mospat.ru
Опубликовано в журнале "Церковь и время" № 63


Протоиерей Игорь Аксенов

Отношение к современным вспомогательным репродуктивным технологиям в исламе

В статъе подробно рассматриваются особенности ислам­ского взгляда на современные вспомогателъные репродуктивные технологии с приведением обширных цитат из источников кано­нических законов в исламе.

Ключевые слова: Современные вспомогателъные репродук­тивные технологии. Ислам. Коран. Шариат. Исламская Акаде­мия фикха. Клонирование. Аборт. Одушевление человеческого эмбриона. Экстракорпоралъное оплодотворение. Суррогатное материнство. Искусственная инсеминация.

 

Ускорение научно-технического прогресса в XX и начале нашего века носило глобальный характер не только по широте охвата им стран и континентов, но и по глубине проникновения во все сферы не только общественной, но и частной жизни лю­дей. Не будет преувеличением сказать, что практически все че­ловеческие культуры в той или иной степени претерпели изме­нения под его влиянием. Одновременно надо заметить, что стер­жнем любой цивилизационной общности являются духовно­нравственные воззрения ее представителей. Религиозные пред­ставления и проистекающие из них нравственно-этические нор­мы, будучи по своей природе факторообразующими по отноше­нию к человеческим культурам, являются безусловной цивили­зационной детерминантой не только для христианского мира, но также и для народов, исповедующих ислам, буддизм, иуда­изм или иные, имеющие локальное распространение, религиоз­ные взгляды. И надо заметить, что именно нравственно-этичес­кие нормы, укорененные в религиозном мировоззрении, испы­тывают наибольшее давление со стороны постоянно нарастаю­щего потока перемен во всех сферах жизни, вызванных ускоря­ющимся научно-техническим прогрессом.

Сегодня не будет слишком смелым предположение, что наряду с развитием информационных технологий самые зна­чительные изменения в жизни современных мировых культур будут происходить — и уже происходят — под влиянием раз­вития биомедицинских технологий, которые непосредственно затрагивают первичную и фундаментальную структуру любо­го общества — семью.

Прогресс в области биомедицинских технологий к кон­цу XX века достиг той ступени развития, которая позволяет уже не только оказывать врачебную помощь в преодолении болезней и облегчении страданий, но и непосредственно уп­равлять самой жизнью человека от ее начала до завершения. Пренатальная диагностика дает возможность прогнозировать качественные параметры будущей жизни, а генная терапия и транссексуальная хирургия — изменять эти параметры. Реп­родуктивные технологии позволяют «давать» жизнь не только в тех случаях, где естественным путем она возникнуть не мо­жет, но и теми способами, которые человеку как биологичес­кому виду не присущи. Реанимационные технологии и транс­плантация донорских органов дают возможность отодвигать время смерти. И поскольку человек и его благо для большин­ства религиозных представлений о нем превосходит земное измерение его временной телесности, постольку актуальным становится и нравственно-этическое осмысление новых воз­можностей, предоставляемых современными биомедицински­ми технологиями с позиций религиозного взгляда на человека, его зачатие, жизнь и посмертие.

* * *

Такое осмысление вопросов биоэтики в Русской Право­славной Церкви нашло отображение в Основах ее социальной концепции, где, в частности, недвусмысленно утверждается, что «пути к деторождению, не согласные с замыслом Творца жизни, Церковь не может считать нравственно оправданными»1.

К допустимым средствам медицинской помощи, со­гласно Основам социальной концепции РПЦ, может быть отнесено искусственное оплодотворение половыми клетка­ми мужа, поскольку оно не нарушает целостности брачного союза, не отличается принципиальным образом от есте­ственного зачатия и происходит в контексте супружеских отношений.

Манипуляции же, связанные с донорством половых кле­ток, нарушают целостность личности и исключительность брачных отношений, допуская вторжение в них третьей сто­роны.

«Суррогатное материнство» противоестественно и морально недопустимо даже в тех случаях, когда осуществля­ется на некоммерческой основе.

Нравственно недопустимыми с православной точки зре­ния являются также все разновидности экстракорпорального (внетелесного) оплодотворения, предполагающие заготовле­ние, консервацию и намеренное разрушение «избыточных» эм­брионов.

Оплодотворение одиноких женщин с использованием донорских половых клеток или реализация «репродуктивных прав» одиноких мужчин, а также лиц с так называемой нестан­дартной сексуальной ориентацией лишает будущего ребенка права иметь мать и отца. Употребление репродуктивных ме­тодов вне контекста благословенной Богом семьи становится формой богоборчества…

Генная терапия половых клеток является крайне опас­ной, ибо связана с изменением генома в ряду поколений, что может повлечь непредсказуемые последствия…

Замысел клонирования является несомненным вызовом самой природе человека, заложенному в нем образу Божию…2.

Такой же позиции придерживается и Римская Католичес­кая Церковь, для богословия которой ключевым вопросом эти­ки современных вспомогательных репродуктивных технологий является вопрос о статусе эмбриона человека. Официальные документы Ватикана, исходящие из Папского Совета по воп­росам семьи (Pontifical Council for the Family) или Папского Совета по вопросам жизни (Pontifical Council for Life), катего­рически утверждают, что с момента своего зачатия в оплодот­воренной яйцеклетке (естественного, искусственного или при клонировании) человеческий эмбрион, даже если он состоит из одной оплодотворенной яйцеклетки — зиготы, обладает тем же самым человеческим достоинством, как и любая другая че­ловеческая личность.

В энциклике папы Иоанна Павла II «Евангелие Жизни» (Evangelium Vitae) утверждается:

С момента, когда яйцеклетка оплодотворена, начи­нается жизнь, которая не та, что у отца или матери, но но­вого человека, который развивается сам по себе. Он ни­когда не сможет быть человеком, если он не человек с это­го момента…3.

Президент Папского Совета по вопросам семьи карди­нал Альфонсо Лопез Тружилло (Alfonso Lypez Trujillo) в про­граммной статье «Клонирование: исчезновение прямого роди­тельства и отрицание семьи» (Cloning: the disappearance of direct parenthood and denial of the family) пишет:

Эмбрион человека, признанный на основании того, что человеческая личность наделена организмом для самой себя, имеет свое собственное достоинство и поэтому заслуживает уважения. Это «достоинство» не обусловлено какими-то вне­шними дополнениями, но неотъемлемо от его существова­ния, само по себе и для себя. Если люди отказываются при­знать, что эмбрион имеет человеческое достоинство под тем предлогом, что он не обладает фактически существующим сознанием, то достоинство людей, которые спят или нахо­дятся в коме, также не должно признаваться. Если достоин­ство эмбриона отвергается, тогда можно также отрицать и достоинство ребенка4.

В силу того факта, что современные вспомогательные репродуктивные технологии сопряжены с производством из­быточного количества человеческих эмбрионов, подавляющее большинство из которых затем по тем или иным причинам под­вергается разрушению, Римская Католическая Церковь счита­ет этически неприемлемыми разнообразные методы оплодот­ворения in vitro, клонирования и тому подобные репродуктив­ные технологии, связанные с производством и гибелью чело­веческих эмбрионов.

Но при всей многочисленности (более 2 млрд. последователей) и распространенности христианство не является на сегодняшний день единственной мировой религией. Вторая по численности религия в мире — ислам. Мусульманские общины имеются более чем в 120 странах и объединяют, по различным данным5, до 1,5 млрд. Человек6. В 35 странах мусульманами является большая часть населения, а в 29 странах последователи ислама представляют собой влиятельные меньшинства. В 28 странах ислам признан государственной или официальной религией7.

