С. Л. Фирсов
Запоздалая рецензия
ЗАПОЗДАЛАЯ РЕЦЕНЗИЯ
Имя многолетнего обер-прокурора Святейшего Правительствующего Синода Константина Петровича Победоносцева (1827-1907) известно всем, кто интересуется историей Российского государства XIX — начала XX века и тесно связанной с ней историей Православной Церкви, и не нуждается в дополнительном представлении. Более того, имя это, еще при жизни его носителя ставшее нарицательным и воспринимавшееся одними как символ верности и преданности вековым принципам русской монархии, а другими — как олицетворение «мракобесия», «обскурантизма» и «реакции», до сих пор возбуждает споры, служит неким «знаком», для кого-то — безусловно положительным, для кого-то — исключительно отрицательным. Создается впечатление, что «историческая давность» для К.П. Победоносцева еще не наступила, что в споре современных «либералов» и «консерваторов» идеи, им высказанные или повторенные, используются как оружие (часто, признаться, обоюдоострое).
И действительно, рассуждая о судьбах России, о революции, ее корнях и итогах, невозможно (или очень трудно) избежать соблазна не вспомнить о К.П. Победоносцеве, его предсказаниях, упованиях, предупреждениях. «Задний ум» обычно крепок! Но важнее, убежден, понять, как эти предсказания, упования, предупреждения складывались, формировались как постепенно мысль незаурядного человека, коим, без сомнения, был К.П. Победоносцев, превращалась в политическую идею, как эта идея укреплялась, и ее возглашение оказывалось смыслом не только политической жизни ее носителя.
То есть можно сказать, что человек формируется тем временем, в котором живет, то есть изменяется с течением лет; ход истории влияет на его отношение к миру — и в широком, и в узком смысле слова. Но данное определение не будет до конца верным, если принять во внимание то обстоятельство, что человек может быть недоволен этим ходом, если этот ход он будет воспринимать как ошибку, наваждение, злую химеру, вдруг ставшую реальностью. Раз усвоив определенные принципы, человек может захотеть утверждать их в настоящем — для будущего, в противовес ему, ради него, — ведь будущее есть идеал, мечта, и в этом смысле — тоже химера. Получается, что ради «химеры будущего» может вестись идейная борьба с настоящим?
Может, и история дает нам на этот счет массу примеров. Тот, кого исследователи обыкновенно аттестуют «консерватором», часто не просто хочет «восстановить прошлое», «удержать поток», он стремится доказать, что «настоящее» обманывает (или обманывается) в своем насаждении «модных идей», «правильных решений», «исторически обусловленных» действий. «Настоящее», таким образом, воспринимается как разрыв с прошлым, как отказ от него, как сознательное или бессознательное движение в сторону от «традиции», пользу и важность которой демонстрирует прошлое. При таком ходе мыслей, время, в котором живет человек, может восприниматься как fatum, подчиниться которому — значит изменить себе, изменить не только идее, но и идеалу, то есть перестать быть самим собой.
Таким консерватором, полагаю, и был Константин Петрович Победоносцев — идеалист и реалист, скептик, пессимист и, как не парадоксально, — оптимист, говоривший вечно «о плохом», но пытавшийся это «плохое» преодолеть. Не будем рассуждать, насколько оказалось оправданным исторически подобное «преодоление» — то должен быть отдельный разговор (тем более, что историки, философы и публицисты ведут его уже более ста лет). Обратим внимание на иное — на то, как К.П. Победоносцев боролся за свою правду, как он ее отстаивал, в чем видел, о чем писал — до того, как стал обер-прокурором Святейший Синода и влиятельнейшим государственным деятелем Российской империи. В этом нам и поможет изданная в Санкт-Петербурге книга его статей и писем.
Исследователи творчества К.П. Победоносцева давно заметили, что он как публицист старался уходить от конкретных реалий, не желал в большинстве случаев демонстрировать свое авторство. Почему он так поступал, можно только предполагать, но данное обстоятельство вовсе не свидетельствовало о его желании скрыть собственную позицию. Он предпочитал выступать в роли своеобразного «общественного обличителя» выразителя «трезвых взглядов», в определенной степени даже драпируя свой субъективизм в одежды «объективной критики». Безусловно одно: в развернувшейся в пореформенной России идейной борьбе К.П. Победоносцев, в 1870-е годы являвшийся членом Государственного Совета и сенатором, принимал весьма активное участие.
