Иеродиакон Паисий (Одышев)
О влиянии молокан донского толка на сотериологию и богослужебную практику российского баптизма в конце XIX-начале ХХ века
Развитие богословия российского баптизма в конце XIX — начале XX века представляет собой довольно сложный для научного исследования предмет. С одной стороны, можно наблюдать экспансию западного протестантского богословия, основные положения которого прямо отображаются в ряде важнейших исповеданий российских баптистов. С другой стороны, эти положения воспринимались людьми, уже имевшими религиозный опыт (в православии, молоканстве и т.д.), и таким образом получали особую, «местную» трактовку. Более того, зачастую декларируемая богословская позиция существенно отличалась от действительной.
М.В. Иванов указывает1, что на формирование богословия российских баптистов непосредственно влияло меннонитство, молоканство и православие. Причем оказывается, что православие влияло не только непосредственно, но и через молоканство:
Многие аспекты православного религиозного мировоззрения повлияли на отечественный баптизм <.> через духовно-нравственные устои молоканства. Молоканское понимание жизни веры как жизни подлинно благочестивой есть путь достижения святости в соответствии с представлениями и стереотипами народного православия, хотя и не во всех аспектах. Молоканство исповедовало и пыталось осуществить спасение верой и делами (что, в целом, соответствовало общим контурам православной сотериологии)2.
Проведем исследование последнего влияния, опираясь на фактический материал.
Базовым материалом здесь являются прежде всего сами исповедания российских баптистов — их сравнительный анализ, даже и без привлечения дополнительных источников, выявляет определенные особенности и различия. В статье А.В. Синичкина3 на основе этого анализа показано, что в рассматриваемый нами период в среде российского баптизма существовали две группы исповеданий — арминианской и кальвинистской направленности4. К первой группе автор относит «Правила вероисповедания новообращенного Русского Братства»5 и «Изложение евангельской веры» И.С. Проханова6, ко второй — исповедания веры В.Г. Павлова7 и Н.В. Одинцова8, основанные на «Гамбургском исповедании» И. Онкена 1872 года. То есть, евангельские христиане исповедуют арминианство, в то время как наиболее авторитетные баптистские вероисповедания носят выраженный кальвинистский характер. В то же время А.Синичкин отмечает, что «практически никогда не возникало напряжений между евангельскими христианами и баптистами по вопросам избрания и предопределения»9, указывая при этом, что «причиной этому послужили <…> молоканские корни русского баптизма». И далее: «Учение об избрании у В.Г. Павлова носило больше декларативный характер и в значительной мере отличалось от практического богословия в поместных церквах»10.
В упомянутой статье автор приводит и одно из молоканских исповеданий, относящееся к концу XIX века, а именно — «Краткие правила веры христиан евангельского исповедания, называемых молоканами донского толка»11, составленные З.Д. Захаровым. При этом отмечается следующее.
В вероучении христиан-захаровцев есть отличительные штрихи, которые нельзя не заметить. Эти отличия говорят нам о их молоканских корнях: в учении о Боге не говорится, что Бог Отец равен в Своей божественности Богу Сыну и Духу Святому. В разделе о гражданском порядке ничего не сказано о воинской службе и клятве. Также можем увидеть влияния книгоноши Якова Делякова, который был пресвитерианином и сторонником крещения детей12.
Представляется, что можно провести и более глубокий анализ данного исповедания, чтобы в большей мере прояснить, каким образом молоканское богословие могло влиять на развитие сотериологии российского баптизма.
Известно, что молокане-уклеинцы (последователи учения основателя молоканства С. Уклеина) не признавали видимых обрядов и давали исключительно духовную интерпретацию крещению и причащению13. В середине XIX века из их среды выделяются молокане донского толка, или «саламатин- цы» (последователи учения А. Саламатина). «Из семи таинств православной церкви Саламатин признавал пять, за исключением миропомазания и священства; ввел крещение младенцев и евхаристию (хлебопреломление) и учил о них в духе православной церкви <…> Учение Саламатина, таким образом, выглядело возвратом к православию»14. Об этом пишет и известный исследователь баптизма Л.Н. Митрохин, подчеркивая, что молокане донского толка признавали таинства Православной Церкви «именно как таинства, а не просто обряды»15. З.Д. Захаров, автор исповедания веры, которое мы рассматриваем, был руководителем общины молокан донского толка в селе Астраханка Таврической губернии. Впоследствии почти все члены его общины, как и многие другие молокане, присоединились к баптистам16. Заслуживает внимания сам факт того, что течение, направленное к православию, в итоге влилось в баптизм.
«Краткие правила веры христиан евангельского исповедания» содержат двадцать один раздел. Для нас особый интерес представляют разделы: первый («О Боге»), четвертый («О спасении»), шестой («О средствах к достижению благодати и об установлениях Божиих о сем»), восьмой («О крещении»), девятый («Кто может совершать крещение»), десятый («О Вечере Господней»), одиннадцатый («Кто может совершать Вечерю Господню»), двенадцатый («О помазании больных елеем»), семнадцатый («О браке»).
