В. Л. Курабцев
Платон и губительное небытие блага
Все губительное и разрушительное — это зло, а спасительное и полезное — благо. Платон. Государство, 608е
Философ в произведении «Государство» написал о людях, как о вечных узниках пещеры1 — символа тотального небытия. И его мысли нередко соприкасались с христианским пониманием человека и мира. Например, он говорил, что если в душе господствуют страсти (ярости, страха, зависти и др.) и от этого, казалось бы, нет никому никакого вреда, то это тоже несправедливость. В христианстве известна подобная «несправедливость» — грех помышления, который не обязательно становится словом или делом. Душа, пребывающая в нем, действительно, оказывается нечистой, во власти темных духов.
Обычной «суетности неразумной души» (Теэтет, 175b)2 Платон решительно противопоставил посильное уподобление богу. А бог — только справедлив, только благ. И только с богом связаны истинные человеческие возможности. А весь низкий и разрушительный спектр человеческой души (и жизни) философ свел к небытию разума, небытию воздержанности, небытию религиозности и справедливости, небытию всего возвышенного.
И вот этот спектр в зрелых и поздних сочинениях Платона.
1. Не любезные богу
Платон говорит: «Кто из нас рассудителен, тот и любезен богу3» (Законы, кн. 4, 716d). Кто же неразумен, тот может столь сильно отойти от бога, что зло в его жизни станет многоликим.
Например, это преобладание любви к телу, а не к бессмертной душе. А с телом, как полагал Платон, связаны «тысячи хлопот» — еда, недуги, страхи, страсти, вздорные призраки. Тело лишает досуга (для философии), мешает приблизиться к «чистому знанию». Оно заставляет человека радоваться или печалиться без понимания истинности предмета чувств. То есть глубокое, но плотское чувство скорее обманчиво, как, например, «пошлая», а не «небесная» любовь. Для сравнения — в христианстве чрезмерная печаль тоже признается ложной печалью, разжигаемой бесами для погибели человека, и она связана с грехами уныния и отчаяния.
Тело склоняет человека ко лжи и ложной жизни. Поэтому люди с красивыми и сильными телами оказываются обладателями «пустых и дерзких» душ, а люди с некрасивыми и слабыми телами становятся (душой) «низменными и неблагородными» (Законы, 728е)4. Кроме того, «телесные» люди неоправданно боятся смерти, не понимая ее смысла, а также посмертных наград и наказаний.
Неразумие и невежество способны сделать человека ненавистником прекрасного и доброго, привести к неразумной молитве, когда вместо помощи навлекается гнев богов. Неразумный склонен доверять ворожбе, магии, чарам, о которых трудно составить истинное знание. Но особенно опасна, в понимании Платона, мисология (греч. «ненависть к слову, разуму»), которая аналогична лжи мизантропизма, когда человек сперва чрезмерно доверяет людям, а потом, из-за частых обид, начинает всех ненавидеть. Мисо-лог, в осмыслении Платона, подобен зверю, поскольку он отсекает все пути к самопознанию и познанию, к философии, искусству, творчеству и многому другому.
Неразумный даже в хороших своих проявлениях, например, мужественных поступках, способен вести себя поистине безумно, то есть неоправданно рисковать и подводить товарищей. Он не способен оценить вред для своей души от общения с испорченными людьми и от восприятия плохих песен и порочного искусства. Он может поверить скептикам, которые, найдя истинное доказательство, тут же ищут и другие доказательства, лишая себя «истинного знания бытия». Или поверить софистам, которые признают наличие более мудрых людей, однако полагают, что ничье мнение не ложно. Платон иронизирует по поводу Протагора: «Почему бы ему не сказать в начале своей «Истины», что мера всех вещей — свинья, или кинокефал, или что-нибудь еще более нелепое среди того, что имеет ощущения…» (Теэтет, 161с)5.
