским собором догмата о папской непогрешимости встретило серьезную оппозицию со стороны профессоров богословия некоторых видных католических университетов1. Этот протест послужил толчком к отделению от Римско-Католической Церкви группы христиан, не согласных с догматом о папской непогрешимости и назвавших себя старокатоликами.
Борьба против догмата о папской непогрешимости привлекла внимание церковно-научных кругов Российской империи. Старокатолическое движение попадает в поле зрения российских ученых богословов, которые инициируют диалог со старокатоликами. В связи с этим в 1872 году учреждается специальное ведомство: Санкт-Петербургский отдел Общества любителей духовного просвещения (далее ОЛДП). Какую роль сыграл Санкт-Петербургский отдел ОЛДП на первом этапе переговоров представителей Русской Православной Церкви со старокатоликами (1871-1875), нам предстоит выяснить в данной статье.
Условно историю диалога с представителями старокато- личества можно разделить на два этапа: первый — с 1871 по 1875 год, и второй — с 1892 по 1912 год. Рамки статьи позволяют охватить только первый этап этого диалога.
У православных богословов появилась надежда, что старокатоличество сможет стать базисом для объединения западного христианского общества с Восточными Православными Церквами. По этой причине в российской церковно-академической печати, начиная с 1870 года и до начала Первой мировой войны, выходит множество статей и книг, посвященных развитию старокатолицизма и диалогу с эти движением. В статье были использованы только ценные для раскрытия темы публикации. Это, в первую очередь, фундаментальное исследование В. Добронравова, профессора Санкт-Петербургской духовной академии, «Десять лет из истории старокатолического движения»2, а также работы А. Павловича,3 М. Воздвиженского4, Н.Я. Беляева5, В.В. Керенского6.
Ценный материал для раскрытия темы был почерпнут из протоколов Санкт-Петербургского отдела ОЛДП, которые содержат информацию о первоначальной истории старокатолического движения, об отношениях со старокатоликами и о возможном присоединении последних к Восточной Церкви. Также в сборниках протоколов опубликованы письма представителей старокатолического движения к Санкт-Петербургскому отделу Общества любителей духовного просвещения.
История ОЛДП в Санкт-Петербурге рассмотрена в работах протоиерея Н.Д. Извекова7 и священника Н.А. Копьева8.
Существует ряд исследований по истории диалога Российской Православной Церкви со старокатоликами, написанных после революции. Это статьи архимандрита Августина (Никитина)9 и протоиерея Александра Сергеенко10. Автором была использована также монография по истории старокатоличества английского историка Церкви второй трети XX века С.В. Мосса.11
Из архивных материалов необходимо выделить дневники генерала Александра Алексеевича Киреева12, а также протоколы и личные письма, касающееся основания ОЛДП в Санкт- Петербурге.
Протест против догмата о папской непогрешимости возглавил профессор Мюнхенского университета Иоанн Иосиф Игнаций Деллингер13. Он был членом франкфуртского парламента (1848-1849) и автором ряда фундаментальных трудов по истории Церкви. Из воспоминаний Деллингера о событиях, произошедших на Первом Ватиканском соборе: «Я боролся сколько мог против провозглашения нового догмата, мог ли я поступить иначе?! Мог ли я не протестовать против преступного новшества?»14. По инициативе Деллингера в 1870 году в Нюрнберге состоялся первый съезд католических богословов. На съезде присутствовали 11 человек из разных университетов, не согласившихся с решениями собора. Они заявили о невозможности принятия Ватиканского догмата как противоречащего постановлениям Вселенской Церкви. 17 апреля 1871 года профессор Деллингер, не поддавшись на уговоры архиепископа Мюнхенского признать папскую непогрешимость, был отлучен от Церкви за публичное отрицание церковных вероучений. Позже были отлучены и другие непокорные про- фессоры-богословы15. В начальный период становления движение старокатоликов имело характер чисто «университетский и научный»16.