При рассмотрении этого исповедания мы будем сравнивать его с кальвинистским «Вероучением русских евангельских христиан-баптистов» В.Г. Павлова и арминианским «Изложением евангельской веры» И.С. Проханова. При этом отметим, что хотя издание исповедания Павлова датируется 1906-м годом, в рукописной форме оно появляется в 1876 году, и З.Д. Захаров вполне мог быть знаком с ним. Что касается исповедания Проханова, то оно точно датируется 1910-м годом17.
В исповедании З.Д. Захарова в разделе «О Боге» действительно, согласно замечанию А. Синичкина, прямо не говорится, что Бог Отец равен Богу Сыну и Духу Святому. Однако заподозрить здесь какое-либо несогласие с православным учением чрезвычайно трудно. Первая часть данного раздела представляет собой парафраз Никео-Цареградского Символа веры. В этом парафразе есть некоторые пропуски и небольшие изменения — так, после «рожденнаго» опущено «не сотвореннаго», нет слов «Бога истиннаго от Бога истиннаго», «прежде всех век» заменено на «прежде всякой твари». Вместе с тем Сын Божий исповедуется Единосущным Отцу, Дух Святой — Господом Животворящим. Вторая же часть раздела начинается со слов: «Далее мы веруем и сердечно исповедуем, что Бог есть един по существу, но в трех Лицах неразделен», и ниже идет краткое описание свойств Бога безотносительно к Лицам. Искать здесь следы последовательной ереси бесполезно — по всем признакам, указанные неточности являются плодом случайности либо небрежности и не несут в себе никакой богословской нагрузки. Исповедания Проханова и Павлова учение о Боге излагают гораздо короче, а потому и больше застрахованы от двусмысленностей.
Раздел «О спасении» не дает повода для различных истолкований и является несомненно арминианским. Но если в исповедании Проханова мы видим нарочито выставленное, «воинствующее» арминианство (конечно, в противовес исповеданию Павлова), то здесь оно обрисовано спокойно, как само собой разумеющееся, — в таком стиле вполне мог бы выразиться и православный богослов. Хотя З.Д. Захаров, скорее всего, также был знаком с исповеданием Павлова, но не считал нужным прямо полемизировать с ним. Сравним ключевые фразы по трем исповеданиям:
Краткие правила веры христиан евангельского исповедания З.Д. Захарова, раздел четвертый «О спасении»
Мы веруем, что Бог по богатству благости своей <.> предопределил спасти род человеческий <.> Для этого Он от века предназначил Сына Своего Единороднаго <.> Иисуса Христа Спасителя нашего в жертву <.> Он соделался за нас клятвою и удостоверением в том <.> что это имеющее полную цену искупление Сына Божия есть единственная причина нашего блаженства, и что мы чрез это получили искупление всех наших грехов и преступлений, оправдание, вечную праведность, избавление от смерти, диавола и ада.
Изложение евангельской веры И.С. Проханова, глава VIII «О благодати Божией, об избрании человека ко спасению и о предопределении»
Благодать Божия предлагается Богом всем людям, а не только предопределенным к вечному спасению. Предопределение Божие одних к вечному спасению, а других — к вечному осуждению основывается на “предузнании”, на предведении того, примут ли они призыв или нет. Благодать Божия не стесняет свободы человека, не действует на нее непреодолимо и не исключает деятельного участия человека в том, что в нем совершается чрез нее.
Вероучение русских евангельских христиан-баптистов
В.Г. Павлова, член V «Об избрании к блаженству»
Мы веруем, что от вечности было свободное <.> благоволение Божие — искупить грешников. Посему, как прежде основания мира <.> в Божестве решено было, что Иегова — Помазанник <.> должен сделаться Искупителем, то те лица из погибшего рода человеческого, которым <.> действительно должно быть присвоено искупление, избраны также Отцем, имена их написаны на небесах, и сами они преданы в руки Искупителя, как Его народ <.> Этим лицам была определена вечная жизнь во Иисусе Христе <.> Такое определение Божие неизменно и установлено навеки.
Раздел «О средствах к достижению благодати и об установлениях Божиих о сем» предписывает определенный порядок этих средств, близкий к тому, который определяется в исповедании Павлова. Сравним по двум исповеданиям:
Краткие правила веры христиан евангельского исповедания З.Д. Захарова, раздел шестой «О средствах к достижению благодати и об установлениях Божиих о сем»
1. Слово Божие, Св. Писание; 2. живая сердечная молитва, сопровождаемая покаянием, исповеданием грехов, сокрушением, слезами, и постом; 3. покаявшийся чрез слово Божие при действии Св. Духа приходит в себя, молится и затем присоединяется к Церкви чрез Крещение; 4. члены этой церкви в преломлении хлеба делаются общниками Тела Христова и Крови Его святой <.> и вместе воспоминают искупительную за нас смерть Христову.
Вероучение русских евангельских христиан-баптистов
В.Г. Павлова, член VI «О благодатных средствах и их порядке»
- Слово Божие. Обращенные через него действием Свя- таго Духа присоединяются к Церкви Христовой через крещение. Члены этой Церкви празднуют в ней.; 2. святую вечерю для возвещения искупительной жертвы Иисуса Христа и для теснейшего с Ним общения. Высочайшее же выражение Церкви есть; 3. общение святых. Но молитва есть душа всех сих средств и вообще благодатного состояния.
