Протоиерей Александр Паничкин
Аппарат центрального управления Санкт-Петербургской епархией в XVIII веке
Характерные особенности центрального епархиального управления Русской Церкви XVIII века
В XVIII веке на почве петровских преобразований появляются новые, переходные, отличные от старинных, времен Патриаршества, формы церковного управления. В сфере высшего церковного управления замена Патриаршества Духовной коллегией осуществлялась быстро и решительно, но соответствующая ломка низовых инстанций происходила медленно и постепенно. Поэтому в течение XVIII века (в особенности первой его половины) мы встречаемся с разнообразием структур центрального административного аппарата епархий. В некоторых епархиях в это время еще частично сохранились остатки обычных для патриаршего периода приказов — судного и казенного1. Приказы являлись тем необходимым канцелярским аппаратом при епископе, который облекал в письменную форму его распоряжения. Характерной особенностью этих учреждений была простота их структуры и малочисленность личного состава. Судным приказом управлял архимандрит одного из пригородных монастырей, носивший звание судьи, а казенным ведал эконом архиерейского дома.
Произошедшая реформа церковного управления при Петре I повлияла на эти учреждения, не изменяя круга их деятельности. Получив наименование «Домовой Его Преосвященства Канцелярии»2, эти учреждения стали обогащаться многочисленным штатом служащих, именовавшихся «приказными служителями» или «канцеляристами». Так, в Ростовской епархии в середине XVIII века при архиерейском доме было 34 приказных служителя. Митрополит Арсений, находя это число недостаточным, просил Синод назначить 39 канцеляристов с жалованьем и еще 29 без жалованья3.
Образование Домовой Архиерейской Канцелярии, ее структура, содержание и поставленные перед ней задачи
В Санкт-Петербургской епархии, как ранее не существовавшей, не было ни судного, ни казенного приказов. Сразу же после открытия епархии возникла необходимость в создании канцелярского аппарата для ведения делопроизводства при архиерее. Синод решил использовать для этой цели штат служащих оказавшегося теперь ненужным Духовного Правления. Соответствующим указом постановлено было это Правление закрыть, а всех служащих и дела передать в ведение епархиального архиерея4. В новом виде учреждение получило наименование «Домовой Архиерейской Конторы» или «Домовой Его Преосвященства Канцелярии». Оно перестало подчиняться Синоду и становилось в разряд обычных епархиальных домовых канцелярий. Это видно из того, что в 1743 году Санкт-Петербургская городская полиция не приняла присланную Домовой Архиерейской Канцелярией промеморию (форма переписки между равными по рангу учреждениями) «о сыске» проживавшего в городе без паспорта священника и потребовала до- ношения как от нижестоящего учреждения5.
Структура вновь образованной Домовой Его Преосвященства Канцелярии ничем не отличалась от общего типа архиерейских канцелярий. Личный состав Домовой Архиерейской Канцелярии в XVIII веке составляли 3 группы лиц:
1) духовные администраторы, по старой традиции именовавшиеся судьями, в сане архимандритов или протопопов;
2) «канцелярские служители», или «приказные», на которых лежала вся техническая работа по делопроизводству;
3) солдаты, употреблявшиеся для привода в канцелярию обвиняемых, и караула, охранявшего содержащихся при самой канцелярии подведомственных колодников, а также для приведения в исполнение телесных наказаний и при этом несшие обязанности рассыльных6.
Должности «судей» в первые годы после открытия епархии исполняли вызванный на годичную череду священнослужения архимандрит Брянского Петропавловского монастыря Моисей (Николаевский)7, а также настоятель кафедрального Петропавловского собора Михаил Слонский8 и ключарь Федор Листиев (он также был проповедником и экзаменатором ставленников).
