Е. В. Никольский
«Трагикомедия духовная», или путь от мрака к свету Христову (проблематика философско-мистической дилогии Всеволода Соловьева)
Всеволод Сергеевич Соловьев родился в Москве 1 января 1849 года. Он был старшим ребенком в семье замечательного русского историка Сергея Михайловича Соловьева, чью многотомную «Историю России с древнейших времен» и другие сочинения до сих пор с увлечением читают любители истории, внимательно изучают исследователи.
В 1876 году в журнале «Нива», с которым судьба надолго связала писателя, появился его первый исторический роман «Княжна Острожская», принесший писателю громкий, неоспоримый всероссийский успех. А следом за этим романом на протяжении сравнительно короткого срока один за другим выходят его основные историко-художественные сочинения: романы «Юный император» (1877), повесть «Русские крестоносцы» (1877), романы «Капитан гренадерской роты» (1878), «Царь- девица» (1878), «Касимовская невеста» (1879). Последние его историко-художественные произведения были написаны уже в начале 90-х годов: «Царское посольство» (1890) и «Жених царевны» (1891).
А между 70-ми и 90-ми годами, когда были созданы эти произведения, лежит долгий период плодотворной и кропотливой работы над знаменитой «Хроникой четырех поколений», которую в широких читательских кругах называли просто «Семья Горбатовых». Несколько позже была создано классическое «программное» произведение — мистическая дилогия (романы «Волхвы» (1888) и «Великий Розенкрейцер» (1889), а также уже упомянутые «Царское посольство» и «Жених царевны», в которых автор вновь обратился к любимому им периоду русской истории — XVII веку.
Романы Вс. Соловьева «Волхвы» и «Великий Розенкрейцер» стоят несколько особняком среди других его произведений, посвященных исторической тематике. В этих романах писатель рассматривает не социально-бытовые коллизии и не особенности русской истории XVI-XVIII веков, не «эпос частной жизни» на примере одной семьи («горбатовский цикл»), а подходит к художественному осмыслению былого с иных позиций. В данном случае его целью стало изучение западноевропейского мистицизма, уходящего корнями в гностическую философию поздней античности, и осмысление данного явления с позиций православной веры.
Младший современник писателя литературный критик А.И. Измайлов отмечал: «Сам Соловьев считал эту сторону своей деятельности отнюдь не менее, чем две остальные (т. е. собственно историческая и социальная), значимою, ибо, по словам самого писателя, «выполнению второй задачи, потребовавшей от меня пятилетних усиленных трудов, преимущественно заграницей <…> посвящены романы «Волхвы» и «Великий Розенкрейцер»1.
Прежде всего нам бы хотелось обратить внимание на то, что эти произведения представляют собой единое целое. По замечанию младшего современника писателя критика П. В.Быкова, «в “Волхвах” только дана завязка внутренней драмы (главного героя. — E. Н), а развязка — в следующем романе, где представлено возрождение человека, могущего и горами двигать, но лишенного сердца, отрешившегося от великого завета любви»2. В издании 1892 года на обложке романа «Великий Розенкрейцер» есть подзаголовок: «Окончание романа “Волхвы”».
Ранее писатель затронул проблему мистицизма в рассказах «Старик», «Двойное приведение», «Перс из Индии», «Магнит», «Кименис». В романе-пентологии «Хроника четырех поколений» Вс. Соловьев касается истории мистицизма в 3-й и 4й частях произведения, где изучение таинственной сферы бытия им интерпретируется как проникновение в мир иного, что в силу тех или иных причин не может быть исследовано научным естествознанием. При этом писатель отмечает, что, с его точки зрения, подобные научно-духовные поиски не противоречат христианской вере.
По верному замечанию Н. Любавина, младшего коллеги писателя по журналу «Север», «здесь ярко сказался мистицизм Соловьева, но чтобы не впасть в грубую ошибку, надо составить точное представление об этом мистицизме. В сущности, наш автор никогда не покидает реальной почвы. Распространенность шаблонных материалистических понятий, не имеющих никакой реальной и научной почвы, часто застают мистицизм там, где есть законное углубление в важнейшие для человека вопросы»3.
Следует особо отметить, что «все это явилось отражением напряженного интереса к таинственному. Такое душевное расположение, очевидно, было, до известной степени, наследственным. Вспомним, что в не меньшей мере оно было присуще и брату его, Владимиру, всегда тяготевшему к сфере сверхчувственного знания»4.
Подтвердить выводы критика нам позволяет собственное признание писателя, который в своем письме к Ф.М. Достоевскому от 12 июня 1877 года откровенно писал, что существует «одно дело, которое сильно начинает волновать и интересовать, лезет мне в глаза и мучает меня против моей воли — это все тот же спиритизм»5.
Из приведенных нами выше сведений можно сделать следующие выводы:
- На протяжении многих лет своей жизни писатель испытывал напряженный интерес к таинственному «сверхчувственному» знанию и обладал большими познаниями в этой сфере.
- По свидетельству его племянника, С.М. Соловьева- младшего, «романы моего дяди — “Волхвы” и “Великий Розенкрейцер” свидетельствуют, что он серьезно занимался оккультными науками. После его смерти осталась богатая библиотека мистической литературы»6, которой прозаик пользовался при создании мистической дилогии. Вс. Соловьев составил план романов и сделал многочисленные выписки из книг известных оккультистов и каббалистов: Парацельса, Эккартс- гаузена, Фламеля и др. Знакомство с теоретическими изысканиями гностиков, мистиков, а также познание на практике всевозможных спиритических и медиумических явлений позволило ему собрать огромный фактический материал по данному вопросу.
Всеволод Соловьев рассматривал в этих произведениях не влияние гностических и мистических учений на духовную жизнь общества, а то, как увлечение эзотерикой деформирует личность главного героя, князя Юрия Захарьина-Овинова..
Для анализа проблематики мистической дилогии Вс. Соловьева необходимо кратко рассмотреть сущность и истоки тех форм духовности, которые привлекли в ракурсе идеологической полемики внимание писателя.
