mospat.ru
Опубликовано в журнале "Церковь и время" № 56


В. Л. Курабцев

Русский «завет» с платонизмом

Автор — доктор философских наук, профессор кафедры философии Московского государственного областного университета (МГОУ).

Не в силе Бог, а в правде.
Святой Александр Невский


Что может быть общего между жителями суровой северной страны и мудрецом южных морей?
Народ, который веками выживал в слишком холодной стране с неблагоприятным климатом и почвой, не мог понять человека, жившего в стране олив и южного солнца, да еще и в основном «космично».
Что может быть общего между простым славянином и глубокомысленным эллином царского рода? Между русской простотой и мудростью древней Эллады?
Народ, который привык веками терпеть авторитарное правление, жить почти в рабском состоянии и обходиться без философии, не мог понять свободного и утонченного мыслителя.
Народ бесконечно расширял свои этнические границы и создал великую евразийскую империю.
Как он мог согласиться с апологетом небольших эллинских полисов и прежде всего Афин?
Народ заселил Восток и Север, Юг и Запад, пришел на Урал и в Сибирь, на Дальний Восток и в азиатские степи. И повсюду практически не завершил благоустройства.
Как он мог принять (со своей акосмией и аколасией1) космос и Логос Платона?
Народ с душевной мягкостью и отзывчивостью не мог поверить по-европейски рациональному, а иногда и не слишком доброму метафизику.
Народ славянский — человечный, со своим православием и незападным мирочувствием, не мог поверить язычнику, человеку западного этноса и культуры. 
Но поверил и принял. Притом, что едва ли не до XIX века и знать не знал о философе Платоне! За этим скрываются глубокие уровни сходства, которые все-таки более значимы, чем уровни несходства.

Религиозный уровень

Платону и русским присущ скорее культоцентризм, а не культуроцентризм.

Культоцентризм — это бытийственное Единое-Благо Платона и это вечная русская вера в Бога и надежда на Бога. Надежда на благодать Святого Духа, на помощь Господа Бога Иисуса Христа, Пресвятой Богородицы и почитаемых святых. У русских, как пишет Н.А. Бердяев, «…всегда есть устремленность к чему-то бесконечному. У русских всегда есть жажда иной жизни, иного мира, всегда есть недовольство тем, что есть. Эсхатологическая2 устремленность принадлежит к структуре русской души»3. При этом средняя область культуры остается недооцененной и не обустроенной.

Ясно, что Платон в чем-то существенно «русский». Начиная с понимания философии как «умирания и приготовления к смерти» (а «там» добродетельного человека ждет только хорошее) и до мифов о потусторонних мирах и «Островах блаженных», перекликающихся с Царствием Небесным. Бесконечен и прекрасен мир идей Платона, этих «малых обликов горних основ жизни» (П. А. Флоренский). Явственно богопознание философа и его бесконечное недовольство этим «пещерным» миром и его обитателями.

Пещерным жителям противостоят герои духа — философы (но не жрецы эллинских храмов!). А в русском православии героями духа признаны святые. Русское богопознание произрастало не только социокультурно (прежде всего церковно), но и менталитетно, из глубинных установок души. Отсюда же — мечта о Правде и Справедливости, о мудром устройстве жизни и Спасении. На этом стоит, согласно Бердяеву, и русский мессианизм. Но в центре русского богопознания, несомненно, — живая вера в Бога и духовная любовь.

Онтологизм в одинаковой мере присущ философии Платона и русскому национальному мировоззрению. Как его понимать? Можно в духе В.Ф. Эрна — как «благодать существенного усвоения Слова»4. Самое теоретическое мировоззрение в России — русская философия — с очевидностью «субстанциально пронизано религией Слова» (В.Ф. Эрн). А Платон — философ Логоса и признанный предтеча «религии Слова».

Освальд Шпенглер в «Закате Европы» по-своему отметил этот феномен: есть особая душа религий откровения (иудаизма, христианства, ислама) — магическая душа. В этой душе — дуализм «загадочных субстанций — духа и души»5. В православной душе это особенно заметно. Но его почти нет в античной и западной душе. Западной душе, согласно В.Ф. Эрну, присущ даже противоположный смысл — меонический6 рационализм, с непониманием своей духовной нищеты.