Таким образом, оба исповедания признают, что Священное Писание, покаяние, молитва, крещение и Святая Вечеря имеют отношение к благодатному просвещению человека. Что касается исповедания И.С. Проханова, то там мы термина «благодатное средство» не встречаем. Священное Писание им определяется как «средство к познанию вечной истины», учение о покаянии помещено в главе «О воспринятии человеком спасения», о молитве сказано особо, а крещение и Вечеря Господня названы лишь «установлениями церковными». Есть отдельная глава «Об освящении», полностью посвященная внутренней духовной борьбе, и также глава «О добрых делах», где подчеркнуто вспомогательное значение последних. Во всем этом можно усмотреть стремление искусственно разделить внутреннее просвещение и внешние действия, поставив их до некоторой степени в независимое друг от друга положение. Если это действительно так, то исповедание И.С. Проханова в этом пункте стоит ближе к учению молокан-уклеинцев, чем исповедание З.Д. Захарова.
Учение о крещении в «Кратких правилах веры» изложено в разделах «О крещении» и «Кто может совершать крещение». По нашему мнению, З.Д. Захаров обнаруживает здесь знакомство с исповеданием Павлова, заимствуя оттуда целые фразы. Но несмотря на это, именно в данном пункте «Краткие правила веры» обнаруживают резкое богословское расхождение с двумя баптистскими исповеданиями.
Краткие правила веры христиан евангельского исповедания З.Д. Захарова, раздел восьмой «О крещении»
Крещение есть один из плодов веры и любви ко Христу <.> и состоит в том, что рукоположенный пресвитер церкви погружает принимающего крещение в воду во имя Отца и Сына и Св. Духа. Только таким образом совершается повеление Господне и сохраняется в таинстве сем глубокое значение <.> Тот, кто и крестится водою, если не получит Св. Духа, не имеет благодати и не получит усыновления. И тот, кто хотя бы был и добр делом своим, но не получил запечатления водою, не может войти в Царствие Божие. Хотя слово и дерзновенно, но оно не наше, ибо так определил Господь Спаситель, говоря: «Кто будет веровать и крестится» (Мар., 16,16). Эти слова Господа так ясны, что не требуют никакого истолкования. Если же, таким образом, крещение необходимо для всех людей, то оно должно быть совершаемо и над младенцами — детьми верующих родителей.
Изложение евангельской веры И.С. Проханова, глава XIV «Об установлениях церковных»
Крещение водою есть внешний знак совершившегося в душе ранее крещения Духом Святым или смерти для греха и воскресения для праведности. Поэтому крещение водою имеет свое значение только тогда, когда оно совершается над теми, кто сознательно уверовали во Христа, раскаялись, обратились и получили рождение свыше, т.е. кто получили крещение духовное. На основании этого, до совершения крещения водою, церковь имеет право и обязанность убедиться, что лицо, желающее креститься водою, пережило рождение свыше и желает исполнить установление Господа сознательно. Крещение для детей, которые не могут сознательно веровать или сознательно пережить смерть для греха и воскресение для праведности, не имеет никакого значения, тем более, что они наследуют Царство Божие независимо от веры или покаяния.
Вероучение русских евангельских христиан-баптистов
В.Г. Павлова, член VIII «О святом крещении»
.крещение состоит в том, что крещающийся, определенным на то служителем Господним, во имя Отца и Сына и Святаго Духа <.> погружается в воду. В Священном Писании весьма определенно назначены и лица, которые подчиняются этому учреждению <.. .> они именно суть только такие люди <.> которые посредством Евангелия и свободной Божией благодати обращены от их грехов ко Христу и веруют в Него от всего сердца, как в своего Искупителя. <…> Крещение в крещающемся должно возбуждать еще определеннее и сильнее чувство его спасения и блаженства <.> но это бывает только в таком человеке, в котором Он прежде, посредством Своего Святаго Духа, произвел истинную спасительную веру в Сына Божия, в силу Его смерти и воскресения.
Мы видим главную особенность исповедания З.Д. Захарова не в том, что оно отстаивает крещение детей, а в том, как оно его обосновывает. Крещение водою и принятие Святого Духа здесь составляют единое действие — одно без другого не имеет никакого значения и смысла. То есть, дается объяснение вполне в православном духе — с точки зрения синергии, объединения совместных усилий Бога и человека, что и составляет смысл таинства. Мы затрудняемся сказать, что здесь больше сказалось, — богословское наследие А. Са- ламатина, ориентированного на православие, либо влияние пресвитерианина Я. Делякова. Этот вопрос требует дальнейшего исследования.
Проханов же, напротив, совершенно в своем стиле разделяет крещение на «духовное» и «водное», отдавая первому явный приоритет, а второе именуя «внешним знаком». Причем разделение происходит не только в смысловом, но и во временном аспекте, — то есть, это буквально два разных действия. Отсюда естественно следует и отрицание крещения детей. Павлов не заходит настолько далеко, но все же делает явный акцент на необходимости для крещения личной веры, — выводы отсюда те же самые.