Борьба против догмата о папской непогрешимости вызвала активнейший интерес в Российской империи. Донесение протоиерея русской посольской церкви в Лондоне Евгения Попова обер-прокурору Святейшего Синода Д.А. Толстому проливает некоторый свет на зарождение диалога со старокатоликами17. Из донесения с очевидностью следует, что великий князь Константин Николаевич получил от доктора Джозефа Овербека, который еще в 1869 году представил на рассмотрение Святейшего Правительствующего Синода Российской Православной Церкви проект учреждения западно-православной Церкви и выработанной им западно-православной литургии, письмо доктора Деллингера с обещанием «расположить так называемых “старых католиков” ко вступлению в более правильные сношения с неизменно верным Христовой Церкви Востоком»18, писанного последним в ответ на письмо доктора Овербека. В этом же письме говорится, что Овербек в одном из своих писем упоминает о профессоре Санкт-Петербургской духовной академии И.Т. Осинине как о человеке, присутствие которого в Мюнхене во время собрания было бы очень желательно. Великий князь Константин Николаевич одобрил кандидатуру профессора Осинина, предложенную Овербеком.
Позже великий князь Константин написал письмо товарищу обер-прокурора Святейшего Синода Ю.В. Толстому, занявшему этот пост в 1866 году, с предложением послать на первый конгресс старокатоликов в Мюнхене кого-либо из православных богословов19. Этот богослов должен был присутствовать на не в качестве официального представителя Российской Православной Церкви, но как «свидетель», который мог бы следить за ходом дел на конгрессе и в случае нужды выступить перед его участниками с изложением догматических истин Православной Церкви.
Следствием этих писем стала поездка профессора И.Т. Осинина на Мюнхенский старокатолический конгресс, который проходил 22-24 сентября 1871 года. Важно отметить, что профессор Осинин, а впоследствии и другие русские гости на старокатолических конгрессах, имели статус не официальных представителей Русской Православной Церкви, а представителей церковной общественности. По окончании конгресса Осинин уведомил о результатах товарища обер-прокурора: «Держась в точности данных Вашим Превосходительством инструкций, равно как и полученные мною указаний при личном свидании с графом Димитрием Андреевичем, я не выходил из положения частного наблюдателя и туриста, но, тем не менее, смею сказать, что мое пребывание здесь было в полном смысле полезно и плодотворно»20.
Мюнхенский конгресс объявил о стремлении старокатолического движения к единству с Православной Церковью (программа, принятая старокатолическим конгрессом в Мюнхене, в п. 3 заявляла: «Мы выражаем надежду на воссоединение с Греко-Восточной и Русской Церковью, разрыв с которыми произошел без достаточных причин и не имеет оснований ни в каких неустранимых догматических различиях»21.
В Санкт-Петербурге И.Т. Осинин прочел три публичных лекций о старокатолическом движении в Германии и о Мюнхенском конгрессе, отметив необходимость диалога Православной Церкви со старокатолическим движением: «Происходящее ныне старокатолическое движение составляет явление громадной важности, и не только для Западной Европы, но и для прямых существенных интересов Православной Церкви»22.
11 декабря 1871 года члены ОЛДП, живущие в Санкт- Петербурге, ректор Санкт-Петербургской духовной академии протоиерей Иоанн Янышев и А.Ф. Гильфердинг обратились в Московский совет Общества с ходатайством о разрешении образовать отдел Общества в Санкт-Петербурге. Члены Общества также обратились и к обер-прокурору, настаивая на необходимость иметь в столице общественный центр, занимающийся вопросами церковно-религиозной жизни23.
