mospat.ru
Опубликовано в журнале "Церковь и время" № 51


Священник Сергий Модель

«Пустите детей приходить ко мне»

Священник Сергий Модель.

Еще по поводу опыта преподавания «Основ православия» в

Бельгии

На протяжении многих лет в России обсуждается вопрос о введении в программу светских школ курса «Основы право­славной культуры». Этот предмет уже преподается в некото­рых регионах, и государство рассматривает возможность его повсеместного введения. Для этого с помощью Церкви был подготовлен специальный учебник. Нам показалось интерес­ным рассмотреть практику преподавания «Основ православия» в светских школах в стране, конечно, сильно отличающейся от России по размеру, истории, социально-экономической струк­туре, но в которой уже есть опыт в этой области, — в Бельгии (где этот предмет был введен в 1989 году1). Как известно, Бель­гия — небольшая западноевропейская демократическая стра­на, одна из основательей Европейского союза и центр многих европейских и международных организаций. Традиционно яв­ляясь католической страной2, сегодня она, как и все другие стра­ны, стоит перед проблемой модернизации, секуляризации и плюрализма. В предыдущей работе на эту тему3, мы постара­лись осветить вопрос организации системы образования, кото­рая, основываясь на уважении общечеловеческих ценностей (прав человека, личной свободы), позволяет родителям делать свободный выбор в соответствии с их философскими и рели­гиозными взглядами. Напомнив главные моменты, мы попы­таемся в этой статье конкретнее проследить содержание само­го курса «Основы православия» в светских бельгийских шко­лах.

Откуда все это?

Как мы уже отметили, в Бельгии действуют следующие законы, на которых основывается преподавание религий (в том числе и православия) в светских школах: ст. 18 и 26 Всеобщей декларации прав человека, ст. 29 и 30 Международной конвен­ции о правах ребенка и особенно ст. 24 Конституции Бельгии, которая указывает, что

Сообщество (т.е. субъект федерации, ответственный за образование и культуру. — СМ.) предоставляет свободный выбор родителям. Оно также обеспечивает нейтральное обра­зование. Нейтралитет предполагает уважение к философским, идеологическим и религиозным взглядам родителей и детей. На протяжении всего обязательного курса обучения светские школы предоставляют возможность выбора предмета для изу­чения: одна из признанных религий или светская этика.

Другими словами, Конституция обязывает светские шко­лы преподавать религии и светскую этику. При этом считает­ся, что нейтралитет школы гарантирован, потому что она пре­доставляет выбор между тем или иным предметом.

Эти правила были установлены «Школьным пактом» от 29 мая 1959 года и декретами субъектов федерации (Бельгия сегодня является федеративным государством). Но нельзя так­же забывать об историческом контексте создания современно­го бельгийского государства; в 1830 году против нидерландс­кого короля, авторитарного протестанта, объединились католические и либеральные силы. Этот «священный союз»4 про­явился и в образовании, где сосуществуют школы и дисципли­ны обоих направлений. Кроме этого, уроки религии — сначала только католические — постепенно дополнялись другими куль­тами, официально признанными бельгийским государством (в России их называют «традиционными религиями»): протестан­тизм, англиканство, иудаизм, ислам и православие. Для неве­рующих были организованы уроки «светской этики» (т.е. ате­изма).

В основе этого «сочетания возможностей» лежит идея о том, что ни одна часть общества, ни одно идеологическое, ре­лигиозное или политическое течения не могут «победить» за счет подавления других, даже меньшинств. В общем, уваже­ние мнения каждого (кроме экстремистов) и даже организация выражения этих мнений5 составляют основы общей жизни. Вследствие многих завоеваний, которые Бельгия претерпевала на протяжении истории или как отдаленный ответ на евангель­ское предупреждение: «Все, взявшие меч, мечом погибнут» (Мф. 26:52), эта «культура компромисса», проявляющаяся во всех областях, истинно составляет часть бельгийской идентич­ности. В образовании она позволяет каждому не чувствовать себя ущемленным и не жаловатся, что его принуждают изу­чать предмет, противоречащий его религиозным или философ­ским взглядам, даже если это иногда бывает трудно воплотить в жизнь (например, как организовать урок отдельно для одно­го или двух учеников из класса?). Отметим также следующее: если выбор урока остается за родителями учеников и если эта свобода не ограничивается ни конфессиональной привержен­ностью ученика (который не обязан быть членом данного куль­та), ни числом записанных на курс детей (школа должна удов­летворять каждый запрос), то такие уроки основ религии (или этики) входят в число обязательных занятий учебного года.