Обращает на себя внимание и еще одна очень интересная деталь — «Краткие правила веры» настаивают на том, что крещение может совершать только рукоположенный пресвитер. Причем этот пункт для З.Д. Захарова настолько важен, что он выделяет его в особый раздел «Кто может совершать
крещение», несмотря на то, что об этом уже было сказано. Павлов же ограничивается фразой про «определенного служителя» (из главы X «О Церкви Господней» видно, что таким служителем может быть не только пресвитер, но и учитель, т.е. проповедник), а Проханов в главе «Об установлениях церковных» вообще сохраняет молчание по данному вопросу. Впрочем, в главе «Устройство Церкви» он поясняет: «Проповедь или совершение установлений церковных не составляет исключительной обязанности пресвитеров или диаконов». И вновь контраст очевиден.
Впоследствии все же в баптистском братстве закрепилась практика совершения крещения и Святой Вечери рукоположенными пресвитерами. И представляется, что здесь не обошлось без влияния богословия молокан донского толка.
О Святой Вечере в «Кратких правилах веры» сказано в разделах «О Вечере Господней» и «Кто может совершать Вечерю Господню». Эти разделы не отличаются протяженностью и не обнаруживают значительных богословских расхождений с двумя баптистскими исповеданиями. З.Д. Захаров здесь, как и в разделе «О крещении», приводит целые фразы из исповедания Павлова. Тем не менее, можно отметить две особенности.
Во-первых, Вечеря Господня в «Кратких правилах веры» названа таинством. И пусть этому слову не дается никакой богословской расшифровки, но в общем контексте исповедания оно звучит довольно красноречиво. Во-вторых, З.Д. Захаров вновь настаивает, что это таинство может совершать только рукоположенный пресвитер.
Отметим также, что для некоторой части российских баптистов до сих пор характерно «сакраментальное отношение к обрядам крещения и хлебопреломления (причащения)»18. И в этом также можно увидеть последствие молоканского влияния.
Раздел «О помазании больных елеем» замечателен уже своим наличием — в исповеданиях Проханова и Павлова на этот счет нет даже упоминания. З.Д. Захаров же пишет следующее: «Мы веруем, что тот из членов церкви, который заболеет, должен призвать пресвитеров церкви, чтобы они помолились над ним, помазав елеем во имя Господне. <.. .> Этим средством <.. .> при содействии Св. Духа подкрепляется вера боля- щаго к выздоровлению». Обращают на себя внимание два момента: необходимость нескольких пресвитеров и указание на действие Св. Духа. То есть дается вполне православная по сути интерпретация елеопомазания как таинства, пусть это слово здесь и не звучит.
Раздел «О браке» отличен от двух баптистских исповеданий тем, что в приложении к нему, хоть и косвенно, используется слово таинство: «Мы веруем, что брак установлен Богом <…> и изображает собою великое духовное таинство союза между Христом и Церковью». Впрочем, сам брак все же назван лишь «установлением».
Суммируя все вышесказанное, сделаем следующие выводы:
1) . «Краткие правила веры» обнаруживают явные следы православного истолкования крещения, Святой Вечери и елеопомазания как таинств;
2) . рассматривают вопрос о спасении человека также во вполне православном ключе;
3) . поскольку число обращенных в баптизм из молокан донского толка было довольно значительным, то можно предположить, что эти особенности могли повлиять на развитие богословия и богослужебной практики баптизма — в частности, на торжество арминианской точки зрения и на закрепление практики совершения крещения и хлебопреломления рукоположенными пресвитерами.
Эти выводы нуждаются в подкреплении, поскольку рассмотрения лишь одного молоканского исповедания явно недостаточно. А потому продолжим исследование вопроса с привлечением следующих документов.
- Сокращенный вариант вероучения Евангелических
Христиан (или Молокан) 1 и 2 Донского собрания, представленный пресвитерами Х. Захаровым и Сизовым19.
- Вероучение Евангельских христиан Донского толка
1-го собрания с. Ново-Васильевка20.
- Вероучение молокан Донского толка 2-го собрания с. Ново-Васильевка21.
- Вероучение баптистской общины из молокан с. Ново- Васильевка22.
- Вероучение евангельско-баптистского исповедания молокан с. Астраханка23.
- Журнал заседания Таврического Епархиального Миссионерского Комитета от 18 февраля 1896 г.24.
- Прошение пресвитеров 2-го Донского толка с. Ново- Васильевка В. Колодина и А. Харитонова на имя Министра Внутренних Дел от 17 апреля 1896 г.25.
- Рапорт Таврического Епархиального Миссионерского Комитета от 28 августа 1896 г.26.
Все упомянутые здесь исповедания были составлены в 1896 году по требованию властей. Отметим, что села Астраханка и Ново-Васильевка являлись центрами распространения молоканства на Украине27.
Вначале рассмотрим вероучение молокан 2-го Донского толка села Ново-Васильевка. Отметим, что 1-й Донской толк того же села твердо держался «саламатинского» богословия, в то время как 2-ой толк уже начал «дрейфовать» в сторону баптизма. Немало интересных подробностей в этом отношении можно почерпнуть не только из самих вероисповеданий, но и из прошения пресвитеров 2-го Донского толка, а также из журнала и рапорта Таврического миссионерского комитета.
