Энцо Бьянки
Духовное отцовство: библейские составляющие
Введение
Тема духовного отцовства, столь дорогая монашеской традиции Востока и Запада, в Священном Писании представлена не достаточно наглядно. Тем не менее это служение, практиковавшееся в христианской среде с весьма раннего времени, видело в некоторые библейских персонажах предтеч духовного отцовства, его пример. Ограничусь лишь двумя цитатами из Филокалии, которая подытоживает эту традицию:
1. Нет более надежного пути спасения, чем представление своих мыслей отцам и принятие правила добродетели от них, а не по собственному суждению… Истинность этого нетрудно уразуметь через многие места богодухповенпых Писаний, в частности, через историю святого Самуила. И раз, и два к нему воззвал Бог и он побежал к старцу Илию, и был научен им, как отвечать Богу (1 Цар. 3:4—9)’.
Иоанн Кассиан Римлянин. К Леонтию игумену.
2. Господь сказал: «Кто не родится свыше, не может войти Царство Небесное» (см. Ин. 3:3). Но это рождение происходит через подчинение духовным отцам… Так двенадцать рождены от Христа, семьдесят от двенадцати и стали детьми Бога Отца, как н сказал Господь: «Вы дети Отца Моего, сущего на небесах» (см. Мф. 5:45; 6:9). То же говорит Павел: Хотя и много у вас наставников, но не много отцов; я родил вас, будьте подражателями мне» (см. 1 Кор. 4:15; 11:1). Никита Стифат. Естественные главы, 532.
Процитированные отрывки настраивают на рассмотрение наиболее значительных образов «духовных отцов» — образов, ante litteram представленных в Библии. Мое намерение — проанализировать некоторые характеристики их взаимоотношений с «духовными детьми». Убежден, что эти библейские образы могут вдохновлять на духовное отцовство во все времена.
Духовное отцовство в Ветхом Завете
Первый библейский пример фигурального употребления слова «отец» мы встречаем применительно к Иосифу, названному «отцом (ав) фараону» (Быт. 45:8). В этом же стихе этот титул объясняется так: «господин во всем доме его и владыка во всей земле Египетской». Мудрость и способность толковать сны делают Иосифа, при всей его молодости, духовным руководителем царя, который обращается к Иосифу, признавая в нем «человека, в котором… Дух Божий» (Быт. 41:38).
Но первый пример отношений между духовным отцом и духовным сыном — хоть библейский текст и не употребляет этих терминов — отношения Моисея и Иисуса Навипа. Иисус представлен как «служитель» Моисея, «юноша, не отлучавшийся от скинии» (Исх. 33:11). В знак нового рождения Моисей меняет ему имя — с Осии на Иисуса (Числ. 13:17). Он брал его с собой на Синай, восходя в присутствие Божье (Исх. 24:13), а впоследствии избрал его своим преемником в служении вождя Израиля. В Иисусе, говорит Писание, «есть Дух» (Числ. 27:18). Моисей «возложил на него руки свои», «дал ему наставление» (Числ. 27:23), сделал причастным собственному авторитету — чтобы община Господня не осталась стадом без пастыря (Числ. 27:15—20).
В этих отношениях между Моисеем и Иисусом уже in mice присутствуют основные элементы духовного отцовства: Моисей передает Иисусу Божьи наставления, делая его бесстрашным и мужественным (см. Втор. 3:21—28), уверяет в том, что Господь пойдет пред ним, не отступит от него и не оставит его (Втор. 31:8). Λ в самом завершении Торы читаем: «И Иисус, сын Навин, исполнился духа премудрости, потому что Моисей возложил на него руки свои, и повиновались ему сыны Израилевы, и делали так, как повелел Господь Моисею» (Втор. 34:9). В послушании Иисусу должно, таким образом, проявляться послушание Моисею. Вот она, передача от отца к сыну, подлинная traditio, которая вдохновит составителей Pirqiie Avot на знаменитое изречение:
Моисей получил Тору на Синае в передал ее Иисусу, Иисус старейшинам, старейшины пророкам, а пророки передали ее мужам великого собрания. Мишна. Авот 1,1.