Как отмечает «Программа курса православной религии в начальной школе»,преподавание религии детям составляет часть общего образования… Эта область является не менее важной, чем другие для развития ребенка, в плане познавательном и педагоги­ческом. Именно отсюда он сможет взять основные принципы

Преподаватели «Основ православия»

В основном преподавателями уроков религии в бельгий­ских светских школах являются светские люди. На самом деле, закон позволяет духовенству преподавать в светских заведе­ниях. Раньше именно священники (особенно в католической среде) давали такие уроки. Но сейчас обычно считается, что главная обязанность служителей культа — окормлять те об­щины, в которые они направлены (и где работы всегда хвата­ет!). А редкие преподающие диаконы и священники жалуются на возникающие трудности в соединении их священнической деятельности и школьных обязанностей: например, церковный праздник выпадает на рабочий день или во время урока их вызы-вют к больному или умирающему. И, без сомнения, не являет­ся случайностью еще и то, что в Бельгии отдел по вопросам культов, управляющий отношениями между государством и различными религиозными конфессиями, зависит от Министер­ства юстиции, в то время как преподавание религии — от Ми­нистерства образования7.

В соответствии с законодательством, условия, требуемые для преподавания религиозного (православного) курса, следу­ющие:

—  быть гражданином страны или выходцем из Евро­пейского союза (кроме исключений);

—  иметь безукоризненную репутацию и пользоваться своими гражданскими и политическими правами;

—  иметь физические способности, которые необходи­мы для членов обучающего персонала;

—  быть священником или иметь высший диплом по пра­вославному богословию (выданный духовной семинарией или академией, богословским университетом или институтом, при­знанным Педагогической комиссией Православной Церкви в Бельгии). В случае отсутствия такового8, образование может быть продолжено в Православном институте Святого Иоанна Богослова в Брюсселе.

Преподавание должно вестись на местном языке (на фран­цузском, нидерландском или немецком — в зависимости от региона), поэтому преподаватель должен показать «углублен­ные знания» этого языка9. Кроме того, запрещена не только любая политическая деятельность и пропаганда, но препода­ватели религии должны «воздерживаться от любой критики позиций и взглядов, выражаемых на параллельных уроках». Как уточняет декрет Французского сообщества,в образовательных учреждениях поощряется разнооб­разие идей, развивается дух терпимости, и каждый готовится к своей роли гражданина в плюралистическом обществе10.

Министерство, согласуясь с религиозными властями (для православных, с митрополитом Константинопольского Патриархата в Бельгии, официальным представителем Пра­вославной Церкви при Бельгийском государстве), назначает преподавателей религиозного курса11. Они имеют тот же ста­тус, что и любой другой преподаватель и оплачиваются свет­скими властями. Такое же положение и у инспекторов обра­зования, проверяющих профессиональные и педагогические способности преподавателей. Над инспекторами стоит кол­легиальный орган — Педагогическая комиссия Православной Церкви (возглавляемая тем же митрополитом), которая отби­рает кандидатуры преподавателей и утверждает главные на­правления программы уроков в рамках общих правил орга­низации школьного образования в стране.

Организация образования

В Бельгии обязательное образование (с 7 до 18 лет) раз­делено на два одинаковых цикла: начальное (с 7 до 12 лет) и среднее (с 13 до 18 лет). Каждый цикл продолжается шесть лет  (нумерация от 1 до 6). За 32 часа уроков в неделю (четыре дня по 7 часов и один день — среда — только 4 часа) преподают «классические» предметы (родной язык, математика, другие языки, история, география), спортивный урок или гимнастику (2 часа в неделю) и урок религии (2 часа в неделю).