Нетрудно понять, что анонимность К.П. Победоносцева затруднила исследователям атрибуцию его материалов, в 1873-1876 годы увидевших свет на страницах «Гражданина» — политического и литературного журнала (или, вернее, газеты-журнала, как он официально представлялся читателям). За последнее время, однако, ученым удалось доказать авторство многих материалов «Гражданина», как материалов, вышедших из-под пера К.П. Победоносцева. В рецензируемой книге они собраны и прокомментированы. Впервые все, интересующиеся историей русской общественной мысли, а также жизнью и творчеством К.П. Победоносцева получили возможность прочитать его статьи, посвященные проблемам веры и Церкви, общественно-политическим вопросам, волновавшим людей в 1870-х годах. Не менее интересно и другое обстоятельство — статьи «Гражданина» важны для понимания эволюции мировоззрения К.П. Победоносцева, для осознания того, в чем он видел главные «болезни» своего времени.
Вопрос о том, почему К.П. Победоносцев избрал для своих статей именно «Гражданин», а не иное издание, также давно занимал историков. В данной книге этот вопрос, равно как и многие другие, блестяще прорабатывается в обширной вступительной статье, подготовленной петербургским исследователем В.В. Ведерниковым1. Без подвижнических усилий этого человека — на сегодняшний день одного из наиболее знающих историю жизни и труды К.П. Победоносцева, рецензируемая книга не увидела бы свет. В.В. Ведерников является ее составителем, автором примечаний и комментариев. Эти примечания, равно как и вступительная статья к книге, являются ценным исследованием, выполненном на высоком профессиональном уровне.
Далеко не все материалы, опубликованные К.П. Победоносцевым в «Гражданине», впоследствии были помещены их автором в знаменитом «Московском сборнике». Но то, что они послужили его основой, полагаю, сказать можно. Это заключение, к которому читатель приходит, знакомясь с материалами рецензируемой книги. Впрочем, она составлена вовсе не с этой целью. Ее задачи более широки: показать К.П. По- бедоносцева-публициста, ясно и последовательно развивающего свои взгляды на различные вопросы русской и европейской жизни, от конкретики идущего к обобщениям, от частностей — к общему.
Для того чтобы читателю было удобно знакомиться с текстом, составитель разбил его на несколько разделов.
Первый носит название «Вера и Церковь», в нем содержатся работы К.П. Победоносцева, посвященные взаимоотношениям Церкви и государства, борьбе государства с Церковью в бисмарковской Германии, оценке современной автору духовной литературы и церковной проповеди (всего 6 статей). Часть этих материалов была помещена К.П. Победоносцевым в 1896 году в «Московском сборнике» (это его основополагающая статья «Церковь и государство», впервые опубликованная весной 1873 года на страницах «Гражданина» в трех номерах). Читая работы К.П. Победоносцева, помещенные в первом разделе книги, понимаешь, в чем их автор видел проявления кризиса европейской культуры. Рост цивилизации не сопровождался изменением человеческой природы, что для К.П. Победоносцева было тревожным симптомом. По его убеждению, человек нового мира, как и прежде, находился «на самом рубеже хаоса» и «обольстительная перегородка цивилизации», отделяющая нас от него, может в любой момент опрокинуться (с. 86)2. Стремление если не преодолеть хаос, то укрыться от него, сохранив традиции прошлого, в дальнейшем стало целью К.П. Победоносцева как политика-практика, осознававшего, что ломка религиозного строя жизни чревата глобальными социальнопсихологическими последствиями.