Одна из главных проблем неразумного и невежественного человека — неумение справиться с человеческим «врожденным злом, величайшим из всех зол» (Законы, кн. 5, 73Ые-732а). Так Платон «величает» чрезмерное себялюбие. Это зло есть «в душах большинства людей» и оказывается «виновником всех проступков человека». «Ибо любящий слеп по отношению к любимому, так что плохо может судить, что справедливо, хорошо и прекрасно» (Там же)6. В христианстве чрезмерное себялюбие — один из главных грехов человека, который ведет к полному рас-
тлению, оборачиваясь гордыней, презрением к ближнему своему, прелюбодеянием и т.д. И Платон в «Законах» ясно пишет о «несметных бедах как для отдельных людей, так и для государств», связанных с себялюбием. Они объективируются в необузданной сексуальности, в кровосмешении, гомосексуализме, в связях с женщинами, от которых мужчина не хочет иметь детей и т.д.
Неразумный и невежественный человек может также не признавать бессмертия души. А если и признает, то может не понять, что человеческой душе подобает заботиться не «об этом небольшом промежутке (земной жизни. — В. К.), а… о вечности» (Государство, 608сd)7. У преподобного Серафима Саровского мы читаем почти те же слова: «Наша жизнь — одна минута в сравнении с вечностью»8, и все сегодняшние страсти недостойны этой Божьей тайны.
Даже после телесной смерти души неразумных людей, как показано в диалоге «Тимей», продолжают терпеть убытки: в следующем рождении они оказываются в телах женщин; легкомысленные души — в телах птиц; души чуждых философии — в телах животных. А совсем глупые становятся рыбами, живущими в глубинах водных, как в глубинах невежества.
Вывод Платона предсказуем: чем дальше душа человека отходит от философии и разума, тем более она противоречива, ошибается и страдает. Потому что избирает несправедливое, «чуждое и не истинное». «А всего дальше отходит от разума то, что отклоняется от закона и порядка» (Государство, 587а)9. То есть асоциальное и преступное «дело, слово и помышление», говоря языком молитвы.
Таким образом, источниками, так сказать, познавательного зла у Платона оказываются, во-первых, «плохое мышление» и «плохая философия», во-вторых, уступки неразумному вожделеющему началу души и, в-третьих и чаще всего, — сочетание того и другого.
2. Беззаконный вид желаний
Как показывают зрелые и поздние работы Платона, его размышления о человеке со временем становятся более мрачными и противоречивыми. В частности, Платон начинает высказываться о темной стороне биологической и социокультурной природы человека. Например, в человеке во время сна, «под влиянием сытости и хмеля» (Государство, кн. 9, 571с), может проснуться звероподобное начало души, влекущее к сексуальной девиации, кровопролитию и т.д. «Какой-то страшный, дикий и беззаконный вид желаний таится внутри каждого человека», даже в умеренных людях (Государство, кн. 9, 572b)10. И он пробуждается во сне.
Более того, — Платон даже называет внутреннего человека «многосоставным зверем», который слагается из собственно человека, изо льва и других зверей. Этого зверя человек может, на свою беду, пробудить. Например, невоздержность «сверх всякой меры дает волю в невоздержном человеке той страшной, огромной и многообразной твари» (Государство, кн. 9, 590а)11.
Напомним, что в ранних диалогах философ уже писал о порочных людях, которые в силу укоренившейся в них тьмы и безбожности, становятся «неисцелимыми». В последующих работах Платон продолжает высказываться на эту тему: «Мы вправе бояться, что у нас встретятся граждане с природой неподатливой, точно рог, так что их ничем не проймешь» (Законы, кн. 8, 853d)12. Они «неподатливы законам», то есть как бы неисправимо плохие. Однако Платон предполагает даже большее — наличие, так сказать, общечеловеческой неподатливости, неподатливости в самой человеческой природе: «Человек — существо с нелегким нравом» (Законы, кн. 6, 777b). И при этом еще, оказывается, «многосоставной зверь».