К канцелярским служителям относились: секретарь, занимавший руководящее по отношению к остальным служащим положение (в момент образования канцелярии секретарская должность была вакантной. Обязанности секретаря отправлял канцелярист Филипп Яновский, служивший в Духовном Правлении с 1737 года. Преосвященный Никодим просил утвердить его секретарем, но получил отказ. В ноябре 1743 года он просит об определении на секретарскую должность бывшего канцеляриста Кронштадтской гарнизонной канцелярии Михаила Васильева, начавшего свою службу еще в Петровское время, который после сдачи экзамена и был определен на нее 4 января 1744 года. Он прослужил в этой должности очень долго, и в 1761 году получил чин губернского секретаря9.), 2 канцеляриста (Филипп Яновский и Петр Васильев) и 2 подканцеляриста (Иван Сумин и Михаил Попов, управлявшие самостоятельными отраслями делопроизводства — повытьями), 3 копииста и 5 писчиков10, занимавшихся перепиской бумаг. Канцелярские служители были типичными представителями низшего чиновничества, происходили из разночинцев, так, канцелярист Филипп Яновский был сыном московского купца. Образование их сводилось к умению писать, и им была свойственна характерная для мелкого служилого люда данной эпохи низкая культура11). Из государственной военной коллегии, для отправления караульной службы, в канцелярию были присланы в 1743 году капрал и 6 солдат12.
Епископ Никодим находил этот штат недостаточным и ходатайствовал перед Синодом о его увеличении. Небольшим штат был по сравнению с другими епархиями, потому что в епархии не было вотчин и всего 1 монастырь. Епископ Никодим просил добавить еще 6 копиистов13.
Вопросы, подведомственные Архиерейской Канцелярии, были весьма многочисленными и разнообразными. Его составляли:
1) Публикация для духовенства епархии высочайших и синодальных указов, приходивших на имя архиерея, путем снятия с них достаточного количества копий для рассылки под расписку «заказчикам». Подобным же образом в виде указов распространялись и распоряжения самого архиерея, имевшие характер административный и пастырский; все эти указы посылались от высочайшего имени, по общей для всех присутственных мест форме. Исходящие из Канцелярии указы озаглавливались так: «Указ Ея Императорского Величества, Самодержицы Всероссийской, из Домовой Преосвященного Никодима, епископа Санкт-Петербургского и Шлиссел- льбургского Канцелярии».
2) Делопроизводство, связанное с определением к местам священно- и церковнослужителей и при перемещении их.
3) Производство следствий по делам священно- и церковнослужителей. Допрос обвиняемых производился в Канцелярии или на месте, в зависимости от обстоятельств. Канцелярия делала архиерею доклад в виде «экстракта» из следственного материала и определяла наказания соответственно каноническим правилам, Духовному Регламенту и указам императрицы. Решение принималось единолично архиереем, но приводилось в исполнение Канцелярией14. Канцелярия также ведала и разрешением спорных вопросов о наследстве после умерших духовных лиц. Так, в 1743 году домовая архиерейская Канцелярия решала спорное исковое дело по вопросу о наследстве умершего священника Успенской церкви Петра Федотова15.
4) Разрешение спорных дел между духовенством (Канцелярии приходилось часто решать волновавший умы столичного духовенства вопрос о первенстве священников при соборном служении) и разъяснение ему недоуменных вопросов. (Довольно часто от духовенства поступали вопросы о порядке присоединения иноверцев к православию.)
5) Увольнение учеников семинарии.
6) Выдача священнослужителям паспортов и книг для сбора пожертвований на храмы.
7) Разрешение постройки и ремонта церквей.
8) Сношение духовных лиц со светскими присутственными местами.
Ведению Домовой Канцелярии Его Преосвященства подлежали не только духовные лица, но и миряне. Ей приходилось разбирать касающиеся их дела по следующим вопросам.
1) О нарушении мирянами правил нравственности и взаимных супружеских обязанностей (для примера можно указать на разбиравшееся Канцелярией дела о прелюбодеянии жены капитана16, жены рейтара лейб-гвардии Конного полка Павлова17). По причине наличия в Петербурге и губернии большого количества лиц, принадлежавших к военному сословию, число разбираемых дел этой категории было значительным. Виновные по этим делам осуждались на пожизненное безбрачие, наказывались плетьми и высылались из столицы.