О том, что он мыслил именно так, возможно понять, знакомясь с работами, помещенными и во втором разделе книги — «За рубежом». Здесь помещены статьи и заметки К.П. Победоносцева, отражающие его впечатления от пребывания весной-летом 1873 года за границей. Открывает этот раздел цикл статей под общим названием «Русские листки из-за границы» (всего 9 «листков»). Большая их часть есть отражение взглядов К.П. Победоносцева на религиозную жизнь и практику, увиденную им в Англии. Однако открывает цикл статья, посвященная описанию гражданских похорон, имевших место во французском Лионе. В этой статье автор впервые четко и откровенно указал на «фанатизм безверия и отрицания» как на отрицание Бога, соединенное с безумной ненавистью в Нему и ко всему, что в Него верует. К.П. Победоносцев увидел проблему, которая в наиболее откровенном виде дала себя знать в России, где подобный фанатизм после 1917 года вошел в силу и получил власть — «вязать и решать совесть человеческую» (с. 105). Ряд статей этого цикла был включен в «Московский сборник», что доказывало факт неизменности представлений обер-прокурора Святейшего Синода на основные проблемы социально-политического характера. Так, в статью «Церковь», опубликованную в «Московском сборнике», в качестве составных частей вошли работы К.П. Победоносцева «В протестантских храмах» (часть III), «Вестминстерское аббатство» (часть II), «К вопросу о воссоединении Церквей» (часть I). Статья «Новая вера и новые браки» целиком вошла в «Московский сборник» под тем же названием. Кроме упомянутых девяти статей, во второй раздел вошли еще пять, в которых автор, среди прочего, касается политического состояния Франции и Испании, анализирует английский брачный обряд и рассказывает об освящении русского храма в Праге.
Третий раздел — «Проблемы права» — объединяет четыре публикации К.П. Победоносцева, в которых он анализирует вопрос о необходимости организации съезда юристов в Москве, преобразования суда присяжных, теории уравнения прав прислуги с хозяевами и размышляет о десятилетии судебной реформы в России. Автор не скрывает своего негативного отношения к институту суда присяжных в России, скептически относится к практике назначения на самостоятельные судебные должности выпускников юридических факультетов («юношей 20 и 21 года от рода»), доказывает правовую бессмысленность уравнения прав прислуги с хозяевами. Здесь читатель знакомится с К.П. Победоносцевым-правоведом, блестящим аналитиком и логиком, умело и просто разбирающим сложные юридические вопросы и не боящимся идти против «общественного мнения».
В четвертом разделе помещены рецензии и обзоры (раздел так и называется). Открывается раздел обширной рецензией, посвященной работе Фитцджеймса Стифена «Свобода, равенство, братство» (Fitzjames Stefen. Liberty, equality, fraternity. London, 1873), направленной против положений, отстаивавшихся английским позитивистом и утилитаристом Джоном Стюартом Миллем. Не будет преувеличением сказать, что тема «свободы, равенства, братства» была исключительно важна для К.П. Победоносцева — и тогда, когда он составлял рецензию, и в последующие годы, когда он занимал пост обер-прокурора Святейшего Синода и вершил дела государственной важности. Здесь перед нами предстает человек, убежденный в ложности тех смыслов, которые либеральные публицисты — и западные, и русские, вкладывали в три эти слова. Его идеологическое credo в данной статье, распадающейся на три большие части, выражено отчетливо и недвусмысленно.