В «Очерках по истории Церкви» незадолго до своего ареста священник Сергий Мансуров так писал об этих явлениях: «. заключительная часть “образованных” и “разумных” римлян, примкнувших к христианской Церкви во втором веке, не ставила своей целью устроить жизнь и душу в духе Христовом, а только по своему субъективному вкусу и соображению “углублять” и “объяснять” христианство в духе своего времени. И вот вместо Церкви создались религиозно-философские кружки, где фантастические толкования или просто подделки и урезки лишали Евангелие первоначального смысла; магизм занимал место духовных сил, исступление — место пророческого вдохновения. Сами гностики обычно вовсе не стремились внешне отделяться от Церкви. Но обычно было внутреннее противление Единому Личному Богу, поскольку Он — не только Первоначало, Наставник, Учитель, Философ, но и Творец, и Спаситель. Им всем чуждо библейское, подлинное чудесное перевоспитание духа и мысли, живое отношение к Богу и Творцу, которого язычество не знало. Новое учение, в добавок ко многим прежним, сообщало лишь несколько мыслей в старых, по существу, душах»7.
Вопросы теории и истории гностицизма затрагивал в своих работах об этнических антисистемах известный российский историк и философ Л.Н. Гумилев. Согласно его взглядам, западноевропейская культура и византийская цивилизация как бы вылуплялись из «яйца христианской общины, специальным обрамлением которой была церковная организация. Но в этом яйце был и второй зародыш — так называемый гностицизм <.> в котором главное место занимало неприятие действительности»8. В то время как представители противоположной им идеологии (т. е. христиане) «рассматривали окружающую среду с присущими ей стихийными процессами как благо»9. Таким образом, по мнению ученого, формировался конфликт если не мировоззрений, то мироощущений: жизнеутверждающего, то есть сопричастного биосфере планеты, и жизнеотрицающего, ставившего целью и идеалом аннигиляцию материального мира, ибо высшее благо человека состоит, с точки зрения гностиков, в уничтожении материи и освобождении духа.
Это представление в дальнейшем формировало социальные и нравственные воззрения представителей данного учения (культ знания как самоценности в ущерб другим сферам бытия, отрицание ценностей материального мира, в том числе брака и семьи, презрение к самой жизни, почитание самоубийства, гордое удаление от общества и т. д.). Как неоднократно писал Л.Н. Гумилев, такие доктрины, подобно раковой опухоли, на протяжении Средних веков и Нового времени разъедали изнутри как христианский, так и мусульманский миры от «Атлантики до великой китайской стены»10.
Это учение было составной частью псевдохристианских доктрин, существовавших в Средиземноморье в постантичную эпоху, ведь гностицизм повлиял на возникновение большинства крупнейших ересей, в том числе манихейства и последовавшего за ним масонства11.
Современный богослов и историк философии отец Андрей Кураев в своей книге «Кто послал Блаватскую?» пишет, что в средневековой Европе «создались школы западного эзотеризма, в которых кабалистика преподавалась под видом греческой или египетской мудрости <…> В этих эзотерических обществах были люди, которые от христианства публично не отрекались, но по некоторым принципиальным религиознофилософским вопросам им были ближе греческие философы, мистики и маги, нежели библейские апостолы и пророки. Самые известные эзотерические течения — это розенкрейцеры и масоны»12.
Поскольку описываемые в романе духовные теории и практики имели место в странах Западной Европы (а оттуда проникали в Россию), для анализа рассматриваемых в романе явлений следует обратиться к некоторым суждениям католических богословов. Папа римский Иоанн-Павел II (известный своими философскими трудами, созданными в духе экзистенциальной традиции) отмечал, что « гностицизм никогда не уходил с поля христианства, всегда как бы сосуществовал с ним: и под видом определенных философских течений и, чаще всего, под видом тайной парарелигиозной практики, глубоко порывающей с тем, что сущностно важно для христиан, но не выражающей это открыто»13.
Как мы уже отмечали выше, романист в течение многих лет занимался изучением оккультной литературы, испытал глубокое разочарование и потерю смысла жизни и лишь благодаря дружбе со святым Иоанном Кронштадтским смог обрести радость жизни в молитве и общении с Богом. Примечательно свидетельство отца Сергия Соловьева: «впоследствии этот интерес к индусской мудрости все более уступал место простой вере»14. Таким образом, изменение взглядов главного героя, князя Захарьина-Овинова, в главных чертах повторяет эволюцию мировоззрения писателя.
Писатель, детально в течение пяти лет изучавший в Bibleoteque National de Parisнаследие европейских мистиков, не мог не коснуться вопроса о сущности, так называемого, «тайного знания» и его влияния на духовную жизнь человека. Мастерски используя полученные сведения, автор дал любопытную картину европейского и русского общества конца XVIII века, в котором мистицизм получил вполне определенное развитие. Особую прелесть дилогии предает богатство и своеобразие вымысла. Доминантой романов служит глубокая, серьезная идея о высшей степени знаний человека. Розенкрейцерам представляется едва ли не полная картина всех тайн природа, но с ней не видно пути к настоящему блаженству бытия. Соловьев показал, до каких пределов человек может развить в себе силу воли, до какой степени ради достижения поставленной цели он может изменить свой нрав, и насколько напрасны все титанические усилия без участия души, без великого Христова завета, завета любви.
Идею эту романист изящно воплотил в живых художественных образах: в князе Юрии Захарьине-Овинове, священике Николае и императрице Екатерине, которые явились носителями и выразителями определенных идеологических и нравственных постулатов.
Первая часть романа — «Волхвы», посвящена мистическим и гносеологическим проблемам, зачастую не отделенным писателем друг от друга. В этих главах автор повествует о судьбе и духовных поисках князя Юрия Кирилловича Захарьина- Овинова. Получив прекрасное образование в одном из немецких университетов, герой не удовлетворяется достигнутым и продолжает поиск «сверхчувственного знания», которое будто бы может открыть ему тайны мироздания, дать власть над природой и обеспечит абсолютное счастье и абсолютную радость.