2) Бракоразводные дела (браки недозволенные признавались недействительными. Невиновному супругу разрешалось вступить в новый брак).
3) Дела, касающиеся взаимных несогласий супругов.
Преосвященный Никодим писал о таковых делах в Синод: «По следующимся как в прежде бывшем Духовном Правлении, так и в Домовой моей Канцелярии прошениям, о междуусобных мужей с женами в житии их несогласных и крамолах делам, производятся по форме суда, в которых как за мужей, так и за жен, по силе оной формы следуемого пункта, представляются поверенные, защищая виновных, может быть ябеднически коварно оправдывают, а невиновные за простотою своей, паче же незнанием приказных поведений остаются виновны и в тех делах чинятся продолжения и излишняя истцами и ответчиками волокита, напрасное изнурение и убытки. А понеже оных мужей с женами о несогласиях их дела суть духовные и единоличных совестей надлежащие, того ради Вашему Святейшеству сим благопочтению предлагаю и покорно прошу, дабы повелено было о оных мужей с женами, о несогласиях их дела, чтоб каковых впредь по тем делам продолжений не происходило, производить между ими обоими, т.е. истцом и ответчиком самолично, не требуя ни с которыя стороны поверенных, следство-провождением и о том от Вашего Святейшества имею ожидать резолюцию». Но Синод не принял предложения епископа Никодима к сведению18.
4) Дела о волшебстве. Солдат Измайловского полка Федор Соловьев, писавший в письме: «Здесь (в Петербурге. — А.П.) волею и неволею прельщают волшебством, но он уже от оного давно свободу себе имеет и впредь того не желает, токмо разве такой же лихой человек навяжется, много да здесь и портят и в землю умерщвляют», по обвинению в соучастии в волшебстве был отправлен в Тайную Канцелярию, которая отослала его для разбора дела к архиепископу Феодосию19.
5) Дела о непочтении детей к родителям. В письме к своей матери комиссар Петр Крекшин писал: «Это она брата его Иоакима, за междуусобные их ссоры, закляла многими клятвами с такого при том за ей к нему, Петру, неблагословенной речью, что ежели она его, Петра, проклянет, то во аде общее с ним будет». Письмо было отправлено из конторы Юстиц-коллегии в Санкт-Петербургскую Синодальную Контору, откуда переслана в Петербургскую Духовную Консисторию20.
6) Дела о разрешении на погребение скоропостижно умерших. Родственники скоропостижно умершего подавали на имя архиерея прошение о дозволении погребения. Канцелярия запрашивала духовного отца умершего, что тот «Святой Церкви не противился и расколу не принадлежал, ежегодно исповедовался и бывал у причастия, так же ни от кого не был убит или удавлен, и не нанес сам себе смерти». После получения такой справки архиерей сам решал вопрос о разрешении погребения.
Канцелярия по делам, касающимся мирян, производила следствие. Окончательное решение дела определялось архиерейской резолюцией. Для наказания по крупным делам виновные отсылались в «гражданскую» команду для выполнения над ними приговора, обычно в виде телесного наказания или заключения. Так, жена солдата лейб-гвардии Конного полка Анна Герасимова была отправлена в губернскую канцелярию, где она была подвергнута наказанию плетьми и отправлена на вечное жительство в Оренбург21. Солдат Измайловского полка Федор Соловьев за женитьбу при живой жене и волшебство был отправлен преосвященным Феодосием в полковую канцелярию «дабы впредь он таковых предерзостей чинить не дерзал, учинить ему при команде ботожьем наказание»22. Также был подвергнут телесному наказанию при команде барабанщик Воронежского полка Куницкий, вступивший в брак при живой жене23.