Этого зверя, согласно Платону, пробуждают разные явления. Но наиболее часто это происходит (с человеком и государством) по двум причинам — по причине сознательно обусловленной разнузданности и по причине природно обусловленной разнузданности. Сознательная разнузданность и в меньшей мере природная разнузданность связаны с неразумием и ложными ценностями человека или государства.
К сознательной разнузданности относятся, например, противоестественные связи. Если в «Пире» Платон — едва ли не апологет гомосексуализма, то в поздних «Законах» он уже консерватор и реалист: «Наслаждение от соединения мужской природы с женской, влекущего за собой рождение, уделено нам от природы, соединение же мужчины с мужчиной и женщины с женщиной — противоестественно и возникло как дерзкая попытка людей, разнузданных в удовольствиях» (Законы, кн. 1, 636с)13. То есть эти люди идут против природы, морали и богов, проявляя распущенность ради удовольствия.
Самый исконный вид сознательной разнузданности связан с ценностями «большинства» или «толпы». Толпа, как полагал Платон, жадна к земным благам и удовольствиям, ненасытна и лишена самообладания. Они «лягают друг друга, бодаясь железными рогами, забивая друг друга насмерть копытами» (Государство, кн. 9, 586аЬ)14. Они ополчаются даже против собственной выгоды и воли, поскольку не разумеют истины и не научились заполнять «ничем действительным ни своего действительного начала, ни своей утробы» (Государство, кн. 9, 586аЬ)15.
Природно обусловленная разнузданность мало зависит от воли человека, а определяется такой природной чувственностью, которая влечет к «бешеным вожделениям и самым неистовым, какие только могут быть, страстям» (Законы, кн. 5, 734а). Такие люди сами же страдают от своих чувственных вспышек, то есть лишаются «приятной жизни» и их «страдания превышают удовольствия как величиной, так и количеством и напряженностью» (Законы, кн. 5, 734а)16.
Есть и другие причины утраты человеком совести и стыда — власть, «богатство, красота, сила и все пьянящее наслаждением» (Законы, кн. 1, 649d). В силу субстанциальности и плюрализма причин Платон полагал необходимым запретить поэтам и всем «творцам» воплощать в своих произведениях «что-то безнравственное, разнузданное, низкое и безобразное» (Государство, кн. 3, 401b)17. Поскольку незаметно для людей может составиться «в их душе некое единое великое зло» (Там же, 401с).
Разнузданность столь опасна для человека и государства, что может погубить даже великую цивилизацию. Так, по мысли Платона, произошло с Атлантидой и великим родом атлантов. Они отошли от божественного начала и добродетели, отошли от равнодушия к богатству и стали «постыдным зрелищем»: «Они казались прекраснее и счастливее всего как раз тогда, когда в них кипела безудержная жадность и сила» (Критий, 121b)18. И тогда Зевс погубил Атлантиду, чтобы она отрезвела от беды. Таким образом, Платон предупреждает эллинов, а также всех людей и государства о неминуемой расплате (от богов) за разнузданность и нечестивость.
Каким же образом бороться с разнузданностью? Ответ Платона в простоте истины таков: каждый человек (дом, поселок, государство) должен быть не слабее, а сильнее самого себя, то есть оказываться победителем своеволия. А поскольку «от природы существует вечная непримиримая война между всеми государствами» (Законы, кн. 1, 626аЬ), людьми и внутри человека, то следует сражаться и побеждать, чтобы получить все блага. Победа над самим собой «есть первая и наилучшая из побед» (Законы, кн. 1, 626е)19. А благо победителей — воцарение мира и «всеобщего дружелюбия». В христианстве это называется «согласием» или «благодатью».