В настоящее время, по словам Сэмюэля Хантингтона, автора известной концепции и одноименной книги «Столк­новение цивилизаций», ислам является «наиболее быстро ра­стущей религией в мире». С 1950 по 2000 год доля мусуль­ман в населении Западной Европы утроилась, а в американ­ском выросла в 14 раз. Французские статистические органы склонны считать, что в Европе каждый год обращается в ислам не менее 50 тыс. человек. В США число новообра­щенных в ислам растет гораздо быстрее. По данным Амери­канского мусульманского альянса, ежегодно в ислам обра­щается 135 тыс. человек8.

Таким образом, очевидно, что от отношения ислама к до­стижениям биомедицинских технологий и к современным вспо­могательным репродуктивным технологиям в частности, не в последнюю очередь будет зависеть степень их внедрения в ме­дицинскую практику и распространение в мире.

История развития биоэтики в исламском мире начинает­ся с I Конференции Исламской организации медицинских наук (IOMS), прошедшей в Кувейте в 1981 году, на которой был принят проект Кодекса исламской медицинской этики и был создан Исламский Совет международных организаций меди­цинских наук (CIOMS). Затем прошли II (Кувейт, 1982), III (Стамбул, 1984) и IV (Карачи, 1986) международные конфе­ренции Исламской организации медицинских наук (OIMS), на которых, в частности, были рассмотрены права ребенка в кон­тексте учения ислама.

На VIII Конференции Исламской организации медицин­ских наук (декабрь 2004 г.) был принят проект первой между­народной этической директивы медицинских наук, исходя из позиций ислама. Было решено, что названный «Международ­ный исламский свод законов для медицинской этики и этики здоровья» будет рассмотрен, отредактирован и затем выпу­щен в окончательной форме Исламской организацией меди­цинских наук9.

* * *

Прежде чем говорить об отношении ислама к вспомога­тельным репродуктивным технологиям необходимо сказать, что в исламе существует несколько различных источников закона.

Шариат — это свод канонических законов ислама. В основе шариата лежат:

Коран — священная книга ислама. Согласно учению большинства суннитов и шиитов, Коран является прямым, веч­ным и несотворенным словом Божиим.

Хадисы — это изречения, одобрения, образы или дей­ствия пророка Мухаммеда, сумма которых образует Сунну. Хадисы передавались через сподвижников пророка.

Сунна является вторым источником шариата после Ко­рана. Сунниты и шииты считают сунны столь же боговдохно­венными, как и Коран.

Кроме того, используются следующие источники мусуль­манского права:

Иджма, или аль-иджма — согласие, единодушное мне­ние или решение авторитетных лиц по обсуждаемому вопросу.

Кыяс — суждение по аналогии. Кыяс позволяет решить вопрос по аналогии с ситуацией, описанной в Коране и Сунне.

Иджтихад, или аль-иджтихад — способность и право интерпретации. Деятельность богослова в изучении и решении богословско-правовых вопросов, система принципов, аргументов, методов и приемов, используемых при этом богословом, — му’д- жтахидом.

Последние три источника признаются не всеми мусуль­манскими правоведами, кроме того, разные направления му­сульман под сунной могут понимать разные тексты.

Фикх — понимание, знание. Представляет собой мусуль­манское законоведение, которое нераздельно связано с бого­словием и основано на изучении Корана, Сунны, иджма и кыя- са. Богословы-законоведы, овладевшие фикхом, называются факихами («знающие»).

Фетва — это решение по какому-либо вопросу, выноси­мое муфтием или факихом (мн. число: фукаха). В конечном счете фетва является также источником права, но скорее про­изводным, так как вытекает из шариата.

* * *

Отсутствие в исламе института священнослужителей несколько затрудняет нахождение авторитетного ответа на этические и богословские вопросы, возникающие при прак­тическом применении современных вспомогательных репро­дуктивных технологий. Также и «Основные положения соци­альной программы российских мусульман»10 не содержат в себе никакой информации по ответам ислама на вопросы био­этики. Но это не значит, что эти вопросы остаются за преде­лами поля зрения мусульманских богословов-законоведов.

Наиболее полный и развернутый ответ ислама на вопро­сы, связанные с достижениями биомедицинских технологий и применением современных вспомогательных репродуктивных технологий, представлен в фикхе11 по вопросам биоэтики, опуб­ликованной также и на английском языке «Islamic verdict on: Cloning, Human organ transplantation, Abortion, Test-tube Babies, Life Support Systems, Life and Death»12 шейха Абд-аль-Кадима Заллюма (Abd al-Qadim Zallum).

Также существует фетва об искусственном оплодотво­рении шейха Мухаммада Салих-аль-Мунаджида13 (Muhammad al-Munajjid) и целый ряд статей мусульманских авторов по воп­росам биоэтики.

Особенности исламского взгляда на современные вспо­могательные репродуктивные технологии определяются прежде всего присущей ему точке зрения об одушевлении плода в ма­теринском чреве на сороковой день и дозволением мусульма­нину иметь до четырех жен.

Исламский взгляд на клонирование

Декларация Организации Объединенных Наций о кло­нировании человека, принятая резолюцией 59/280 Генераль­ной Ассамблеи от 8 марта 2005 года, призывает государ­ства — члены ООН «принять все меры, необходимые для соответствующей защиты человеческой жизни в процессе применения биологических наук»14, и «запретить все фор­мы клонирования людей в такой мере, в какой они несов­местимы с человеческим достоинством и защитой челове­ческой жизни»15. В настоящее время существует некий, хотя и шаткий, консенсус стран, регионов и религиозных кон­фессий в вопросе запрета на репродуктивное клонирова­ние человека. Однако в вопросе о терапевтическом клони­ровании такого согласия нет.

Уже в ходе дискуссии перед принятием декларации ООН о клонировании человека рассматривалось несколько ее вари­антов: Бельгия, Британия, Россия, Япония, Южная Корея и ряд других стран предлагали оставить вопрос о терапевтическом клонировании на усмотрение самих государств; США, Коста- Рика, Испания и еще около 60 стран выступили за полный зап­рет всех форм клонирования16.

Восемьдесят пять стран проголосовали за принятие ре­золюции Генеральной Ассамблеи ООН 59/280, из них двадцать четыре принадлежали к исламскому миру17. При этом вопрос о терапевтическом клонировании разделил и позиции мусульман­ских стран при голосовании по декларации ООН о клонирова­нии человека, что можно видеть в нижеприведенной таблице, в которой представлены данные голосования по ней стран, вхо­дящих в Восточно-Средиземноморское региональное бюро (Regional Office for the Eastern Mediterranean) Всемирной Орга­низации здравоохранения (World Health Organization) и дру­гих стран Организации исламской конференции (Organization of the Islamic Conference)18. [См. таб. 1]

Противники терапевтического клонирования человека аргументируют свою позицию тем фактом, что для получения эмбриональных стволовых клеток разрушаются человеческие эмбрионы на ранней стадии их развития. При этом в научной среде среди апологетов терапевтического клонирования чело­века под вопрос ставится даже сам термин «эмбрион», описы­вающий созданную бластоцисту, так как она была создана не путем оплодотворения. Но другие ученые утверждают, что из созданной путем клонирования бластоцисты может развиться плод и, в конечном счете, ребенок — поэтому уместнее назы­вать результат клонирования эмбрионом.

 

Таблица 1.

