Протоиерей Александр Паничкин
Санкт-Петербургская епархия: к вопросу об открытии
Церковное управление завоеванной Петром I областью, которое со времени основания Петербурга до учреждения Святейшего Синода осуществлялось сначала новгородским митрополитом Иовом, затем настоятелем Александро-Не- вского монастыря архимандритом Феодосием (Яновским), а после образования Синода, когда она считалась синодальной областью, — посредством бюрократического аппарата, каковым последовательно являлись Тиунская контора (17251727), Тиунская изба (1727), а также Заказчиками (17271730), при отсутствии своего епархиального архиерея не могло считаться соответствующим православным церковным канонам.
Выход из создавшегося ненормального положения был очевидным: нужно было открыть в столице епархию во главе с самостоятельным архиереем. Необходимость этого сознавалась не только русскими, но и зарубежными православными иерархами.
Так, еще в 1705 году Иерусалимский патриарх Досифей II (1669-1707), отличавшийся горячей ревностью о Православии, широкой разнообразной деятельностью, охватывающей весь мир, находившийся в переписке с Петром I, писал ему: «Колена преклоняя перед Вашею Божественностью, и касающееся священных Твоих колен и лобызая честнейшее и светлейшее лице Твое, молим, понеже великое и святое Твое царствие взял много месту у шведов, да не поставят архиерея тамо, но да поставят архиерея в Петрополе, а другого в Нарве, чтобы было удобнейше церковное поучение. Наипаче сие полезнейше есть. Дабы был митрополит в больших городах, а во иных епископы, подлежащие митрополиту»1. Зная о склонности царя к экономии, особенно в расходах, связанны с церковными нуждами, Досифей дает ему ряд советов относительно содержания иерархов новых кафедр, чтобы оно не показалось бы Петру особо обременительным для государства: «И еще будет какое-нибудь препятие в тамошних странах архиереев украшение и расходы много, то да сотворит власть Вашего Царского Величества меньше, как имели то в Цареграде архиереи во время святых самодержцев и яко же творим и мы, это наши расходы суть равна с единым игуменом наименьшего монастыря и на одежды наши все не изойдет пятисот копеек»2.
Но не экономические причины были главным решающим тормозом при выполнении советов патриарха Досифея об открытии самостоятельной Санкт-Петербургской епархии.
Петр, весьма щедро отписывавший Александро-Невско- му монастырю вотчины других обителей, мог точно так же обеспечить и Петербургского архиерея посредством отписания к новооткрытой епархии иноепархиальных вотчин и монастырей. Основательнее будет предположить, что здесь преобладали соображения чисто политического характера. Петровская реформа задевала достаточно основательно и интересы Русской Православной Церкви. Не только перемена летоисчисления, брадобритие, немецкое платье и табакокурение, но и женитьба царя при живой жене, насильно заточенной в монастырь, все это тревожило духовенство3. Законы, ограничивающие открытие новых церквей и пострижение в монашество, также восстановили его против Петра. Не все архиереи могли сдержать про себя отрицательное отношение к петровской реформе. Тамбовский епископ Игнатий, до слез умилявшийся над тетрадями книгописца Талицкого4, распускавшего среди народа молву о том, что Петр является антихристом и вместе с рядом представителей московского духовенства подвергся репрессиям5. Нижегородский митрополит Исайя за свое ярко выраженное оппозиционное настроение заточен был в 1708 году в Кирил- ло-Белозерский монастырь.
Архимандрит Александро-Свирского монастыря Александр, привлеченный к ответу за несовершение в своей обители торжественного богослужения в день тезоименитства новой императрицы, объяснил свое поведение тем, что считает второй брак царя незаконным, а самого Петра нарушителем православных обычаев. «Не праздновал святой великомученицы Екатерины, такожде и молебна не пел в день тезоименитства царицы Екатерины Алексеевны сицевая ради вины: ради их Царского Величества брака. По сем восхотел Его Царское Величество венчаться с нею: не взял на сие от первого архиерея благословения и еже всхоте, то и сотвори царскою своею властию никому о сем возбраняющу: вшед в Божию церковь Его Царское Величество с нею обвенчался. А ежели о сицевом бразе ведано было первому архиерею, такожде и прочим архиереям и всему освященному собору: то бы никогда же таковому браку соизволили бытии во святой Божией церкви венчании. Такожде Его Царское величество того западного костела отпажшего приял и прочие обычаи: брадобритие и власы на главах своих носят накладныя, яко некую мерзость, и якоже Сатыри дивии тако входят в храм Господень безстудно и без страха Божия: еще же повелел Его Царское Величество богомерзкую проклятую табун (табак. — А. П.) траву продавать по градам, которую и сам и весь его синклит употребляет»6.