В этой связи мне кажется важным отмстить присутствие того, что мы можем назвать отеческим исправлением. Иисус Навин раздражен наличием духовно-пророческой харизмы у Елдада и Модада, которые пророчествуют в стане, а не в скинии собрания. Моисей решительно отвечает ему на это: «Не ревнуешь ли ты за меня? о, если бы все в народе Господнем были пророками, когда бы Господь послал Духа Своего на них!» (Числ. 11:29). Это разногласие ясно показывает, что, осуществляя духовное руководство, отец имеет тяжелую обязанность исправлять сына, показывая ему волю Божиго: он должен стать для всех людей передатчиком любви Божьей, которая разрушает закрытость, ревность не по разуму, часто воспламеняемую юношеским энтузиазмом …
Если в отношениях Моисея и Иисуса Павина мы видим лишь прототип отношения учитель —ученик, то в образах Илия и Самуила — яркое выражение этого отношения. Илий, священник в Шило — свидетель произносимой шепотом слезной молитвы Анны, бесплодной женщины, приходящей во святилище испрашивать сына. Он вовсе не обладает харизмой рассуждения: видя беззвучные движения губ Лнны, он предполагает, что она пьяна. Однако, выслушав ее объяснения, он благословляет ее (1 Пар. 1:9—18). Затем, когда молитва Анны исполнилась, Илий принимает едва отлученного от груди Самуила «на все дни жизни его, служить Господу» (1 Цар. 1:28), поселяет его рядом с собой, наставляя и воспитывая.
Собственные дети Илия — выродки, и напрасно старый священник делает им внушения, они продолжают грешить против Господа. В своем несчастии он утешен другим сыном — юным Самуилом, который «служит Господу при Илии» (1 Цар. 3:1). В то время, замечает рассказчик, «слово Господне было редко» {ibid.). Бог, конечно, продолжает всегда с заботливостью давать Свое слово, но люди, жестокие сердцем, не желают принять его, не хотят в своей жизни быть ему послушными. Страница, которая открывается в этот момент, достаточно известна. В то время, как Самуил отдыхает возле ковчега завета, он трижды слышит, как его зовут по имени. На каждый призыв от подымается и идет к священнику Илию, думая, что это тот зовет его. Лишь на третий раз Илий понимает, что происходит и говорит отроку: «Когда позовет тебя, ты скажи: говори, Господи, ибо слышит раб Твой» (1 Цар. 3:9). Это исключительное утверждение, чудесно изъясняющее собой движение молитвы, но еще больше — пашу связь с Богом, открываемую нам в Писаниях: слышание — это уже молитва, и оно имеет абсолютное преимущество, поскольку признает инициативу Бога, признает тот факт, что наша жизнь есть не что иное, как постоянный ответ на всегда предшествующий ей божественный призыв.
Илий, которому «трудно, поскольку очевидно, что он не имел личного опыта общения с Богом» (Карло-Мария Мартини), несмотря на свое убожество, совершает главное: становится для Самуила посредником слова Божия и учит его различению этого слова. Важно, чтобы духовный отец давал себе отчет в собственной слабости, принимал ее. Если он к этому готов, если он верен в служении Богу и ученику, то и через эту его малость Господь пошлет Свой голос. Более того, Илий подчинится и суровому божественному суду, произнесенному над его домом устами Самуила (1 Цар. 3:11—14,18), смирится до того, чтобы подчиниться тому, кого сам определял как «сын мой» (бени: 1 Цар. 3:6,16). «И возрос Самуил, и Господь был с ним, и не осталось ни одного из слов его неисполнившимся» (1 Цар. 3:19). Весь отрывок оканчивается признанием за Самуилом пророческого достоинства (1 Цар. 3:20). Верно, Господь Сам поставил его пророком, но Илию досталась великая честь совершить то, что позже Паламон выразит в обращении к юному Пахомию:
Буду готов в границах моей слабости страдать с тобой до тех пор, покуда ты не познаешь самого себя.
