С. В. Рудакова
Меж отчаянием и верой (об экзистенциальных и теодицейных мотивах в творчестве Е. А. Боратынского)
Прихотливая в своих капризах судьба сыграла жестокую шутку со многими яркими поэтами нового поколения первой трети XIX века, наложив свою суровую «печать» на их жизнь: у целого ряда из них были своего рода гонения, годы вынужденных странствий, когда не внутренняя потребность, а обстоятельства заставляли отправляться в отнюдь не добровольные путешествия. Произошло подобное и с Е.А. Боратынским, жизнь которого и необычна, и в то же время во многом типична для той эпохи развития русского общества.
Есть какое-то удивительное предопределение свыше общего характера творчества выдающихся поэтов, обнаруживающееся даже в биографических фактах их жизни. Так, А.С. Пушкин с его неукротимой жаждой жизни, оптимисти- чески-гармоничным мировосприятием волею рока оказывается сосланным на юг, на Кавказ, славный своими буйными красками, стихией вольнолюбия. Боратынский же отправлен на север, в Финляндию, с присущей ей суровой, величественной природой, мрачными пейзажами, замкнутыми людьми; печальная Муза его нашла в этой природе родственные черты. Может быть, поэтому места ссылки становятся для поэтов «духовной родиной», созвучной их внутреннему состоянию, которое интересно характеризует в 1828 году один из их современников, тогда еще молодой дипломат Ф.П. Фонтон: «Боратынский — плавная река, бегущая в стройном русле. Пушкин — быстрый, сильный, иногда свирепствующий поток, шумно падающий из высоких скал в крутое ущелье»1.
Боратынский довольно рано ощутил в себе потребность мыслить, анализировать как собственную жизнь, так и общую. Задолго до обращения к поэтическому творчеству в общении с близкими он демонстрирует тягу к размышлениям. Уже его юношеские письма к матери, полные глубоких раздумий, раскрывают впечатлительную, склонную к рефлексии натуру. Так, описывая личные переживания, например разлуку с отчим домом, он оказывается способным философски осмыслить их, отталкиваясь от единичного, выйти на понимание неких общих закономерностей бытия: «Не лучше ли быть счастливым невеждою, чем ученым несчастливцем? Не ведая того благого, что есть в науках, я ведь не ведал бы и утонченностей порока? Я ничего бы не знал, любезная маменька, но зато до какой высокой степени я дошел бы в науке любви к вам? И не прекраснее ли эта наука всех прочих? Ах, мое сердце твердит мне: да, ибо это наука счастья». (Письмо маменьке, апрель — май 1815 г.)2 «Ах, любезная маменька, если расстояния разделяют нас, то, как бы безмерны они ни были, сердце умеет их преодолевать; иллюзии, без сомнений, обманчивые, но драгоценные, всюду являют ему предмет его нежных чувств. Как сладок такой обман!
Философы осуждают эти иллюзии, но чем был бы человек без этих благодетельных обманов? Как смог бы он усладить нынешние тяготы, если бы не утешался ожиданием счастья в будущем?» (Письмо маменьке, май — июнь, 1815 г.)3
Уже в четырнадцатилетием возрасте Боратынский задумывается над вопросом о конечности существования человека и, узнав о смерти бабушки, утешает мать, рассуждая почти как священник: «Мы рождаемся, чтобы умереть, и часом раньше или позже, но все равно надлежит покинуть навсегда этот крохотный атом, состоящий из праха и называемый землей. Будем надеяться, что в ином мире мы сможем увидеть всех, кто был нам дорог здесь. Бог нас любит и, вероятно, не захочет ввергнуть нас после жизни, подверженной стольким ударам судьбы, в печальную вечность страданий». (Письмо маменьке, июль, 1814 г.)4 Эти мысли будут волновать его и позже, когда он задумается о собственной участи, о возможной (и такой желанной) морской службе: «Но скажите мне, знаете ли вы место во вселенной, вне царства Океана, где жизнь человека не была бы подвержена тысяче опасностей, где смерть не похищала бы сына у матери, отца, сестру? Всюду ничтожное дуновение способно сломать хрупкую пружину, которую мы называем бытием. Что бы вы ни говорили, любезная маменька, есть вещи, подвластные нам, а управление другими поручено Провидению. Наши действия, наши мысли зависят от нас самих, но я не могу поверить, что наша смерть зависит от выбора службы на земле или на море». (Письмо маменьке, ноябрь, 1814 г.)5