Ряд духовных лиц оказался замешанным в деле царевича Алексея. Поэтому, Петр привык видеть в высшем духовенстве реакционную силу, желавшую возвращения к старым московским порядкам. Проводя реформы, Петр стремился создать мощное государство и приобщить его к более высокой европейской культуре. Поэтому, не будучи врагом Церкви, он поступался ее интересами для укрепления государства.
Петр, зная настроение духовенства, умел ценить сочувствовавших его начинаниям архиереев. Петр ценил не только архиереев-карьеристов вроде Феодосия (Яновского) и Феофана (Прокоповича), делавших карьеру на сочувствии реформам, но и твердо стоявших за сохранение православия архиереев, в то же время являвшихся патриотами своей родины, и помогавшим царю. Такими были: епископ Митрофан Воронежский, архиепископ Афанасий Холмогорский и митрополит Иов Новгородский. Царь стремился к тому, чтобы консервативно настроенные духовные лица не могли противодействовать его начинаниям. Поэтому Петр в продолжение всего своего правления принимал энергичные меры к тому, чтобы в русских архиереях не было «высокости». Он не только уничтожил патриаршество (последний патриарх Андриан (1690-1700) проявил себя противником реформ: он издал грамоту против брадобрития, в которой уподобил брившим бороды, котам и псам, и протестовал против вмешательства царя в дела Церкви в виде перемещения архиереев). После смерти патриарха Адриана Петр побоялся сделать его преемником архиепископа Афанасия Холмогорского, бывшего исконно русским и строго церковным, так как он не надеялся встретить в нем должной уступчивости по отношению к иностранному влиянию в России. Поэтому временным Местоблюстителем Патриаршего престола был назначен уроженец Малороссии митрополит Рязанский Стефан (Яворский). Кроме того, царь делал попытки избавиться и от титула митрополита.
В 1700 году в Русской Церкви было 13 митрополитов:
- Киевский, в 1718 году заменен архиепископом;
- Новгородский и Великолукский, с 1716 года — архиепископ;
- Казанский и Свияжский, с 1725 года — архиепископ;
- Астраханский и Терский, с 1714 года — епископ;
- Ростовский и Ярославский, с 1709 года — епископ;
- Псковский и Изборский, с 1717 года — епископ;
- Смоленский и Дорогобужский, с 1727 года — епископ;
- Сибирский и Тобольский сохранил сан до 1768 года;
- Крутицкий (Сарский и Подонский), с 1711 года—епископ;
- Нижегородский и Алатырский, с 1719 года — епископ;
- Рязанский и Муромский, с 1722 года — епископ;
- Белгородский и Обоянский, с 1720 года — епископ;
- Суздальский и Юрьевский, с 1712 года — епископ.
Учреждение же в столице самостоятельной епархии было тем более нежелательным Петру, ибо в случае проведения им в жизнь советов патриарха Досифея епископ столицы (какой бы он титул не носил) сразу становился бы выдающейся фигурой среди русского епископата, а выношенная Петром идея Духовной коллегии имела в своей основе ту цель, чтобы среди русского духовенства такой фигуры не было.
В кратковременное правление Петра II была сделана попытка поручения столичной паствы митрополиту Игнатию, но оно было столь непродолжительным, что какая-нибудь коренная реформа в церковном управлении не могла быть осуществлена.
В последовавшее за ним царствование Анны Иоанновны (1730-1740), когда началась столь тяжелая для России эпоха бироновщины, позволившая поднять головы выходцам из немцев и курляндцев, при дворе открыто высказывалось презрение к православию. Целый ряд духовных лиц, представлявших оппозицию, были лишены сана и отправлены в ссылку по дальним монастырям. В это время совершенно иные причины тормозили открытие епархии. Сама императрица не была противницей ее открытия, наоборот, она даже проявила в этом деле инициативу. Перенеся свою резиденцию в Петербург, она хотела возвеличить этот город во всех отношениях. Документальные данные говорят о том, что 23 августа 1731 года Синодальный секретарь Ми- хайло Дудин в присутствии Синода объявил словесно: «Сего де августа 22 дня Ее Императорское Величество бывшим тогда в новопостроенном Ея Величества Анненгофе, синодальным членам: преосвященному Феофану, архиепископу Великоновгородскому и Великолуцкому, и преосвященному Леониду, архиепископу Сарскому и Подонскому, изволили объявить, чтобы в Петербурге учинить настоящего архиерея»7.