Предыстория вопроса такова. 18 февраля 1896 года Таврический миссионерский комитет принял решение признать некоторые молоканские толки, в том числе и 2-ой Донской толк села Ново-Васильевка, «штундистскими». Основанием для такого решения послужило то, что последователи этого толка принимали у себя баптистских проповедников, участвовали в баптистских съездах, проводили молитвенные собрания совместно с баптистами и распространяли свое учение среди православных. В то же время было отмечено, что последователи 1-го Донского толка того же села «не сообщаются с баптистами и штундистами 2-го Донского толка». Собственно богословские аспекты на заседании
Комитета не рассматривались, но в итоговом заключении сказано: «.имея в виду вероучение, состав богослужения, обрядность, прозелитизм и характер устроения внутр. церковной жизни толков: баптистского в селах Ново-Васильевке, Астраханке <…> а также в др. местах Таврической губернии, 2-го Донского в сел-х Ново-Васильевке и Астраханке <…> — признать означ-е толки штундистскими». Таким образом, молокане 2-го Донского толка были поставлены на одну ступень с баптистами в смысле не только вероучения, но даже и обрядности. Вместе с тем они подпали под действие закона от 4 июля 1894 года, запрещающего штундистские молитвенные собрания. 4 марта 1896 года молитвенный дом 2-го Донского толка села Ново-Васильевка был закрыт распоряжением властей.
Молокане не смирились с таким решением и попытались восстановить свои права. 17 апреля 1896 года пресвитерами общины В. Колодиным и А. Харитоновым было подано прошение на имя министра внутренних дел, в котором говорилось: «… мы торжественно отрицаем принадлежность нашей молитв. общины к секте, штундистской или баптистской в тесном значении этих выражений. <.> Не подлежит сомнению и наше повиновение существующему порядку и власти. Единственно в чем нас могут винить, это в принадлежности к тому вероучению, которое вообще именуется молоканством».
При этом приводятся также и богословские аргументы: «Указание <…> Комитета на непризнание нашим учением таинств и немоление за умерших — не находит себе подтверждений в дейст-х началах нашего учения. Мы признаем напротив таинства крещения и приобщение посредством преломления. Браки же наши мы признаем как и православ. церковь, союзом вечным укрепленным на всю жизнь благословением Господа. При погребении умерших мы поем и молимся как и все молокане».
Вывод таков: «Наш 2-ой Дон. толк ничем не отличается существ-х в сел. Ново-Васильевке толков, коих в дейст-ти имеется два, а именно признающий обязательность крещения водой — это вообще Дон. Толк, и не признающий крещения водой, это Владимирский и Тамбовский толки. Все остальное есть частности».
Очевидно, что авторы прошения стремились отделить свою общину от баптизма (по крайней мере, в глазах власти) и подчеркнуть свою идентичность с «саламатинским» молоканством. Однако это получилось не очень убедительно. Как мы упоминали выше, в учении Саламатина признается пять таинств, а в прошении говорится лишь о двух — крещении и причастии. Брак же обтекаемо назван «союзом вечным», а о елеосвящении и покаянии не упоминается вовсе.
К данному прошению прилагалось вероучение молокан Донского толка, составленное пресвитерами Х. Захаровым и Сизовым. В рапорте Таврического епархиального миссионерского комитета от 28 августа 1896 года мы находим анализ этого вероучения, а также «живые» подробности из жизни молоканской общины, которые в значительной степени проясняют, почему было принято решение причислить 2-ой Донской толк к «штундистам».
Что касается текста вероучения, то к нему Таврический епархиальный комитет выразил следующие замечания (справка 4-я):
- Брак не назван таинством.
- Сказано, что таинство крещения совершается пресвитером чрез погружение в воду <.> но не обозначено, чрез какое погружение — троекратное или единократное; — умолчание преднамеренное.
- Преломление хлеба не названо таинством и не говорится, чтобы приступающие к прел. хлеба приобщались Тела и Крови Христа.
- Елеопомазание также не названо таинством.
- Не упоминается о таинстве покаяния.
И общий вывод относительно всего вероучения: «Если оно не выражает и учения молокан, составленное слишком кратко, в чертах общих, оно может быть приписано какой угодно секте и даже какому угодно вероисповеданию».
В дальнейшем (справка 5-я) подробно объясняется, какие черты характеризуют «штундизм», и чем он отличается от молоканства. Приведем цитаты для сравнения:
Молитвы за богослужением
Штундизм (баптизм): <…> частью импровизированные (от сердца, или сердечные, по их выражению), частью — заимствуемые из сборников.
Молоканство донского толка: <.> гл. образом ветхо- за-ветные псалмы и др. песни или молитвы, наход-ся в Св. Писании, а затем молитвы, общие с употребляемыми в правосл. церкви.
Учение о спасении
Штундизм (баптизм): <.> учат, что человек оправдывается кровью Иисуса Христа через покаяние, веру и добрые дела; но преимущ-ное значение усвояют вере, умаляя значение добрых дел.
Молоканство донского толка: <.> по учению молокан, человек оправдывается, при посредстве благодати Христовой, верою и добрыми делами, причем они <.> более надеются на добрые дела.