Именно в юности Боратынский выбирает тот жизненный путь, на который вступит и он сам, и лирический герой его поэзии, — путь духовных исканий и страданий: «Поверьте, любезная маменька, можно привыкнуть ко всему, кроме покоя и скуки. Я бы избрал лучше полное несчастие, чем полный покой; по крайней мере, живое и глубокое чувство обняло бы целиком душу, по крайней мере, переживание бедствий напоминало бы о том, что я существую». (Письмо маменьке, ноябрь, 1814 г.)6
В одном из последних писем матери из Пажеского корпуса будущий поэт задумывается о трагических противоречиях современного человека, обращаясь к вопросам, которые позже будет рассматривать в своем творчестве: «Зачем человек, созданный Предвечным для того, чтобы наслаждаться прелестями дружбы — этого небесного признака божественной сущности человека, единственного счастья, средоточия желаний и надежд, единственного блаженства нашей преисполненной скорбей жизни; зачем человек против воли своей удаляется от всего этого, движимый чувством противоположным? Почему жалкий разум, или скорее варварское предубеждение, рожденное развращенностью века, требует от нас жертвы, противной сердцу и священному закону природы? Я чувствую, что заблуждаюсь, но как сладостно это заблуждение… оно рождается из моей любви к вам». (Письмо маменьке, май — июнь, 1815 г.)7
В шестнадцать лет Боратынский испытал страшный удар судьбы (был с позором изгнан из Пажеского корпуса за совершенный проступок, о котором в 1823 году он подробно расскажет В.А. Жуковскому8; в решение его участи, в выбор наказания вмешался сам царь Александр I), наложивший, по признанию поэта, на него «каинову печать». Уже на пороге юности Боратынский встает перед необходимостью разобраться, какая доля ответственности в происшедшем лежала на нем, а какая — на его окружении; он осознает, что должен понять, в чем его вина, что он есть такое и что есть закон. С этого времени проблемы духа, свободы, жестоких закономерностей, а главное — судьбы становятся животрепещущими для поэта, определяют любое его размышление как прозаического, так и поэтического характера.
Так, в своем письме матери, написанном вскоре после исключения из Пажеского корпуса за недостойный проступок, задумываясь о счастье, Боратынский пытается воссоздать внутренний облик человека, близкого ему по духу, — Вольтера: «Любезная маменька, люди много спорили о счастье: не подобны ли эти споры рассуждениям нищих о философском камне? — Иной человек, посреди всего, что, казалось бы, делает его счастливым, носит в себе утаенный яд, снедающий его и отнимающий способность чувствовать наслаждение. Болящий дух, полный тоски и печали (un esprit chagrin, un fond d’ennui et de tristesse), — вот что он носит в себе среди шумного веселья, и я слишком знаю этого человека». (Письмо маменьке, 1816 г.)9 Сказанное о философе-просветителе XVIII века соотносимо с психологией самого поэта.
Для Боратынского-поэта важным оказывается сам человек с его сомнениями, переживаниями, мечтами, и в своих произведениях он пытается раскрыть чувства, мучающие героя. Не просто описать его состояние, например, влюбленности, а проследить основные моменты изменения духовного мира личности, происходящие под влиянием этого.
«Мгновенье мне принадлежит, как я принадлежу мгновенью», — это, по сути, основной тезис, на который опирается Боратынский в анализе чувств своего героя. Поэт постоянно воспроизводит в своей лирике быстро преходящие оттенки эмоций, столь же неуловимо меняющихся, как и гонимые ветром облака: «Чудный град порой сольется / Из летучих облаков, / Но, лишь ветр его коснется. / Он исчезнет без следов»10. И бывают они порой абсолютно разные.
Уже в юношеских размышлениях Боратынского обнаруживается та трагическая сложность, противоречивость, что в последующем будет отличать его поэзию. Так, с одной стороны, в лирике Боратынского уже ощущается дыхание экзистенциализма (это философское направление, которое заявит о себе в середине XIX века, а к началу XX века выйдет на ведущие позиции в духовной жизни европейского общества) с его влечением к деструктивным силам, со свойственным ему отторжением, а иногда и отчуждением от реальности, с болезненным вниманием к миру распада, абсурда, уходом в «ничто» (или «небытие»). С другой стороны, в поэзии Боратынского чувствуется мощное тяготение к миру гармонии, поиск идеала, Бога, жажда обретения того, что было утрачено поэтом и его современниками, — веры, абсолютной, дарующей человеку силы и позволяющей обрести смысл жизни.