Санкт-Петербургский отдел ОЛДП был открыт 26 марта 1872 года. В программе Общества были заявлены следующие задачи: 1) служить сближению между нашим клиром и светским обществом и обмену мыслей о вопросах, касающихся Православной Церкви; 2) содействовать распространению у нас здравых понятий об истинном учении, исторических судьбах и современных нуждах Православной Церкви посредством изданий и чтений как научных, так и популярных; 3) поддерживать отношения с поборниками православной истины за границей, оказывать им нравственную опору и способствовать уяснению в заграничной публике понятий о Православной Церкви24. Первым учредителем Санкт-Петербургского отдела был великий князь Константин Николаевич, секретарем Общества стал адъютант князя полковник (позднее генерал) Александр Алексеевич Киреев.
Формально ОЛДП считалось отделением давно уже существовавшего одноименного общества в Москве, но фактически было полностью автономным от него. Больше того, оно пользовалось гораздо более высоким статусом и обладало гораздо большими возможностями. Такое особое положение обеспечивалось прежде всего личностью главы Общества великого князя Константина Николаевича.
В круг главных деятелей Общества вошли не только политики, но и известные богословы и уважаемые общественные фигуры: протоиерей Иоанн Янышев, ректор Санкт-Петербургской духовной академии, профессоры-богословы И.Т. Осинин, протоиерей Иосиф Васильев, протоиерей Арсений Тачалов, К.П. Победоносцев, крупные деятели славянофильства Т.И. Филиппов и А.А. Киреев.
Сразу же после учреждения Общество развивает бурную активность, связанную со старокатолическим движением. Оно монополизирует все контакты с представителями старокато- лицизма в своих руках, выступая в качестве неофициального религиозного движения Российской Православной Церкви.
Необходимо отметить и ту двойственность, которая была сопряжена с открытием Отдела. Помимо предполагаемой религиозно-богословской направленности, Петербургский отдел имел и политические мотивы для проведения диалога со ста- рокатоликами. Русские власти увидели в поддержке старокатолического движения возможность усилить позиции России и подорвать позиции Запада в католических регионах, присоединив старокатоликов к Православию. Особую надежду власти возлагали на успех старокатолического движения на Балканах среди католиков-славян. Об этих ожиданиях описал английский историк лорд Эктон: «Россия <…> занялась вычислением выгод, какие она может извлечь из Ватиканских постановлений, усиливающих раскол внутри католичества»25.
Если судить только по этим фактам, нетрудно счесть Петербургский отдел простым орудием властей, которое выполняло политические задания, лишь прикрывая их духовной тематикой. Именно так характеризует его современный исследователь, связывая активность Отдела исключительно с политическими задачами: «Церковные события заронили надежду путем присоединения старокатоликов к Православной Церкви решить две внешнеполитические проблемы: нейтрализовать сопротивление Германии, поддерживающей притязания Авст- ро-Венгрии на Балканах, и устранить внутренние, конфессиональные противоречия между православным и католическим славянством»26.
Именно этим можно объяснить активность некоторых светских членов отдела в отношениях со старокатоликами. Здесь прежде всего стоит упомянуть генерала А.А. Киреева, флигель-адъютанта великого князя Константина Николаевича.
Однако не совсем правильным считать ОЛДП только орудием властей.
В России остро недоставало возможностей свободного обсуждения духовных проблем. Хотя в эпоху реформ Александра II уже активно публиковалась литература критической, народнической, даже нигилистической направленности, темы религии и Церкви оставались почти запретными. И в таких условиях ОЛДП с его особым статусом и поддержкой власти в немалой мере сыграло роль общественной трибуны по религиозным вопросам: «Общество при самом открытии получило важное преимущество: дозволение “в своей среде”, т. е. в непубличных заседаниях, свободно рассуждать о делах Церкви…»27. Своим правом относительно свободного обсуждения Санкт-Петербургский отдел пользовался очень широко и затрагивал вопросы действительно сложные и тонкие. Большее количество богословских вопросов касалось взаимоотношений с католической Церковью и догмата о исхождении Святого Духа.
