Архимандрит Кирилл (Говорун)
Дальнейшие пути реформирования духовного образования
Данная статья посвящена перспективам реформирования духовного образования Русской Православной Церкви в свете задач и установок, определенных Святейшим Патриархом Кириллом и Священным Синодом. Этот процесс начался давно: реформы были инициированы еще покойным Святейшим Патриархом Алексием II, в связи с чем были приняты соответствующие постановления Синода и Архиерейских Соборов. Реформирование духовного образования было утверждено как императив, и этот процесс продолжается. В течение всего периода проведения реформ видение того, какой в конечном итоге должна стать система духовного образования, неоднократно подвергалось корректировке. И сейчас, в свете установок Святейшего Патриарха Кирилла, возникла необходимость углубить наше понимание того, какими должны стать духовные школы, чтобы отвечать вызовам времени и новым нуждам Церкви.
До сих пор реформирование системы духовного образования в значительной мере ограничивалось изменением форм и формул взаимоотношения семинарии и академии. Сначала была формула обучения 4+4 (4 года в семинарии и 4 года в академии), потом перешли на формулу 5+3 (5 лет в семинарии, 3 — в академии). Дискуссия разворачивалась, в основном, вокруг выбора одной из этих схем — речь шла о количественных категориях. Однако и качественные подвижки были. В частности, удалось ввести специализацию в духовной академии, где было выделено четыре направления: богословское,церковно-практическое, церковно-историческое и библейское. Это стало хорошим заделом для углублённой подготовки научных кадров. Сейчас существует необходимость усилить качественное измерение в реформировании духовного образования. Хотя по-прежнему остается актуальным вопрос о формулах, он должен решаться исходя из необходимости повышения качества образования и из конечных целей образовательного процесса.
На настоящем этапе речь идет о переходе с двухуровневой системы обучения (семинария-академия) на трехуровневую, включающую в себя бакалавриат, магистратуру и аспирантуру.
Бакалавриат, базой для которого должна стать семинария, предполагает приобретение фундаментальных знаний и навыков в области богословия и пастырского служения. Обучение по бакалаврской программе нацелено, в первую, очередь на подготовку священнослужителей. Поэтому главная цель бакалаврской программы — воспитать будущего пастыря, снабдив его навыками, необходимыми для организации полноценной приходской жизни.
На уровне магистратуры студент должен творчески переосмыслить то, что он получил в семинарии, а также пройти специализацию по одному из выбранных направлений. Важно, чтобы на этом уровне человек имел возможность выйти за рамки той системы, в которой он сформировался. Поэтому для студентов магистратуры будут доступны программы обмена с другими вузами, в том числе зарубежными. Предполагается,что выпускники магистратуры будут занимать ответственные административные позиции в епархиях, организовывать и поддерживать на должном уровне работу с молодежью, диакони-ческое служение.
Что касается аспирантуры, то на этом уровне студент должен сформироваться как ученый богослов, способный проводить самостоятельные исследования и тем самым развивать православную науку. В аспирантуре практически не будет лекций, но лишь отдельные семинары. Свое же основное время студенты будут посвящать написанию кандидатских или докторских работ. Выпускники аспирантуры будут иметь возможность преподавать в системе духовного образования либо светских вузах.
Помимо количественных преобразований, как уже было сказано, необходимы качественные изменения в подходах к преподаванию и формированию учебных программ. Такая необходимость продиктована глобальными изменениями роли знаний и информации в жизни современного человека. Мы являемся свидетелями информационной революции, связанной с тем, что человечество накопило огромное количество информации и эта информация доступна каждому. Если до недавнего времени речь шла о том, чтобы найти нужную информацию, то сейчас проблема заключается в том, как выделить в существующем океане информации то, что необходимо для решения конкретной задачи.