Жизнь Пахомия, 10
Последний ветхозаветный пример, который я хотел бы проанализировать — духовное отцовство Илии по отношению к Елисею. С развитием в Израиле пророчества Господь воздвигает Духом своим формы отцовства, отличные от «институциональных», примеры коих мы находим в образах Илия и Судей. Глава пророческой корпорации — это в то же время ее духовный отец, так и называемый — ав, отец, в полном осознании того, что истинный отец — не тот, кто рождает физически, но тот, кто воспитывает и наставляет ученика на путях Господних (ср. Шлют рабба, 46,5). Илия Фесиитянин, «человек Божий» {А Цар. 1:9) сразу после встречи с Богом на горе Хорив (3 Цар. 19:9—18) зовет Елисея следовать за собой, набрасывая ему на плечи свой плащ, знак пророческого служения, в то время как Елисей пашет на иоле. Этот неожиданный, единственный во всем Ветхом Завете жест выражает призыв одного человека следовать за другим. Текст исключительно сухо свидетельствует о том, как слово Божье, суверенное и совершенно действенное, призывает и вызывает ответ. Елисей, распрощавшись с семьей и работой, «встал и пошел за Илиею, и стал служить ему» (3 Цар. 19:21), «подавая воду на руки» (4 Цар. 3:11), что значит — разделяя с ним общинную жизнь. Это последнее примечание раввинистическая традиция комментирует так:
Рабби Йоханан говорил от имени рабби Шнмона Бен Йохая: «Более важно исполнять Тору, нежели теоретически ее изучать, потому что сказано: «Елисей, сын Сафатов, подавал воду па руки Илии». Не говорится «учил», по «подавал». Отсюда ясно, что практика важней теоретического изучения».
Вавилонский Талмуд. Браха, 7Ь
Отцы пустыни выразят то же другими словами: самый верный способ обучить ученика — позволить ему разделить с тобой повседневную жизнь. Порой ученик научается большему от наблюдения за действиями отца, чем от его слов, ведь сама его жизнь — духовное послание: «Авва, мне достаточно лишь видеть тебя!»… Думаю, потому-то после рассказа о призвании Елисея больше и не сказано ничего особенного о служении последнего под руководством великого пророка.
Однако история их взаимоотношений находит свой парадигматический компендиум в момент их расставания, когда Илия восхищается Богом в огненной колеснице на небо (4 Цар. 2:1 — 18). В этот тяжелый момент Елисей вопит к Илии: «Отец мой, отец мой, колесница Израиля и конница его!» (4 Цар. 2:12). Увидев вознесение, он получает вдвойне дух пророка: ведь первородный сын, при разделении отцовского имения должен получать двойную часть наследства (Втор. 21:17). Передача пророческого служения от Илии к Елисею вновь происходит через принятие Елисеем плаща Илии, который служит залогом продолжения харизматического служения, его удостоверением (4 Цар. 1:13). Так Елисей из сына становится духовным отцом для всего Израиля. Царь Иоас обращается к нему точно так же, как сам Елисей обращался к Илии: «Отец мой! отец мой! колесница Израиля и конница его!» (4 Цар. 13:14). Л присутствующие при разделении Елисеем вод Иордана вынуждены признать: «Опочил дух Илии на Елисее» (4 Цар. 2:15). Это и есть синтетическое определение духовного отцовства: отец передает сыну собственный дух, неразрывно связанный с Духом Божьим — единым источником и началом духовной жизни, жизни с избытком.
Духовное отцовство в Новом Завете
На этом ветхозаветном фоне, к которому можно добавить еще некоторые черты из книг Премудрости — например, Притч. 4:1—2: «Слушайте, дети, наставление отца и внимайте, чтобы научиться разуму, потому что я преподал вам доброе учение. Не оставляйте заповеди моей», — ярче вырисовываются черты духовного отцовства, имеющиеся на счраницах Нового Завета.
Новый Завет открывается очень трезвым описанием духовного отцовства Иоанна Крестителя по отношению к Иисусу, которого Предтеча называет «Идущим за мною» (описо му: Ин. 1:15, 30). Это выражение означает ученичество. Кажется, в продолжение некоторого времени Иисус следовал за Иоанном как ученик, вплоть до того, чтобы принять от него крещение (Мк. 1:13—17 и пар.).