Помимо узких богословских дискуссий устраивались и публичные чтения. Необходимо отметить выступление Т.И. Филиппова «О нуждах единоверия» и его спор с профессором Санкт-Петербургской духовной академии И.Ф. Нильским (в 1873 и 1874 гг.), тезисы Ф.Г. Тернера о свободе совести и воспитания (в начале 1876 г.), чтения протоиерея Иоанна Янышева о свободе совести и «О сущности христианства с нравственной точки зрения», чтения Ф.Г. Тернера о христианском и новых философских воззрениях на жизнь (в 1878 и 1879 гг.)28.
Известно также, что с 1872 года Ф.М. Достоевский регулярно посещал заседания Санкт-Петербургского отдела Общества любителей духовного просвещения, где принимал активное участие в обсуждении вопросов богословского характера и церковной истории29. Особый интерес великий писатель проявлял к старообрядчеству и расколу.
В 1873 году Достоевский присутствовал на заседаниях Общества, посвященных нуждам единоверия, и даже описал одно из этих заседаний в специальной статье «Заседание Общества любителей духовного просвещении 28 марта»30.
Особо выделяются организованные Обществом знаменитые «Чтения о Богочеловечестве», — цикл лекций выдающегося русского философа Владимира Соловьева, прочитанный им в 1877-1878 годах.
Следующим шагом Петербургского отдела ОЛДП на пути взаимного сближения стали контакты и богословские дискуссии со старокатоликами, которые велись в 1870-е годы регулярно и весьма интенсивно. Главным движителем и неутомимым организатором их был А.А. Киреев, который завязал близкие отношения с лидерами старокатолического движения Деллингером, Лангеном, Рейнкенсом, Мишо; он вел с ними оживленную переписку и стал постоянным сотрудником старокатолического органа Revue Internationale de Theologie.Центральными событиями в контактах были старокатолические конгрессы и конференции, проходившие с неизменным участием делегатов Общества.
В России члены Общества планировали организовать широкое обсуждение с привлечением богословов разных духовных школ тех религиозно-богословских проблем, которые будут подниматься в ходе переговоров со старокатоликами. В процессе обсуждения должны были вырабатываться православные ответы на возникающие затруднения, то есть, Отдел должен был стать богословским экспертно-консультационным центром. Однако многие члены Отдела не были компетентны в богословских вопросах. «Слишком много у вас членов действительных, т. е. имеющих право действовать, вступать в прения. Не большая ли часть не более, как любители просвещения, хоть и духовного, или даже просто любопытные посетители заседаний Отдела?»31 — писал один из членов Общества протоиерей Михаил Богословский К.П. Победоносцеву по поводу собраний Петербургского отдела.
С самого основания Общества были люди, которые считали деятельность Отдела бесперспективным и с подозрением относились к диалогу со старокатоликами. Одним из таких людей был К.П. Победоносцев, еще не ставший тогда обер-прокурором Святейшего Синода. В 1873 году он отказался от приглашения принять участие в конгрессе старокатоликов во Фрайбурге, объяснив свой поступок в одном из писем: «Я, по правде сказать, уклонился от этой поездки, чтобы не принимать участие в деле, в которое не верю и которое считаю за фантазию»32.
В дневнике генерала Киреева мы находим еще одно подтверждение негативного отношения Победоносцева к диалогу со старокатоликами: «Победоносцев восстает яростно против наших сношений со старокатоликами <.. .> толкует об опасности представляемой нашим обществом, он видит в нем опасность для Православия, возбуждение сект и т. д. и т. д.»33.
Отдел ОЛДП оказал серьезное влияние на созыв межкон- фессиональных Боннских конференций. Именно благодаря активной работе членов Отдела на старокатолических конгрессах старокатолические лидеры почувствовали острую необходимость в созыве межконфессиональной конференции.
Первая Боннская конференция состоялась 13-16 сентября 1874 года. От Санкт-Петербургского ОЛДП в ней приняли участие протоиерей Иоанн Янышев, протоиерей Арсений Тачалов, а также А.А. Киреев и М.М. Сухотин34.
