С. П. Брюн
Византийские иконы на монетах нормандского правителя сирийской Антиохии
Опыт рецепции византийской иконографии родившейся на заре крестовых походов
Как известно, Италия исторически служила центром соприкосновения латинского Запада с Византией и, конечно же, центром западной рецепции византийского искусства. В различных регионах этого разнородного и разобщенного полуострова можно встретить многочисленные памятники византийского искусства и более или менее близкое византийским образцам подражание. Более того, южные земли Италии — Апулия и Калабрия — вплоть до начала 70-х годах XI века оставались под властью ромейских василевсов1. Однако нельзя не отметить, что среди народов Италии XII века необычайно открытыми к приятию византийского искусства оказались не только ломбардцы, римляне или венецианцы, но и чужеземные северофранцузские завоеватели — нормандцы. Естественно, речь идет не столько о первых нормандских завоевателях, сколько о втором и третьем поколениях нормандцев, рожденных на отвоеванных у ромеев и арабов землях Апулии, Калабрии и Сицилии. Ярчайшим свидетельством любви нормандских государей Южной Италии к искусству Византии остаются созданные по их заказу великолепные мозаики Палатинской капеллы, Мартораны, Чефалу и Монреале. Но не менее значимым центром западной (и, в частности, нормандской) рецепции византийской культуры, иконографии и искусства стала Сирия, в особенности древняя столица эллинистической и византийской Сирии — Антиохия.
В годы Первого крестового похода итало-нормандцы под командованием Боэмунда Тарентского смогли продолжить экспансию на Восток и утвердиться на землях византийской Сирии, где ими было основано княжество Антиохийское — одно из двух первых латинских государств в Леванте. Став столицей нового нормандского государства, Антиохия стала и новым центром соприкосновения латинян и Византии. Соприкосновение это принимало различные формы, варьируясь от ожесточенных военных столкновений до весьма интенсивного общения в сфере церковной, городской и торгово-экономической жизни. В том числе нормандская Антиохия превратилась и в своеобразный форпост латинской рецепции образов византийского искусства. К великому сожалению, мы не можем провести полномасштабного сопоставления византийских памятников нормандской Италии и нормандской Антиохии; как известно, в 1268 году Антиохия была полностью уничтожена мамлюками. Так, если при рассмотрении византийских памятников, возведенных итало-нормандцами, мы можем опираться на сохранившиеся дворцы, соборы и церкви, то в случае с нормандцами Антиохии нам остается ссылаться лишь на отдельные археологические и документальные свидетельства и, конечно же, на нумизматику. Нумизматика, в особенности фоллисы первых нормандских князей Антиохии, служит удивительным и по-своему многогранным свидетельством того, что осевшие в Сирии нормандцы не меньше своих южно-итальянских собратьев проявили тяготение к византийскому искусству и иконографии. В данной статье мы предлагаем обратиться к фоллисам, которые чеканились третьим из нормандских князей Антиохии — Рожером.
Рожер принадлежал к третьему поколению нормандцев, рожденных в Средиземноморье. Его отец — Ричард дель Прин- чипато (или Ричард Салернский) был участником Первого крестового похода, а также кузеном и ближайшим соратником первых двух нормандских правителей Антиохии — Боэмунда и Танкреда. Вероятно, Рожер перебрался из Италии в Левант вслед за отцом в первом десятилетии XII века. В декабре 1112 года он наследовал своему двоюродному дяде — Танкреду и взошел на престол княжества Антиохийского2. Семилетнее правление князя Рожера (1112-1119) было насыщено событиями3. Осенью 1114 года Сирия была сокрушена мощным землетрясением; последующее восстановление сирийских городов и крепостей (Антиохии, Мараша, Арты) выпало на долю князя Рожера. В следующем, 1115, году началось вторжение сельджуков, подобного которому не было со времен осады Антиохии 1098 года. Но превосходящие силы тюрок-сельджуков были наголову разбиты армией князя Рожера в битве у источников Тель-Данита (14 сентября 1115 г.). В последующие годы Рожер продвинул границы княжества Антиохийского на восток, с двух сторон охватив исламскую твердыню северной Сирии — Алеппо. Более того, при Танкреде и Рожере эмиры Алеппо вынуждены были платить дань князьям Антиохии. Также в годы правления Рожера антиохийские рыцари дважды отправлялись на юг — в Палестину, дабы оказать помощь старшему из государей Заморской земли, королю Иерусалимскому (1113, 1118). Рожер славился и как покровитель иерусалимского ордена Святого Иоанна (т.е. госпитальеров); в его правление госпитальеры получили новые наделы и доходы на землях княжества. Кроме того, Рожер был известен своей открытостью к народам Востока (как к мусульманам, так и к христианам). Следуя примеру своего предшественника Танкреда, он не гнушался заключать союзы с мусульманскими эмирами Сирии4. Что касается отношений к восточно-христианскому населению — именно Рожер оградил Сирийскую (Сиро-яковитскую) Церковь от вмешательств и посягательств со стороны латинского Патриарха Антиохии, что с благодарностью отмечал в своей хронике Михаил Сириец 5. К периоду правления Рожера относятся и наиболее интересные и яркие примеры нормандской рецепции византийской иконографии, примеры, которые встречаются на фоллисах этого князя.