Однако Платон позднего периода творчества вовсе не уверен в успешности борьбы с разнузданностью. Он полагает, что «огромное большинство людей поступает как раз наоборот» (Законы, 918d), то есть своевольно и невоздержанно. Поэтому, с его точки зрения, постыдны страстно-меркантильные «занятия мелкого торговца, крупного купца и содержателя гостиницы» (Законы, 918d). И «лишь небольшая часть исключительных по своей природе людей, получивших превосходное воспитание, может держать себя в надлежащих границах, когда сталкивается с какими-нибудь нуждами и вожделениями» (Законы, 918сd).
Таким образом, надежды на то, чтобы победить человеческое своеволие, у Платона не остается, но борьба с разнузданностью, конечно же, необходима. «Зло неистребимо, Феодор, ибо непременно всегда должно быть что-то противоположное добру» (Теэтет, 176а)20.
3. Негодные люди
Так «величает» Платон в поздних «Законах» (Книга 10, 886а) неверующих людей. Он продумывает им даже меру наказания: тюрьма — для добродетельного атеиста, смертная казнь — для злокозненного и чувственно разнузданного атеиста, включая софистов.
Но еще более суров мыслитель по отношению к несправедливым: «Зрение, слух, чувства, вообще вся жизнь — величайшее зло для такого человека (несправедливого. — В. К.). Меньшее зло, если такой человек проживет возможно более короткое время» (Законы, кн. 2, 661с)21. Таким злом оборачивается, например, получение душой «величайшей власти» — она становится высокомерной, дерзкой, неразумной (ненависть к друзьям), несправедливой. Это зло может порождаться и социальной несправедливостью — богатый горшечник не хочет совершенствоваться, впадает в лень, а бедный — не может купить инструмент, склоняется к низости и злодеяниям. Так в большом государстве вместо единогласия появляются два или множество враждебных государств, и все души оказываются несправедливыми. «Несправедливость, Фрасимах, вызывает раздоры, ненависть, междоусобицы» (Государство, кн. 1, 351d).
Кроме того, человек в состоянии несправедливости становится враждебным по отношению к самому себе, к людям и богам. И поэтому он несчастен и достоин жалости. Его постоянно преследует возмездие и даже гибель. У богов тоже «полнейшая. неумолимость в отношении несправедливого» (Законы, 907b). Такие люди не подозревают к тому же о посмертном наказании — они будут «вечно. дурные в обществе дурных» (Теэтет, 177а). Платон полагал также, что и в государственных делах несправедливым и неблагочестивым людям нельзя давать ход: они — «вздорный люд, то есть бремя земли, а не благоспасаемая опора отечества» (Теэтет, 176d)22.
Тем не менее философ парадоксально говорит: «Всякий несправедливый человек бывает несправедливым не по своей воле» (Законы, кн. 5, 731с), потому что «никто, никогда и нигде» не приобретал добровольно величайшее зло в самой ценной области — области своей души. И тогда главная причина несправедливости человека (или государства) — опять-таки неразумие.
С несправедливостью Платон призывал вести постоянную и непримиримую борьбу и неуклонно карать тех, кто совершил «тяжкие, трудно исцелимые. несправедливости» (Законы, кн. 5, 731b). Вдвое прав тот человек, который и сам не совершает подобного, и другим не позволяет. Платон столь привержен духу справедливости, что называет «человеком совершенным и великим для государства» (там же, 730d) того, кто ненавидит несправедливость и по мере сил содействует правителям в осуществлении наказаний. Необходимо очищать государство от неисправимых преступников, в том числе от неимущих, которые выступают против обеспеченных людей. Платон так понимал справедливость, что допускал невозвращение ростовщику долга и процентов. И непринятие ложно воспитанных иностранцев, даже если город, колония переживают спад и осиротение.
Задача человека, согласно Платону, — быть врагом несправедливости и бороться с ней с «благородной яростью духа» (Законы, кн 5, 731с). Любить не себя и свое худшее, а справедливость и лучших людей. Только тогда человек способен одолеть свое разрушительное и губящее начало ради созидательного и спасающего начала.