Для курса православной религии (или, если использовать русскую терминологию, «основ православия») не существует общего педагогического пособия (учебника). Конечно, за 80 лет присутствия русских и других православных на Западе появи­лось множество публикаций о православии (например, в нашей области «Православный катехизис» епископа Александра (Се-менова-Тян-Шанского)12, коллективная работа «Жив Бог. Семей­ный православный катехизис»13 и другие «катехизаторские» пуб­ликации14 или более новый сборник «Церковь, дом Божий, дверь небесная»15), но ни одна из них не соответствует в точности тому, чего можно было бы ожидать от школьного учебника. Один — слишком прост и не отвечает на все вопросы, которые обсужда­ются во время урока, другие же, в свою очередь, слишком спе­цифичны и используют сложные богословские термины, кото­рые большинство детей не знает и не понимает.

Именно поэтому вплоть до сегодняшнего дня, препода­ватели используют различные материалы (книги, журналы, короткие фильмы и т.д.) и сами продумывают содержание сво­их уроков на основе той схематичной программы, которую мы разберем далее. Нужно отметить, что эта программа, которая была разработана, главным образом, людьми, получившими образование в Свято-Сергиевском православном богословском институте в Париже, носит отчасти следы «парижской школы» православного богословия. Она носит рекомендательный, а не обязательный характер, и преподаватели, согласуясь с инспек­торами, могут свободно приспосабливать ее по необходимос­ти (уровень учеников и др.).

Начальная школа: раскрытие понятия святости

В бельгийской школе, как начальный, так и средний цик­лы разделены на 3 уровня по 2 года каждый. В конце каждого уровня ученик должен иметь некоторое количество знании и представление о предмете. Курс «Основ православия» следу­ет той системе, по которой на каждом уровне формируется целостное представление об изучаемой конфессии. В течение учебного года частично используется материал года предше­ствующего, который впоследствии приспосабливается препо­давателем в зависимости от уровня и специальных целей каж­дого года.

Два года первого уровня начальной школы (дети 7-8 лет) содержат, согласно уже цитировавшейся «Программе курса православной религии в начальной школе», «общее представ­ление о мире Церкви без специальной направленности», где ученики «знакомятся» с Троицей: Богом Отцом, Иисусом Хри­стом, Святым Духом. Ученики слушают ряд рассказов (в осо­бенности евангельских), рисуют и раскрашивают относящиеся к ним иконы. Благодаря этому они чувствуют связь между го­довым ритмом и церковными праздниками (преподаватель сле­дует главным этапам литургического календаря). Особенно рекомендуется работать над визуальной стороной, используя иллюстрированную Библию, иконы, рисунки для раскрашива­ния и т.д. Ученики также привыкают к крестному знамению, и учат простые молитвы («Отче наш» и «Царю Небесный») и знакомятся с тем, что есть в церкви (план храма, церковная ут­варь и облачения), и с тем, что в ней происходит (молитвы, службы). Весь усвоенный материал закрепляется другими прак­тическими занятиями: прогулки на природе, пение, рукоделие (маленькие молитвословы, кресты, пасхальные яйца).

На следующем уровне (3-й и 4-й годы начальной школы, дети 9-10 лет) ученики открывают смысл святости: святость Бога, человека (избранного народа, святых и, наконец, призыв к святости каждого христианина) и Церкви. К этой теме нужно подходить, развивая «изумление» ребенка о попечении Божь­ем людей, о Церкви не только как о «доме Бога», но также как «доме людей» и «месте встречи со святыми». Ученики должны выучить и запомнить некоторые рассказы (из Ветхого и Ново­го Заветов, из истории первых христиан и жизни святых), где Бог заботится о человеке. Дети должны прочувствовать и понять, что Он «активно участвует в нашей жизни». Они также должны уметь самостоятельно читать Библию для детей, уяс­нить для себя понятие Троицы, и углублять свои знания о Цер­кви (священное пространство и иконография, богослужения, функции служащих…) для того, чтобы лучше понимать про­исходящее в церкви, когда они там будут.