Однако в античной душе Платона с очевидностью нашлось место духу — как устремленности к Благу, Эйдосам, Единому. А субстанция русской души, в свою очередь, может открываться совершенно определенно, как она открылась Л. Н. Толстому: русский народ — «кроткий, мудрый, святой», с «великой духовной силой»7. Очевиден ноуменальный онтологизм этой души, общающейся с Богом и остро переживающей свою греховность. Очевиден, причем во все исторические времена, нравственный поиск и богообщение народа. Это заметно даже у, казалось бы, внерелигиозных или противоречиво религиозных гениев России (Пушкина, Толстого, Чехова, Шолохова и др.). Они — «гениальное цветение русского духа из корней Православия»8. И это правда уже в том смысле, что гении — этнически русские или русские по духу.

И снова Н. А. Бердяев: «Русский народ — религиозный по своему типу и по своей душевной структуре. <…> Русские атеизм, нигилизм, материализм приобретали религиозную окраску» (выделено мной — В.К.)9. Речь, конечно, о «глубинной православной основе русской души» (Н.А. Бердяев), способной к аскезе и жертвенности. И национальную русскую идею, и русский мессианизм Бердяев, небесспорно, понимает в том же духе: это не идея культуры, империи, а идея Царства Божьего. Здесь много правды — это показал, например, столь «верующий» путь к коммунизму.

Возможно, даже прав В. Ф. Эрн: «Единый жених русской души — Христос, и свидетели этого — святые, тайные кормчие русской истории»10. Россия «изнутри существенно православна» и, можно сказать, близко (изнутри) стоит к Святой Руси.

И. А. Ильин подтверждает эту мысль замечательными словами: «Мы верим в Россию потому, что созерцаем ее в Боге и видим ее такою, какой она была на самом деле»11. Эту Русь нельзя отрицать, иначе пришлось бы отрицать саму духовную реальность, саму метафизику, сами творения Божьи. А Платона, как написал П. А. Флоренский, можно, в свою очередь, понимать тоже существенно религиозно — как ищущего святости, как «выразителя идей вообще Религии, всех религиозных идей всего древнего мира»12. Даже Гегель признает: «У Платона философия перемешана с сознанием сверхчувственного, с тем, что мы называем религиозным сознанием»13. И он же пишет о том, что отцы Церкви находили в сочинениях Платона описание христианской троичности Бога.

Такова серьезная религиозная перекличка философии Платона и русского мировоззрения.

Морально-нравственный уровень

Этот уровень тесно связан с уровнем религиозным — как у Платона, так и в русском мировоззрении и культуре. Лучшая мораль, в понимании Платона, — у людей с золотой душой, философов. Слабее — у людей с серебряной душой, стражей. И совсем слабая — у демоса, с его медной и железной душой. Русские же назвали самыми праведными своих святых; слабее мораль у просто честных и боголюбивых людей; и самая слабая — у бесчестных и несправедливых безбожников. Нечто похожее обнаруживается и у Платона (за исключением святых).

Многие мыслители, например Н. А. Бердяев, отмечали: сам склад русского мышления по преимуществу моральный. Можно аналогично понимать и мышление Платона. В каком-то смысле вся философия Платона — «дом из этики»14. У русских тоже в существенном смысле вся жизнь, философия и судьба — «этика», поиск Правды. И Бог — «не в силе…, а в правде» (св. Александр Невский). И «мудрое» житейское о
суженом — «лишь бы человек был хороший».

Русское выживание в суровом климате и с жестким правлением сформировало не только авральное трудолюбие и тягу к алкоголю, но и душевную отзывчивость, доброту. К тому же «русский народ всегда любил жить в тепле коллектива, в какой-то растворенности в стихии земли, в лоне матери»15.

Эта душевная теплота, человечность славян весьма глубока, природна. И она проистекает из этнической славянской природы (включая, разумеется, языческий период существования) и христианской природы славян, ставшей со времени крещения по-настоящему корневой. Вряд ли прав Бердяев, акцентирующий, прежде всего стихийное, дионисическое начало нашей языческой души. Напротив, в древнейших упоминаниях о славянах отмечается их простота и аскетичность (одежды, жилища, быта), их доверчивость и мягкость (что не исключало в иных ситуациях иного поведения). И. А. Ильин именно это и подтверждает: «О доброте, ласковости и гостеприимстве, а также о свободолюбии русских славян свидетельствуют единогласно древние источники — и византийские, и арабские»16.