Лишенные свободы за преступления против нравственности содержались в специально устроенном Камененном доме. За небольшие преступления виновные подвергались публичной епитимье в Петропавловском кафедральном соборе. Так, комиссар Крекшин, виновный в посылке своей матери дерзкого письма, должен был «в день недельный при церкви стоя, от входящих в церковь на молитву с покаянием и слезами да просит, с поклонением всякому, прощения и молитвы к Богу за то, что он себя проклял, матери тоже из злословия и брата за имение». Кроме того, на него налагался усиленный пост «через сию святую Четырядисятницу через пяток и среду да не вкушает ничего»24.
Часто отсылка в «гражданскую команду» для телесного наказания сопрягалась с отсылкой к духовному отцу для назначения епитимьи. Так солдаты Федор Соловьев и Куницкий, виновные в женитьбе во второй раз при живой жене, кроме телесного наказания при воинской команде, отсылались еще к своим духовным отцам для наложения на них епитимьи.
Архиерейская канцелярия решала также такие превышающие власть приходского священника вопросы, как разрешение брака с иноверцами. Преосвященный Вениамин предписывал полковому священнику стоявшего во Фридрихсгаме Владимирского пехотного полка: «Отныне впредь, как того полку обер-офицеров и прочих чинов, так и никого из тамошних обывателей на монастырских и других разных законов вдовых и девках, без применения веры их, без указу из Консистории не венчать, опасаясь, в противном случае, безопуститель- ного суждения и штрафа»25.
Делопроизводство в Канцелярии происходило следующим порядком: документ поступал в Канцелярию. Секретарь докладывал его содержание лично епископу, который давал первоначальную резолюцию о даче хода делу. По поступившим делам составлялся протокол, в котором излагалась суть дела, приводились справки, указывались подходящие правила из законов церковных и гражданских. Дела судебного характера производились следственным порядком, производился опрос заявителей, обвиняемых и свидетелей, которые опрашивались судьями или «заказчиками». Канцелярия составляла свое определение по делу, после этого оно докладывалось епископу, которому и принадлежало окончательное решение26.
Производимые по делам следствия, как это справедливо замечал преосвященный Никодим, носили формальный характер и часто случалось, что виновные, нанявшие ходатайствовать по своим делам искушенных в сутяжничестве поверенных (в частности по бракоразводным делам), «ябеднически коварно оправдывались», а невиновные «за простотою своей, паче же незнанием приказных поведений», оказывались виноватыми. И это печальное положение получалось не столько вследствие взяточничества или недобросовестного отношения к следствию, сколько из-за формального подхода к делу, при котором доказательством для утверждения того или иного положения считалось подведение каждого случая к подходящему для него каноническому правилу или параграфу Духовного Регламента. Выносившему окончательное решение архиерею трудно было найти за общими стандартными формулировками действительные обстоятельства из жизни живых людей.
Порядок сношения Домовой Архиерейской Канцелярии с Синодом осуществлялся через епископа. Указы Святейшего Синода адресовались на его имя. Дела, восходящие в Синод, обязательно подписывались епископом27.
Каких-нибудь инструкций, регламентирующих деятельность канцелярии, в то время не было. Практически разработанные и успевшие укорениться, порой и дефектные методы работы становились стандартными. Центр тяжести всей работы учреждения лежал на секретаре, который был докладчиком перед епископом и скреплял своей подписью каждый исходящий документ. На судей ложились следовательские обязанности, они своей подписью скрепляли указы, из которых лишь важнейшие подписывались лично епископом. Канцеляристы и подканцеляристы заведовали отдельными отраслями делопроизводства — повытьями. Сношение Канцелярии со столичным духовенством происходило через сторожа или рассыльного солдата, который разносил указы по всем церквам города, и все члены причта каждой церкви расписывались в его прочтении. С духовенством сельских церквей Канцелярия сносилась через «заказчиков».