На третьем и последнем уровне начального цикла (5-й и 6-й годы начальной школы, дети 11-12 лет) ученики, перечи­тывая систематически Священное Писание, увидят связь меж­ду Ветхим и Новым Заветами. Хронологическое и типологи­ческое изучение библейских рассказов, прочитываемых в пер­спективе Церкви и их вечной «актуальности», позволит уло­вить их внутренний настрой и ориентацию на Иисуса Христа и показать, что великие библейские персонажи представлять со­бой примеры для нашей собственной жизни. Ученики должны увидеть главную линию Священного Писания, уметь переска­зывать некоторые сюжеты и связывать их с большими празд­никами и таинствами Церкви (детальный анализ иконостаса— узнавать на иконах ново- и ветхозаветные сцены из Библии и святых). Также на этом уровне будет предложено изучение основных моментов литургии. Кроме того, дети должны быть способны применить эти знания по отношению к собственно­му поведению — в семье и обществе. Несколько уроков о жиз­ни некоторых святых и о жизни Древней Церкви позволят им познакомиться с понятием аскезы («приложение усилий для встречи с Богом») и общины («забота друг о друге»).

В конце периода начального образования ученик, по сло­вам одного из инспекторов этого курса,должен быть способен читать и понимать библейские рассказы и ориентироваться в богатом церковном Предании (библейском, литургическом, агиографическом). [Для этого ему] нужно усвоить азы, позволяющие ориентироваться в этом Предании и… почувствовать, что и он входит в полной мере в великую историю Откровения16.

Средняя школа: размышление о бытии

Если главная цель религиозного образования в началь­ной школе заключалось в том, чтобы вызвать у ребенка «восхищение» Творцом и его творением, то в средней школе тематика состоит скорее в «духовным пробуждении» ребен­ка17. На этом этапе постепенно переходят от «катехизаторско­го» типа обучения к более «богословскому», который ведет ученика к собственным личным размышлениям. Для этого бу­дет предложено три подхода: библейский, исторический и бо­гословский, которые рассматриваются через литературу и христианское искусство (во всех его видах). Более того, препо­давателю рекомендуется следить за событиями, происходящи­ми в обществе, и за жизнью в школе, чтобы в случае необходи­мости представить православную точку зрения и помочь уче­никам понять, что церковная жизнь не должна быть «отделен­ной от реальности» (вспомним «Послание к Диогнету»: «Хри­стиане не отличаются от других людей ни страною, ни языком, ни житейскими обычаями. Они не населяют каких-либо осо­бых городов, не употребляют какого-либо необыкновенного наречия и ведут жизнь, ничем не отличную от других людей»18). Наконец, рекомендуется также, чтобы обучение было связано с литургической жизнью Церкви.

На первом уровне средней школы (1-й и 2-й годы, дети 13-14 лет) программа курса православной религии предполага­ет переход «от катехизаторского обучения к более широкой работе», «не углубляя изученные темы, но ограничиваясь, глав­ным образом, фактами»19. В исторической части надо кратко представить ученикам историю христианства на основе хроно­логии или простого учебника по истории Церкви. В библейской части ученики познакомятся с жизнью Христа и с Новым Заветом (благодаря выборочному чтению отрывков из Священного Пи­сания в рамках богослужебного календаря, а также визуальным материалам — географические карты Святой земли, иконогра­фические примеры с объяснением). По необходимости и для углубления того или иного отдельного сюжета могут быть ис­пользованы также элементарные богословские объяснения.