Именно поэтому так по-разному оценивали и оценивают Боратынского. Одни видели в нем поэта-пессимиста («в основе своей мировоззрение поэта было глубоко пессимистическое»11; «скорбный пессимизм, переходящий иногда в отчаяние»12), другие утверждали: «Перед нами не представитель мрачного пессимизма, а поэт разочарования, представитель философствующей, рефлексирующей поэзии»13. Нам же близко размышление современного исследователя В.В. Кожинова о поэзии Боратынского: «В литературе о Боратынском много говорилось о его заведомом пессимизме, подчас это повторяют и теперь. Но в действительности творчество поэта — подобно творчеству Достоевского — так же далеко от пессимизма, как и от поверхностного оптимизма. Оно в полном и глубоком смысле трагедийно, а подлинная трагедия всегда содержит в себе не только стихию гибели, но и ее преодоление»14.
Две столь различные тенденции, обнаруживаемые в лирике Боратынского, порождают порой прямо противоположные по своей образности, по основному интонационному рисунку художественные тексты.
В одних произведениях поэт раскрывает мысли и чувства человека, остро ощущающего собственную ничтожность перед лицом вечности, чувствующего бессмысленность своего бытия, не могущего ничего в этом мире изменить, способного лишь взирать на то, что происходит с ним и вокруг него. Ярким примером проявления такого экзистенциального мировосприятия можно считать такие стихотворения, как «Недоносок» (1835), «На что вы, дни! Юдольный мир явленья.» (1840)… Истоки трагически-надрывного видения жизни обнаруживаются еще в ранней лирике Боратынского, где описывается, как лирический герой, вкусив радости бытия, познав любовь и дружбу, испытав восторг творческих озарений, вдруг ощутил хрупкость состояния счастья, неумолимый, все разрушающий ход времени. Осознанное и глубоко прочувствованное заставляет его оставить мир эпикурейских удовольствий. Состояние разочарования стремительно расширяется, захватывая все новые и новые сферы жизни человека, превращаясь в поэзии Боратынского в нечто всеобъемлющее. И даже вырываясь из его «плена», лирический герой автора вновь и вновь оказывается им захваченным.
Стихотворение «Недоносок» — одно из тех, где остро чувствуются экзистенциальные настроения. Недоносок, герой произведения Боратынского, ощущает в душе своей силы необъятные, но на поверку не обладает физическими возможностями их реализовать, более того, не осознает, для чего дана была ему жизнь, где его место в этом мире. И оттого приобретенное им бессмертие — мечта человечества с момента осознания им своей сущности — из чего-то манящего, привлекательного, превращается для него в свою прямую противоположность. Это состояние не вызывает у Недоноска никаких положительных чувств, напротив, он яростно всем своим существом пытается его отторгнуть, потому вечность воспринимается Недоноском как «бессмысленная»: «В тягость роскошь мне твоя, / О бессмысленная вечность!»15 Ведь без понимания цели своего пребывания в мире мыслящее существо не может осознать значимость и ценность собственного бытия.
В стихотворении «На что вы, дни! Юдольный мир явленья…» еще острее звучат мотивы отчаяния. Человек, противопоставив себя природе, начав жить иными законами, теряет духовные связи с ее миром, как следствие, утрачивает ощущение божественности всего живого. Потому цикличность природного мира, обнаруживаемая и в жизни людей, приобретает в понимании человека совершенно иное качество.