Результаты голосования по Декларации ООН о клонировании человека в марте 2005 года стран, входящих в Региональное бюро Восточного Средиземноморья (EMRO) и других стран из Организации исламской конференции (OIC)

ЗА                                                    ПРОТИВ

OIC                     EMRO                             OIC                    EMRO

Албания              Афганистан                   Габон

Бангладеш          Бахрейн

Бенин                  Ирак

Бруней                Кувейт

Коморы              Ливия

Кот-д’Ивуар       Марокко

Джибути             Катар

Гайана                 Саудовская
Аравия

Казахстан            Судан

Сьерра-Леоне    ОАЭ

Суринам

Таджикистан

Уганда

Узбекистан

 

 

 

ВОЗДЕРЖАЛИСЬ

OIC EMRO
Алжир Египет
Азербайджан Иран
Буркина-Фасо Иордания
Камерун Ливан
Индонезия Оман
Малайзия Пакистан
Мальдивы Сомали
Турция Сирия

Тунис

Йемен

 

 

ОТСУТСТВОВАЛИ

 

OIC                             EMRO

Чад

Гамбия

Гвинея

Гвинея-Бисау

Кыргызстан

Мали

Мавритания

Мозамбик

Нигер

Нигерия

Сенегал

Того

Туркменистан

 

В силу того, что потенциал для применения терапевти­ческого клонирования в области медицины весьма обширен, велико и желание развития исследований в этой области.

На сегодняшний день клонирование в терапевтических целях применяют в Великобритании, Бельгии и Швеции. В Японии, Сингапуре, Израиле и Корее разрешены исследова­ния в этой области. В США с 2009 года разрешено выделять федеральные средства на эксперименты с клетками эмбрионов, которые остались неиспользованными после лечения беспло­дия методом экстракорпорального оплодотворения. Специаль­но создавать эмбрионы, предназначенные к уничтожению в исследовательских целях, ученым по-прежнему запрещено.

Во многих других странах, включая мусульманские, те­рапевтическое клонирование человека запрещено, хотя эти за­коны постоянно обсуждаются.

В исламском мире вопрос о клонировании тесно связан с религиозными убеждениями, а также этическими нормами и ценностями мусульманского общества. С исламской точки зре­ния, дискуссия о клонировании человеческих эмбрионов упи­рается главным образом в три основных вопроса:

  1. Противоречит ли клонирование человека вероучению ислама и в какой мере оно может быть дозволено?
  2. Какими могут быть последствия клонирования чело­века для общества?
  3. На какой стадии развития человеческий эмбрион мо­жет считаться живым человеческим существом?

На заседании Исламской академии фикха (The Islamic Fiqh Academy) в 1997 году, в котором приняли участие 125 пред­ставителей со всех частей исламского мира, было достигнуто согласие, что клонирование не противоречит вероучению ис­лама. В аргументации такого решения лежит характерная для ислама вера в абсолютную предопределенность судеб всех тво­рений и всего, что должно произойти до Судного Дня19, потому что в мире происходит только то, что пожелал Аллах, а того, что Он не пожелал, произойти и не может:

Аллах является Творцом вселенной, но Он установил систему причин и следствий в этом мире. Посев семян в зем­лю является причиной, но только Аллах производит результат от него в виде растений. Точно так же клонирование является причиной, но только через волю Аллаха оно может быть ус­пешным. Подобно тому как человек, сеющий семя, не являет­ся создателем растения, которое вырастет, так же и специа­лист, осуществляющий клонирование, не является создателем животного, полученного в его результате. Только Аллах явля­ется Творцом, и все творение существует только по Его воле20.

Что же касается вопроса о допустимости клонирования, то большинство членов Академии после обсуждения пришли к выводу, что «клонирование допустимо в случае растений, а также в случае животных, но не человека. Распространение клонирования на человеческие существа будет создавать чрез­вычайно сложные и трудноразрешимые социальные и нрав­ственные проблемы. Поэтому клонирование человека не мо­жет быть разрешено»21.

Мусульманские законоведы, как шииты, так и сунниты, несмотря на отличия в методологии своих рассуждений, еди­ны в своей оппозиции к клонированию человека22, что вырази­лось в многочисленных призывах запретить клонирование че­ловека во всем мусульманском мире.

Одновременно с этим, улучшение определенных ка­честв растений и животных и увеличение их продуктивнос­ти с помощью клонирования законами шариата не запреща­ются. Также, как говорится в Исламском вердикте по вопро­сам биоэтики,

клонирование растений и животных с целью лечения заболеваний человека в исламе разрешено. Более того, это даже рекомендуется, так как рекомендуется поиск лечения заболе­вания, как и изготовление лекарственных средств. Имам Ах­мад цитирует по Анасу слова Пророка, который сказал: «Ал­лах создал болезнь и лекарство для ее лечения. Итак, ищите лекарство». Абу Давуд и Ибн Маджах также цитируют Усама бин Шарика, который сказал: «Я был с Посланником, когда [бедуины] пришли к нему и спросили: «О Пророк, должны ли мы искать лекарство от нашей болезни?» — Он сказал: «Да. О слуги Аллаха, ищите лекарство. Аллах Всемогущий не создал болезнь без лекарства от нее»23.

Что же касается клонирования человека и его органов, то взгляд ислама на этот вопрос следующий:

Клонирование путем деления клеток на эмбриональной стадии, которое направлено на воспроизведение идентичных особей из той же беременности, разрешено лишь только при двух обязательных условиях: во-первых, сперматозоид и яй­цеклетка, из которых образуется эмбрион, должны принадле­жать законным супругам, а не посторонним донорам. Во-вто­рых, клоны должны быть имплантированы только в матку жены, а не суррогатной матери24.

Что касается клонирования человека методом «ядер­ного переноса», то в фикхе по вопросам биоэтики, опубли­кованной также и на английском языке — «Islamic verdict on: Cloning, Human organ transplantation, Abortion, Test-tube Babies, Life Support Systems, Life and Death»25 шейха Абд- аль-Кадима Заллюма (Abd al-Qadim Zallum) говорится сле­дующее:

Клонирование человека, мужчин или женщин, явится катастрофой для мира. Целью в таком случае явится улучше­ние качества, отбор из потомства наиболее умных, сильных, смелых, здоровых или красивых, или же увеличение числен­ности населения для упрочнения мощи государства. Это зло, это харам, это не разрешено по следующим причинам:

  1. Получение детей таким путем не соответствует есте­ственному способу репродукции, который Аллах определил для человека.

Аллах говорит: «Он сотворил пару — мужчину и женщи­ну (или самца и самку) — из капли, которая извергается»26 (Ан-Наджм: 45-46). Он также говорит: «Разве он не был каплей из семени источаемого? Потом он превратился в сгусток крови, после чего Он создал его и придал ему соразмерный облик. Он сотво­рил из него чету: мужчину и женщину» (Аль-Кайама: 37-39).

  1. К тому же они не будут иметь матерей, если яйцек­летка, которую соединили с ядром клетки, была подсажена в утробу другой женщины, не той, чью яйцеклетку использова­ли при клонировании.

Это противоречит словам Аллаха: «О люди! Воис­тину, Мы создали вас из мужчины и женщины» (Аль-Худ- журат: 13), а также его изречению: «Зовите их (приемных детей) по именам их отцов. Это более справедливо перед Аллахом» (Аль-Ахзаб: 5).

  1. Утрата родства. Ислам обязывает сохранять род­ство и поддерживать его. Ибн Аббас приводит слова про­рока Аллаха, который говорит: «Если кто-нибудь объявит своим отцом кого-либо, кроме своего отца, или что он при­надлежит кому-то иному, чем кому он принадлежит, тот будет проклят Аллахом, ангелами и всеми людьми» (Пе­ресказ Ибн Маджаха).