На втором уровне (3-й и 4-й годы средней школы, дети 15-16 лет) ученикам преподается уже «Введение в богословие». Используются три подхода. Библейский подход: перечитыва­ние Ветхого Завета (а именно чтений из вечерни на протяже­нии всего литургического года), начиная с обетования вопло­щения Христа и до Его Откровения. Исторический подход: история Церкви в ее главных представителях (отцы Церкви, святые, монахи и т.д.) или важных событиях (соборы, падение Византии, христианизация России, гонения XX в.). Здесь мо­жет быть полезной такая публикация, как «Исторический путь Православия» отца Александра Шмемана. Богословский подход: более систематическое рассмотрение учения о Воплощении или «теоантропологии» («богочеловечестве») Православной Церк­ви, основанной на раннехристианской традиции.

На последнем уровне средней школы (5-й и 6-й годы, период созревания, дети 17-18 лет) эти три подхода (библейс­кий, исторический и богословский) еще более углубляются и расширяются. В рамках библейского подхода, преподаватель представляет ученикам введение в православную экзегезу — на базе работ американского православного священника Джо­на Брека — с примерами, определяя место человека, истории и общества в божественном плане спасения. Кратко рассматри­вается двухтысячелетняя история христианской мысли, выде­ляются важные периоды и показываются общие точки и разли­чия в представлениях на Востоке и на Западе, после чего уче­ник будет способен «понять основные аспекты истории Евро­пы»20. При богословском подходе предлагаются книги «Очерк мистического богословия Восточной Церкви» Владимира Лос-ского и «Бытие как общение: Очерки о личности и Церкви» греческого митрополита Иоанна (Зизиуласа).

Помимо этих трех методов, у учеников следует развивать православное мышление, основанное «на мнении Православ­ной Церкви о многочисленных сторонах современной жизни»21. Главной задачей является развить у каждого ученика «личное восприятие в его церковной зрелости»22. Это мышление может касаться как философских и этических вопросов, так и более узких тем, таких как бракосочетание, плоть и сексуальность, биоэтика, эвтаназия. В программе цитируются книги (можно сказать, достаточно сложные) Павла Евдокимова23 и греческого богослова Христоса Яннараса24. К сожалению, не используются «Основы социального учения Русской Православной Церкви», которые, однако, касаются этих вопросов и были переведены на французский и английский языки. Русской Церковью этот глав­ный документ, заключающий в себе основную базу в этой облас­ти, должен был бы использоваться. Также могут быть затронуты другие темы: например, богословские основы защиты окружаю­щей среды (тема, дорогая Константинопольскому патриарху), аскеза и монашество (по которым рассматривают житие преподобного Силуана Афонского, достаточно известного на Западе, или главу «Старец Зосима» из романа Φ. М. Достоевс­кого «Братья Карамазовы») и т.д. Можно, наконец, предложить ученикам индивидуальную работу, которая будет состоять в составлении резюме и комментариев (или устной презентации) одной главы из названных книг.

В конце школьного образования предполагается, что уче­ник, прошедший 12-летний курс «Основ православия» — как мы уже отметили ранее —

… должен быть способным сознательно излагать осно­вы православной веры на богословской базе и четко ее форму­лировать. Он должен обладать знаниями, достаточными для того, чтобы объяснять в ясной и доступной форме основы пра­вославного Предания и быть способным это Предание применять в личной жизни25.

Все к лучшему в этом лучшем из миров?

Можно ли после двадцати лет преподавания «Основ пра­вославия» в Бельгии с точностью сказать, что это полный ус­пех и что в этой области, по выражению Вольтера, «все к луч­шему в этом лучшем из миров»? Без сомнения, нет. В действи­тельности же время указало на некоторые недостатки, имеющиеся в бельгийском образовании:

—  отсутствие общего учебника и адекватного сопро­вождения преподавателей инспекторами;

—  недостаток квалифицированных преподавателей (дипломированных и знающих местные языки);

—  незаинтересованность некоторых директоров школ в организации курса «Основы православия» (по причине ма­лого количества учащихся) и в поиске преподавателей;

—  подготовка преподавателей в институте Святого Иоанна Богослова в Брюсселе имеет своим главным направ­лением вопросы богословского характера в ущерб самой пе­дагогической практике;

—  сложности в межправославном мире: представители Константинопольского патриархата, которые в административ­ном плане управляют преподаванием православия в Бельгии, не всегда проявляют братское отношение к другим православ­ным Церквам. Например, они неохотно берут на работу пре­подавателей из Русской Церкви или пытаются навязать им свою точку зрения по экклезиологическим вопросам или по вопро­су календаря и т.д.