Вс. Соловьев не считал мистическую философию и парафилософию, а также науку (в том числе естествознание) способными кардинально решить аксиологические вопросы, оставляя их христианской религии. Таким образом, прозаик придерживался классического фидеизма, не пренебрегающего наукой. Поэтому вполне закономерно, что духовно-экзистенциальные и научные поиски главных героев мистической дилогии, пролегавшие в весьма далеких от Евангелия сферах, зашли в тупик. В своих произведениях автор аргументировано это доказал на примере судьбы князя Юрия Захарьева-Овинова.
Детально изучив историю европейского мистицизма, Вс. Соловьев в одной из первых глав романа «Волхвы» вводит читателя в суть проблемы. Повествуя о главном герое, он отмечал: «а в его время было немало умов, настроенных мистически, томившихся и скучавших среди видимой действительности. Эти умы, увлекаемые жаждою чудесного и не умевшие найти удовлетворения своей жажды в слишком для них высокой и великой чистоте и простоте христианского учения, вернулись к древним средневековым мечтаниям, разыскивали остатки древних тайных наук и силились сдернуть покрывало с таинственного лика Изиды»15.
Юрий Захарьев-Овинов и его наставники-розенкрейцеры полагали, что « человек, обладающий верой, разумом и волей, действительно мог, говоря словами апостола Павла, быть пророком, знать все тайны, переставлять горы. Владея сутью предмета, он легко овладевал и всем предметом» (с. 271). Весь жизненный путь главного героя (до встречи с православным священником отцом Николаем) был посвящен поиску и овладению тайной премудростью.
Всеволод Соловьев в своей мистической дилогии создал ряд сцен, в которых показал, что розенкрейцеры, обладавшие «сверхчувственным знанием», им пользовались. Эти люди (если верить писателю) могли предсказывать будущее, прозревать прошлое и настоящее, вызывать стойкие положительные и отрицательные чувства через воздействие на сознание и волю других людей, добиваясь, таким образом, достижения своих целей, и даже исцелять болезни. Главный герой «князь Юрий мог безо всяких видимых инструментов знать и видеть то, что происходило на очень дальнем расстоянии. Он мог устанавливать между собой и нужными ему людьми невидимую связь; чужие мысли, когда он этого хотел, были для него также ясны, как громко произнесенные слова. В его власти было овладеть почти каждым человеком, внушить ему свои мысли; заставить его действовать по своей воле. Он мог избавлять людей от болезней и страданий; мог и возбуждать в них вечные страдания»16.
Розенкрейцерам были ведомы многие тайны природы. Они могли читать в человеческих душах как в книгах, сообщаться друг с другом безо всяких посредников, на каком угодно расстоянии, пользоваться магнитной и гипнотической силой и добывать золото. Согласно описаниям Всеволода Соловьева, они верили, что «посредством могущественной силы, постигнутой ими, один человек может завладеть другим и превратить его в слепое орудие своей воли, своих страстей. Этой силой можно попрать, исковеркать и уничтожить весь строй общественной жизни, породить всевозможные преступления, каких еще не знало человечество. Дни, когда подобная сила сделается общим достоянием, представлялись им адом, и их первая обязанность была — охранять человечество от таких дней»17.
Писатель (на примере судьбы Юрия Захарьева-Овинова, а также графа Калиостро) раскрыл, каким образом человек может получить такие способности и как это может отразиться на его дальнейшей судьбе. В романе «Великий Розенкрейцер» освящен итог жизненного пути князя Юрия, рассматриваемый с позиций христианской антропологии и евангельской этики.
В первой части дилогии романа «Волхвы» писатель повествует о сути таких знаний и путях овладения ими. В связи с этим он отмечал, что «посвящавший его (Ю. Захарьева-Овино- ва) учитель доказал ему основательно свои познания, свою силу, показывал ему явления, ясно и неоспоримо говорящие о том, что человек может получить громадную власть над природой и по своему желанию комбинировать и направлять ее силы»18. Эта цель, согласно учению и практике розенкрейцеров, у адепта ордена достигается через формирование новых личностных свойств путем длительной аскезы, основным направлением которой является трансформация воли и жесткий контроль над эмоциональной сферой. В этом аспекте представители этого учения был близки к кантианской гносеологии, отдававшей приоритет субъекту познания.
Для достижения данного уровня знаний, умений и навыков требуется, безусловно, соответствующая умственная организация и суровая нравственная дисциплина. Поэтому адепты ордена подавляют страсти с настойчивостью строгих аскетов.
В основе их учения лежит понятие о свободной воле человека, которая, в сущности, и творит все эти чудеса.
Повествуя о духовных поисках Юрия, Вс. Соловьев отмечал, что « он знал, что все средства заключаются в нем самом, что развить свои силы он может единственно волей и наукой, передаваемой ему его учителями. Без развития воли он останется на месте и не пойдет вперед»19. Такова, по мнению писателя, суть духовной практики, существовавшей в тайном обществе искателей истины. Последователи этого учения достигали такого состояния, что «желать» уже означало «возмочь». Но развитое сознание, основой которого был нравственный императив «не навреди», сдерживало самые резкие фантазии «великих Посвященных».
Возможно, на первый взгляд, образцово-культовая практика розенкрейцеров (как она была описана у Вс. Соловьева) в чем-то напоминает подвижничество христианских монахов. Однако определяющее отличие заключается (если все изложенное в романе понимать не столько в конкретно-историческом, сколько во вневременном философском плане) отнюдь не в «методах проведения в жизнь аскетического идеала <…> Основное различие <…> в том, во имя чего человек вступает на аскетический путь. Здесь может быть очень много мотивов, и далеко не всегда они в полной мере сочетаемы с христианством. Это мотивы приобретения духовной силы. Аскетизм есть известная система психофизических упражнений, обуздывающих и видоизменяющих природный путь человека и направленных к получению особых власти над душой и природой. Можно <…> упорным трудом подчинить воле свое тело, можно добиться и огромных психохимических изменений в себе, можно добиться власти над материей и над духом <…> Силы в природе огромны, но и в этой огромности ограничены. Никакого неограниченного и неисчерпаемого источника сил не существует. Поэтому дело такого оккультного аскета — собирать, копить, беречь, растить, упражнять все природные возможности. И на таком пути возможны огромные достижения»20.