Аби Утхман ан-Нахри говорит, что он слышал, как Сад и Абу Бахар утверждали, что они были свидетелями слов Му­хаммеда: «Если кто-либо объявляет своим отцом кого-либо, кроме своего отца, для того рай закрыт» (Пересказ Ибн Мад­жаха). Абу Хурайра также приводит слова, слышанные им от пророка Аллаха: «Любая женщина, представляющая каким- либо людям ребенка, который им не принадлежит, не имеет благословения Аллаха, и рай для нее закрыт; и никакому муж­чине, отказывающемуся от своего сына пред его лицом, Ал­лах не благоволит, и Аллах обесчестит Его перед всеми поко­лениями мира» (Пересказ Аль-Дарими).

Клонирование с целью производства людей, выдающих­ся по своему интеллекту, силе, здоровью и красоте, будет оз­начать отбор мужчин и женщин с такими чертами, независи­мо от того, состоят они в браке или нет. В результате будут использоваться клетки от мужчин с требуемыми параметра­ми, а яйцеклетки будут браться от избранных женщин и имп­лантироваться в избранных женщин. Это приведет к потере и смешению родственных связей.

  1. Производство детей путем клонирования отменяет силу многих законов шариата, таких, как законы о супруже­стве, родстве, материальном содержании, отцовстве, сыновстве, опекунстве, законы Махарим и Узбат (ограничения ка­сательно кровного родства), а также многие другие законы шариата. Это противоречит естественному пути создания лю­дей, который определил Аллах. Это порочная практика, кото­рая изменит устройство общества.

Таким образом, клонирование человека — это харам, с позиции шариата оно не разрешается.

Аллах (ta’ala) сказал, цитируя проклятого сатану: «Я прикажу им искажать творение Аллаха» (Ан-Ниса: 119).Аллах создал людей так, что естественным путем (фитра) продолжения рода для них является оплодотворение через соединение мужского семени и женской яйцеклетки. По зако­ну Аллаха этот процесс должен совершаться между мужчиной и женщиной, состоящими в браке. Репродукция и рождение через клонирование неестественно. К этому прибавим, что кло­нирование может произойти с участием мужчины и женщины, которые не связаны законными брачными узами27.

Исламский взгляд на аборт

Отношение ислама к возможности прерывания беремен­ности определяется периодом развития человеческого эмбрио­на в материнской утробе. Согласно мусульманскому учению человеческий зародыш проходит три стадии развития: «1) ста­дия капли (нутфа); 2) стадия формирования (хальк); 3) стадия роста (наш’а)»28. Эти три основные стадии развития челове­ческого зародыша в материнской утробе выделяются на осно­вании текста из Корана, где говорится:

Воистину, Мы сотворили человека из эссенции глины. Потом Мы поместили его каплей в надежном месте. Потом Мы создали из капли сгусток крови, потом создали из сгустка крови разжеванный кусочек, потом создали из этого кусочка кости, и потом облекли кости мясом. Потом Мы вырастили его в другом творении. Благословен же Аллах, наилучший из творцов! (Верующие 23:12-14)29.

Исламские ученые и богословы, такие как генеральный секретарь Исламской академии научных исследований шейх Абд аль-Маджид аз-Зиндани, доктор Кейт Мур, профессор и заведующий кафедрой анатомии университета в Торонто и шейх Мустафа Ахмад, представитель Исламской академии на­учных исследований в США, в выпущенной ими книге «Коран и современная наука. Сравнительное исследование» — о трех стадиях развития человеческого зародыша с точки зрения ис­лама — пишут следующее:

Первая стадия — «стадия нутфа (небольшое количество жидкости или капля ее) охватывает появление спермы и яй­цеклетки и их соединение с образованием оплодотворенной зиготы, деление клетки с образованием бластулы, а также имп­лантацию последней в матку»30.

На второй стадии развития человеческого эмбриона, име­нуемой в исламе стадией формирования (хальк), ангел, посы­лаемый от Аллаха, придает форму зародышу. «До 42-го дня довольно трудно отличить внешний вид эмбриона человека от эмбрионов многих других животных, но в этот период он при­обретает присущий ему облик»31.

Последователи ислама считают, что после 40-го или 42-го дня плод во чреве матери начинает нести в себе чело­веческую жизнь:

Имам Муслим приводит слова ибн Масуда, который го­ворит, что слышал от посланника Аллаха: «Когда проходит сорок две ночи от появления нутфа (сочетания мужского се­мени с женским), Аллах посылает ангела, чтобы придать нут­фа форму. Он дает ему слух, зрение, кожу, плоть и кости. За­тем ангел говорит: «О, Аллах! Мужского пола или женско­го?» — и Аллах повелевает.

В другом пересказе вместо 42-х дней упоминается «40 ночей». Этот хадис указывает на то, что плод начинает форми­роваться, а органы становятся видными после 40 или 42-х но­чей. Поэтому «покушение на этот плод — покушение на суще­ство, несущее человеческую жизнь, которая священна и защи­щается законами шариата»32.

И наконец, третья стадия — стадия роста (наш’а) — на­чинается на 9-й неделе от зачатия. «На 9-й неделе начинается период внутриутробного развития плода, начало которого чет­ко отражено в Коране: «…потом Мы вырастили его в другом творении…» (аль-Муминун 23:14). Ко всем предыдущим ста­диям эмбрионального развития относился глагол халакна (мы создали, мы изменили), однако начало нового периода выделя­ется глаголом анша’наху (дать начало, вырастить, увели­чить)»33.

Исламские ученые и богословы отмечают на стадии на­ш’а следующие особенности развития человеческого зародыша: Во-первых, после 12-ой недели значительно ускоряется рост плода.

Во-вторых, «формируются конечности, соотношение раз­меров головы, тела и конечностей становится более пропорцио­нальным, кожа покрывается пушком, происходит дифференци­ация наружных половых органов, закладка поперечно-полоса­той и гладкой мускулатуры, в это время у плода появляются ко­ординированные рефлексы и движения, происходит и ряд дру­гих изменений, которые подтверждают, что зародыш превраща­ется в другое творение — плод, что и подчеркнуто в Коране»34. В-третьих, ангел вдыхает в зародыш душу.

Пророк Мухаммад сказал: «У каждого из вас все состав­ляющие вашего творения собираются вместе в утробе вашей матери к 40-му дню. Затем он столько же пребывает в виде сгустка крови и столько же — в виде разжеванного куска. После этого к нему посылается ангел, который вдыхает в него душу. Ему даны четыре указания: записать его удел, срок, деяния и будет ли он несчастным или счастливым» (Хадис передали имамы аль-Бухари и Муслим)35.

Таким образом, исламские богословы проводят различие между понятиями жизни и души. «Сперматозоид и яйцеклетка представляют собой живые организмы, тем не менее, они ли­шены души. Творения же, имеющие душу, обладают самосто­ятельным сознанием, подобно человеку и животным»36.

Они станут спрашивать тебя о духе (душе или Джибриле). Скажи: «Дух — от повеления моего Господа, а вам дано знать об этом очень мало» (аль-Исра 17:85)37.

Появление души у человеческого зародыша на этой ста­дии его развития подтверждается, по мнению мусульманских ученых и богословов, тем, что у плода появляются произволь­ные движение, «осуществляемые, в отличие от рефлекторных движений, по собственной воле плода»38.

