mospat.ru
Опубликовано в журнале "Церковь и время" № 45


Патриарх АЛЕКСИЙ II

Приветственное слово участникам и гостям XVI международного симпозиума

18—22 сентября 2008 года

Ваше Высокопреподобие, досточтимый отец Энцо Бьянки! Уважаемые организаторы и участники сим­позиума!

Сердечно приветствую всех участников очередно­го симпозиума по русской духовности, который про­ходит в гостеприимных стенах монашеской общины Бозс, известной своим искренним стремлением к открытому, доброжелательному диалогу между пред­ставителями различных исповеданий.

Тема нынешнего симпозиума — «Духовный отец в православной традиции», — затрагивает глубокие основы духовной жизни христианина. С первых веков христианства, и особенно с появлением монашества, в Церкви неизменно подчеркивалась важность опыт­ного руководства для правильного следования но пути, ведущему к спасению. Наиважнейшее значение в связи с этим приобретал вопрос о необходимости послушания своему духовному отцу как непременно­го условия для стяжания христианского смирения.

Сегодня можно смело утверждать, что духовни-чество возникло в Древней Церкви как особый дар пастырского окормления верующих, в основе кото­рого неизменно лежала личная подвижническая жизнь духовника. Не желание безраздельно властвовать и повелевать пасомыми руководило первыми духовны­ми отцами, а стремление поделиться своим опытом, единственной целью которого является, как много веков спустя сказал преподобный Серафим Саровс­кий, стяжание Святого Духа Божия.

Истории Церкви известны периоды яркого рас­цвета духовничества, отмеченные целой плеядой ве­ликих святых, подвизавшихся на этом поприще. Первым таким периодом, несомненно, является эпо­ха древнего монашества. В лице подвижников еги­петской и сирийской пустынь IV—VII веков Церковь обрела подлинных духовных светильников, к кото­рым стекались верующие со всего христианского мира в поисках совета, утешения и наставления. Мы мо­жем вспомнить преподобных Антония Великого, авву Дорофея, Марка и Варсоиофия Великих, Иоанна Лествичиика и многих других, чей личный пример подвижнической жизни и душеполезные наставления служили и служат руководством для многих поколе­ний православных людей.

Русское старчество конца XVIII — начала XX века во многом явилось преемником духовнической традиции, зародившейся на христианском Востоке. В этот период просияли такие столпы святости и мудрого духовного руководства, как преподобный Серафим Саровский, Оптинские старцы — препо­добные Макарий, Амвросий, Анатолий, Варсопофий, Нектарий, Никон и другие. В среде приходского духовенства наиболее почитаемыми духовниками стали святой праведный Иоанн Кронштадтский и святой праведный Алексий Мечев. Как когда-то к отцам-пустынникам Древней Церкви, к русским стар­цам потянулись со всей России люди, представляв­шие самые различные социальные слои — от бедных малограмотных крестьян до великих представителей русской мысли, понимавших всю ограниченность человеческого разума и искавших совета у подвижников, просветленных Духом Святым. Иван Киреев­ский, известный мыслитель-славянофил, писал: «Есть нечто более значительное, чем все существующие книги и идеи, — это православный старец, перед которым вы можете открывать свои помыслы и от которого можете услышать не более-менее полезное частное мнение, но суждение святых отцов. Слава Богу, такие старцы еще есть в России». К старцам Онтиной пустыни обращались за мудрым наставле­нием и Φ. М. Достоевский, иод влиянием своего знакомства с преподобным Амвросием Онтинским создавший бессмертный образ старца Зосимы в «Бра­тьях Карамазовых», и В. С. Соловьев, показавший в лице старца Иоанна из «Легенды об Антихристе» образе подлинного православного духовного отца.

В годы революционного лихолетья и многолет­них антирелигиозных гонений Бог не оставлял веру­ющих Русской Православной Церкви без руковод­ства опытных духовников. Многие из них, подобно преподобному Оптиискому старцу Никону (Беляе­ву), должны были претерпеть страдания за Христа в лагерях и ссылках, а часто и мученическую кон­чину. Однако и в этих тяжелейших условиях сияли светильники духа, которые в немногих оставшихся монастырях и приходах продолжали наставлять свою паству ко спасению во Христе. Уверен, что самоот­верженное пастырство этих духовников во многом предопределило то религиозное возрождение, кото­рое началось в нашей стране после падения богобор­ческого режима.

В постсоветское время, когда Русская Православ­ная Церковь получила, наконец, возможность бес­препятственно осуществлять свою спасительную мис­сию, и к ней стали обращаться миллионы людей в поисках духовного окормления, с особой силой встал вопрос о богомудрых пастырях, способных напра­вить верующих по правильному духовному пути. Благодаря Бога за неизреченную милость к нашему верующему народу, мы молим Его, чтобы Он, как и прежде, ниспосылал на эту необъятную жатву дела­телей, которые в полной мере соответствовали бы следующему определению святителя Филарета (Ам­фитеатрова): «Тс духовники похвальны, которые приводят не к себе, а к Богу».

В заключение хочу высказать убежденность, что настоящий симпозиум, помимо своего весьма глубо­кого богословского характера, имеет и чрезвычайно актуальное практическое значение. Ибо обращение к богатейшему опыту православного духовничества может, несомненно, помочь многим современным христианам, находящимся на перепутьях жизни и подверженным различного рода искушениям и со­мнениям, обрести надежный ориентир на своем ду­ховном пути.

От всей души желаю всем организаторам и уча­стникам конференции преизобильиой Божией помо­щи в добрых делах.