В Архиерейской Домовой Канцелярии «приказным» (служителям) были установлены твердые оклады согласно штатному Синодальному расписанию:
1) секретарю — 400 руб. в год;
2) канцеляристу — 100 руб. в год;
3) подканцеляристу — 30 руб. в год;
4) копиисту — от 18 до 25 руб. в год;
5) Писчику — 10 руб. в год28.
Но фактически жалование постоянно не доплачивалось. Так, секретарь Васильев за 1744 год получил вместо 400 руб.
всего 72 руб., в 1745 году — 20 руб., в 1746 году — 80 руб. Канцелярист Яновский вместо 100 руб. в год получил в 1744 году 66 руб. 66 коп., в 1745 году — 26 руб., в 1746 году — 38 руб. Писчик Дмитрий Сумин вместо 10 руб. в 1745 году получил лишь 3 руб., а в 1747 году — 4 руб.29.
Это объяснялось тем, что в Санкт-Петербургской епархии не было того основного фонда епархиальных средств, образовавшихся от сборов с поставляемых во священство, производимых на настоятельские степени, с благословенных о строении и освящении церквей, с перехожих от храма к храму, священнических и диаконских грамот, с епитрахиальных вдовых попов и постихарных диаконских, с дъячковских, пономарских, просвирннических и новоявленных памятей30.
В Санкт-Петербургской епархии, как новой, таких сборов, обычных для других епархий, не было (в это же время в Ростовской епархии каждая церковь платила дань от 3 руб. и больше, а с духовенства брались установленные пошлины: ставленнические, епитрахильные, постихарные, перехожие, новоявленные, дьячковские, пономарские, просфорнические, которые шли в архиерейскую казну и использовались для содержания Канцелярии31), кроме венечных, ставленнических и перехожих пошлинных денег. С новопосвященного дьячка бралось 20 коп., с диакона — 1 руб. 5 коп, со священника — 2 руб. 10 коп. За перемещение в другую церковь бралась пошлина 40 коп. Этих средств было недостаточно, а обложить церкви каким-либо сбором на епархиальные нужды из-за их материальной малообеспеченности не представлялось возможным. Преосвященный Феодосий писал Синоду: «В Санкт-Петербургской же епархии не только нет архиерейских вотчин, но и церквей всего 89, из них 26 не имеют приходов, но состоят на жаловании и ругах от господ, а на приходские церкви дань с дворового числа положить невозможно, ибо обретающиеся в Санкт- Петербурге и Кронштадте всяких чинов люди пребывание имеют временное, а именно генералитет, придворные и статские, токмо в присутствии здесь Ея Императорского Величества, а морские, адмиралтейские и сухопутные в служилом звании находящиеся в непрестанном командировании, а остается одно купечество и в цехах находящиеся, которые против Москвы и других знатных городов весьма недостаточные, да из них многие своих домов не имеют»32.
Поэтому «приказные» находились «не яко уже обретающиеся при делах Ея Императорского Величества, но они самые нищенствующие» и принуждены были «за недостатком не только платья и обуви, но и самого пропитания, ходя по дворам, пристойным образом просить подаяние»33.
Преосвященный Никодим и его преемник несколько раз ставили перед Синодом вопрос об удовлетворении служащих канцелярии жалованием из синодских сумм, но этот вопрос не был разрешен в течение целых 5 лет, удавалось лишь добиваться небольших одновременных дотаций от Синода, не погашавших и половины задолженности по жалованию34.
Немного улучшило положение последовавшее 26 марта 1747 года распоряжение по ведомству православного исповедания, согласно которому с церквей Санкт-Петербургской епархии, а также и с духовенства устанавливалось взимание сборов на епархиальные нужды по нормам других епархий. «А понеже в Санкт-Петербурге и в протчих учреждениях к Санкт-Петербургу по Духовному Правлению, городах и уездах церквей с немалыми приходами, а особливо в Санкт-Петербурге, довольно устроена, и Санкт-Петербургская епархия учреждена того ради приказами: обретающиеся в Санкт-Петербурге и в протчих городах и уездах Санкт-Петербургской епархии, по числу приходских дворов, и получаемых церковных доходов данными и протчими окладными доходы обложить по примеру Московских и других градских и уездных церквей, смотря при том, чтобы одному перед другим излишнего отягчения не произошло»35.