Предметом обсуждений первой межконфессиональной конференции были 15 вопросов, касающихся Священного Писания и Священного Предания, Filioque,учения об оправдании, учения о таинствах, об исповеди, об евхаристической жертве, католического догмата о непорочном зачатии Девы Марии, молитвы за усопших, призывания святых и каноничности англиканской иерархии35.
Предметом обсуждений второй конференции, состоявшийся 11-16 августа 1875 года, был вопрос о Filioque.Старо- католики признали эту вставку в Символе веры незаконной еще на первой Боннской конференции, но не хотели отказываться от учения, заключающегося в ней. В итоге после продолжительных обсуждений были приняты шесть положений, взятых из сочинений Иоанна Дамаскина36. Из русских богословов на второй Боннской конференции присутствовали протоиерей И.Л. Янышев, протоиерей А.В. Тачалов, А.А. Киреев, М.М. Сухотин, И.Т. Осинин, Т.И. Филиппов, Ф.Г. Тернер.
Итак, итогом Боннских конференций стало признание старокатоликами неправомочности включения Filioqueв Символ веры. Однако старокатолики не отказались от учения, заключающегося в Filioque,указывая на то, что Filioqueесть не догмат, а частное богословское мнение Западной Церкви. Подытожил общее мнение старокатоликов Деллингер: «Старокатолики ищут от Восточной (Церкви. — Ред.) терпимости к западному пониманию как к богословскому мнению только»37.
Однако не стоит считать, что деятельность Отдела ограничивалась лишь заграничными поездками. На заседаниях ОЛДП постоянно шло обсуждение диалога со старокатоликами и тех вопросов, которые вставали перед участниками переговоров. Обязательным условием участия представителей Отдела в международных конференциях было предоставление отчета о результатах поездки на очередном заседании Отдела. Наиболее интересными были отчеты протоиерея Иоанна Янышева о старокатолическом конгрессе в Кельне и протоиерея Иосифа Васильева о конгрессе в Констанце38. В этих отчетах излагались неформальные отзывы о старокатолических богословских конференциях, анализ старокатолической проблематики и возможные решения проблем, встававших на пути к объединению.
Общество не смогло организовать официальный процесс переговоров со старокатоликами. Доклады, прочитанные на заседаниях Отдела участниками старокатолических конгрессов хотя и представляли определенный интерес, не вызывали острых дискуссий, поскольку носили справочный характер. Результатом была их низкая значимость для развития богословской науки. Однако необходимо отметить, что Санкт-Петербургский отдел ОЛДП с его особыми правами все же сыграл роль общественной трибуны по религиозным вопросам.
Первый этап переговоров со старокатоликами закончился в 1875 году. Предполагавшихся дальнейших межконфесси- ональных конференций не последовало. На прекращение диалога между представителями Православия и старокатолициз- ма повлиял целый комплекс причин. Во-первых, старокатолический профессор Деллингер объяснял завершение диалога агитацией, которую вел против объединения старокатоликов с православными доктор Джозеф Овербек. Во-вторых, в письме к комитету англо-континентального общества Деллингер объясняет охлаждение в отношениях с православными критикой англиканского доктора Эдварда Пьюзея старокатоликов и их уступки православным в вопросе о Filioque39.
Еще одной причиной, приведшей к временному приостановлению общения представителей ОЛДП со старокатоликами, послужили симпатии старокатоликов к Англиканской Церкви. Эти симпатии вносили принципиальные противоречия между старокатоликами и православными40. И еще одной возможной причиной, послужившей преградой на пути дальнейших переговоров со старокатолическими представителями, стали политические неурядицы в Европе, а впоследствии вспыхнувшая Русско-турецкая война 1877-1878 годов. После разрыва со старокатоликами обсуждение особенностей их вероучения потеряло актуальность, поэтому Санкт-Петербургский отдел ОЛДП, просуществовав еще несколько лет, практически не возвращался к этой теме41.