Итак, позиция ислама по отношению к абортам тожде­ственна позиции естественнонаучного мировоззрения, которое склонно видеть человека в его зародыше в зависимости от сте­пени развития последнего. «В основе начала жизни лежит при­рода последовательных биологических процессов, — утвержда­ет, подводя итог различным научным точкам зрения на статус человеческого эмбриона академик РАЕН Курило Л.Ф., — и за­щита эмбриона человека соотносительна степени его развития»39.

Поэтому в исламе аборт разрешается до 7-й недели бере­менности. В фикхе по вопросам биоэтики «Islamic verdict on: Cloning, Human organ transplantation, Abortion, Test-tube Babies, Life Support Systems, Life and Death», которая здесь в переводе уже цитировалась, по этому вопросу сказано следующее:

Аборт может произойти либо прежде, чем плоду дается рух (душа), либо после этого. Если аборт происходит после того, как плоду дается рух, то все мусульманские законоведы соглашаются, что такой случай запрещен независимо от того, случается ли это по воле матери, отца, доктора или в результа­те нападения кого-либо. Это так, поскольку является покуше­нием на человеческую душу, которая обладает жизнью и за­щищается законами шариата…

На случай, когда совершается аборт плода, не получив­шего рух, мнения мусульманских законоведов о позиции ша­риата разнятся. Некоторые из них позволяют аборт в таком случае, другие запрещают в зависимости от этапа беременно­сти. Мы считаем, что если аборт происходит после 40-го или 42-го дня беременности на стадии формирования плода, то в таком случае он запрещен. Это правило похоже на случай, когда плод уже получил Рух…

Что касается аборта плода прежде, чем наступит 40-й день беременности, то ислам это разрешает, и за это не предполага­ется никакого наказания. Это связано с тем, что плод еще не начал формироваться и все еще остается нутфа. Хадис об абор- тировании плода на этот случай не распространяется. Прекра­щение развития нутфа прежде его становления плодом похо­дит на азл, который используется для предотвращения беремен­ности. Азл совершает мужчина, который не хочет, чтобы жен­щина забеременела от него. Азл — это испускание спермы вне влагалища женщины, вследствие чего сперма не будет исполь­зоваться и, следовательно, погибнет. В результате такого акта не используется и яйцеклетка женщины. Таким образом, спер­ма не достигнет яйцеклетки женщины и беременность не на­ступит. Это было разрешено пророком Аллаха.

Джабир ибн Абдулла рассказывает, что некий мужчина подошел к посланнику Аллаха и спросил: «У меня есть рабы­ня, которая слуга нам и помогает ухаживать за пальмами, и я имею отношения с ней, но не желаю, чтобы она заберемене­ла». Пророк сказал: «Ты можешь совершить азл, если хочешь, а она получит, что следует».

Аборт позволяется делать на ранних сроках формиро­вания плода или после того, как плод получает рух, если ком­петентный врач счел, что сохранение плода в утробе может привести к смерти матери и плода. В этом случае разрешается прервать беременность и сохранить жизнь матери. Ислам при­зывает к спасению жизней. Такой аборт будет признан лече­нием, а посланник Аллаха повелел людям искать лечение и лекарство»40.

Исламский взгляд на экстракорпоральное оплодотворе­ние и искусственную инсеминацию

В силу того, что, согласно учению ислама, одушевление человеческого эмбриона происходит только на 40-й или 42-й день от зачатия и до этого момента человеческого статуса эмб­рион в глазах исламских теологов не имеет, то, соответствен­но, никаких этических проблем, связанных с редукцией и унич­тожением избыточных эмбрионов при экстракорпоральном оплодотворении в мусульманском мире не видят. Тем более что с позиций ислама деторождение, несомненно, является глав­ной целью супружества, что видно из следующих хадисов, на которые ссылаются в этих вопросах исламские законоведы:

Анас пересказывает слова посланника Аллаха: «Женись на любящей, но плодовитой; я похвалюсь многочисленностью твоего потомства перед пророками в День Суда».

Также и Абдулла ибн Умар приводит эти слова проро­ка Аллаха: «Женись на матери детей (т.е. на той, которая мо­жет иметь детей); я возгоржусь тобой в День Суда». Оба вари­анта пересказаны Имамом Ахмадом41.

И в случаях, когда по причине того или иного заболева­ния естественное оплодотворение невозможно и было предпри­нято лечение, но это лечение не помогло, ислам не препятству­ет проведению оплодотворения вне утробы женщины. Более того, «такая операция рекомендована, так как она способству­ет размножению, к чему призывает ислам»42. Но к экстракор­поральному оплодотворению не прибегают до тех пор, пока не был испробован и не удался естественный путь. При этом, со­гласно вердикту исламских богословов-законоведов «Islamic verdict on: Cloning, Human organ transplantation, Abortion, Test- tube Babies, Life Support Systems, Life and Death», чтобы проведение такой операции было разрешено, оп­лодотворение в пробирке должно происходить сперматозои­дом мужа яйцеклетки жены, а оплодотворенная яйцеклетка за­тем должна быть помещена в утробу жены. Запрещается под­саживать яйцеклетку в утробу другой женщины, т.е. суррогат­ной матери. Также запрещается производить оплодотворение сперматозоидом мужа яйцеклетки другой женщины, не жены, даже если яйцеклетка после этого будет помещена в матку жены. Запрещается также оплодотворять яйцеклетку жены сперматозоидом другого мужчины, не мужа, даже если затем яйцеклетка будет помещена в матку жены. Три перечислен­ные формы оплодотворения запрещены по закону шариата, так как они ведут к смешению и потере родства. Это запрещено в исламе43.

Помимо вышеприведенного фикха по вопросам биоэти­ки, отношение ислама к современным способам искусственно­го оплодотворения выражено также в фетве шейха Мухаммада Салих аль Мунаджида, который говорит следующее:

Во-первых: следующие пять методов запрещены соглас­но Шариату. Они запрещены либо сами по себе, либо по при­чине последствий, к которым приводит использование этих методов, таких как смешивание родословной (происхождения), незнание того, кто является матерью ребенка, или по другим причинам, противоречащим Шариату.

  1. Когда оплодотворение совершается между спермой, взятой у мужа, и яйцеклеткой, взятой у женщины, не являю­щейся его женой, после чего эмбрион помещается в матку жены.
  2. Когда оплодотворение производится между спермой, взятой у мужчины, который не является мужем, и яйцеклет­кой, взятой у жены, после чего эмбрион помещается в матку жены.
  3. Когда оплодотворение совершается вне тела спермой яйцеклетки супружеской пары, после чего эмбрион помеща­ется в матку женщины, добровольно вызвавшейся вынашивать его (суррогатное материнство).
  4. Когда оплодотворение совершается снаружи спермой мужчины, который не является мужем, и яйцеклетки женщи­ны, которая не является женой, после чего эмбрион помеща­ется в матку жены.
  5. Когда оплодотворение яйцеклетки совершается сна­ружи спермой супруга, после чего эмбрион помещается в мат­ку другой жены (этого мужа).

Во-вторых: шестой и седьмой методы допустимы как последнее оставшееся средство в случае необходимости, ког­да установлено, что все необходимые меры предосторожнос­ти были приняты. Это два следующих метода:

  1. Когда берется сперма у мужа и яйцеклетка у жены, оплодотворение совершается снаружи, после чего эмбрион вво­дится в матку жены.
  2. Когда взята сперма у мужа и введена в соответствую­ще место в шейку или матку жены с внутренним оплодотворе­нием44.