Судьи, чередные архимандриты, получали, согласно положению, по 200 руб. в год из синодальных сумм (архимандрит Калязина монастыря Серапион и Иосифо-Волокаламского монастыря Варлаам, выполнявшие череду до конца 1744 года, получили по 200 руб.36), судьи же из белого духовенства за свою деятельность по Канцелярии не получали никакой компенсации (протопоп Михаил Слонский 7 лет присутствовал в Санкт- Петербургской Духовной Канцелярии, но за этот «излишний труд» ни жалованьем, ни чем иным не был награжден, а «ныне лишился зрения и был подвержен немалым убыткам на доктора врачевание». Во внимание к такой «беспорочной его службе и приключившейся ему болезни» Святейшим Синодом выдано ему 100 руб. на счет собиравшихся в экономическую канцелярию на подмогу полковым попам гривенных денег37).
Примечания
- Судный приказ ведал судом над духовными лицами по всем делам, кроме уголовных, и над светскими — по делам, подведомственным церковному суду. Казенный приказ ведал денежными доходами домовой архиерейской казны, а также административной стороной управления делами епархии. Он посылал архиерейские указы по челобитьям, давал благословенные грамоты на освящение храмов. Через него происходило назначение и перемещение клириков. ↩
- Заозерский НА. О церковной власти. Сергиев Посад, 1894. С. 179. ↩
- ПоповМ.С., свящ. Арсений Мацеевич и его дело. СПб., 1912. С. 281. ↩
- «Оною, Санкт-Петербургского Духовного Правления секретаря и канцелярских служителей, кроме канцеляриста Федора Башилова, и дела отдать в ведомство Его Преосвященства, и отныне Санкт-Петербургским Духовным Правлением не именоваться и не писаться, а именоваться и писаться тем, как Его Преосвященство определит». Указ №185 от 27 сентября 1742 г. См.: Полное собрание постановлений и распоряжений по ведомству Православного Исповедания (ПСПРВПИ). Елизавета Петровна. 1741-1743. Т. 1. СПб., 1899. С. 210. ↩
- Паничкин Александр, прот. См. мои статьи в журнале «Церковь и время » (№ 56, 58, 60). ↩
- Заозерский Н.А. О церковной власти. Сергиев Посад, 1894. С. 180-181. ↩
- Постриженик Московского Никольского Перервинского монастыря иеродиакон Моисей был в 1719 г. вызван в Александро-Невский монастырь и в 1720 г. посвящен там в иеромонаха. Он исполнял здесь послушания уставщика, а также был командирован на корабль «Москва» в качестве судового священника. В октябре 1727 г. он был посвящен в архимандрита и направлен в Брянский Петропавловский монастырь.. Он был вызван на череду в Петербург с 21 марта 1742 г. (см.: Рункевич С.Г. Александро-Невская лавра (1713-1913). СПб., 1913. С. 440-441; см. также: Описание документов и дел, хранящихся в архиве Святейшего Синода (ОДДХА СС). Т. 22. М., 1915. С. 230). ↩
- Михаил Слонский — один из выдающихся представителей столичного духовенства. Окончил Славяно-греко-латинскую академию. Сначала был священником при московском Благовещенском соборе. На него возлагался целый ряд ответственных поручений. Кроме участия в епархиальном управлении, он должен был произносить каждое воскресение в соборе проповеди, толковать народу и солдатским детям, жившим в гарнизонной крепости, катихизис, обучать ставленников и производить им экзамены. На него также возлагалось наблюдение за соответствием иконописи в храмах духу православия. В 1750 году он потерял зрение, а в 1754-м умер. Похоронен на Лазаревском кладбище Александро-Невского монастыря. ↩