На это синодальные члены доносили императрице, что о «бытии вышеобъявленному настоящему архиерею и у Святейшего Синода рассуждение было, токмо-де на каком тому архиерею к пропитанию его со служителями быть, о том рассуждению быть довольному»8. Эта неосновательная ссылка на экономические причины, как было сказано выше, показывает нам, что теперь открытие епархии тормозится не светской властью, а самим Синодом. Для уяснения настоящей причины медлительности Синода в рассмотрении возбужденного императрицей вопроса нужно определить, что же представлял собой Синод в это время и дать характеристику его главной фигуры. Из архиереев в Синоде присутствовали: архиепископ Новгородский Феофан (Прокопович), епископ Крутицкий Леонид (Петровский)9, епископ Питирим Нижегородский и епископ Иоаким Суздальский10. Первенствующим членом, фактически возглавляющим Синод, был архиепископ Феофан (Прокопович). Он пришел к кормилу церковной власти еще в царствование Петра I и был особенно ревностным поборником синодальной реформы. Он теоретически разработал систему синодального управления, создав Духовный регламент. Будучи совсем молодым епископом, он получил звание второго вице-президента Синода, это льстило его честолюбию, которое стало его идолом, которому он и служил всю жизнь, проявляя себя то хитрым политиканом, то злобным интриганом. Он поспособствует восшествию на престол Екатерины I и одновременно погубит своего конкурента Феодосия (Яновского).
Падение Феодосия доставило архиепископу Феофану первое место в Синоде и звание первого вице-президента. В дни господства Меншикова он держался очень осторожно и избежал каких-либо неприятностей. Воцарение Анны Иоанновны, которой он в решительную минуту оказал важную услугу тайным советом не принимать предложенные ей ограничительные условия и царствовать самодержавно, принесло ему новое возвышение и укрепление положения. Архиепископ Феофан немедленно использует столь благоприятствующую ему политическую ситуацию, чтобы свести счеты со всеми своими врагами и конкурентами. Эта борьба имела успех. Епископ Ростовский Георгий (Дашков), недавно мечтавший о патриаршестве, был сослан в Каменный монастырь Вологодской епархии и стал схимонахом Гедеоном, архиепископ Феофилакт Тверской сделался узником Тайной канцелярии. Подобная же участь постигла и Коломенского митрополита Игнатия (Смолу), и Воронежского епископа Льва, и многих других, менее значительных лиц, успевших зарекомендовать себя враждебно по отношению к Феофану. Долгая борьба сделала его подозрительным, и он зорко оберегал непреступность достигнутых им высот. Он постоянно проживал в Петербурге на своем подворье на Карповке, являясь первой персоной духовного мира столицы. Наличие здесь самостоятельного архиерея могло показаться ему нежелательным, тем более он не желал делиться теми громадными доходами, которые приносили ему богатые новгородские вотчины. В 1753 году в Санкт-Петербургскую контору Новгородского архиерейского дома было прислано 11109 рублей, в 1734 году — 11153 рубля. Кроме денег, из вотчин присылалось большое количество продуктов, например: в год 1500 лососей, 2100 сигов, 111 пудов икры11, необходимые ему для роскошной жизни, которую он вел, окруженный многочисленной свитой слуг. На покупку рыбы архиерейский дом тратил в год 625 руб., на покупку вина 509 руб., на продовольствие прислуги — 950 руб.12 Этим и объясняется причина «довольного рассуждения» о бытии в столице особого архиерея, которые продолжались в Синоде в течение многих лет, пока вопрос не заглох вовсе.
8 сентября 1736 года архиепископ Феофан умер. В 1740 году скончалась Анна Иоанновна. Эти события повлекли за собой падение временщика Бирона, принесшее России избавление от немецкого засилья.
Воцарение дочери Петра I Елизаветы 25 ноября 1741 года ознаменовало себя переменой политической ориентации и резко критическим отношением к русофобскому направлению прежнего царствования. (Так, знаменитый проповедник того времени архимандрит Кирилл (Флоринский) с церковной кафедры обличал угнетение православия в царствование Анны Иоанновны, в частности, он указывал на то, что набожных людей тогда придворное общественное мнение считало «ханжами»).
Значительно улучшилось отношение государства к Церкви. Прежние узники из духовных: епископ Лев (Юрлов), архиепископ Феофилакт (Лопатинский), архимандрит Платон (Малиновский) и архимандрит Маркелл (Родышевский) — вернули свободу, сан и получили назначения. Восстанавливались в сане и священнослужители, расстриженные и сданные в солдаты за «небытие у присяги» при воцарении Анны Иоанновны. Духовенству стали предоставляться льготы. Дворы духовных лиц были освобождены о натуральной повинности.