К.П. Победоносцев убежден в том, что девиз Великой Французской революции постепенно «превратился в ученье, сделался словом завета, которые и безумные правительства понемногу привыкли бросать в народную массу, забыв о том, что масса народная, не способная к уразумению философских и политических учений во всей их целости, принимает брошенное ей сверху понятие — не разумом, а страстью и инстинктом ежедневной нужды, и усваивает его себе чувством и слепою верой. Так, мало-помалу три обольстительных слова сделались для масс народных заветом мечтательного и неопределенного блаженства, которого они считают себя вполне требовать от властителей; стали знаменем, под которым всякий агитатор может собирать неразумную толпу для низвержения существующего правительства» (с. 183). В этих словах — ключ к пониманию отрицательного отношения К.П. Победоносцева к либерализму, в европейской практике проявлявшему себя через систему парламентаризма и всеобщую (по крайней мере, в теории) подачу голосов. Для К.П. Победоносцева совершенно ясно, что перемены в форме правления мало действуют на сущность самого правления, что «подразделение политической власти не имеет никакой существенной связи с равенством, точно так же, как и с свободою» (с. 196, 197). Он специально подчеркивает, что братство не может быть религией, что все важные вопросы разрешаются выбором между несколькими возможными взглядами на дело, а не аргументацией, идущей от «известных посылок» к выводу (с. 202). Эти слова Ф. Стифена он специально цитирует, заканчивая рецензию призывом рецензируемого автора действовать «в правду», жить «во всей надежде», принимая «твердым духом» все, «что будет твоим уделом». Ф. Стифен призывает людей не обольщаться никакой мечтой, не лгать ни себе, ни другим, идти своим путем, очистив взор и подняв голову (с. 203). В.В. Ведерников, опубликовавший эту рецензию К.П. Победоносцева, полагает даже, что в приведенных словах, включавших и цитату из Ветхого Завета («Будь тверд и мужествен, не страшись и не бойся»; Втор. 31:6-7) сформулирована его (Победоносцева), жизненная программа (с. 50)3 <…>, а в 7-м, от имени Моисея, обращающегося к Иисусу Навину: «Будь тверд и мужествен», — но без повторения «не страшись и не бойся».]. Не случайно, и сама книга статей К.П. Победоносцева названа В.В. Ведерниковым «Будь тверд и мужествен». Очевидно, и для самого автора упомянутой рецензии обольщение модными в то время политическими и идеологическими «мечтами» было делом недопустимым, воспринималось как предательство себя и своих принципов.
Следующий материал, помещенный в книге К.П. Победоносцева, — составленный им специально для «Гражданина» «Обзор важнейших узаконений за летние месяцы» (с мая по сентябрь 1873 г.). Обзор — своего рода справка, позволявшая интересующемуся читателю узнать, какие законы империи вступили в силу и что они предусматривали. В этом же, четвертом, разделе помещен текст, в дальнейшем вошедший (в качестве составной части) в «Московский сборник» — это статья «Герберт Спенсер о народном воспитании». В статье указывалось, что «вера во всемогущество школы, в книжные уроки и чтения принадлежит к числу главных суеверий нашего времени» (с. 213). Правильность этой мысли К.П. Победоносцев пытался доказать, развивая в 1880-1890-е годы систему церковно-приходских школ, в которых образование было всецело подчинено религиозному воспитанию.
Вопрос о воспитании разбирается К.П. Победоносцевым и в рецензии на автобиографию Д.С. Милля («Картина высшего воспитания»), в которой автор утверждает, что разбираемая им книга «выражает самое ясное и самое решительное отрицание религиозной истины и религиозного чувства, особенно христианского» (с. 220). Для К.П. Победоносцева подобное отрицание — симптом болезни, для него «история Милля есть история духовного скопчества», которая тем и поучительна, что позволяет изучить и отвергнуть то, как может убиваться природная жизненная сила духа.
Следующие материалы касаются рассмотрения сочинения английского религиозного деятеля Стенли о Восточной Церкви и обзора русских книг, вышедших в 1874 году («за три месяца»). Если в первом случае автор пытается показать, как англичанин понимает роль Русской Церкви, в чем видит ее перспективы и потенциал, то во втором, по преимуществу, кратко рассказывает о литературных новинках, помещая лаконичный библиографический обзор. Несмотря на то, что историк немного может почерпнуть из этого обзора, он представляет интерес как пример «журналистской стилистики», которую использует К.П. Победоносцев при рассказе о новых книгах.
Значительный интерес представляет пятый раздел настоящей книги, носящий название «Из записной книжки московского старовера». В раздел включены статьи К.П. Победоносцева, по большей части помещенные затем в «Московский сборник». Собственно говоря, цикл статей «Из записной книжки.» состоит из 19 небольших, логически завершенных, сюжетов, из которых в «Московский сборник» автор включил абсолютное большинство. Так, в главу «Московского сборника» «Духовная жизнь» (часть II) был помещен I сюжет, а часть I представляла собой воспроизведенный XVII. Глава «Болезни нашего времени» практически целиком взята «Из записной книжки»: V сюжет «книжки» стал V же частью этой главы, X-XI, XI-VII, XIII-XII, XV-VIII-IX, а XIX-IV. VI и VII сюжеты «книжки» составили соответственно II и III части главы «Идеалы неверия». Для главы «Церковь» использовались сюжеты VIII и XVI (они стали IV и V ее частями; в последнюю были внесены небольшие изменения). Глава «Xарактеры» также включает ряд материалов «Из записок»: IX сюжет и XIV (соответственно V и I части). XII сюжет в «Московском сборнике» стал II частью главы «Народное просвещение», а XVIII сюжет — I частью главы «Вера».