Беспрестанное повторение перестает ассоциироваться в людском сознании с некой стабильностью, а напротив, рождает чувство глухого отчаяния, переходящего в ужас от осознания того факта, что все неизменно и сделать с этим ничего невозможно. Острее всего это ощущает душа наиболее тонко чувствующего человека — Поэта; она как будто отделяется от тела, превращаясь в своего рода субъект, вокруг которого организуется лирическое пространство и который определяет развитие своеобразного лирического сюжета стихотворения: «Свой подвиг ты свершила прежде тела, / Безумная душа!»16
Боратынский, обращаясь к вечному конфликту души и тела, лежащему в основе христианской религии и являющемуся основным в эстетике романтизма, по-новому его переосмысливает. Поэт не стремится возвысить душу над телом, однако не пытается он и показать невысокую «ценность» тела в существующем мире. Боратынский описывает страшную духовную катастрофу, переживаемую человеком, во внутреннем мире которого происходит чудовищный раскол: душа, отделяясь от тела, начинает проживать не зависимую от последнего жизнь. Картина, созданная поэтом, ничего, кроме отчаяния, ужаса, безысходности, породить в сознании читателя не может. Боратынский показывает, что душа и тело оказываются разделенными в своем существовании, пребывая, казалось бы, в одном общем пространстве, они проживают отпущенный им срок порознь, причем даже время воспринимают они по-разному: «для тела — это дни, летящие безумным роем, сменяющие друг друга утро и день; для души — это вечность, в основе которой бесконечное повторение одного и того же»17. Его душа как в тюрьме заключена в теле, не в состоянии его покинуть. Тело утратило свою сакральную значимость. Однако при этом поэт воспринимает тело как некое персонифицированное существо, которое живет своей, отдельной от души, жизнью, меж ним (телом) и душой неумолимо растет «пропасть»:
Бессмысленно глядит, как утро встанет,
Без нужды ночь сменя,
Как в мрак ночной бесплодный вечер канет
Венец пустого дня!18
Раздвоенность личности становится своеобразным «диагнозом» духовной жизни лирического героя Боратынского, утратившего цельность своего мира и, как следствие, потерявшего смысл бытия.
Подобное видение человека во многом противоречит традиционным христианским представлениям, по которым человек рассматривался как существо, созданное по образу и подобию Божию19. И потому в христианской культуре светом Божьим освещена была не только душа, но и тело. Для христианина тело мыслилось как храм Божий. Так, апостол Павел говорил «тело есть храм Духа» (1 Кор. 6:19), тело не просто оболочка, оно — средство осуществления благих порывов души.
О том, что есть тело человека, размышляли многие христианские мыслители. Так, митрополиту Минскому и Слуцкому Филарету принадлежит высказывание: «Ни тело, ни материя сами по себе не являются источниками греха»20. Кирилл Иерусалимский же считал, что «тело не само собою согрешает, но посредством тела (согрешает) душа»21. Однако были и иные взгляды, с которыми как раз и созвучны поэтические раздумья о человеке Е.А. Боратынского. Так например, епископ Игнатий (Брянчанинов) пришел к неутешительному, совершенно иному, чем у других богословов, итогу относительно сущности человеческого тела: «По причине падения наше тело вступило в один разряд с телами животных; оно существует жизнью животных, жизнью своего падшего естества. Оно служит для души темницей и гробом»22.
В стихотворении Боратынского «На что вы, дни! Юдоль- ный мир явленья.» мир предстает каким-то абсурдным, лишенным смысла, и кажется, после таких строк, кроме отчаянии и пессимизма, человек ничего испытать не может. Однако в минуты «освобождения» от груза уныния, печали, скорби и разочарования поэт задумывается о том, что, возможно, есть какие-то иные основы бытия, размышляет о том, что дает человеку силы преодолевать невзгоды, мечтать о счастье. И чем старше становится поэт, тем острее в нем растет потребность обрести гармонию с собою, с людьми, с миром. И основанием этой гармонии, как ему кажется, должна была стать вера. Именно раздумьям над этими вопросами посвящены прежде всего такие произведения, как «Отрывок» (1829), «Ахилл» (1841), «Молитва» (1842 или 1843).
Жажда веры воспринимается поэтом не только лично ему свойственным желанием, это становится отличительной особенностью современного человека и всего поколения. Боратынский осознает, что и он сам, и его современники оказались в сложной ситуации: прежние ориентиры, в особенности в духовной жизни, поколеблены, а новые лишь проявляются. И потому, с одной стороны, в его переписке мы встречаем такие высказывания: «Поэзия веры (курсив наш. — С.Р.) не для нас. Мы так далеко от сферы новой деятельности, что весьма неполно ее разумеем и еще менее чувствуем. <.>. Поэзия индивидуальная одна для нас естественна. Эгоизм — наше законное божество, ибо мы свергнули старые кумиры и еще не уверовали в новые. Человеку, не находящему ничего вне себя для обожания, должно углубиться в себе. Вот покамест наше назначение». (Письмо И.В. Киреевскому1832, июнь.)23
Боратынским ощущается назревшая в обществе потребность «новой веры», сущность которой сводится к определению «поэзия веры», в этом она противопоставлена бытующей в обществе «поэзии индивидуальной», чье торжество было обусловлено исторически сложившимся состоянием «безверия», «разуверения» (отраженного в его ранней лирике). Размышляя об эпохе, о современной культуре, Е.А. Боратынский приходит к неутешительному выводу: «Время поэзии индивидуальной прошло, другой еще не созрело». (Письмо П.А. Вяземскому от декабря 1832 г.)24
Однако еще в «Отрывке» (так поэт назвал фрагмент 1829 года из ненаписанной поэмы «Вера и неверие») Боратынский представил размышления о жизни, ее смысле, о человеке и Боге. Героями стихотворения становятся Он и Она, их диалог и ложится в основу художественного произведения. Это одно из ярких стихотворений, связанных с теодицейной традицией в русской лирике.