Как известно, нормандские князья Антиохии продолжали пользоваться услугами местных греческих мастеров, чеканивших византийские фоллисы. К правлению Боэмунда и Танкреда относятся фоллисы с изображениями Христа Пантократора и апостола Петра, с греческими легендами, именами князей или монограммой «IC XC NIKA» между лучами креста на реверсе. Танкред также ввел на антиохийских фоллисах и собственное изображение; на фоллисах этой серии чеканился поясной портрет сжимающего меч князя, облаченного в византийские одежды и арабский тюрбан. Портреты выполнены греческими мастерами и, несмотря на эклектику образа, по стилю и иконографии прямо перекликаются с аналогичными византийскими поясными изображениями ромейских василевсов. Однако в правление Рожера традиционные изображения Христа, апостола Петра и Танкреда уступают место двум новым типам фоллисов, на которых предстают новые образы византийской иконографии, ранее не встречавшиеся на монетах Антиохии. Так, при Рожере на антиохийских фоллисах впервые появляется образ Богоматери Оранты. В данном случае — это ростовое изображение Оранты, т.е. образ Оранты «Нерушимая стена». Иконография Богоматери Оранты была хорошо известна и распространена не только в пределах Ромейской державы, но и на других территориях, подверженных культурному влиянию Византии, — от Руси до Италии6. Однако здесь следует различать использование образа в мозаике, фреске или писанной иконе, с использованием его на монетах или печатях, т.е. знаках власти отдельных государей средневекового Запада. Если в первом варианте Оранту можно встретить на многих итальянских памятниках, то на западных монетах она фактически не встречается. В Византии, напротив, образ Оранты или близкий ему тип «Знамение» можно встретить и на монетах, и на многочисленных буллах. От ромеев этот образ перешел и к государям Латинского Востока, хотя здесь он встречается гораздо реже. Известно, что образ Богоматери «Знамение» чеканился на буллах королевы Морфии Иерусалимской, супруги союзника и сородича Рожера — короля Бодуэна II де Бурга. Но это скорее пример как раз византийского использования образа, т.к. Морфия была православной армянкой-халкидониткой и дочерью византийского правителя Мелитены. В XIII веке образ Оранты появился на некоторых монетах латинских императоров Константинополя. Так или иначе, нельзя не отметить, что антиохийские фоллисы Рожера — редчайший и ранний пример появления Оранты на монетах латинских государей.
Другим «византийским» образом, появившимся на монетах Рожера, стало «Чудо святого Георгия о змие». Здесь стоит напомнить, что к началу XII века иконография «Чуда о змие» успела распространиться на Востоке, но в этот период она еще не была известна на Западе7. Проникновение этого образа в искусство и литературу латинского мира относится как раз к эпохе крестовых походов. И хотя связь латинской рецепции образа «Чуда святого Георгия о змие» с крестовыми походами постоянно подчеркивается в литературе, современные авторы чаще всего обращаются исключительно к паломническим рассказам и литературным описаниям чудесных явлений святого Георгия во время битв с сарацинами. Тот факт, что образ «Чуда святого Георгия о змие» уже в первой четверти XII века был избран для чеканки на монетах одним из двух величайших государей крестоносцев фактически не удостаивается упоминаний. Между тем появление образа святого Георгия, побеждающего змия, с легендой «князь Рожер I» на антиохийских фоллисах отнюдь не следует считать явлением случайным или эпизодическим. Выбор иконографии на фоллисах не мог совершаться без князя, т.е. принятие образа святого Георгия может с полным основанием считаться выбором самого князя Рожера8. Возможно, что образ воина-святого, торжествующего над змием язычества был намеренно введен как раз после великой победы князя Рожера над сельджукской армией у источников Тель-Данита (1115). Однако почитание образа святого великомученика и победоносца не спасло князя Рожера от трагической гибели, наступившей на седьмом году его правления.
