mospat.ru
Опубликовано в журнале "Церковь и время" № 51


Архимандрит Кирилл (Говорун)

Дальнейшие пути реформирования духовного образования

Данная статья посвящена перспективам реформирова­ния духовного образования Русской Православной Церкви в свете задач и установок, определенных Святейшим Патриар­хом Кириллом и Священным Синодом. Этот процесс начался давно: реформы были инициированы еще покойным Святей­шим Патриархом Алексием II, в связи с чем были приняты соответствующие постановления Синода и Архиерейских Соборов. Реформирование духовного образования было ут­верждено как императив, и этот процесс продолжается. В те­чение всего периода проведения реформ видение того, какой в конечном итоге должна стать система духовного образова­ния, неоднократно подвергалось корректировке. И сейчас, в свете установок Святейшего Патриарха Кирилла, возникла необходимость углубить наше понимание того, какими дол­жны стать духовные школы, чтобы отвечать вызовам време­ни и новым нуждам Церкви.

До сих пор реформирование системы духовного обра­зования в значительной мере ограничивалось изменением форм и формул взаимоотношения семинарии и академии. Сначала была формула обучения 4+4 (4 года в семинарии и 4 года в академии), потом перешли на формулу 5+3 (5 лет в семинарии, 3 — в академии). Дискуссия разворачивалась, в основном, вокруг выбора одной из этих схем — речь шла о количественных категориях. Однако и качественные подвиж­ки были. В частности, удалось ввести специализацию в ду­ховной академии, где было выделено четыре направления: богословское,церковно-практическое, церковно-историческое и библейское. Это стало хорошим заделом для углублённой подготовки научных кадров. Сейчас существует необходи­мость усилить качественное измерение в реформировании духовного образования. Хотя по-прежнему остается актуаль­ным вопрос о формулах, он должен решаться исходя из необ­ходимости повышения качества образования и из конечных целей образовательного процесса.

На настоящем этапе речь идет о переходе с двухуровне­вой системы обучения (семинария-академия) на трехуровне­вую, включающую в себя бакалавриат, магистратуру и аспи­рантуру.

Бакалавриат, базой для которого должна стать семина­рия, предполагает приобретение фундаментальных знаний и навыков в области богословия и пастырского служения. Обу­чение по бакалаврской программе нацелено, в первую, очередь на подготовку священнослужителей. Поэтому главная цель бакалаврской программы — воспитать будущего пастыря, снаб­див его навыками, необходимыми для организации полноцен­ной приходской жизни.

На уровне магистратуры студент должен творчески пе­реосмыслить то, что он получил в семинарии, а также пройти специализацию по одному из выбранных направлений. Важно, чтобы на этом уровне человек имел возможность выйти за рамки той системы, в которой он сформировался. Поэтому для сту­дентов магистратуры будут доступны программы обмена с дру­гими вузами, в том числе зарубежными. Предполагается,что выпускники магистратуры будут занимать ответственные ад­министративные позиции в епархиях, организовывать и под­держивать на должном уровне работу с молодежью, диакони-ческое служение.

Что касается аспирантуры, то на этом уровне студент должен сформироваться как ученый богослов, способный про­водить самостоятельные исследования и тем самым развивать православную науку. В аспирантуре практически не будет лек­ций, но лишь отдельные семинары. Свое же основное время студенты будут посвящать написанию кандидатских или док­торских работ. Выпускники аспирантуры будут иметь возмож­ность преподавать в системе духовного образования либо свет­ских вузах.

Помимо количественных преобразований, как уже было сказано, необходимы качественные изменения в подходах к преподаванию и формированию учебных программ. Такая не­обходимость продиктована глобальными изменениями роли знаний и информации в жизни современного человека. Мы яв­ляемся свидетелями информационной революции, связанной с тем, что человечество накопило огромное количество инфор­мации и эта информация доступна каждому. Если до недавне­го времени речь шла о том, чтобы найти нужную информацию, то сейчас проблема заключается в том, как выделить в суще­ствующем океане информации то, что необходимо для реше­ния конкретной задачи.