Что касается отношений Иисуса с учениками, то следует отметить Его призыв к Двенадцати оставить дом, семью и поля для того, чтобы «быть с Ним» (Мк. 3:14). Этот призыв обновляет и радикализуст то, что было пережито Илией и Елисеем. Па сей раз нет времени даже на то, чтобы попрощаться с домашними. Иисус обращаясь к Своим ученикам, называет их «детьми» (текна: Мк. 10:24), «детками» (текниа: Ип. 13:33; пайдыа: Ин. 21:5). Так же будет обращаться Иоанн к христианам своей общины {тек ниа: 1 Ип. 2:1, 12, 28; 3:7, 18; 4:4; 5:21). Но если оставить в стороне эти немногочисленные примеры, общинная жизнь Иисуса со своими учениками может быть интерпретирована как терпеливый труд, через который Он стремится открыть им лик Божий и сделать из них «сынов Отца… небесного» (Мф. 5:45), «сынов Царства» (Мф. 13:38): никакой самохарактеристики, но ясное сознание того, что все получено от Отца, и как следствие — радость возвращения Ему всех вещей и отношений. Автор Послания к Евреям влагает в уста вознесенного на небеса Иисуса слова пророка Исайи: «Вот Я и дети, которых дал Мне Бог» (Евр. 2:13, ср. Ис. 8:18). Эти дети, в свою очередь, положат основание той патристической традиции, в которой аббат, согласно Уставу преподобного Венедикта, несет обязанности Христа (Regula Benedicti Π, 1-3).
Иисус в Евангелии от Матфея не велит никого называть отцом: «И отцом себе не называйте никого на земле, ибо один у вас Отец, который на небесах» (Мф. 23:9). Лишенное своей ins polemica, вызванной конкуренцией между народившимся христианским движением и раввипизмом, использовавшим слово «отец» для обозначения духовных руководителей, это выражение со временем перестает толковаться буквально, его понимание идет вглубь: источник всякого отцовства — Бог, всякое человеческое отцовство нисходит от Него, обязано Ему. В этом же смысле Иисус предупреждает: «Никто не благ, как только один Бог» (Мф. 19:17). По как не воспрещается считать добрыми и творения, когда они, мужчины и женщины, несут в себе благость Божью, так и в материнстве и отцовстве верующих можно увидеть не гордыню, а свидетельство об исключительном Божьем даре для братьев. Такие личности подобно Иоанну Крестителю ведут других ко Христу, и потом сходят со сцены, умалившись, — «да возрастет Христос».
Поэтому Павел, более кого бы то ни было назы-вающий отношения со своими учениками духовным отцовством, не нарушает тем самым заповеди Христа. Он и сам был рожден для христианской жизни другим человеком — Лнанией, который проявил заботу о нем и крестил его после того, как Христос явился Павлу на пути в Дамаск (Деян. 9:10—19; 22:12—16). Затем ему необходим был Варнава, помогавший ему возрасти во Христе, введший его в иерусалимскую общину (Деян. 9:26—30; 11:22—30) и сопровождавший его в первом миссионерском путешествии (Деян. 13:1—15, 40). Павел не знал Иисуса лично, его жизнь во Христе началась при помощи других. Когда же он достиг духовной зрелости, то сам смог передавать ее другим.
В своих посланиях апостол много раз намекает на свое отцовство по отношению к различным лицам. «Прошу тебя о сыне моем (эмон текнон) Они-симе, которого родил я в узах моих» (Фил. 10). «Титу, истишгому сыну (гнесион текнон) по общей вере (Тит. 1:4). Павел использует исключительно ласковые выражения, говоря о Тимофее как о своем «возлюбленном и верном в Господе сыне» {.чу mention агапетон каы пистон эн кюрио: 1 Кор. 4:17, ср.: 1 Тим. 1:2, 18 и 2 Тим. 1:2; 2:1). Говорит о нем и так: «Он, как сын отцу (хос па три текпоп), служил мне в благовествовании» (Флп. 2:22).
Последняя цитата вводит нас в тему отношения Павла к основанным им общинам. Его отцовство неразрывно с передачей Евангелия. Тесная человеческая связь между апостолом и его чадами не нарушается. Тем не менее его взаимоотношения с ними определяются благовестием Божьим, Евангелием Иисуса Христа. Это двойное измерение ясно представлено в самом раннем послании апостола — в его Первом послании к Фессалоникийцам: «Мы… были тихи среди вас, подобно как кормилица нежно обходится с детьми своими. Так мы, из усердия к вам, восхотели передать вам не только благовестие Бо-жие, но и души наши, потому что вы стали нам любезны… Вы знаете, как каждого из вас, как отец детей своих, мы просили и убеждали и умоляли поступать достойно Бога, призвавшего вас в Свое Царство и славу» (1 Фес. 2:7—8, 11—12).