Открывается этот текст поэтическим восславлением Бога и мира, им созданного. И написано это, казалось бы, в духе христианской поэзии:
Я с умиленною душой Красу творенья созерцаю.
От этих вод, лесов и гор Я на эфирную обитель,
На небеса подъемлю взор И думаю: велик зиждитель,
Прекрасен мир!25
Однако в процессе общения Он, герой произведения Боратынского, оглядываясь вокруг, с ужасом обнаруживает несовершенство земного бытия, несправедливость людского мира и будто отступает от своих христианских воззрений:
Ужели творческая сила
Лукавым светом бытия
Мне ужас гроба озарила,
И только?.. Нет, не верю я.
Что свет являет? Пир нестройный!
Презренный властвует; достойный
Поник гонимою главой;
Несчастлив добрый, счастлив злой.
Как! не терпящая смешенья
В слепых стихиях вещества,
На хаос нравственный воззренья
Не бросит мудрость Божества?
Как! между братьями своими
Мы видим правых и благих,
И, превзойден детьми людскими,
Не прав, не благ Создатель их?26
И казалось бы, подобным образом увиденная картина бытия должна была породить в душе героя Боратынского отчаяние и безверие, однако он находит в себе силы, а главное — Веру, чтобы понять: вся эта жизнь дается и человеку (а значит, и ему), и обществу как испытание, пройдя которое возможно обрести «награду». По сути в этом произведении Боратынский выступает продолжателем теодицейной традиции, развиваемой и в европейской литературе (в которой она обсуждалось издревле, а само понятие теодицеи — дословный перевод «оправдание Бога» — было введено в литературно-научный обиход в 1710 году Г.В. Лейбницем), и в русской. Вслед за своими предшественниками поэт задумывается о несправедливости, обнаруживаемой им в мире, и о том, как же с этими проявлениями бытия связан всеблагой, премудрый и милосердный Бог. И он находит свои основания, призванные возвысить Бога, объяснить ту далекую от идеала ситуацию, что связана с земной жизнью человека.
По мнению Боратынского, все устремлено к гармонии, не может мир оставаться в хаосе, несовершенство должно быть преобразовано, и произойти это может и должно только при участии Бога, в которого верят и к которому стремятся его герои:
Нет! мы в юдоли испытанья
И есть обитель воздаянья:
Там, за могильным рубежом,
Сияет день незаходимый,
И оправдается незримый
Пред нашим сердцем и умом27.
Героиня стихотворения «Отрывок», подводя своеобразные итоги диалога с любимым о мире, о Боге, о вере, выводит идеи, которые для самого Боратынского станут своеобразным «духовным маяком», позволяющим не потеряться в море сомнений, отчаяния и разочарований:
Премудрость вышнего Творца
Не нам исследовать и мерить;
В смиренье сердца надо верить
И терпеливо ждать конца28.
Не часто удастся и поэту, и его лирическому герою проникнуться этими убеждениями, но стремление к ним они будут демонстрировать неоднократно.
Так, в «Ахилле», стихотворении, вошедшем в итоговую книгу стихов Е.А. Боратынского 1842 года, именно «живая вера», а не рассудочная мысль предложена в качестве спасения от духовного страдания. Автор в своем произведении, используя синхронию мифа (т.е. соотнося его с настоящим для объяснения и качественно иного осознания последнего29), воссоздает живой образ эллина, сравнивая его способность погружаться в духовное пространство «ребяческих снов» поэзии (описанное в «Последнем поэте») с возможностями сына «железного века», «бойца духовного». Им оказывается лучший представитель своего времени, ибо наделен более тонкой душевной организацией, чем другие, — это поэт. Выясняется, что для современного человека, даже для поэта, появление «живой веры» в его духовном мире становится проблемой, тогда как для античного человека она даже не осознавалась как нечто отдельное, ибо с ней человек рождался и жил.