Таинства
Штундизм (баптизм): таинств в собственном смысле не признают ни одного. Имеют крещение и преломление хлеба, но в значении обрядов.
Молоканство донского толка: <.> имеют пять таинств: крещение, покаяние, причащение, брак и елеосвящение, усвояя им именно значение таинств, а не простых обрядов.
Крещение
Штундизм (баптизм): <.> совершают в живой, проточной воде, только над взрослыми через единократное погружение. Крещение <.> прощения грехов не сообщает, а есть лишь знак, что крещаемый становится членом церкви.
Молоканство донского толка: <.> крещение соверш. над детьми в 3 погружения и <.> преподает крещаемому прощение грехов и очищение от них.
Преломление хлеба
Штундизм (баптизм): <…> совершается в воспоминание страданий и смерти И. Христа. Соединения с Господом оно не сообщает; хлеб и вино не пресуществляется в Тело и Кровь Христовы. Детей до причащения не допускают.
Молоканство донского толка: <.> причащающиеся под видом хлеба и вина духовным образом причащаются Тела и Крови Христовым. Причащение <.> дается и детям.
Покаяние
Штундизм (баптизм): <.> признают непосредственное перед Богом; иногда оно совершается в присутствии пресвитера. Бывает и публичная исповедь перед всем собранием.
Молоканство донского толка: <…> исповедь совершается перед пресвитером, публичной исповеди перед целым собранием в практике церков. жизни не имеется.
Прочие таинства (обряды)
Штундизм (баптизм): —
Молоканство донского толка: обряды бракосочетания, погребения умерших, елеосвящения с значением таинства — <.> соверш-ся каждый по отдельному чину, которые весьма сходны с соотв-ми чинами в правосл. церкви.
Основываясь на личном посещении молоканских и баптистских богослужений, беседах с пресвитерами и рядовыми «сектантами», а также на анализе текстов вероучений, миссионеры Таврического комитета заключили:
«2-й Донской толк содержит совершенно то же учение, что и баптистский, с тем только различием, что тогда как баптисты крестят только взрослых, штундисты 2 толка крещение совершают над младенцами».
Немаловажным обстоятельством явилось и то, что «.между сектантами 1-го Донского толка и сектантами 2-го Донского толка в с. Н.-Васильевке существует явный атагонизм, свидет- щий, что те и другие составляют разные религиозные общества».
Насколько хорошо молокане 2-го Донского толка были осведомлены об учении Саламатина, красноречиво свидетельствует беседа миссионера А. Высотского с пресвитером А. Харитоновым и членом общины И. Колодиным (рапорт Таврического миссионерского комитета, справка 3-я).
Высотский <.> излагал перед ними содержание их вероучения и старался показать отличие его от вероучения молокан. Между прочим он указал на то, что молокане имеют таинства, а они <.> признают только крещение и преломление, но более в смысле обрядов, чем таинства. На это сектанты возражали, что и они имеют таинства, и не только эти два. «Сколько же и какие?» — спросил Высотский. — «Четыре: крещение, преломление, брак и елеосвящение», — был ответ. «Ну, вот видите, возразил Высотский, а молокане-то признают пять таинств». — «Да, мы, пожалуй, признаем пять таинств», — «Какое же пятое?» — «Погребение», — отвечали сектанты.
Итак, можно заключить, что молокане 2-го Донского толка под влиянием баптистских проповедников
- Заменили псалмы импровизированными молитвами.
- В учении о спасении сместили акцент от добрых дел
к вере.
- Утратили учение о покаянии, браке и елеосвящении как о таинствах.
- Относительно крещения и причастия слово «таинство» употребляли, но более по обычаю, без богословской нагрузки.
- Прекратили общение с молоканами 1-го Донского
толка.
Как мы уже упоминали, пресвитеры молоканской общины В. Колодин и А. Харитонов к своему прошению на имя министра внутренних дел приложили исповедание Х. Захарова и Сизова. Однако до нас дошел и текст исповедания, составленный самим В. Колодиным в том же 1896 году28. Сравним его с вероучением молокан 1-го Донского толка29, обратив внимание на учение о Боге, а также о крещении и Вечере Господней. Отметим, что оба исповедания акцентируют внимание в первую очередь на богослужебной практике.
В учении о Боге исповедание молокан 2-го Донского толка почти дословно повторяет вероучение Павлова, что выдает близость этой общины к баптистам. В исповедании же молокан 1-го Донского толка приводится довольно точный русский перевод (а не парафраз, как у З.Д. Захарова) Никео-Цареградс- кого Символа веры. Таким образом, оба исповедания не дают совершенно никакого повода для обвинения их в тринитарной ереси. Это является косвенным подтверждением того, что отмеченные нами ранее богословские неточности в вероучении
З.Д. Захарова случайны.