Итак, пятнадцать текстов, в 1874, 1875 и 1876 годах опубликованных К.П. Победоносцевым на страницах «Гражданина», вошли в его главное произведение, изданное как своеобразный идеологический манифест в период коронационных торжеств императора Николая II. На это обстоятельство следует обратить пристальное внимание: К.П. Победоносцев переиздавал свои работы двадцатилетней давности, видимо, потому, что считал их вполне отвечавшими «злобе дня», актуальными и важными.
Смею предположить, что «Московский сборник», в основе которого лежали статьи «Гражданина», был «политическим завещанием» К.П. Победоносцева, пытавшегося и в конце XIX века вновь напомнить о том, что считал важным в совершенно другое время — в эпоху Великих реформ императора Александра II. В очередной раз К.П. Победоносцев повторял, что «старые учреждения, старые предания, старые обычаи — великое дело», что «народ дорожит ими, как ковчегом завета предков» (с. 262), что «на земле все подлинно мы ходим верою, а не видением» (с. 264), что «масса не в состоянии философствовать; и свободу, и равенство, и братство она приняла как право свое, как состояние, ей присвоенное» (с. 267). Он критиковал парламентаризм, уход от устоявшегося веками порядка, стремление к подражательству западным образцам. Как видим, критика, впервые прозвучавшая в 1870-х годах, повторилась в 1896-м. В том, что К.П. Победоносцев отстаивал свои принципы по-своему бескомпромиссно и честно, сомнений никогда не было. Важно отметить другое: благодаря изданию книги «Будь тверд и мужествен.» мы можем видеть, как эти принципы оформлялись и отстаивались, первоначально — на страницах «Гражданина» без указания имени автора4.
Шестой раздел рецензируемой книги — мемориальный («In memoriam»). В нем помещены некрологи на различных лиц — духовных и светских, скончавшихся в 18721874 годах, а также мемориальные заметки, посвященные памяти великой княгини Елены Павловны, публициста и мемуариста Д.Н. Свербеева и профессора Московского университета П.Д. Юркевича. Некоторые некрологи (например, посвященные бывшему министру юстиции графу В.Н. Панину, бывшему обер-прокурору Святейшего Синода графу А.П. Толстому, церковному историку графу А.Н. Муравьеву) позволяют понять, как К.П. Победоносцев воспринимал не только почивших, но и то время, в котором им пришлось жить. Для исследователя, стремящегося почувствовать «дух эпохи», эти материалы представляют несомненный интерес, позволяют увидеть, какие черты современников (и почему) автор считал выдающимися, останавливая на них внимание читателя.
Седьмой, заключительный, раздел книги включает письма К.П. Победоносцева близким ему людям: графине
А.Д. Блудовой, Н.П. Гилярову-Платонову и И.С. Аксакову. Наибольший интерес, на мой взгляд, представляет подборка писем, адресованных графине А.Д. Блудовой: первое из них датировано маем 1869 года, последнее — декабрем 1874-го. В этих письмах — много «деталей», тех самых «мелочей», из которых, по большому счету, и складывается повседневная человеческая жизнь. В письмах можно увидеть К.П. Победоносцева «без мундира», в наиболее комфортной для него обстановке — обстановке доверительной беседы. Из этих писем, к слову, можно узнать, с каким глубоким чувством относился К.П. Победоносцев к детям будущего императора Александра III, в особенности к великому князю Николаю Александровичу, как он воспринимал придворную жизнь и насколько эта жизнь была для него приемлемой. Из этих писем видно, насколько важную роль играла религия и Церковь в его жизни, что значило для него богослужение, и что он вкладывал в понятие «вера». Наконец, из писем можно узнать и некоторые подробности семейной жизни К.П. Победоносцева.
