mospat.ru
Опубликовано в журнале "Церковь и время" № 45


Митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл

Слово перед отпеванием почившего Святейшего Патриарха Алексия в храме Христа Спасителя

Ваше Святейшество и Блаженство!

Глубокоуважаемый Дмитрии Анатольевич, Пре­зидент Российской Федерации!

Глубокоуважаемый Владимир Владимирович, премьер-министр Российской Федерации!

Господа Президенты, министры, высокие пред­ставители общественности, дорогие отцы, братья и сестры!

Мы проводим в путь всея земли Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия. Когда хоронят человека, обычно, вспоминая жизнь, гово­рят о хорошем. Когда я подумал, что же мне следует сказать хорошего о Святейшем, то почувствовал некую неуверенность, потому что вся его жизнь была наполнена добрыми делами. А в добрых делах от­крывается нам Бог. Когда мы делаем доброе дело — это Бог творит нашими руками. Когда мы делаем дурное дело — это диавол работает вместе с нами.

Святейший сотворил множество добрых дел и, может быть, сейчас надо сказать о самом главном — о том, что непременно войдет в историю. Святейший принял Церковь, ослабленную десятилетиями гоне­ний и притеснений; он принял Церковь, которая неспособна была раскрыть весь свой духовный по­тенциал, чтобы обратить слово жизни ко всему на­роду. Она была в изоляции. Подобно больному че­ловеку, который долгое время лежал в кровати и которому потом предложили встать, Церковь наша, вставая, была слаба. Но в то же самое время огром­ные исторические вызовы обрушились на нашу стра­ну, и слабая Русская Церковь должна была принять на себя эти вызовы, не потерять свой народ, помочь ему обрести веру. И сегодня Святейший, предстоя лицу Божию, может сказать, что он оставил другую Церковь.

Это больше не немощная, не слабая Церковь. У нас больше не дрожат руки и ноги, потому что Церковь вместе со своим пародом. Потому что духов­ное проросло сквозь материальное. Потому что мил­лионы людей осознали, что без Бога и правды Его не может быть и человеческой правды. Святейший понимал, что Русская Православная Церковь — един­ственная, кто сохраняет традиции, память и ценно­сти Святой Руси.

Святейший всегда с уважением относился к суве­ренитету государств, возникших на пространстве исторической Руси. Он понимал, что эти разделения не могут разделить единую систему ценностей, кото­рые возникли с опорой на Православие и впитали в себя исторический опыт многонационального наро­да. Святейший понимал, что эти ценности Святой Руси с ее доминантой святости, красоты и чистоты жизни являются мощным столпом современной чело­веческой цивилизации, и потому он оберегал един­ство Церкви Святой Руси, несмотря на все вызовы, испытания и трудности. И сегодня мы все вместе — наследники Киевской купели Крещения — окружаем гроб нашего духовного отца и почившего Предстоя­теля.

Святейший много положил сил, чтобы появились тысячи и тысячи храмов и монастырей, чтобы возрождалась духовная жизнь, чтобы наладился диалог Церкви и общества, той самой Церкви, которая де­сятилетиями находилась в изоляции и в некоем со­циальном гетто. Как нелегко было вступить в этот новый диалог и с властью, и с обществом! Как не­просто было показать духовную красоту и силу той традиции, которая всех нас воспитала — не только православных, но и людей других религий и кон­фессий, и людей неверующих, потому что все мы формировались в той системе нравственных ценнос­тей, которую сохранила на протяжении тысячелетия Русская Православная Церковь!