К этим внутренним проблемам добавляются призывы из антирелигиозной среды, особенно когда приходят к власти со­ответствующие политические партии, заменить все уроки ре­лигии в светских бельгийских школах общим курсом «Фило­софия и история религий»26. Однако такие предложения сталкиваются с историческим весом Католической Церкви в бельгийском обществе, страхом перед созданием сети частных «религиозных» школ и, как следствие, отменой уроков «светс­кой этики», который посещают дети из неверующих семей. Следовательно, эти предложения не будут приняты в ближай­шее время.

Иди и ты поступай так же!

Читатель уже понял: бельгийский опыт преподавания «Основ православия» носит скорее вероучительний, чем куль­турологический характер. Цель преподавания православия — давать не только ученикам знания, но и духовно-нравственное воспитание. По словам одного из инспекторов этого образова­ния, «на уроках православной религии говорят о Боге: курс должен быть теоцентрическим»27. По этим причинам бельгий­ский опыт, очевидно, не может быть перенесен на русскую почву таким, каков он есть. Но все-таки нам кажется, что что-то можно позаимствовать. А именно то, что школьное образо­вание «Основ религии» (православно-христианской или дру­гой) вполне возможно в наши дни в европейской, демократи­ческой, многоконфессиональной и плюралистической стране. И что такое образование, далекое от провоцирования межре­лигиозной вражды в обществе, может, наоборот, помочь жить вместе, если оно правильно преподается, т.е. если ребенка учат любить свою собственную духовную традицию без ненависти к другим традициям или страха перед ними. Ват как проком­ментировал это бывший министр юстиции (ответственный за культы в Бельгии):

Мы живем не в строго светской стране, какой является Франция, а в нейтральной стране, устанавливающей диалог между светскими людьми и представителями различных кон­фессий для мирной совместной жизни, протекающей вполне гармоничным образом28.

После рассмотрения бельгийского опыта можно задать себе фундаментальный вопрос: что означает «быть православ­ным» для ребенка и как можно в школе преподавать «Основы православия» (как бы ни озаглавили этот курс). Во французс­ком сборнике православных статей «Поговорим о Боге с деть­ми», С. С. Куломзина — бывшая преподавательница религиоз­ной педагогики в Свято-Владимирской духовный семинарии (США) — пишет, что часто дети думают, что «быть православ­ным» означает «ходить на службы в церковь и верить в опре­деленные вещи». Однако, как можно прочитать в другой ста­тье того же сборника, христианство не является по своей сущ­ности «учением, догматом, точной формулировкой, которую нужно учить и преподавать. Христианство — не книга (даже не Библия и не Евангелия): христианство ставит себя прежде всего вокруг одной личности — Иисуса Христа»29. Автор при­зывает преподавателей перестать «представлять православие как серию правил и принуждений, мелочных и тяжких обязательств». «Не будем же передавать следующему поколению карикатуру того наследства, которое мы получили»30. И С. Куломзина до­бавляет: «С годами мы все больше понимаем, что быть право­славным означает образ жизни — динамический процесс, ак­тивно реагирующий на все то, что происходит вокруг нас»31.

Нам кажется, что каждый преподаватель курса «Основы православия» должен всегда иметь это в виду, потому что, в отличие от других преподаваемых в школе дисциплин, этот урок касается не только области культурно-социального зна­чения, но и самого смысла жизни.