Поздней весной 1119 года в пределы княжества Антиохийского вновь вторглись тюрки, объединившиеся под командованием эмира Ильгази Артукида. Князь Рожер, очевидно, рассчитывая повторить победоносную кампанию 1115 года, выступил против тюрок, не дожидаясь подхода армии иерусалимского короля и графа Триполи. 28 июня 1119 года армия князя Рожера была окружена и уничтожена в битве, которая была окрещена латинскими авторами «битвой на Кровавом Поле» (Ager Sanguinis). Сам Рожер пал в рукопашной схватке; по словам канцлера Готье, князю был нанесен удар мечом, пробивший носовую перегородку и пронзивший мозг. Смерть Рожера ознаменовала закат нормандской Антиохии. Территория княжества с тех пор лишь неуклонно уменьшалась и никогда уже не достигла тех размеров и мощи, как при Рожере, когда она охватывала земли от Мараша на севере до предгорий ливанских гор на юге, и от Тарса и равнинной Киликии на западе до предместий Алеппо на востоке. Более того, со смертью последнего нормандского князя — Боэмунда II (1130) княжество Антиохийское перестанет быть в полной мере «нормандским» — из-за гибели многих нормандских баронов в битве на Кровавом Поле и большого количества браков между нормандцами Антиохии и другими франками Заморской земли. Несмотря на то, что княжеству Антиохийскому суждено было просуществовать до конца XIII века и его земли по-прежнему оставались самобытным центром греко-латинского соприкосновения, расцвет первых десятилетий XII века навсегда ушел в прошлое. Коснулось это и нумизматики. «Оранту» и «Георгия» вновь заменили фоллисы с изображением святого апостола Петра, а после восшествия на княжеский престол аквитанца Раймонда де Пуатье (1136) антиохийская монета претерпела большие изменения: отныне, вместо византийских фоллисов мастера Антиохии стали чеканить денье, сходные французским образцам. Тем не менее кратковременное правление князя Рожера (1112-1119) представляет собой уникальный, незаслуженно забытый ранний период латинской рецепции византийской иконографии эпохи крестовых походов.
Литература
Asbridge T. The Creation of the Principality of Antioch. 1098-1130. Woodbridge, 2000.
Bouchier E.S. A Short History of Antioch, 300 B.C. A.D. 1268. London, 1921.
Cahen C. La Syrie du Nord a l’epoque des Croisades et la principaute franque d’Antioche. Paris, 1940.
Galterii Cancellarii. Bella Antiochena // RHC Occ. V. Paris, 1895.
Mathieu D’Edesse, Grégoire le Pretre. Chronique de Mathieu D’Edesse (962-1136) avec la Continuation de Grégoire le Pretre. Paris, 1858.
Metcalf D.M. Six Unresolved Problems in the Monetary History of Antioch, 969-1268 // East and West in the Medieval Eastern Mediterranean. Antioch from the Byzantine Reconquest until the End of the Crusader Principality. Leuven, 2006.
Michel le Syrien. Chronique de Michel le Syrien. Patriarche Jacobite D’Antioche. Vol. III. Paris, 1905.
Walter C. Origins of the Cult of Saint George // Revue des etudes byzantines. 1995, №53. P. 295-326.
Walter the Chancellor. The Antiochene Wars / ed. & trans. T. Asbridge and S. B. Edgington. Ashgate, 1999.
Примечания
- Контроль над Сицилией был утрачен ромеями после арабского завоевания IX-X вв. Нормандцы постепенно отвоевывали ромейс- кие владения в Апулии и Калабрии в течение XI в. Последний ромейский оплот в Южной Италии — Бари, пал перед нормандской армией Робера Гвискара в апреле 1071 г. ↩
- При этом и Танкред, и Рожер обязаны были бы отречься от престола в случае прибытия в Сирию сына основателя княжества — Боэмунда II, имевшего кровные права на княжеский престол Антиохии. Однако и о Танкреде, и о Рожере правильнее говорить как о полноправных князьях, т.к. на сохранившихся хартиях и прочих документальных свидетельствах они выступают именно с титулом «князь» (princeps), а не «регент» (bailli). ↩
- С правлением Рожера связан единственный из дошедших до нас средневековых текстов, полностью посвященных княжеству Антиохийскому — латинский первоисточник «Антиохийские войны», написанный княжеским канцлером Готье в первой четверти XII в. См.: Galterii Cancellarii. Bella Antiochena // RHC Occ. V. Paris, 1895; Walter the Chancellor. The Antiochene Wars. / ed. & trans. T. Asbridge and S.B. Edgington. Ashgate, 1999. ↩
- В 1115 г. Рожер заключил союз с эмиром Тугтекином Дамасским, направленный против сельджукской армии эмира Бурсука. В 1118 г. Рожер позволил мусульманскому населению сдавшегося франкам Азаза покинуть город и уйти в Алеппо. Mathieu D’Edesse. Chronique. P. 298. ↩
- P. 210 ↩
- Примечательно, что в год восшествия Рожера на престол Антиохии (1112) в северной Италии в кафедральном соборе Равенны (Basilica Ursiana) среди новых мозаик был создан и сохранившийся поныне образ Богоматери Оранты. ↩
- Примечательно, что в год восшествия Рожера на престол Антиохии (1112) в северной Италии в кафедральном соборе Равенны (Basilica Ursiana) среди новых мозаик был создан и сохранившийся поныне образ Богоматери Оранты. ↩
- Подробнее об антиохийских фоллисах времен византийского и нормандского правления, см.: Bouchier E.S. A Short History of Antioch. P. 282-285; Metcalf D.M. Six Unresolved Problems in the Monetary History of Antioch, 969-1268. P. 283-318 ↩