Святейший Патриарх много заботился о том, чтобы сложнейшие процессы, потрясшие жизнь не­когда единого Отечества, разъединившие его на суверенные государства, не разрушили народную жизнь. Именно поэтому он даже в самые сложные моменты политической конфронтации призывал к единству, к согласию, к миру. И как многие не понимали этих призывов! Одни снисходительно улы­бались, другие говорили об отсталости Церкви, у которой нет другого — современного — языка. Но он говорил языком вечности. Он понимал, что только любовью можно объединить людей, что никакие конфликты в конце концов не решают главной за­дачи — созидания единства и согласия. Этот опыт любви он почерпнул не со стороны — это исходило из его жизни. Он внутри имел этот опыт, и те, кто трудился рядом с ним, знали, что он старался всегда любовью, миром, спокойствием соединять людей.

А если задать сложный, но очень важный в данном случае вопрос: а что означает любовь? А как можно любить дальнего человека? Как можно лю­бить врага? Как можно любить того, кто очень далек от тебя, того, кого ты не знаешь? Человеческий разум цепенеет перед этим вопросом и не может найти логического ответа. Но есть один ответ — это Гос­подь наш Иисус Христос. Он нам дал этот ответ. Он пришел, чтобы спасти мир, явившись не в силе и власти, не в блеске и человеческом могуществе. Он пришел слабым и беззащитным и сказал, что любо­вью человек спасается. И Он показал, что это озна­чает — Он ради любви взошел на Крест и отдал Самого Себя. Тайна человеческой любви — в способ­ности отдавать себя людям.

Честно исполняя свой долг, выходя за рамки служебных предписаний, не считаясь со временем и силами, невзирая на здоровье и настроение, невзи­рая на то, что о тебе говорят и что о тебе пишут, — делать до конца дело, к которому ты призван, отда­вать себя и через эту отдачу являть пример любви. И в ответ на это жертвенное служение, на эту отдачу самого себя каждый человек обретает встречный импульс огромной духовной силы, встречное движе­ние, тяготение, которое и формирует единство чело­веческой семьи, человеческого общества.

Святейший не грозной силой и властью, не уда­ром посоха о землю формировал это единство Цер­кви Святой Руси, а через нее — и единство истори­ческой России, при всем уважении к сложившимся политическим реальностям. Он формировал это един­ство подвигом своего служения. И все мы являемся свидетелями этого.

Сегодня никого не заставишь выйти на улицу, особенно в плохую погоду. Но когда десятки тысяч людей идут, чтобы поклониться великому гробу Предстоятеля Церкви Русской, они идут потому, что им велит сердце. А сердце велит потому, что он людям отдавал свое сердце. Вот в этом — и все христианство, и вся тайна спасения. Если мы отдаем себя, мы принимаем взамен, мы устрояем великую сеть человеческой солидарности, духовной поддерж­ки, взаимной помощи, единства. И только так мож­но уберечь семью от распада, мужа и жену — от развода; только так можно сохранить детей вместе с родителями, сохранить трудовые коллективы, общественные организации, общество, страну и — давайте взглянем дальше — всю человеческую цивилизацию. Святейший был человеком не национального, но планетарного масштаба. И свое великое служение он простирал далеко за пределы нашего Отечества.

Принося венки ко гробу Святейшего, принесем ему самый главный венок — нашу искреннюю, сер­дечную молитву, нашу готовность идти дальше та­ким же путем, каким шел он, никого не вздыбливая конфликтами и враждой, не пытаясь утверждать власть силой, но открывать наши сердца людям, чтобы в ответ на любовь, но примеру Христа Спа­сителя, создавалась единственно прочная и реальная связь между людьми; чтобы торжествовала любовь, а вместе с пей — мир, процветание и благополучие.

Царство Небесное Великому Господину и отцу нашему Алексию, Святейшему Патриарху Московс­кому и всея Руси. Вечная молитвенная ему память. И ныне совершим заупокойное богослужение. Нас здесь много тысяч, по мы — капля от того парода, который сегодня вместе с нами совершает это заупо­койное богослужение. И верим, что этот огненный столп всенародной молитвы достигнет Престола Божия, и Господь преклонит милость Свою к почив­шему новопреставленному рабу Своему Святейшему Патриарху Алексию. Аминь.