4. Туповато-рассудительные
«Туповато рассудительные» в философии Платона — это многие из тех, кто был упомянут раньше. Но прежде всего это те, кого он отнес к большинству, к «невежественной и невоспитанной» толпе. Философ среди них — как человек «среди зверей» (Государство, кн. 6, 496d). Философ тянется к прекрасному, совершенному, мудрому, а «непосвященный» — «и не прекрасный, и не совершенный, и не умный вполне доволен собой» (Пир, 204а)23. Он может знать семь колен своих богатых предков, но не знать ничего возвышенного. И такого рода «посредственных — без числа».
Они признают все только естественное, незримое для них не существует. И нет у них никакого благоговения перед абсолютной красотой. Они кажутся умеренными и воздержанными, но это у них — только из-за страха потерять некоторые удовольствия. То есть их добродетель на самом деле — «пустая видимость», как «хилая и подложная» добродетель рабов.
Если они возьмутся за государственные дела, то будут грубы. Если же примутся за искусство, то окажутся пошлы. А если они решатся приступить к философии, то будут шарлатанами, создающими подражательные призраки. Если же они вступают в брак, то могут пойти на близость по расчету с чужим и нелюбимым человеком. И не ведают они о том, что за подобное, как полагал Платон, их душа будет девять тысяч лет слоняться по земле и под землей. Они слишком испорчены телом и не очищены душой, чтобы разбираться в добре и зле и следовать добру.
В чем же причина этого? Причин, согласно Платону, несколько, и начальная из них та, что некоторые из людей — от природы слабые или мелкие натуры. «.Слабые натуры никогда не будут причиной ни великих благ, ни больших зол» (Государство, кн. 6, 491е)24. Еще одна причина — местность, в которой нет «божественного дуновения», нет милостивых даймонов, и рожденные в этой местности от природы нехороши. Так говорил Платон о природе египтян, финикиян и других, у которых вместо мудрости «плутовство».
Но дело не только в природе. Все люди, как поведано в мифе о пещере, «с малых лет» приобретают оковы на ногах и шее. Все малоподвижны и сидят спиной к свету, то есть оказываются «непросвещенными». За этой «непросвещенностью» может стоять ложное воспитание, когда, например, детям внушают, что нужно в жизни стремиться к золоту, деньгам и могуществу, а не к справедливости и мудрости. «Не золото надо завещать детям, а побольше совестливости» (Законы, кн. 5, 729b), — так понимает философ воспитание.
Получив же «низкое и неблагородное» воспитание (Законы, кн. 1, 644а), человек начинает жить в уже испорченном, неблагородном мире, в котором лучшие люди отличаются всего лишь острыми мнениями и памятью, а также предсказывают грядущее. И
человек продолжает блуждать по жизни, окончательно присоединяясь к большинству. «Им не выйти за эти пределы, ведь они никогда не взирали на подлинно возвышенное и не возносились к нему, не наполнялись в действительности действительным, не вкушали надежного и чистого удовольствия» (Государство, кн. 8, 586аЬ)25.
Их цель — земные удовольствия и похотливые страсти, столь мало связанные с рассудком и самообладанием, с нравственностью и религиозностью. И пути к удовольствиям — удобные, легкие, прямые. И поэтому их удовольствия и страдания столь уродливы, что похожи на «смешные пародии» на истинные удовольствия и страдания.
Среди них могут оказаться и философы, которых погубили красота, богатство, телесная сила, влиятельное родство. А «посредственные», в свою очередь, продвигаются в философию, например, бывшие ремесленники с покалеченной душой и телом. В их стан могут попасть обокраденные люди, то есть те, кто позволил себя переубедить или забыл истинное. А также обольщенные — те, кто был обольщен удовольствием или охвачен страхом. Это могут быть и подвергшиеся насилию — то есть те, кого страдания, горе заставили изменить свои истинные мнения.