Это имеет непосредственное отношение к сфере образования, которое переориентируется с получения знаний на приобретение навыков. До недавнего времени классическое представление о том, чем является образование, заключалось в том, что это сумма знаний, которую человек должен запомнить. Сейчас само по себе получение знаний является малоактуальным — человек выходит в интернет, набирает в поисковой системе нужное ему слово и получает массу сведений по искомому вопросу. Проблема в том, что дальше делать с этой информацией, и на этот вопрос призвана отвечать современная система образования. Она нацеливается в первую очередь на формирование комплексных навыков, которые, помимо получения знаний, предполагают умение творчески их применять. Студент должен активно участвовать в приобретении знаний. Задача же преподавателя меняется от простой ретрансляции знаний к тому, чтобы научить студента добывать знания самостоятельно или же ориентироваться в море знаний. Таким образом, система получения знаний в новой структуре духовного образования должна быть дополнена системой приобретения навыков самостоятельного адаптирования знаний к тем или иным ситуациям. Важно, чтобы те богословские знания, которые получает студент в семинарии или академии, он мог эффективно и творчески применять в своей пастырской или академической деятельности.
Важным моментом в процессе образования, таким образом, становится самостоятельная работа студента. Многие из нас прошли через старую классическую семинарскую систему, в которой процесс получения знания — это сидение на лекциях, когда преподаватель держит перед собой конспект и зачитывает оттуда урок. В таком процессе передачи знаний доминирует лекция, механическое зачитывание конспекта. В лучшем случае преподаватель, если он хороший специалист, может выйти за рамки конспекта и рассказать что-то от себя. Все равно, этот процесс не является, как правило, интерактивным — чаще всего студент пассивно воспринимает определенный объем знаний, передаваемый преподавателем.
В новой системе лекция становится интерактивной — она предполагает активную вовлеченность студента в процесс получения знаний и навыков. Помимо этого, лекция хотя и остается важной частью процесса образования, перестает быть доминирующей. В современной системе образования на лекции отводится около половины учебного времени, остальное — самостоятельная работа в виде семинаров, чтения учебной литературы и т.п.
В связи с этим меняется отношение к учебному пособию. Это учебник или нечто большее? Сейчас достаточно выйти в интернет, чтобы найти гораздо больше информации, чем содержится в любом учебнике. В новой системе учебник формирует лишь рамочное понимание предмета. И студент должен уметь самостоятельно наполнять эти рамки знаниями, необходимыми для решения той или иной задачи. Для этого одного учебника становится недостаточно. Необходимы, во-первых, советы преподавателя, а во-вторых, погружение в широкий круг дидактических материалов, куда входят монографии и научные статьи. Студент должен погрузиться в этот круг чтения, чтобы научиться ориентироваться в массивах знаний. Характерной чертой круга чтения является вариативность мнений, выраженных внутри него. В рамках рекомендуемой литературы можно встретить различные точки зрения на один и тот же вопрос, и это не должно никого обескураживать. Студенты должны уметь не теряться в этой вариативности, которая способствует формированию объемности знаний.
В новой системе объем знаний, полученных студентом, измеряется не только лекционными часами. Традиционно у нас мерой знаний является количество часов, отсиженных студентами в аудиториях. Современная образовательная система от этого постепенно уходит. Зачетные единицы, на которые переходит образовательная система, измеряют множество параметров образовательного процесса. Это часы, проведенные в аудитории, на семинарских занятиях, количество письменных работ, объем самостоятельно прочитанной литературы и даже время, требуемое на подготовку к экзамену.
Новая система образования ориентируется не на соблюдение тех или иных процедур (количество лекций, пройденных экзаменов), но на приобретение комплексных результатов обучения, которые задаются конечным потребителем. В нашем случае — Церковью. Именно Церковь должна определять, какие знания и навыки необходимы для выпускников системы духовного образования. Государство же как регулирующий орган должно лишь подтверждать, что система образования действительно соответствует нуждам заказчика, то есть Церкви. Если система образования соответствует нуждам заказчика, государство обязано признавать такую систему. Этот новый подход является предпосылкой для скорейшего признания системы духовного образования государством. Но и государственное признание не является самоцелью проводимых преобразований. Применение всех изложенных выше образовательных инноваций призвано качественно изменить характер образования, получаемого в наших духовных школах. Цель этих изменений — не в реформах ради реформ, но в повышении уровня подготовки пастырей, а также во взращивании профессорско-преподавательских и исследовательских кадров.