Что касается учения о крещении, то здесь можно отметить сразу несколько интересных особенностей:
Вероучение Евангельских христиан Донского толка 1-го собрания с. Ново-Васильевка, разделы третий «Орождении младенцев» и четвертый «О крещении водою»
Родители новорожденного младенца в тот же день призывают своего пресвитера и нарекают имя новорожденному младенцу по святцам или же по желанию своих родителей, потом пресвитер испрашивает у Господа чрез молитвы благословение на новорожденнаго дитя, на родившую и на весь дом, тем и оканчивается обряд при новорожденном. По истечении сорока дней после рождения дитя родители призывают своего пресвитера для совершения крещения дитя. Пресвитер прежде всего испрашивает благословение у Господа в молитве на дитя, на воду и на всех присутствующих при этом действии, потом пресвитер погружает младенца в воду троекратно: во имя Отца и Сына и Святого Духа. Обряд крещения как над младенцами, так равно и над совершеннолетними совершается по одной форме.
Вероучение молокан Донского толка 2-го собрания с. Ново-Васильевка, раздел третий
К новорожденному младенцу призывают пресвитера дать имя и произнести над ним молитву, потом через несколько дней совершается над ним обряд крещения, обряд крещения совершается чрез единократное погружение в воду во имя Тройцы: Отца и Сына и Святого Духа.
Здесь мы прежде всего видим любопытную деталь (не упоминаемую у З.Д. Захарова) богослужебной практики молокан донского толка — наречение младенцу имени перед крещением. Без сомнения, этот обряд был прямо заимствован у Православной Церкви. Исповедание молокан 1-го Донского толка стоит в этом пункте очень близко к последованию православного требника (если объединить молитвы после рождения и на наречение имени). Только если в православии принято нарекать имя на восьмой день, то здесь это совершается сразу же после рождения.
Что касается самого крещения, то вероисповедание молокан 1-го Донского толка сходится с православной литургической практикой сразу в нескольких пунктах
- Крещение по истечении сорока дней после рождения младенца.
- Испрашивание благословения не только «на дитя», но и «на воду».
- Троекратное погружение во имя Отца и Сына и Святого Духа.
- Крещение над младенцами и над взрослыми «совершается по одной форме».
В последнем пункте можно увидеть практическое отображение богословского заключения З.Д. Захарова о равной необходимости крещения для всех людей. Таким образом, молоканское учение о крещении предстает вполне последовательным и органичным.
Говоря же о вероисповедании молокан 2-го Донского толка, можно отметить, что оно обращает на себя внимание двумя особенностями.
- Крещение совершается через единократное погружение в воду во имя Отца и Сына и Святого Духа, как это принято у баптистов.
- Крещение названо не «таинством» (как в прошении на имя Министра внутренних дел), а всего лишь «обрядом».
Правда, слово «обряд» в отношении крещения употребляется и в исповедании молокан 1-го Донского толка. Но появляется оно там лишь тогда, когда речь заходит о внешней, формальной стороне действия. Отметим также, что согласно обоим исповеданиям крещение может совершать только пресвитер (т.е. рукоположенный служитель).
Что касается учения о вечере Господней, то в исповедании молокан 2-го Донского толка оно выражено лишь одной фразой: «Преломление хлеба или вечеря Господня совершается» (sic!). Удивительно, что назвав преломление хлеба «таинством» (в прошении на имя министра внутренних дел), молоканские пресвитеры в своем исповедании почти не уделили ему внимания.
Напротив, в исповедании молокан 1-го Донского толка раздел пятый «О таинстве причащения» представляет собой достаточно подробное описание того, как это таинство совершается. Сравним его с учением о Вечере Господней у
З.Д.Захарова.
Вероучение Евангельских христиан Донского толка 1-го собрания с. Ново-Васильевка, раздел пятый «О таинстве причащения»
Таинство причащения совершается так, при полном собрании приносят хлеб и вино и поставляются на стол, потом поют псалмы и духовные песни и читают назидательные наставления, из слова Божия, потом пресвитер испрашивает чрез молитвы благословения у Господа на весь народ и на хлеб и вино, потом пресвитер преломляет хлеб и раздает по частице каждому и едят, потом разносится чаша с вином, пьют из нее все присутствующие мужчины и женщины, а равно и все дети, таким образом и оканчивается обряд причащения.
Краткие правила веры христиан евангельского исповедания З.Д. Захарова, раздел десятый «О вечере Господней» .мы почитаем сие св. таинство за драгоценное и благодатное установление, которым все искупленные должны возвещать смерть Господню, которая есть единственное основание нашего спасения. Этим возвещением смерти Господней возобновляется воспоминание Сына Божия в сердцах верующих <.> Мы веруем, что воспоминанием смерти Господней достойно вкушающие становятся общниками Тела Христа и Крови Его за нас пролитой на Кресте.
Как и в учении о таинстве крещения, здесь легко увидеть органическое единство этих двух исповеданий. У З.Д. Захарова дается богословское обоснование, а в вероучении молокан 1-го Донского толка это обоснование реализуется практически. Таинство, в котором «все искупленные должны возвещать смерть Господню», совершается «при полном собрании», в котором причащаются «все присутствующие» (включая и детей), становясь таким образом «общниками Тела Христа и Крови Его». Конечно, это не литургия в православном понимании, но все же довольно близкое ее подобие.
Завершая сравнительный анализ вероисповеданий молокан 1-го и 2-го Донского толка, сделаем следующие выводы.