Таким образом, можно видеть, что применение таких вспо­могательных репродуктивных технологий, как экстракорпораль­ное оплодотворение и искусственная инсеминация в исламе не запрещены, но только при условии сохранения целостности брач­но-родственных отношений между мужем и каждой из его жен. Все другие формы искусственного оплодотворения запрещены шариатом, так как они ведут к смешению брачно-родственных отношений и потери родства45. В этом вопросе исламские зако­новеды ссылаются на следующие хадисы:

Абу Хурайра пересказывает то, что он слышал от про­рока Аллаха:

«Любая женщина, представляющая каким-либо людям ребенка, который им не принадлежит, не имеет благослове­ния Аллаха, и рай для нее закрыт; и никакому мужчине, отка­зывающемуся от своего сына пред его лицом, Аллах не благо­волит, и Аллах обесчестит его перед всеми поколениями мира».

Ибн Аббас приводит следующие слова пророка Аллаха:

«Если кто-нибудь объявит своим отцом кого-либо, кро­ме своего отца, или что он принадлежит кому-то иному, чем кому он принадлежит, тот будет проклят Аллахом, ангелами и всеми людьми»46.

При этом, следует заметить, что запрещенные варианты искусственного оплодотворения исламские законоведы срав­нивают с теми случаями, как если бы беременность наступила вследствие блудной или прелюбодейной связи, с той лишь раз­ницей, что непосредственной близости не было47. В связи с этим наказания, предписанные шариатом за блуд и прелюбодеяние, в этих случаях не применяются, однако «за судьей остается пра­во определить участникам какой-либо тазир (наказания за гре­хи и преступления, которые не оговорены в Коране и Сунне)»48.

* * *

Таким образом, подводя итог рассматриваемому в дан­ной статье вопросу об отношении в исламе к современным вспомогательным репродуктивным технологиям, следует от­метить:

  1. По причине характерной для ислама веры в абсолют­ную предопределенность всего происходящего, в исламе от­сутствует негативное отношение к клонированию растений и животных, но, одновременно, к репродуктивному клонирова­нию человека с помощью ядерного переноса мусульманские богословы-законоведы относятся резко отрицательно, указы­вая, что подобного рода репродуктивные технологии не соот­ветствуют естественному способу репродукции, определенно­му Богом для человека, приводят к утрате родства и противо­речат ряду законов шариата.
  2. В силу того, что, согласно учению ислама, одушевле­ние человеческого эмбриона происходит только на 40-й или 42-й день от зачатия, и до этого момента человеческого стату­са эмбрион в глазах исламских теологов не имеет, то, соответ­ственно, никаких этических проблем, связанных с редукцией и уничтожением избыточных эмбрионов при экстракорпораль­ном оплодотворении в мусульманском мире не видят.
  3. Применение таких вспомогательных репродуктивных технологий, как экстракорпоральное оплодотворение и искус­ственная инсеминация в исламе не запрещены, но только при условии сохранения целостности брачно-родственных отноше­ний между мужем и каждой из его жен.

Примечания

 

  1. Основы социальной концепции Русской Православной Церкви. М., 2008. XII. 4-6.
  2. Там же.
  3. Оригинал текста: «From the moment when the ovule is fertilized a life begins which is not that of the father or of the mother but of a new human being which develops of its own accord. It can never be human if it is not human from that moment…» Donum Vitae, I, 1; Evangelium Vitae, no. 60. Цит. по: Most Rev. Elio Sgreccia, Vice President of the Pontifical Council for Life. The Embryo: A Sign of Contradiction. http:// www.vatican.va/roman_curia/pontifical_councils/hlthwork/documents/ rc_pc_hlthwork_doc_05101997_sgreccia_en.html#top
  4. Оригинал текста: «A human embryo, thus recognized by reason as a human individual endowed with an organism of its own, has its own proper dignity and therefore deserves respect. This “dignity” is not due to some external addition, but is inherent in its being, in itself and for itself. If people refuse to admit that the embryo has human dignity under the pretext that it possesses no actual consciousness, then the dignity of people who are asleep or in a coma should also be denied. If the dignity of the embryo is rejected, then one could also deny the dignity of the child». Cardinal Alfonso Lypez Trujillo, President of the Pontifical Council for the Family. Cloning: the disappearance of direct parenthood and denial of the family. http://www.vatican.va/roman_curia/ pontifical_councils/family/documents/rc_pc_family_doc_20030808_cloning- trujillo_en.html#top
  5. Mapping the Global Muslim Population. A Report on the Size and Distribution of the World’s Muslim Population. The Pew Forum on Religion & Public Life. ANALYSIS. October 7, 2009. http://www.pewforum.org/ Mapping-the-Global-Muslim-Population.aspx
  6. Encyclopжdia Britannica. http://www.britannica.com/EBchecked/topic/ 295507/Islam
  7. Ислам. http://mamont4.chat.ru/Islam.htm
  8. Институт религии и политики. Ислам завоевывает новых сторон­ников в Европе, Америке и Африке. http://i-r-p.ru/page/stream-event/ index-7372.html
  9. Мамедов Вугар, Мамедов Рустам, Мустафаева Айтен. Религиоз­ные учения и морально-правовые критерии биоэтики. НИИ по пра­вам человека Национальной Академии наук Азербайджана. 29.11.2011. http://www.ihr-az.org/index.php?lang=3&ind=publ&id=70
  10. Основные положения социальной программы российских мусуль­ман. http://www.archipelag.ru/agenda/strateg/konfess/conception/islam/ ?version=forprint
  11. http://nahdaproductions.org/resources/e-books?tmpl=component&print=1
  12. Islamic verdict on: Cloning, Human organ transplantation, Abortion, Test-tube babies, Life support systems, Life and death. London: Al-Khilafah Publications, 1999. http://www.khilafat.org/newPages/Books/ Resources/IslamicVerdictOnCloning.pdf
  13. http://islamqa.com/ru/rei73 474
  14. http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/decl_clon.shtml
  15. Там же.
  16. http://news.bbc.co.uk/hi/russian/sci/tech/newsid_3955000/3955447.stm
  17. M. Abdur Rab and M.H. Khayat. Human cloning: Eastern Mediterranean Region perspective. World Health Organization. Eastern Mediterranean Health Journal. Vol. 12 (Supplement 2), 2006. http:// applications.emro.who.int/emhj/12_S2/12_S2_2006_29_37.pdf
  18. Там же.
  19. «Веление Аллаха является решением предопределенным» (33:38); «Воистину, Мы сотворили каждую вещь согласно предопределению» (54:49). (Коран на русском. Перевод смыслов Э. Кулиева) http:// musulmanin.com/koran-na-russkom.html «…и чтобы ты верил в предопределенность как хорошего, так и дур­ного» (хадис приводят Аль-Бухари, Муслим и др.). «Аллах Всевыш­ний записал судьбы всего сотворенного за пятьдесят тысяч лет до того, как Он сотворил небо и землю» (Ат-Тирмизи, Абу Дауд и др.). http://islam.com.ua/gazeta/0503/fatum.shtml
  20. Оригинал текста: «Allah is the Creator of the universe but He has established the system of cause-and-effect in this world. Sowing a seed in the ground is the cause but only Allah produces the effect from it in the form of a plant. Similarly cloning is a cause and only through Allah’s Will it can produce the effect. Just as the person sowing the seed is not the creator of the resulting plant, so the cloning technician is not the creator of the resulting animal. Allah alone is the Creator and all creation takes place solely through His Will». Mufti Taqi Usmani. Islamic Fiqh Academy: Deliberations of the 97 Meeting. Qoning. http://www.albalagh.net/qa/ifa.shtml
  21. Оригинал текста: «.cloning is permissible in case of plants as well as in case of animals except human beings. The extension of cloning to human beings would create extremely complex and intractable social and moral problems. Therefore cloning of human beings cannot be permitted». Mufti Taqi Usmani. Islamic Fiqh Academy: Deliberations of the 97 Meeting. Cloning. http:// www.albalagh.net/qa/ifa.shtml
  22. Dr. Abdulaziz Sachedina. Cloning in the Qur’an and Tradition. Islamic Perspectives on Human Cloning. University of Virginia. http:// people.virginia.edu/~aas/article/article4.htm
  23. Оригинал текста: «The improvement in the quality of plants and animals and the increase of productivity is not prohibited from a shari‘i perspective, and it is among the things that are allowed. Also, the use of plants and animal cloning to cure human diseases, especially acute ones, is allowed in Islam. It is even recommended because seeking a cure for illness is recommended and manufacturing medicine for curing is recommended as well. Imam Ahmad narrates from Anas, he said; that the Prophet said, «Allah has created the illness and the cure. So seek a cure». Abu Dawud and Ibn Majah also narrated from Usama bin Sharik, he said; I was with the Messenger when (Bedouins) came to him and asked: «O Prophet, should we seek a cure for our illness?» He said, «Yes. O servants of Allah, seek a cure. Allah Almighty did not create a disease without creating a cure for it»». Islamic verdict on: Cloning, Human organ transplantation, Abortion, Test-tube babies, Life support systems, Life and death. London: Al-Khilafah Publications, 1999. P. 13-14. http:// www.khilafat.org/newPages/Books/Resources/IslamicVerdictOnCloning.pdf
  24. Отношение ислама к некоторым вопросам современной медици­ны (из книги «Ислам в отношении биоэтики», шейх Абд-аль-Кадим Заллюм Ислам и «дети из пробирки»). «Возрождение». http:// vozrojdenie.info/fiqh/1127-islam-i-nekotorie-voprosi-medicini.html
  25. Islamic verdict on: Cloning, Human organ transplantation, Abortion, Test-tube babies, Life support systems, Life and death. London: Al- Khilafah Publications, 1999. http://www.khilafat.org/newPages/Books/ Resources/IslamicVerdictOnCloning.pdf
  26. Здесь и далее перевод смыслов Корана Э. Кулиева. http:// www.falaq.ru/quran/kuli/
  27. Оригиналтекста: «This cloning of humans, males or females, if done, would be a disaster for the world. This would be the case whether the aim was to improve quality, select the offspring which is smarter, stronger, braver, healthier, or more beautiful, or if the aim was to increase the number in order to increase the population or to make the state stronger. This would be a cause of evil. It is Haram and not allowed. This is because of the following:
    1. The production of children in this manner is different from the natural way that Allah has made humans to reproduce their offspring. Allah says: “And that He (Allah) created the pairs, male and female. From Nutfah (drops of semen — male and female discharges) when it is emitted” /TMQ An-Najm: 45-46/.