По мнению монахини Марии (Скобцовой), продвижение вперед по пути бесконечных парапсихологических и физических упражнений и медитаций рано или поздно должно завести в тупик, ибо лишает «подвижника» главного — восхождения (энергии) с Богочеловеком Иисусом Христом. В таком ракурсе становится ясно, почему розенкрейцеры, описанные Вс. Соловьевым («граф» Калиостро и Абельзон) претерпели полный крах в своих поисках, а князь Захарьев-Овинов испытал духовный кризис. Эта идея, составляющая глубинную сущность антитезы христианских и гностических воззрений на мир и человека, стала духовной доминантой мистической дилогии.
Раскрыв способы достижения этого знания и его сущность, Вс. Соловьев ставит законный вопрос: почему розенкрейцеры, опередившие человечество в познании мира, не поделились с людьми своими открытиями? Ответ содержится в самом романе — адепты ордена скрывали свои открытия, дающие власть над людьми и природой, потому что знали о возможных последствиях: «Они говорили, что, когда малейшая частица их знаний будет найдена помимо них и станет доступной каждому, настанут страшные беды. Преступления и несчастья, порождаемые в наши дни <…> показывают, до какой степени были правы учителя розенкрейцеры. Если бы они не держали своих могущественных знаний в тайне, если бы всеми мерами, даже жестокими, не оберегали бы свои тайны, они превратились бы в сознательных преступников, и это было бы их нравственным падением»21. Главный герой романа всецело следовал этому этическому постулату: «Захарьев-Овинов был истинным розенкрейцером, а потому он был не в состоянии злоупотреблять своими познаниями и силами и направлять их к своей личной, житейской пользе и выгоде»22.
Таким образом, ученые-розенкрейцеры XVIII века (как их описывает Вс. Соловьев) обладали высоким чувством ответственности и всемирной славе предпочитали гордую безвестность, ограждая человечество от бед.
Традиционная этика дохристианских религий была основана на древнейшем законе: «Делай что хочешь, но никому не причиняй вреда». Язычники не верили и не верят в проповеданный Христом принцип «прощения грехов». Они воспринимали мир как систему причин и следствий. (В индуизме этот принцип получил название «карма».) Согласно этому закону, если человек принес вред, то его нужно компенсировать, чтобы заделать брешь в общей системе бытия. Это дело разума (а не сердца, т. е. духовно-религиозной сферы человеческой души, как в христианстве).
Для такой этической доктрины типично представление, что люди имеют право на уединение «ото всех и вся» (всего мира) и могут свободно действовать, если при этом не причиняют никому вреда. А это подразумевает, что небольшие действия должны быть противопоставлены большим последствиям. Поэтому розенкрейцеры умалчивали о своих открытиях.
Современная исследовательница христианской этики И.В. Силуянова в своей работе пишет, что такой тип этического мышления сводится к нормативному принципу «не навреди», изреченному языческим врачом и философом Гиппократом (460-377 гг. до Р.Х.). И в этом императиве заключается ограниченность их нравственности, т. к. иной, более высокий этический постулат — «делай добро», высказанный христианином Парацельсом (1493-1541), им был неведом. Ибо «основным моральным принципом, формирующимся в границах данной модели, является заповедь: твори любовь, благодеяния, милосердие»23. Сама идея преображения мира и человека (в т. ч. самого себя) через любовь к Богу и ближнему была чужда этике политеистических религий и их последователей — эзотериков.
Розенкрейцеры приобретали знание ради самого знания; завет Христа «любить ближнего твоего» (Мф. 5:43) стал им чужд, т. к. их представления о мире и человеке исходили не из евангельских, а из языческих доктрин. И это подвигло двух наиболее чутких адептов секты («графа» Калиостро и князя Захарьева-Овинова) отойти от обычной для данного мистического сообщества практики.
Характеризуя доктрины манихеев и гностиков, известных как предшественники розенкрейцеров, современная исследовательница истории философии М.К. Трофимова пишет: «Это учение, которое отталкивается от материального как от начала, препятствующего единению человека с целым, но видит в самосознании и самосовершенствовании единственный путь к абсолютному, приобретает черты эгоизма. Оно не придает значения отношениям между людьми, оно не допускает не только слов “любите врагов ваших” (Мф. 5:44), но и заповеди “люби ближнего твоего как самого себя” (Лев. 19:18) <…> У человека нет никаких обязательств перед другими людьми». Таким образом, общей особенностью этого учения является «отсутствие вкуса к этической деятельности как таковой»24.
Возможно, гностические и родственные им манихейские доктрины не всегда являлись прямой оппозицией традиционному христианству. Ведь «ересь вовсе не нуждается в преемственности традиций — она может периодически возобновляться как устойчивое типологическое плетение ума»25. Поэтому антитеза христианских и гностических воззрений на мир и человека, представленная в дилогии, носит вневременной характер. В связи с этим интересен подход писателя к изображению персонажей. По наблюдению Любавина, описывая «рыцарей “Розы-Креста” во всеоружии высочайших познаний, Соловьев не делает из них, однако, фантастических фигур. Это — живые люди, психология которых представляет не сказочный, а вполне реальный характер»26.
Следует отметить, что успехи розенкрейцеров — не случайный дар или необыкновенная находка, явление слепой случайности или удачи, а плод многолетнего упорного труда и великой борьбы с присущими человеку слабостями и страстями. Розенкрейцер может увеличить свое могущество и упрочить его сообразно тому, насколько он верен заветам ордена и блюдет свою духовную чистоту.