Православие тем более возвысило и облагородило русскую душу. Добро, милостыня приобрели качество богоугодности и спасающей силы. И понятно, почему Н. А. Бердяев, Н. О. Лосский, В. Шубарт и другие смогли написать о «выдающейся доброте» русского народа. Например, у Н. О. Лосского сказано: «К числу первичных, основных свойств русского народа принадлежит выдающаяся доброта его. Она поддерживается и углубляется исканием абсолютного добра и связанной с нею религиозностью народа»17. Достоевский еще категоричнее: «Синтез и завершение всех добрых свойств русского народа в его христианском духе»18. Обратной стороной этой доброты иногда выступают, согласно тому же Лосскому, жестокость, нигилизм, хулиганство.

Русским людям понятен и близок платоновский идеал гармонии души человека, а также государства, — если душа служит Благу. Это, вероятно, прежде всего, о русских написал профессор Н. Устрялов: люди «борются за Логос — борются даже и тогда, когда сами этого не подозревают»19.

Это высокое направление чувствуется во всей русской культуре, религии, искусстве и философии.

И. А. Ильин пишет о «сердечном и совестном созерцании» в русских летописях и наставительных сочинениях. Вся русская литература носит «моральный характер более, чем все литературы мира, и скрыто-религиозный характер»20. Об этом же свидетельствует панморализм (греч. pan — «все», лат. mores — «нравы, нравственное») русской философии: «…Всюду доминирует (даже в отвлеченных проблемах) моральная установка: здесь лежит один из самых действенных творческих истоков русского философствования»21. Русская идея, в понимании И.А. Ильина, тоже моральна: это «идея сердца»22, то есть идея добра и любви.

Таким образом, страстное искание Добра и путь к Добру — сущностная установка и вечное движение русской психологии, культуры и мировоззрения, а также «основная тема всей <…> жизни и всей <…> философии»23 Платона.

Этнометафизический уровень

Он связан с предыдущими уровнями, частично описан, но требует и отдельного рассмотрения. Парадоксальным образом этнический (или этнопсихологический) уровень неотделим от метафизического, связан с ним синергийно. Этот уровень требует антиномического подхода, поскольку любое положительное качество этноса (славянского или эллинского) связано с отрицательным качеством, хотя и в разной мере.

Итак, славяне спокойны и терпеливы. Их необузданность тоже может проявиться, но терпение более очевидно и устойчиво. Например, П. А. Сорокин социологически доказывает, что мнение о «“склонности к беспорядкам” и особом “революционизме” русского народа является пропагандистским стереотипом»24. А о Платоне древние авторы высказывались в подобном же духе: «спокойное величие», «величайшая простота»25 и т.д.

Славяне жалостливы и милосердны. Их беспощадность тоже возможна и бывала в истории, но милосердия, доброго отношения больше. В славянском менталитете присутствует прежде всего незлопамятность, прощение, «жизнь по сердцу». Эти качества отмечали многие, например, И.А. Ильин, который написал: «Любовь есть основная духовно-творческая сила русской души»26. А Бердяев находил в глубинах души России «русский сверхнационализм и русское бескорыстие, неведомые другим народам»27.

Славяне стойки и выносливы. Их слабость и трусость — тоже реальность, но в заметно меньшей степени. Например, Н. А. Бердяев, говоря о раскольниках и протопопе Аввакуме, заметил «необыкновенное свойство русского народа — выносливость к страданию»28. И в самом деле трудно найти аналог русскому человеку, особенно русскому солдату, в отношении стойкости и выносливости, в отношении перенесения нечеловеческих испытаний.

Славяне талантливы и одаренны. Их бездарность и лень тоже могут проявиться, но даровитость явно преобладает. Об этом ясно говорит их великий вклад в мировую культуру и историю, их «духовная беременность» (Платон), связанная с самыми различными направлениями деятельности.

Славяне умны и разумны. Их неразумие и простодушная доверчивость тоже встречаются, но ум, а порой и мудрость, — бульшая и метафизическая достоверность. Это показывает вся русская философия, искусство, культура. Об этом писали многие исследователи России — Легра, Бэринг, Леруа-Болье и другие29.

Славяне — люди с христианским духом. Хотя дух язычества, дух «дионисический» и свободолюбивый тоже реален. Языческую беспочвенность русской души «знал уже Гоголь и изобразил в свободно и безудержно несущейся русской тройке <…>. Куда и зачем — никто не знает»30. Однако эта «тройка» в значительной степени укрощена христианским началом народной души.