Ничего хорошего в этих людях, явно близких так называемому массовому человеку нашего времени, Платон не замечал, и это, вероятно, потому, что искренне и глубоко их не любил. Но предлагал пути их исправления. Во-первых, это путь обличения их незнания, чтобы развернуть их к реальному положению дел, стыду и переоценке своих знаний. Платону хотелось снять с них оковы неразумия, заставить встать и взглянуть в сторону света. Во-вторых, философ предлагал «насильно тащить его по крутизне вверх, в гору. пока не извлечет его на солнечный свет» (Государство, кн. 7). В-третьих, очищать нравы как людей, так и государства. Философ предлагал и самые крайние меры: не «лечить» тех, кто полноценен лишь телесно. А тех, у кого неисцелимо порочная душа, — умертвить.
Таким образом, то, что в ХХ-ХХ1 веках воспринимается как нормальные ценности — удовольствия, земные успехи и самоудовлетворение, — в понимании Платона представало как опасное и обманчивое зло. Перед человеком, согласно философу, с необходимостью стоят непростые, а иногда едва ли не невозможные задачи всестороннего развития, без которого ему не стать человеком. Это, конечно, идеал. Утопия возможности стать человеком. Но это и маяк, который на полтысячелетия раньше христианства позвал за собой лучшие умы и скорее не обманул. Соблазняет и обманывает антиплатонизм.
Назаретянин тоже потребовал от нас невозможного преображения, которое вдруг или постепенно становится возможным. И тоже, до Его Второго пришествия, не получится победить тотальное зло этого мира, которое даже воцарится на три с половиной года. Но Платон, не зная о более точных бытийствен-ных тайнах, расставляет, с «посильным уподоблением богу», спасительные знаки в связи с присутствием «зла», «нейтрального» и «блага». И в этом его богоподобие и вечная сила. Как человек, как страстный человек он высказывался в том числе проблемно — в духе раннего коммунизма, непосильных требований, радикальных наказаний, антихудожественных выпадов, вымышленных мифов и т.д. Но будем помнить, что свет его философии идет от «неосязаемой сущности».
Примечания
1 В мифе о пещере (Государство, кн. 7) Платон говорит: «А если бы ему снова пришлось состязаться с этими вечными узниками, разбирая значение тех теней?»
2 Платон. Собр. соч. в 4-х т. Т. 2. М., 1993. С. 231.
3 Языческое понятие бога у Платона и понятие Бога в иудаизме и христианстве, безусловно, различны. Бог Платона скорее собирательный образ эллинского политеизма.
4 Платон. Собр. соч. в 4- т. Т. 4. С. 180.
5 Там же. Т. 2. С. 215.
6 Там же. Т. 4. С. 183.
7 Там же. Т. 3. С. 406.
8 Духовные наставления преподобного Серафима мирянам и инокам. Клин, 2005. С. 28.
9 Платон. Собр. соч. в 4-х т. Т. 3. С. 382.
10 | Там | же. | С. | 361. | |
11 | Там | же. | С. | 385. | |
12 | Там | же. | Т. | 4. С. | 306-307. |
13 | Там | же. | С. | 83-84. | |
14 | Там | же. | Т. | 3. С. | 380. |
15 | Там | же. | |||
16 | Там | же. | Т. | 4. С. | 186. |
17 | Там | же. | Т. | 3. С. | 167. |
18 | Там | же. | С. | 515. | |
19 | Там | же. | Т. | 4. С. | 73. |
20 | Там | же. | Т. | 2. С. | 232. |
21 | Там | же. | Т. | 4. С. | 110. |
22 | Там | же. | Т. | 2. С. | 233. |
23 | Там | же. | С. | 114. | |
24 | Там | же. | Т. | 3. С. | 271. |
25 | Там | же. | С. | 380. |