Описав доктрины и практику ордена розенкрейцеров, Всеволод Соловьев как бы ставит перед читателями вопрос не только о сущности «сверхчувственного знания», но об отношении к нему и о путях его применения, которые представлены в дилогии на примере судьбы князя Юрия. Таким образом, «гнoсеологическая» проблематика уступает место нравственной.
Главный герой, князь Захарьев-Овинов, не избежал духовной драмы, приняв, по сути, нормы поведения и стереотипы мышления розенкрейцеров, отрицавших ценность мира и общества. Однако, не обретя таковых в подлинной вере во Христа, он не смог найти смысла жизни и вернуть себе внутреннюю гармонию до встречи со священником Николаем. Юрий, благодаря влиянию и духовной поддержке отца Николая, постепенно прозревает и начинает понимать, что «сверхчувственное знание» розенкрейцеров хотя и обладает безусловной непреходящей ценностью, но не несет в себе тепла подлинной Христовой веры.
Юрий Захарьев-Овинов, пройдя через сложные духовные испытания, осознает, что без Бога в этом мире все теряет смысл. В первых главах романа «Волхвы» герой еще находится в плену эзотерических доктрин.
В частности, он высказывает антигуманистические взгляды, согласно которым «высшее благо человека состоит в уничтожении материи и освобождении духа. Если материя зло, а земная жизнь — лишь миг перед вечностью, лишь кратковременная темница духа, то как же я могу страдать и плакать оттого, что людям, быть может, холодно и голодно? Ведь я хорошо знаю, что телесный голод и холод — ничто, вовсе не беда, не горе, а спасение. Я понимаю, что люди, не зная истины, могут поддаваться земным страданиям и сильно их чувствовать, но зная, как посредством этих страданий и только ими душа человеческая развивается и приближается к совершенству; именно любя людей, не должно страдать с ними, а только радоваться, глядя на мудрую и неизбежную работу совершенствования души»27. В данном случае мы еще раз наблюдаем, что в теориях ордена розенкрейцеров сохранялись не принятые ни христианской Церковью, ни европейской философией древние гностико-манихейские воззрения.
Для дальнейшего анализа проблематики дилогии необходимо вновь кратко рассмотреть суть доктрин секты манихеев. Его основателем был недоучившийся христианский священник-расстрига Манус (217 — между 274 и 277 гг.). Отсюда и название учения. Антропологические концепции манихеев были противоречивыми. С их точки зрения человек — «творение тьмы, дьявола, заключившего душу — искру света — в оковы плоти, но в то же время он сотворен по образу и подобию «небесного первочеловека»28. Таким образом, манихеи учили, что душа создана Богом, а тело — дьяволом, поэтому один из их постулатов гласил: «Тело — темница для души».
В романе «Волхвы» в следующей фразе автор представляет жизненное credoкнязя Юрия, который полагал, что «чем быстрее идет его собственное развитие, тем он более очищается и возвышается над материей, тем он легче будет очищать и поднимать других»29. В «Великом Розенкрейцере» писатель создал краткий эпизод, в котором несколько по-иному показано увлечение героя манихейской философией, презирающей материальный мир: «.ему стоит только известным способом направить свою волю и проглотить несколько капель эссенции, тайна которой была ему открыта учителем-старцем. Эссенция эта произведет в один миг изменения в его организме, ослабит материю, освободит дух, поможет вам сосредоточиться, проявить свою творческую силу»30.
Согласно учению этой мистической секты, Вселенная является творением двух демиургов, т. е. мир — это не единый храм Единого Благого Бога — Творца, а порождение двух враждующих трансцендентальных царств. Сущность манихейства была изложена в написанной Манусом «Книге гигантов». Она заключалась в утверждении равенства между изначальными и предвечными «добром» и «злом». Каждый из этих миров света и тьмы, т. е. духовный и материальный, первоначально не соприкасались друг с другом. Но постоянные возмущения в мире тьмы привели его однажды к соприкосновению с миром света. Возникшая у обитателей мира тьмы зависть породила план нападения и захвата мира добра. Мир света не мог ответить жестокостью и злом на нападение тьмы. Единственным средством защиты явилось привнесение частиц света во тьму, которая от этого разрушалась.
В основе мироздания нет единого принципа, нет единой организации. В этом мире вечно царствует не только Бог, но и сатана. Спасение человечества манихеи видели в отказе от всего «нечистого», т. е. материального, в освобождении частиц света, заключенных в теле человека. Вероучители этого религиозного направления проповедовали для своих адептов воздержание и безбрачие, внешнее благочестие. У последователей этого учения сформировался необычный взгляд на мироздание. В учении доминировало презрение к телесной человеческой природе, отрицание плоти и т. д. (Если бы дело обстояло именно так, то пришлось бы отказаться от почитания святых мощей, что в христианстве считается ересью, и забыть слова апостола Павла: «ваши тела суть храм Святого Духа» — 1 Кор. 6:9.)
Противником этого учения был известный богослов, отец Церкви святой Августин (f 430), заслугой которого было полное опровержение данных доктрин. В течение девяти лет, как он сам с горечью признавался в своей знаменитой «Исповеди», его взглядами и поступками руководили манихеи, намекавшие на некое «тайное знание», которое якобы ему будет дано. Манихеи убедили его, что Новый Завет подделан людьми, захотевшими привить к христианской вере иудейский закон, но сами при этом не показали ни одного «подлинного» текста. Все это сообщалось ему в тайне. «Эта была страшная сеть диавольская, — писал он впоследствии, — многие запутывались в ней, прельщенные красноречием манихеев»31.
Русский философ князь Евгений Трубецкой в статье, посвященной блаженному Августину, писал: «Задача христианского апологета против ереси манихеев заключалась в том, чтобы показать единство организации Вселенной, единство мирового порядка, представить мир как единое целое, подчиненное власти Единого Бога. Против учения, разделяющего мир между двумя царствами, требовалось показать: Единый Бог царствует»32.