Высшие государственные чиновники стали заискивать перед синодальными членами. У кормила церковной власти встали иерархи, для которых интересы Церкви были гораздо выше личных интересов.
Церковную реформу Петр I провел по немецкому, протестантскому, образцу. Церковь воспринималась им как часть государственного бюрократического аппарата для управления страной. Освящения храмов и рукоположения совершались приезжавшими на заседания Синода иноепархиальными архиереями по решению Синода или по царским указам. При этом роль и влияние бюрократических органов чрезвычайно возросла так как приезжие архиереи не всегда могли вникать в суть духовных проблем Синодальной (столичной) области.
После смерти Петра I его последователи совершенно не стремились к каноническому устройству Церкви и ее благу. Только с воцарением дочери Петра — Елизаветы Петровны, которая хорошо относилась к Православию, — ситуация под воздействием патриотически настроенных архиереев, особенно архиепископа Новгородского Амвросия (Юшкевича) и митрополита Ростовского Арсения (Мацеевича) изменилась. Создалась благоприятная обстановка для открытия столичной епархии.
1 сентября 1742 года вышел Именной указ императрицы Елизаветы Петровны об открытии Санкт-Петербургской епархии.
Примечания
- Покровский И. Русские епархии в XVIII в., открытие, их состав и пределы // Православный собеседник, 1907. Т. 1. С. 548-549. ↩
- Там же. ↩
- Проф. И. Покровский предполагал, что денежные расчеты удерживали, главным образом, Петра от осуществления совета патриарха Досифея (см.: там же. С. 559-560). ↩
- Григорий Талицкий сочинял «тетрадки» «О пришествии в мир антихриста и о летах от создания мира до скончания света» и «Врата», в которых пытался доказать, на основании Священного Писания, что Петр, как «осьмой царь», — антихрист и наступили последние времена. Он увещевал народ не слушать распоряжений правительства и не платить податей. За это он после пыток был казнен наиболее жестокой казнью — копчением (см.: Есипов Т.В. Раскольничьи дела XVIII столетия, извлеченные из дел Преображенского приказа и Тайной розыскных дел канцелярии. СПб., 1861. С. 58-59). ↩
- Вместе с Талицким к ответу по его делу были привлечены его духовник, священник Варлаамовской церкви в Москве Лука, а также церкви Входа в Иерусалим, что на Китае, поп Андрей и попадья его Степанида, Сергиевской церкви поп Абросим, церкви Димитрия Солунс- кого диакон Никита, мещанской слободы церкви Андриана и Наталии пономарь Артемон. Все они разделили печальную участь сообщников его дела. «Да по имянному указу Великого Государя бывшего Тамбовского епископа Игнатия, что потом расстрига Ивашка, вместо смертной казни велено послать в Соловецкий монастырь в Головленкову тюрьму, быть ему в той тюрьме за крепким караулом по его смерть неисходно, а пищу ему давать против таких же ссыльных» (приговор по делу Гришки Талицкого, опубликованный 5 ноября 1701 г.). См.: Есипов Т.В. Раскольничьи дела XVIII столетия. С. 84. ↩
- Есипов Т.В. Раскольничьи дела XVIII столетия.С. 147, 149. ↩
- Описание документов и дел хранящихся в.архиве Святейшего Синода (далее — ОДДХАСС). Т. 20. СПб., 1908. С. 139. ↩
- Там же. ↩
- В Каталоге членов и обер-прокуроров Святейшего Синода проф.
А.Н. Филиппова (М., 1916. С. 8) он назван архиепископом Крутицким. Акад. П. Строев в «Списке иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви» (СПб., 1877. С. 1036) называет его Сарским и Подон- ским, так как кафедра была переименована в Крутицкую и Можайскую только 6 июля 1764 г. (там же. С. 1037), уже при архиепископе Амвросии (Зертис-Каменском). На это же указывает в своей «Истории Российской иерархии» и епископ Амвросий (Орнатский) (Киев, 1827, изд. 2-е. С. 441-442). В ОДДХАСС (т. 10, СПб., 1901) он упоминается то с титулом Сарский и Подонский, то с титулом Крутицкий (с. IV, 358 и в указателе имен с. 29). ↩
- ОДДХАСС. Т. 10. СПб., 1901.С. IV. ↩
- Чистович И.А. Феофан Прокопович и его время. СПб, 1868. С. 643-644. ↩
- Там же. ↩