Лирический герой Боратынского, будучи «духовным бойцом», все же оказывается, как и его современники, зараженным «недугом душевным», свойственным его веку30. Но он не пугается страданий, он решается пройти через жизненные испытания, познать всю горечь и весь трагизм земного бытия. Он готов сражаться против лавинообразно распространяющегося душевного омертвения, ведущего к упадническим настроениям, против собственных грехов за «живую веру», за вдохновение. И потому Поэт как боец сильнее своего древнего предшественника (Ахилла), ибо он выдерживает не столько физическое противостояние с противником, сколько духовное, и главный его враг — не внешний недруг, а он сам. Но поможет ему в этой борьбе, по его собственному убеждению, то, что давало силы античному герою в далеком прошлом, — «живая вера».
Стихотворение Боратынского «Ахилл» заканчивается на светлой ноте, давая читателям надежду на то, что Поэтом и современным человеком будет обретена и сохранена «живая вера» и на смену процессу нисхождения к предельному, конечному придет процесс восторженного восхождения к вневременному, божественному, прекрасному.
Одно из поздних произведений Боратынского «Молитва»31 очень близко каноническому тексту молитвы, представляющему собой, как определяет это «Библейская энциклопедия», «возношение ума и сердца к Богу, являемое благоговейным словом человека к Богу»32. Исследователи усматривают определенную близость этого стихотворения поэта молитвословию Святому Духу, которое читается в день Пятидесятницы: «Царю небесный, Утешителю, Душе истины, Иже везде сый и вся исполняяй, Сокровище благих и жизни подателю, приди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже, души наша».
Слова поэта в его «молитве» звучат страстно и искренне, идут они от сердца человека, многое испытавшего, познавшего сомнения, поддавшегося иллюзиям разума, терявшего, и не раз, «почву под ногами», но в минуты отчаянии не проклинавшего, а, напротив, обращавшегося за духовной помощью к Подателю жизни, осознающего, что каждому дается по силам его, а потому каждый же должен пройти путь, ему данный, не сворачивая с него:
Царь небес! Успокой
Дух болезненный мой!
Заблуждений земли
Мне забвенье пошли
И на строгий твой рай
Силы сердцу подай33.
В этом стихотворении Боратынский выразительно и точно передает острое желание человека не чувствовать себя брошенным в этом мире, от Бога человек ждет духовной поддержки! Бог для поэта — высший миротворец, он дарует человеку гармонию, прежде всего внутреннюю, он раскрывает земному своему подобию его скрытые огромные возможности (не тела — души!), позволяет разглядеть и понять, где истинное, а где ложное. Боратынский в «Молитве», как никогда до этого, оказывается близок к пониманию христианских образов. Поэт обращается к Богу как Царю небесному, то есть тому, кто свободен от всего материального (ибо выше этого), как Утешителю, способному исцелить душу человеческую, очистить ее от разрушительных страстей, излечить от сомнений, разрешить все противоречия. Образ же «строгого рая», который может стать наградой для той души, что пройдет все испытания, ассоциативно связан с образом «тесных врат», что появляются в евангельской истории, рассказывающей о Xристе («Лучше тесные врата в жизнь, чем широкие в погибель». Мф. 7:13, Лк. 13:22).
Как и в стихотворении 1829 года, но теперь не на уровне пожелания, а на уровне утверждения, звучит в этом позднем произведении Боратынского мысль о том, что жестокость, несправедливость, с которой сталкивается человек в своей жизни, должна толкать его не на путь сомнений, бунта против мира и даже Бога; нет, все это он должен рассматривать как жизненное испытание для себя и своей вере. Он должен не растерять ее, веру, а значит, не потерять себя, не лишиться того, что сможет привести его на путь духовного совершенствования и приблизить к миру божественной гармонии. Мысль, высказанная когда-то юношей Боратынским «Надо использовать даже то, что кажется неправильным в человеческой природе. Как много вещей, цель коих от нас сокрыта Провидением, а мы осмеливаемся за это роптать на Творца!»34 — только в зрелости была до конца понята и реализована на практике, как поэтической, так и жизненной.