Новозаветное миросозерцание и последующая традиция богословской мысли категорически не принимали подобных суждений. Ведь «мир — творение Божие, искупленное Христом. Человек встречает в мире Бога, и ему не нужно так безусловно отрываться от мира, чтобы найти себя в глубинах своей внутренней тайны. Для христианства нет смысла видеть в мире какое-то радикальное зло, ведь в начале его пути — Бог Творец, который любит свое творение и “отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную” (Ин. 3:16.)»33.
Таким образом, жизнеотрицающий пафос гностиков — розенкрейцеров не имеет ничего общего с традиционной верой христианской Церкви. Однако путь прозрения для главного героя мистической дилогии затягивается на неопределенное временя. Отрицание мира как творения Господа приводит к тяжелейшему психологическому кризису, выход из которого возможен лишь при обращении к евангельским истинам.
Реальность, возвещаемая Иисусом Христом, не вырывает душу из тела, а человека — из мира. Она пришла в человеческий мир, чтобы внутренне преобразить его. При этом, произрастая изнутри человека, реальность приносит в мир человека энергии совершенно иного уровня бытия.
Как замечает современный католический богослов Ганс Кюнг в книге, посвященной сравнению христианства с другими мировыми религиями, «мир не был для Иисуса ничего не стоящей реальностью, подходящей только для того, чтобы оторваться и через акт медитации проникнуть в ничто; еще менее склонен он отождествлять мир с Абсолютом; это доброе творение, хотя и постоянно повреждаемое человеком»34. Мир земли можно не уничтожать (как предлагают радикальные гностики и типологически родственные им буддисты), — если человек «кроток», он может безопасно «наследовать» землю (Мф. 5:5). Мир «не прогорк» для самого Христа. Мир для Него — это поврежденное доброе творение: оно изначально доброе, но попало в плен.
Отставая двуединую сущность Христа (божественное и человеческое начала, соединенные неслиянно и нераздельно), христианская Церковь, желая укрепить разум и веру своих последователей, понимала всю опасность учения манихеев и в IV веке предала его на IV Вселенском соборе анафеме. В данном случае мы видим, что христианство отстаивает идеалы гуманизма и не отрекается от телесного начала в человеке, т. к., по Священному Писанию, человек сотворен Богом, и сам Бог (второе Лицо Святой Троицы — Иисус Христос) принимает телесную природу, рождаясь как человек в Вифлееме.
Однако, несмотря на это, «манихейство продолжало существовать в тайных обществах. В Европе и Америке манихейские идеи проникали через масонство (отметим, что розенкрейцеры были ветвью масонства. — E.H.)в христианство, провоцируя ереси и расколы»35.
В последующее время гностическая ересь продолжала существовать, спрятавшись под другими названиями в тайных обществах. В Средние века «гностицизм проникал в христианство под видом каббалы, алхимии, астрологии и магии (т. е. всего того, что так увлеченно изучал князь Захарьев-Овинов. — E.H.) <.> В дальнейшем его следы мы находим в воззрениях тамплиеров, розенкрейцеров»36.
В связи с вышеизложенным, нам хотелось бы рассмотреть, как манихейские (эзотерические) доктрины реализуют себя в идеологии и поступках главного героя мистической дилогии князя Юрия Захарьева-Овинова. Прежде всего, это касается исполнения им двух заповедей Иисуса Христа (своеобразной квинтэссенции всего Нового Завета) — заповедей о любви к Богу и любви к ближнему. Внешне князь Юрий оставался христианином, но при этом не замечал того, что изменения, произошедшие в его уме и сердце, способствовали его удалению от Евангелия.
В 4-й части романа «Волхвы» князь Юрий в диалоге с отцом Николаем раскрывает свой взгляд на Бога, понимаемого им в качестве безличного абсолюта: «Верю, только не так, как веришь ты. Моя вера даже не позволяет мне говорить о Боге, ибо как я могу говорить и судить о Непостижимом?»37. Таким образом, логика рассуждения Ю.К. Захарьева-Овинова сводится к следующему: если Бог непостижим, то Он не может присутствовать в человеческом сознании и, значит, не может быть предметом разумной человеческой деятельности, не может быть целью человеческой жизни. Следовательно, религия как связь с Богом невозможна, и путь к Нему немыслим.
По этому поводу современный богослов отец Андрей Кураев пишет: «Но одно обстоятельство осталось неучтенным этой логикой: а что если абсолют проявит себя? Что если Бог жаждет, чтобы Его жаждали? Да, человек не может своими усилиями и своей практикой обрести Бога. Но разве не может Бог выйти за пределы собственной непостижимости? И если Божество безлично — то да, Оно не способно на такой поступок. И такое Божество <…> есть тьма, которая не может ни думать, ни делать, ни действовать, ни любить. Но Личность способна к любви. И поэтому Бог есть свет, Бог есть Творец, Бог есть Промыслитель и Создатель»38(курсив мой. — Е.Н.). Таким образом, философская мысль о том, что абсолют не может контактировать с миром конечного и относительного, оказывается не более чем приемом вежливого выпроваживание за дверь Божественного Откровения.
Весьма примечательна реакция пастыря Христова на это суждение «великого посвященного»: «отец Николай побледнел. Он хотел возразить и не мог, хотел вопросить — и не был в состоянии сделать вопроса, даже мгновенно забыл о своем вопросе»39. Мудрый священник сразу же постигает суть духовного состояния князя и понимает, что излечить его он не в силах, но все возможно только Всемогущему Богу. Поэтому отец Николай «не только не смутился, но все пристальнее всматривался в глаза брата и, казалось, начинал все яснее читать в них братнюю душу. Сам он преображался с каждым мгновением. Простые и добрые черты его лица озарялись теперь высоким вдохновением, и в то же время в них была разлита большая скорбь и жалость. ‘Да, Юрий, — повторял он с непоколебимой уверенностью. — Ты живешь без любви, а стало быть, без Бога! Ты ходишь в непроглядной, гибельной темноте и обуянный себялюбием и гордостью, мыслишь, что поднялся на светлую высоту”»40.