Несмотря на всю противоречивость, в заслуги Петербургскому отделу ОЛДП можно поставить, во-первых, то, что сам конструктивный диалог между старокатоликами и православными был налажен в значительной степени членами Отдела. Возможно, этот диалог имел перспективы научного роста и более представительного обсуждения. Результативность деятельности Отдела в этом отношении подтверждала правильность предположения о том, что церковно-общественная организация с научными задачами в межконфессиональном диалоге иногда значит гораздо больше, чем политическая сила. Во- вторых, был достигнут конкретный результат: представители Санкт-Петербургского отдела добились признания старокатоликами неправомочного включения Filioqueв Символ веры. В- третьих, Отделу удалось проследить исторические корни тех или иных богословских воззрений старокатоликов, выделить те из них, которые не являются непреодолимым препятствием к соединению, а также определить круг вопросов, требующих углубленного богословского исследования. Отделу принадлежали значимые богословские заслуги: даже те богословские труды по проблемам старокатоличества, которые не были непосредственно связаны с деятельность Отдела, были так или иначе обусловлены диалогом, налаженным Отделом. Диалог со старокатоликами потребовал от российского богословского сообщества глубокого изучения вопросов, относящихся к истории западных исповеданий. К богословскому исследованию вопросов, поднятых в переговорах, были привлечены не только преподаватели, но и выпускники духовных школ42. Наконец, недостатки, которые были замечены в работе Отдела (узкий круг богословски компетентных участников, неопределенные отношения с церковной властью, нечеткость задач), его участники постарались учесть на следующем этапе диалога.
Примечания
- Тюбенского, Мюнхенского, Бреславльского, Мюнстерского и Вюртемберского. ↩
- Добронравов В. Десять лет из истории старокатолического движения // Христианское чтение: приложение к газете «Церковный вестник». СПб., 1890. Ч. II. С. 257-317, 545-592. ↩
- Павлович А. Старокатолицизм в Швейцарии // Христианское чтение. 1893, №1-2. С. 154-176. ↩
- Воздвиженский М.М. Старокатолическое движение // Православное обозрение. 1878. С. 25-38. ↩
- Беляев Н.Я. Происхождение старокатоличества. М., 1892. ↩
- Керенский В.А. Старокатолицизм, его история и внутреннее развитие. Казань, 1894. ↩
- Извеков Н.Д. прот. Исторический очерк полувековой жизни и деятельности Московского Общества любителей духовного просвещения. 1863-1913. М., 1913. ↩
- Копьев Н.А., свящ. Двадцатипятилетие Общества любителей духовного просвещения (1863-1888). Историческая записка. М., 1888 г. ↩
- Августин (Никитин), архимандрит. Православно-старокатолический диалог // Богословские труды. Юбилейный сборник, посвященный 175-летию Ленинградской духовной семинарии. 1986. С. 47-62 ↩
- Сергеенко А., прот. Очерки из истории старокатолического движения // Богословские труды. 1960, №1. С. 111-141. ↩
- Мосс С.В. Старокатолическое движение: его происхождение и судьба (London, 1948. 381 p.): Пер. с англ. / Под ред. архиеп. Краснодарского Ермогена. Краснодар, 1952. Машинопись. ↩