    He also says: “Was he not a Nutfah (drops of semen) poured forth? Then he became a clot; then (Allah) shaped and fashioned (him) in due proportion. And made him in two sexes, male and female” /TMQ Al- Qiyamah: 37-39/.

    1. The children who are born out of cloning females, without a male, have no fathers. In addition, they will not have mothers if the egg that was merged with the nucleus of the cell was placed in the womb of a female different from that female whose egg was used in the cloning process. This is the case because the female whose womb was used to implant the egg is no more than a place to house the egg. This will lead to the loss of that human, where he has no father and no mother.

    This contradicts the saying of Allah ta’ala: “O mankind! We have created you from a male and a female” /TMQ Al-Hujurat: 13/ and also His saying: “Call them by the names of their fathers, that is more just in the sight of Allah” /TMQ Al-Ahzab: 5/.

    1. Loss of kinship. Islam has obligated preserving affinity and maintaining it.

    Ibn Abbas said that the Prophet of Allah said, “Whoever claims relationship by birth to other than his father or belonged to other than those he belongs to, then the curse of Allah, the Angels, and all the people be upon him” (Narrated by Ibn Majah).

    Abi ‘Uthman an-Nahri said that he heard Sa‘d and Abu Bakrah each of them saying that they had heard and understood from Muhammad saying: “Anyone who makes a claim for somebody other than his father and he knows that he is not his father, then Paradise is forbidden for him” (Narrated by Ibn Majah). Abu Hurayrah also narrated that he heard the Prophet of Allah saying: “Any woman who introduced to some people an offspring that does not belong to them, then she has nothing to do with Allah and she will not enter Paradise; and any man who denies his son while looking at him, Allah will not reveal Himself to him and Allah will disgrace him in front of the first and last generations” (Narrated by Al-Darimi).

    The cloning which aims at producing people who are outstanding in terms of their intelligence, strength, health, and beauty would mean choosing the people with characteristics among the males and the females regardless of if they were married couples or not. As a result, the cells would be taken from the males who had the required characteristics, and the eggs would be taken from selected women and implanted in selected women. This would lead to the kinship being lost and mixed.

    1. The production of children through cloning prevents applying many of the shari‘i rules, such as the rules of marriage, kinship, alimony, fatherhood, sonship, inheritance, custody, Maharim and ‘Usbat (forbidden degrees of consanguinity) in addition to many other shari‘i rules. The affinity would get mixed and would be lost. This goes against the natural way that Allah has created people, in terms of reproduction. This is an evil process and it would change the structure of society. Therefore, human cloning is Haram from a shari‘i perpctive and it is not allowed.

    Allah ta’ala said quoting the cursed shaytan: “I will command them to change the creation of Allah” /TMQ An-Nisa’: 119/.

    The creation of Allah is the nature (fitra) which Allah has created in people at birth, and the nature (fitra) of reproduction of humans from a male and a female through the fertilisation of the sperm of the male with the egg from the female. The law of Allah is that this process is to be done between a male and a female with a valid contract. It is not the nature (fitra) that reproduction and birth are achieved by cloning. This is in addition to the fact that this would happen between a male and a female who do not have a valid marriage contract that binds them». Islamic verdict on: Cloning, Human organ transplantation, Abortion, Test-tube babies, Life support systems, Life and death. London: Al-Khilafah Publications, 1999. P. 15-18. http:// www.khilafat.org/newPages/Books/Resources/IslamicVerdictOnCloning.pdf