К сожалению, манихейские воззрения стали для князя Захарьева-Овинова не только формой абстрактно-теоретического миросозерцания, но и руководством к конкретным действиям, основанием для взаимоотношений с близкими ему людьми.
Оказываемые Юрием знаки почтительности и внимания по отношению к его отцу на деле оказываются проявлением «внешнего благочестия», возникшего вследствие внутренней его отчужденности от престарелого родителя, который, ощущая холодность сына, не может понять ее причин. Апогеем в данной ситуации стало то, что «старый князь стал просто пугаться сыновнего лица — оно казалось ему неживым, казалось прекрасной, но безжизненной маской. Иной раз, беседуя с сыном, рассказывая и передавая ему то, что считал важным и нужным, князь явно замечал, что сын отсутствует: он перед ним, он глядит на него, а в то же время его нет — он далеко где-то, не принимает никакого участия в разговоре, не слышит отцовских слов, они ему неинтересны; он ему чужой»41.
Выздоравливая духовно, князь Юрий обретает истинную любовь к отцу. Это хорошо описано в романе «Великий Розенкрейцер», когда Захарьев-Овинов проводит лечебные процедуры, стремясь не только исполнить свой «внешний» долг, а более по «внутреннему» желанию своего воскресшего сердца.
Другой аспект этой проблемы связан не с чувством почтения к родителям, а с любовью к женщине. Княжна Елена Калатарова испытывала к Юрию глубокое и сильное чувство, которое захватило всю ее натуру. Ради него она решилась на развод со своим супругом, графом фон Зоннерфельдом. В Петербурге Елена искала встреч со своим избранником, который с нею был всегда по-светски вежлив, но за этой маской скрывалось его холодное равнодушие, причины которого заключались в манихейско-гностическом мировоззрении князя Юрия, в его гордом стремлении возвыситься над людьми. В преодолении чувства любви он видит свой долг. Вс. Соловьев так описывает состояние героя в этот момент: «Захарьев-Овинов с отчаянием сжал свою горячую голову руками: “Она меня любит! Любит страстной погибельной любовью. Так вот, что это значит, вот зачем я здесь!.. Так вот оно мое последнее испытание!”»42.
Считая искреннюю и горячую любовь Елены последним преткновением на пути к совершенству, князь отвергает ее. Основанием подобного поступка героя явились отнюдь не отсутствие у него чувства, не какие-либо социальные причины (оба героя — представители древнейших аристократических фамилий), а манихейское нежелание князя Юрия проводить обычную жизнь земного (плотского) человека. В диалоге с княжной Еленой он произносит следующие слова, в которых раскрывает свое манихейское credo: «Вы говорите мне о земной любви, о соединении в сфере временной и — враждебной духу — материи, о соединении грубом, животном, задерживающем развитие духа, тогда как наше соединение может быть вечным и блаженным в блаженной и вечной сфере духа»43. Неприятие князем Юрием Захарьевым-Овиновым любви и брака вызвано, как мы можем наблюдать, не идеалами христианской аскезы, ибо само понятие Бога как личности и любви было ему незнакомо. Ради служения Христу он не мог оставить мир, отказаться от перспективы семейной жизни, отцовства, т. к. Спаситель мира для него был не аксиологической основой жизни, а философской абстракцией.
«Гимн любви» апостола Павла, из которого взят второй эпиграф для дилогии, по размышлениям современного богослова отца Андрея Кураева имел антигностическую направленность. Русский философ-эмигрант первой волны Б.П. Вышеславцев писал, что в этой части наследия первоверховного апостола находится «центр христианских тайн, ибо все христианские символы из эроса вырастают: Отец, Сын, Матерь, братья, Жених, Невеста. Если бы влюбленность, брак, материнство, отцовство были бы чем-то низким и презренным, то эти символы не могли бы возникнуть. В них заключается и указание на возможность могучей публикации эроса: семья есть малая церковь, Церковь есть большая семья. Если б эрос был презрен в каком-либо аспекте, то как могла бы “Песнь песней” стоять в каноне священных книг?»44
Манихейская противоестественность жизненной позиции князя Юрия встречает резкую критику многих персонажей дилогии, которые с разных позиций осуждают и категорически не принимают его мировоззрения, указывая на то, что корень всех несчастий находится в его сердце. Характеризуя душевное состояние князя, Вс. Соловьев пишет, что его герой был «страшно одинок, ему было холодно, он задыхается. Ему говорят, что он несчастлив и о. Николай, и Калиостро, и Зина, и царица — все сразу видят его страдания, его несчастья»45.
Об его духовной слепоте Юрию говорит и умирающая княжна Елена: «Мудрец! Ты не знаешь тайн Жизни и Смерти! Ты жесток и безумен в своем гордом ослеплении»46.
Мудрые слова царицы Екатерины II заставляют Захарьева- Овинова пересмотреть свою жизнь: «. вы не знаете этих радостей. Вы находите, что быть философом и не в чем не чувствовать потребности — выше, чем быть владыкой»47. Но он все равно не может проанализировать и понять, в чем суть его бедствий.
Таким образом, многие персонажи дилогии видят, что Захарьев-Овинов — человек глубоко несчастный, что он не удовлетворен своей жизнью. Однако при этом он не понимает причин, которые привели его к такому состоянию. Все глубже и глубже, в самую суть его страданий проникает священник Николай, который в одном из своих наставлений говорит князю Юрию: «За великую твою гордость у тебя отнимается разум. Твоя мудрость могла согреть твое сердце, но она иссушила его, превратила в камень! Ты мог служить Богу, а служишь духу зла!.. Ты жил и работал, и боролся, <.> много в тебе сил, <.> но вся жизнь твоя пустоцвет, ибо ты не осушил ни одной слезы, <…> не сделал счастливым ни одного Божьего создания. Вокруг тебя — мрак и холод. Но Господь поможет мне снять с тебя это проклятье»48. Повествуя о мировоззрении своего героя, Вс. Соловьев писал, что чувство собственного превосходства над всем сущим было доминантой его мышления и определяло смысл его существования: «… такое сознание было для него лучшей наградой. Он видел себя на недоступной для других высоте, чувствовал, что стоит на ней твердо, мог глядеть на всё и на всех спокойно, сверху вниз — и это было единственным его суровым, холодной жизни»49.