- ОР РГБ. (Киреевы и Новиковы) Ф.126. Оп. 1. Ед. хр. 6. Дневники Киреева за 1869-1876 гг.; Там же. Ед. хр. 7.Дневники Киреева за 18761878 гг.; Там же. Ед. хр. 8. Дневники Киреева за 1879-1881 гг. Там же. Ед. хр. 11. Дневники Киреева за 1887-1894 гг.; Там же. Ед. хр. 12. Дневники Киреева за 1894-1899 гг. ↩
- Деллингер Иоанн Иосиф Игнаций (фон Dollinger)— известный богослов (1799-1891); был священником, с 1826 г. — профессор в Мюнхенском университете. Как член франкфуртского парламента (18481849) Деллингер принадлежал к авторитетнейшим вожакам католической фракции, стремившейся к совершенной независимости Церкви от государства. В 1871 г. Деллингер открыто отпал от Церкви и был отлучен от нее. В ответ на это Мюнхенский университет избрал его своим ректором. Позже Деллингер увлекался идеей о примирении Протестантской и Католической Церквей и посвятил этой теме ряд лекций, изданных под заглавием «UeberdieWiedervereinigungderchristl. Kirchen» (1881). В1889 г. вышлаегокнига«Geschichte der Moralstreitigkeiten in der romisch-katholischen Kirche». Статьи и речи Деллингера изданы в двух сборниках: 1) «Akademische Vortrage» (1889) и 2) «Kleine Schriften» (1890). Значение Деллингера в немецкой историографии очень велико. ↩
- Московские церковные ведомости. М., 1890, № 3, С.42-43. ↩
- Вебер, Михелис, Лацин, Бальцер, Рейнкенс, Рейш, Гильгерс. ↩
- Мишо, аббат. Церковная хроника. СПб., 1874. С. 1-30. ↩
- НБУИВ Ф. 13. Оп. 1. Д. 192. Л. 1-26. Донесения протоиерея русской посольской церкви в Лондоне Евгения Попова и письма профессора Овербека на имя обер-прокурора Синода Д.А. Толстого. ↩
- Там же. ↩
- Чтения в Обществе любителей духовного просвещения. СПб., 1872. С. 23. ↩
- РГИА Ф. 797. Оп. 41, 3 ст., II отд., ед. хр. 194, год 1871-1872. ↩
- Stenographischer Bericht uber die Verhandlungen des Katholiken- Congresses abgehalten vom 22. bis. 24. September 1871 in MUnchen. Mit einer historischen Einleitung und Beilagen. MUnchen, 1871. S. 222. ↩
- РГИА Ф.797. Оп. 41, (3 ст., IIотд.), ед. хр. 194, 1871-1872 г. ↩
- РГИА. Ф.797 Оп. 42.( 3 ст., II отд.) ед. хр. 49, 1872 г. ↩
- Киреев А. А. Отчет о деятельности Общества любителей духовного просвещения за 1872 г. // Чтение в обществе любителей духовного просвещения. М., 1874, январь. С. 14. ↩
- Lord Acton. Selected Writings. Ed. by J.Rufus Fears. Vol. 3. Indianapolis, 1988. P. 303. ↩
- Носов А. А. «Мы здесь основали Философское общество.» (К истории философских обществ в России) // Вопросы философии. 1999, № 1. С. 173. ↩
- Флоровский Г., прот. Пути русского богословия. Изд. 3. Париж, 1983. С. 416-417. ↩
- Там же. С. 416-417. ↩
- В библиотеке писателя хранился «Сборник протоколов Общества любителей духовного просвещения. С.-Петербургский отдел». СПб., 1873-1877. Т. 1-5. ↩
- Гражданин, 1873, 2 апреля. № 14. ↩
- НБУИВ. Ф. 13. Оп. 1. Д. 2409. Л. 1. Богословский Михаил, прот. Письмо Победоносцеву Константину Петровичу. 11 марта 1874 года. ↩
- История Русской Церкви: 1700-1917: В 2 ч. М.: Валаамский мон- рь, 1997: Ч. 1., 800 с.; Ч. 2. 798 с. (История Русской Церкви. Кн. 8. Ч. 1, 2). С. 375. ↩
- ОР РГБ. (Киреевы и Новиковы) Ф. 126. Оп. 1. Ед. хр. 7.Дневники Киреева за 1876-1878 гг. Л. 20-25. ↩