Во всем этом (а названы не все славянские антиномии) есть явная перекличка с платоническими антиномиями (хотя это скорее качества) — воздержанностью и умеренностью, мужественностью и разумностью, справедливостью и добродетельностью. То есть на этнометафизическом уровне можно обнаружить нечто существенно общее у восточных славян (русских) и эллинов (Платона). При этом, разумеется, Платон тоже говорит на антиномическом языке. Ведь, например, за воздержанностью, умственным целомудрием (софросиной) Платона скрывается и обратное явление — невоздержанность, необузданность, своеволие, доходящие до трагедий Медеи, Ореста, Электры и др.

Славяне способны к высшим формам опыта, к умозрению и богообщению. Хотя встречается и неспособность, неприятие подобного опыта, но способность, безусловно, существеннее и потенциальнее. «Русскому народу свойственно философствовать <…> о смысле жизни, о Боге, о вечной жизни, о зле и неправде»31. Причем философствовать скорее в духе Платона, чем в духе Аристотеля или Спинозы.

«Русский народ поражает многосторонностью своих способностей. Ему присуща высокая религиозная одаренность, способность к высшим формам опыта, <…> теоретический и практический разум, <…> изобретательность, тонкое восприятие красоты и связанная с нею артистичность»32.

Славяне, особенно русские, достигли высокого уровня культуры, существенно вкусили культуру и имеют «ее уже внутри себя, т. е. неотъемлемо и необходимо»33. Речь идет о Пушкине, Гоголе, Толстом, Достоевском, а также Чехове, Чайковском, Мусоргском, Блоке, Бердяеве и многих других. Обратной стороной этого явления оказывается невысокий уровень культуры части народа, пренебрежение к культуре, а также слабая «средняя область» культуры. Однако славянская способность и результативность в осуществлении высших форм материальной и идеальной культуры налицо — от автомата Калашникова и ракет Королева до симфоний Шостаковича и пьес Чехова. В этом смысле уровень культуры славян соответствует уровню культуры Платона.

Славяне в своей теории и практике радикальны и дерзновенны, хотя заметна иногда и пассивность, непродуктивность их деятельности. «Подлинно есть в русском духе устремленность к крайнему и предельному»34, в том числе тоталитарному, и она связана с религиозностью. Этот порыв — творческий порыв. Как пишет И.А. Ильин, можно привести в духовно-творческое движение «ум и волю русского человека»: это делается «любовью и верою»35.

Платон не менее дерзновенен, он максималист. Карл Каутский пишет о «коммунизме потребления» Платона, о «половом коммунизме», о «духе коммунизма, чувстве равенства и братства»36 в «Politeia» Платона. Когда к Платону обратилось население Кирены и аркадийцы с просьбой быть их законодателем, философ выдвинул главное и не выполненное государствами условие: уничтожение всякой частной собственности.

Коммунизм также не случайно состоялся в теории и практике России. Он, в каком-то смысле, «есть русская судьба, момент внутренней судьбы русского народа»37. В силу того, как полагал Бердяев, что «русские — максималисты, и именно то, что представляется утопией, в России наиболее реалистично»38. И если уж принимается нечто ортодоксальное, то все другое объявляется ересью. Например, если это «религия» материализма, то нематериалисты автоматически оказываются едва ли не врагами народа. Максимализм — это и упование на революции, на слишком резкие социальные и культурные перемены. Таковыми были реформы святого князя Владимира, Петра, большевиков, Горбачева и Ельцина.

Большевики запретили многое из «буржуазной» культуры — священные книги, «буржуазную» философию, сочинения Достоевского и декадентов, многое другое.

Аналогично позиционировал себя и Платон в проекте идеального государства — с его запретами на противоречивое описание богов, на определенные музыкальные лады, на поэтическое воспитание и т.д. Платон в духе своего максимализма абсолютизировал идею Блага, добродетель, личность философа и другое.

Славяне склонны к живому, поэтическому мышлению, обильно и действенно звучащему. А мышление Платона было именно таково, к тому же проникнутое «кафоличностью и вселенскостью» (В. Ф. Эрн).

Славянам близки идеи, которые и логичны, и мифологичны, причем связаны с мистикой Солнца и света. Такова их русская идея, идея русского мессианизма, идея Святой Руси, идея Истины-Правды, «идея» Иисуса Христа и Пресвятой Богородицы. Платон как нельзя более пришелся их душе и мировоззрению.