В качестве приложения в конце рецензируемой работы помещена небольшая заметка барона Н.А. Корфа о Зальцбурге — небольшом курортном городке в Австро-Венгрии, где К.П. Победоносцев любил отдыхать.
Украшением книги следует признать помещенные в ней портреты исторических деятелей, о которых идет речь на ее страницах. Среди них — фотопортреты К.П. Победоносцева, его друзей и оппонентов, а также лиц, о которых он писал.
И все-таки, подводя итоги, следует отметить, что наиболее важным является вовсе не блестящий иллюстративный ряд, подобранный составителем книги, и не публикация собрания писем К.П. Победоносцева. Важнее всего подборка его статей. В целом, они позволяют понять, почему для К.П. Победоносцева основой нравственного поведения человека могли быть лишь вера и Церковь, почему эти две силы он считал поддерживающими стабильность в обществе. Религия, по убеждению К.П. Победоносцева, вносит во власть начала самоограничения. Убежденный противник парламентаризма, К.П. Победоносцев вовсе не был «антизападником» во всем. Как справедливо заметил автор вступительной статьи к книге — В.В. Ведерников, «его идеал — европейская жизнь, но с признаками патриархального русского быта» (с. 39). Да, он считал, что реформы Александра II во многом имели неудачный исход, но причины этого обстоятельства он искал в особенностях русского общества, а не во внешних факторах. К.П. Победоносцев мечтал о гармонии социальной жизни, которую должна была оберегать Церковь. Реальность вступала в противоречие с мечтами. «Но ведь он, — замечает В.В. Ведерников, — пишет не о сущем, а о должном. Иными словами, его программа действий представляет разновидность утопии, столь характерной для русской общественной мысли» (с. 49).
К.П. Победоносцеву пришлось пережить крушение всех его надежд и упований, за свою утопию он заплатил огромную цену. Зная это, можем ли мы сегодня быть столь же непримиримы в оценке этого человека, как и большинство его современников? Найти правильный ответ на поставленный вопрос, как мне кажется, и помогает представленная читателю книга.
Примечания
- Стоит заметить, что В.В. Ведерников специально отмечает: сотрудничество К.П. Победоносцева с «Гражданином» начинается с появления там Ф.М. Достоевского. По мнению исследователя, К.П. Победоносцев, увидев в качестве редактора Ф.М. Достоевского, мог не опасаться, что его (Победоносцева) близость к журналу будет использована без каких-либо политических спекуляций. ↩
- Здесь и далее цитаты даются по тексту рецензируемой книги. — С.Ф. ↩
- Фраза эта приведена не вполне точно — во Второзаконии в 6-м стихе 31-й главы говорится: «Будьте тверды и мужественны, не бойтесь и не страшитесь их» [т.е. врагов ↩
- Говоря о работах, опубликованных К.П. Победоносцевым в 1870-х гг. в «Гражданине», необходимо отметить, что часть из них была опубликована через год после издания рецензируемой книги в двухтомнике «К. Победоносцев. Государство и Церковь» (М.: Институт русской цивилизации, 2011). В 1-й том собрания вошли «Русские листки из-за границы» (исключая последние — «Воровской ужин» и «Новая вера и новые браки»). Во 2-й — рецензия «Свобода, равенство и братство» и статьи о Франции, Испании, а также о «германских вопросах» («Борьба государства с Церковью в Германии», «Церковные дела в Германии», «Церковь и государство в Германии»). Кроме того, во 2-м томе увидела свет статья К.П. Победоносцева, опубликованная в «Гражданине» в 1877 г. («Новейшая английская литература по восточному вопросу»). Названный двухтомник на сегодняшний день можно считать наиболее полным собранием работ обер-прокурора Святейшего Синода по вопросам истории религии и Церкви, церковно-государственных отношений, образования и некоторым другим. Однако, на мой взгляд, эта профессионально подготовленная публикация нисколько не умаляет достоинств рецензируемой книги и не может служить ей «заменой». Составленный В.В. Ведерниковым сборник позволяет прежде всего и преимущественно увидеть К.П. Победоносцева-публициста, в то время как сборник «Государство и Церковь» дает представление о творчестве К.П. Победоносцева в целом