Примечания

1 По крайней мере, той части страны, где говорят по-нидерландски. В 1997 году предмет был введен во франкофонной части и в 1999 году — в немецкоязычной. Напомним, что Бельгия является федеративным государством, в котором образование входит в компетенцию федеральных регионов.

2 Согласно исследованиям, проведенным в январе 2010 года, 87%  бельгийцев родились в католической среде и 60% считают себя еще таковыми.

3 См.: Модель С, свящ. Преподавание предмета «Основы православия» в светских школах: опыт образования в Бельгии // Церковь и время, № 2. М, 2007. С. 17-27.

4 Официальный девиз Бельгии «Единство дает силу» призывает одновременно к географическому единству различных бельгийских провинций и идеологическому единству католических и либеральных сил (1830 г.).

5 В этом православный христианин даже может узнать принципы, близкие к концепции «соборности».

6 Программа курса православной религии в начальной школе. Гент, 1995. С. 2.

7 Точнее, от Министерства образования каждого сообщества.

8 Нужно отметить, что не признаются дипломы регентских или иконописных русских школ. Тем более, недостаточно просто любить детей или даже иметь опыт преподавания в приходской школе.

9 Иностранный преподаватель должен сдать официальный экзамен по языку.

10 Декрет от 31 марта 1994 г., определяющий нейтральность обра­зования Французского сообщества, ст. 1,5.

11 Декрет от 1 февраля 1993 года, закрепляющий статус оплачивае­мых работников, ст. 42, §2. Назначенные светским руководствомобразования, преподаватели являются в некотором роде уполномо­ченными от религиозных властей, представителями которых они яв­ляются и перед которыми несут ответственность за содержание и качество преподавания.

12 Александр (Семенов-Тян-Шанский), еп. Православный катехизис.Париж, 1966.

13 Dieu est vivant. Catechisme orthodoxe pour les families. Paris, 1979.

14 Vocabulaire theologique orthodoxe, 1985; Les fetes et la vie de Jesus-Christ (en 2 volumes), 1985 et 1989; La Divine Liturgie de saint JeanChrysostome (expliquee et commentee), 1986; Le Credo de Nicee-Constantinople (explique et commente), 1987; Un moine de l’Eglised’Orient, L’an de grace du Seigneur (un commentaire de l’annee liturgiquebyzantine), 1988; Vivre l’amour de la Trinite, 1996; Bobrinskoy Boris,pere. La Vie liturgique, 2000.

15 L’Eglise, maison de Dieu, porte du ciel. Париж, 1986.

16D ‘Aloisio C. L’enseignement religieux: objectifs et defis. L’experience orthodoxe enBelgique. In: SOP. № 312, novembre 2006. P. 32.

17 Rapport de Г UNESCO. Le Monde, 24 novembre 1995.

18 Послание к Диогнету, 5.

19 Программа курса православной религии в средней школе. Гент, 1995. С. 3.

20D’Aloisio С. L’enseignement… Р. 33.

21 Программа курса православной религии в средней школе… С. 6.

22 Программа курса православной религии в средней школе… С. 1.

23 Евдокимов П. Таинство любви; Достоевский и проблема зла; Женщина и спасение мира.

24 Яннарас X. Свобода этоса

25 Модель С, свящ. Преподавание предмета «Основы православия».С. 24.

26 В 2008 году вследствие плохих результатов бельгийских спорт­сменов на Олимпийских играх в Пекине, Министр молодежи (из со­циалистов) предложил заменить все религиозные и философские уро­ки спортом.

27 Французский документ о православном катехизисе подчеркивает: нужно идти «за пределы всяких слов, культуры и этики, искусства и науки, любых человеческих творений, даже… прекрасных. Потому что объект веры — Бог Творец. И Он находится за пределами и границами созданного мира». (Поговорим о Боге с детьми. Как начать катехизис? // Сборник православных статей SOP, 2002. С. 8).

28 Декларация от 17 января 2010 г. на радио RTBF.

29 Поговорим о Боге с детьми… С. 32.

30 Там же. С. 37.

31 Там же. С. 2-3.