Это имеет непосредственное отношение к сфере образо­вания, которое переориентируется с получения знаний на при­обретение навыков. До недавнего времени классическое пред­ставление о том, чем является образование, заключалось в том, что это сумма знаний, которую человек должен запомнить. Сейчас само по себе получение знаний является малоактуаль­ным — человек выходит в интернет, набирает в поисковой си­стеме нужное ему слово и получает массу сведений по искомо­му вопросу. Проблема в том, что дальше делать с этой инфор­мацией, и на этот вопрос призвана отвечать современная сис­тема образования. Она нацеливается в первую очередь на фор­мирование комплексных навыков, которые, помимо получения знаний, предполагают умение творчески их применять. Сту­дент должен активно участвовать в приобретении знаний. За­дача же преподавателя меняется от простой ретрансляции зна­ний к тому, чтобы научить студента добывать знания самосто­ятельно или же ориентироваться в море знаний. Таким обра­зом, система получения знаний в новой структуре духовного образования должна быть дополнена системой приобретения навыков самостоятельного адаптирования знаний к тем или иным ситуациям. Важно, чтобы те богословские знания, кото­рые получает студент в семинарии или академии, он мог эф­фективно и творчески применять в своей пастырской или ака­демической деятельности.

Важным моментом в процессе образования, таким об­разом, становится самостоятельная работа студента. Многие из нас прошли через старую классическую семинарскую сис­тему, в которой процесс получения знания — это сидение на лекциях, когда преподаватель держит перед собой конспект и зачитывает оттуда урок. В таком процессе передачи знаний доминирует лекция, механическое зачитывание конспекта. В лучшем случае преподаватель, если он хороший специалист, может выйти за рамки конспекта и рассказать что-то от себя. Все равно, этот процесс не является, как правило, интерак­тивным — чаще всего студент пассивно воспринимает опре­деленный объем знаний, передаваемый преподавателем.

В новой системе лекция становится интерактивной — она предполагает активную вовлеченность студента в процесс по­лучения знаний и навыков. Помимо этого, лекция хотя и оста­ется важной частью процесса образования, перестает быть до­минирующей. В современной системе образования на лекции отводится около половины учебного времени, остальное — самостоятельная работа в виде семинаров, чтения учебной ли­тературы и т.п.

В связи с этим меняется отношение к учебному пособию. Это учебник или нечто большее? Сейчас достаточно выйти в интернет, чтобы найти гораздо больше информации, чем со­держится в любом учебнике. В новой системе учебник форми­рует лишь рамочное понимание предмета. И студент должен уметь самостоятельно наполнять эти рамки знаниями, необхо­димыми для решения той или иной задачи. Для этого одного учебника становится недостаточно. Необходимы, во-первых, советы преподавателя, а во-вторых, погружение в широкий круг дидактических материалов, куда входят монографии и науч­ные статьи. Студент должен погрузиться в этот круг чтения, чтобы научиться ориентироваться в массивах знаний. Харак­терной чертой круга чтения является вариативность мнений, выраженных внутри него. В рамках рекомендуемой литерату­ры можно встретить различные точки зрения на один и тот же вопрос, и это не должно никого обескураживать. Студенты должны уметь не теряться в этой вариативности, которая спо­собствует формированию объемности знаний.

В новой системе объем знаний, полученных студентом, измеряется не только лекционными часами. Традиционно у нас мерой знаний является количество часов, отсиженных студен­тами в аудиториях. Современная образовательная система от этого постепенно уходит. Зачетные единицы, на которые пере­ходит образовательная система, измеряют множество парамет­ров образовательного процесса. Это часы, проведенные в ауди­тории, на семинарских занятиях, количество письменных ра­бот, объем самостоятельно прочитанной литературы и даже время, требуемое на подготовку к экзамену.

Новая система образования ориентируется не на соблю­дение тех или иных процедур (количество лекций, пройден­ных экзаменов), но на приобретение комплексных результатов обучения, которые задаются конечным потребителем. В нашем случае — Церковью. Именно Церковь должна определять, ка­кие знания и навыки необходимы для выпускников системы духовного образования. Государство же как регулирующий орган должно лишь подтверждать, что система образования действительно соответствует нуждам заказчика, то есть Церк­ви. Если система образования соответствует нуждам заказчи­ка, государство обязано признавать такую систему. Этот но­вый подход является предпосылкой для скорейшего призна­ния системы духовного образования государством. Но и госу­дарственное признание не является самоцелью проводимых преобразований. Применение всех изложенных выше образо­вательных инноваций призвано качественно изменить харак­тер образования, получаемого в наших духовных школах. Цель этих изменений — не в реформах ради реформ, но в повыше­нии уровня подготовки пастырей, а также во взращивании про­фессорско-преподавательских и исследовательских кадров.