Павел — одновременно мать и отец своим духовным чадам. Его авторитет основан на личном примере: «Вы помните, братия, труд наш и изнурение: ночью и днем работая, чтобы не отяготить кого из вас, мы проповедовали у вас благовестие Божие» (1 Фес. 2:9). Кто же, напротив, претендует отягощать других, не может не подвергнуться суровому суду Христа над теми, кто «связывают бремена тяжелые и неудобоносимые и возлагают на плечи людям, а сами не хотят и перстом двинуть их» (Мф. 23:4).
Но если в Первом послании к Фессалоникийцам имеется лишь сравнение — «как мать… как отец», то к христианам Коринфа Павел обращается с более решительным утверждением: «Хотя у вас тысячи наставников во Христе, но не много отцов; я родил вас во Христе Иисусе благовествованием (эн Христо Иесу дна ту евангелиу эго хюмас эгеннэса)» (1 Кор. 4:15). Здесь, конечно, апостол хочет отделить собственное служение от служения тех, кто вошел в общину Коринфа для того, чтобы управлять ею в его отсутствие. Эти последние не должны возлагать на себя неприличествующие им функции, им следует оставаться лишь опекунами общины, блюстителями и продолжателями того дела, которое начал он. Но если взглянуть глубже, здесь речь не только об этом. Эти слова свидетельствуют об уверенности, что наполняет сердце Павла. Он стал отцом в силу плодородности Евангелия, благодаря Слову, которое прежде воспринял сам как семя и источник жизни. Только от этой укорененности в Евангелии происходит его способность призывать других к новому рождению, пробуждать к повой жизни по Богу. Именно такой «скрытый смысл» увидел в этом тексте Павла Оригеп (см. Комментарий к Первому посланию к Коринфянам}. Никакое стремление к лидерству не должно вдохновлять духовного отца, но ясная убежденность в призвании быть sequentia sancti Evangelii, живым отрывком Евангелия для своих детей. Это трудо, и цель этой тяжелой борьбы — Христос. Об этом Павел пишет христианам Галатии: «Дети мои, для которых я снова в муках рождения, доколе не изобразится в вас Христос (мехрис ху морфофе Христос эн хюмин)* (Гал. 4:19). Вот он, парадоксальный статус духовного отцовства: отец страдает ради «беременного» Христом сына, ради «беременности», которая может оказаться долгой и мучительной. Но раньше или позже наступает день, когда это рождение совершается, сын становится «мужем совершенным» и имеет «полный возраст Христов» (Еф. 4:13), а отец должен смиренно встать в стороне. Его труд окончен, отныне Христос — «третий» в отношениях духовного отца и духовного сына — Сам будет руководить сыном, вести его путем жизни
Заключение
Как невозможна передача жизни без родителей, так же невозможно принятие слова Божия и основ жизни в Духе без твердо укорененного в Евангелии Христовом духовного отца. Христианин получает жизнь от того, кто способен ее дать, чтобы затем, в свою очередь, передать ее другим, идущим за ним. Об этом движении хорошо говорит Ориген:
Возьмем, к примеру, Павла, наставляющего Тимофея. Тимофей получает от Павла рекомендации и затем сам идет к тому источнику, откуда пришел Павел, достигает его и становится равным Павлу.
Комментарий к Первому посланию к Коринфянам
«Христианами не рождаются, но становятся» (Тер-туллиап. Апология, XVIII, 5) благодаря посредничеству отца пли матери, знающих искусство духовного сопровождения. То есть тех, которые могут руководить в свободе и любви, при бесконечном терпении, к жизни во Христе, к жизни по Богу, «от которого именуется всякое отцовство3 на небесах и на земле» (Еф. 4:15).
Примечания
1 В русском издании Добротолюбия находим примерно то же: «Что видим в Самуиле? Он, с младенчества будучи посвящен Богу и удостоясь беседы с Ним, не поверил своему помыслу, но дважды воззванный Богом, спешит к старцу Илию, и от него получает наставление, как должно отвечать Богу». — Иоанн Кассиаи Римлянин. О руководстве в духовной жизни. Добротолюбне. Т. 2. М., 1895. С. 145. Прим. пер.
2 В русское издание Добротолюбия эта 53-я глава не включена. Ср.: Никита Стифат. Вторая естественных глав сотница. Добротолюбне. Т. 5. ML, 1900. С. 111—144. Прим. пер.
3 В русском Синодальном переводе: отечество. Прим. пер.