Славяне склонны забыть себя — ради общего блага; довериться не себе, а монахам-старцам; стесняться своего богатства или личного дарования. Им метафизически ближе царство вечных Идей, спасение каждого человека, народа и даже мира, чем царство несущейся куда-то бездушной цивилизации с ее материальными благами.

Славянам нужен выход за культуру. Нужно «почувствовать дыхание веющего Духа», чтобы знать, как жить. А западным народам нужно скорее остаться в культуре, многоликой и обмирщенной. И исходя из нее определять ценности.

Платон тоже полон страстного, живого мышления, поэтичности и мифологичности. Он устремлен «за культуру» — к идеальному «царству» с идеальными правителями. Он даже предпочел, будучи ярчайшей личностью, антиперсонализм и тоталитарный эгалитаризм. Платону необходимо большее, чем культура, а в культуре остается близкий и «родной» Западу Аристотель.

И в силу всех этих нюансов многие идеи и символы славян, особенно философские, не вполне продуманы и точны, в них много не выявленного и не отрефлектированного. Аналогичное — и у Платона, у которого так заметна «лаборатория мысли» (А. Ф. Лосев).

Но важнее эссенциальное, — как у славян, так и у Платона, — «человек призван быть на земле именно духом»39, а не биологическим и социокультурным эгоистом и потребителем.

Славяне ищут, едва ли не прежде всего, спасения, ценят его, обращаясь к религии и философии, искусству и науке, к политике и идеологии. И хотя у части народа есть и иная склонность — к деградации, к бессмысленным и тупиковым путям, поиск спасения существеннее. И именно он присущ славянам по преимуществу. Проблема спасения — также одна из центральных в творчестве Платона.

По мнению Н. А. Бердяева, со спасением связана сама русская идея. Это идея эсхатологическая, и «в русском сознании <…> принимает форму стремления ко всеобщему спасению»40, ко «всеобщему воскресению к новой жизни». Спасение видится в «коммюнотарности и братстве людей и народов», необходимых для грядущего Нового Иерусалима. В книге «Судьба России» философ уточняет идею русского спасения — это «единая мысль о спасении своей души, о спасении народа, о спасении мира»41.

Для Платона чрезвычайно важно первое спасение (очищение души, умосозерцание, «бегство отсюда туда») и весьма важно второе спасение (проект идеального государства, «Законы»). С Флоренским можно соглашаться: «Платон ищет святости», и его приятие реальности в пределе, действительно, ведет «к идее обожения — θέωσις»42.

И наконец, одно из наиболее существенных общих качеств славянского и платоновского мировоззрения — приоритет души над телом и миром. И антимещанский дух. Разумеется, это тоже антиномия, ибо реальна и славянская бездуховность, а также вещизм, потребительство, но приоритет души в народе и человеке важнее и сущностнее.

А Платон, как известно, душу ставил гораздо выше тела, выше вещей и материальных объектов, выше всего. Именно в душе горит божественный огонь разума и религиозной веры. Именно душа подобна Единому-Благу, Уму и Мировой Душе. А тело — «темница души», надгробная плита. О древнегреческих обывателях, «мещанах», погубивших Сократа и не понимающих философов, Платон отзывался весьма негативно, почти не замечая их положительных качеств. Его целью было отрешить людей от чрезмерной привязанности к материальным благам, избавить их от «мещанства духа, <…> от той материальной зависимости, которая создается как чрезмерным изобилием, так и крайней скудостью»43.

При этом философ обладал прекрасным атлетическим сложением и в обычной жизни не бедствовал (то есть отчасти сам был обывателем, как и любой человек).

А для славянина, особенно русского человека, душа, несомненно, — главное в человеке, душевное — значит ноуменальное, нечто божественное и доброе. Душа русского человека открыта, он прост и доверчив, легко и естественно общается, «без внешней привитой вежливости» (Н.О. Лосский).

Сердце, нравственное начало главенствуют над умом и волей (а у Платона, кстати, сердце подчиняется нравственным уму и воле, то есть душе, как ее понимал философ).

Можно, конечно, выделить, как это сделал Н.А. Бердяев, тот момент, что русская душевность связана с теплотой национальной материи, что «в ней много еще плоти и недостаточно духа»44. Но это не умаляет нашего выдающегося качества, этнического и православного.