Приведя это поучение, Вс. Соловьев переводит идеологический конфликт (т. е. антагонизм христианских и гностико- манихейских взглядов на мир и человека) из собственно философского ракурса в нравственно-аскетический. Ведь в данном случае, согласно учению Православной Церкви, гордость, понимаемая не как полное развитое самосознание и чувство собственного достоинства, а отсутствие любви к ближнему и культ себя — главная причина личностных несчастий.
В связи с этим хотелось бы вспомнить суждение известного богослова, святителя Феофана Затворника, который писал, что «знание удаляет любовь от человека невнимательного, порождая в нем гордость и надменность. Гордость производит разделение, а любовь соединяет»50.
Иными словами, Вс. Соловьев показал, что порочные доктрины порождены не столько блужданиями ума, сколько мраком сердца и закрытостью сознания для божественной истины51 .
В ходе многолетнего осмысления разнообразных форм неевангельской духовности, в т. ч. аскезы ордена розенкрейцеров, отразившегося в художественных произведениях, Вс. Соловьев пришел к выводу, что традиционное христианство является наиболее приемлемой религией для человека, т.е. способствует его внутреннему освобождению и духовному развитию, служению высшим идеалам добра.
Примечания
- БыковП.В. Вс.С. Соловьев: его жизнь и творчество // Соловьев Вс. С. Поли. собр. соч. Т. 1. СПб., 1917. С. 43-44. ↩
- Там же. С. 41-42. ↩
- Любавин Н. Всеволод Соловьев: к тридцатилетию его творческой деятельности // РГАЛИ; фонд; опись; дело; лист 5. ↩
- Измайлов А.И. Литературный Олимп. М., 1911. С. 149. ↩
- НИОР РГБ, ф. 239. Кн. 18. ↩
- Соловьев С.М. Владимир Соловьев: жизнь и творческая эволюция. М., 1997. С.19. ↩
- Мансуров Сергий, свящ. Очерки по истории Церкви // Богословские труды. М., 1971, № 7. С. 61, 65-66. ↩
- Гумилев Л.Н. Открытие Хазарии. СПб.; М., 2003. С. 260-264. ↩
- Там же. С. 264. ↩
- Там же. С. 266. ↩
- Кремень В.И. Последнее искушение («Тайное знание» в свете Православия). М., 1999. С. 113. ↩
- Кураев Андрей, диак. Кто послал Блаватскую? М., 1997. С. 20-21. ↩
- Иоанн-Павел II, Папа Римский. Переступить порог надежды. М., 1995. С. 122-123. ↩
- Соловьев С.М. Владимир Соловьев. С. 23. ↩
- Соловьев Вс. Волхвы. М., 1993. С. 112. В дальнейшем текст цитируется по этому изданию. ↩
- Там же. С. 274. ↩
- Там же. С. 272. ↩
- Там же. С. 270. ↩
- Там же. С. 270-271. ↩
- Скобцова Мария, прпмчц. Что такое церковность? Киев; Париж, 2006. С. 124-128. ↩
- Соловьев Вс. Волхвы. С. 273. ↩
- Там же. С. 274. ↩
- Подр. См.: Силуянова И.В. Современная медицина и Православие. М., 1998. С. 25-27,29. ↩
- Трофимова М.К. Историко-философские вопросы гностицизма. М., 1979. С. 128-129, 52. ↩
- Вехи русской религиозной эстетики // Философия русского религиозного искусства. Антология. Сост. Н.К. Гаврюшин. М., 1993. С. 25. ↩
- Любавин Н. Вс. Соловьев: к тридцатилетию литературной деятельности // РГАЛИ, фонд 326; оп. 1; ед. хр. 136; лист 6. ↩
- Соловьев Вс. Волхвы. С. 381. ↩
- Христианство. Словарь. М., 1994. С. 267. ↩
- Там же. С. 276. ↩
- Соловьев Вс. С. Великий Розенкрейцер. М., 1994. С. 68. ↩
- Аврелий Августин, св. Исповедь. М., 1991. С. 170. ↩
- Трубецкой Е.Н., кн. Миросозерцание блаженного Августина // Блаженный Августин. Теологические трактаты. Минск, 1999. С. 1567. ↩
- Иоанн-Павел II, Папа Римский. Переступить порог надежды. М., 1995, С. 121-122. ↩
- Kung H. Le christianism et les regions du monde. Islam, hindouism, bouddhism. Paris, 1986. Р. 471. ↩
- Кремень В.И. Последнее искушение («Тайное знание» в свете Православия). М., 1999. С. 120. ↩
- Там же. С. 113. ↩
- Соловьев Вс. Волхвы. С. 378. ↩
- Кураев Андрей, диак. Сатанизм для интеллигенции. Т1. М., 1997. C. 200-201. ↩
- Соловьев Вс. Волхвы. С. 378. ↩
- Там же. С. 379. ↩
- Там же. С. 237. ↩
- Там же. ↩
- Там же. С. 366. ↩
- Вышеславцев Б.П. Этика преображенного эроса. М., 1994. С. 47. ↩
- Соловьев Вс. Волхвы. С. 379. ↩
- Соловьев Вс. Волхвы. С. 436. ↩
- Соловьев Вс. С. Великий Розенкрейцер. М., 1994. С. 20. ↩
- Соловьев Вс. Волхвы. С. 382. ↩
- Там же. С. 370. ↩
- Феофан Затворник, свт. Творения иже во святых отца нашего Феофана Затворника — толкование Посланий апостола Павла: Первое послание к Коринфянам. М., 1998.С. 474. ↩
- Эту же мысль приводил в своих «Очерках.» о. Сергий Мансуров, отрывок из которых мы приводили. ↩