- Вероучение Евангельских христиан Донского толка 1-го собрания находится в полном согласии с исповеданием
З.Д. Захарова, отображая богословие последнего на богослужебную практику.
- Это же вероучение в целом ряде пунктов проявляет свою близость к литургическим последованиям Православной Церкви.
- Вероучение молокан Донского толка 2-го собрания обнаруживает несомненное влияние баптизма и в богословии, и в богослужебной практике.
Итак, молокане 2-го Донского толка села Ново-Василь- евка в конце XIX века уже почти влились в баптизм, оставаясь молоканами лишь по имени. Единственное, что разделяло эти две «секты», — вопрос о крещении младенцев. Однако молокане вскоре уступили и здесь, тем самым полностью утратив свою религиозную идентичность. Но все же этот процесс не стоит рассматривать однозначно лишь как «поглощение». В селах Ново-Васильевке и Астраханке существовали «баптистские общины из молокан». Сохранились исповедания, составленные пресвитерами этих общин30. Они очень кратки, однако содержат две особенности по сравнению с рассмотренными нами ранее вероучениями баптистов.
- «Над новорожденными детьми при наречении имя совершается молитва» (эта фраза есть в обоих исповеданиях).
- Крещение может совершать лишь «рукоположенный служитель Господа и Церкви» (как у З.Д. Захарова и в других молоканских исповеданиях).
Таким образом, мы можем подтвердить ранее сделанный вывод о влиянии богословия молокан донского толка на закрепление практики совершения крещения и хлебопреломления рукоположенными пресвитерами у баптистов.
Примечания
- Иванов М.В. Современные тенденции в богословии российских евангельских христиан-баптистов / Дисс. на соискание ученой степени кандидата философских наук. Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации. М., 2012 ↩
- Там же. С. 43 ↩
- Синичкин А. Сотериологические воззрения в вероучениях евангельских христиан-баптистов в период с конца XIX до начала XX века // Пути славянского богословия арминианской традиции. Сб. докл. Первой конференции славянского богословия арминианской традиции, 19-20 декабря 2008 г. Львов, 2009. С. 50-58 ↩
- Под словами «арминианский» и «кальвинистский» мы будем преимущественно понимать учение о всеобщем либо ограниченном искуплении ↩
- Правила вероисповедания новообращенного русского братства М. Ратушного, 1871 // Алексий (Дородницын), еп. Материалы для истории религиозно-рационалистического движения на юге России во второй половине XIX столетия. Казань, 1908. С. 477-482 ↩
- Изложение евангельской веры, или Вероучение евангельских христиан. Изд. И.С. Проханова. Изд. 2-е. Л., 1924 ↩
- Вероучение русских евангельских христиан-баптистов, Ростов-на-Дону. Тип. Ф.П. Павлова, 1906 ↩
- Исповедание веры христиан-баптистов. Изд. Н.В. Одинцова, 1928 ↩
- Синичкин А. Сотериологические воззрения. С. 58 ↩
- Там же ↩
- Краткие правила веры христиан евангельского исповедания, называемых молоканами донского толка // Алексий (Дородницын), еп. Материалы. С. 485-495 ↩
- Синичкин А. Сотериологические воззрения. С. 52 ↩
- Савинский С.Н. История евангельских христиан-баптистов Украины, России, Белоруссии. Ч. I (1867-1917), СПб., Библия для всех, 1999. С. 49 ↩
- Там же. С. 51 ↩
- Митрохин Л.Н. Баптизм: история и современность (философско- социологические очерки). СПб., РХГИ, 1997. С. 202 ↩
- Савинский С.Н. История. С. 160 ↩
- Там же. С. 314-315 ↩
- Иванов М.В. Современные тенденции. С. 49 ↩
- Вероучение Евангелических Христиан (или Молокан) 1 и 2 Донского собрания // История евангельско-баптистского движения на Украине. Материалы и документы. Одесса, «Богомыслие», 1998. С. 241-242 ↩
- Сведение о вероучении Евангельских христиан Донского толка 1-го собрания с. Ново-Васильевка, 1896 // Там же. С. 234-235 ↩
- Вероучение Малакан Донскова собрания II-го с. Ново-Васильевка, 1896 // Там же. С. 232 ↩
- Баптистской общины из молокан. Вероучение, 1896 // Там же. С. 242-243 ↩
- Евангельско-баптистского исповедания из молокан сел. Астраханки. Вероучение, 1896 // Там же. С. 243-244 ↩
- История евангельско-баптистского движения на Украине. С. 250-253 ↩
- Там же. С. 253-255 ↩
- История евангельско-баптистского движения на Украине. С. 244-250 ↩
- Там же. С. 225 ↩
- Вероучение Малакан Донскова собрания II-го с. Ново-Васильевка, 1896 // История евангельско-баптистского движения на Украине. С. 232 ↩
- Сведение о вероучении Евангельских христиан Донского толка 1-го собрания с. Ново-Васильевка, 1896 // Там же. С. 234-235 ↩
- Баптистской общины из молокан. Вероучение, 1896 // История евангельско-баптистского движения на Украине. С. 242-243; Евангельско-баптистского исповедания из молокан сел. Астраханки. Вероучение, 1896 // Там же. С. 243-244 ↩