Бердяев называет Россию «самой не буржуазной страной в мире», страной без крепкого мещанства. Русский народ «не слишком (выделено мной — В. К.) поглощен жаждой земной прибыли и земного благоустройства»45.  Сама тайна русского духа Н.А. Бердяеву в начале ХХ века увиделась так: «Слишком ясно, что Россия не призвана к благополучию, к телесному и духовному благоустройству <…>. В ней нет дара создания средней культуры, и этим она действительно глубоко отличается от стран Запада, отличается не только по отсталости своей, а по духу своему»46.

Русская духовная альтернатива — не относительное и среднее, а абсолютное и максимальное. Поэтому и откровение человека в России «может быть лишь религиозным откровением»47, открытием внутреннего человека как подлинного христианина. Откровению же человека в духе Запада сильно мешает национальное «презрение к мещанству»48, к коллективной посредственности на основе земных благ.

«Душа России — не буржуазная душа, — душа, не склоняющаяся перед золотым тельцом, и уже за одно это можно любить ее бесконечно»49.

Платон тоже вне золотого тельца и вне приземленных путей. Его, как известно, «древние апологеты называли <…> христианином до Христа»50. И полагали, что его коснулась благодать «Бога-Слова и (у него. — В. К.) <…> был дар предведения».

Недруги платонизма обвиняли философа (и отчасти не беспочвенно!) в фанатичной борьбе за «совершенно неопределенное неизвестное — высшее благо»51; связывали его имя с антицивилизационной направленностью. С другой стороны — это как раз то, что П.А. Флоренский называл «жизнью ради духа», а не ради внешнего знания и внешней жизни. И заявлял о «несомненной преемственности нашей духовной культуры от Платона»52, «древнего Пророка Аттики».

Как пишет А. Г. Тихолаз, для русских «круг платонических идей — это настолько «свое», что просить разрешения на свободные заимствования из него никому и в голову не приходит»53. Так поступали П. Юркевич, В. Соловьев, Н. Бердяев и другие. Специфика русской философии — христианско-платоническая, и связана с идеалом «цельного знания», с метафизикой всеединства, софиологией и другими феноменами.

В силу всех указанных причин и состоялся, даже на дорефлективном, этнопсихологическом уровне, strong>неоднозначный «завет» русских с Платоном и платонизмом. Но все-таки важнее другой завет, заключенный в Х веке, — христианский.

И русская душа оказалась главным образом «славянкой», «христианкой» и, несколько парадоксально, «платоничкой».

Но не нужно успокаиваться на простых ответах о России и русских. Каковы они, созерцаемые в Боге? Каковы их предназначение и судьба? Какими они были в изменяющейся истории? Какие они есть? Какие они есть «на самом деле»? И какими будут «на самом деле»?..