- Описание документов и дел… Т. 50. СПб., 1914. С. 118; Полное собрание постановлений… Елизавета Петровна, Петр III. 1753-1762. Т. 4. СПб., 1912. С. 489. ↩
- Описание документов и дел… Т. 23. СПб., 1911. С. 709-710. ↩
- Так, на секретаря канцелярии Михаила Васильева поступали неоднократные жалобы от его жены Прасковьи на бесчеловечное отношение к ней мужа. Он бил ее нагую веревками, топтал ногами, давил шею и повредил имевшегося у нее в утробе младенца. Другой раз она пожаловалась, что муж содержал ее не как жену, а как невольницу. (Описание документов и дел. Т. 31. СПб., 1909. С. 209-210.) ↩
- ИССС-П Е. Вып. 3. СПб., 1873. С. 20. ↩
- Описание документов и дел… Т. 23. СПб., 1911. С. 209-210. ↩
- Телесное наказание виновных производилось в Канцелярии иногда в присутствии нарочно вызываемых священнослужителей городских храмов. Тут же производилась и публичная церемония снятия сана в виде острижения волос и бороды и взятия подписки более не именоваться духовным лицом. Для производства подобной церемонии над содержащимися в Тайной канцелярии духовными лицами туда высылалось специальное лицо в пресвитерском сане ↩
- Описание документов и дел. Т. 23. СПб., 1911. С. 570. ↩
- Там же. С. 416. ↩
- Описание документов и дел… Т. 28. Пг., 1916. С. 46-47 ↩
- Описание документов и дел… Т. 23. СПб., 1911. С. 561-562 ↩
- Описание документов и дел. Т. 26. СПб., 1907. С. 21-22 ↩
- Описание документов и дел…Т. 34. СПб., 1912. С. 10-12 ↩
- Описание документов и дел.Т. 28. Пг., 1916. С. 46-47 ↩
- Описание документов и дел. Т. 26. СПб., 1907. С. 21-22 ↩
- Там же. С. 348-349 ↩
- Описание документов и дел… Т. 34. СПб., 1912. С. 10-12 ↩
- Архангельский М., свящ. Преосвященный Вениамин (Пуцек-Гри- горович), митр. Казанский и Свияжский // Странник, 1866. январь. Т. 1. С. 28-29 ↩
- ИССС-ПЕ. Вып. 3. СПб., 1873. С. 33-34 ↩
- Там же ↩
- Описание документов и дел. Т. 23. СПб., 1911. С. 710 ↩
- Там же. С. 709-710 ↩
- Полное собрание постановлений… Елизавета Петровна. 1746-1752. Т. 3. СПб., 1912. С. 86-87 ↩
- Попов М.С., свящ. Арсений Мацеевич и его дело. СПб., 1912. С. 281-282; СтрадомскийА., прот. Никодим Сребницкий, еп. Черниговский и Новгорода Северского // Черниговские епархиальные известия. 1877. Прибавление к Черниговским епархиальным известиям. №22. С. 672 ↩
- Описание документов и дел… Т. 23. СПб., 1911. С. 209-213 ↩
- Там же. С. 211 ↩
- Синодом выдавались дотации на выплату жалования служащим Канцелярии: в 1746 г. — 150 руб., в 1748 г. — 425 руб., и в 1753 г. — 500 руб. За 4 года задолженность по выплате жалования служащим составляла 2177 руб. 22 1/4 коп., что превышало самую сумму выплаченного жалования, составлявшую 1419 руб. 60 коп. (Описание документов и дел… Т. 23. СПб., 1911. С. 709-710.) ↩
- Полное собраний постановлений… Елизавета Петровна. 17461752. Т. 3. СПб., 1912. С. 86-87 ↩
- Описание документов и дел… Т. 23. СПб., 1911. С. 89-92 ↩
- Описание документов и дел… Т. 31. СПб., 1909. С. 311 ↩