Примечания
- Фонтом Ф.П. Воспоминания. Юмористические, политические и военные письма из главной квартиры Дунайской армии в 1828 и 1829 года. В 2 тт. Т. 1. Лейпциг, 1862. С. 25-26 ↩
- Летопись жизни и творчества Е.А. Боратынского / Сост. А.М. Песков; текст подгот. Е.Э. Лямина и А.М. Песков. М., Новое литературное обозрение, 1998. С. 70. ↩
- Там же. С. 71. ↩
- Там же. С. 65 ↩
- Там же. С. 68 ↩
- Там же. С. 68 ↩
- Там же. С. 71 ↩
- Там же. С. 129-132 ↩
- Там же. С. 77 ↩
- Баратынский Е.А. Полн. собр. стих. Библиотека поэта. Изд. 3-е. Л., Сов. писатель, 1989. С. 148. Далее будут указываться только страницы этого издания ↩
- Котляревский Н.А. Памяти Баратынского // Вестник Европы. Пг., 1885. Июль. Кн.7. С. 195 ↩
- Бунин И. По поводу 100-летия со дня рождения // Вестник воспитания. М., 1900. № 6. С. 32 ↩
- Архангельский С.А. Баратынский и его поэзия // Под знаменем науки. М., Типография А.В. Васильева, 1902. С. 42 ↩
- Кожинов В.В. Книга о русской лирической поэзии ХХХ в. Развитие стиля и жанра. М., Современник, 1978. С. 100 ↩
- Баратынский Е.А. Полн. собр. стих. Библиотека поэта. Изд. 3-е. Л., Сов. писатель, 1989. С. 182 ↩
- Там же. С. 194 ↩
- Рудакова С.В. «На что вы, дни! Юдольный мир явленья..» как один из композиционных центров книги стихов «Сумерки» Е.А. Боратынского // «Вестник Сургутского государственного педагогического университета». Сургут, 2011, №4 (15). С. 82. ↩
- Баратынский Е.А. Поли. собр. стих. Л., Сов. писатель, 1989. С. 194. ↩
- На это указывает, например, Моисей, свидетельствующий о том, что человек был создан по образу Божиему (Быт. 1:27; 9:6), по подобию Божиему (Быт. 5:1). ↩
- Филарет, митр. Минский и Слуцкий. Богословская наука сегодня. Православное учение о человеке. Избр. статьи. М., Клин, Синодальная Богословская Комиссия, Фонд «Христианская жизнь», 2004. С. 14 ↩
- Цит. по: Лоргус А., свящ. Православная антропология. Курс лекций. Вып. 1. М., Российский православный университет святого апостола Иоанна Богослова. Факультет психологии, 2003. С. 126 ↩
- Сочинения епископа Игнатия (Брянчанинова). T. I. Аскетические опыты. Изд. 3-е. СПб., 1905. С. 8 ↩
- Летопись жизни и творчества Е.А. Боратынского. М., Новое литературное обозрение, 1998. С. 298. ↩
- Там же. С. 303 ↩
- Баратынский Е.А. Полн. собр. стих. Л., Сов. писатель, 1989. С. 153. ↩
- Там же. С. 155 ↩
- Там же. С. 155 ↩
- Там же. С. 156 ↩
- Подробнее об этом см.: ВласенкоА.П. Поэтический сборник Е.А. Баратынского «Сумерки» как художественное единство // Вестник Московского университета. Сер. 9. Филология. № 6. С. 20-23. ↩
- Об этом размышляет Боратынский в своем письме П.А. Вяземскому от 1831 г. (Летопись жизни и творчества Е.А. Боратынского. М., Новое литературное обозрение, 1998. С. 267.) ↩
- Интересное рассмотрение этого стихотворения в контексте традиции жанра молитвы в русской поэзии можно найти в работе Е.Н. Федосеевой. См.: Федосеева Е.Н. Особенности изучения поэтической молитвы в лирике Н.М. Языкова, Е.А. Боратынского, А.С. Пушкина // Высшее образование для XXI века. V Международная научная конференция. М., 13-15 ноября, 2008 г. Доклады и материалы. Секция 6. Высшее образование и мировая культура. Вып. 2. Изд-во Московского гуманитарного университета, 2008. С. 76-77. ↩
- Библейская энциклопедия. В 2-х тт. М., Центурион, 1991. С. 292 ↩
- Баратынский Е.А. Полн. собр. стих. Л., Сов. писатель, 1989. С. 217 ↩
- Летопись жизни и творчества Е.А. Боратынского. С. 79 ↩