- Сухотин Михаил Михайлович (ум. в 1881 г.) — писатель, кандидат прав Московского университета, один из основателей «Отдела распространения духовно-нравственных книг», член Общества любителей духовного просвещения и депутат от него на боннской конференции о воссоединении старокатоликов. Сухотин написал «Письма из Англии» («Московский Вестник», 1859, № 43 и 44); «Станлей» («Православное Обозрение», 1862, кн. 7); «Из путевых заметок об Англии» (ib., кн. 12); «Из современного быта англиканской церкви» («Православное Обозрение», 1865, кн. 12; 1866, кн. 7; 1867, кн. 1; 1868, кн. 1 и 9; 1870, кн. 2); «Англиканская конвокация» (ib., 1869, кн. 2); «Билль об имуществах ирландской церкви» (ib., кн. 7); «Посещение Англии архиепископом Сиры и Теноса» (ib., 1870, кн. 8 и 12); «Обрядовое разногласие англиканской церкви» («Чтения в обществе любителей духовного просвещения», 1876, кн. 3). ↩
- Добронравов В. Десять лет из истории старокатолического движения // Христианское чтение. СПб., 1890. Ч. II. С. 257-317, 545-592. ↩
- Вот эти положения: « 1) Св. Дух исходит от Отца как начала, причины, источника Божества. 2) Св. Дух не исходит из Сына, потому что в Божестве есть одно только начало, одна причина, которой производятся все, что есть в Божестве. 3) Св. Дух исходит от Отца через Сына. 4) Св. Дух есть образ Сына-образа Отца, исходящий от Отца и почивающий в Сыне, как Его проявительная сила.5) Св. Дух есть ипостасное произведение из Отца, но не из Сына, потому что Он есть Дух уст Божества, извещающий Слово. 6) Св. Дух образует посредство между Отцом и Сыном и через Сына соединяется с Отцом». (Отчет о 2-й Боннской конференции, с. 78-79.) ↩
- ОР РНБ.(Болотов В.В.) Ф. 88, опись 1, ед. хр.268. Л. 234-236. ↩
- Янышев Иоанн, прот. Отчет о Кельнском конгрессе // Чтения в Обществе любителей духовного просвещения. 1874-1875. С. 92-124; Васильев И. В. Отчет о соборе старокатоликов в Констанце // Там же. С. 27-39. ↩
- Добронравов В. История старокатолического движения // Христианское чтение. СПб., 1890. Ч. 3, нояб.-дек, С. 259-279. ↩
- Там же. ↩
- По сохранившимся протоколам можно с уверенностью говорить о продолжении деятельности Санкт-Петербургского отдела Общества любителей духовного просвещения до 1880 г. Но темы докладов не имели ничего общего с проблемами старокатолицизма. См.: ОР РНБ (Ф.П. Корнилова) Ф. 379. Д. 401. Повестки (9) на заседания Петербургского отдела Общества Любителей духовного просвеще- ния.1878-1880 гг. См. также: Копьев Н.А., свящ. Двадцатипятилетие Общества любителей духовного просвещения (1863-1888) Историческая записка. М., 1888. ↩
- Кохомский С.В. Учение Древней Церкви об исхождении Св. Духа. СПб., 1874; Богородский Н.М. Учение св. Иоанна Дамаскина об исхождении Св. Духа, изложенное в связи с тезисами Боннской конференции 1875 г. СПб., 1879; Болотов В.В. Учение Оригена о Святой Троице. СПб, 1879.; Елеонский Ф.П. Учение о Божестве Сына Божьего и Духа Святого и об отношении Их к Богу Отцу. СПб, 1879; Некрасов А.А. Учение св. Иоанна Дамаскина о личном отношении Духа Святого к Сыну Божию (По поводу боннских конференций), Казань. 1888. Сильвестр (Малеванский), архим. Ответ православного на предложенную старокатоликами схему о Святом Духе // ТКДА. 1874, №8. С. 182-302; Его же. Ответ православного на схему старокатоликов о Пресвятой Деве // Там же. 1875, № 1. С. 1-78; Его же. Ответ православного на схему старокатоликов о добрых делах // Там же. 1875, №2. С. 167-213. ↩