  28. Шейх Абд аль-Маджид аз-Зиндани. Шейх Мустафа Ахмад. Доктор Кейт Мур. Стадии развития человеческого эмбриона (в свете положений Корана и Сунны). Стр. 9. http://islam-book.info/izucheniya/nauka-i-islam/ stadii-razvitiya-chelovecheskogo-embriona-v-svete-polozheniy-korana-i-sunni
  29. Цит. по: Коран на русском / Перевод смыслов Э. Кулиева. http:// musulmanin.com/koran-na-russkom.html
  30. Шейх Абд аль-Маджид аз-Зиндани. Шейх Мустафа Ахмад. Док­тор Кейт Мур. Стадии развития человеческого эмбриона (в свете по­ложений Корана и Сунны). Стр. 9. http://islam-book.info/izucheniya/ nauka-i-islam/stadii-razvitiya-chelovecheskogo-embriona-v-svete- polozheniy-korana-i-sunni
  31. Там же. С. 14.
  32. Оригинал текста: «Imam Muslim narrates from ibn Mas‘ud that he said that he heard the Messenger of Allah saying: “When 42 nights have passed on the nutfah (mixed male and female discharge of semen), Allah sends an angel to form it. He creates its hearing, vision, skin, flesh, and bones. Then, the angel says, O Allah! male or female? Then it will be ordered…” In another narration, “40 nights” was mentioned instead of 42.The hadith indicates that formation starts and the organs start to show after 40 or 42 nights. Therefore, an attack on this foetus is an attack on a being that has a human life in it, which is sacred and protected by Shari‘ah». Islamic verdict on: Cloning, Human organ transplantation, Abortion, Test- tube babies, Life support systems, Life and death. London: Al-Khilafah Publications, 1999. P. 31-32. http://www.khilafat.org/newPages/Books/ Resources/IslamicVerdictOnCloning.pdf
  33. Шейх Абд аль-Маджид аз-Зиндани. Шейх Мустафа Ахмад. Док­тор Кейт Мур. Стадии развития человеческого эмбриона (в свете положений Корана и Сунны). С. 15. http://islam-book.info/izucheniya/ nauka-i-islam/stadii-razvitiya-chelovecheskogo-embriona-v-svete- polozheniy-korana-i-sunni
  34. Там же. С. 15.
  35. Там же. С. 15-16.
  36. Там же. С. 16.
  37. Цит. по: Коран на русском / Пер. смыслов Э. Кулиева. http:// musulmanin.com/koran-na-russkom.html
  38. Шейх Абд аль-Маджид аз-Зиндани. Шейх Мустафа Ахмад. Доктор Кейт Мур. Стадии развития человеческого эмбриона (в свете положений Корана и Сунны). Стр. 16. http://islam-book.info/izucheniya/nauka-i-islam/stadii-razvitiya-chelovecheskogo-embriona-v-svete-polozheniy-korana-i-sunni
  39. Курило Л.Ф. Развитие эмбриона человека и некоторые морально­этические проблемы методов вспомогательной репродукции // Про­блемы репродукции, 1998, № 3. http://www.rusmedserv.com/ problreprod/1998/3/article_90.html
  40. Оригинал текста: «Abortion can occur either after the Ruh (soul) is given to the foetus or before that. If abortion occurs after the Ruh is given to the foetus, all Muslim jurists agree that it is forbidden regardless of whether it happens by the mother, father, doctor, or by an attack by somebody else. This is so because it is an attack on a human soul, which has a life and is protected by the Shari‘ah…  In the case where the foetus is aborted before the Ruh is given, there is a difference of opinion among the Muslim jurists about its shari‘i rule. Some of them allowed it and others prohibited it depending on the stage of pregnancy. It is our opinion that if abortion occurs after or days into the pregnancy, and at the time of the start of foetal formation, it will be prohibited. The ruling is similar to the one after the Ruh is given.

    As for aborting the foetus before the completion of 40 days of pregnancy, it is Islamically permitted, and there is no punishment for that. This is because it has not yet become a foetus, and it is still a nutfa. The hadith of aborting the foetus does not apply to it. Aborting the nutfa before becoming a foetus is like the ‘azl which is used to avoid pregnancy. ‘Azl is done by the male who does not want the female to become pregnant by him. ‘Azl is to discharge the sperm outside the women’s vagina, and this will result in not utilising the sperm and, hence, its death. Also, this results in not utilising the woman’s egg. As a result, the sperm will not meet the egg, and pregnancy will not occur. It was permitted by the Prophet of Allah. Jabir ibn ‘Abdullah narrated that a man came to the Messenger of Allah and said, “I have a female slave who is our servant and helper in the palm trees, and I have a sexual relationship with her, and I detest that she becomes pregnant”. The Prophet said, “you can perform azl if you want, and she will get what is destined for her”.

    It is allowed to abort the foetus in the early stages of formation, or after the Ruh is given to the foetus, if competent doctors decide that if the foetus remains in the woman’s womb, it will lead to the death of the mother and the foetus. In this case, it is allowed to abort the foetus, and save the life of the mother. Saving lives is something that Islam calls for. This aborting is considered as a treatment, and the Messenger of Allah commanded people to seek treatment and cure». Islamic verdict on: Cloning, Human organ transplantation, Abortion, Test-tube babies, Life support systems, Life and death. London: Al-Khilafah Publications, 1999. P. 30-34. http:// www.khilafat.org/newPages/Books/Resources/IslamicVerdictOnCloning.pdf

  41. Оригинал текста: «Anas narrated that the Messenger of Allah said, “Marry the affectionate who is prolific; I will be boasting about your number to the Prophets on the Day of Judgement”. Also, ‘Abdullah ibn ‘Umar narrated that the Prophet of Allah said, “Marry the mothers of children (i.e. who can have children); I will be proud of you on the Day of Judgement”. Both were narrated by Imam Ahmad». Цит. по: Islamic verdict on: Cloning, Human organ transplantation, Abortion, Test-tube babies, Life support systems, Life and death. London: Al-Khilafah Publications, 1999. P. 37-38. http://www.khilafat.org/newPages/Books/Resources/ IslamicVerdictOnCloning.pdf
  42. Там же. С. 38.
  43. Оригинал текста: «For this procedure to be allowed, the fertilisation in the tube has to occur between the sperm of the husband and the egg of the wife, and the egg after its fertilisation in the tube has to be placed in the womb of the wife. It is forbidden to place the egg in another woman’s womb, i.e. surrogate mother. It is also forbidden for the fertilisation in the tube to be between the sperm of the husband and the egg of another woman other than his wife, even if the egg is placed in the wife’s womb. It is also forbidden to have the fertilisation happen between the sperm of a male other than the husband and the egg of the wife, even if the egg was placed in the wife’s womb. These three forms of fertilisation are forbidden from a shari‘i point of view because they result in a mix and loss of kinship. This is forbidden in Islam». Islamic verdict on: Cloning, Human organ transplantation, Abortion, Test-tube babies, Life support systems, Life and death. London: Al-Khilafah Publications, 1999. P. 38. http://www.khilafat.org/newPages/Books/Resources/IslamicVerdictOnCloning.pdf
  44. http://islamqa.com/ru/ref/3474
  45. Islamic verdict on: Cloning, Human organ transplantation, Abortion, Test-tube babies,(Life support systems, Life and death. London: Al-Khilafah Publications, 1999. P. 38. http://www.khilafat.org/newPages/Books/Resources/IslamicVerdictOnCloning.pdf
  46. Оригинал текста: «Abu Hurayrah narrated that he heard the Prophet of Allah saying: “Any woman who introduced to some people an offspring that does not belong to them, then she has nothing to do with Allah and she will not enter Paradise; and any man who denies his son while looking at him, he will not see Allah and Allah will disgrace him in front of the first and last generations”. Ibn Abbas said that the Prophet of Allah said: “Whoever claims relationship by birth to other than his father or belonged to other than those he belongs to, then the curse of Allah, the Angels, and all the people be upon him”». Цит. по: Islamic verdict on: Cloning, Human organ transplantation, Abortion, Test-tube babies, Life support systems, Life and death. London: Al-Khilafah Publications, 1999. P. 39. http:// www.khilafat.org/newPages/Books/Resources/IslamicVerdictOnCloning.pdf
  47. Там же. С. 39.
  48. Оригинал текста: «.the punishment for such a deed is 24 left to the judge and falls under ta‘zeer (punishment for a disobedienct 25 act which does not fall under hudood)». Цит. по: Islamic verdict on: Cloning, Human organ transplantation, Abortion, Test-tube babies, Life support systems, Life and death. London: Al-Khilafah Publications, 1999. P. 39. http:// www.khilafat.org/newPages/Books/Resources/IslamicVerdictOnCloning.pdf