Примечания

  1. Хаотичностью и распущенностью (греч.).
  2. Эсхатологию Бердяев понимал своеобразно: например, у него — «эсхатологическое понимание христианства в целом». И христианское откровение (в целом?) трактуется как «откровение о конце этого мира, о Царстве Божьем» (Бердяев Н.А. Русская идея. Основные проблемы русской мысли XIX и начала XX веков.// О России и русской философской культуре. М., Наука. 1990. С. 216).
  3. Бердяев Н.А. Русская идея. Основные проблемы русской мысли ХIХ в. и начала ХХ веков // О России и русской философской культуре. М., Наука, 1990. С.217.
  4. Эрн В.Ф. Борьба за Логос // Эрн В.Ф. Соч. М., Правда, 1991. С. 79.
  5. Шпенглер О. Закат Европы. Новосибирск: ВО «Наука». С. 397.
  6. Небытийственный (греч).
  7. Слова Л.Н. Толстого цит.по: Лосский Н.О. Характер русского народа // Лосский Н.О. Условия абсолютного добра. М.: Изд-во полит. лит-ры, 1991. С. 243.
  8. Ильин И.А. Собр. соч. в 10 тт. Т. 2. Кн. II. М., Русская книга, 1993. С. 70.
  9. Бердяев Н.А. Русская идея…// О России и русской философской культуре. С. 266.
  10. Эрн В.Ф. Меч и крест // Эрн В.Ф. Соч. М.: Правда, 1991. С. 368.
  11. Ильин И.А. Собр. соч. в 10 тт. Т. 2. Кн. I. С. 110.
  12. Флоренский П.А. Соч. в 4-х тт. Т. 3 (2). М.: Мысль, 1999. С. 356.
  13. Гегель Г.В.Ф. Лекции по истории философии. Кн. II. СПб.: Наука, 2001. С. 134.
  14. Zeller E. Die Philosophie der Griechen in ihrer geschichtlichen Entwicklung. Zweiter Theil, erste Abtheilung. Leipzig, 1875, S. 734 («Plato’s Philosophie ist von Hause aus Ethik» — «философия Платона происходит из дома этики» (нем.)).
  15. Бердяев Н.А. Психология русского народа. Душа России // Бердяев Н.А. Судьба России. М.: Советский писатель, 1990. С. 13.
  16. Ильин И.А. Собр. соч. в 10 тт. Т. 2. Кн. I. С. 421.
  17. Лосский Н.О. Характер русского народа // Лосский Н.О. Условия абсолютного добра. М.: Изд. полит. лит-ры, 1991. С. 289.
  18. Там же. С. 242.
  19. Устрялов Н. О политическом идеале Платона. Харбин: Отделение Типографии КВжд, 1920. С. 44.
  20. Бердяев Н.А. Русская идея… С. 64.
  21. Зеньковский В.В. История русской философии. В 2-х т. Т. 1. Ч. 1. Л.: ЭГО, 1991. С. 16.
  22. Ильин И.А. Собр. соч. в 10 тт. Т. 2. Кн. I. С. 420.
  23. Устрялов Н. О политическом идеале Платона. С. 17.
  24. Сорокин П.А. Основные черты русской нации в двадцатом столетии // О России и русской философской культуре. С. 482.
  25. Цит. по: Гегель Г.В.Ф. Лекции по истории философии. Кн. II. С. 118.
  26. Ильин И.А. Собр. соч. в 10 тт. Т. 2. Кн. I. С. 421.
  27. Бердяев Н. А. Судьба России. С. 137.
  28. Там же. С. 54.
  29. См. Лосский Н.О. Характер русского народа.
  30. Вышеславцев Б.П. Вольность Пушкина // О России и русской философской культуре. С. 399.
  31. Бердяев Н.А. Русская идея… С. 68.
  32. Лосский Н.О. Характер русского народа // Лосский Н.О. Условия абсолютного добра. М.: Изд-во полит. лит-ры, 1991. С. 304.
  33. Эрн В.Ф. Борьба за Логос // Эрн В.Ф. Сочинения. М.: Правда, 1991. С. 82-83.
  34. Бердяев Н.А. Темное вино // Бердяев Н.А. Судьба России. С. 58.
  35. Ильин И.А. Собр. соч. в 10 тт. Т. 2. Кн. I. С. 421.
  36. Каутский К. Платоновский и древнехристианский коммунизм. Пг.: Госуд. изд-во, 1920. С. 45.
  37. Бердяев Н.А. Русская идея…// О России и русской философской культуре. С. 265.
  38. Там же. С. 263.
  39. Ильин И.А. Собр. соч. в 10 тт. Т. 2. Кн. II. С. 341.
  40. Бердяев Н.А. Русская идея… С. 267.
  41. Бердяев Н.А. Об отношении русских к идеям // Бердяев Н.А. Судьба России. М.: Советский писатель, 1990. С. 83.
  42. Флоренский П.А. Собр. соч. Философия культа (Опыт православной теодицеи). М.: Мысль, 2004. С. 109.
  43. Цит. Е.Н. Трубецкого по: Устрялов Н. О политическом идеале Платона. С. 28.
  44. Бердяев Н.А. Душа России // Бердяев Н.А. Судьба России. С. 34.
  45. Там же. С. 19.
  46. Там же. С. 32.
  47. Там же. С. 35.
  48. Лосский Н.О. Характер русского народа. С. 279.
  49. Бердяев Н.А. Душа России. С. 34.
  50. Флоренский П.А. Соч. Т. 3 (2). С. 145.
  51. Иванов Ив. Философия без фактов. Из «Русской Мысли». Кн. II, б/г изд. (дореволюционное издание). С. 23.
  52. Флоренский П.А. Соч. Т. 3 (2). С. 145.
  53. Тихолаз А.Г. Платон и платонизм в русской религиозной философии второй половины XIX — начала XX веков. Киев: ВиРА «Инсайт», 2003. С. 90.